Центром Залесского края в те времена был город Ростов Великий. Первое упоминание о нем в летописи относится к 862 году. Когда-­то здесь было большое городище финно-­угорского племени меря. Позднее сюда пришли славяне и, объединившись с местными жителями, стали строить город, названный Ростовом. В «Повести о водворении христианства в Ростове» еще до миссионерского похода сюда князя Владимира в 990 году упоминается христианская просветительская деятельность в этих местах монаха Авраамия 5 .   Подробно крещение Ростова описано в «Ростовском летописце» (он же «Хлебниковский летописец») 6 . Известно, что летопись принадлежала митрополиту Ростовскому Димитрию, далее купцу П. В. Хлебникову, а после пропажи b XIX веке дошла до нас в записках известного краеведа А. А. Титова. По данным летописи, 10 июня 990 года со своей дружиной и епископом Феодором в Ростов пришел князь Владимир. По его указанию в городе были сокрушены все идолы. Народ был оповещен: «Да идут вси людие во град ко крещению», и 15 июля в водах озера Неро приняло таинство Крещения множество жителей Ростовской земли. Одновременно был крещен и Суздальский край. Началось строительство христианских храмов и созидание монастырей — училищ благочестия и просвещения. В Ипатьевской летописи говорится, что «в лето 6498-е год] пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора» 7 . С назначением на кафедру первого епископа Залесской земли связано и учреждение Ростовской епархии. Издревле Владимирский край входил в церковном отношении в состав Ростовской епархии , учрежденной в 991 году, в самом начале исторического бытия Русской Церкви, в числе других, образовавшихся при князе Владимире Крестителе 8 . «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией ее жителей. Никоновская летопись и Степенная книга упоминают поименно шесть епархий, образованных при святом князе Владимире, в их числе Ростовскую.  

http://e-vestnik.ru/analytics/svjatitel_...

4) Два покрова: один на раку св. Димитрия Митрополита, а другой на раку же св. Иакова Епископа из золотой пребогатой парчи; также две ризы, два подризника, два стихаря, два ораря, два воздуха, одежды на престол и на жертвенник в обе церкви; одежды и пелены аналойные, пожалованные в 1763 году, Мая 24, Государыней Императрицей EKATEPUHOЙ II. 5) Образ поясной св. Димитрия Митрополита, писанный на холсте красками, в рамах серебряных больших чеканных, украшенных лаврами таковыми же; на верху рам поставлен на облаках серебряных гладкий серебряный большой крест. Образ сей пожалован в 1763 году, Мая 25, от Государыни Императрицы EKATEPUHЫ II и поставлен пред ракой Святителя. II. Bkлaды других знаменитых особ. а) Графа Николая Петровича Шереметева: 1) Ковчег напрестольный серебряный гладкий; по нижней части с четырёх сторон во впадинах арабеска чеканная золочёная; с передней стороны на боку изображён вид царских врат с другими приличными фигурами; веса в нём один пуд, двадцать пять фунтов. Вкладом дан в новопостроенную церковь Св. Димитрия. 2) Два паникадила медные о трёх ярусах сребро-позолоченные: одно в церковь св. Димитрия, с 30 подсвечниками, весом 17 пудов, 35 фунтов; другое в церковь зачатия св. Анны с подсвечниками, весом 14 пудов, 15,5 фунтов. 