Переносился на лето в холодную, а на зиму в теплую церковь; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенный серебром золоченым, жемчугом; образ архидьякона Лаврентия с его страданиями; образ Стефана епископа Великопермского с преподобным Алексием человеком Божим. Второй ярус: изображения Господских и Богородичных праздников на шести деках. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими двумя Архангелами, Богоматерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус: по центру образ Пресвятой Богородицы, по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на восьми деках Пророки. Шестой ярус: по центру Распятие Господне резное с предстоящими - Богоматерью и Иоанном Предтечей (живописными), по сторонам на шести деках страсти Христовы. Все образа написаны одним из лучших иконописцев города Великого Устюга XVIII века. Трапеза. Иконостас в три яруса с золоченой резьбой. Первый ярус: образ Господа Вседержателя; образ Стефана епископа Великопермского с Преподобным Алексием человеком Божим в молении к Благовещению Пресвятой Богородицы старинный; образ Похвалы Пресвятой Богородицы; образ Димитрия митрополита Ростовского в молении. Второй ярус: Господские и Богородичные праздники. Третий ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на четырех деках пророки. В основном образа написаны в XVIII веке. Придел во имя Алексия человека Божия. С северной стороны церкви в виде пристройки вверх. Предалтарный иконостас, крашенный с золоченой резьбой. Царские врата старинные крашенные, украшены золоченой резьбой. В иконостасе: образ Спаса Нерукотворенного; образ Алексия человека Божия; образ Божией Матери Казанской; образ Димитрия митрополита Ростовского. Над местными иконами в центре Сошествие в ад Христа Спасителя. По сторонам: Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Прокопий и Иоанн Устюжские. Все образа написаны в XVIII веке. Теплый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Находился в нижнем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=44947

Сыктывкарская епархия и правительство Коми займутся реставрацией памятников духовного наследия республики 3 сентября 2007 г. 17:04 29 августа в Сыктывкаре (республика Коми) прошло рабочее совещание, в котором приняли участие Сыктывкарская епархия , Министерство культуры Коми, Национальный музей республики. Об этом сообщил пресс-секретарь Сыктывкарской епархии игумен Филипп (Филиппов). По его словам, совещание прошло в форме круглого стола, в котором  приняли участие епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим , заместитель министра культуры республики Светлана Беляева, директор национального музея Коми, автор национального проекта «По путям Стефана Великопермского» Ирина Котылева. В ходе совещания рассматривались вопросы взаимодействия и сотрудничества между епархией и Минкультом  в области сохранения наиболее важных памятников духовного наследия республики. «На совещании было рассмотрено три ключевых аспекта дальнейшего взаимодействия. Во-первых, — необходимость в кротчайшие сроки создать архив-картотеку, в котором были бы собраны сведения и данные исследований наиболее ценных памятников культуры и искусства, чтобы в случае утраты или реставрации обращаться к нему. Во-вторых, был затронут вопрос о реставрации икон и других произведений церковного искусства, подготовки специалистов в этой области на базе духовных и светский учебных учреждений Республики Коми. В-третьих, были обозначены шаги совместной подготовки большой конференции посвященной культурному, нравственному и духовному развитию народа Коми», — отметил отец Филипп. «В настоящее время значительная часть памятников культурного и духовного наследия народов Коми утрачена. В республике фактически отсутствует центр реставрации произведений искусства. Совместные шаги, предпринятые епархией, национальным музеем Коми и Министерством Культуры направлены на решение этих и многих других проблем», — подчеркнул пресс-секретарь епархии. Однако, не все благие инициативы Сыктывкарской епархии встречают поддержку со стороны исполнительной власти республики. Так, в частности, по словам игумена Филиппа, неоднократные предложения Церкви учредить государственную награду в честь святого  равноапостольного Стефана Великопермского по образцу ордена преподобного Сергия Радонежского, были отвергнуты. Судя по всему, под тем предлогом, что «Церковь в России отделена от государства». Между тем, именно преподобный Сергий, как и его современник святитель Стефан Великопермский стояли у истоков объединения и формирования русского государства, объединившего многие народы и культуры. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/290364.htm...

