Санкт-Петербургская духовная академия и Государственный музей истории религии заключили договор о сотрудничестве 4 октября 2016 г. 10:21 3 октября 2016 года ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и директор Государственного музея истории религии Л.А. Мусиенко подписали договор о сотрудничестве между возглавляемыми ими заведениями. Музей и духовная академия сотрудничают уже на протяжении нескольких лет. Академия получает профессиональную консультативную помощь и, в свою очередь, участвует в формировании выставок, посвященных Православию, а также предоставляет сотрудникам музея доступ к своим библиотечным фондам. «Наше сотрудничество не начинается с этого договора — мы лишь фиксируем его. Замечательно, что музей сегодня располагается не в стенах действующего храма. И тем более замечательно, что директор музея — это человек, который имеет непосредственное отношение к церковной жизни», — сказал ректор СПбДА после подписания договора. Архиепископ Амвросий также отметил, часть экспозиции музея, посвященная Православию, «может быть площадкой даже для миссионерской деятельности, ведь здесь рассказывается не только об истории христианства, но и о литургическом творчестве, художественном языке, языке богословия и музыки». «Особенно хочется поблагодарить за то реальное сотрудничество, которое существует между нами, за Вашу профессиональную помощь, которую Вы оказываете нашему пока еще небольшому музею, но тем не менее обладающему большим фондом. Мы надеемся, что задумка о создании полноценного музея Санкт-Петербургской духовной академии, которая еще до революции была предпринята одним из наших профессоров на территории исторического здания на Обводном канале, д. 7, в скором времени сможет быть реализована», — добавил владыка Амвросий. «Нас с коллегами радует, что мы подписали это соглашение, — заявила Л.А. Мусиенко. — Также приятно отметить, что подписание происходит в преддверии 70-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. Хочется поблагодарить Вас за дар, который Вы преподнесли музею в день открытия обновленной выставки, посвященной русскому Православию. Семинаристы и слушатели академии всегда могут пользоваться услугами нашей библиотеки, фондов и экспозиций — мне кажется, что это будет очень позитивный опыт». 

http://patriarchia.ru/db/text/4629666.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Воронежскому колокололитейному заводу не удаётся согласовать с властями вопрос о постройке музея 13.04.2007 Воронежский колокололитейный завод выступил с инициативой организации в центре города, поблизости от Успенской адмиралтейской церкви, музея колоколов и колокольного звона . Продукция предприятия получила мировую известность. В Воронеже в последние годы были отлиты ансамбли звонниц для Саввино-Сторожевского, Валаамского, Соловецкого монастырей, кафедрального собора в Подгорице (Черногория). Последний по счёту крупный заказ завод получил на изготовление копий передаваемых в Россию Гарвардским университетом (США) исторических колоколов московской Свято-Даниловой обители. В конкурсе на размещение этого заказа, кроме воронежского завода, участвовали ещё четыре российских предприятия. В течение двух лет руководство предприятия безуспешно пытается решить с областными и городскими властями вопрос о выделении земельного участка для постройки музея. Как сообщил генеральный директор ООО «Вера» Валерий Анисимов, «никто особых препятствий не чинит, но в то же время никто из чиновников ничего не хочет делать». По словам директора и основателя колокололитейного производства в Воронеже, для решения вопроса о размещении социально-значимого объекта требуется слишком много согласований, каждое из которых может длиться месяцами. Осложняет ситуацию неурегулированность вопроса о принадлежности городских земель между областной и муниципальной властями. «Некоторые ведомства, - признался г-н Анисимов, - просто теряют документы». Долгое время, как отметил директор колокололитейного завода, он не мог решить с властями вопрос о типе строения, поскольку участок возведения выставочного зала находится поблизости от берега Воронежского водохранилища. На сегодня, по словам В.Анисимова, этот вопрос решён - договорились с архитектурным управлением о том, что здание будет возводиться из облегченных материалов. Г-н Анисимов не видит в существующих препятствиях «происков конкурентов», поскольку на месте предполагаемого строительства музея (из-за его близости к историческому памятнику, являющемуся к тому же действующей церковью) нельзя строить ни рестораны, ни досуговые центры. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 13.04.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2763.html

