Но я хотел сказать о другом, и мне кажется, что это уместно, – о материалах последнего Всемирного Русского Народного Собора. Это очень интересная вещь. Это внешнеполитический проект, который предложила РПЦ и на который откликнулось государство. Он не касается внутренней политики политиков и партий, но это совершенно откровенная заявка церкви как институции в лице её институциональных лидеров на активное участие во внешней политике России. Интересно, что во всех документах – и в приветствии со стороны государственных деятелей, и в докладах церковных деятелей, и в заключительном документе – лексика практически одинаковая. Единственно, в докладе министра иностранных дел хотя и есть параллели, но всё-таки он говорит на другом языке. Что это за лексика? Речь идёт о " православных странах " и " православных государствах " . Речь идёт о " православной цивилизации " и если не о конфликте, то о параллелизме цивилизаций. В частности, говорится, что есть западная цивилизация, есть православная цивилизация, есть исламская цивилизация. Со строго церковной точки зрения православный мир – это, прежде всего, мировое православие. Мировое православие – это православные церкви и православные общины, и члены церкви. Очевидно, что проблема консолидации православного мира и мировой православной церкви существует и является очень острой, не говоря уже о том, что в этом " мире " есть конфликты. Эта консолидация уже десять лет как прервалась. Кстати во всех этих документах ВРНС, где речь идёт о православном мире, нет ни одного упоминания о подготовке Всеправославного собора, которая как раз и прервалась 10 лет назад. Этот предсоборный процесс происходил в ситуации, когда значительная часть того геополитического пространства, которое здесь обозначается как православная цивилизация, было просто " СССР и его сателлиты " , это был просто " социалистический лагерь " . Но при этом шёл процесс межцерковного взаимодействия и подготовки собора. Теперь же, наоборот, предлагается геополитический проект. Получается очень интересно. Православный мир (с точки зрения собственно церковной) разделяется, потому что " православная цивилизация " , " православный мир " – это территории православных стран, т.е. стран, где православие является титульной, исторически доминирующей религией. Но все остальные территории, где православие было когда-то такой религией, а теперь является меньшинством или диаспорой, оказывается за пределами " православного мира " , понятого геополитически.

http://religare.ru/2_8687.html

По декрету здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, могли отдаваться местной властью в бесплатное пользование представителям народа, пожелавшим отправлять церковные обряды, остальное подлежало национализации. В Семиреченский облисполком текст декрета поступил 16 апреля 1918 года. Казачий мятеж приостановил его исполнение, но уже 28 апреля 1918 года в газете появилось обращение к населению: «Все декреты советской власти подлежат точному и неуклонному и немедленному исполнению их на местах и по учреждениям… нежелающие подчиниться декретам вполне и по совести объявляются врагами народа и состоят вне закона». В мае 1918 года областной комиссариат юстиции потребовал передачи здания Туркестанской Духовной Консистории. Консистория ответила, что своё помещение уступить не может. Одновременно она передала к сведению текст решения Всероссийского Поместного собора по церковному браку, на что получила следующий ответ: «Здание Консистории, как построенное на народные деньги, должно принадлежать самому народу и составлять народное достояние. Что касается определения Собора о браках, то таковое, как очевидно черносотенное, не заслуживает внимания. Семиреченский областной исполнительный комитет, стоя на платформе проведения в жизнь идеи демократии, свободы действий и веры, основанной на свободе мышления и исполнения центральных декретов, никогда не может разделить провокационное определение Собора и Синода, и, с своей стороны, Верненской Духовной Консистории впредь воздержаться от подобных распространений черносотенных, контрреволюционных и ложных взглядов и таким образом не вносить и не распространять провокаций среди населения и не будировать такового» 415 . В ответной бумаге епископ Пимен предложил не трогать Поместный Собор как народное собрание, проводник интересов народа. При этом напомнил о церковной анафеме, как естественном наказании для тех, кто не принимает его положений. Вот текст этого исторического послания. «Я ознакомился с ответом Комитета на отношения Туркестанской Духовной Консистории. Ответ этот не может быть оставлен мной без возражений и обличений тех, кто его составлял. Так отвечать может только тот, кто не уважает не только других, но и самого себя. Ибо заменять основательность мыслей грубостью выражений, значит, открыто признаваться в своей слабости, в неумении сказать что-либо полезное и приличное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Россия и православный мир. 3-5 февраля 2004 года Соборное слово VIII Всемирного Русского Народного Собора Мы, участники VIII Всемирного Русского Народного Собора, объединившего иерархов, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, братских наблюдателей от других Поместных Православных Церквей, представителей органов власти, мира науки и культуры, общественных объединений - всего более 500 человек -обращаемся ко всем народам православной традиции. Происходящие в мире непростые процессы подвигают нас задуматься о месте в нем России, других стран православной традиции. Вот почему мы избрали для нынешнего Собора тему " Россия и Православный Мир " . Многовековая история восточнохристианской цивилизации показывает, что жизнь государства и народа может успешно строиться на основе духовных ценностей Православия: веры Христовой, жертвенности, самоограничения, соборности, приоритета духовного над материальным, верности евангельскому идеалу в повседневной жизни, рачительности и разумности в хозяйствовании. Эти ценности должны быть вновь осмыслены и осуществлены нами. Православные народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. Помимо этого, сейчас их объединяют проблемы, остро требующие разрешения. Это поиск должного места в международных отношениях, необходимость сохранить свою национальную и культурную самобытность, построить гармоничное общество и процветающую экономику. Нам нужно вместе дать достойный ответ на вызов секуляризации, на попытки построить однополярный мир, основанный на господстве лишь одной из цивилизационных моделей. Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической и экономической сферах - не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне.

