Калуга. Церковь Петра и Павла. Пятницкая церковь, Церковь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Первоначально церковь была не здесь, а около Георгиевской за лавками. В 1745 году Калужский посадский человек, вместо деревянного храма соорудил каменный. Он простоял на этом месте до 1780 года. Новое место для храма было найдено в связи с образованием общего кладбища для Калуги, за северной чертой города. В 1781 году церковь Петра и Павла была освящена. Сам храм каменный, одноглавый, сооружен в " Итальянском " стиле. Среди редких священных предметов в храме находятся Образ Богоматери " всех скорбящих радости " . На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего окружена нимбом. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ от 20.02.1995г. 176). Прихожанами особо почитаются: Боголюбская икона Божией Матери, образ Иннокентия Иркутского с частицей его мощей, список с чудотворной Калужской иконы Богоматери и икона с мощами святителя Иоанна Тобольского. С 1996 г. при храме действует приходская воскресная школа. Клирики храма постоянно посещают колонию для несовершеннолетних. Информация с сайта: Церкви Калуги Этот храм один из самых древних в городе. Уже в описи 1626 года, произведенной писцом Плещеевым, в числе 11 церквей бывших в Калуге в то время, значится церковь " Верховных апостолов Петра и Павла " с двумя приделами: Борисоглебским и Георгиевским ( " Древяна, клетцки, о трех верхах " ). Находилась она тогда в старом остроге. В описи 1685 года эта церковь Параскевы Пятницы о двух верхах, что на площади; церковь была деревянная и стояла близ старых рядов около Георгиевской за лавками церкви, т.е. на месте бывшей Петропавловской церкви. Деревянное строение неоднократно горело. Известно, что между 1713 и 1715 гг. на место сгоревшего храма Параскевы Пятницы был перенесен деревянный храм св. Георгия, что на Воробьевке.

http://sobory.ru/article/?object=02535

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Пятницкая церковь построена в конце XII века. Почти полностью разорена в Великую Отечественную войну, восстановлена по обмерам. Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность, пластичность и красоту. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег. Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII в. тип постройки зодчий разработал по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их стенам, что позволяет максимально расширить центральную часть помещение. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же лестницу в западной стене. Церковь отличается подчеркнутой нарядностью фасадов и общей гармонией пропорций. Апсиды украшены вертикальными тягами, наверху декоративным решетчатым поясом и фризом из ниш. В центральной апсиде размещено три окна, в боковых по одному. Кладка храма велась двумя кирпичными стенками с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Ради общего замысла – устремленности всего здания вверх - зодчий коренным образом изменил конструктивную систему сводов и арок. Это было небывалым новшеством в традиционности древнерусского храмозодчества. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы, не ниже, как обычно, а выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна.

http://sobory.ru/article/?object=01657

Тотьма. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году. В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=03691

Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она - неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе. Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. ПараскевыПятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою. В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы: 1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте; 2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар; 3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма; 4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;

http://sobory.ru/article/?object=41535

Касимов. Казанский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей. Об этой женщине известно, что она семь лет была больна ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Матерь, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани. Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление. Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова). Так около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь. Вот что говорится в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью».

http://sobory.ru/article/?object=25105

Минское. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Богородицко-Феодоровская церковь,Фёдоровский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые в письменных источниках село Минское как центр Минского стана, в состав которого входило более десятка близ лежащих деревень (таких как: Куликово, Усово, Васильевское, Починок, Поддубное, Турабьево, Рубалдино и др., от многих из которых ныне остались лишь названия), упоминается в 1501 году. Территория бывшего Минского стана раскинута в живописных местах, по левому берегу Волги, где некогда проходил тракт из Костромы в Красное. Известный костромской краевед Н.А. Зонтиков считает, что первые церкви в Костромском крае были возведены уже в 13-14 веках. Часть церквей возводилась на погостах- центрах сельского округа, на которых просто обязательно строился приходской храм. В книге " Акты феодального землепользования и хозяйства 14-17 веков " под 1501-1502 годами значится, что в селе Куликово была деревянная церковь во имя Архангела Михаила. В 1617 году в Куликово стояли два деревянных храма во имя Архангела Михаила (летний) и во имя св. мученицы Параскевы Пятницы (зимний). В это же время в селе ( " приселке " ) Тростино (Трестино) также было два храма - Никольский (летний) и во имя св.мученицы Параскевы Пятницы (зимний). Когда был построен первый храм в Минском, можно только догадываться. Вероятнее всего, деревянный храм здесь был построен не позднее 15 века, когда минские земли принадлежали московскому митрополиту. В те далёкие времена Костромская земля входила в состав Московского княжества и была тесно связана с великокняжеской семьёй. Здесь, в богохранимом граде Костроме, юному князю Василию Ярославичу 15 августа (28 августа) 1263 года была явлена икона Феодоровской Божией Матери, изгнавшая татарские полчища с нашей земли. В честь Феодоровской иконы Богородицы и был возведён храм в Минском стане. В 16-17 веках село являлось вотчиной известного и влиятельного на Руси боярского рода Морозовых. Первым владельцем села был военный деятель эпохи Царя Ивана Грозного - Михаил Яковлевич Морозов. Выдающийся полководец своего времени, он командовал русской артиллерией при взятии Казани (1552 год), являлся одним из главных военачальников в Ливонской войне, назначался наместником в Ливонию, воевал с литовцами, шведами, Крымским ханством. Потом поместье перешло к сыну М.Я. Морозова - Ивану Михайловичу, а затем стало вотчиной Глеба Ивановича и его жены, знаменитой Феодосии Прокопьевны, урождённой Соковниной, сторонницы мятежного протопопа Аввакума, ярой приверженицы старой веры и за это сосланной в Боровский монастырь под Москвой, где она умерла голодной смертью в земляной тюрьме. Супруга Глеба Ивановича стала главным персонажем знаменитой картины В.И.Сурикова " Боярыня Морозова " , хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.