2554       Уварова П.С. Давно прошедшие счастливые дни/Под ред. Н.Б. Стрижовой. M., 2005. (Тр. Гос. исторического музея, 144); Стрижова Н.Б. Архив A.C. и П.С. Уваровых в Отделе письменных источников Государственного исторического музея//Очерки истории отечественных архивов. Т. 2. M., 1998. С. 85–103. 2555       Императорское Общество любителей древней письменности: 1877–1882–1896. СПб., 1896; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 164–168. 2556       Издания Имп. Общества любителей древней письменности. СПб., 1888. (Памятники древней письменности, LXXVI). 2557        Покровский И. В. Сийский иконописный подлинник. I. Приложения 1–4 [СПб.], 1894–1898 (Памятники древней письменности, Издание ОЛДП, CXI, Первое издание Сийского подлинника: Строгановский иконописный лицевой подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). M., 1869. По этому изданию было сделано несколько переводов на западные языки, последний: An Iconographer Pattembook: the Stroganov Tradition/Trans. and ed. by Fr. Christopher P. Kelley. Torrance (CA), 1992. Существуют также нем. (1965, 1983) и англ. (1974) переводы. 2559       Стасов В.В. Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, русских, джагатайских и персидских. СПб., 1902 (Издание ОЛДП, СХХ); Он же. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887; Он же. Армянские рукописи и их орнаменты. M., 1886. 2560       Симони П. Мьстиславово Евангелие начала века в археологическом и палеографическом отношениях. Т. [СПб.], 1904, 1910 (Издание ОЛДП, 2563       Вышел один том: Тр. церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. Т. 1. M., 1911. 2564       Успенский А. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения//Моск. церк. ведомости. 1900. 37, 38, 40, 47, 48, 50–52; 1901. 1, 8, 11, 13, 17, 19, 21, 40–43; 1904. 37, 40, 51/52; 1905. 37, 40/41, 43,47, 51/52; 1906. 14/15; Он же. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. I–III. M., 1900–1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Государственном историческом музее пройдет выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии» 18 мая 2010 г. 17:35 20 мая 2010 г., в преддверии Дня славянской письменности и культуры, в Государственном историческом музее открывается выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии». В экспозиции будут представлены живописные и гравированные портреты основателей Академии, ректоров, преподавателей и учащихся, редкие мемориальные вещи и автографы, учебные пособия, принадлежавшие ее студентам, изображения зданий Заиконоспасского монастыря, на территории которого располагалась Академия, виды Москвы конца XVII-XVIII вв., предметы быта, сообщает сайт Государственного исторического музея . Особое место займут материалы, рассказывающие о знаменитых учениках Академии и их вкладе в русскую культуру: поэте и дипломате князе А.Д. Кантемире, поэте, теоретике литературы и переводчике В.К. Тредиаковском, ученом и поэте М.В. Ломоносове, исследователе Камчатки С.П. Крашенинникове, митрополите Евгении (Болховитинове), архитекторе В.И. Баженове и многих других. Кроме материалов Государственного исторического музея на выставке будут представлены предметы, документы, редкие издания из Российского государственного архива древних актов, Государственного политехнического музея, Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В оформлении выставочных залов использован проект реставрации объектов по ул. Никольской, на которой располагалась академия, выполненный «Моспроектом-2» им. М.В. Посохина. Время проведения выставки: 21 мая — 16 августа 2010 г. Справка (по материалам энциклопедии «Кругосвет») Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687-го по 1814 г. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

http://patriarchia.ru/db/text/1161643.ht...

