Третья неделя по Пасхе посвящена женам-мироносицам. Явлением им Господа утверждается первенство любви, не знающей страха и колебания. Мужество оставило апостолов, сомнение колебало веру, тревога закрыла двери их собрания. Только верность жен, не знающая изменения, первой восприняла радость великого события. Они шли, не надеясь получить какую-либо помощь от кого-то, помощь определенную – отвалить тяжелый камень от двери гроба, шли, не думая о трудностях, шли, потому что не могли не идти. Потому и они, а не апостолы, стали первыми вестницами Воскресения. От их лица в Неделю мироносиц звучит призыв: «При идите с нами воспойте Его» (канон мироносиц, песнь 1). Не случайно день святых жен в Церкви считается особым праздником женщин-христианок. Вся самая трудная, невидная, кропотливая, необходимая и незаметная работа делается женскими руками. Самая убедительная проповедь – любовью матерей, сестер, подруг; самая надежная защита и опора – опять же у доброго сердца. Самое дорогое признание ценности и величия искренней и беззаветной любви было выражено Господом, и потому нет основания для умаления их служения. Все признают необходимость его, но многие предпочитают делать вид, что легко обойдутся без него, хотя ни семья, ни государство, ни Церковь , ни общество не устоит без терпения, целомудрия, трудолюбия и верности истинных христианок. Вместе с ними призывает Церковь почтить «Иосифа благообразного, ревнителя благочестия, советника и уче­ника (Христова)», как и Никодима. Каждый в меру сил служил общему делу созидания Церкви, и каждый при­мером своим учит дорожить временем, чтобы исполнить заповеди Божии. Потому и среди воспоминаний о верной любви мироносиц в ирмосе мы просим: «Мглу души моея, Спасе мой, разгнав, светом заповедей Твоих озари мя, яко един Царь мира» (канон мироносиц, песнь 5). Особен­ностью богослужения Недр ли мироносиц являются при­бавляемые на утреннем каноне к воскресным песням пасхального канона богородичные тропари. Воспевают они чудо Воскресения Христова, но обращены к образу Бого­матери. Невозможно, говоря о мироносицах, умолчать о Его Матери, Которая острее других переживала боль Сына в страшные дни Его страданий и, естественно, не менее других радовалась Его воскресению. По преданию, слова «Ангел вопияше Благодатней...» – это отзвук явления Ей первой, ранее всех, ангела со словами: «Радуйся и паке реку: радуйся, Твой Сын воскресе...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?» Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5:4). Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено прежде всего радостной вестью им о Воскресении Его, а затем и явлением Его Самого. Поступок же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, – говорит св. Григорий Нисский, – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты». На воскресной утрени этой Недели после «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы – три тропаря: «Егда снизшел еси к смерти...» (дважды), «Слава»: «Благообразный Иосиф...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». В четвертую Неделю – о расслабленном – Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения, и для всех Он – «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Святая Мария Клеопова Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви, была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Святая Иоанна Мироносица Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении. Праведные сестры Марфа и Мария Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

Что о них известно? То, что Иосиф, будучи членом Синедриона и скрывая свою любовь ко Христу из опасения преследований со стороны Синедриона, внезапно проявляет великое мужество и великодушие, испросив у Пилата тело казненного иудеями ненавистного им Галилеянина, погребает его с благоговением и почестью в своем гробе. В погребении Господа принимает участие и другой член Синедриона, Никодим, приходивший когда-то ночью к Господу ( Ин. 3 ) и признавший его посланником Бога. С собой он принес сто литров дорогого, благовонного мира, которым и было умащено тело Иисусово ( Ин.19:39 ). А теперь, скажите, разве поступок Никодима не дает право ему также именоваться мироносцем? Следовательно, несправедливо говорить, что никто из мужчин не проявил к умершему Иисусу преданности и любви. Уместнее говорить, что святые жены лишь не уступили в мужественном самоотвержении Иосифу или Никодиму. Из Синаксария настоящей недели известно, что Иосиф и Никодим сильно пострадали за участие в погребении Христа. Никодим был лишен всего своего имения, изгнан из синагоги и из самого города с бесчестием и проклят, а Иосиф оказался брошенным в ров и, согласно преданию, удостоился явления воскресшего Господа. Скажите, кто из жен пострадал подобным образом? Никто. Значит, больший подвиг проявили мужчины, а женщины им лишь не уступили. Еще один аргумент: Но ведь праздник называется неделей жен-мироносиц! Это он сейчас так называется, а в памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3е воскресенье после Пасхи было посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима. Память жен-мироносиц сначала отмечалась во вторник, накануне 3е воскресенья после Пасхи. Потом в период послеиконоборческой эпохи память жен-мироносиц стали присоединять к памяти святых Иосифа и Никодима. А со временем их подвиг постепенно вышел на первый план! Хотя на первый план должен выходить Виновник празднования — Воскресший Господь, которого Святая Церковь через песнопения свои преимущественно и прославляет в этот день!

http://azbyka.ru/video/31-ne-zhenskij-je...

