Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа. Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома. Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры. В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II. Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Сын Петра Борисовича, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), стал одним из самых значительных благотворителей Спасо-Яковлевского монастыря. Зримым итогом его благодеяний явился возведенный им новый монастырский храм, освященный в честь св. Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение обители. Необходимость создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма стала явной сразу же после канонизации святителя. Еще в конце 1770-х годов, когда развернулось сооружение нового монастырского ансамбля, архимандрит Амфилохий намеревался устроить храм в честь святителя над южными, обращенными к озеру, вратами. Однако Синод строительство надвратного Димитриевского храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место не вполне подходящим, а монастырскую казну – недостаточно наполненной. Синодальное дозволение основать в Яковлевском монастыре церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., когда нашелся ктитор, пожелавший оплатить ее устроение. Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметев, затративший на его строительство 55 тысяч рублей. Освящение нового монастырского собора произошло в день памяти святителя Димитрия, 27 октября 1801 г., а спустя три года в его трапезе были устроены два придела: правый был посвящен Николаю Чудотворцу, небесному патрону Николая Шереметева, левый – освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святителю Димитрию. В разное время графом в монастырь присылались облачения для богослужений, серебряная церковная утварь. Уже после смерти Н. П. Шереметева по его завещанию монастырь получил ценнейший подарок – украшенную драгоценными камнями золотую митру для возложения на мощи ростовского святителя. Графские вклады служили украшением монастырской ризницы и, наряду с царскими пожертвованиями, с гордостью демонстрировались высоким гостям, посещающим обитель. Относительно общей суммы денежных средств, затраченных Н. П. Шереметевым на Спасо-Яковлевский монастырь, источники подтверждают пожертвование 55 тысяч рублей, затраченных на храм: 25 тысяч, вложенных на поминовение рода, и 30 тысяч, оставленных по завещанию. Последняя сумма имела следующее применение: 12 000 руб. израсходованы на золотую митру, около 5 000 руб. заплачены за евангелие и священные сосуды, до 4 000 руб. отданы за лампаду к мощам св. Димитрия. Большое евангелие, священные сосуды и лампаду заказывали в Москве, у купца I гильдии Алексея Гавриловича Савостина; митру изготавливали в Петербурге, при посредстве петербургского митрополита Амвросия. Оставшиеся деньги, около 10 000 руб., предназначавшиеся «на украшение новой святителя и чудотворца Димитрия церкви», по синодальному указу от 14 марта 1811 г. были отосланы в сохранную казну Московского Воспитательного дома с условием выплаты монастырю процентов в размере 500 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Смолкли звонкие детские голоса бывших школьников. Очнулся святитель от глубокого раздумья. Ласково простился он с детьми, благословив каждого, оставив при себе любимого своего певчего и «усерднейшего в трудах ему помощника» Савву Яковлева и еще долго беседовал с ним, рассказывая ему о своем детстве. Потом остался наедине с Богом, к Которому во время последовавшей затем молитвы и отлетела его душа в священной тишине полуночного часа... Обвеян трогательными, торжественными воспоминаниями прошлого, крепко спит Ростов Великий холодной, светлой октябрьской ночью. Тускло блестят дремлющие воды озера Неро, хранящего в загадочной глубине своей отражение тысячелетней истории Ростова. Белеют стены и храмы древней Спасо-Яковлевской обители, что на самом берегу озера хранит великую святыню Русской земли – среброкованную раку с честными мощами святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Сквозь узкие, высокие окна заглядывает месяц в древнюю кремлевскую церковь Спаса на Сенях, в которой два века тому назад целый месяц покоилось тело святителя Димитрия, ожидавшее к погребению запоздавшего друга его митрополита рязанского Стефана Яворского . Бледные лучи месяца трепетно скользят по золотым стенам и круглым столбам, что поддерживают золоченые своды этой дивной церкви. Полный благоухания святыни, торжественно высится на огромной площади, весь облитый кротким сияньем луны, громадный Успенский собор, и кажется, что хранит он еще в своих восьми – вековых стенах отголосок боговдохновенных проповедей, которыми двести лет тому назад поучал свою паству «Российский Златоуст» – святитель Димитрий Ростовский ... Майя Из творений св. Димитрия Ростовского (На мотив его слова «Драгоценнейшая Жемчужина») Ты мой Бог , Иисусе, Ты радость моя! Всю надежду мою на Тебя возлагаю! От души, горячо возлюбившей Тебя, Пред Тобою я чувства свои изливаю! Чей язык изъяснить может сладость Твою? Ты великое любящих Тя услажденье! Иисусе, насыти Ты душу мою, Пребессмертное жаждущих душ насыщенье! Иисусе, Жемчужина жизни моей!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Центром Залесского края в те времена был город Ростов Великий. Первое упоминание о нем в летописи относится к 862 году. Когда-­то здесь было большое городище финно-­угорского племени меря. Позднее сюда пришли славяне и, объединившись с местными жителями, стали строить город, названный Ростовом. В «Повести о водворении христианства в Ростове» еще до миссионерского похода сюда князя Владимира в 990 году упоминается христианская просветительская деятельность в этих местах монаха Авраамия 5 .   Подробно крещение Ростова описано в «Ростовском летописце» (он же «Хлебниковский летописец») 6 . Известно, что летопись принадлежала митрополиту Ростовскому Димитрию, далее купцу П. В. Хлебникову, а после пропажи b XIX веке дошла до нас в записках известного краеведа А. А. Титова. По данным летописи, 10 июня 990 года со своей дружиной и епископом Феодором в Ростов пришел князь Владимир. По его указанию в городе были сокрушены все идолы. Народ был оповещен: «Да идут вси людие во град ко крещению», и 15 июля в водах озера Неро приняло таинство Крещения множество жителей Ростовской земли. Одновременно был крещен и Суздальский край. Началось строительство христианских храмов и созидание монастырей — училищ благочестия и просвещения. В Ипатьевской летописи говорится, что «в лето 6498-е год] пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора» 7 . С назначением на кафедру первого епископа Залесской земли связано и учреждение Ростовской епархии. Издревле Владимирский край входил в церковном отношении в состав Ростовской епархии , учрежденной в 991 году, в самом начале исторического бытия Русской Церкви, в числе других, образовавшихся при князе Владимире Крестителе 8 . «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией ее жителей. Никоновская летопись и Степенная книга упоминают поименно шесть епархий, образованных при святом князе Владимире, в их числе Ростовскую.  

