Нет также теперь в вологодской губернии ни одного селения, называемого «пермским», тогда как у нас известно «пермское» село (в пермском уезде). Наконец, у нас еще доселе живо племя пермяков, предкам которых св. Стефан принес евангельское слово. Пермяки у нас, в соликамском и чердынском уездах, составляют остаток первобытного населения нашей губернии в этих уездах 4 . После всего этого можем ли и мы, граждане Перми и жители всей пермской губернии, – можем ли не питать особенной любви и благодарности к св. Стефану пермскому? Можем ли не воодушевляться чувством особенной ревности к нему, когда слышим, что в нынешний год исполняется 500 лет его выходу на проповедь? Даже не наш ли теперь долг позаботиться-ознаменовать чем-либо это священное воспоминание, хоть мы младшие братья по возрождению в христианство в сравнении с православными зырянами в вологодской губернии? Наприм., не от нас ли должен выйти, если не самый контингент, то голос о возобновлении ростовского монастыря, где св. Стефан пострижен в монашество, где приготовил себя на пермскую миссию 5 ? Чем же именно можем мы ознаменовать пятисотлетнее событие? Можем ознаменовать, например, устройством в Перми часовни в честь свят. Стефана пермского. Кроме образа сего первосвятителя земли пермской, в этой часовне могли бы быть главными образами изображения св. Ионы епископа пермского, который уже доходил с проповедью до самой нашей Чердыни, а также преподоб. Трифона вятского, прямого распространителя у нас православия. А затем могли бы иметь место в той же часовне изображения всех тех епископов за пятисотлетие великопермской и пермской церкви, которые причислены к лику святых. Это именно из епископов великопермских Герасим и Питирим, из тобольских и сибирских, которые некогда управляли целой половиной церквей нашей епархии, – Иннокентий иркутский, Димитрий ростовский и Павел тобольский. Пусть предполагаемая часовня была бы в самом жизненном пункте нашего города, наприм., на сибирской улице. И пусть двери в нее всегда были бы открыты, так чтоб каждый, кто имеет усердие, мог во всякое время войти в нее и пред образом первосвятителя Перми вспомнить о пятисотлетии пермской церкви, помолиться апостолу пермскому и прочим святым епископам пермским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Отдавая дань подвигу св. Стефана Великопермского, Елисавета Феодоровна давно стремилась побывать на земле, которая своей христианизацией обязана этому великому святому XIV века. Будущий просветитель зырян родился в Великом Устюге и с самых юных лет проявлял огромное усердие к церковной службе. Приняв иноческий постриг в Ростовском монастыре, он тщательно изучил книги богатой обительской библиотеки. Много лишений и скорбей перенес праведный Стефан, живя среди язычников, поклонявшихся идолам. В ежедневной самоотверженной борьбе он сумел переломить их неверие: многие пермяки и зыряне с радостью принимали святое крещение. Стефан Великопермский в бытность епископом Малой Перми перевел на зырянский язык Святое Писание и богослужебные тексты, основал несколько монастырей, открывал училища при храмах, помогал пастве в голодные годы, защищал людей от лихоимства сборщиков податей . Великая княгиня высоко чтила подвижническую жизнь и проповеднический дар св. Стефана, внимательно изучая путь его духовных исканий и постижений. Она понимала, какая сила и непреклонная стойкость необходима для успеха христианской проповеди среди язычников. Ведь достаточно даже небольшого отклонения проповедника от однажды избранного христианского взгляда на мир, чтобы изменить ход и сущность движения человека к истине. После молебна святителю Стефану Великопермскому и благоговейного осмотра святынь собора Ее Высочеству были представлены игумений женских монастырей Пермской епархии. Матушки-игумении преподнесли Великой княгине свои рукодельные работы и альбомы с видами своих обителей. С 19 до 23 часов вечера Елисавета Феодоровна присутствовала на всенощном бдении, а в 6 утра следующего дня — на ранней литургии в Пермском Успенском женском монастыре. Большое впечатление на всех молящихся произвело слово, сказанное после литургии помощником инспектора Пермской Духовной семинарии Н.И. Колосовым. Он начал с того, что рассказал, как недавно встретил в одной из смежных с Пермью деревень простого русского человека, который уже несколько лет, кроме трудов по сельскому хозяйству, ходит от села к селу, от города к городу и живым, умным, горячим словом борется с различными недугами народа. Кто-то из духовного кружка спросил, а зачем он трудится над разумным просвещением крестьян. В ответ был задан другой вопрос: что заставляет множество русских людей идти в монастырь при сложности современной ситуации? И далее последовали смежные вопросы.