Жены-мироносицы Церковь воспоминает святых жен-мироносиц В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Святая Мария Клеопова Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви, была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена […] Камень вместо хлеба? «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» – говорили меж собою отчаявшиеся мироносицы, идущие к Мертвецу, которого они так любили Кофе с сестрой Вассой: Как однажды женщины были правы, а апостолы — неправы Евангельские повествования о событии частично противоречивы. Почему это так? Потому что это реальная история, потому что это на самом деле произошло. Иеромонах Макарий (Маркиш) о Дне Православного Мужчины: проблема датировки Пропорция между расслаблением и Православием по самой природе последнего должна быть не прямой, а обратной. Беседы с Архипастырем. О женах-мироносицах и женщине в современном мире Для женщины до конца существования человеческого рода всегда будет важным именно то, ради чего создал ее Господь, семья и дети. Старец Моисей Святогорец: Чему нас учат и на что вдохновляют жены-мироносицы Цунами можно победить дерзновенной любовью, действиями, подобными поступку жен-мироносиц, слезами покаяния верующих. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/zheny-mironosicy/p...

Поистине такие трудовые учреждения наравне со школами для малолетних – суть знамения и видимые признаки лучшего будущего в тех слоях отечественного населения, в которых издавна царствует мрак. А последние добрые события прямо обращают нас к общему празднеству, с которым совпало ныне наше русское празднствование. В великие дни великого поста Августейшая чета предприняла путешествие в древнюю российскую столицу, чтобы в среде народа провести время воспоминания страстей Христовых и славного Его воскресения. И путешествие Их явилось сплошным паломничеством на поклонение великим святыням Москвы. Таковое паломничество как нельзя более в духе русского народа – который издавна и постоянно шествует к отечественным святыням и здесь, при иконах и раках св. угодников Божиих, снискивает себе утешение и силу готовно нести свой крест по заповеди Спасителя об этом. Только надлежит знать, что таковое паломничество возникло еще раньше, и оно современно самым первым дням христианства. В ночь Воскресения Христова, купивши ароматы, жены мироносицы пошли ко гробу Господню зело рано, и ни сон, ни ночное время, ни опасности и страхи не остановили их. А церковь с особенною силою отмечает это первое христианское паломничество. Она отделяет нарочитый особливый день торжественному чествованию первой из мироносиц – Равноапостольной Марии Магдалины. Каждое всенощное воскресное служение она в умилительных и сильных песнопениях изображает, как бы на какой картине, первое паломничество святых жен, увенчавшееся радостною вестью для них и для всех христиан. Наконец, на каждый год она установила особую, теперь вот ныне начинающуюся, неделю, которая носит название жен мироносиц. И одна – одна только причина такового превознесения св. жен. Они первые уверовали в Воскресшего Господа. Они уверовали в то время, когда ученикам Спасителя это казалось простым обманом, и казалось, не ап. Фоме лишь, который, как совсем не склонный к вере, способный веровать только телесным чувствам, служил своим последовавшим уверованием наилучшим свидетелем истины Воскресения Христова; но и весь сонм апостолов остался глухим к радостной вести мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Жены-мироносицы. Роспись нижней церкви Храма Христа Спасителя. Фото: hramdecor.ru Ныне Неделя святых жен-мироносиц. Святая Церковь по окончании пасхальных торжеств прославляет тех святых, которые за их любовь и преданность ко Христу, за их искренность, самопожертвование, страдания и слезы Удостоились первыми лицезреть воскресшего Спасителя. Это были святые жены-мироносицы. Они особенно дороги Православной Церкви по воспоминаниям о событиях земной жизни Иисуса Христа. Как ближайшие спутники возлюбленного Учителя, они прислуживали и помогали во всем Божественному Страдальцу, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, образцом совершенного покаяния! Святая любовь возродила их к новой, благочестивой жизни, открыла им цель земного существования и дала разумение тайн Божиих, приучила к лишениям и подвигам, примирила со скорбями и испытаниями, привлекла к делам милосердия и трудолюбия, довела до спасительного, совершенного покаяния и прославила на всю вселенную по пророческому Слову Сына Божия. Каждая любящая, христианская душа, помышляя о земной жизни Господа своего, неизбежно созерцает при этом и дивные образы жен-мироносиц, столь близких ее сердцу, как-то: Марии, сидящей у ног Спасителя и внимающей всем существом своим учению Его о жизни вечной, или другой Марии — Магдалины, пома-зующей драгоценным миром ноги возлюбленного Учителя и утирающей их своими длинными, чудными волосами, а затем плачущей на пути к Голгофе и бегущей на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса, или, наконец, всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и еще более пораженных явлением им Распятого на пути, когда они бежали возвестить апостолам о случившемся. Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением свв. жены-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святе.

http://pravoslavie.ru/1707.html

Также Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок 19 мая. ПРАВМИР. В 3-ю Неделю по Пасхе Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Мироносицы – носящие миро. Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Учителя. Также Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. Не все имена этих жен-мироносиц нам известны. Евангелисты и Священное Предание сохранили нам ряд имен: Мария Магдалина, Мария – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария – сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода; простые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой рыбака. Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его». Вместе с женами-мироносицами в третью Неделю по Пасхе вспоминают праведников Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, что снимали Тело Христово с Креста, пеленали, но, прежде всего, – оставались с ним при Распятии Его, тогда как из апостолов там был только Иоанн, а другие Его ученики в унынии и недоумении удалились. Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Иисуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей.

http://pravmir.ru/nedelya-zhen-mironosit...