Москва. Домовая церковь Стефана Пермского при 1-ой мужской гимназии на Волхонке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:1854. Адрес: г. Москва, Большой Знаменский пер., 2/14 Координаты: 55.746083, 37.602759 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В октябре 1854 года митрополит Филарет освятил домовую церковь гимназии. Интересно, что указ св. Синода об устроении гимназического храма был подписан с Высочайшего соизволения. Посвящение церкви возникло из-за ошибки директора гимназии, ошибочно считавшего, что 1-я гимназия произошла от гимназии Московского университета, освященной в день памяти св. Стефана Пермского, в 1755 году. До 1887 года здесь служили заштатные священники, а в 1889 году учредили собственные штатные должности духовенства. В начале ХХ века староста храма Иван Сергеевич Григорьев благоукрасил его серебряными, с позолотой и эмалью, ризами на образа иконостаса, соорудил красивые Царские Врата, дорогую бронзовую решетку солеи, серебряный позолоченный крест в дубовой оправе и даже провел в храм и в актовый зал гимназии электрический свет. С сокращениями Интернет-журнал Автор статьи Елена Лебедева http://www.pravoslavie.ru/jurnal/124.htm Домовой храм во имя святого Стефана, епископа Великопермского был освящён в старой Москве в октябре 1854 года. Церковь эта была устроена в помещении 1-й мужской гимназии на Волхонке, о которой в наше время напоминает лишь одно сохранившееся здание. С 1755 по 1830 годы при Московском университете существовала самая первая из российских гимназия. В начале XIX века в виде самостоятельного учебного заведения была создана 1-я мужская гимназия. Она по праву считалась престижной и имеющей один из самых высоких уровней образования в Москве того времени.

http://sobory.ru/article/?object=25341

Свято-Стефановский храм (Котлас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Стефановский храм освящен 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. Вместе с Никольским храмом составляет единый комплекс. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. Содержание История [ править править код ] История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святонико­лаевской церковью прихожане обнаружили яв­ленную икону Владимирской Божьей Матери . На месте находки поставили дере­вянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовав­шийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вы­нести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и имя Святого Первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководст­вом местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную цер­ковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Стефанов...

Великий Устюг. Церковь Стефана Пермского на кладбище. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1772 году высочайшим указом было запрещено погребать умерших в городской черте (у приходских церквей) и в связи с этим для городского кладбища было выделено место на Красной горе за Покровской церковью. 1 июля 1772 года из Успенского собора на новое кладбище совершен крестный ход и на месте будущей кладбищенской церкви установлен крест. 22 мая 1774 года из Успенского собора совершен крестный ход на отведенное кладбище и после молебна заложена деревянная церковь перевезенная из Сухонской Ерогодской волости с погоста Рождества Христова. Церковь освящена 15 октября 1774 года во имя святого Стефана Великопермского. 4 августа 1799 года преосвященный Арсений, епископ Вологодский и Великоустюжский, дал грамоту на постройку каменной церкви Стефана Пермского. 30 июня 1800 года положено основание каменой церкви во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости с приделами во имя святителя Стефана Пермского и во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Строительство велось на средства прихожан под руководством купцов Ямщиковых. Колокольня Стефановской кладбищенской церкви построена одновременно с храмом. На ней имелось девять различной величины колоколов. Самый большой из них отлит в 1807 году, весил 107 пудов 30 фунтов и отличался от других отлитыми на нем изображениями Распятия Господня, Божией Матери и Николая чудотворца. Время изготовления и вес второго по величине колокола неизвестны. Третий колокол, весом в 12 пудов, был отлит в Устюге в 1786 году. Остальные колокола являлись малыми, ничем не примечательными. Недалеко от церкви, на месте бывшего деревянного храма, в конце XIX века построена каменная часовня-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца. В 1857— 1858 годах кладбище было обнесено каменной оградой, с восточной стороны — сплошной, а с остальных — с деревянными решетками. Для въезда на кладбище имелось двое ворот.

