Поистине такие трудовые учреждения наравне со школами для малолетних – суть знамения и видимые признаки лучшего будущего в тех слоях отечественного населения, в которых издавна царствует мрак. А последние добрые события прямо обращают нас к общему празднеству, с которым совпало ныне наше русское празднствование. В великие дни великого поста Августейшая чета предприняла путешествие в древнюю российскую столицу, чтобы в среде народа провести время воспоминания страстей Христовых и славного Его воскресения. И путешествие Их явилось сплошным паломничеством на поклонение великим святыням Москвы. Таковое паломничество как нельзя более в духе русского народа – который издавна и постоянно шествует к отечественным святыням и здесь, при иконах и раках св. угодников Божиих, снискивает себе утешение и силу готовно нести свой крест по заповеди Спасителя об этом. Только надлежит знать, что таковое паломничество возникло еще раньше, и оно современно самым первым дням христианства. В ночь Воскресения Христова, купивши ароматы, жены мироносицы пошли ко гробу Господню зело рано, и ни сон, ни ночное время, ни опасности и страхи не остановили их. А церковь с особенною силою отмечает это первое христианское паломничество. Она отделяет нарочитый особливый день торжественному чествованию первой из мироносиц – Равноапостольной Марии Магдалины. Каждое всенощное воскресное служение она в умилительных и сильных песнопениях изображает, как бы на какой картине, первое паломничество святых жен, увенчавшееся радостною вестью для них и для всех христиан. Наконец, на каждый год она установила особую, теперь вот ныне начинающуюся, неделю, которая носит название жен мироносиц. И одна – одна только причина такового превознесения св. жен. Они первые уверовали в Воскресшего Господа. Они уверовали в то время, когда ученикам Спасителя это казалось простым обманом, и казалось, не ап. Фоме лишь, который, как совсем не склонный к вере, способный веровать только телесным чувствам, служил своим последовавшим уверованием наилучшим свидетелем истины Воскресения Христова; но и весь сонм апостолов остался глухим к радостной вести мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Что же, повторяю, могло обратить внимание Церкви на святых жен-мироносиц и на праведного Иосифа с Никодимом до того, что память их почтена особенным празднеством, непосредственно после празднества воскресения Господа?.. Их любовь и усердие ко Господу Иисусу, обнаружившееся самым простым образом. В Иосифе — это великодушное дерзновение, с коим он просил тело Иисуса на погребение у Пилата, и уступил Погребаемому свой собственный гроб; в Никодиме — это дружеское усердие, с коим он принес такое множество драгоценных ароматов и убрусов на погребение Учителя; в святых женах-мироносицах — это их мужественное присутствие у Креста Иисусова на Голгофе, их участие с Иосифом и Никодимом в Его погребении и, наконец, их утреннее путешествие ко гробу Жизнодавца с ароматами и миром для помазания Пречистого Тела Его. Вот подвиги святых лиц, ублажаемых ныне Церковью! Без сомнения, они не остановились на них, пошли далее в вере и смирении, взошли выше — в любви и самоотвержении и, может быть, достигли высоты и чистоты Ангельской. Но Святая Церковь, оставляя все прочие совершенства их, указывает в лице их не на другие качества и добродетели, а на те самые, кои указаны нами выше. И нельзя сказать, чтобы Церковь простерла благодарность свою к ним за пределы, когда за таковые, очень простые, по-видимому, добродетели так торжественно воспоминает их память ныне; нет, она последовала в сем случае примеру Самого Господа, ибо кому Он по воскресении Своем явился первее? Не апостолам, а святым женам, кои шли к Нему с миром. И еще прежде смерти Своей, на вечери, в дому Симона прокаженного, когда Мария, сестра Лазарева, возливала на ноги Его миро, и когда Иуда коварно жалел о сем мире, Он сказал в одобрение ее, что она дело… добро содела, и что идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея (Мф. 26; 10, 13). Святая Церковь приводит ныне в исполнение сие пророчество и вместе повеление, делая посредством настоящего празднества известным всему миру усердие святых жен-мироносиц и благочестивых погребателей тела Иисусова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения. Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь. 1964 г. В Неделю 5ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету — в двенадцатом часу дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

От семинарской корпорации Владыке была поднесена Иверская икона Божией Матери; Владыка благодарил семинарскую корпорацию за добрые чувства и приношения и, между прочим, высказал, что душа его смущается пред тяжестью предстоящего ему великого служения, для коего недостаточно было бы и более крепких сил человеческих. «Глубоко сознаю, – говорил Владыка, – что несмь достоин внити под кров собора великих святителей Московских; я как бы слышу их укоризненный голос: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). И ныне меня ободряет только упование на помощь Господа Бога, на предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы и на наши молитвы, братия моя. Не искал я почести сего вышнего звания и дверьми вхожу во двор овчий, а не инуде ( Ин.10:1 )»... 