Нововоскресенское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Ново-Воскресенский приход в настоящем его виде существует с 1770 года. Ранее приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, где, по народному преданию, в 14 веке останавливались на ночную молитву Сергий Радонежский и его друг преподобный Стефан Махрищский. Здесь проходил путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский монастырь. Церковь Воскресения Христова в селе Тимофеевском существовала ещё до 17 века, но потом запустела. В 1756 году по просьбе прихожан преосвященный Амвросий, епископ Переяславский и Дмитровский, разрешил построить новую церковь вместо обветшавшей. Сменивший его преосвященный Геннадий в 1770 году по просьбе генерал-аншефа С.К.Нарышкина (1710-1775) разрешил «из села Тимофеевского церковь Святого архистратига Михаила за неспособностью быть в том селе Тимофеевском перенесть и перестроить со всякою исправностью вновь в вотчине его превосходительства в деревне Воскресенской во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского с приделом в трапезной на левой стороне во имя архистратига Михаила». С этого времени приход получил название Ново-Воскресенского. В 1865 году вместо деревянной церкви на деньги прихожан устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов три: в холодной – в честь Вознесения Господня, в приделах – во имя архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы). В том же году храм был освящён преосвященным Феофаном (Говоровым, умер 6 января 1894 году), епископом Владимирским, впоследствии затворником Вышенской пустыни, церковным писателем, причисленным к лику святых. Храм расписан фресками в 1910 году. Приход состоял из села Ново-Воскресенского и деревни Лизуново (в версте от церкви). В деревне Лизуново деревянная часовня в честь Святой Живоначальной Троицы сгорела в начале 20 века. В Ново-Воскресенском было народное училище, открытое в 1872 году на средства купца А.Баранова. В 1930 году церковь закрыта и разграблена.

http://sobory.ru/article/?object=06644

Орлик. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1882. Год утраты:приблизительно 1962 (разобрана на кирпич) Адрес: Белгородская обл., Чернянский район, с. Орлик Координаты: 51.06515, 37.703565 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О судьбе первого храма на территории слободы Орлик, относившейся на протяжении более двух веков к Старооскольскому уезду, известно, что он был построен вскоре после заселения края в XVII веке и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. С построением в 1773 году кирпичной Николаевской церкви слобода стала называться Николаевкой. Возможно, к Николаевской церкви в XVIII веке был пристроен Преображенский придел, в связи с чем и в народе, и в документах церковь упоминалась то как Николаевская, то как Преображенская. К середине XIX века число жителей слободы превысило четыре тысячи человек. Было принято решение построить новый большой кирпичный храм. Подробные сведения о нем имеются в историческом исследовании старооскольского краеведа А.П. Никулова: «кирпичная церковь, трехпрестольная, во имя Спаса Преображения Господа нашего Иисуса Христа, с северным приделом во имя Николая Чудотворца и южным во имя Алексия, митрополита Московского, построена в 1882 г. прихожанами, одноэтажная. Длина храма – 36 метров, ширина – 23 метра, высота – 35,5 метра. Колокольня построена вместе с храмом, колокола с 1763 года. В храме – древняя икона Преображения в своем первозданном виде. При храме две приходские школы, в 1882 году построена церковная сторожка». Главный престол храма во имя Преображения Господня был освящен 26 апреля 1882 года, престол во имя святителя Николая Чудотворца – 9 октября 1889 года, а во имя святителя Алексия, митрополита Московского – 10 октября того же года. Храм строили долго и основательно, на века, как будто знали, что ему предстоит многое пережить, многое увидеть, многому ужаснуться. Пять лет готовили церковную утварь. Три года расписывали церковь изнутри и снаружи мастера-иконописцы из Москвы. Преображенская церковь славилась своим внутренним убранством. Особо чтимой была престольная икона Преображения Господня византийского письма в своем первозданном виде, а также чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, явленная в роднике «Десятый колодец». К открытию храма был доставлен новый большой колокол. При храме имелось кладбище, на котором хоронили не только священнослужителей, но и людей, отличившихся в благочестии и благоукрашении храма.

