Закрыть itemscope itemtype="" > Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет? 24.11.2022 593 Время на чтение 8 минут Источник: Новые Известия В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил. ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ 15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках. В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви. Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись». Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора. В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили. Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы. РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА? Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность В Александро-Невской лавре начал работу воссозданный музей обители 23.01.2017 633 Время на чтение 6 минут Вчера в музейно-библиотечном корпусе Александро-Невской лавры была представлена постоянная экспозиция музея монастыря, сообщает сайт обители. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX - началу XX века. Цели музея - просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви. Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, - сказал наместник. - Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания». Владыка почтил память предыдущего хранителя музея - приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание. Нынешний хранитель музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры. Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом БДТ), иконы, исторические документы, большинство которых - копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов - собрание икон, которые не были в лавре, а пришли из других источников, в том числе - резные Царские врата. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них - облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат - дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/23/ne...

Тальцы. Иркутский архитектурно-этнографический музей " Тальцы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1969. (основание). Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта (фактический адрес); г. Иркутск, ул. Грязнова, 22 (администрация в Иркутске) Координаты: 51.996812, 104.664457 Проезд:от Иркутска авт. на Листвянку до ост. Тальцы, пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Храмы на территории музея: Карта и ближайшие объекты В музее собрано 78 архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар. Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей. С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей " Тальцы " отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения. (www.museum.ru) Постоянные экспозиции: «Илимский острог 17 века», «Казанская часовня 17 века», «Церковно-приходская школа, 19 век», «Усадьба крестьянина Зарубина, начало 20 века», «Усадьба Московского», «Усадьба псаломщика, 19 век», «Усадьба крестьянина Непомилуева», «Бурятский улус-летник, 19 век», «Каскад водяных мельниц», «Тальцинское кладбище», «Эвенкийские стойбища», «Традиционная женская народная одежда», «Женский традиционный головной убор». (www.go-baikal.ru): Троицкая церковь (1914 г). Вывезена из дер. Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм " Сны о России " . Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

http://sobory.ru/article/?object=09220

16 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с министром культуры РФ Владимиром Мединским и представителями музейного сообщества. Как сообщается на сайте патриархии, во встрече принимали участие Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея (Москва), Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Светлана Мельникова, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь), Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва). Приветствуя собравшихся, Предстоятель Русской Церкви посетовал, что в обществе некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Патриарх. Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество». Кроме того, Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение — значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. Вот почему история искусств — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nikako...

Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь 15 июня 2011 г. " Образы православного Севастополя " : уникальная выставка ко Дню города-героя В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций. Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича. Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_pravo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Тихон прочитал лекции по истории России для студентов Николай Павленко об открытии в Ставрополе парка-музея «Россия. Моя история» 18.09.2017 1602 Время на чтение 4 минуты В Ставрополе начало осени ознаменовалось очень важным событием в духовно-культурной жизни города. В сентябре в город приехал Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, член Патриаршего совета по культуре, редактор сайта Pravoslavie.ru, автор получившей признание книги «Несвятые святые». Приезд владыки начался со встречи с преподавателями и студентами Ставропольской духовной семинарии. Главными темами дискуссии стали предстоящее открытие исторического парка-музея «Россия. Моя история» и события в нашей стране столетней давности. Владыка Тихон предложил всем участникам встречи очень серьезный разговор, в котором во многом нелицеприятно, строго и правдиво были рассмотрены причины, которые породили трагедию 1917 года. Все слои российского общества и даже представители Русской Церкови в определенной степени повинны в том, что не удалось остановить разрушительные вихри революции, приведшие к социальному взрыву и миллионам жертв русских людей, водовороту братоубийственной гражданской войны, поруганию святынь и забвению исторического наследия. До сих пор люди лишены всей исторической правды, из-за чего невозможно правильно осмыслить события недавней истории нашего Отечества, сделать соответствующие выводы из этого исторического урока, встать на путь духовного преображения и культурного развития на основе тысячелетней традиции. На следующий день Владыка Тихон встретился с коллективом Северо-Кавказского федерального университета, поделившись с местными учеными и студентами своим видением событий начала прошлого века. Многие вопросы были поставлены непривычно принципиально и остро, что заставило серьезно задуматься многочисленную аудиторию, собравшуюся в стенах ВУЗа. Главным же событием стало открытие в новом микрорайоне Ставрополя исторического парка-музея «Россия. Моя история». В новом жилом микрорайоне в быстроразвивающейся части города идет строительство храма во имя святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Здесь же местные власти выделили огромную территорию в несколько гектаров, где теперь расположился исторический парк с памятником Равноапостольному князю и мультимедийным музеем истории России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/18/vl...

митрополит Ювеналий с сестрами обители после монашеского пострига ЖМП 4 апрель 2011 /  28 марта 2011 г. Церковь и культурное наследие. В Новодевичьем монастыре открыт церковный музей Ансамбль Новодевичьего монастыря является одной из архитектурных жемчужин Москвы. Долгие годы он был незримо разделен на две части — женский монастырь и филиал Государственного исторического музея. О том, как монастырский комплекс полностью перешел в ведение Русской Православной Церкви и чем занимается новый Церковный музей, ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину рассказывает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.   — Ваше Высокопреосвященство, как в последние годы складывались отношения московского епархиального управления и монастыря с  филиалом Государственного исторического музея, располагавшимся на территории обители?  — Наши отношения всегда развивались в форме взаимоуважительного сотрудничества. Я неоднократно подчеркивал, сколь высоко ценю труд музейных работников и реставраторов, которые посвятили свои жизни сохранению того, что осталось от церковного достояния после его разорения в ХХ веке. — На основании каких законодательных актов шел процесс передачи имущества Государственного исторического музея монастырю? Какие договоры были заключены между музеем и Русской Православной Церковью? — Вопросы передачи имущества религиозного назначения до принятия в конце прошлого года Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» регулировались прежде всего постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Базовым актом, на основании которого религиозная организация могла стать пользователем федерального имущества, являлся Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Порядок использования религиозными организациями памятников культуры определяется Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

