15 мая 2005 года батюшка справлял свой последний день Ангела. А мы, несмотря на почтенный возраст нашего старца, и не предполагали, что эти именины будут для него последними: так хотелось, чтобы он еще пожил и порадовал нас! Было солнечное воскресенье, третья неделя по Пасхе, посвященная женам Мироносицам. Такое совпадение, в силу многих причин, было радостным и казалось нам неслучайным. Во-первых, батюшка весьма чтил Святых жен Мироносиц, преклоняясь перед их любовью ко Спасителю, приводя их нам в пример, говоря о том, что они не оставили Господа на Крестном пути и тогда, когда почти все ученики разбежались от Божественного Учителя. Во-вторых, один из периодов жизни батюшки был тесно связан с храмом в честь Святых жен Мироносиц, который он посещал во Пскове. В-третьих, подражательницами жизни Святых жен были праведницы, встретившиеся батюшке на жизненном пути, духовно возрастившие и воспитавшие его: игумения Иоанновского монастыря Сарра, мать Людмила, мать Арсения, матушка Мария, мать Евфросиния, которую батюшка узнал в заключении, и многие другие. Он глубоко почитал простых верующих тружениц, молитвенниц, отстоявших нашу Церковь в годы гонений, продолжавших посещать богослужения, хранить веру и Церковное Предание. Сестры посвятили духовному отцу стихотворение, которое было ими прочитано во время праздничной трапезы. Жены Мироносицы Святые жены, в дар от всей земли, Свой скорбный путь слезами орошая, Ко гробу миро бережно несли, – «Кто нам отвалит камень?» – вопрошая. Кто ж любящим сердцам отверзет вход, Как не Любовь Воскресшая Живая?! Тот, Кто, чрез них, всем радость ниспошлет, Небесным светом души озаряя. О ученицы верные Христа! Ваш путь земной о Небе возвещает: Немногословны чистые уста, Но добродетель Истину являет. И те, кто вам последовал в пути, Стремясь всем сердцем к райскому Чертогу, Смогли любовью души обрести И обручить Спасителю и Богу. Их сердце глубоко, а жизнь – чиста: Они одни, под бременем страданья, Верны и у подножия Креста, Тверды и кротки в годы испытанья.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Мы вспомянули о жизни и делах празднуемых ныне святых для того, чтобы лучше всмотреться в их жизнь и дела, и подражать им. Уже много св. мужей и жён в христианской церкви шли путём праведных Иосифа и Никодима и св. жен Мироносиц, и наследовали жизнь вечную. Отчего же нам не последовать им? .. Конечно, мы не можем, подобно Иосифу и Никодиму, снимать со креста пречистое тело Иисуса Христа и погребать Его; не можем, подобно жёнам Мироносицам, со слезами следовать по крестному пути Спасителя и мазать тело Его ароматами; это было раз только, и более никогда не будет. Но мы ежегодно воспоминаем страдания, смерть и погребение Спасителя, а воспоминая – бываем ли проникнуты теми чувствами любви и сострадания к страдавшему Спасителю, какими исполнено было сердце воспоминаемых нами лиц? Сознаем ли мы, что Его страдание есть наше избавление, что Его смерть есть наше воскресение, и остаёмся ли постоянно благодарными к Нему? Мы называемся последователями Иисуса Христа, т. е. христианами, но запечатлена ли бывает наша жизнь постоянной преданностью Иисусу Христу и приличной ей святостью; и если мы не отрекаемся от собственного нашего звания, то не стыдимся ли иногда делать то, чего требует от нас наше звание?... Вот вопросы, которые невольно знакомят нас с действительной нашей жизнью; а вникнув в них и сопоставив с нашим званием, невольно скажешь, что мы являемся иногда по отношению к Иисусу Христу не Никодимом и Иосифом, и жёнами Мироносицами, а распинателями Его... Воспоминая и прославляя в неделю третью по Пасхе Иосифа и Никодима и св. жён Мироносиц, церковь , тем самым, представляет нравственный урок христианской жизни для людей, состоящих на общественном служении и заправляющих этой жизнью, и для лиц, вращающихся около домашнего очага и заправляющих семейной жизнью, одни словом – для мужей и жен. Из двух элементов слагается наша жизнь, жизнь всякого общества и всякого государства; из жизни семейной и жизни общественной. В основании той и другой, для прочного её существования, должна лежать религия и нравственность; от упадка той и другой зависит упадок общества и семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин. 5, 1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения. С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – «половина») Пятидесятницы – половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи – шесть.    