XIX. Донесение заслуженного ординарного профессора А. Д. Беляева и и. д. доцента Академии Е. А. Воронцова, ревизовавших академическую библиотеку: «Честь имеем донести Совету Академии о произведенной нами ревизии академической библиотеки. Сделавши общий обзор библиотеки, мы нашли здание её вполне соответствующим своему назначению в том отношении, что как в верхнем, так и в нижнем этаже её сухо и тепло; бывшей некогда сырости не осталось и следа. Затем мы осмотрели библиотечные каталоги и ознакомились с системою выдачи книг. Требования на книги исполняются без промедления. Прочитали мы и отчет об израсходовании годовой библиотечной суммы за 1905 гражданский год на покупку книг, журналов и ценных изданий, на уплату за переплеты, требовательные листки, карточки, за канцелярские принадлежности, за пересылку и доставку книг. Вся назначенная на библиотеку сумма была израсходована сполна». Определили: Принять к сведению. XX. Отношение Управления Императорского Исторического Музея в Москве от 23 мая за 605: «Управление Исторического Музея почитает долгом вы- —111— разить глубочайшую признательность Совету Академии за препровожденные, по ходатайству Музея, для его Библиотеки, при отношении Совета Академии от 19 сего Мая за 572, все вышедшие доселе выпуски «Систематического каталога книг фундаментальной академической библиотеки». Управление Музея вместе с тем выражает надежду, что Совет не откажет и в дальнейшей высылке выпусков этого издания, по мере выхода их в свет». Определили: Принять к сведению. XXI. а) Отношение Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук от 19 мая за 349: «Отделение русского языка и словесности имеет честь возвратить в Совет Московской Духовной Академии в особой казенной посылке за 379 принадлежащую Фундаментальной Библиотеке упомянутой Академии рукописную Библию за 12 в лист на 621 листе. О сохранном получении означенной рукописи Отделение покорнейше просит Совет Московской Духовной Академии почтить его уведомлением». б) Отношение Правления Императорского Новороссийского Университета от 21 мая за 13345:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылась выставка " Обратная перспектива: предметный мир восточного и западного Христианства " 19.11.2013 В московском Музее современной истории России открылась вставка " Обратная перспектива. Предметный мир восточного и западного христианства середины XIX в. - XX вв. " , организованная Государственным центральным музеем современной истории России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации совместно с Отделом внешних церковных связей Московского патриархата, Апостольской нунциатурой (дипломатическая миссия Ватикана) в Российской Федерации и Службой литургических церемоний Верховного понтифика Ватикана. Экспонаты, предлагаемые вниманию зрителей, представляют историю Православной и Католической церквей за последние сто лет. На выставке показаны церковные облачения и утварь из собраний Апостольской Нунциатуры в Российской Федерации, Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии, московских католических приходов Собора Непорочного Зачатия Девы Марии, храма Святого Людовика Французского, фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России и Государственного исторического музея. По словам генерального директора Музея современной истории России Сергея Архангелова, среди выставочных проектов музея выставка " Обратная перспектива " занимает особое место. " Она представляет собой уникальную возможность представить широкой публике аспект не столько теологический, сколько культурный, экспонируя символику восточной и западной ветвей христианства в литургическом облачении и церковной утвари " , - приводит слова Архангелова. " Мы убеждены, что данная выставка станет одним из важнейших событий в духовной и культурной жизни России и послужит делу укрепления межцерковного сотрудничества и дальнейшему развитию культурных связей между Россией и Ватиканом " , - приводит " Благовест-инфо " слова гендиректора.

