За эту же любовь к Господу и мужество и св. церковь ежегодно воспоминает его вместе с деяниями Самого Господа и особенно ублажает нарочитою песнью в Великую субботу и в неделю св. жен мироносиц, приглашая и нас ублажать Иосифа приснопамятного. Что касается дальнейших обстоятельств его жизни, то тщетно мы стали бы искать несомненных сведений. Вероятно, что потом он соединился с учениками Иисуса Христа; принес к их ногам цену всех своих имений и жил в любви и общении первых христиан. На ряду с апостолами выступив на дело проповеди о Иисусе Христе, Иосиф аримафейский совершил апостольское служение не только в Палестине, но, как говорит предание, проповедовал евангелие в Британии, где и блаженно почил. («Русск. паломн.» 1895 г. 30). Пасха Христова См. в 1-й части нед. св. Пасхи. Вознесение Господне Еванг. от Лук. зач. 114-е, гл. XXIV, 36–53 ст. 1. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо После преславного воскресения Своего из мертвых Господу Иисусу Христу угодно было пребывать на земле сорок дней. В течение этого времени воскресший Спаситель мира несколько раз являлся Своим ученикам, учил их о тайнах царствия Божия и подготовлял к всемирной проповеди евангелия. Когда наступил сороковой день по воскресении, в Иерусалим собрались все одиннадцать апостолов и вместе с ними некоторые, преданные Господу, благочестивые жены. Господь в последний раз явился им тогда и, преподав некоторые наставления апостолам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. После этого Спаситель вывел апостолов из Иерусалима по пути к горе Елеонской. Достигнув восточной вершины этой горы, где Он несколько ранее начал Свои предсмертные страдания, Спаситель, подняв руки Свои, благословил учеников. Благословляя их, Он стал подниматься от земли и удаляться от них до тех пор, пока светлое облако совсем не скрыло Его от взоров апостолов. Пораженные видением, апостолы неподвижно стояли и пристально смотрели на небо. Но вот предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, послужим Спасителю искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу, чтобы всем нам сподобиться благодати Святого Духа, быть приятным благоуханием Господу и вместе со святыми женами-мироносицами наследовать Царство Небесное. Аминь. В четвертую Неделю по Пасхе, о расслабленном Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! Ветхозаветная пятидесятница, заключавшая собой время от Пасхи до Синайского законодательства, была лишь прообразом новозаветной Пятидесятницы, установленной благодатью Святого Духа, пришедшего в мир. Три воскресенья, последующие за Неделей жен-мироносиц, посвящены воспоминаниям событий из жизни Спасителя, имевших место в дни преобразовательного праздника и открывших людям Его божественное могущество как истинного Мессии, предвозвещенного пророками. В четвертое воскресенье после Пасхи вспоминается чудо исцеления расслабленного. В Иерусалиме у Овечьих ворот находилась купальня. По временам ангел Господень возмущал эту воду, и она очищалась и получала целительную силу. Кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Соломон построил при этой купальне притвор, имеющий пять крытых ходов (галерей), где множество больных ожидало движения воды. Господь наш Иисус Христос, придя в Иерусалим во вторую Пасху Своего общественного служения, посетил притвор Соломонов. Здесь Он увидел расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего в болезни и не могущего ходить. Прозрев в этом несчастном семя веры, Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной отвечал утвердительно, но горько заметил, что не имеет человека, могущего помочь ему сойти в воду после ее возмущения. «Встань, возьми постель твою и ходи», — прозвучал властный и сладчайший глас всеблагого Иисуса. Не усомнился болящий в словах Христовых. Он встал, взял постель свою и ушел с места, где так долго томился и страдал. Иудеи же, потерявшие искреннее религиозное чувство и слепо придерживавшиеся только исполнения обрядового закона, стали упрекать исцеленного, что несением постели он нарушает субботу. Исцеленный возразил, что делает это по слову Исцелившего его, хотя и не знал, Кто его благодетель, так как Христос скрылся в толпе. Через некоторое время Господь встретил бывшего расслабленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

