Пред- и попразднства не образовывали стройной системы. Великие праздники, число которых было больше, чем ныне (к ним относились все двунадесятые праздники, дни апосто-лов, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни особо чтимых святых, некоторые пред- и попразднства), отмечались освобождением от часов, поклонов и работ на весь день. В эти дни разрешалось вкушать яйца и творог («сыр») вне зависимости от того, на какой день они попадали. Но уже в XII в. студийские обычаи пощения начинают уступать место более строгим иерусалимским: в это время на Руси не в пользу студийской практики завершился спор о разре-шении поста в среды и пятницы, если на них приходятся праздничные дни. Из особенностей служб Рождества Христова и Богоявления можно назвать следующие. В навечерия этих праздников не совершались царские часы, повечерие накануне праздников не объединялось с утреней. На Богоявление чин великого водоосвящения совершался только один раз – после вечерни накануне праздника. Под влиянием Типикона Великой церкви на Воздвижение Честного Креста (14 сент.) в кафедральных храмах совершалась праздничная «панихида». Об использовании в эти дни пе-сненного последования в византийских храмах даже в 1-й пол. XIV в., когда в греческом бого-служении уже господствовал Иерусалимский устав, сообщает блж. Симеон Солунский (Разговор о священнодействиях и таинствах церковных. Раздел: О Божественной молитве. Гл. 266. СПб., 1856. С. 403–404). Этой же традиции следовала и Русская Церковь , подразумевая под «панихи-дой» не pannuc... Великой церкви, а особое последование, совершавшееся после вечерни. Оно состояло из части песненной вечерни, литии (шествия) «с крестами» на городскую площадь, молебна на площади. Торжественно отмечался день освящения («обновления») храма – в этот день соверша-лась лития вокруг храма, завершавшаяся пением перед закрытыми вратами 23-го псалма (как при самом освящении храма). Среди ранних русских праздников три связаны с освящением новосозданных киевских церквей – Десятинной (11/12 мая), вмч. Георгия Победоносца (26 нояб., служба на этот праздник до сих пор печатается в Минее), Софийского собора (4 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апосто лам». (1 Тим. 3, 1–10): «Верно слово: если кто епископ ства желает, доброго дела желает. Но епископ дол жен быть непорочен, одной жены муж, трезв, цело мудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляю щий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диаволъскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (Тит. 1, 5–9): «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недокон ченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутст ве или непокорности. Ибо епископ должен быть непо рочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гнев лив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но стран нолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и настав лять в здравом учении и противящихся обличать». Глава 2. В рукоположениях не должно быть легкомысленным и приступать к оным неосмотрительно, ибо не заслужившее одобрения не безопасно. А ули ченного в чем–нибудь надобно обнаруживать, чтобы и самому не стать сообщником во грехе и чтобы другие не претыкались, а, напротив, учились бояться. (1 Тим. 5, 22): «Рук ни на кого не возлагай поспеш но, и не делайся участником в чужих грехах». (19–20): «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пе ред всеми, чтобы и прочие страх имели».

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Преподобный Дионисий направился вдоль восточной стороны Кубенского озера. Пройдя 15 верст, он вдруг услышал как бы отдаленный колокольный звон. Преподобный Дионисий устремился на звук и вскоре вышел к крутому берегу реки Глушицы – месту безлюдному, окруженно му лесной чащей. Поняв, что таким чудесным образом ему было указано, где он должен продолжить свой духовный подвиг, преподобный Дионисий водрузил крест, который он нес из Святой Луки. После благодарственной молитвы он принялся за сооружение келлии, выбрав для нее место под цветущим черемуховым кустом (После кончины преподобного егоды этого дерева давали исцеление страждущим.) И на новом месте подвигов преподобный Дионисий продолжал строгий образ монашеской жизни. Однажды в Глушицкую пустыньку зашел старец монах. Он с радостью согласился на предложение святого Дионисия раз делить с ним пустынножительство. Через некоторое время к ним присоединились еще несколько собратий. Постепенно вокруг преподобного Дионисия собралось такое количество иноков, что возникла мысль об устроении монастыря. Владевший землей вдоль Кубенского озера удельный князь Димитрий Васильевич Заозерский с радостью откликнулся на благочестивую просьбу старца помочь в устроении обители. Им были присланы работники, вырубившие и расчистившие лесную чащу. Чтобы получить необходимое архипастырское благословение, преподобный Дионисий в 1402 году вновь направился в Ростов Великий. Архиепископ Ростовский Григорий благословил подвижника на стро ительство храма и устроение обители, советовал также ввести в ней обще жительный устав, «чтобы никому ничего не называть своим, а все иметь общим, как жили при апосто лах». По возвращении преподобный Дионисий и братия с помощью княжеских плотников принялись за сооружение небольшого деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое было закончено в 1403 году. Постепенно Глушицкая обитель, руководимая опытным и мудрым подвижником благочестия, стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. С радостью принимал их игумен. Посетители монастыря в благодарность за молитвы и духовную помощь нередко делали крупные вклады на дальнейшее благоустройство обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Читайте также Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура Статьи Петров день — 12 июля Святые апостолы Петр и Павел: 12 июля Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола Память апостолов Петра и Павла — что поется на службе Знаете, какие у рыбаков руки? Трудиться, как Петр и Павел Петр, друг ли ты Мне? О людях практичных и не очень Новые Петры и Павлы — это мы? Как проходил бы спор Петра и Павла сегодня? Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных? Проповеди Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя  — проповедь митрополита Антония Сурожского Петров день  — проповедь протоиерея Димитрия Смирнова «Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия»   — проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2012 года Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Апостолов Петра и Павла 12 июля 2012 года Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 июля, 2021 12 июля, 2021 12 июля, 2020 24 июня, 2019 12 июля, 2018 11 июля, 2016 12 июля, 2015 11 июля, 2015 8 июня, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