По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы по Пасхе относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Духа Святого на Своих учеников.    Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.    После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа.    Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший.    В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Ин. 5:1-14), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы.    В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения.    С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Разделы портала «Азбука веры» Недели по Пасхе названы так не только по времени следования их за Пасхой, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Христа – Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. В соответствии с этими воспоминаниями каждая из недель имеет свое название. Церковный Устав называет неделей и целую седмицу, и, преимущественно, ее первый день – воскресный. В последующем изложении под неделей имеется в виду один день – воскресение. Неделя 2я – апостола Фомы. Антипасха Антипасха (от греч. ντι – вместо, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20,29 ). А также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой. В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости . Неделя 3я – святых жен-мироносиц В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых. Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа ( Мк. 15:43-46;16:1-8 ). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.

http://azbyka.ru/nedeli-po-pashe

Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения. Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь. 1964 г. В Неделю 5ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету — в двенадцатом часу дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Мы часто хотим снять с себя крест, возложенный Отцом, не хотим нести тягот жизни и этим отходим, отделяемся от Бога. Это есть сопротивление Богу человеческого духа, гордость, это есть бунт перед Богом, и одно только воспоминание об этом великом грехе может вызвать сокрушение сердца. И хотя нас будет окружать мир, погрязший в пороках, пусть пребывает с нами мысль о грехе, о смерти и смертном часе, которая вызовет в нас сокрушение и слезы сердца. «Блажени плачущии, яко тии утешатся» 198 – так говорит Господь, и потому если в нас будет сокрушение, то мы почувствуем относительный покой души, а затем постоянную радость, которой да сподобит всех нас Господь молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Аминь. Неделя третья по Пасхе, святых жен-мироносиц. О надежде О том, как мы должны сохранять присутствие духа и надеяться на Господа, Святая Церковь дает нам прекрасный пример прославляемых ныне жен-мироносиц. И в наше время есть люди, которые могут служить нам примером. В каждом человеке есть отличительная высокая черта, ради которой Господь спасает его. Вглядевшись внимательно друг в друга, мы найдем эти черты и увидим море примеров, могущих привести ко спасению. Так, некоторые люди обладают умиленным сердцем: взглянешь – и сам умилишься, и плакать хочется, а если они будут говорить, то вам передастся какое-то особое настроение, тихое и просветленное. Есть у некоторых людей необыкновенное незлобие: сколько ни оскорбляют их, сколько ни раздражают и поносят, они все молчат, все переносят в своем сердце. Такие люди невольно побеждают злобу нашего сердца и умиротворяют его. Наконец, есть люди, горящие огнем молитвы. Взглянешь на них – глаза горят, ум весь погружен в молитву, и, глядя на них, невольно зажигаются сердца других людей, хочется молиться и молиться всем сердцем. Христос говорит про таких людей: «Царствие Божие внутрь вас есть» 199 . Все мы грешны и по своим грехам разделяемся на два разряда. Одни грешат мыслями, словами, делами по неведению. Это грехи не смертные.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

