Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был римским гражданином. Оба апостола погибли в один день, хотя и с разницей в один год, – 29 июня по старому или 12 июля по новому стилю. «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Петр», нареченное Господом, означает «камень», поскольку Петр исповедал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, этой правой, православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет «ум Христов», как говорится в одном из посланий. Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошением «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать на Фаворе при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика. Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.

http://pravoslavie.ru/2414.html

Пламенно желая пострадать и умереть за Христа, Петр не хотел согласиться на это. Но христиане неотступно продолжали со слезами умолять его спасти свою жизнь, столь нужную для Церкви Христовой. Наконец Петр тронулся общими слезами и молениями и дал обещание уйти из Рима и скрыться. Наступила ночь, Петр в собрании всех верующих совершил молитву, простился со всеми и один пошел из города. Но вот подошел он к городским воротам и видит – навстречу ему идет в город Сам Господь Иисус Христос. Изумленный Петр поклонился Господу и спросил: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим снова распяться», отвечал ему Господь и тотчас стал невидим. Тогда Петр познал, что Христос и Сам состраждет в страданиях рабов Своих, как истинных Своих членов, и что в страданиях апостола должно прославиться Его имя. Св. апостол вернулся и на другой день был взят воинами. Вместе с ним было арестовано много верующих. Всех взятых христиан Нерон осудил на смертную казнь через усечение мечом; пощадили и отпустили только св. Климента, как царского родственника. Св. апостол Петр, на которого особенно был озлоблен Нерон, был осужден на более жестокую казнь через распятие на кресте. Петр умолил распинателей, чтобы его распяли головой вниз: он не осмеливался уподобиться в своем распятии Распятому Господу и желал преклонить голову свою под ноги Его. Желание Петра было исполнено. Испытывая жестокую боль от гвоздей в руках и ногах, св. апостол Петр в ужасных муках предал Богу непорочную душу свою. Он окончил жизнь 70 лет от рождения, 29 июня 67 года по Рождестве Христовом. Св. Церковь свято чтит память св. апостола Петра и совершает празднование ему в день его преставления, 29 июня. Св. Климент выпросил тело своего учителя и снял его со креста. В собрании всех римских христиан Климент с честью предал погребению тело св. апостола Петра и прочих, пострадавших с ним. Честное тело св. апостола осталось в Риме, голова со временем была перенесена в Константинополь. Во время пятого крестового похода крестоносцы овладели Константинополем и со множеством другой святыни нашли и честную голову апостола Петра. Возвращаясь из шестого крестового похода, венгерский король Андрей II проезжал Константинополем и взял с собой в Венгрию в числе другой святыни и голову св. апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

6 Христианство. М., 1995, т. 2. С. 334–335. «Подвижничество и мученическая смерть Петра в Риме – источник многих легенд. С начала 3-го века у церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании Петра с самарянским магом Симоном, который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлен Петром… Согласно апокрифам Петр, отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей ( обычный для древней агиографии мотив). Поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Петр ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к Нему с вопросом: «Куда идешь, Господи?» (лam.vadis, Domine?) и слышит в ответ: «В Рим, чтобы быть снова распяту» С этими словами Христос возносится на небо, а Петр, поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим. Здесь он схвачен и приговорен к кресту. Не желая оскорбить Бога, уподобившись Ему в роде смерти, Петр просит распять его головой вниз. Будучи распят, Петр обращается с проповедью тайны креста: крест обращенный, (перевернутый) – символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий – символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок; вертикальый устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное (начало) в Богочеловеке, а горизонтальная перекладина – человеческую природу в Нем. Окончив проповедь , Петр испускает дух. Мученичество Петра относят обычно к эпохе нероновских гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало Петра как основателя местной епископии… (См. подробнее: Житие славного и всехвального апостола Петра. Жития святых. Книга десятая (июнь). М., 1908. Репринт. С. 642–648; 649–651) . Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла. К 4-му веку окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым Петр изображается с широким лицом, курчавыми волосами округлой бородкой( в отличии от узколицего, лысого и длиннобородого Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Святой апостол Петр – старший брат апостола Андрея Первозванного – до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст . «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра ( Ин. 1, 42 ). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки ( Мк. 1, 29–31 ). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе ( Мф. 17, 1–9 ; Лк. 9, 28–36 ), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира ( Лк. 8, 41–56 ), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду ( Мф. 26, 37–41 ). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свой человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» ( Ин. 15, 5 ). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, и поклонение во веки пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии ( Мф. 14, 28–31 ). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16, 16 ). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего ( Лк. 24, 34 ). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю ( Ин. 21, 15–17 ). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Краеугольным камнем всех заблуждений Католической церкви является учение о главенстве паны. Сущность этого учения состоит в следующем: Римский первосвященник, учат католики, есть верховный владыка всей основанной Спасителем Церкви он – наместник Бога на земле и глава всех верующих. Как таковой, папа выше Вселенских Соборов, которые от паны получают свое утверждение и санкцию. На чем же основывают католики это антихристианское учение о видимом главенстве в Церкви римского первосвященника? Как ни странно, но основание для учения о главенстве папы заключается в чисто внешней и почти случайной причин. Римский первосвященник, учат католики, является преемником по кафедре Св. апостола Петра, вследствие этого ему должны принадлежать все преимущества, какие были дарованы Богом апостолу Петру. Преимущества же апостола Петра состояли в том, что он будто бы был поставлен, от Христа князем над апостолами и верховным главою всей Церкви. Прежде чем разбирать вышеозначенное учение, спросим у католиков, в каком смысле они считают папу преемником апостола Петра? Если папа преемник апостола Петра но кафедре, иначе говоря, занимает, кафедру, на какой некогда был Св. апостол Петр; то это основание весьма шатко, так как достоверно известно, что апостол Петр в собственном смысле никогда не был епископом Римским. Правда, апостол Петр, как гласить предание, положил основание Римской Церкви; но епископом, таковой, по сказанию того же предания, апостол Петр поставил св. Лина, сам же отправился в другие места с проповедью Евангелия. Если же признать папу преемником апостола Петра только потому, что этот апостол положил основание Римской Церкви, тогда на этом основании должно признать преемниками апостола Петра также и патриархов Антиохийского и Александрийского, так как Церкви последних тоже основаны св. апостолом Петром, причем Антиохийская даже ранее, нежели Римская. Почему же, в таком случае, католики только папе своему приписывают право именоваться преемником св. апостола Петра? В своем стремлении во что бы то ни стало доказать, что только один папа римский имеет право именоваться в собственном смысле преемником апостола Петра, католические богословы не останавливаются пред заведомым искажением истины и говорят, что апостол Петр будто бы по основании Римской Церкви безвыходно жил в Рим, где занимал епископскую кафедру. Посмотрим, правда ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