http://sobory.ru/article/?object=49096

Тверь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменный храм появился здесь ещё в XVII веке, но имел иное посвящение - во имя праведных Иоакима и Анны. Документы начала XVIII века отмечают две стоящие по соседству церкви: каменную Иоакимоаннинскую и деревянную Владимирскую. Во время пожара 1725 года Владимирский храм сгорел, а церковь Иоакима и Анны получила повреждения. После ремонта, проведённого в 1747-1750 гг., каменный храм переосвятили во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, устроив в нём придел Иоакима и Анны. Серьёзно пострадала Владимирская церковь в пожаре 1763 года, и лишь в 1768 году её полностью возобновили. Тем не менее, в начале 1790-х гг. старый храм решили заменить новым зданием. Строительство началось в 1793 году, и только в следующем столетии (в 1806 г.) состоялось освящение величественной Владимирской церкви с приделами во имя великомученика Георгия и великомученицы Параскевы Пятницы. Во времена принца Георга Ольденбургского (в 1811 г.) вокруг церкви устроили каменную ограду. Несколькими десятилетиями позже в храме появился ещё один придел - во имя Александра Невского, созданный на средства купца А. П. Уткина в 1861 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. В середине - второй половине XIX века священником Владимирской церкви являлся известный тверской историк В.Ф. Владиславлев. В 1930-е гг. церковь взорвали, и сегодня на её месте стоит гостиница " Селигер " . Владимирская церковь в Загородье 1742 - кон. 40-х гг. (стояла на углу Советской ул. и Студенческого пер. на месте гостиницы " Селигер " ) отличалась более стройной композицией с малым восьмериком на двусветном четверике. Церковь имела характерную для барокко колокольню, в которой нижний ярус нес два восьмигранных яруса. Причем, колокольня обладала ступенчатым силуэтом. В июне 1788 г. новым губернским архитектором стал Андрей Алексеевич Трофимов, занимавший эту должность, до конца апреля 1811 г.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Алатырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена на средства прихожан в 1779 г. вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 г. Колокольня с приделом прп. Кирилла Новозерского Чудотворца в 1887 - 1890 гг. построена на " иждивение " алатырского купца 2-ой гильдии К.Н. Попова, позднее его усыпальница. Колокольня выполнена в так называемом псевдорусском стиле. Это четырехъярусное строение высотой до 40 м. Нижние два яруса являются четвериками, на которых находятся два восьмириковых яруса. Она имеет богатое декоративное убранство, выполненое главным образом за счет применения тесаного кирпича. Разновидностей его насчитывается до полутора десятков. Отдельные элементы кирпичного декора мастера покрыли известковым раствором, что придает им вид белого камня, которым облицован цоколь. Толщина стен первого яруса достигает 166 см. Чуть поменьше до 110 см - толщина стен у здания церкви. Также у комплекса церкви есть подземных ход, вход находится в восточной стене южного придела церкви. Слева от церкви находится двухэтажный дом, построенный в 1887 г. на средства того же купца и подаренный церковно-приходской школе и церковному попечительству. Комплекс располагался на Старо-Базарной площади на пересечении улиц Московскойи Симбирской (теперь площадь Октябрьской революции). В церкви находились чудотворные иконы и святые мощи. В 1925 г. произошла опись церковного имущества большевиками, после чего они были утеряны. Церковь закрыта в 1930-х гг. В 1939 г. церковь была перестроена под мельницу, был настроен 2 этаж. У колокольни были снесены два придела, с северной и южной стороны, от которых сохранились следы и незначительные участки стен, позднее колокольня была приспособлена для учебных прыжков с парашютом, одновременно в ней находилась пожарная каланча. В 1957 г. церковь была признана памятником архитектуры. В 1958 г. весь окружающий квартал церкви снесли, и на его месте построили завод " Электроприбор " , после этого в здании церкви была тарная мастерская этого завода. До начала 1990-х гг. здания церкви использовались для подсобных нужд завода. 

http://sobory.ru/article/?object=04992

Демянск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Демянский район, п.г.т. Демянск. Соборная пл. Координаты: 57.642859, 32.464423 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однокупольный храм с трапезной и трехъярусной колокольней, сооруженный в 1780 г. в формах классицизма. Имелись Казанский и Никольский приделы. Статус собора храм получил в 1830 г. Закрыт в 1929 г., перестроен под клуб, позже сломан. http://archive.is/sgUSL В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная. Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости). Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