Слово в неделю св. жен-мироносиц 24 апреля 1977 г. Через две недели после Светлого Христова Воскресения Святая Церковь совершает благодарное воспоминание святых Жен-Мироносиц, а также праведных мужей: Иосифа Аримафейского и Никодима – тех верных свидетелей смерти, погребения и воскресения Христова, которые явили великую любовь свою к их Божественному Учителю, когда Его бездыханное тело было снято со Креста и положено во гробе. И если сердце наше невольно скорбит при мысли о том, с какой жестокостью и с каким бессердечием преследовали и возвели на Крест Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира, Его порочные и неблагодарные современники, то, напротив, светлым чувством глубокой признательности озаряются наши души при евангельской вести том, что нашлись и тогда благородные люди, движимые святым чувством любви, которые, как бы от лица всего человечества, воздали последние земные почести Тому, Кто изъязвлен был за грехи наши и хулим за беззакония наши. Когда Господь наш Иисус Христос, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, ходил по городам и селениям Святой Земли, то Его, кроме избранных апостолов, обычно сопровождала группа благочестивых и глубоко преданных Ему женщин. Они не только со вниманием слушали слово Божие, но и усердно служили Господу, принося из своих домов необходимое для жизни и стараясь своими заботами облегчить Его благовестнический подвиг. Святое Евангелие сохранило нам имена некоторых из этих благочестивых женщин. Оно упоминает о Марии Клеоповой, о Саломии, и сестрах Лазаревых Марфе и Марии и о некоторых других. Но особенно часто говорит оно о святой Марии Магдалине. Евангелист Лука сообщает нам одну важную подробность из ее жизни. В прошлом она страдала тяжкими физическими и духовными недугами, но Господь исцелил ее от них, и это стало для нее источником неиссякающей любви и благодарности к Нему. Она всегда следовала за Господом и не оставила Его даже тогда, когда, при взятии Его под стражу, ученики »оставивши Его, все бежали« ( Мк. 14:50 ). Вместе с другими женами мы видим ее на Голгофе состраждущей умирающему Спасителю, разделяющей великую скорбь Пречистой Богоматери, присутствующей при усыновлении Ей Ее Божественным Сыном святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в его лице и всех верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Аминь. Неделя жен-мироносиц В числе первых последователей и постоянных слушателей Христова благовестия было несколько женщин, которых Св. Церковь именует мироносицами. В третий день после крестной смерти Спасителя они приходили на гроб, чтобы драгоценным миром помазать Тело Христово. Эти благочестивые иудеянки вместе с Апостолами признали в Лице Иисуса Христа обещанного Мессию, Искупителя мира, постоянно сопровождали Его, внимая словам Его Божественного учения. Когда Господь был предан на страдания, они всюду следуют за Ним. А когда Он умер на Кресте, они вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом принимают благоговейное участие в Его погребении. Едва миновала пасхальная суббота, святые жены рано поутру поспешили ко гробу Господню с драгоценными ароматами и благовонным миром, чтобы помазать погребенного Мертвеца. И вот, когда они достигли гроба Господня, их встретил светоносный Ангел; он сообщил им радостную весть о Воскресении Христовом и повелел немедленно идти к ученикам и напомнить им (особенно же Петру, трижды от Христа отрекшемуся), что они, согласно предсказанию о сем Самого Господа, могут увидеть Его в Галилее. После этого Воскресший явился Марии Магдалине. Таким образом, именно святые мироносицы первыми удостоились видеть воскресшего Спасителя, первые стали провозвестниками Его славного Восстания из мертвых. Так наградил Господь святых жен за их к Нему пламенную любовь, за их преданность и усердие, которые проявили они как при земной жизни Спасителя, так и по смерти Его. Как важно и необходимо в наше время женщинам-христианкам утвердить в своей душе светлый образ св. Жен-Мироносиц и стараться подражать их высоким духовным качествам – любви и неизменной преданности, верности Спасителю нашему. В этом, главным образом в этом, нуждается наш мир, утопающий в беспринципности, в грехе зловонного своеволия. Никто не может принести столько пользы для семьи, для общества и даже для целого народа, как благочестивая, благоразумная и богобоязненная женщина-мать. Она – всегда верная спутница в жизни не только своему мужу, но и всем, где слышится горе. Преданная Воле Божией, она не только несет неразлучно с мужем крест семейной жизни, но и принимает на себя скорби сирот и вдов. Недаром премудрый Соломон говорит, что добрая жена дороже всех ценностей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010