http://mospat.ru/archive/86458-rossiya-i...

Руководитель Московской татарской православно-христианской общины Динара Бухарова. Глава отдела Института стран СНГ по взаимодействию с Русской Православной Церковью Кирилл Фролов      Глава православной татарской общины Динара Бухарова поблагодарила руководство Всемирного Русского Народного Собора за предоставленную возможность проведения уникальной Татарской секции в рамках Собора. Ее доклад «Татары – строители государства Российского и необходимые участники евразийского интеграционного процесса» еще раз напомнил присутствующим о глубоких корнях Православной веры в истории татарского народа. Татары – один из двух государствообразующих народов России, и для татар Россия – это продолжение татарской империи, ордынской империи, которую они строили и продолжают строить. Это ярко продемонстрировали события 1612 года, когда, по имеющимся данным, гражданин Минин, православный татарин, и князь Пожарский, имеющий татарское происхождение, подняли ополчение, в котором приняло участие огромное количество татар, и совместно с представителями других народов освободили Москву от иностранных интервентов. Главный редактор «Руси Триединой» Сергей Моисеев описал историю крещеной ордынской элиты. Глава отдела исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев рассказал о националистических и сепаратистских настроениях казанской элиты. На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады о взаимоотношениях православных татар и татар мусульман. Важный доклад на данную тему прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид-Амир Садур. Он развеял миф о ненависти в среде татарского народа по религиозному признаку и призвал объединять усилия православных татар и татар мусульман в борьбе с секулярным обществом. Религиовед и член православной татарской общины Сергей Сидоров подчеркнул в своем докладе, что именно нахождение в Русском Мире способствует тому, что любая национальная идентичность не нивелируется, как это происходит в рамках современного американского глобального проекта. Православие также не идёт по пути большевиков, пытавшихся создать новую идентичность — «советский народ». Оно не пытается насильственно русифицировать выходцев из разных народов (что нашей Церкви зачастую приписывают её оппоненты), но позволяет быть православными, сохраняя аутентичную культуру и воцерковляя её.