Arhiva Mesajul Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în Duminica a 3-a dup Pati, a Sfintelor Femei Mironosie 3 mai 2020 15:00 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви.  Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Милостью Божией мы с вами достигли уже 3-й Недели пасхального торжества, которую Церковь премудрым образом посвятила воспоминанию подвига жен-мироносиц. Жены-мироносицы и апостолы — это своего рода два пути веры. Решительный и горячий Петр, готовый идти за Спасителем даже на смерть, до просвещения Духом Святым оказался, однако, не столь уж мужественным и крепким в вере, когда возникла реальная опасность для жизни. Да и другие ученики, опасаясь своих соплеменников, в страхе оставили Господа в самый критический момент. Тихие же и кроткие жены, сопровождавшие Христа в его земных странствованиях, безмолвно стояли возле Креста и сердцем сораспинались Господу Иисусу. Они никому ничего не стремились доказать, не требовали для себя почестей сесть по правую или по левую руку от Спасителя в Его Царствии. Они просто с кротостью, терпением и глубоким смирением служили Христу. И потому, быть может, Он и сподобил их великой чести: стать апостолами для самих апостолов, принести благую весть ближайшим ученикам Спасителя. Сегодня пример их подвига для нас особенно назидателен. В последние недели мы переживаем очень непростое испытание. Опасная болезнь постигла наш народ. Уже немало жизней она унесла, среди них есть и священнослужители нашей Церкви. Десятки тысяч людей сейчас страдают в больницах, а врачи и медицинские сестры самоотверженно борются за их спасение. Еще больше людей вынуждены находиться дома в самоизоляции, терпеть ограничения в общении с родными и близкими, а нередко — даже острую материальную нужду. Дорогие мои, я очень хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Глубоко сострадаю всем вам. Поверьте, вы не одни, Патриарх с вами. Все мои мысли и молитвы о вас. Каждый день я молю Бога о милости, о том, чтобы это сложное испытание как можно скорее миновало наш народ, чтобы мы вновь соединились с вами в Таинстве Святой Евхаристии, едиными усты и единым сердцем прославляя Господа.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5631478...

115-летие преставления преподобной Анастасии Киевской отметили в Знаменке апреля 2015 115-летие преставления преподобной инокини Анастасии Киевской (в миру - великой княгини Александры Петровны) отметили 26 апреля в храме святых Петра и Павла в Знаменке . В воскресный праздник святых жен-мироносиц была совершена Божественная литургия.  В проповеди настоятель упомянул  о трудах, которыми прославилась святая представительница Дома Романовых, о ее " живом монашестве и жизни ради Христа " , о празднике жен-мироносиц, промыслительно выпавшем на эту дату. Он поздравил сестер с праздником.  После богослужения юные гости храма приняли участие в мастер-классах, специально проведенных для них родителями и сотрудниками храма: мальчики готовились к весеннему прилету птиц, сооружая скворечники, а девочки проявили себя незаурядными мастерицами в изготовлении цветов с заколками из атласных лент. Для взрослых прихожан был организован поэтический час с участием замечательной петербургской поэтессы Натальи Бычковой. После творческой паузы взрослые и дети снова объединились в храме на молебне преподобной инокине Анастасии, затем состоялось выступление детско-юношеского хора собора Владимирской иконы Божией Матери. Закончился праздник беседой гостей и прихожан с настоятелем храма  протоиереем Алексием Кольцовым  за чаепитием. И у детей, и у взрослых остались теплые и светлые воспоминания об этом чудном весеннем дне. Урожденная принцесса Ольденбургская, приняв православие, вышла замуж за великого князя Николая Николаевича (старшего), сына императора Николая I. Уже в мирской жизни Александра Петровна стала примером благотворительности и милосердия - ухаживала за больными, помогала неимущим. На ее средства были созданы Покровская община сестер милосердия на Васильевском острове с больницей, детский приют, медпункт для крестьян в усадьбе Знаменке (Петергоф). Заботами великой княгини со трудниками были устроены и содержались 23 приюта для 5 тысяч сирот.  В 1889 году в Киеве великая княгиня основала Покровский монастырь и тайно приняла иноческий постриг с именем Анастасия. Трудами преподобной при в Киеве были устроены церковь, больница, организован приют для слепых и неизлечимых больных, создана начальная школа для девочек-сирот. Преподобная, будучи поборницей живого - деятельного и милосердного - монашества, ассистировала при хирургических операциях, следила за уборкой палат, дежурила у постелей больных.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010