Т. 42). Переписка царя Петра с патриархом Адрианом//Чтения. 1876. Кн. 4. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.; М., 1887–1952. 10 т. О Петре I: Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. М., 1902. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М., 1940–1948. 5 т. (до 1701 г.). Богословский М. М. Петр Великий. Опыт характеристики//Три века. М., 1912. Т. 3. Богословский М. М. Петр Великий и его реформа. М., 1920. Верховской. Т. 1. С. 46–83 (о религиозности Петра). Голиков И. И. Деяния Петра Великого. М., 1788–1793. 12 т.; 2–е изд. М., 1790–1797. 18 т.; 3–е изд. М., 1837–1843. 15 т. Заозерский П. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. С. 315–328 (о религиозности Петра). Кафенгауц Б. Вопросы историографии эпохи Петра Великого//Ист. зап. 1944. Т. 9. Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников//Ключевский В. О. Очерки и речи. М., 1913; 2–е изд. М., 1918; то же, в: Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990. Минцлов Р. Петр Великий в иностранной литературе. СПб., 1872. Петр Великий: Сборник статей/Под ред. А. И. Андреева. М.; Л., 1947. Т. 1. Платонов С. Ф. Петр Великий: Личность и деятельность. Л., 1926; 2–е изд. Париж, 1927. Погодин М. П. Семнадцать первых лет жизни имп. Петра Великого. М., 1879. Реформы Петра I: Сборник документов/Под ред. В. И. Лебедева. М., 1937. Феофан (Прокопович), еп. История императора Петра Великого. 2–е изд. М., 1788 (до 1709 г.). Шмурло Е. Петр Великий в оценке современников и потомства. СПб., 1912. Brückner A. Peter der Große. B., 1880 (Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen/Hrgs. von W. Oncken. 3. 6). Smolitsch I. Russisches Mönchtum (см.: общ. лит.). Kapitel 13. Sommer E. Fr. Der junge Zar Peter in der Moskauer Deutschen Sloboda//JGO. 1957. Bd 5. Stupperich R. Staatsgedanke und Religionspolitik Peters der Großen. Königsberg i. Pr.; B., 1936 (Forschungen. Neue Folge 22). Sumner B. H. Peter the Great and the Emergence of Russia. London, 1950. Скворцов Г. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последние десятилетия XVII века//Прав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Насколько всему благовестию Христову чужда идея главенства, первенства власти, в Церкви и среди Апостолов, выразительно свидетельствует беседа Иисуса Христа с сынами Зеведеевыми ( Мф. ХХ, 21–28 ; Мк. Х, 37–45 ; Лk. XXII, 24–27 ). Это принцип язычников, чуждый духу Христову. «Услышавши, десять вознегодовали на двух братьев», – говорит Апостол Матфей; «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна», – подтверждает Апостол Марк. Двенадцать разделились: десять вознегодовали на двух, правда не у двух, а у десяти, двое ошиблись. Но негодование – это атмосфера, которой не должно быть среди двенадцати, посему Учитель со всею ясностью, со всею резкостью осуждает стремление к первенству двух из двенадцати и этим восстанавливает среди них мир. Почему же Рим до сих пор продолжает усаживать Апостола Петра на первое место среди двенадцати? И еще вопрос: почему Рим считает преемником Апостола Петра Римского епископа, а не епископа Иерусалимского или Антиохийского? Ведь, по древнему достоверному преданию, Апостол Петр сначала играл руководящую роль в Иерусалиме, – лишь потом она перешла к Иакову; а Антиохийская Церковь , в которой верующие впервые стали называться христианами, была основана Петром. На это ответа латиняне не дают. У Оригена мы читаем: «Игнатий, второй епископ после Петра»; у Евсевия: «Петр, верховный Апостол, основав сначала свою Церковь в Антиохии, отправляется в Рим, проповедуя Евангелие; он, после Церкви в Антиохии, первым предстоятельствовал и Церкви в Риме вплоть до кончины своей». А папа Иннокентий в письме к Антиохийскому епископу Александру называет Антиохийскую Церковь «первой по времени кафедрой первого Апостола». Было бы странно отрицать, что Апостолу Петру принадлежит некая руководящая роль в жизни христианской общины, но эта роль никак не дает оснований для притязаний римских на главенство Петра и его непогрешимость. Да, Апостол Петр предлагает избрать двенадцатого на место выбывшего Иуды, и он говорит от имени Апостолов перед народом и перед властями, через него Дух Святый обличает и карает Ананию и Сапфиру, он первый проповедует язычникам, его речью открывается Апостольский Собор. Апостол Петр