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

Центром Залесского края в те времена был город Ростов Великий. Первое упоминание о нем в летописи относится к 862 году. Когда-­то здесь было большое городище финно-­угорского племени меря. Позднее сюда пришли славяне и, объединившись с местными жителями, стали строить город, названный Ростовом. В «Повести о водворении христианства в Ростове» еще до миссионерского похода сюда князя Владимира в 990 году упоминается христианская просветительская деятельность в этих местах монаха Авраамия 5 . Подробно крещение Ростова описано в «Ростовском летописце» (он же «Хлебниковский летописец») 6 . Известно, что летопись принадлежала митрополиту Ростовскому Димитрию, далее купцу П.В. Хлебникову, а после пропажи в XIX веке дошла до нас в записках известного краеведа А.А. Титова. По данным летописи, 10 июня 990 года со своей дружиной и епископом Феодором в Ростов пришел князь Владимир. По его указанию в городе были сокрушены все идолы. Народ был оповещен: «Да идут вси людие во град ко крещению», и 15 июля в водах озера Неро приняло таинство Крещения множество жителей Ростовской земли. Одновременно был крещен и Суздальский край. Началось строительство христианских храмов и созидание монастырей — училищ благочестия и просвещения. В Ипатьевской летописи говорится, что «в лето 6498-е год] пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора» 7 . С назначением на кафедру первого епископа Залесской земли связано и учреждение Ростовской епархии. Издревле Владимирский край входил в церковном отношении в состав Ростовской епархии, учрежденной в 991 году, в самом начале исторического бытия Русской Церкви, в числе других, образовавшихся при князе Владимире Крестителе 8 . «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией ее жителей. Никоновская летопись и Степенная книга упоминают поименно шесть епархий, образованных при святом князе Владимире, в их числе Ростовскую.