– Матушка, ну как же так? Отец Даниил это вам передал. – Нет, что хочешь, делай, только я не могу, у себя его оставить. – Давайте, раз отец Даниил благословил, я вас им и помажу. На голову вылью. Она согласилась. Платок сразу сняла, и я крестообразно возлил ей на голову… Матушка, довольная, вся светится… Вся благоухает…» Это было в пятницу на Светлой Седмице в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». А с воскресения на понедельник у схимонахини случился тяжелейший инсульт… (Уже после смерти матушки Любови вспомнилось отцу Димитрию Евангельское повествование о том, как перед крестными страданиями и смертью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришла к Нему грешница с алавастровым сосудом мира и помазала Его… «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению…» ( Мф. 26,6–12 )) Из воспоминаний священника Димитрия: «5 мая 1997 года у матушки случился обширный инсульт (вся правая сторона была парализована). Говорить не может, двигаться она не двигалась, но все понимала. Ничего она ни ела, ни пила, пролежала так ровно неделю до следующего воскресения… Утром в понедельник я соборовал её. Во вторник на Радоницу – причастил. 11 мая в воскресенье на праздник жен-мироносиц в 10 часов утра после окончания литургии пришёл в келью и причастил матушку последний раз. Как матушку Любовь причастил, у неё ноги начали холодеть… Как вот она раньше рассказывала о смерти праведника – «холодеть начали». И через сорок минут после Причастия она мирно отошла ко Господу. Тихо, тихо, тихо. Как свеча догорает, раз и все… И мы вызвали врача местного, она пришла, как бы освидетельствовала, констатировала смерть матушки… (Паспорта у матушки не было…) В Храме гроб с телом матушки стоял одну ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему Воскресение не укладывается у нас в голове Кажется, что воскресший Иисус приходит к ученикам, как добрый волшебник из сказки 7 октября, 2017 Кажется, что воскресший Иисус приходит к ученикам, как добрый волшебник из сказки «И новым небом с новой землей стало Воскресение – после Креста, разбившего все, построенное человеческими руками и мыслями. Оно – за пределами человеческих планов и мыслей. Это – прорыв в те дали, имен которым у нас нет». Ольга Шульчева-Джарман о понимании Воскресения. Небо и земля пока оставались прежними! Ольга Шульчева-Джарман В сегодняшнем апостольском чтении звучали слова апостола Павла: «…Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:42-44). Воскресение было для апостолов и жен-мироносиц столь же реальным, как Крест. В их языке с трудом находились слова и образы, какими можно было описать их опыт. Они не сомневались в том, что произошедшее – реально: Иисус вкушает с ними хлеб, Иисус разговаривает с ними, Иисус позволяет им коснуться Себя. Да, это было предсказано пророками – весь мир будет в конце времен изменен Богом-Творцом, мир станет новым и в нем все будет иначе. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). Но при этом им было неясно одно – здесь-то небо и земля пока оставались прежними! Новым и небывалым был только Иисус, оставивший пустой гроб позади Себя. Этот опыт учеников взрывал все их представления о мире, был невероятным – и все же они не могли не доверять ему, ибо сам этот опыт встречи с Воскресшим был полон реальности, полон жизни, полон бытия намного больше, чем любой другой человеческий опыт, пережитый ими доселе. Воскресший Иисус – не волшебник из сказки Обычно говорят – и это правда – что ученики не ожидали того, что Мессия, Иисус Христос, будет распят на Кресте, что это повергло их в катастрофические бездны ужаса. Но при этом порой кажется, что Воскресший Иисус приходит к ученикам, как добрый волшебник из доброй сказки. Нет! Это означало бы просто «хеппи-энд», напоминало бы «счастливое» окончание драмы Иова, позже дописанное к этой древней библейской драме страждущего праведника, в котором у него снова появлялись и стада, и дети. Это было бы слишком простым решением…

http://pravmir.ru/pochemu-voskresenie-ne...

