http://urzhum-uezd.ortox.ru Донская (Стефановская) церковь, каменная, построена в 1763 г.; причта по штату положено: священнк и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 840 саж.; причт пользуется процентами с причтового капитала 4640 руб. 50 коп.; прихожан правосл. рус. 416 м.п., 474 ж.п.; приход состоит из одних городских жителей. Первая церковь построена деревянная, по благословению преосвященного Алексия, архиепископа Вятского, в 1721 г. во имя Св. Стефана, епископа Великопермского. Указом Вятской духовной консистории от 27 мая 1746 г. разрешено построить, вместо пришедшей в ветхость Стефановской деревянной церкви, каменную церковь во имя иконы Пресвятой Богоматери Донской с приделом в честь Св. Стефана Великопермского. В 1752 г. 20 июля деревянная Стефановская церковь сгорела. Указом Вятской духовной консистории от 30 сентября 1753 г. за 124 позволено освятить построенный в каменной церкви придел в честь Св. Стефана . Главный холодный храм во имя Божией Матери в честь Донской иконы Ее окончен строением в 1763 г. и 5 октября освящен. В следующем году, по благословению преосвященного епископа Вятского Варфоломея в трапезе (теплой церкви) устроены два придела, вместо бывшего одного Стефановского, каковые и освящены по указу Вятской духовной консистории от 26 октября 1764 г. за 1530, правый во имя Св. Стефана Великопермского - 5 ноября, а левый во имя Св. Великомученика Феодора Стратилата – 9 ноября. В 1770 г. дан указ Вятской духовной консистории от 12 мая за 457 о строении, при Донской церкви, каменной церкви между приделами Стефановским и Феодора Стратилата, сверху на трапезе каменного придела во имя Преподобного Сергия Радонежского. Этот придел разрешено освятить 23 сентября 1772 г. указом Вятской духовной консистории от 18 сентября того года за 1490. В 1844–1845 г.г. по недостаточной вместительности, теплый храм и верхний придел были расширены: к колокольне с западной стороны сделана пристройка длиной 7 аршин, а место под колокольней, занятое папертью, сторожевской комнатой и лестницей в верхнюю церковь, присоединено к храму, как в нижнем, так и в верхнем этаже, а паперть, сторожевская и лестница устроены в пристройке.

http://sobory.ru/article/?object=32526

Епископ Котласский и Вельский Василий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Михаила — небесного покровителя Архангельской земли. Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным верующим, заполнившим центральную площадь города, с Первосвятительским словом . В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил епископу Василию наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар кафедральному собору Патриарх передал список Смоленской иконы Божией Матери, для храмов епархии — восемь напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Котласского и Вельского Василия посетил Стефановский кафедральный собор г. Котласа. Высоких гостей встречал иерей Евгений Долгополов, старший священник Стефановского собора, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Святейший Патриарх Кирилл также осмотрел духовно-просветительский центр г. Котласа, расположенный на территории храма. По завершении программы посещения Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл на Соловки. История Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян малую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола, один — в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь архидиакона Стефана. В середине XVII века рядом с храмом прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божией Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь в честь явленной иконы Владимирской Божией Матери, а прирубленный к церкви придел освятили в честь святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского.