14-го марта Владыка прибыл в церковь святой Нины на Кукийском православном кладбище, чтобы совершить последнюю, прощальную литургию по всем усопшим. В обычное время святитель сказал глубоко прочувствованное слово. В этом слове, воодушевленном и искреннем, Владыка Митрополит указал, что обычай посещать могилы кладбища, виден еще с Евангельских повествований: «Мария и Марфа были у гробницы Лазаря; подобно им и жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело своего Божественного Учителя. Так и мы, по примеру святых жен, – продолжал далее Владыка, – окинем духовным оком кладбище, посетим могилы умерших. Вот читаем надпись: могилы юноши и молодой девицы. Какие мысли эти могилы возбуждают в нас?» Указав затем на могилы богатого человека, бедного и еще на могилу скоропостижно умершего, Владыка выяснил, какие мысли и чувства возникают у нас при посещении той или другой могилы. Наконец, в заключение своего вдохновенного и образного слова, проповедник обратил внимание слушателей еще на одну могилу, которую сейчас копают и которая, может быть, приготовляется для одного из нас... Впечатление от произнесенного слова было настолько глубокое, что весьма многие из присутствующих не могли удержать невольных слез умиления. 15 марта, в последний день своего пребывания в Тифлисе, митрополит Владимир служил в Сионском кафедральном соборе. В конце литургии он обратился к своей бывшей пастве со следующим прощальным словом: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. ( Флп.1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Престарелая мать благословила дочь, сказав, что даже самый счастливый брак никогда не сделает человека ближе к духовным высотам, чем чистота истинно монашеской жизни. 22 декабря 1969 года  матушка навсегда пришла в монастырь. В одной келье с ней поселилась и ее мама, сказав: «Куда нитка, туда и иголка». В монастыре матушка трудилась на многих послушаниях: пела на клиросе, убирала и украшала храм, занималась почтой, выполняла различные поручения в городе – и в то же время ухаживала за своей мамой. Спустя три года после непродолжительной болезни Валентина Даниловна тихо отошла ко Господу. Матушка тяжело переживала потерю и вынуждена была даже лечь в больницу. В 1979 году, когда инокиня Лидия уже десять лет подвизалась в монастыре, у нее обнаружили рак. Вскоре после операции милостью Божией она благополучно поправилась и 24 декабря того же года была пострижена в мантию. Постриг совершил митрополит Филарет, находившийся в то время в Австралии на съезде молодежи. Владыка Филарет дал новопостриженной имя в честь святой Евпраксии, девы Тавеннской, житие которой особо любил. Пять лет матушка подвизалась в обители в монашеском чине. Однажды сестра при ярком дневном свете увидела над монахиней Евпраксией блестящий золотой крест. А посещавший обитель архимандрит Арсений всегда считал ее будущей настоятельницей. И даже игумения Елена (Устинова) незадолго до своей кончины в Светлую седмицу 1984 года сказала монахине Евпраксии, что хотела бы видеть ее следующей настоятельницей монастыря. На праздник святых жен-мироносиц 12 мая 1984 года матушка Евпраксия была избрана и возведена в сан игумении. За 22 года, пока матушка возглавляла монастырь, обитель благоукрашалась: была построена и освящена великолепная Казанская церковь , сестринский корпус, устроена колокольня. Вход в монастырь украсила арка. Но в те же годы матушка пережила много скорбей и испытаний. Подвижница вставала в 4 часа утра, чтобы  молиться о всем мире, о Православной Церкви, о сестрах, о благотворителях, о тех, кто обижал ее, и о тех, кого, как ей казалось, она чем-то огорчила. Она часто вспоминала слова из пятидесятого псалма: «Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»; и еще – из Антифона 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Георгий — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. 3 травня 2009 р. 00:00 3 мая память святых Жен-мироносиц [Стаття] Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, подчеркивает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. 2 травня 2009 р. 00:00 2 мая — память святой блаженной Матроны Московской [Стаття] Природа подвига блаженной Матроны своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия, поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, исполняются надеждой и любовью, приобщаются к повседневной молитвенной жизни. 30 2009 р. 00:00 30 апреля день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого [Стаття] Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. Воспитанный в строгом благочестии своими родителями Гавриилом и Варварой, он с ранних лет отличался кротостью и смирением. 24 2009 р. 00:00 24 апреля — празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» [Стаття] Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». 18 2009 р. 00:00 О Великой субботе [Стаття] Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. ← попередня 2 3 4 5 6 7 8 9 наступна → Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота → Богослужебные указания 19 2024 р. Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Поминовение усопших совершается в этот день также на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем право­славным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозве­щающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова» (Там же, с.290, 291). Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь. 1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – святых жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныне, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим ученикам и апостолам. Третья неделя – святых жен-мироносиц Третья неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которое удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. Из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается в богослужении этой Недели великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?» Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, ласки и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» ( 1Пет.3,4 ). Евангелие, читаемое на утрене (Мк., зач.71-е) и на Литургии (Мк., зач.69-е) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без воз­награждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено, прежде всего, радостной вестью им о Воскресении Его, и явлением Воскресшего. Поступок же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, – говорит св. Григорий Нисский , – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты» (Там же, с.294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Что о них известно? То, что Иосиф, будучи членом Синедриона и скрывая свою любовь ко Христу из опасения преследований со стороны Синедриона, внезапно проявляет великое мужество и великодушие, испросив у Пилата тело казненного иудеями ненавистного им Галилеянина, погребает его с благоговением и почестью в своем гробе. В погребении Господа принимает участие и другой член Синедриона, Никодим, приходивший когда-то ночью к Господу ( Ин. 3 ) и признавший его посланником Бога. С собой он принес сто литров дорогого, благовонного мира, которым и было умащено тело Иисусово ( Ин.19:39 ). А теперь, скажите, разве поступок Никодима не дает право ему также именоваться мироносцем? Следовательно, несправедливо говорить, что никто из мужчин не проявил к умершему Иисусу преданности и любви. Уместнее говорить, что святые жены лишь не уступили в мужественном самоотвержении Иосифу или Никодиму. Из Синаксария настоящей недели известно, что Иосиф и Никодим сильно пострадали за участие в погребении Христа. Никодим был лишен всего своего имения, изгнан из синагоги и из самого города с бесчестием и проклят, а Иосиф оказался брошенным в ров и, согласно преданию, удостоился явления воскресшего Господа. Скажите, кто из жен пострадал подобным образом? Никто. Значит, больший подвиг проявили мужчины, а женщины им лишь не уступили. Еще один аргумент: Но ведь праздник называется неделей жен-мироносиц! Это он сейчас так называется, а в памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3е воскресенье после Пасхи было посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима. Память жен-мироносиц сначала отмечалась во вторник, накануне 3е воскресенья после Пасхи. Потом в период послеиконоборческой эпохи память жен-мироносиц стали присоединять к памяти святых Иосифа и Никодима. А со временем их подвиг постепенно вышел на первый план! Хотя на первый план должен выходить Виновник празднования — Воскресший Господь, которого Святая Церковь через песнопения свои преимущественно и прославляет в этот день!

http://azbyka.ru/video/31-ne-zhenskij-je...

Мы вспомянули о жизни и делах празднуемых ныне святых для того, чтобы лучше всмотреться в их жизнь и дела, и подражать им. Уже много св. мужей и жён в христианской церкви шли путём праведных Иосифа и Никодима и св. жен Мироносиц, и наследовали жизнь вечную. Отчего же нам не последовать им? .. Конечно, мы не можем, подобно Иосифу и Никодиму, снимать со креста пречистое тело Иисуса Христа и погребать Его; не можем, подобно жёнам Мироносицам, со слезами следовать по крестному пути Спасителя и мазать тело Его ароматами; это было раз только, и более никогда не будет. Но мы ежегодно воспоминаем страдания, смерть и погребение Спасителя, а воспоминая – бываем ли проникнуты теми чувствами любви и сострадания к страдавшему Спасителю, какими исполнено было сердце воспоминаемых нами лиц? Сознаем ли мы, что Его страдание есть наше избавление, что Его смерть есть наше воскресение, и остаёмся ли постоянно благодарными к Нему? Мы называемся последователями Иисуса Христа, т. е. христианами, но запечатлена ли бывает наша жизнь постоянной преданностью Иисусу Христу и приличной ей святостью; и если мы не отрекаемся от собственного нашего звания, то не стыдимся ли иногда делать то, чего требует от нас наше звание?... Вот вопросы, которые невольно знакомят нас с действительной нашей жизнью; а вникнув в них и сопоставив с нашим званием, невольно скажешь, что мы являемся иногда по отношению к Иисусу Христу не Никодимом и Иосифом, и жёнами Мироносицами, а распинателями Его... Воспоминая и прославляя в неделю третью по Пасхе Иосифа и Никодима и св. жён Мироносиц, церковь , тем самым, представляет нравственный урок христианской жизни для людей, состоящих на общественном служении и заправляющих этой жизнью, и для лиц, вращающихся около домашнего очага и заправляющих семейной жизнью, одни словом – для мужей и жен. Из двух элементов слагается наша жизнь, жизнь всякого общества и всякого государства; из жизни семейной и жизни общественной. В основании той и другой, для прочного её существования, должна лежать религия и нравственность; от упадка той и другой зависит упадок общества и семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010