С одной стороны, в воскресении Господа нашего Иисуса Христа открылась слава Его. Восторжествовав над смертью силой Своего могущества, Он показал всему миру, что Он Сын Божий, «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». ( Ин.10:17 ). Много чудес совершил Он в продолжение земной жизни Своей; но чудо воскресения Его есть венец всех чудес, главная опора нашей веры в божественное достоинство Его лица в учения. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:17 ). Через воскресение Он открылся во всей силе Сыном Божиим ( Рим.1:4 ). С другой стороны, торжество воскресшего Господа есть и собственное наше торжество. Ибо, по апостолу, «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). По такой чрезвычайной важности воскресения Христова, праздник во славу Воскресшего превосходит достоинством своим все другие праздники. Он есть «Царь и Господь в ряду воскресных дней, – праздник праздников и торжество торжеств» (Ирмос 8-й песни пасхального канона). Посему, если каждый праздник располагает нас к радости, то праздник Пасхи располагает к ней преимущественно – соответственно сему преимуществу, и поздравления с праздником Пасхи отличаются от поздравлений с прочими праздниками особенностями, свойственными только этому празднику. II. а) Приветствие с праздником Пасхи принято выражать так: «Христос воскресе», говорит один; «воистину воскресе», – отвечает другой. В Пасхальную седмицу это приветствие бывает особенно торжественно: святые храмы в эту седмицу многократно оглашаются восклицанием священнослужащего: «Христос воскресе!» и единодушным и единогласным ответом всех присутствующих во храме: «Воистину воскресе!» Освященное употреблением в церкви, это радостное приветствие повторяется в общежитии, при свиданиях с знакомыми и незнакомыми, в продолжение всех сорока дней празднественного воспоминания о Христовом воскресении. В первый раз приветствовал радостными словами «Христос воскресе» ангел жен мироносиц...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кофе с сестрой Вассой: Как однажды женщины были правы, а апостолы — неправы 14 мая, 2014. Инокиня Васса (Ларина) Евангельские повествования о событии частично противоречивы. Почему это так? Потому что это реальная история, потому что это на самом деле произошло. В выпуске, записанном ко дню воспоминания Церковью жен-мироносиц, сестра Васса размышляет о том, почему апостолы не поверили свидетельству женщин и об удивительной реакции последних на это неверие. Христос Воскресе! Я сестра Васса, разумеется, и я пью кофе здесь в Вене, Австрии. Идет вторая неделя после Пасхи, и если вы следите за этим шоу, вы знаете, что на прошлой неделе мы пытались помочь нашему греческому художнику по костюмам Эмилиосу найти работу, потому что Эмилиос хочет жениться на нашем польском сценографе – красавице Анке, и она не выйдет за него замуж, пока он не докажет, что может иметь достойную работу и зарабатывать на жизнь честным трудом. Видите ли, она говорит, что Эмилиос уже много раз обещал измениться, но потом разочаровывал ее. Я не знаю деталей. Во всяком случае, хорошая новость – это то, что Эмилиос нашел работу в местном Бургтеатре, где он уже работал однажды. Именно там они и встретились с Анкой, но это долгая история … В любом случае, он очень старается, и в конце каждого рабочего дня он приносит Анке цветы. Но она отдает их мне, так что я получила много цветов на этой неделе. Вы знаете, я думаю, что Анка изменит мнение, но сейчас она говорит, что уже слышала все это раньше, и это похоже на дежавю… Дарить цветы любимому человеку может показаться расточительством – особенно если он или она не реагирует на этот акт любви. Но даже если они любят вас, цветы вянут очень быстро, поэтому практичный человек назвал бы это пустой тратой денег. Итак, в это воскресенье, второе воскресенье после Пасхи, мы празднуем день жен-мироносиц и Иосифа Аримафейского, людей, которые проявили такой акт любви ко Христу, не ожидая за это от Него ничего. Женщины следовали за Ним в последние часы после Его ареста; они оставались рядом с Ним во время Его смерти на кресте вместе с двумя мужчинами: одного звали Никодим, а другого – Иосиф из Аримафеи, который пожертвовал свою новую гробницу для погребения тела Христа.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