3) Лампада серебряная пред образами, по правую сторону от запада при раке св. Димитрия находящимися, в 1804 году переделана в новейшем вкусе и вызолочена с прибавкой в неё серебра одного пуда, двадцати трёх фунтов, так что теперь в ней веса два пуда, восемь фунтов. б) Димитрия Петровича Засецкого: лампада серебряная чеканная золочёная пред образом св. Димитрия, пожалованным от Государыни Императрицы EKATEPUHЫ II. В оной лампаде веса 31 фунт и 50 золотников. О преимуществах монастыря сего и начале Архимандрии До состояния Духовных в 1764 году Штатов, Яковлевский монастырь принадлежал к Ростовской Епархии и был приписанным к Ростовскому Архиерейскому дому; а по оным штатам оставлен на своём содержании, и положено в ней быть строителю: но в 1766 году, в присланных того монастыря Настоятелю с братией из Святейшего Правительствующего Синода Марта от 9 числа и 31 числа указах, объявлено: «Высочайшими Её Императорского Величества на поднесённых её Императорскому Величеству от Святейшего Синода докладах собственноручно подписанными конфирмациями повелено, первой: „оному Яковлевскому монастырю быть в собственном Святейшего Синода ведомстве“; второй от 26 Марта: „оный же Яковлевский монастырь включить во второй класс с толиким же числом монашествующих и служителей, также и с жалованием им, как в Штатах на монастыри второго класса положено“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святейший Патриарх Кирилл посетил угличский храм святого царевича Димитрия на поле 9 сентября 2010 г. 16:25 9 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с Первосвятительским визитом в Ярославской и Ростовской епархии , посетил в Угличе храм святого царевича Димитрия на поле. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви и сопровождающую Его Святейшество делегацию встречали настоятель церкви протоиерей Владимир Бучин, председатель миссионерского отдела Ярославской епархии игумен Серапион (Митько), приходское духовенство. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел церковь и поклонился святыням храма. Затем со словами приветствия к Предстоятелю обратился игумен Серапион (Митько). Священник подарил Его Святейшеству копию одной из трех икон святых угличских чудотворцев, которые в середине XX века благословил написать будущий митрополит, а в то время настоятель этого храма иеромонах Никодим (Ротов). Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл. В дар храму Первосвятитель передал икону Святой Троицы. Всем пришедшим в этот день к храму горожанам были розданы иконочки с образом Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Кирилл также побывал на кладбище при храме царевича Димитрия, где вознес заупокойные молитвы на могилах архиереев, совершавших свое служение в пределах Ярославской епархии — архиепископе Николае (Муравьеве-Уральском) и епископе Кассиане (Ярославском). Храм святого царевича Димитрия на поле сооружен на том месте, где 3 (16) июня 1606 г. проходило прощание угличан с царевичем перед перенеснием его мощей из Углича в Москву. Это событие не было забыто, и вскоре на месте прощания была выстроена часовня. В 1683 г. был построен деревянный храм. В 1729 г. вместо него возвели каменную церковь царевича Димитрия и святых Кирика и Иулиты. В 1798-1814 гг. построили новый храм, существующий до наших дней. Церковь Царевича Димитрия «на поле» (так ее называют в отличие от кремлевского храма «на крови») — одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней, представляет собой типичный памятник своего времени. Храм не закрывался. В 1950-1952 гг. в нем служил иеромонах Никодим (Ротов), будущий митрополит Ленинградский и Новгородский. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1270855.ht...