http://drevo-info.ru/news/16251.html

  2 С. Шварц. Доклад о деятельности и результатах работы Комиссии по учету и изъятию ценностей в ТССР 19 июня 1922 г.   …Характерно отметить действия профессоров-экспертов – предста­вителей Главмузея – по определению историко-художественных предметов гр[аждан] Миронова и Сокола, всячески стремившихся отстоять даже такие предметы, которые не имеют ни исторической, ни художественной ценности. Проф[ессор] Миронов в одном из особых мнений пишет: «Нахожу недопустимым изъятие 3 потиров», лишь потому, что в храме имеется три престола, ссылаясь при этом на канонические правила церкви. На вопрос «Входит ли в компетенции экспертов Главмузея подобного рода защита» Миронов ответил: «Нет». По имеющимся в Татполитотделе сведениям, на одном из собраний духовенства проф[ессор] Сокол, оправдываясь перед нападками духовенства, заявил, что он отстаивал и такие предметы, которые совершенно и не обязан защищать, и не его беда, что все-таки такие предметы комиссией были изъяты. Проф[ессор] Сокол в данном случае об­винял духовенство, упрекая их в том, что они не сумели обставить дело так, как это нужно было...     © Степанов А. Ф., 2014 Национальный архив Республики Татарстан (далее – НА РТ), ф. Р–1172, оп. 3, д.1415, л. 29–29 об. Рукописный подлинник на бланке Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников старины и искусства, подписи – автографы. Круглая печать Казанского подотдела. Там же, ф. Р–2021, оп. 1, д. 30, л. 24 об.–25. Александр Георгиевич Кудинов, педагог-музеевед, заведующий отделением педагогики Казанского музея с июня 1919 г. Екатерина Эдуардовна Адольф (род. 1894 г.), сотрудник Этнографического музея, преподаватель Казанского университета, с апреля 1922 г. заведующий этнографическим отделом Казанского музея. Вячеслав Алексеевич Мизерский (род. 1867/68 г.), смотритель здания, завхоз, казначей, член коллегии Центрального музея Татарской АССР в 1922–1927 гг. НА РТ, ф. Р–2021, оп. 1, д. 30, л. 27. Рукописный подлинник, написан К. Харламповичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Первые труды, претендующие на научный подход, появились в 1930-е гг. Они принадлежат советскому антирелигиозному деятелю, одному из организаторов Центрального антирелигиозного музея в Москве Б. П. Кандидову. Автор не скрывал, что главной целью его трудов является обличение «классовой сущности» религии. Он является первым публикатором документов ЮВРЦС. В книге под названием «Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919г.» 3 , написанной Кандидовым в 1930 г., автор отметил, что использовал в качестве источников архивные материалы Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России 4 . В той же работе опубликована фотокопия обложки дела с заголовком «Церковнобелогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. Материалы по вопросу об организации церковной контрреволюции в годы гражданской войны» с печатью и штампом Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ). Таким образом, Кандидов сделал документы Собора экспонатом в Центральном антирелигиозном музее, а затем сдал их в Архив Октябрьской революции, фонды которого являются ныне фондами ГАРФ. Возникает вопрос, каким образом документы Собора оказались у Кандидова. Однозначного ответа на данном этапе изучения вопроса нет, но можно высказать обоснованное предположение. Кандидов оставил мемуары 5 , в которых описал свою деятельность по организации антирелигиозных выставок и впоследствии музея. Фанатично преданный своему делу, в 1926–1929 гг. он провел огромную поисковую работу, собрав немалое число источников (церковных документов, периодических изданий) на местах или, по его терминологии, в «церковных гнездах». Целью такой работы было использование исторического материала в антирелигиозной пропаганде. В 1928–1929 гг. Кандидов приобрел ряд ценных экспонатов для ЦАМ. В 1928 г. он совершил поездку в Крым, о которой писал: «Через несколько дней после приезда предпринял ряд шагов к получению нужных музею материалов и установил, что крымское духовенство скрывает деникинские и врангельские церковные архивы. Для розыска материалов ездил в Симферополь, Балаклаву, Ялту и обходил различные «уютные» места. Работа закончилась успешно, в одном гнезде я разыскал весьма ценные материалы, забрал их и привез в Москву. Этот материал затем использовал для научных работ, для музея и впоследствии передал в архив Октябрьской революции в г. Москве» 6 . Скорее всего, именно из этой поездки Кандидов привез документы ВВЦУ, включая документы Собора. А значит, они всегда оставались в России и не были вывезены эмигрировавшим из Крыма с остатками частей Добровольческой