После смерти апостола Павла и по прибытии в Рим апостола Петра он начал сотрудничать с ним в проповеди и борьбе с гностиками. Марк записал тщательно, хотя и не по порядку, учение и деяния Христовы, как о них говорил апостол Петр. То немногое, что он привнес, относится к его личному опыту. Так возникло Евангелие от Марка, в создании которого есть несомненная заслуга апостола Петра. Кроме того, в Риме апостол Петр написал два Послания, адресованные христианам Малой Азии. В Риме: мученичество Апостол Петр принял мученическую смерть при Нероне – во время второй вспышки гонений – около 68 года. Согласно Преданию, до христианской общины дошли сведения, что власти разыскивают именно апостола Петра. Узнав об этом, все умоляли апостола на время покинуть Рим и сохранить свою жизнь для пользы всей общины. Сам апостол Петр мог бы сказать о себе, как некогда и его собрат по служению Павел: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21) – он готов был пострадать за имя Христово. Но, склонившись к мольбе христиан, он согласился на время покинуть Рим. И вот, уже следующим вечером апостол Петр, простившись со всеми, вышел из города. Но когда от шел по дороге прочь от Рима, то увидел идущего ему навстречу Господа Иисуса Христа. Пораженный этим видением Петр склонился к ногам Спасителя и спросил: «Куда идешь, Господи?» «Иду в Рим, чтобы снова распяться», – ответил ему Господь Иисус. После этого Спаситель стал невидим. С этой минуты апостол Петр уже не сомневался – он, как пастырь, которому Господь поручил пасти Своих овец, должен вернуться в Рим. Он тут же повернул обратно. Вскоре апостол вместе с другими христианами был арестован и приговорен к смерти. Как странник и чужеземец, Петр был осужден на распятие. Но, не считая себя достойным умереть так, как умер его Господь и Учитель, апостол Петр просил распять его вниз головой. Его просьба была уважена. Так получило исполнение слово Христово, сохраненное в конце Евангелия от Иоанна. По Преданию тело апостола Петра взял его ученик – Климент Римский, и похоронил на одном из кладбищ Рима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Епископ Афанасий Евтич Епископ Афанасий Евтич и настоятель монастыря Завала иеромонах Василий Копитич Завала. Вид на Попово поле Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Св. Престол в пещерном храме Монастырь апостолов Петра и Павла Женский монастырь апостолов Петра и Павла расположен на Петропавловом поле в 4 км к юго-западу от Требинья. Благодаря находящейся неподалеку пещере апостола Павла, в монастырь приезжает большое число паломников и иностранных туристов. Предание, передающееся из поколения в поколение, связано с пребыванием в этих местах апостолов Павла и Тита во время их миссионерского путешествия в Далмацию. Монастырь неоднократно разрушался. Восстановление храма произошло только в 1906 г. Монашеское общежитие было восстановлено здесь в августе 1998 г. Тогда для нужд сестер был построен новый корпус с монастырским параклисом в честь Собора Пресвятой Богородицы. Помимо жилого корпуса монастырский комплекс включает две церкви. Храм апостола Петра в нынешнем виде обновлен в 1906 г. при смч. митрополите Петре Зимоньиче. Второй храм – апостола Павла – недействующий. В настоящее время разрабатывается проект его восстановления. В обители подвизаются 10 сестер во главе с игуменьей Павлой. Во внебогослужебное время сестры работают в пошивочной, вязальной, иконописной и других мастерских, занимаются сбором лекарственных трав, произрастающих в окрестных горах и долинах, и преподают в ближайшей школе веронауку. Среди сестер монастыря уроженки различных стран Европы и Америки. Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Древний храм св. ап. Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Мать Магдалена Монастырское кладбище Монастырское кладбище