С другой стороны, там, в Элизии, вечно царит ранняя весна. Та «легкая весна», «бессмертная весна», которой Мандельштам очарован в  «Тристиях»:  Из блаженного, певучего притина  К нам летит бессмертная весна. В мандельштамовских цветах – «бессмертных цветах»:  Все поют блаженных жен родные очи,  Все цветут бессмертные цветы «бессмертных розах»:  И бессмертных роз огромный ворох У Киприды на руках – мне всегда слышится отзвук Элизия. Цветы – оттуда. Они не просто живые, они воскресшие. «Ясная догадка» о «вешней погоде», как о праматери «гробового свода» – это действительно античное воспоминание. Классическая античность –  преобладающая атмосфера первой строфы. Во второй строфе регистр меняется, возникают христианские пасхальные мотивы Воскресения, жен-мироносиц (в этом я совершенно согласна с Ириной Сурат), приходящих к гробу приветствовать Умершего – и сопровождающих Воскресшего. Интересно, что уникальный евангельский сюжет (это случилось с  единственный раз в человеческой истории!)  передается у Мандельштама во множественном числе, как если бы это случалось с каждым человеком: будто это такой древний обычай, «сопровождать воскресших», наподобие античного обычая женского оплакивания покойных.  Еще один мотив: походка и хромота В итальянском ключе нам понятнее и походка (во второй строфе – поступь) – главный сюжет этих строф. Походка – это все, что мы знаем о женщине, которую изображает Мандельштам.  Я не помню (может быть, вы вспомните?) в любовных стихах русской поэзии изображения идущей женщины. Что она у нас обычно делает? Сидит, стоит, является  О жены севера! Меж вами Она является порой, Покоится Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Она еще и входит:  Ты, как будущность, войдешь. Но изображения идущей женщины я просто не вспомню. Разве что бегущую по саду Татьяну: «летит, летит…». Мне приходят в голову единственно «тяжелые шаги» княжны Марьи у Льва Толстого. Не могу вспомнить, чтобы кто-то из русских поэтов и писателей заметил, как героиня идет. Или чтобы ее походка что-то значила. Вот только княжна Марья с ее «лучистыми глазами» и «тяжелыми шагами». Сильный образ.

http://pravmir.ru/proshhalnyie-stihi-man...

Потаенное христианство советских времен. Из воспоминаний о проф. А.Ч. Козаржевском Источник: Татьянин День «Скрытое» (пускай и только от внешних) исповедание веры православными советскими людьми часто встречает непонимание, воспринимается чуть ли не как отступничество. Статья, рассказывающая о «потаенном» христианстве одного из удивительнейших профессоров МГУ –  А.Ч. Козаржевского, помогает лучше понять логику поведения и подвиг христиан 1960 – 1980-х гг. От редакции: Факты недавней истории, которые, казалось бы, имеют к нам непосредственное отношение, мы часто знаем хуже, чем события «давно минувших дней». То же касается и так называемой «атмосферы эпохи». «Большое видится на расстоянии», и порой действительно требуется время, чтобы осознать подлинную ценность тех или иных поступков, их верность и значимость. Думается, опыт людей, бывших верными чадами Церкви в советское время Хрущева и Брежнего, не менее ценен для нас, чем свидетельства исповедников ленинско-сталинской поры. Их христианство было потаенным, они называли его «никодимствованием» – помните, упоминается в Евангелии Никодим, «человек от фарисей», который лишь ночью приходил к Господу для беседы «страха ради иудейска» и исповедовал Иисуса учителем Божиим не перед народом, а только наедине (Ин. 3: 2). Но это не помешало его прославлению в лике свя­тых (память в неделю жен-мироносиц). Такими «никодимами» были православные 1960–1980-х гг., особенно те, за кем «присматривали» особенно пристрастно. Таковым был профессор МГУ А.Ч. Козаржевский (1918–1995). С 1953 года и до конца своих дней он работал на кафедре древних языков исторического факультета МГУ, приобщая студентов не только к грамматике и лексике древних языков, но и к Православию. Естественно, делал он это исподволь, ненавязчиво, тайно, но тот, кто хотел услышать, – услышал. В жизни православных граждан советского государства было много компромиссов, но вряд ли кто дерзнет сказать, что много неправды. Воспоминания ученика и друга Андрея Чеславовича Е. М. Верещагина помогают лучше понять и суть христианской жизни православных интеллигентов, и «логику» их поведения.