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Белогорскому Никольскому мужскому монастырю передана духовная литература из фондов РГБ 29 сентября 2006 г. 17:59 Библиотека Белогорского Никольского мужского монастыря пополнилась годичными подшивками «Пермского епархиального вестника», наиболее ранние выпуски которого относятся к 1877 году, современной духовной литературой и церковной периодикой. Торжественная передача книг состоялась в Крестовоздвиженском соборе возрождаемой обители в день престольного праздника. В этот день в монастырь на Белой горе, отстоящий на 120 километров от Перми, собралось множество паломников. Божественную Литургию здесь совершил епископ Пермский и Соликамский Иринарх в сослужении духовенства епархии. После богослужения состоялось вручение студенческих билетов воспитанникам I курса Пермского духовного училища. Затем епископ Иринарх принял из рук Е.В. Никаноровой, заместителя генерального директора РГБ символический дар — книгу «Житие святителя Стефана Великопермского», изданную в конце XIX века. Как отметил владыка, до 1917 года в Белогорском монастыре подвизалось около семисот насельников и действовало три библиотеки — братская, паломническая и миссионерская, поскольку обитель изначально создавалась в 1890 году с целью обращения из раскола местных жителей. Все имущество монастыря, в том числе книжный фонд были утрачены в годы богоборчества. «Самая главная задача, которую я ставил для себя при вступлении в управление епархией — это возрождение духовного образования», — отметил епископ, подчеркнув, что существенное пополнение библиотечных фондов монастыря, осуществленное с помощью РГБ, поможет решению этой задачи. «Фонды, которые когда-то были в пользовании Церкви, к сожалению, разбросаны по библиотекам края», — напомнил епископ Иринарх, выразив надежду на возрождение церковного библиотечного дела в Пермском крае. Библиотеку, состоящую из почти пятисот изданий, доставили в пермской глубинку благотворители монастыря — члены Попечительского Совета Некоммерческого Партнерства «Уральский Афон», которое выступило инициатором этой акции. Портал «Слово» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/146675.htm...

В феврале 1960 года ситуацию изменили крупные перемены, произошедшие в руководстве Совета по делам Русской Православной Церкви. После ухода с должности председателя лояльного к Церкви Г. Г. Карпова его место занял В. А. Куроедов. В апреле на Всесоюзном совещании уполномоченных В. А. Куроедов предложил перейти к плановому сокращению числа церквей, монастырей, духовных учебных заведений и духовенства, епархий и епархиальных центров. Для осуществления намеченного плана было решено подавить сопротивление ряда иерархов, противодействующих новой религиозной политике власти. Теперь у П. С. Горбунова появился шанс свести счеты со строптивым епископом. Документы епархии и уполномоченного с мая по сентябрь 1960 года рисуют драматическую картину борьбы епископа Павла с властями за сохранение ее приходов и самих канонических основ церковной жизни. Чтобы удержать позиции Церкви и укрепить приходы, которым грозила опасность закрытия, епископ сосредоточил свое внимание на формировании их исполнительных органов, стремясь пополнить церковные советы и «двадцатки» наиболее энергичными верующими людьми, того же постоянно требовал от благочинных и настоятелей. В ответ там, где это удавалось, уполномоченный умышленно отменял принятые решения, избранные члены исполнительных органов не регистрировались. Только в первой половине 1960 года уполномоченный полностью или частично снял с регистрации исполнительные органы в восьми церквах. В ответ на новый натиск властей епископ Павел в пасхальную ночь 1960 года организовал праздничное богослужение под открытым небом, которое совершалось игуменом Серафимом (Барановым) параллельно со службой в кафедральном соборе. На претензии уполномоченного епископ ответил: «Я лично не нахожу ничего противозаконного. Верующие просили, и я заставил служить. Это мое право и долг.» Несмотря на требования уполномоченного, запрещавшего пышные соборные богослужения, 9 мая, день памяти святителя Стефана Великопермского, просветителя пермяков, в 1960 году праздновался особенно торжественно. Богослужение вместе с епископом совершали 24 священника и 6 диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Белогорскому монастырю передана духовная литература из фондов РГБ Пермь,28 сентября 2006 г. Белогорскому Никольскому мужскому монастырю передана духовная литература из фондов РГБ. Монастырская библиотека пополнилась годичными подшивками " Пермского епархиального вестника " , наиболее ранние выпуски которого относятся к 1877 году, современной духовной литературой и церковной периодикой. Торжественная передача книг состоялась в Крестовоздвиженском соборе возрождаемой обители в день престольного праздника, сообщает корреспондент сайта Православие.Ru О.