http://sobory.ru/article/?object=41137

Койгородок. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Село Койгородок - упоминается уже в писцовой книге 16 века. Сохранилось и его историческое название - Койгорт, что значит «дом у реки». На его территории немало архитектурных памятников. Один из них - Койгородская церковь Нерукотворного образа Спасителя. В 19 веке величественный пятиглавый храм возводили методом народной стройки. Каждый прихожанин приносил для изготовления кирпичной массы яйцо, молоко, известь. Добавляли глину и песок и получали кирпичи особой крепости. Такой, что когда в 1933 году церковь решили разобрать, даже взрывы не смогли разрушить кладку. Так устояла сельская церковь, в которой вновь, вот уже десятилетие, звучит молитва. Когда-то на территории Койгородского района было 6 церквей и 19 часовен, из них сохранились только две. И это достояние, это наследство, сельчане стремятся сохранить для потомков. Спасский храм для местных жителей - живая история села. Но сегодня внешний вид церкви красноречиво свидетельствует о необходимости ее скорейшей реконструкции. Разрушена колокольня, трапезная, обветшала крыша, нужен ремонт водостока. Да и внутри храма много работы. Для этого необходимы средства, помощь самих прихожан, благотворителей, руководства района. Спасская сельская церковь - центр духовной жизни округи. Уже на протяжении десяти лет руководит общиной настоятель храма игумен Власий. Во внимание к его пастырским трудам владыка Питирим вручил отцу настоятелю патриаршую награду – медаль преподобного Серафима Саровского второй степени. Союз. Православный телеканал.  http://media.tv-soyuz.ru Первый храм на территории современного села Койгородок упоминается в 1586 году в Писцовой книге Яренского уезда. Тогда на погосте Колгорт существовала часовня во имя св. Афанасия Великого. В 1678 году на погосте появляется церковь Нерукотворного Образа Спаса с тремя дворами церковнослужителей. Предшественница современной Спасской церкви сгорела в начале XIX века. В 1807 году прихожане Спасского прихода получают храмозданную грамоту от Преосвященного Феофилакта Епископа Вологодского и Устюжского на строительство вместо сгоревшей деревянной новой каменной церкви. В 1808-1810 гг. был устроен теплый придел во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, а в 1816 году достроен и освящен главный Спасский храм. Рост прихода и малопоместительность храма побудили церковно-приходское попечительство ходатайствовать в 1895 году о расширении храма. В надежде на благоприятный исход своего прошения прихожане заготовили в 1896 году 250 тысяч кирпичей и собрали 1700 рублей. В 1897 году губернским инженером (Н. Пухловым?) был составлен проект на расширение церкви через обращение старого храма в трапезную, утвержденный Строительным отделением Губернского правления. В 1898 году Вологодская Духовная Консистория разрешила строительство.

http://sobory.ru/article/?object=13126

Москва. Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности " Башмачки " - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова. Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской. От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - " старая проща " . Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - " Бог его простил " . И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье. В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви - " в Старых Рощах " . Возможно, конечно, что это было искаженное от " старой прощи " . А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья. Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, " старинной готической архитектуры " , - описывал ее один старинный краевед, - " и с готической архитектуры колокольней " . В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.

http://sobory.ru/article/?object=34217

Новочеркасск. Церковь Александра Невского (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты 18 мая 1805 г. при заложении города Новочеркасска и Вознесенского собора Епископом Воронежским и Черкасским Арсением было освящено место и под Александро-Невскую церковь. 11 февраля 1806 г. Министром внутренних дел были препровождены Войсковому Атаману войска Донского М.И. Платову «фасады и профили предназначенных к постройке в Новочеркасске зданий», в т.ч. и Александро-Невского храма. Но с течением времени, а также изменением места под строительство храма священником Василием Рубашкиным 27 августа 1809 г. было совершено вторичное освящение места под закладку Александро-Невского храма, недалеко от того места, где ныне стоит каменная Александро-Невская церковь. Поскольку церковь по проекту архитектора Лавопиера строилась деревянной, а значит временной, то на строительство ее ушло немного времени. 29 июня 1810 г. протоиерей Алексей Оридовский освятил новоустроенную церковь. Престол в Александро-Невской церкви имелся один в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1818 г. вокруг деревянной Александро-Невской церкви устроена деревянная окрашенная ограда. На следующий год Александровская Божия церковь, находящаяся уже «в повреждениях», была «надлежащим способом исправлена» подрядчиком крестьянином Дмитрием Нефедовым. В 1822 г. в церкви одним из жителей Новочеркасска, «Любящим благолепие дома Господня», был пристроен придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы, освященный 26 октября этого же года протоиереем Иаковом Мерхалевым. В 1827 г., в связи с объявлением Высочайшей милости — о назначении 2 октября Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича Августейшим Атаманом казачьих войск России, в т.ч. и Донского, а также шефом Атаманского полка, Войсковой Наказной Атаман Д.Е. Кутейников 20 октября этого же года предложил увековечить это событие сооружением в Новочеркасске вместо деревянной каменной Александро-Невской церкви. Этим Донские казаки хотели подчеркнуть свою любовь к уже почившему Императору Александру I (1825 г.), под боевыми знаменами которого они участвовали в освобождении России и Европы от войск Наполеона, а также к его внуку и Августейшему Атаману Александру.