В Угличе отметят день обретения мощей царевича Димитрия и день создания музея Ярославль, 15 июня 2005 г . 16 июня – день обретение мощей царевича Димитрия. В следующем году будет юбилей – 400 лет со дня обретения, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. Обретение мощей святого состоялось 3 июня 1606 года. В соборной церкви города Углича разобрали стену, под которой находился гроб царевича. Когда подняли верхний каменный нагробный покров, вся церковь тот час наполнилась благоуханием. С большим благоговением приехавший из Москвы митрополит с сонмом священства до конца открыли гроб, и все увидели мощи царевича целыми и нетленными. «Аки цвети прекрасни, или аки крины добротою цветущи и благодатию Святого Духа освящены, и просвещенны, и благовоние велие из себя испущающий». Летописцы вспоминают, что царевич словно дышал, а на лице его просиял румянец. Вся одежда была целой и новой. Затем мощи царевича Димитрия были торжественно перенесены из Углича по Ростовской дороге в Москву. На выходе из Углича шествие остановилось, и из носилок капнула капля крови святого. Случилось это 15 лет после убийства. На этом месте теперь стоит храм, который никогда не закрывался, даже в эпоху воинствующего атеизма. В Москве мощи царевича были принесены в Кремль, поставлены в Успенском храме на три дня для всеобщего поклонения. « И тогда паки была велия чудеса, от мощей Царевича в царствующем граде». По трехдневном торжестве мощи решено было погребсти в приделе святого Иоанна Лествичника Архангельского собора Кремля. Известно, что каменный гроб для царевича высекали трижды. Выкопанная могила засыпалась сама собою. Видя в этом волю Божию, патриарх Гермоген оставить мощи царевича « при почести святых видимы верными почитаемы бытии». Угличане неоднократно пытались вернуть мощи царевича Димитрия в Углич. Им в этом было отказано, а в утешение угличанам была передана плащаница, сшитая руками матери царевича. Святая Церковь считает царевича Димитрия особым покровителем детей.  По традиции день обретения мощей царевича Димитрия считается днем основания Углического музея, ныне это Угличский историко-архитектурный и художественный музей. Углический музей отечественных ценностей был открыт по инициативе купечества 3 июня 1892 г . Согласно уставу музей передавался в ведение Императорского Московского археологического общества. Руководство музеем осуществлял “особый комитет”, в котором участвовали А. Я. Фриде, К. Н. Евреинов, И. А. Шляков и другие.

http://pravoslavie.ru/13777.html

Мудро управлял своею паствою святитель Димитрий и никогда не прибегал к суровым мерам. Отличаясь кротостью, он ко всем — и знатным, и простым — относился с одинаковой любовью и без всякого лицеприятия. Все верные сыны Церкви любили его и почитали как отца. Сам государь и вся царская семья глубоко уважали Ростовского митрополита за его истинно добродетельную жизнь. Несмотря на множество дел по управлению епархией, святой Димитрий ежедневно приходил в церковь для молитвы; во все воскресные и праздничные дни совершал литургию и произносил проповедь. Посещая семинарию, он увещевал учеников постоянно призывать на помощь Наставника мудрости и Подателя разумения, Всемогущего Господа. Слуг своих и всех живших с ним святитель поучал осенять себя крестным знамением и тихо прочитывать молитву «Богородице Дево, радуйся», всякий раз, когда бьют часы. Обращался он со своими слугами очень человечно. Когда кто–нибудь из них бывал именинник, того он благословлял образом или жаловал деньгами. Учил их усердно поститься, избегать обьядения и пьянства. Сам святой Димитрий подавал пример к тому в своей собственной жизни. Принимая пищу только для того, чтобы поддерживать свои телесные силы, святитель на первой неделе Великого поста вкушал только один раз, один только раз вкушал он и на Страстной неделе, в Великий Четверток. Памятуя непрестанно слова Спасителя: Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14), святой Димитрий во всю свою жизнь отличался великим смирением. И достигнув высшего сана святительского, святый Димитрий сохранил то же смирение: к высшим был почтителен, к равным благосклонен, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен. За три дня до преставления святого Димитрия болезнь, давно уже таившаяся в его груди, обнаружилась с особенною силою в кашле. Несмотря на сие, святитель старался казаться бодрым. В