пользуется неким авторитетом среди Апостолов: он первый среди них, но не владыка над Апостолами, не начальник их, а первый среди равных, и это подтверждается следующими фактами: Апостол Петр предлагает, но избирают заместителя Иуды все Апостолы; услыхав, что самаряне приняли слово Божие, Апостолы, находящиеся в Иерусалиме, посылают к ним Петра и Иоанна; по вопросу о принятии в Церковь верующих из язычников решение выносит не Петр единолично, а собор апостольский; Петр открывает собор своей речью, но к им сделанному предложению вносит добавление Иаков, и оно принимается всеми с добавлением Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

— Петр, — сказал Господь, — ты уверен, что твоей матери будет здесь хорошо? — Ну, это ты говоришь только для того, чтобы не исполнить моей просьбы, — сказал апостол Петр. — Кому же не будет хорошо в раю? — Кто не умеет радоваться чужой радости, тот не может быть здесь счастлив, — сказал Господь. — Тогда есть тут и другие, кроме моей матери, кому здесь не место, — сказал апостол Петр, и Господь видел, что он думает о нем. И глубоко опечалился Господь тем, что апостол Петр так поглощен своим горем, что уже не понимает, что говорит. Он постоял немного, надеясь, что апостол Петр раскается и поймет, что его матери не место в раю, но тот и не думал об этом. Тогда Господь призвал к себе ангела и повелел ему спуститься в ад и перенести оттуда в рай мать апостола Петра. — Так позволь уж мне посмотреть, как он будет переносить ее, — сказал апостол Петр. Господь взял апостола Петра за руку и повел его к скале, круто падавшей вниз. И он показал ему, что стоит только слегка нагнуться над пропастью, чтоб увидеть прямо перед собой ад. Когда апостол Петр заглянул вниз, он сначала не мог ничего различить; он словно смотрел в глубокий колодец. Точно бездонная пропасть разверзлась под ним. Первое, что он мог смутно разглядеть, был ангел, который уже пустился в путь в бездну. Апостол Петр видел, как ангел без всякого страха несся вниз, в непроницаемую тьму, и только не во всю ширь расправлял свои крылья, чтобы не слишком быстро спускаться. Когда же глаза апостола Петра немножко привыкли к мраку, он начал видеть все больше и больше. Он увидел, во — первых, что рай расположен на горе, кольцом окружающей бездонную пропасть, в которой томятся грешники. Он видел, как ангел очень долго спускался и спускался, все еще не достигая дна. Эта страшная глубина адской пропасти испугала апостола Петра. — Лишь бы только он смог вернуться сюда вместе с моей матерью! — сказал он. Господь только взглянул на апостола Петра большими, грустными очами. — Нет такой тяжести, которой мой ангел не мог бы поднять! — произнес он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Собор апостолов послал Петра и Иоанна в Самарию (см.: Деян. 8:14 ); когда Петр крестил в Кесарии язычника сотника Корнилия, за это упрекали его иерусалимские христиане, и он должен был защищаться (см.: Деян. 11:1–4 ); апостол Павел ясно противостал апостолу Петру в городе Антиохии, упрекая его, что он поступает неправильно (см.: Гал. 2:11–13 ). Не могли бы апостолы и первые христиане так относиться к апостолу Петру, если бы считали его главой всей Церкви» (с. 83). Святитель Горазд доказывает, что «после Вознесения на небо Господа Иисуса Христа отдельные апостолы подлежали руководству всего Собора апостолов; [это видно из того, что]: Петр и Иоанн послушались, будучи посланы Собором апостолов в Самарию; когда дело шло о решении вопросов общецерковного характера, ни один из апостолов, не исключая Петра, не считал себя вправе решать их окончательно, но решал их Собор всех апостолов... В Деяниях говорится о следующих важных собраниях Собора апостолов: когда надлежало выбрать вместо изменившего Иуды нового апостола (см.: Деян. 1:15–26 ); когда сошел Дух Святой на апостолов (см.: Деян. 2:1–4 ); когда надлежало установить диаконов или же помощников апостолов (см.: Деян. 6:1–6 ); когда нужно было решить о том, каким образом следует принимать в Церковь язычников, которые уверовали во Христа (см.: Деян. 15:1–35 )» (с. 84). Святой Горазд признает, что апостол Петр пользовался уважением на Соборе апостолов, как и некоторые другие апостолы: Иаков, Иоанн, позднее Павел, но «особое уважение к этим четырем апостолам не дает повода предполагать, что они были начальниками