http://pravoslavie.ru/37273.html

Публикуется впервые. Высокопреосвященнейший Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский В 1989 году под впечатлением полученных из прокуратуры сведений о смерти своего отца протоиерея Зосимы Сергей Зосимович начинает составлять сведения о жизни близкого о. Зосиме в годы его служения человеке – архиепископе Августине Беляеве (18861937). Текст, посвященный памяти Владыки Августина, является своеобразным продолжением воспоминаний о своем отце, который составлялся, однако, гораздо ранее. «Владыку Августина я вспоминал, когда впервые увидел и услышал зарубежного епископа Антония (Блюма)», – говорит впоследствии Сергей Зосимович в письме к Н.А. Боровковой-Беляевой (дочери архиепископа, принявшего монашество после смерти жены). В том же письме, датированном 12 сентября 1990 года, он дает ей адрес Калужской прокуратуры, куда советует послать запрос о судьбе репрессированного отца. Вскоре Нина Александровна переслала ответ из прокуратуры с датой расстрела: 23 ноября 1937 года, а в 1991 году свои воспоминания «О моем отце». Публикуется впервые. Памяти архиепископа Августина (Беляева) Текст воспоминаний был закончен, как отмечено в рукописи, 14 мая 1989 года в «Неделю жен-мироносиц». Однако и в последующие несколько лет Сергей Зосимович продолжал собирать материалы, связанные с жизнью и кончиной архипастыря, его письма, фотографии, переписывался с его дочерью Ниной Александровной, посещал Анну Семеновну Теплякову – одну из его духовных дочерей. В 1991 году отправил сведения, касающиеся Владыки, настоятелю Введенского храма в Иваново, где когда-то служили архиепископ Августин (Беляев) и протоиерей Зосима (Трубачев), прося молитвенного поминовения о предшественниках. Собранные С.З. Трубачевым материалы представляют особую ценность в связи с канонизацией новомученика святителя Августина, последовавшей в 2000 году. Публикуется впервые. Ночь в Новоспасском. В дни осеннего празднования памяти преподобного Сергия... Призванный в армию в феврале 1940 года, Сергей Зосимович был на фронте финской войны, затем Великой Отечественной войны с первого ее дня до полного окончания, а также отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в боях против Японии. Он воевал в артиллерийских войсках 3-го Белорусского фронта в звании сержанта. Был награжден орденами «Красная звезда», «За отвагу», «Отечественной войны» II степени; медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

– То есть в училище создали все условия для того, чтобы, часто не прилетая в Минск, вы смогли пройти обучение? – Я очень признательна администрации Минского духовного училища за то, что мне все годы учебы шли на уступки и учитывали мою ситуацию. Ведь когда я уезжала, на подворье не было людей, которые могли бы остаться вместо меня. Прихожан много, а служили только один священник и один диакон. На клиросе певчие были, но без знания устава, нот, песнопений. Они могли петь и читать только в том случае, если кто-то рядом поможет и покажет, что и как. В общем, приход нельзя было надолго оставлять. К тому же я всегда еще где-то работала, потому как в храме трудилась во славу Божию, без какой-либо оплаты. В течение учебы весь педагогический состав с таким теплом и пониманием относился ко мне! Очень много времени уделяли моим вопросам. Ведь когда мы, заочники, приезжали на сессии, то того короткого времени, которое проводили с педагогами, было недостаточно. В отличие от счастливчиков с дневного отделения, заочники должны сами готовиться. И нас больше спрашивали. А для меня очень важно было понять дирижерскую схему, как руководить хором. И мне помогли поставить дирижерскую руку. У меня не поставлен голос, но педагоги и в этом всегда подбадривали, подсказывали, помогали. – Может быть, вы расскажете о своих преподавателях, кто и чем особо запомнился? – Назову Ольгу Янум. Таисия Миронова – великолепный педагог и замечательный человек. Галину Романюк помню очень хорошо, добрейшей души человек. О Джамиле Амандурдыевой теплые воспоминания – безотказная, хотя у нее была тяжелая ситуация в семье, много забот, она успевала и с нами заниматься… Победный экзамен Как оказалось, таких практикующих регентов, как я, у нас на потоке было довольно много – и мальчиков, и девочек. Приемная комиссия ко всем ездила принимать выпускной экзамен прямо на их приходы. Окна были открыты, и соседи-турки внизу слушали, как красиво поет наш многоголосный хор преподавателей Приехали и ко мне! Директор училища Изотов Вячеслав Дмитриевич, завуч с супругом, один из спонсоров и преподаватель по вокалу Ольга Янум. Это была 3-я неделя по Пасхе, день жен-мироносиц и 9 мая. Как сейчас помню, мы собрались на ужин в небольшой трапезной нашего подворья и пели военные песни. Погода была чудная, окна были открыты, и соседи-турки внизу слушали, как красиво поет наш многоголосный хор преподавателей…

http://pravoslavie.ru/158324.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010