день своего тезоименитства, 26 октября, он сам соверши литургию в соборе, но поучения своего говорить уже не мог, и одного из своих певчих заставил прочитать его по тетрадке. На другой день святой Димитрий приказал позвать к себе певчих для пения им самим сочиненных духовных песней. По окончании пения, отпустив певчих, святитель удержал одного из них, Савву Яковлева, любимого им, усердного переписчика его сочинений. Святитель Димитрий начал рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в совершеннолетнем возрасте, как молился Богу и Пречистой Его Матери и всем угодникам, и сказал: «И вы, дети, молитесь так же». Потом благословил певчего и, провожая его из келлии, поклонился ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке. Видя, что архипастырь так смиренно и необычно провожает его и так ему низко кланяется, певчий содрогнулся и с благоговением сказал: «Мне ли, владыко святый, последнейшему рабу твоему, ты так кланяешься?» На сие святитель с той же кротостью отвечал: «Благодарю тебя, чадо!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж» Эти предсказанит и некоторые другие случаи, имевшие место в жизни будущего архиепископа Филарета, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займет его место, и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул Димитрий поведал брату Никите о видении, бывшем ему однажды во время сна в саду: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому , и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского » С того времени Димитрий совершенно изменил образ жизни, оставил мысль о женитьбе. В 1826 году он поступил в Московскую Духовную Академию, и вскоре был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, после и в иеромонаха. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя – случай в истории академии исключительный. Чувствовалось, что митрополит желал подготовить себе достойного преемника, такую строгость и заботу проявлял он по отношению к юному иноку Еще будучи студентом Академии, Филарет был определен библиотекарем Академии, а по окончании академии оставлен при ней. В 1831 году он занял кафедру церковной истории и был назначен цензором. С 1832 года он переведен на кафедру Священного Писания . Филарет Гумилевский явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Он сам стал работать над лекциями, вызывал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, Александра Горского, приучил его к кропотливой работе историка

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда ангелы Божии, по Господню повелению, вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубного гласа земля потрясеся и море восколебася, преисподняя вострепещет, небеса убоятся; тогда, по Господню повелению, мертви востанут во мгновение ока“ и т. д. описание кончины мира и увещания покаяться. 12) Оловянный сосуд без надписи, с тремя по бокам крестами; 13) венцы из белого железа, окрашенные зеленой краской, с изображением Спасителя и Божией Матери; 14) два старинных евангелия, в старинных окладах из бархата и серебра. Одно, в лист, печатанное в Москве 1697 г., сент. 6 дня, другое в четверть листа, 1685 года, мая 8. В церковной библиотеке замечательна рукопись на 172 листах, в кожаном переплете, под заглавием: „Летописец келейный преосвящ. Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, от начала миробытия до Рождества Христова, его же архиерейскими руками сочиненный». В ней сначала изложено краткое житие св. Димитрия с духовным его завещанием; потом „Смиренного архиерея Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского надписание: написахже в некую окаянства моего пользу», далее – сказание о обретении мощей св. Димитрия и о чудесах его; наконец – Летописец келейный. В конце Летописца помещены: 1) Послание архиеп. новгородского Василия к Феодору еп. Тверскому; 2) Завещание Свейского короля Магнуса, писанное рукою его в 6860 году, 3) О великом трусе и пожаре и о каменной туче над великим Новым Градом; 4) О заложении в великом Новеграде каменной церкви св. Софии, в лето 6553 г. Владимиром Ярославичем, и о чудном видении Спасова образа Мануила царя греческого. На последней странице находится приписка: «Сия книга прежде списована и принадлежала графини Марьи Андреевны Румянцевой, Жабинской ее мызы прикащику Борису Кирилову Медведеву, а он, Медведев, в 1786 году, генваря 1 дня, благословил сына своего