Кирьянова. В этот день в монастырь на Белой горе, отстоящий на 120 километров от Перми, собралось множество паломников. Божественную Литургию здесь совершил епископ Пермский и Соликамский Иринарх в сослужении духовенства епархии. После богослужения состоялось вручение студенческих билетов воспитанникам I курса Пермского Духовного училища. Затем Владыка Иринарх принял из рук Е.В. Никаноровой, заместителя генерального директора РГБ символический дар - книгу " Житие святителя Стефана Великопермского " , изданную в конце XIX века. Как отметил епископ Пермский и Соликамский, до 1917 года в Белогорском монастыре подвизалось около семисот насельников и действовало три библиотеки - братская, паломническая и миссионерская, поскольку обитель изначально создавалась в 1890 году с целью обращения из раскола местных жителей. Все имущество монастыря, в том числе книжный фонд были утрачены в годы богоборчества. " Самая главная задача, которую я ставил для себя при вступлении в управление епархией - это возрождение духовного образования " - отметил Владыка, подчеркнув, что существенное пополнение библиотечных фондов монастыря, осуществленное с помощью РГБ, поможет решению этой задачи. " Фонды, которые когда-то были в пользовании Церкви, к сожалению, разбросаны по библиотекам края, - напомнил епископ Иринарх, выразив надежду на возрождение церковного библиотечного дела в Пермском крае. Библиотеку, состоящую из почти пятисот изданий, доставили в пермской глубинку благотворители монастыря – члены Попечительского Совета Некоммерческого Партнерства " Уральский Афон " , которое выступило инициатором этой акции. В числе попечителей - пятнадцать членов Совета Федерации России. НП " Уральский Афон " было создано в 2003 году с целью целевого привлечения средств на восстановление Белогорского Никольского мужского монастыря. Одним из первых шагов стало воссоздание знаменитого " Царского креста " , сооруженного на вершине Белой горы 16 мая 1891 года в Неделю Всех Святых в память о чудесном спасении от покушения в Японии наследника русского престола цесаревича Николая Александровича. В 1923 году монастырь был закрыт, монахи репрессированы, а " Царский крест " уничтожен. Ныне воссозданная святыня вновь венчает вершину горы, в ясную погоду ее видно на расстоянии многих километров.

http://pravoslavie.ru/18645.html

− Батюшка, споём ещё «О, Всепетую»! Только к одиннадцати часам вечера Стефановский зал опустел, и участники чтений разошлись по городским окраинам 220 . Часовня, многие годы после революции занятая детским садом, была возвращена Православной Церкви в 1996 году в дни празднования 600-летия преставления святителя Стефана Великопермского 221 . Впервые за восемьдесят лет в ней собрались ученики пермских воскресных школ. Их голоса вновь наполнили зал часовни: звучало пение тропарей и старинных кантов. С их сверстниками, может быть, прабабушками и прадедушками, общался отец Пимен в этих самых стенах, вместе с ними пел кант: Святитель дивный и премудрый, Великопермский наш Стефан, Ты во святителях пречудный, О, как ты близок грешным нам! Известно об одном детском празднике, проходившем здесь в 1916 году, рождественском, называвшемся «Вифлеемская звезда». Праздник был задуман так, чтобы символом его стала не украшенная ёлка, а именно Вифлеемская звезда. Поэтому вместо традиционной ёлки центром праздника стала картина-декорация «Поклонение волхвов». Светилась электрическая звезда. Священник Захаров, распорядитель праздника, собрал в зале часовни несколько сот детей из церковноприходских школ Перми. После игр и концерта ребятам раздали гостинцы, одарили платьями, фартуками, рубашками, чулками и варежками. На подобных праздниках епископ Андроник и архимандрит Пимен окунались в детскую стихию: где дети, там всегда особая близость Бога и чистая радость. Таких как они, часто обвиняли в узости сознания, отсталости и фанатизме. Епископ Пимен это знал, но если порой и мучился, то не от чувства собственной неполноценности, а от бессилия убедить, что религиозность не усредняет личность, как казалось многим, а возвышает ее. Они не обставляли тайну богообщения подчеркнутой выразительностью, поэтому не поражали воображения, а именно этого в первую очередь требовали настроения Серебряного века. Поэзия, живопись, музыка предреволюционного времени во многом отвечала на ожидания яркого, непривычного, сумрачно-гениального. Но Россия, это великое море вмещало