(1) Послание к Римлянам (2) Послание к Киринфянам (2) (3) Послание к Галатам (4) Послание к Ефесянам (5) Послание к Филиппийцам (6) Послание к Колоссянам (7) Послание к Солунянам (2) (или Фессалоникийцам) (8) Послание к Тимофею (2) (9) Послание к Титу (10) Послание к Филимону (11) Послание к Евреям. Во время своих трех путешествий апостол Павел подвергался жестоким гонениям и испытаниям (2 Коринфянам 23 и след.). По молитвам апостола Павла, Господь творил большие чудеса, а также и над самим Павлом и сохранял его. Апостол Павел пострадал во время гонений императора Нерона. Ему, как римскому гражданину, была назначена казнь благородных - отсечение головы. Это было 29 июня 67-го года. Он был казнен вместе с апостолом Петром, который был распят, но своему желанию вниз головой. Память святого апостола Павла празднуется, вместе с апостолом Петром, в день их преставления: святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля. Вопросы. (1) Как еще звали святого апостола Павла? (2) Среди кого проповедывал апостол Павел? (3) Каким был Павел в молодости? (4) Почему он преследовал христиан? (5) Почему Павел отправился в Дамаск? (6) Что случилось с Павлом по дороге в Дамаск? (7) Что делал Павел в Дамаске? (8) Сколько проповеднических путешествий проделал Павел? (9) Что он делал во время путешествий? (10) Что писал апостол Павел? (11) Как скончался святой апостол Павел? 2.5 Святой апостол Петр (14) Святой апостол Петр проповедывал в Палестине. Он, как и апостол Павел, тоже участвовал на Апостольском Соборе. После собора он проповедывал в Антиохии сирийской, в городах Малой Азии, в Александрии и в Риме. Больше всего он проповедывал иудеям, а апостол Павел язычникам. В Египте он рукоположил своего сотрудника Марка в епископы Александрийской Церкви. Со слов апостола Петра, евангелист Марк написал евангелие, которое в древности называлось также Петровым евангелием. Апостол Петр написал два соборных послания которые стали частью Священного Писания, Нового Завета. Они называются:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Этой любовью так или иначе исполнены все поступки апостола Петра, даже и в том случае, когда к ней примешиваются некие земные и страстные побуждения. Предсказание страстей: И, отозвав Его, Петр начал прекословить ему: Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою (Мф. 16, 22). Хождение по водам: Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14, 28). Чудесная ловля рыб: Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). О камне Церкви: Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого (Мф. 16, 16). Ответ на предсказание о соблазне учеников: Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф. 26. 33, 35); С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33). Взятие Христа под стражу: Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо (Ин. 18, 10). Явление на Тивериадском озере: Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою… и бросился в море (Ин. 21, 7). Испытание Петра: Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 17). Господь воистину знает, что Петр любит Его. В своей горячей вере Петр опережает других учеников. Он первый исповедуют Христа Богом: Ты Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 26,16); первый прекословит Христу, взывая к Нему пощадить Себя и отказаться от страданий; первый торжественно обещает умереть со Христом и не соблазниться о Нем; первый препятствует Христу омыть ему ноги, обнажает меч против взявших Христа под стражу; кидается к Нему по воде, узнав, что это – Он, как в случае с чудесным хождением по водам, так и тогда, когда узнает в Нем Воскресшего Господа. И даже уверения Петра: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33), исполненные самоуверенности и самонадеянности, происходили все же из пламенной любви его к Господу. Господь смиряет Петра не за его горячее побуждение, а именно за то, что он хотел противостоять соблазнам собственными силами. «Когда должно было усиленно молиться и говорить: “Господи, помоги нам!” – он совершает троякое преступление: первое то, что противоречил пророку и Иисусу Христу; второе, что предпочитал себя другим; третье, что полагался только на себя, а не на помощь Божию» (Свят. Иоанн Златоуст). «Христос попустил ему пасть, чтобы научить его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать достовернейшими собственного сознания. Притом же слова: “Если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь”, – отзываются высокомерием и обнаруживают в Петре гордость и незнание собственной немощи» (Блаж. Феофилакт Болгарский).