http://pravoslavie.ru/117022.html

Исходя из самого текста этого правительственного Указа можно полагать, что сама идея Земского Собора осмысливалась тогда как одна из форм местного учредительного собрания. Первый пункт Указа полагал, что Земский Собор должен быть созван «в составе представителей: самоуправления, армии и общественности гг. Владивостока, Спасска и Никольска-Уссурийского, а именно: представителей городских дум, комитетов несоциалистического населения, торгово-промышленной палаты, земских управ, от бюро профессиональных союзов, приходов, от Армии и Флота, от войсковых правительств казачьих войск и высших учебных заведений» . Как видим, здесь почти не упоминается церковная составляющая предполагаемого Собора, не называются представители Православного Священноначалия и духовенства, но названы только «представители... приходов». Во втором пункте указа говориться: «По выслушании им [Земским Собором] доклада Временного Приамурского Правительства по деятельности последнего в течение истекшего года, возложить на Земский Собор избрание Приамурского Правительства на основах: постановления 1-го Съезда представителей несоциалистического населения Дальнего Востока, декларации революционного комитета от 25-го Мая 1921 года, и декларации Временного Приамурского Правительства от 26-го Мая 1921 года» . На основании этого документа от 6 Июня 1922 года можно судить, что в тот момент никакая традиционная для русской государственной соборности XVI-XVII веков идеология не подразумевалась, кроме самой общественно-политической формулы «Земский Собор». Однако надо отметить, что и эта формула «Земский Собор» не имела исторического основания в документах Московской Руси, а появилась в первой половине XIX века сначала в общественно-политической среде, а потом она была принята российскими историографами и правоведами . На пути к Собору М.К.Дитерихс весьма своеобычно откликнулся на предложение Приамурского народного собрания. Прибыв во Владивосток, он нашел общий язык не с депутатами народного собрания, а с С.Д.Меркуловым и его правительством, которое 11 Июня приказом 320 известило следующее: «Назначается: Генерального штаба генерал-лейтенант М.К.Дитерихс Командующим Войсками и Флотом Временного Приамурского Правительства.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/...

Шабашев Александр Феодорович (14.4.1881, Воронежск. губ. – 17.1.1956, Монтевидео, Уругвай), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника, женат на А. Зайцевой. Его брат тоже стал священником и был расстрелян в России в 1934 г. Окончил Самарскую Духовную семинарию (1903), учитель народного училища в Туркестанском крае (15.6.19031909), переселился на Волынь, диакон (9.3.1909), протодиакон Владимиро-Волынского собора (19091910), перешел на службу в ведомство военного духовенства, священник (23.4.1910), полковой священник Старобельского резервного пехотного полка (19101911), полковой священник 24-го Сибирского стрелкового полка (28.9.191125.5.1914), полковой священник 2-го Лейб-Гвардии Уланского Курляндского полка и благочинный дивизии (25.5.191415.4.1918), пробыл на фронте всю 1-ю мировую войну, награжден золотым крестом на Георгиевской ленте, во время Гражданской войны главный священник на Семиреченском фронте в Добровольческой армии адмирала A.B. Колчака, потом управляющий военным духовенством при Верховном Правителе, протоиерей (30.4.1918 или 1919), главный священник в штабе армии ген. А.Ф. Пучкова на Дальневосточном фронте (19191921), эмигрировал в Харбин (1921), а затем в Австралию (1923), настоятель церкви в Брисбене (25.9.19241929), сначала состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), затем РЗЦ (1927), протопресвитер (22.12.1928), переехал в США (1929), основатель и 1-й настоятель русской церкви в г. Чикаго (15.6.192919.8.1930), настоятель Святоотеческой церкви в г. Нью-Йорке (19.8.19301.6.1932), настоятель Св.-Николаевской церкви в Филадельфии (1.6.193230.1.1933), вернулся в Европу (1933), настоятель Покровской церкви в Цюрихе (1933), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (19331945), благочинный приходов РЗЦ в Бельгии (30.4.1934), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ ( 19361939), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), духовный руководитель добровольческой русской роты в рядях армии ген. Франко в Испании (1938), назначен немецкой оккупационной властью администратором Православной Церкви в Бельгии (19401944), уехал в Аргентину, чтобы избежать репрессий против сотрудничавших с нацистской властью (1945), переехал в Уругвай, настоятель Воскресенской церкви в Монтевидео (19461951), заместитель настоятеля Св.– Николаевского собора в г. Сан-Паулу (25.5.19511954), благочинный Сан-Паульского округа, снова настоятель церкви в Монтевидео (19541956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доступность алкоголя была признана одной из причин духовного кризиса. " Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние 20 лет снизился с 16 до 13 лет " , – – констатировали делегаты. Согласно данным " Роспотребнадзора " , приведенным в резолюции собора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Действующий запрет на продажу алкогольных напитков лицам до 18 лет " практически полностью не работает " . Чтобы запреты заработали, их предлагается ужесточить, в том числе вернуть некоторые ограничения, действовавшие в советские времена. Правда, заметим, что жесткие временные рамки продажи спиртного в магазинах (с 11 до 19) приводили к тому, что та же водка в " неурочное " время продавалась из-под полы и втридорога, а известная антиалкогольная кампания 1985 года во многом стимулировала развитие " народного " самогоноварения. Вероятно, поэтому участники XIII ВРНС в своем " Соборном слове " не только апеллировали к государству и законодателям, но и взывали к сознательности общества. " Истоки кризисных явлений коренятся в человеческой душе, и потому именно духовное состояние наших народов определяет положение дел во всех остальных сферах жизни общества; лишь преодолев духовный кризис, мы получим возможность эффективно решать экономические, экологические, демографические проблемы " , – – отмечается в резолюции собора. В качестве практической меры собор предложил социально-активным гражданам оказывать всемерную поддержку деятельности церковно-общественного совета по борьбе с алкогольной угрозой. К ответственному поведению собор призвал и российские массмедиа. Соборяне даже дали конкретный совет относительно одной из телепередач: " Необходимо, чтобы почти единодушная негативная оценка нашим обществом таких программ, как печально известное шоу " Дом-2 " , влияла на позицию медийного руководства " . Впрочем, искоренять аморалку должно само общество: лучший путь к изменению ситуации в отечественных СМИ, по мнению участников собора, " не органы цензуры, а создание дееспособного морального большинства, активными участниками которого должны стать молодые граждане России " . Моральное большинство призвано играть активную роль в определении " контента " средств массовой информации – – в " Соборном слове " говорится о том, что представители общества должны участвовать в принятии решений, относящихся к политике СМИ, к оценке выпускаемых ими материалов, программ и художественных произведений.