остальных апостолов». Переходя собственно к примату папы, святой пишет, что «учение о главенстве ап. Петра над всей Церковью» было создано для обоснования учения, «что епископ города Рима был признан главой всей Церкви», для этой цели «утверждается еще, что апостол Петр был первым епископом Рима и что последующие Римские епископы, как его преемники, наследуют после него главенство над всей Церковью» (с. 85). Признавая, что апостол Петр умер в Риме, святой Горазд говорит, что на основании этого факта «нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, принявший в Риме мученическую смерть, Римским епископом не был... [И вообще] святые апостолы не имели постоянного местопребывания, но путешествовали по свету, проповедуя христианское учение, а там, где образовывалась более крупная группа христиан, посвящали и устанавливали епископов, а потом шли проповедовать Евангелие в другие места... деятельность апостола Петра протекала в Иерусалиме, Самарии (см.: Деян. 8:14 ), Лидде (см.: Деян. 9:32 ), Иоппии (см.: Деян. 9:43 ), Кесарии (см.: Деян. 10:24 ), Антиохии (см.: Гал. 2:11 ) и Вавилоне (см.: 1Пет. 5:13 )» (с. 86). При этом святитель Горазд не признает толкования, согласно которому под названием Вавилон апостол Петр подразумевает Рим. Также он добавляет, что, по устному преданию, апостол Петр проповедовал еще на южном побережье Черного моря, в Александрии и в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Главным центром почитания апостола считается город Рим, который иногда называют «городом апостола Петра». Кроме того, в Средневековье еще одним центром почитания апостола была Антиохия – недаром апостол Петр считается первым епископом Антиохийским. Культ апостола Петра тесно связан с культом апостола Павла. Этим святым с античных времен и до наших дней посвящается множество храмов и обителей. Кроме того им установлено совместное празднование. Наибольшим почитанием апостол Петр пользуется в Католической Церкви, предстоятель которой называет себя преемником апостола Петра. Иконография Иконописные изображения апостола Петра известны с III–IV веков. Уже тогда они отличались ярко выраженными портретными чертами. Апостол Петр изображался старцем с короткими седыми волосами и бородой. Обычно он был облачен в синий хитон и охристый гиматий. На древнейших памятниках Петр обычно изображался в числе двенадцати апостолов. Впоследствии появились единоличные изображения апостола Петра. С середины IV века появились изображения апостола Петра с ключами. Этот отличительный атрибут апостола восходит к евангельскому тексту (см. Мф. 16, 19). Примерно в это же время появляются парные изображения апостола Петра совместно с апостолом Павлом. На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, они представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворенного Спаса. Существовал и иной тип их изображения, когда апостолов писали стоящими фронтально, но тип этот не получил широкого распространения. Апостола Петра часто изображают во многих иконах на евангельские сюжеты: это и «Преображение», и «Вход Господень в Иерусалим», и «Тайная Вечеря», и «Вознесение», и «Сошествие Святого Духа», и другие. Изображения апостола Петра присутствуют в деисусном чине. Традиционно икона апостола Петра находится с левой стороны, после иконы Архангела. Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов, с VIII–IX веков появляются циклы деяний и страданий апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

3) Третий вопрос: действительно ли эти преимущества усвоены по преемственному наследству Римской кафедре? По методу остатков его можно решать в пользу Римской Церкви. Римский епископ как преемник апостола Петра пользуется и его преимуществами. Вопрос сводится к тому, был ли апостол Петр епископом Рима? Следует признать, что те протестанты, которые говорили, что апостол Петр никогда не был в Риме, не правы и (слишком) страдают недостатком консерватизма, потому что предание о пребывании и смерти Петра в Риме стоит твердо и отвергать его – значило бы перестроить всю историю Церкви. Евсевий, с другой стороны, ничтоже сумняся, предполагает, что апостол Петр 25 лет епископствовал в Римской Церкви и здесь умер мученической смертью . Но в настоящее время для всякого, прошедшего сносную историческую школу, ясно, что это легендарное сказание. Здесь