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

Сегодня мы чтим память двух первоверховных апостоловПетра и Павла. В их встрече мы находим замечательную иллюстрацию к кредо Петра, изложенному в послании. Эта история – как росток практического применения принципов, заложенных в послании Петра, на практике. Как братья от одного Отца Когда в Иерусалиме встретились апостол Павел и апостол Петр, то ожидалось, что Петр, видевший Христа и бывший при Нем неотлучно, выведет на чистую воду какого-то Павла, не ходившего с ними, вещающего от имени Господа. Ожидалось, что Петр устроит ему экзамен. А Павел готовился к встрече, которая могла быть трудной и даже опасной. И, войдя к апостолам, Павел в энергичной форме изложил свое дело. Петр, удивившись напору… внял и молча благословил его! Это немало – иметь на себе благословение самого ревностного апостола Христа – Петра, который, живя в пространстве общины, созданной Самим Христом, ничего не возразил Павлу. Он почувствовал силу Святого Духа, явленного в новой форме, понял, что она от Бога, и склонил главу в почтении и страхе Божием, признавая новую особенность власти апостола Павла над Церковью. Петр проявил на деле то, что есть в теории его послания. Он уразумел действие руки Бога над Павлом и нашел в себе силу принять верное решение. Петр смирился пред Богом и апостолом в духе любви к Церкви. Он правильно понял свою власть не как административный ресурс, а как власть исполнителя воли Божией. Он не спутал свою власть с властью Бога и признал Павла. Петр и Павел узнали друг друга как возлюбленные Бога. Как братья от одного Отца. Как люди, пораженные одной и той же небесной любовью. Так часто бывает и у нас. Иногда находишь в церкви брата по духу такого, что с этим новым братством не может сравниться никакое земное родство. Так было и со встретившимися апостолами. Павел признал власть любви Петра над новой Церковью. А изумленный Петр признал великую силу и дар Павла быть устами и душой Церкви. Нельзя сказать, чтобы они по-человечески умилились или стали закадычными друзьями. Этого не было.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-kak-braty...

Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона. Когда празднуется день Петра и Павла Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, — непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю. История празднования дня Петра и Павла У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год. Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников. День Петра и Павла на Руси Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов. Иконография праздника Петра и Павла

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Апостол Петр, хотя и не был главою Церкви, пользовался особым уважением на Соборе апостолов ввиду своего престарелого возраста, а также своего усердия и рвения. 374. Пользовались ли, кроме Петра, еще иные апостолы особым уважением? Кроме Петра пользовались особым уважением еще апостолы Иаков и Иоанн, которые совместно с Петром считались столпами Церкви (Гал.2:9). 375. Кто из апостолов снискал позднее наибольшие заслуги в Церкви? Позднее самые большие заслуги в Церкви имел апостол Павел, поэтому христиане почитают апостолов Петра и Павла главными из апостолов. 376. Означает ли это особое уважение Церкви к апостолам Петру, Иакову, Иоанну и Павлу, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви? Особое уважение к этим четырем апостолам не дает повода предполагать, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви, ибо Церковь не могла бы иметь одновременно четыре главы. Она имела и имеет единого главу в Лице Господа Иисуса Христа. 377. Какое основание вело к созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью? К созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью вело основание, чтобы также епископ города Рима, столицы тогдашней Римской Империи, был признан главой всей Церкви. 378. Какие утверждения еще приводятся с тою целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви? С той целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви, утверждается еще, что апостол Петр был первым епископом Римским, и что последующие римские епископы, как его преемники, наследуют после него главенство над всей Церковью. 379. Подтверждается ли чем-либо, что апостол Петр был в Риме? То, что апостол Петр был в Риме, подтверждается устным Преданием о его мученической кончине; в Риме 67 году он был распят на кресте вниз головою. 380. Можно ли на основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, утверждать, что он был также первым епископом в Риме? На основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, подвизавшийся продолжительное время в Риме, принявший в Риме мученическую смерть, римским епископом не был.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010