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

Внутреннее устройство храма является традиционным, характерным для всех православных храмов. Храм состоит из притвора, центральной части и алтаря. Находясь в притворе — начальном помещении храма, — входящий подготавливает себя к тому, чтобы войти в храм, собраться с мыслями, настроиться на молитву. Для общей молитвы на богослужении и для молитвы по своим личным нуждам проходим в центральную часть храма. Храмовая икона лежит на аналое (специальной подставке), с левой стороны храма. В центре храма стоит аналой с иконой празднуемого в этот Центральная часть храма день праздника. С левой стороны располагается большое Распятие — Голгофа, перед которым на особый подсвечник (Канун) ставят свечи об упокоении усопших. Алтарь — место совершения Божественной литургии, расположен на возвышении (солее), в восточной части храма. В центре алтаря находится святой престол. В алтаре совершают богослужения священнослужители. Напротив Царских врат находится амвон. Для расположения церковных певчих, кроме клиросов, имеются двухъярусные (нижние и верхние) хоры над главным входом, выполненные в виде деревянных балконов. На западной стене, у верхнего яруса хоров имеется настенная большая роспись «Страшный суд». Над притвором возвышается колокольня, призванная колокольным звоном собирать верующих на молитву и выделять особо важные моменты богослужения. Храмовые росписи и изображения Внутренние стены храма расписаны сценами из Ветхого и Нового Завета, событиями праздников и иконами святых. В притворе, над входными дверями изображена икона Казанской Божией Матери; с северной и южной стороны притвора — два ангела. Надписи под ними гласят: ангел записывает входящих в храм и ангел записывает исходящих из храма. С левой и правой стороны центральной части храма изображены сцены из Священного писания — Ветхого и Нового Завета. Такие же росписи находятся на сводах главного купола, над солеей и амвоном. Справа от входа на стене располагаются фрески: «Возвращение блудного сына», «Святые Благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской», «Взятие пророка Илии на огненной колеснице на небо», «Святой апостол Павел». Слева от входа на стене расположены фрески: «Беседа Иисуса Христа с самарянкой», «Святые великомученицы внутренние росписи храма внутренние росписи храма Екатерина и Варвара», «Усекновение главы пророка и предтечи Господня Иоанна», «Святой апостол Петр». Справа от алтаря изображения в полный рост Господа Иисуса Христа и Святителя Стефана, епископа Великопермского. Слева от алтаря — изображение в полный рост Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и Святителя Алексия, митрополита Московского. Над северными и южными входными дверями имеется узорчатый орнамент вокруг трех окон.

http://sobory.ru/article/?object=08391

Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан. В 1877 году 23 февраля Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. На третий день после пострига он стал иеромонахом Крестовоздвиженского монастыря города Слободского, но в скором времени возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитве, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. По молитвам преподобного множество людей получали исцеление от душевных и телесных болезней. Своими трудами отец Стефан воздвиг церковь, основал скит. К старцу стала собираться братия. Отец Стефан насаждал традиции афонского старчества. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь, а 10 марта 1890 года было разрешено строительство Александро-Невского монастыря. К этому времени силы старца сильно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Вскоре после этого последовала блаженная кончина старца - 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15 августа мирно отошел ко Господу. Мощи и почитание Преподобный иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое. В советское время честные останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а пустынька его была разорена. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 году была чудесно обретена келейная икона отца Стефана — чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

8 июля 1840 года церковь была освящена епископом Евлампием и стала главным приходским храмом Нижне-Исетска. При Храме во имя Казанской иконы Божией Матери было два придела: южный – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный – во имя святителя Стефана Великопермского. 1 марта 1909 г. при храме было открыто Нижне-Исетское отделение Арамильского церковного общества трезвости, в котором в 1911 году состояло 146 человек (в приходе числилось более трёх с половиной тысяч человек). В 1935-1936 гг. храм был закрыт советскими властями (дата закрытия храма точно не установлена, есть предположение, что это произошло в 1946 г.). В советские годы в здании храма располагались в разное время клуб детдома, клуб химмашзавода, заводской цех, долгие годы оно пустовало. 20 июня 1974 года храм был взорван. 5 апреля 2002 года был освящён закладной камень архиепископом Викентием, началось восстановление храма. 21 июля 2004 года на этом месте впервые за несколько десятилетий была отслужена Божественная Литургия. С июня 2011 года в храме регулярно совершаются богослужения. Сайт храм во имя иконы Божией Матери Казанская http://kazansky.cerkov.ru 10 июля 2016 г. на 200-летний храм Казанской иконы Божией Матери на Химмаше установили долгожданные купол и крест. На глазах у прохожих огромный автокран поднял 15-метровый купол весом 9 т на высоту порядка 40 метров. Вчера митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетил храм и освятил конструкции. Перед началом полиелея владыка совершил чин освящения креста и колоколов, которые в дальнейшем будут установлены на колокольне строящегося храма Казанской иконы Божией Матери. В завершении богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, поблагодарив всех, кто принимает активное участие в созидании прихода и в строительстве храма. Купол собирали прямо на месте несколько недель. Поднимать его доверили мастерам, которые работали на строительстве небоскреба " Высоцкий " . Теперь дело за фасадом – отделку рабочие обещают закончить к осени, а зимой примутся за внутренние помещения.