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

Над его могилой был построен мавзолей по проекту одного из самых известных архитекторов тех времен Доменико Жилярди. Прообразом мавзолея-ротонды, очевидно, послужил римский Пантеон. Также храм стал " ознаменованием счастливого избавления Суханова от печальной судьбы некоторых подмосковных место» после нашествия французов в 1812 г. Известно, что наполеоновские войска были в этих местах. Храм-мавзолей был неоштукатуренным, на фоне краснокирпичных стен контрастно выделялись белоснежные лепные детали и портик. По бокам лестницы в 1827 г. были установлены стильные чугунные треножники с ампирными масками, что еще более усилило мемориальный характер комплекса. Рискну предположить, что они могли быть спроектированы В.П.Стасовым, который в то же время спроектировал для Суханова обелиск в память Александра I и войны 1812 года. По сторонам храма-мавзолея были выстроены два скромных одноэтажных флигеля, в которых расположились богадельни для ветеранов Отечественной войны. Дуговыми колоннадами они соединялись с колокольней, находившейся с восточной стороны храма. Над портиком мавзолея раньше сохранялась надпись " Благословен Грядый во имя Господне " . Под храмом находилась княжеская усыпальница, вход в которую преграждала чугунная решетка с бронзовым фамильным гербом и латинским девизом " In Deo spes mea " - «В Боге моя надежда». Запись на медной доске, имеющейся в усыпальнице князей Волконских, под церковью: Заложен храм Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовского и всея России Чудотворца при державе Благочестивейшего Великого Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского, при супруги Его Великой Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны, при матери Его Великой Государыни Императрицы Марии Феодоровны, при Цесаревиче Великом князе Константине Павловиче и супруге Его Великой княгине Анне Феодоровне, при Великих князьях Николае и Михаиле Павловичах, при Великой княгине Екатерине Павловне и супруге ее, при Великой княгине Анне Павловне, БЛАГОСЛОВЕНИЕМ Святейшего Синода и велением Преосвященного Августина Московской митрополии Викария Епископа Дмитровского и иждивением Ее сиятельства княгини Екатерины Алексеевны Волконской, в память преставления в 1812 году сентября 30 дня покойного супруга ее Димитрия Петровича Волконского, ЗАЛОЖЕН сей храм при селе СУХАНОВЕ, того же сорока благочинной Казанской Божией Матери, что в селе Богородском, церкви, священник Стефан Константинов, в лето от сотворения мира 7321, от Христова воплощения 1813 года майя XXX дня, в память преподобного отца нашего Исаакия обители Долмацкие.

http://sobory.ru/article/?object=16363

Петр Козьмич Фролов уделял много времени не только строительству Димитриевской церкви, но и делал многочисленные ценные пожертвования для будущего храма. Среди пожертвований было, в частности, и все необходимое для совершения богослужений: облачения для священнослужителей, иконы, серебряные кадила, кресты, дароносицы, подсвечники. В особом ряду стоит около 20 картин на сюжеты Ветхого и Нового Заветов работы художников Лафранка, Дончи, Бил-лерта, Николы Пуссена и ряда других. Даже шесть пудов свечей и три пуда ладана было преподнесено храму заботливым жертвователем, Петром Фроловым. В 1905 году по проекту барнаульского архитектора Ивана Феодосиевича Носовича недалеко от храма была построена великолепная часовня, справа и слева от нее находились небольшие ворота для входа в сад Димитриевской церкви. Академик из Санкт-Петербурга А.Н. Фролов пожертвовал для часовни мозаичный образ Христа Спасителя в терновом венце. Пол в часовне также был мозаичным. В 1920 годах храм во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского был закрыт. В последующие десятилетия в здании церкви поочередно располагались кинотеатр, цирк, спортивный зал и т.д. Каждое из этих заведений вносило свой «вклад» в дело разрушения здания. В 1994 году стены без крыши, с пустыми глазницами окон были, наконец, возвращены законным владельцам. Прежде чем начать восстановительные работы в храме, его пришлось долго очищать от хлама и мусора. В 1996 году настоятелем Димитриевской церкви был назначен старейший священнослужитель епархии протоиерей Николай Войтович. За короткий срок были сооружены крыша и перекрытия, обшиты потолок и стены, выложен плиткой пол, изготовлены и установлены окна и двери, отреставрирована пристройка к храму. В 1997 году в пристройке к храму епископом Барнаульским и Алтайским Антонием был освящен престол в честь святителя Николая, Мирликийского — пристройка была готова для совершения богослужений. 19 мая 2009 года Преосвященный Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, освятил купол с крестом, который был установлен на храм. В осенние месяцы 2012 года восстановление храма было в основном завершено и 9 ноября после малого освящения в нем стали регулярно совершаться богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=09835

Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж» Эти предсказанит и некоторые другие случаи, имевшие место в жизни будущего архиепископа Филарета, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займет его место, и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул Димитрий поведал брату Никите о видении, бывшем ему однажды во время сна в саду: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому , и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского » С того времени Димитрий совершенно изменил образ жизни, оставил мысль о женитьбе. В 1826 году он поступил в Московскую Духовную Академию, и вскоре был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, после и в иеромонаха. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя – случай в истории академии исключительный. Чувствовалось, что митрополит желал подготовить себе достойного преемника, такую строгость и заботу проявлял он по отношению к юному иноку Еще будучи студентом Академии, Филарет был определен библиотекарем Академии, а по окончании академии оставлен при ней. В 1831 году он занял кафедру церковной истории и был назначен цензором. С 1832 года он переведен на кафедру Священного Писания . Филарет Гумилевский явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Он сам стал работать над лекциями, вызывал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, Александра Горского, приучил его к кропотливой работе историка