http://sobory.ru/article/?object=10238

Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан. Так исполнилась давняя мечта Симеона. В монашестве он получил имя Стефан, в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Став иеромонахом, отец Стефан продолжал свои аскетические подвиги и служение людям в родном селе. Своими трудами он воздвиг церковь , основал скит. К старцу стала собираться братия. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь. 15 августа 1890 г., перед кончиной, о. Стефан принял великую схиму и мирно почил о Господе. Он был погребен в родном монастыре, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое. В советское время честные останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а пустынька его была разорена. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 г. была чудесно обретена келейная икона о. Стефана – чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей. 29 октября 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил на основании фактов непрекращающегося народного почитания подвижника и чудотворений по его молитвам совершить прославление преподобного Стефана в лике местночтимых святых. 14 июля 2002 г. это прославление было совершено.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В период 1932-1937 гг. в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. 6 ноября 1937 диакон Иван Трубачев был расстрелян. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. 14 сентября 1947 года на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было решено сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Свято-Стефановский храм был привезен иконостас (собственный иконостас был уничтожен еще в 1931 г.). Начались богослужения. На сегодняшний день на территории Свято-Стефановского храма активно ведутся ремонтно-реставрационные работы. По благословению епископа Котласского и Вельского Василия в нижнем храме в честь свт. Николая Чудотворца совершен капитальный ремонт, проходят реставрационные работы у храма-колокольни в честь свт. Стефана Пермского. Летом 2014 года на территории Свято-Стефановского храма начались строительные работы по возведение духовно-просветительского центра, а 18 апреля 2015 года епископ Котласский и Вельский Василий совершил освящение духовно-просветительского центра во имя свт. Стефана Великопермского. http://kotlasskaia.cerkov.ru/main-page/ Котласская Стефановская церковь построена в 1777 г. Каменная, двухэтажная, с тремя престолами. Другая церковь в Котласе - каменная, с одним престолом - построена в 1825 г. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 г. упоминалась церковь Николая Чудотворца на Котласе, в Двинской трети Устюжского уезда. Местоположение: на 1859 год - погост Котласский-Староновский [Котласский-Стефановский?] (Котлос), во 2-м стане Устюжского уезда, при р. Двине. В 1788 г. при церкви числилось 546 человек, в 1868 г. - 911. 19 февраля 1899 г. открыта штатная диаконская вакансия. Указом от 25 нобяря 1915 г. за открыт второй штат причта, в составе священника и псаломщика, с содержанием за счёт местных средств.

http://sobory.ru/article/?object=28765

Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом , который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан. В 1877 году 23 февраля Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского , просветителя вятичей. На третий день после пострига он стал иеромонахом Крестовоздвиженского монастыря города Слободского , но в скором времени возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитве, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. По молитвам преподобного множество людей получали исцеление от душевных и телесных болезней. Своими трудами отец Стефан воздвиг церковь, основал скит. К старцу стала собираться братия. Отец Стефан насаждал традиции афонского старчества. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь, а 10 марта 1890 года было разрешено строительство Александро-Невского монастыря . К этому времени силы старца сильно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Вскоре после этого последовала блаженная кончина старца - 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму , а 15 августа мирно отошел ко Господу. Мощи и почитание Преподобный иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое. В советское время честные останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а пустынька его была разорена. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 году была чудесно обретена келейная икона отца Стефана — чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.