крестного, Силетской мызы прикащикова сына Григорья Талалаева, которая и принадлежит сему Талалаеву навсегда». В церкви погребены некоторые почетные лица, как то: Василий Степанович Кислов, гардеробмейстер и тайный камергер 5-го класса, служивший Павлу I, Александр Романович Ранцов, бригадир и кавалер, умерший в 1829 г.; супруга его Надежда Степановна (ум. 1814 г), сын их, младенец Александр (ум. 1814) и пр. Метрические книги имеются с 1792 года. Причт до 1798 года составляли: священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня; в 1798 г., по ходатайству помещика Ранцова, поставлен в священники диакон Косьма Турский, в помощь священнику Николаю Гаврилову. С этого времени до 1843 года было здесь два священника. Из прежде служивших священников известны: Николай Гаврилов, перешедший в 1809 г. в Бегуницы; Косма Турский, переведенный в 1803 г. к Копорской Успенской церкви; Симеон Евдокимов (ум. 1818); Иаков Герасимов, переведенный в 1849 г. в Глобицы и еще в 1864 году живший там за штатом; Николай Феодоров, поступивший в 1811 году и в 1864 году состоявший за штатом; Матвей Зрелов, служивший с 1850 года. Он священствует до ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Наставляя духовенство и устно и письменно, св. Димитрий в то же время понимал, что одним этим искоренить невежество нельзя и что для этого необходим свет учения и религиозно-нравственного воспитания; поэтому и решил устроить в Ростове семинарию. «Дабы дети священно-церковно – служительские не были такожде невежды, како отцы их и егда вместо отцев своих священническаго или диаконскаго сана спо- добятся, разумели бы силу чтимаго или божественнаго писания и умели бы в церкви поучать народ не токмо книжным чтением, но и изустным слова Божия сказанием», св. Димитрий собрал из детей священно и церковнослужителей до двух сот человек в свою семинарию и для лучшего порядка разделил всех на три училища, поставивши для каждого особого учителя. Несмотря на приставленных учителей, святитель сам прилагал постоянно свои заботы в деле обучения и воспитания детей; часто посещал училища, выслушивал учеников, проверяя успехи их; в воскресные же и праздничные дни приказывал всем посещать церковь , стоять со страхом и слушать со вниманием все, что читается и поется во время богослужения. Когда же учителя отлучались, то их должность принимал на себя сам неутомимый архипастырь, как ни много у него было трудов по делам церковным; отобравши способнейших из учеников, он в свободное время обучал их, толковал книги Ветхого Завета, а в летнее время, живя в своем архиерейском селе Демьянах, объяснял им Новый Завет . Не оставил без своего внимания св. Димитрий также дьячков и пономарей; чтобы они «служение свое со всяким благоговением и страхом в церкви служили», приказал посвящать их в стихари, чего раньше в Ростове не бывало. При всех этих трудах на пользу Церкви и пасомых св. Димитрий продолжал трудиться над составлением и исправлением житий святых; к концу третьего года своего архипастырского служения в Ростове он окончил четвертую и вместе последнюю книгу житий, содержавшую месяцы: июнь, июль и август. В «Летописи о Архиереях Ростовских» при Ростовской соборной церкви пишет: «В лето от воплощения Бога Слова 1705-ое, месяца февруариа в 9 день, на память святаго мученика Никифора, сказуемаго победоносца, в отдание праздника Сретения Господня изрекшу святому Симеону Богоприимцу последнее свое моление: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, в день страданий Господних Пятничный, в оньже рече Христос: Совершишася, пред Субботою поминовения усопших и пред неделею страшнаго суда, помощию Божиею и Пречистая Богоматере и всех святых молитвами месяц август написася. Аминь»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Января 21 дня в присутствие иерархов явилась также сама собою пятая добровольная свидетельница , получившая себе дар исцеления, Ярославская помещица, жена князя Ивана Алексеевича, Екатерина Юрьевна Шайдякова, урожденная Бахметева, и передала о своем чудесном исцелении следующий разсказ. Прошлаго 1754 года в летнее время я вдруг заболела, сделалась вся разслабленною, и два года после того не могла ни ходить, ни сидеть, и не владела ни руками, ни ногами. Будучи в такой болезни, я положила намерение помолиться при гробе преосвященнаго Димитрия и для того привезена была марта 18 дня 1756 года в Ростовский Яковлевский монастырь и людьми моими введена была в церковь ко гробу святаго Димитрия. По просьбе моей отправлено было всенощное бдение и потом панихида, после которой, по молитвам угодника Божия, я в то время получила исцеление, почувствовала в себе не малую крепость и стала ходить по церкви тогда же сама о себе и с того времени даже и по ныне хожу сама собою, в чем собственноручно и подписуюсь. 