http://e-vestnik.ru/church/tserkov_i_kul...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9605.html 11 июня 2004 Андрей Зайцев Обзор СМИ: " Осторожно: религия " , " История религий в школах " , " Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения " Очередное судебное заседание по поводу выставки " Осторожно: религия! " оживило дискуссию о свободе творчества В печати с новой силой разгорелся спор между правозащитниками и представителями РПЦ по поводу выставки " Осторожно Религия " . В преддверии нового судебного заседания, которое состоится 15 июня, часть правозащитных организаций и деятелей искусства выступила в поддержку руководства музея имени А. Сахарова. Его сторонники, среди которых такие известные люди, как Лев Пономарев, Марат Гельман, Лев Левинсон считают, что данный конфликт представляет собой: " столкновение интересов церкви и искусства " . Как заявил Марат Гельман, агентству " Интерфакс " : " Борьба церкви и искусства происходила сто, двести, пятьсот лет назад. Всегда получалось так, что в текущий момент побеждала церковь, а в исторической перспективе – художник " . В свою очередь, Лев Пономарев полагает, что неудача правозащитников и проигрыш процесса руководством музея будут означать начало идеологических преследований: " Нам принципиально важно выиграть этот процесс. Если мы проиграем, то это станет прецедентом для дальнейшего преследования по идеологическим причинам в постсоветской России " . Наконец, Лев Левинсон считает, что у организаторов выставки " Осторожно: религия " есть " идеальные шансы " выиграть процесс в Страсбургском суде. Напомним, что позиция правозащитников и руководства музея основана на том, что художник имеет право использовать в своем творчестве религиозные символы и мотивы и свободно интерпретировать их по своему желанию. В свою очередь, частный музей может организовать выставку не ориентируясь на мнение Церкви или религиозные чувства людей. По мнению Марата Гельмана, споры между церковью и художниками не должны решаться в суде: " Эта идеологическая проблема должна решаться в виде спора, может быть со стаканами апельсинового сока друг другу в лицо, но уж точно не с помощью судов, тюрьмы, запугиваний " .

http://religare.ru/2_9605_1_21.html

Мониторинг СМИ В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом В Минкульте обсудят передачу РПЦ архитектурных памятников 09.10.2018 12:15 Сегодня в Министерстве культуры РФ двусторонняя комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит проблему имущественных взаимоотношений государственных музеев-заповедников (ГМЗ) с епархиями. В повестку включены конфликтные вопросы о возможности передачи РПЦ архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Ростовского кремля и 12 объектов во Владимире и Суздале. Обсуждение судьбы двух храмов в крымском Херсонесе пока отложено. Все эти объекты находятся в управлении ГМЗ, часть из них входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия по взаимодействию РПЦ с музеями создана в 2013 году, но собирается, как заявлял год назад ее сопредседатель, глава патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), «в случае возникновения конфликтных ситуаций». Состав комиссии под названием «рабочая группа по вопросам взаимодействия музеев с РПЦ» был утвержден приказом главы Минкульта Владимира Мединского и с тех пор дважды корректировался (в 2015 и 2017 годах). Ее сопредседателем является директор Исторического музея Алексей Левыкин, в комиссию также входят президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский, депутат Госдумы Александр Шолохов (ранее директор музея-заповедника М. А. Шолохова), председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, а также священники, чиновники Минкульта, музейщики, эксперты и реставраторы. Предыдущее заседание, по данным сайта патриаршего совета по культуре, состоялось в декабре 2017 года — в частности, рассматривались взаимоотношения ГМЗ «Ростовский кремль» (кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенного на территории бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростов Великий), с Ярославской епархией. В 2010 году тогдашний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков в ходе визита патриарха Кирилла в Ростов предложил превратить его в «православный центр, столицу исторической Руси», пообещав передать кремль РПЦ, а для музея построить новое здание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Спаситель в терновом венце. Вторая половина XIX в. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика ЖМП 3 март 2023 /  27 марта 2023 г. 17:00 Весна в российских музеях ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОСВАИВАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ОТКРЫВАЕТ МАСШТАБНУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ, КРЕМЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто.  PDF-bepcuя. Иконы Страстного цикла: премьеры публичной экспозиции и уникальные образы после реставрации Страсти Христовы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева . Москва, Андроньевская пл., 10. До 11 апреля. Кураторы экспозиции — главный хранитель музея Оксана Смирнова и заведующая отделом учета и комплектования фондов Светлана Кирьянова — представили сотню редких памятников, распределив их на два тематических блока: Распятие Христово на Кресте и предшествующие ему события Страстей начиная с Тайной Вечери. Хронологически они охватывают более пяти веков иконописания — с конца XIV до начала ХХ века, а по стилистике исполнения представляют как вполне традиционные произведения царских изографов Оружейной палаты, так и примеры весьма редкой иконографии. Помимо экспонатов из собственных фондов ЦМиАР, здесь широко представлены собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», а также предметы из частных коллекций.

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010