выдвигается еще вопрос, можно ли апостолов считать епископами местных Церквей. В этом случае апостол Петр являлся бы епископом Церквей всех тех городов, где он проповедовал. Он действовал и в Антиохии, где он встретился с апостолом Павлом; следовательно, Петр и Антиохийский епископ. Являются две кафедры Петра. С какою же соединены чрезвычайные преимущества? Если с тою, к которой относится более продолжительное пребывание апостола, то в Священном Писании нет указаний на продолжительное пребывание апостола Петра в Риме. Вопрос о Вавилонской Церкви является таким, который никогда не может найти себе удовлетворительного разрешения. Предание о кончине в Риме можно понимать в том смысле, что он явился сюда только перед кончиною. Апостол Павел считает себя обязанным сделать нечто и для Рима, а он держится такой тактики, чтобы не создавать на чужом основании. Ставится вопрос, через чье посредство – Петрово или Павлово – занесено христианство в Рим? Преемство Римского епископа на кафедре Петра является, таким образом, довольно условным. История не усматривает достаточных оснований считать Римского епископа преемником апостола Петра. Древние церковные писатели не выделяли Петра как единственного основателя Римской кафедры, а подчеркивали, что Римская Церковь основана двумя апостолами. Вводя Павла, они уничтожали римские претензии. Риму стоило больших хлопот заставить забыть, что в основании Римской кафедры участвовал и Павел. А Златоуст представляет Антиохийского епископа преемником апостола Петра в смысле отнюдь не менее возвышенном, чем в каком мог так назвать себя Римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Чудесно освобожденный Ангелом из темницы, Петр совершил третье путешествие. Из Иерусалима прибыл опять в Кесарию и жил там ( Деян.12:1–19 ). Вероятно, из Кесарии путешествовал св. Петр для проповеди Евангелия по городам Финикии 859 . Около 50 года он прибыл в Иерусалим и присутствовал на Апостольском Соборе для решения спора, возбужденного ревнителями иудейства 860 : должны ли христиане хранить обрезание и другие ветхозаветные обряды? Ап. Петр открыл Собор своею речью ( Деян.15:1–7 ). После Собора ап. Петр предпринял из Иерусалима четвертое апостольское путешествие. Он отправился в Сирию; путешествовал в Антиохию 861 и в другие страны и города. По сказанию Евсевия и других писателей, Петр проповедал потом слово спасения в Малой Азии – Каппадокии, Галатии, Понте, Вифинии 862 . Из Вифинии ап. Петр возвратился опять в Антиохию и, рукоположив Евода епископом Антиохии, прибыл в Илион, или Трою, для κоторой, поставив епископом Корнелия, возвратился в Иерусалим 863 . Из Иерусалима апостол совершил пятое свое апостольское путешествие в Египет. Из Вавилона Египетского, где был для проповеди сотрудник ап. Петра – Марк 864 , если слово: целует вы яже в Вавилоне соизбранная и Марко сын мой ( 1Пет.5:13 ) понимать буквально, Петр написал свое Первое соборное послание к христианам из иудеев, бывшим в рассеянии в странах Малой Азии. В IV уже веке, когда образовалась мысль о долговременном пребывании ап. Петра в Риме, некоторые говорили, что под именем Вавилона ап. Петр разумел Рим и отсюда написал свое Первое соборное послание 865 . Ho нелегко поверить, чтобы апостол, означая место написания своего послания, назвал его иносказательно. Поставив Марка епископом Александрии, св. Петр возвратился в Иерусалим на день успения Богоматери. После успения Богоматери св. ап. Петр совершил из Иерусалима, кажется, уже последнее свое апостольское странствие. Из Иерусалима он опять прибыл в Египет, отсюда отплыл в Британию, из Британии – в Грецию; был в Коринфе 866 и в других городах эллинских; наконец, около 67 года прибыл в Рим 867 . В Риме св. ап. Петр с великим усердием благовествовал веру Христову, умножал число христиан, поражал врагов и утверждал верующих. В Риме ап. Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном 868 , из Рима около 67 года по P. X. ап. Петр написал Второе свое соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, бывшим в рассеянии в пределах Малой Азии 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Главенство папы 1 Краеугольным камнем всех заблуждений католической церкви является учение о главенстве папы. – Сущность этого учения состоит в следующем: Римский первосвященник, учат католики, есть верховный владыка всей основанной Спасителем Церкви; он – наместник Бога на земле и глава всех верующих. Как таковой, папа выше Вселенских Соборов, которые от папы получают свое утверждение и санкцию. На чём же основывают католики это антихристианское учение о видимом главенстве в Церкви римского первосвященника? Римский первосвященник, учат католики, является преемником по кафедре Св. апостола Петра, вследствие этого ему должны принадлежать все преимущества, какие были дарованы Богом апостолу Петру. Преимущества же апостола Петра состояли в том, что он будто бы был поставлен от Христа князем над апостолами и верховным главою всей Церкви. Прежде чем разбирать вышеозначенное учение, спросим у католиков, в каком смысле они считают папу преемником апостола Петра? Если папа преемник апостола Петра по кафедре, иначе говоря, занимает кафедру, на какой якобы некогда был Св. апостол Петр, то это основание весьма шатко, так как достоверно известно, что апостол Петр в собственном смысле никогда не был епископом Римским. Правда, апостол Петр, как гласит предание, положил основание Римской Церкви; но правителем таковой, по сказанию того же предания, апостол Петр поставил св. Лина, сам же отправился в другие места с проповедью Евангелия. – Если же признать папу преемником апостола Петра только потому, что этот апостол положил основание Римской Церкви, тогда на этом основании должно признать преемниками апостола Петра также и патриархов – Антиохийского и Александрийского, так как Церкви последних тоже основаны св. апостолом Петром, причем Антиохийская даже ранее, нежели Римская. – Почему же, в таком случае, католики только папе своему приписывают право именоваться преемником св. апостола Петра? В своем стремлении во что бы то ни стало доказать, что только один папа Римский имеет право именоваться в собственном смысле преемником апостола Петра, католические богословы не останавливаются пред заведомым искажением истины и говорят, что апостол Петр будто бы по основании Римской Церкви безвыходно жил в Риме, где занимал епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

х 30 Тезоимен. Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА. Рождение Е. И. В., Благоверной Государыни Великой Княгини ОЛЬГИИ НИКОЛАЕВНЫ. Кавалерский праздник ордена св. Александра Невского. На молебне св. Благов. вел. Кн. Александру: Ев. Ин. з36: Ин.10:9–16 . Г.) Апостол и Евангелия при совершении некоторых таинств и особых молитвословий общественных и частных на разные случаи 1) На крещение человеков: Апостол. Евангелие. Евангелие. 4) При Елеосвящении: Апостол. Евангелие. 5) При освящении воды (1 Августа и в друг. дни): Апостол. Евангелие. 6) При освящении церкви: Апостол. Евангелие. 7) На основание и обновление града и освящение церкви: Апостол. Евангелие. Евангелие. 10) В нашествие варваров: Апостол. Евангелие. 11) Последование в мир: Апостол. Евангелие. Евангелие. 15) О прекращении пожара: Апостол. Евангелие. 16) Во время бездождия: Апостол. Евангелие. 17) Во время безведрия: Апостол. Евангелие. 18) Во время моровых язв: Апостол. Евангелие. 19) О недужных – многих или едином: Апостол. Евангелие. 20) Над болящими: Апостол. Евангелие. Евангелие. (о потер. драхме) 23) При благословении в путешествие: Апостол. Евангелие. 24) Хотящим плыти по водам: Апостол. Евангелие. 25) При начатии учения: Апостол. Евангелие. 26) При вступлении в должности: Апостол. Евангелие. 27) На пострижение монахов: Апостол. Евангелие. 28) При погребении Священников: Апостол. Евангелие. 29) При погребении монахов и мирян: Апостол. Евангелие. (На светлой седмице чтения дневные). 30) При погребении младенцев: Апостол. Евангелие. 4 По-церковному неделей собственно называется воскресный день, но называется также и седмица, которой первым днём с Пасхи до 50-ницы, или до Троицына дня, считается воскресенье, а с 50-цы до другой Пасхи – понедельник. 5 Еванг. утр. в день св. Пасхи бывает тогда лишь, когда случится в этот день праздник Благовещения (25 марта), – Евангелие сему празднику. 14 По неделе всех Святых, до 5-й недели Великого Поста включительно, употребляется в Цер­кви Богослужебная книга Октоих, разделённый на 8 гласов, со службами на каждый день недели. В Великом Посту этот Октоих, или Осмогласник употребляется только по воскресным дням.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010