67 Консистор. дела листы 86 и 233 на обороте Исцеление княгини Шайдяковой от разслабления так было очевидно, что иерархи – следователи не потребовали от нея представления каких либо сторонних свидетелей, и третий член комиссии архимандрит Гавриил прямо наложил свою об этом показании резолюцию: «приобщить к делу». Того же 21-го января 1757 года явилась добровольно в присутствие иерархов шестая личность , получившая себе исцеление при гробе святителя Димитрия, именно: Воронежской губернии, государственных Починковых поташных заводов за секретаря коллежскаго регистратора Якова Малинкова жена Пелагея Петрова и сказала о себе следующее. Назад тому четвертый год в летнее время после родов заболела у меня голова, в которой почувствовала великий шум и глазами стала видеть не свободно; а потом через три недели левую мою ногу в вихлице, тако ж и в колене свело, от чего не могла я ни ходить ни сидеть, и лежала в постели, с которой и переносить меня было невозможно. В болезни моей пользовалась пособиями врачей, но пользы себе никакой не получила. В прошлом 1756 году, услышавши о чудесных исцелениях при гробе святителя Димитрия от жены полковника Марфы Петровны Огаревой Ростовской помещицы, я положила намерение ехать в Ростов поклониться угоднику Божию и с той поры почувствовала в болезни облегчение, меня можно стало переносить с постели, только нога моя нисколько не разгибалась. Января 5 дня сего 1757 года выехавши из места жительства, разстоянием отсюда за 500 верст, я прибыла в Ростов к 17 дню января и в течении трех дней молилась за службами и отправляла панихиды у гроба святителя, с 20 на 21 число в ночи больная моя нога развелась и теперь я достаю до земли тою ногою, только ступать еще не осмеливаюсь, боли же в ноге той никакой не чувствую.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возьмите, например Леонтия. Это один из первых архиереев на Ярославской земле и третий по счету среди святых. Как хорошо он обращался со своими пасомыми. Ведь когда он приехал в Ростов, там жило племя, враждебное христианству. Но Леонтий был кроток. Он начал с того, что стал детей угощать просфорами и кутьей. И дети около него радовались. А после этого и родители поняли, что от Леонтия исходит радость, и последовали за своими детьми, и приняли христианство. Святой Леонтий впоследствии, уже не в нашей области, а в Муроме, закончил свою жизнь как священномученик, пострадав от язычников, не желавших принять его проповедь. А вот еще одни из архиереев – святой Димитрий Ростовский . Христианство уже утвердилось в то время. Святая Христова Церковь обрела множество святых по всему миру. И святой Димитрий написал огромный труд, называемый Жития Святых. Эти Жития Святых святого Димитрия Ростовского издавались и переиздавались. И крупные российские умы – историки, как например, В. О. Ключевский, приложили также свою долю труда к этому творению и обогатили его более точными историческими сведениями. Жития Святых святого Димитрия Ростовского, состоящие из 12 томов, представляют собой великолепное доказательство того, что святость не оскудевает в Святой Церкви. Вот еще пример. В горькие годины монголо-татарского ига в нашей области родился святой Александр Невский, который спас русский народ и отстоял его самостоятельность словом, воинским трудом. Мечом своим он отразил нападение со стороны шведов на реке Неве, а затем – со стороны немцев на Чудском озере. А перед татарами он старался смириться, ибо понимал, что в Русской земле еще нет достаточной силы для отражения татар. И, смиряясь, он ездил в Орду. И пострадал из-за этого, потому что он умер от простуды на пути из Орды. Или другой пример: святой царевич Димитрий. Это был обиженный мальчик, удаленный из Москвы в Углич. Перед его воображением стоял возможный царский трон, но его окружали враги; незавидна была его жизнь. Но все же он был ребенком и играл в детские игры, и тут его постигла смерть от злоумышленников.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010