http://religare.ru/2_65353.html

Следует заметить, что рассматриваемый период отмечен замечательными явлениями не только в церковной архитектуре, но и в изобразительном искусстве. Наиболее яркими и новаторскими были монументальные работы русских художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова в киевском соборе во имя святого князя Владимира (1862–1896). Именно В.М. Васнецова как человека, глубоко чувствовавшего русские традиции, пригласили в Киев для росписи грандиозного собора, убранство которого должно было придать ему «значение памятника русского искусства» и воплотить «идеал, одушевляющий поколения» . Выдающиеся монументальные росписи собора в духе «нового историзма» с явным преобладанием романтических веяний стали на тот момент эталоном для других живописцев, привлекавшихся к монументальным работам. Во многом так называемый «васнецовский стиль» получил широкое распространение благодаря печатным репродукциям и фотографиям . Мастера фактически берут их за основу. При этом обратим внимание на то, что росписи Владимирского собора были оригинальными, органичными и идейно выверенными для интерьера конкретного весьма немаленького храма. Переносились же они в совершенно разные пространства, как по конструкции интерьера, так и по объему . Массовое тиражирование, к сожалению, часто наносило вред качеству. Грановитая палата. Московский Кремль.      Также надо отметить и еще одно знаменательное художественное явление времени. Новые монументальные росписи Грановитой палаты (1881–1882) Московского Кремля стали первым официальным признанием «народного» иконописания палехских мастеров-крестьян династии Белоусовых. Именно мастера Палеха пытались совместить идеи классицизма в монументальных росписях с традициями русского иконописания . Кроме того, осуществлялись попытки, возвращаясь к традициям, украшать интерьеры классических храмов монументальными росписями. Это порой создавало не всегда оправданную эклектическую пестроту, но заказчиков волновали прежде всего, разумеется, не художественно-эстетические проблемы: возвращение к утраченным традициям рассматривалось как следование канону в церковном искусстве.