http://pravoslavie.ru/3083.html

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!.. (Ин 21:17) Три раза воскликнул: люблю!  — и вспомнил свое троекратное отречение... После Вознесения Христова Петр вместе с другими учениками принимает в день Пятидесятницы благодать Духа Святого. Впоследствии Петр — один из самых ярких деятелей Первохристианской Церкви. Он проповедует и в малых общинах, и среди толп народа. Сначала его проповедь протекает среди иудеев, но в Иоппии (ныне Яффа) апостол Петр удостаивается удивительного откровения. Вот как рассказывает об этом сам Петр: В городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо (Деян 11:5—10). После такого видения к Петру пришли люди, которые пригласили его с проповедью в Кесарию. Эти люди рассказывали, что некоему язычнику явился Ангел, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян 11:13—14). Петр и другие апостолы, с которыми он поделился этим рассказом, сочли, что этим Господь дает однозначный знак: проповедь о Христе должна совершаться не только для евреев, но и для язычников. Таким образом, Петр положил начало проповеди среди язычников. Продолжателем же этой проповеди стал великий Павел. В 44 году евреи открывают гонения на христиан. Был убит один из Двенадцати — Иаков Зеведеев. Царь Ирод приказал схватить и посадить в темницу Петра. После пасхальных торжеств он намеревался предать смерти и его. Итак Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский (Деян 12:5—11).

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

Что ап. Петр был в Риме, это не подлежит никакому сомнению; но вопрос в том, когда именно прибыл туда апостол? Римские христиане, думая авторитетом апостола Петра возвысить свою церковь перед всеми другими церквами и особенно своего первосвященника перед всеми другими, с особенным усердием защищают мнение, будто св. Петр пришел в Рим еще во второй год царствования римского императора Клавдия и управлял там Церковью сряду двадцать пять лет. Но из священного писания мы достоверно знаем, что в указанное время и даже несколько позже ап. Петр был в Иерусалиме в узах, наложенных на него Иродом; а смерть Ирода, последовавшая скоро по освобождении св. Петра из заключения, совпадает с 4-м годом царствования Клавдия. Кроме того, и после, спустя несколько лет, мы видели св. Петра в Иерусалиме на соборе и потом — в Антиохии при встрече с Павлом. Явно, что Петр не мог быть в Риме во втором году царствования Клавдия, тем более не мог управлять там Церковью двадцать пять лет. Если был ап. Петр в Риме во время царствования императора Клавдия, то он был, разумеется, позже второго года его царствования. Повод к сему путешествию и, обстоятельства пребывания св. Петра в Риме, по объяснению Евсевия, были следующие: некто Симон волхв, родом из Самарии, быть может, тот самый, который встречался там с апостолом Петром при первом обращении им самарян, начал возмущать народ своими волхованиями. Достигши Рима, он увлек там за собою многих и пользовался уважением и славой, почти божеской. Но, к счастью верных, «благое Провидение привело туда же и Петра. Будучи подкрепляем божественною силою, св. апостол разрушил все то, что сделал соблазнитель и, рассеявши тьму ложного учения, разлил свет истины». Благоразумные из римлян увидели преимущества истинного божественного учителя перед ложным, слушали проповедь Петра об Иисусе Христе, и плодом сего было то, что некоторые из воинов императорского войска, обратившись к вере Христовой, просили Марка, сотрудника Петрова, передать им письменно то, что апостол проповедовал устно. Марк исполнил их просьбу, — написал евангелие, которое читал и одобрил сам ап. Петр для употребления христианам римским. Сколько времени св. Петр был в этот раз в Риме, неизвестно; но то достоверно, что он не оставался там долго, потому что св. апостол Павел, прибыв в Рим, не нашел его там и после в посланиях своих, писанных из Рима, не упоминает о Петре, а говорит в одном из них, что с ним был только Лука, а в другом — что Аристарх и Марк, и Иисус, нареченный Иуст, сии едини были ему споспешниками в царство Божие (Колос. 4, 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010