и иное видение вещей, вынесенное из предания, наконец, из житейски мудрого взгляда на вещи. Именно этой России была дана радость любить «божественный свет на ликах строгих» и принимать в своё сердце богатырей духа с детски ясными и чистыми сердцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Новоизбранный царь Михаил вскоре отозвался на сибирскую любовь особенною отеческою любовью, выразившеюся, наприм., в том, что он в 1614 году совместно с боярскою Думою безусловно отказал английскому посланнику Джону Мерику в его ходатайстве о допуске англичан в Сибирь. Государь Михаил особенно крепко помнил «сибирские милосердие», которое было оказано в Пелыми сосланному его дяде Михаилу Никитичу, томившемуся в душной землянке и питавшемуся молоком и жидкою снедью, которую, ему подавали в окошечко чрез дудочки пелымские крестьянские дети. За это милосердие к страдальцу пелымцы были вознаграждены от Михаила Федоровича особою «обельною» грамотою. Затем, немедленно по укрощении смут самозванщины и междуцарствия и по исправлении вызванных ими существенных неурядиц в правах и делах державы, государь Михаил, по указанию своего родителя патриарха Филарета, учредил в 1620 году для Сибири особую святительскую кафедру в г. Тобольске и даровал от казны жалованье духовенству. По учреждении в Сибири правильного средоточия церковной жизни лучше прежнего оживилось там победное шествие русский государственности. Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан Староруссенков был из архимандритов Новгородского Спасского Хутынского монастыря. «Веси бо, – писал ему патриарх Филарет – колики сокровища благочестивый и христолюбивый сын наш великий Государь Михайло Феодорович и аз истощих красоты ради церкви Божией и человеческого спасения, егда рукоположих тя Епископа быти в далечайшей оной стране, да проповедь спасения слова Божия растет и множится». При этом патриарх поставлял владыке Киприану в пример для подражания апостольство Стефана Великопермского (Собр. Гр. и Догов. т. III). Архиепископ Киприан 3 года святительства основал в Сибири несколько монастырей и церквей и упорядочил обители и приходы. Наконец, жалобою царю на бесчинство и своеволие сибирского воеводы Матвея Годунова и других правителей вызвал в 1623 году строжайшее следствие. Это следствие, произведенное московским сыщиком Иваном Спасителевым и подьячим Арефою Башмаковым, пресекло развитие нравственного зла и послужило основанием для издания необходимейших по тому времени нескольких царских указов о том чтобы воеводы беспрекословно содействовали Сибирскому архипастырю в деле водворения в Сибири добронравия среди пастырей и пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Здесь же, в Свято-Вознесенской церкви время от времени выставлялись ещё две драгоценные древние иконы: Параскевы Пятницы из находившейся в Чулибе Пятницкой церкви и Святителя Николая Чудотворца из часовни в деревне Березники. До наших дней дошла лишь копия образа Параскевы Пятницы, сделанная на исходе XIX века, в 1900 году. В 1973 году Коми республиканский краеведческий музей изъял из Ыбской церкви редкие иконы XVII-XVIII вв.: Архангела Гавриила, Святителя Василия Великого, Смоленскую икону Божией Матери, Казанскую икону Божией Матери. В иконостасе церкви была оставлена икона XIX в.: Святителя Стефана Великопермского с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, чудотворцами. Иеромонах Трифон (Плотников), настоятель Свято-Вознесенской церкви, ныне архимандрит Антониево–Сийского монастыря в Архангельской области, составил ее описание: «Основа иконы состоит из четырёх досок, размер её 91 на 66 см. Икона выполнена в технике масляных красок, тонкого письма, по манере близка к традиционной русской иконописи конца 19 века. В нижней части изображены во весь рост преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа), они в монашеском облачении: подрясник (преподобный Савватий в рясе), поверх мантия. На каждом из них епитрахиль (или двойной орарь) – признак священства. У Зосимы в левой руке развёрнутый свиток с отрывком текста духовного завещания: ”Не скорбите, братие, но по сему разумейте аще угодна дела мои Богу то не оскудеет место сие, токмо любовь имейте”. У Савватия на правой руке висят чётки. Меж ними в облачении епископа изображён святитель Стефан Пермский, который двумя руками на уровне груди держит Евангелие. На святителе омофор с двумя крестами, фелонь (в обиходе - риза), какую до определённого времени носили и епископы, епитрахиль, ряса и сапожки. Изображение святости (нимбы) над головами Божиих угодников – из сусального золота. Выше над Святыми в пространстве в виде церковной главки поясное изображение Приснодевы Марии и Богомладенца Христа с воздетыми руками. Икона написана в 1897 году и считается редкой, потому что Стефан Пермский крайне редко изображён с Соловецкими Чудотворцами. Авторство написания иконы установить вряд ли возможно, но время написания определяется благодаря надписи по нижнему краю иконы: «Написана сия св. икона в живописной школе Соловецкого Монастыря по заказу и на средства послушника онаго монастыря Пол... Белоголоваго, и освящена на раках Преподобных Зосимы и Савватия 1897 года Апреля 26 дня».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