http://sobory.ru/article/?object=23627

Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко (XVI-XVIII и даже сер. XIX вв.). Из документов известно, что в 1653 г. в с. Верхний Березовец (ныне Солигаличского района) существовали две деревянные церкви: холодная Никольская с приделом Ильи Пророка и теплая Покровская с приделом Параскевы Пятницы. В 1707 г. к Никольской церкви было пристроено два придела: Покрова (теплый) и Параскевы Пятницы. В 1822 г. в селе была выстроена каменная теплая Покровская церковь. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к первой половине XVIII в. Не позднее середины XIX в. она подверглась перестройке, к этому же времени относится сохранившийся иконостас храма. В конце XIX в. вместо крыльца в западной части церкви сооружена двухэтажная паперть с лестницей и сделаны железные кровли, было изменено также внутреннее убранство храма. В 1970 г. церковь перевезена в музей и реставрирована по проекту арх. В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом была воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX в. Рубленная из сосны церковь поставлена на подклет. Ее продольно-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике” с пятигранной апсидой, равную ему по ширине почти квадратную трапезную и более узкую паперть. Храм отличается стройной ярусной структурой: четверик несет два убывающих по высоте восьмерика, а над “вспученной” кровлей возвышается металлическая луковичная глава. Сильно выступающие свесы кровли, напоминающие полицы, обогащают силуэт церкви. Четверик храма и трапезная рублены «в обло» из бревен, апсида, восьмерики в лапу из окантованных с наружной стороны бревен, а притвор — в лапу из пиленого бруса. К особенностям храма относятся “неправильности” его объемно-планировочной композиции: “косая” посадка верхнего восьмерика, неправильная форма апсиды и т.д. Окна церкви — косящатые (в нижнем восьмерике на южной и северной стенах — сдвоенные). Единственным элементом наружного декора служит резной подзор четверика.

http://sobory.ru/article/?object=05898

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Данков. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1875–1914 годах. Выполнен в русском стиле с элементами эклектики. Бесстолпный храм имеет в плане форму латинского креста. В основе конструкции лежит четверик с примыкающими к нему: с востока — пятигранным алтарем, с запада — небольшой папертью, с севера и юга — боковыми притворами. Храмовая часть завершается восьмигранным барабаном, венчающимся лучковой главкой. В эклектичной отделке фасадов использована декоративная кирпичная кладка, различные комбинации элементов которой украшают здание: рустованные лопатки барабана, ступенчатый карниз, фигурные нишки, оформляющие углы приделов и зеркала с сухариками на гранях апсиды. Декор фасадов выполнен в формах, частично заимствованных из древнерусского зодчества. Это килевидные сандрики над полуциркульными окнами, стилизованные под закомары аттики, венчающие грани барабана, фигурные фронтоны северного и южного фасадов. Художественную выразительность придает выделение цветом архивольтов. http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66951 Существующий ныне каменный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова построен в 1875-1913 гг. на месте бывшей деревянной церкви Иоанна Богослова, устроенной на этом месте в далеком 1628 г. «у полковых козаков в слободе, на берегу реки Дону», с присоединением соседнего прихода также пришедшей в ветхость деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, с устроением бокового придела в честь святой великомученицы.  В 1913 г. храм был освящен и имел 3 престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Храм служил до 1930-х гг., после чего был закрыт, а здание в разные годы использовалось в качестве общежития завода «Расткаучук» (совр. химзавод), керосиновой лавки, склада горторга, магазина. В 1997 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. С 2003 г. возрожден приход, возобновлены богослужения. Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Данкова

http://sobory.ru/article/?object=11406

Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет.

http://sobory.ru/article/?object=16143

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010