http://drevo-info.ru/articles/13134.html

30 июня 1800 года «происходило крестное хождение с чудотворною иконою Одигитрии из Успенскаго собора на кладбище, где положено основание каменной церкви во имя Богоматери Всех скорбящих Радость с приделами, из коих первый — во имя святителя Стефана Пермского, 2-й — во имя преподобнаго Феодосия Тотемского чудотворца. Строение сие производилось на счет усердных граждан, под распоряжением устюжских купцов Ямщиковых». Более других к постройке и благоустройству храма приложил усилия купец Иван Дмитриевич Ямщиков (1748— 1816), являвшийся попечителем кладбищенской церкви. С 1815 года, как отмечает летопись, устюжане «начали праздновать святителю Стефану Великопермскому в день его представления, 26 апреля, как великоустюжскому уроженцу». В первые годы своего существования Стефано-Пермская церковь была приписана к устюгскому Успенскому собору, позднее перешла в ведение причта Прокопьевского собора. Самостоятельный причт при кладбищенской церкви утвержден указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 марта 1860 года. Предписанием преосвященного Христофора епископа Вологодского и Устюжского причту вменялось в обязанность «кроме постояннаго и неопустительнаго в потребных случаях совершения в той церкви богослужения и чина погребения над телами усопших, иметь ближайший и постоянный надзор как за надлежащим копанием могил, так и за преданием земле тел умерших». Причт, по указу Святейшего синода, состоял из священника и двух псаломщиков. На содержание причта из Устюгской городской управы средств не отпускалось, а в пользу церкви, на ее содержание и на наем сторожей, перечислялось 100 рублей каждогодно. Мещанская управа города выделяла причту пополам с церковью за поминовение умерших в больнице граждан 75 рублей 36 копеек. В конце XIX — начале XX века Стефановская кладбищенская церковь относилась к числу «достаточно прочных с украшенными и благолепными храмами», с достаточными средствами. В 1899 году общий капитал церкви составлял 12 981 рубль. По доходам кладбищенская церковь стояла на втором месте после Сретенско-Мироносицкой церкви. Это была каменная одноэтажная церковь в одной связи с двумя каменными теплыми церквями-приделами, с колокольней над папертью. Полы в летнем и зимнем храмах были выстланы белыми тесаными плитами, а стены и своды отбелены масляной краской. Крыша покрыта была листовым железом и покрашена медянкой, кресты же на церкви и колокольне были золочеными.

http://sobory.ru/article/?object=10238

2008. 1. С. 3–21; Духанина А. В.«Преложение грамотам»: отрывок из Жития Стефана Пермского в составе «Златой цепи»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2021. 4 (86). С. 131–153; Духанина А. В. Житие Стефана Пермского в составе печатного Пролога//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. 1 (75). С. 36–40; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161: история создания// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 3. С. 143–169; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161 – «Толстый соборник» Кирилло-Белозерского монастыря// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 4. С. 131–144. Глазьев В. Н. Епископ Митрофан Воронежский: к истории отношений светской и духовных властей в конце XVII — начале XVIII века//Церковь и ее деятели в истории России: сборник статей. Воронеж, 1993. С. 71–81; Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронежского епископа: Библиографический указатель/Сост. М. А. Прыткова. Воронеж, 2003. Маркелов А. Архиерейская дорожка: Материалы к жизнеописанию святителя Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского. Киров, 2005; Завойская Н. Е. Александр, епископ Вятский: Материалы к биографии. Вятка, 2008; Завойская Н. Е. К биографии вятского архиепископа Ионы//Вестник церковной истории. 2009. 3/4(15/16). С. 206–226; Дилигул Е. С., Поляков И. А.Келейный сборник тихвинского архимандрита Ионы (Баранова) как памятник монастырской книжности XVII в.//Гуманитарные науки в Сибири. 2019. Т. 26. 1. С. 40–44. Булатов В. Н. Архиепископ Афанасий Холмогорский: муж слова и разума. Архангельск, 2014. Мазуров А. Б. Епископы Коломны середины XIV — начала XV в.//Церковная археология. Вып. 4: Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. СПб., 1998. С. 185–189; Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Московские епархиальные ведомости. 2012. 7/8. С. 148–159. Питерский С. Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия//Рязанский богословский вестник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010