армии ВВЦУ. Возможно, это было связано с тем, что планировалось представить их с отчетом Патриарху (в России остались также председатель Собора и ВВЦУ – архиепископ Митрофан (Симашкевич), секретарь Собора и член ВВЦУ П. В. Верховский, другие члены Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Иннокентий, верный и преданный помощник митрополита Питирима, его ученик и воспитанник, работал над этим проектом около 20 лет. В основу издания положена первая русская Библия 1499 года (общеславянская). Комиссия по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси одобрила издание Геннадиевской Библии в 1986 году. С того времени, после успешных переговоров на уровне министерств и ведомств, началась фотосъемка Библии 1499 года в Отделе рукописей Государственного исторического музея и всех доступных иллюстрированных Библейских книг в основных книгохранилищах страны. Фотосъемка проводилась собственными силами Издательского отдела. При жизни архимандрита Иннокентия из печати вышли два тома – 7-й и 8-й. Оба тома включают около 500 миниатюр. В седьмом томе представлено 50 рукописных Библейских кодексов с XI по XIX века. Особую ценность представляет Четвероевангелие из Библейского свода 1502–1507 годов (так называемый «Десятоглав Матфея Десятого»), принадлежавшее ранее Супрасльскому монастырю (хранится в БАН). В восьмом томе особое значение имеют миниатюры Апокалипсиса XVI века из собрания Егорова (РГБ). Лицевой Апокалипсис впервые представлен в полном объеме, раскрывая Откровение о последних судьбах мира так, как это видели наши духоносные отцы. Митрополит Питирим называл это издание «антологией русской книжности». С 1991 года по новому закону о печати Издательский отдел Московского Патриархата мог заниматься издательской деятельностью только при наличии лицензии, однако на тот момент у Издательского отдела были определенные затруднения с быстрым ее получением. Издание «Русская Библия » находилось в типографии, и производственный процесс нельзя было прекращать. 27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре с представительством в Москве. Учредитель музея Библии митрополит Питирим назначил его директором архимандрита Иннокентия. Быстрое оформление музея как юридического лица с получением лицензии на издательскую деятельность дало архимандриту Иннокентию возможность продолжать реализацию Библейского проекта – действовать по получению валютного кредита на издание, затем, по предоставлении кредита, по получению бумаги и переплетных материалов и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

555 Лес вокруг скита, как бы принадлежавший теперь музею, назван был устроителями «Заповедник имени Ф.М. Достоевского». 556 «При организации музея “Оптина пустынь” 18 мая 1919 г. охрану и временное заведование музеем поручили оптинскому иеромонаху Никону (Беляеву) ; к организационной работе разрешалось привлечь “проживающую при пустыни” Лидию Васильевну Защук (р. 2 июня 1871 г.), которая с 4 декабря 1919 г. стала хранительницей музея (опт. архив ГИМ. Ед. хр. 2. Л. 39), а с ноября 1920 г. по документам она проходит уже как заведующая... Музей “Оптина пустынь” с самого начала ставил перед собой задачу сохранения фондов, монастырских зданий и территории... Музей состоял из библиотеки (30 тыс. томов) и павильонов: Потолочной и стенной живописи; Культового; Макарьевского, Вассиановского; Бытового; Кустарного; Лубка; Исторического; Портретов; Литературного; Гравюрного; Болотовской живописи; Виноградовской живописи (иеромонах Алексий (Александр Николаевич Виноградов, р. в 1846 г.), окончил Демидовский лицей, потом учился в Петербургской Духовной Академии и в Академии Художеств. Кандидат юридических наук, археограф, китаевед, художник. В составе Духовной миссии посещал Китай. Опубликовал ряд работ о Китае. В архиве Оптиной пустыни хранились некоторые его китаеведческие труды, в 1920-е гг. приезжал знакомиться с ними академик Н.И. Конрад. Основное послушание о. Алексия в Оптиной было иконописание. См. его житие в книге: Афанасьев В. Оптинские были. М., 2003. С. 516–525.); Рукодельного» (Письменные памятники в собрании ГИМ. М., 1993. С. 79). 557 ОПИ ГИМ (Отдел Письменных источников Государственного Исторического Музея). Ф. 521. Ед. хр. 4. Л. 35–35 об. 564 Иеромонах Кукша (Крискент Васильевич Степченков), р. в 1859 г. в селе Стариково Курской губернии. Начало своего монашеского жития положил в Глинской пустыни. Перешел в скит Оптиной пустыни 7 апреля 1885 г. Пострижен в мантию 4 декабря 1899 г. Был портным в ризнице и певчим на клиросе. Иеродиакон с 1 марта 1908 г. Иеромонах с 8 февраля 1909 г. Уставщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010