В 1565, 1566 и 1568-1571 гг. в Вологде жил Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 г. к юго-востоку от Ленивой площадки заложили новый кремль. В 1568 г. в нем началось строительство собора во имя Св. Софии. До освящения Софийского храма главной в Вологде была ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке, где был погребен еп. Киприан. В новом кремле для Великопермского епископа было построено деревянное подворье; в сер. XVII в. на месте архиерейского двора близ Софийского собора находились храм во имя свт. Стефана Пермского, кельи архиерея, хозяйственные сооружения. С кон. 60-х гг. XVI в. Вологда стала постоянным местом пребывания архиерея, к нач. XVII в. швед. резидент П. Петрей писал, что в Вологде было 4 наиболее важные церкви, «при которых живет епископ», архиерей совершал торжественные богослужения не только в соборе Св. Софии, но и в храме во имя свт. Николая ( Масса, Петрей. С. 185). В результате присоединения Вологды в В. е. вошли крупные мон-ри, в частности Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (основан в XIII в.), Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (основан в 1371) и др. В 1503 г. в Прилуцкий мон-рь был принесен образ прп. Димитрия Прилуцкого , написанный Дионисием . В Вологде икону встречал еп. Никон. В память об этом событии 3 июня было установлено местное празднование, совершался крестный ход из собора в Прилуцкий мон-рь. В XVI-XVII вв. на территории епархии активно развивалась монашеская жизнь, было основано значительное число мон-рей и пустыней, преимущественно в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Обители были небольшими, как правило, они получали земли или ругу от московских вел. князей (обычно располагались на их землях), большая их часть закрылась в 1764 г. Наиболее значительными были Корнилиев Комельский и Арсениев Комельский мон-ри. Собор 1589 г. утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея - архиепископ Вологодский и Великопермский. Вологодский Софийский дом

http://pravenc.ru/text/155162.html

Решение о создании новой епархии и назначении ее главы принял Священный Синод 4 мая. ПРАВМИР. Игумен Мелетий (Павлюченков) возглавил новообразованную Рославльскую епархию Русской Православной Церкви. На сегодняшнем заседании Синода было принято решение избрать епископом Рославльским и Десногорским игумена Мелетия (Павлюченкова), клирика Смоленской епархии (журнал 32) . Ранее сообщалось , что Священный Синод постановил образовать Рославльскую епархию, выделив ее из состава Смоленской епархии с включением в состав Смоленской митрополии. Игумен Мелетий (Павлюченков Дмитрий Николаевич) родился 25 мая 1977 года. В священном сане с 23 августа 1998 года, рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) Пострижен 25 февраля 1999 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Окончил Смоленскую Духовную семинарию, Московский государственный индустриальный университет и Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. 1998-2005 гг. – настоятель храма Преображения Господня г. Вязьма Смоленской области. 2003-2005 гг. – настоятель Свято-Троицкого собора г. Вязьма Смоленской области. 2003-2005 гг. – директор Детского дома при Свято-Троицком соборе г. Вязьма Смоленской области. С 2008 г. – настоятель храма Державной иконы Божией Матери г. Смоленска. 2009-2010 гг. – ответственный за строительство храма-памятника на мемориале «Катынь». С 2014 г. – член Комиссии по канонизации святых Смоленской епархии. С 26 мая 2015 г. – наместник (с 24 декабря 2015-го – игумен) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рославля Смоленской области. С 26 мая 2015 г. – настоятель храма в честь Святителя Стефана Великопермского г. Десногорска Смоленской области. С 6 июля 2015 г. – настоятель храма в честь святой Анастасии Узорешительницы г. Рославля Смоленской области (тюремный). 24 декабря 2015 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви утвержден в должности игумена Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рославля Смоленской области.

http://pravmir.ru/igumen-meletiy-pavlyuc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010