http://sobory.ru/article/?object=12289

Епископ Котласский и Вельский Василий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Михаила — небесного покровителя Архангельской земли. Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным верующим, заполнившим центральную площадь города, с Первосвятительским словом.      В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил епископу Василию наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар кафедральному собору Патриарх передал список Смоленской иконы Божией Матери, для храмов епархии — восемь напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Котласского и Вельского Василия посетил Стефановский кафедральный собор г. Котласа. Высоких гостей встречал иерей Евгений Долгополов, старший священник Стефановского собора, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Святейший Патриарх Кирилл также осмотрел духовно-просветительский центр г. Котласа, расположенный на территории храма. По завершении программы посещения Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл на Соловки. История Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян малую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола, один — в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь архидиакона Стефана. В середине XVII века рядом с храмом прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божией Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь в честь явленной иконы Владимирской Божией Матери, а прирубленный к церкви придел освятили в честь святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского.

http://pravoslavie.ru/115187.html

2008. 1. С. 3–21; Духанина А. В.«Преложение грамотам»: отрывок из Жития Стефана Пермского в составе «Златой цепи»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2021. 4 (86). С. 131–153; Духанина А. В. Житие Стефана Пермского в составе печатного Пролога//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. 1 (75). С. 36–40; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161: история создания// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 3. С. 143–169; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161 – «Толстый соборник» Кирилло-Белозерского монастыря// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 4. С. 131–144. Глазьев В. Н. Епископ Митрофан Воронежский: к истории отношений светской и духовных властей в конце XVII — начале XVIII века//Церковь и ее деятели в истории России: сборник статей. Воронеж, 1993. С. 71–81; Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронежского епископа: Библиографический указатель/Сост. М. А. Прыткова. Воронеж, 2003. Маркелов А. Архиерейская дорожка: Материалы к жизнеописанию святителя Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского. Киров, 2005; Завойская Н. Е. Александр, епископ Вятский: Материалы к биографии. Вятка, 2008; Завойская Н. Е. К биографии вятского архиепископа Ионы//Вестник церковной истории. 2009. 3/4(15/16). С. 206–226; Дилигул Е. С., Поляков И. А.Келейный сборник тихвинского архимандрита Ионы (Баранова) как памятник монастырской книжности XVII в.//Гуманитарные науки в Сибири. 2019. Т. 26. 1. С. 40–44. Булатов В. Н. Архиепископ Афанасий Холмогорский: муж слова и разума. Архангельск, 2014. Мазуров А. Б. Епископы Коломны середины XIV — начала XV в.//Церковная археология. Вып. 4: Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. СПб., 1998. С. 185–189; Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Московские епархиальные ведомости. 2012. 7/8. С. 148–159. Питерский С. Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия//Рязанский богословский вестник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

В 1492 году к Пермской епархии присоединена Вологодская епархия. Приезжая из Усть-Выми в Вологду, первый епископ Пермско-Вологодский Филофей останавливался в Вознесенском монастыре, устроенном им в 1493 году на правом берегу Вологды возле переправы. Постепенно резиденция пермско-вологодских владык из Усть-Выми переносится в Вологду, епископы живут больше в Вологде, чем в Усть-Выми. В 1587 году наместнику Усть-Вымского монастыря от последнего Пермско-Вологодского епископа Антония послана грамота с указанием о производстве описи и учёта имущества в Усть-Вымском монастыре. С 1589 года Пермско-Вологодская епархия называется Вологодско-Великопермской, и правящие архиереи постоянно живут в Вологде. Но Усть-Вымский монастырь во Владычном городке не был закрыт. По переписным книгам 1608 года, в нём проживал один иеромонах Валаам. Монастырь имел три приписные пустыни: Вотчинскую, Пыелдинскую и Турьинскую. Усть-Вымский монастырь упразднён в 1764 году, монастырские церкви обращены в приходские. Церкви села Усть-ВымВ селе Усть-Вымь Яренского уезда перед революцией находились 2 приходские церкви: Благовещенская в трех каменных зданиях (холодная церковь, теплая церковь и колокольня) и Михаило-Архангельская в двух каменных зданиях (холодная и теплая церкви). 1. Благовещенская холодная двухпрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Благовещенской построена усердием прихожан в 1734 году, престолы освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Всех Святых. В 1755 году на месте деревянной Стефановской церкви прихожанами построена одноэтажная теплая церковь и освящена во имя святителя Стефана Пермского. Колокольня выстроена отдельно. В 1890 году все церковные здания Благовещенского прихода окружены каменной оградой с железными решётками. 2. Михаило-Архангельская каменная однопрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Архангельской церкви построена прихожанами в 1795 году. Рядом с ней стояла двухэтажная каменная церковь в одной связи с колокольней, построенная монахами в 1711 году на месте деревянной Николаевской церкви. Верхний храм - Вознесенский, нижний - Николаевский.