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По подворной переписи 1887 г., в Фофоновской волости 168 дв., 950 жит., 91 грамотный муж., 12 мальчиков учились в школе. Имелись 12 плодовых деревьев, с лошадью было 48 дв., с коровой — 84, безлошадных и бескоровных — 66 дв. На муж. душу гос. крестьян приходилось 4,1 дес. земли, б. крепостных — 2,8 дес. Местные заработки имели 83 семьи. Отходничеством занимались 27 муж. На 1905 г. в Введеновке, Хупотке тож, 155 дв., 517 муж. и 539 жен, каменная церковь, паровая и водяная мельницы. На усадьбе церковного причта проживали 17 чел. В 1907 г. в церкви устроена новая теплая каменная трапезная с 2-мя приделами: правый — в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца, освящен 11.10.1907 г., левый — в честь св. великомученицы Варвары, освящен 12.10.1910 г. В 1914 г. в селе 202 дв., 1395 жит., в том числе 3 дв., 6 муж. и 14 жен. из духовного сословия. На содержание школы, в которой учились 69 мальчиков и 48 девочек, ежегодно выделялось 1170 руб. Церковь владела 31 дес. 144 кв. саж. пашни и 3 дес. сенокоса. Доход с пашни сост. 403 руб., с сенокоса — 45 руб. в г. В 1915 г. в селе организовано кредитное товарищество. Накануне Октябрьской революции в Введеновке было 206 дв., в т.ч. 11 кулацких и 27 зажиточных.  http://www.history-ryazan.ru/node/9479 В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год село упоминается с двойным названием - Малая Хупта (Введенское) при речке Малая Хупта. Списки населенных мест Рязанской губернии - СПб., 1862. - Т. 35. - С. 105 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в селе Введенском (Хупотке тож) построена в 1823 г. тщанием покойных Марии Павловны и Семена Федоровича Аладьиных. Зданием каменная, на таковом же фундаменте, крыта железом, крепка. Трапезная часть ее и колокольня в 1906 г. разобрана и к сентябрю 1907 г. построена новая трапезная, каменная, более поместительная и теплая, с 2 приделами, освящена: 11 октября 1907 г. правый придел – во имя Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца, 12 февраля 1910 г. левый – во имя св. великомученицы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=20266

С годами тот первый деревянный храм пришёл в окончательную ветхость и в один из дней сей храм был разобран. На средства сельчан был срублен новый деревянный храм взамен обветшавшего. Проходит ещё несколько лет, и второй деревянный храм решили прихожане вместе с владельцем села Алексеем Петровичем Мельгуновым разобрать и построить вместо деревянной каменную церковь. В связи с чем владелец Малинок, тайный советник и сенатор Алексей Петрович Мельгунов (1722-1788 гг.), выделяет внушительные средства и подыскивает архитектора (имя незаурядного зодчего, к сожалению, не дошло до наших дней), для того, чтобы в его рязанской вотчине был сооружён достойный храм в господствующем тогда стиле классицизм. Церковь была отстроена довольно быстро, и уже в 1787 году освящена в честь Архангела Михаила с приделом в честь святителя Димитрия Ростовского. Придел в честь Воздвижения Креста Господня был устроен позднее. В состав прихода входили село Малинки с 166 дворами, деревня Дорогинка с 58 дворами и деревня Рябцево с 18 дворами. Общая численность прихожан составляла 1112 мужчин и 1088 женщин. За церковью была закреплена земля - усадебная 3 десятины и пахотная 33 десятины. К тому же в доход храма входили проценты с вложенных в банк денег. В клировой ведомости за 1830 год в числе зданий, принадлежавших Михайло-Архангельской церкви, значилось 48 лавок, расположенных в двух каменных корпусах. По штату в храме полагался один священник и один псаломщик. В приходе имелась одна церковно-приходская школа, двухклассная, которая содержалась в собственном доме. В клировой ведомости на 1915 год указано, что церковь зданием каменная, с такою же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: главный во имя святого архистратига Божия Михаила, южный придельный в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня и северный - во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Когда-то владельцами Малинок были граф Андрей Артёмович Матфеев, граф Сергей Павлович Егужинский, действительный тайный советник Алексей Петрович Мельгунов, князья Волконские. Последний владелец села (до 1917 г.) князь Пётр Петрович Волконский (умер в Париже в 1957 г.).

http://sobory.ru/article/?object=17054

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010