http://sobory.ru/article/?object=50711

Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Предтечи самая старая из сохранившихся в Тотьме. Строилась церковь по заказу секретаря великоустюжской консистории Фирсова. Сейчас она существует в полуразрушенном виде, сохранился только нижний ярус. Первоначально двухъярусный четверик был увенчан небольшим восьмериком и главкой. С северной стороны к храму примыкал Ильинский придел, который сейчас разобран. Декор характерен для русской архитектуры 17 века. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Иоанно-Предтеченская церковь, 1738 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прор. Илии. В 1788 г. в приходе числилось 554 человека, в 1868 г. - 493. Входо-Иерусалимская (Николаевская) церковь, 1789 года, каменная. Престолы в честь: Входа Господня в Иерусалим - главный, свт. Николая Мирлкийского. Возобновлённый храм в честь Входа Господня в Иерусалим освящён 8 октября 1872 г. Параскевинская церковь, 1795 года, каменная. Престол в честь вмц. Параскевы Пятницы. При Иоанно-Предтеченской церкви возобновленный холодный храм во имя свт. Николая Чудотворца 29 ноября 1864 г. освящён благочинным протоиереем Павлом Арсеньевским, возобновлённый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён 27 октября 1868 г. Возобновлённый придельный храм во имя св. прор. Илии освящён 22 июня 1869 г. Частично сохранившийся храм Тотьмы был освящён во имя Иоанна Предтечи. Это один из самых ранних каменных храмов города, его возвели в 1738-1740 годах. Заказчиком выступил секретарь великоустюжской консистории И.Г. Фирсов. Храм состоял из нескольких ярусов: двухуровневого четверика, невысокого восьмерика, изящного барабанчика, увенчанного луковичной главкой. В этой церкви, построенной в первой половине XVIII века, ещё очень заметны черты древнерусской архитектуры: это и оконные наличники в виде многоступенчатой рамки, и килевидные кокошники. На снимке можно разглядеть портал с полуколоннами по бокам и килевидным архивольтом. Плоские пилястры с опорой на висячие консоли, карниз стены – эти черты характерны для раннего барокко.

http://sobory.ru/article/?object=06400

Вахитовский район. Церковь Евдокии Илиопольской (Спаса Нерукотворного Образа). Евдокиинская церковь Карта и ближайшие объекты Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века. А еще на самом берегу Казанки, под горой, на которой стоит Богородицкий монастырь, сохранился маленький, сельского типа, храм Спаса Нерукотворного с приделом во имя святой великомученицы Евдокии (†152 г, память 1/14 марта) – небесной покровительницы Е. Михляевой. Как и в случае с Пятницкой церковью, Евдокиинскую тоже стали именовать в народе по названию придела: Спасские храмы в городе уже имелись, а вот Евдокиинский был единственный. Особенность этой церкви – то, что она сохранилась практически без перестроек на протяжении почти трех веков (время возведения – 1734 год), и внешний ее облик сейчас – такой же, как во времена Михляевых. Чего, к сожалению, не скажешь про старинный интерьер, полностью утраченный в советское время. Каждая эпоха несла какую-то свою «опасность» для храмов. Не надо думать, будто только XX век ознаменовался страшными потерями. В XVIII – XIX вв. старинные и красивейшие храмы варварски разбирали – не по политическим мотивам, конечно, а за «ветхостью», либо перестраивали под очередной новомодный стиль. Евдокиинская церковь, по воле Божией, избежала такой опасности. В ней сохранилась скромная первозданная красота маленького, но устремленного в небо белоснежного храма, каких в российской глубинке были тысячи, а вот сохранились… в лучшем случае, один из десяти. Сейчас на берегу Казанки к небу вздымаются три башенки, белые с зеленым верхом – сам восьмерик основного объема, невысокая колокольня и шатер бокового придела (интересно, что в Казани из всей старинной церковной архитектуры не сохранилось больше ни одного шатрового навершия!). Это – цельный комплекс, традиционный для приходского храма того времени. Такой комплекс зачастую напоминал собой многократно уменьшенный собор. Как бы ни был миниатюрен храм, в нем почти всегда имелись приделы – иногда не один.

http://sobory.ru/article/?object=15318

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010