http://sobory.ru/article/?object=14466

Переносился на лето в холодную, а на зиму в теплую церковь; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенный серебром золоченым, жемчугом; образ архидьякона Лаврентия с его страданиями; образ Стефана епископа Великопермского с преподобным Алексием человеком Божим. Второй ярус: изображения Господских и Богородичных праздников на шести деках. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими двумя Архангелами, Богоматерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус: по центру образ Пресвятой Богородицы, по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на восьми деках Пророки. Шестой ярус: по центру Распятие Господне резное с предстоящими - Богоматерью и Иоанном Предтечей (живописными), по сторонам на шести деках страсти Христовы. Все образа написаны одним из лучших иконописцев города Великого Устюга XVIII века. Трапеза. Иконостас в три яруса с золоченой резьбой. Первый ярус: образ Господа Вседержателя; образ Стефана епископа Великопермского с Преподобным Алексием человеком Божим в молении к Благовещению Пресвятой Богородицы старинный; образ Похвалы Пресвятой Богородицы; образ Димитрия митрополита Ростовского в молении. Второй ярус: Господские и Богородичные праздники. Третий ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на четырех деках пророки. В основном образа написаны в XVIII веке. Придел во имя Алексия человека Божия. С северной стороны церкви в виде пристройки вверх. Предалтарный иконостас, крашенный с золоченой резьбой. Царские врата старинные крашенные, украшены золоченой резьбой. В иконостасе: образ Спаса Нерукотворенного; образ Алексия человека Божия; образ Божией Матери Казанской; образ Димитрия митрополита Ростовского. Над местными иконами в центре Сошествие в ад Христа Спасителя. По сторонам: Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Прокопий и Иоанн Устюжские. Все образа написаны в XVIII веке. Теплый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Находился в нижнем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=44947

30 июня 1800 года «происходило крестное хождение с чудотворною иконою Одигитрии из Успенскаго собора на кладбище, где положено основание каменной церкви во имя Богоматери Всех скорбящих Радость с приделами, из коих первый — во имя святителя Стефана Пермского, 2-й — во имя преподобнаго Феодосия Тотемского чудотворца. Строение сие производилось на счет усердных граждан, под распоряжением устюжских купцов Ямщиковых». Более других к постройке и благоустройству храма приложил усилия купец Иван Дмитриевич Ямщиков (1748— 1816), являвшийся попечителем кладбищенской церкви. С 1815 года, как отмечает летопись, устюжане «начали праздновать святителю Стефану Великопермскому в день его представления, 26 апреля, как великоустюжскому уроженцу». В первые годы своего существования Стефано-Пермская церковь была приписана к устюгскому Успенскому собору, позднее перешла в ведение причта Прокопьевского собора. Самостоятельный причт при кладбищенской церкви утвержден указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 марта 1860 года. Предписанием преосвященного Христофора епископа Вологодского и Устюжского причту вменялось в обязанность «кроме постояннаго и неопустительнаго в потребных случаях совершения в той церкви богослужения и чина погребения над телами усопших, иметь ближайший и постоянный надзор как за надлежащим копанием могил, так и за преданием земле тел умерших». Причт, по указу Святейшего синода, состоял из священника и двух псаломщиков. На содержание причта из Устюгской городской управы средств не отпускалось, а в пользу церкви, на ее содержание и на наем сторожей, перечислялось 100 рублей каждогодно. Мещанская управа города выделяла причту пополам с церковью за поминовение умерших в больнице граждан 75 рублей 36 копеек. В конце XIX — начале XX века Стефановская кладбищенская церковь относилась к числу «достаточно прочных с украшенными и благолепными храмами», с достаточными средствами. В 1899 году общий капитал церкви составлял 12 981 рубль. По доходам кладбищенская церковь стояла на втором месте после Сретенско-Мироносицкой церкви. Это была каменная одноэтажная церковь в одной связи с двумя каменными теплыми церквями-приделами, с колокольней над папертью. Полы в летнем и зимнем храмах были выстланы белыми тесаными плитами, а стены и своды отбелены масляной краской. Крыша покрыта была листовым железом и покрашена медянкой, кресты же на церкви и колокольне были золочеными.

http://sobory.ru/article/?object=10238

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010