http://pravoslavie.ru/103807.html

Доступность алкоголя была признана одной из причин духовного кризиса. " Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние 20 лет снизился с 16 до 13 лет " , – – констатировали делегаты. Согласно данным " Роспотребнадзора " , приведенным в резолюции собора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Действующий запрет на продажу алкогольных напитков лицам до 18 лет " практически полностью не работает " . Чтобы запреты заработали, их предлагается ужесточить, в том числе вернуть некоторые ограничения, действовавшие в советские времена. Правда, заметим, что жесткие временные рамки продажи спиртного в магазинах (с 11 до 19) приводили к тому, что та же водка в " неурочное " время продавалась из-под полы и втридорога, а известная антиалкогольная кампания 1985 года во многом стимулировала развитие " народного " самогоноварения. Вероятно, поэтому участники XIII ВРНС в своем " Соборном слове " не только апеллировали к государству и законодателям, но и взывали к сознательности общества. " Истоки кризисных явлений коренятся в человеческой душе, и потому именно духовное состояние наших народов определяет положение дел во всех остальных сферах жизни общества; лишь преодолев духовный кризис, мы получим возможность эффективно решать экономические, экологические, демографические проблемы " , – – отмечается в резолюции собора. В качестве практической меры собор предложил социально-активным гражданам оказывать всемерную поддержку деятельности церковно-общественного совета по борьбе с алкогольной угрозой. К ответственному поведению собор призвал и российские массмедиа. Соборяне даже дали конкретный совет относительно одной из телепередач: " Необходимо, чтобы почти единодушная негативная оценка нашим обществом таких программ, как печально известное шоу " Дом-2 " , влияла на позицию медийного руководства " . Впрочем, искоренять аморалку должно само общество: лучший путь к изменению ситуации в отечественных СМИ, по мнению участников собора, " не органы цензуры, а создание дееспособного морального большинства, активными участниками которого должны стать молодые граждане России " . Моральное большинство призвано играть активную роль в определении " контента " средств массовой информации – – в " Соборном слове " говорится о том, что представители общества должны участвовать в принятии решений, относящихся к политике СМИ, к оценке выпускаемых ими материалов, программ и художественных произведений.

http://religare.ru/2_65353_1_21.html

Княжеских законов, которые устанавливали бы, или хотя подтверждали церковно-дисциплинарные нормы первоначально не было. В жизни под влиянием особых национальных условий, складывалось своеобразное обычное церковное право, во многом противоречившее канонам Греко-Восточной православной Церкви и взглядам просвещенных пастырей. За исключением Владимирского собора 1274 года, происходившего уже во время татарского ига, на Руси ранее не было ни одного собора, который бы занимался регулированием церковной дисциплины. 14 Вследствие татарского ига обнаружился сильный упадок народного духа, нравственное развитие общества, его умственное и духовное развитие, если не совсем приостановились, то продвигались вперед весьма медленно. В частности, в состоянии русской церкви, под влиянием татарского ига, произошли важные перемены, чреватые сугубыми последствиями. Дело в том, что на татарское иго многие современники, особенно пастыри церковные, смотрели как на наказание Божие, посланное на Русь за ее грехи. 15 Вследствие такого взгляда чрезвычайно усилилось религиозное чувство русских, переходившее нередко в аскетизм. Под влиянием этого религиозного настроения в XIV и XV веках была основана целая масса монастырей 16 и что особенно важно монастыри эти, и изредка церкви, были снабжены почитателями иноческой жизни всякого рода земельными и иными угодьями и ценными вкладами, даваемыми «подуше», т. е. под условием поминовения вкладчиков. Случаи пожалования монастырям земельных владений встречались и в до-татарском периоде 17 , но никогда размеры этих пожалований не достигали такого развития, как в XIV и XV веках, так что к концу XV века монастыри обладали целой третью всей государственной территории 18 . Образовалось, так сказать, государство в государстве: треть государственной территории находилась в руках духовенства; последнее освобождено от вмешательства в его дела светской администрации; оно подсудно собственному суду, независимому от суда светского; оно освобождено в значительной мере от государственных повинностей и, наконец, живущее в его владениях население также подчинено его администрации и суду, а не администрации и суду государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010