Для «внутренней религиозной реорганизации края» М. находил полезным восстановить братства в приходах, некогда существовавшие в Зап. Руси, для чего предлагал собрать мнения духовенства и составить правила. 11 июня 1881 г. Устав православных церковноприходских братств был утвержден (Там же. 1881. 13. С. 197-199). Тогда же вышло распоряжение епархиального начальства от 8-11 июня 1881 г. об учреждении церковных братств в воссоединенных приходах Холмско-Варшавской епархии на основании этого устава. В 1882 г. при Холмском братстве был образован церковно-археологический музей. Указом Синода от 16 июля 1882 г. были приняты Правила об учреждении церковно-археологического музея при Холмском братстве. 8 сент. того же года состоялось открытие музея. Идея учреждения музея как хранилища памятников религиозно-национального сознания народа принадлежала М., к-рый во время частых поездок по епархии обратил внимание на небрежное отношение к рукописным, архитектурным и др. памятникам старины, что приводило к их пропаже и уничтожению. М. указал также на необходимость сохранения архивов при церквах. По ходатайству М. в Синод было направлено прошение о возвращении рукописей, богослужебных и иных книг, переданных в хозяйственное управление при Синоде в 1879-1881 гг. К нояб. 1882 г. в музей поступило 11 памятников. Тогда М. выпустил специальное печатное воззвание о передаче в музей предметов старины (Там же. 1882. 22. С. 383-384). Начал проводить экскурсии по музею, организовал розыски археологических и археографических памятников в Холме, к чему привлек воспитанников духовного училища, помещавшегося в архиерейском доме, и за каждую находку выдавал учащимся неск. копеек. Преимущественное внимание М. уделял охране церковных зданий как «внешних показателей древности православия в крае» и старался оберегать от переделок и искажений, объяснял их историческое и церковно-религ. значение. С 17 апр. по 7 мая 1882 г. вместе с проф. К. П. Самоквасовым М. осматривал храмы Седлецкой губ., посетив ок. 50 приходов и обнаружив при этом, что «при починке» древних церквей недопустимо меняется их первоначальный вид. Об этом он донес архиеп. Леонтию, а тот генерал-губернатору с просьбой рекомендовать архитекторам, наблюдающим за церковными постройками, «воздерживаться от уничтожения памятников церковной старины» (Там же. 11. С. 237). При обозрении епархии М. вел записные книжки.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В Нижегородском кремле прошла пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» 30 июля 2021 г. 17:39 30 июля 2021 года в здании манежа в Нижегородском кремле состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли». В мероприятии приняли участие: заместитель председателя правительства Нижегородской области, региональный министр культуры Олег Беркович; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Борис Миндлин, генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Юрий Жукарин, хранитель фондов драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи Людмила Ковтырева, заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева. Они рассказали об экспонатах выставки и ее значении для региона. Олег Беркович, открывая встречу с журналистами, обратил внимание на то, что выставка размещается в обновленном здании манежа после его масштабной реконструкции. Благодаря наполнению и качеству открывающейся выставки, представляющей духовное и культурное достояние нашей страны, историческому зданию Нижегородского кремля возвращается его исходный облик и добавляется новый культурный смысл. «Этот факт мы должны нормально воспринимать, когда есть ответственное государство, есть разумный и конструктивный диалог с Церковью, которая всегда была идейным стержнем русского государства», — подчеркнул министр культуры. Он также сообщил о высокой степени эксклюзивности выставки, для которой разработан аудиогид с подробными комментариями по всем разделам экспозиции, реалистичные 3D-мoдeлu нижегородских храмов и специальные иконы для незрячих, которые можно трогать. Митрополит Георгий отметил, что для города такого уровня выставка — это историческое событие. «Эта выставка, включающая огромное собрание икон и предметов древности, — это образ святой Руси и великой России, — сказал глава Нижегородской митрополии. — Очень важно, чтобы мы видели свои святыни и памятники истории и культуры не через плазменные экраны телевизоров и смартфонов, а вживую. " Небесный Нижний " запечатлен в иконах, памятниках церковного искусства, богослужебных реликвиях. Через них мы видим наших предков, которые жили в более сложных условиях, чем мы с вами, но были богаты душой. Предметы выставки — послание из прошлого в настоящее и будущее. Я очень рад, что отозвались ведущие музеи страны, частные коллекционеры. Этот выставочный проект — это работа на страну, народ, наше единство и согласие, что мы — не иваны, не помнящие родства. У нас есть великая культура, духовная сила и крепость, не только в прошлом, но и настоящем, и Бог даст, в будущем».

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

С.В. Лавров возжег свечи перед святынями храма, в числе которых: ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, списки с явленных чудотворных икон «Феодоровской» и «Почаевской», ковчег с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. Руководитель внешнеполитического ведомства России посетил музей новомучеников и исповедников Казахстанских — мемориальный центр, посвященный жертвам политических репрессий, пострадавшим за православную веру. Архимандрит Сергий (Карамышев) провел для Сергея Викторовича и сопровождающих его лиц экскурсию, ознакомил с уникальными экспонатами, фотографиями и архивными документами, рассказывающими об истории Православия в Казахстане и трагических событиях ХХ столетия — эпохе преследования миллионов людей за религиозные убеждения и верность духовно-нравственным идеалам. В ходе экскурсии благочинный приходов Нур-Султана отметил, что над созданием музея трудились видные специалисты Казахстана и России в области истории, археологии, краеведения и декоративно-прикладного искусства, а сбор экспонатов продолжался в течение нескольких лет при участии архипастырей, священнослужителей и активных мирян Православной Церкви Казахстана и помощи из ряда епархий России. Отец Сергий подчеркнул, что открытие музея при духовно-культурном центре Митрополичьего округа стало воплощением в жизнь решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви об увековечении памяти новомучеников и откликом на призыв первого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, отметившего необходимость сохранения для истории независимого Казахстана подробной информации о невинно осужденных миллионах людей, безжалостно изгнанных с родной земли и погибших в гулаговских застенках. По завершении ознакомления с экспозицией министр иностранных дел России оставил памятную запись в книге почетных гостей: «Впечатлен великолепной экспозицией церковно-исторического музея Казахстанского митрополичьего округа. Это — бесценный вклад в сохранение нашей общей истории, в укрепление российско-казахстанской дружбы на благо наших многонациональных народов и их этно-конфессиональной истории».

http://pravoslavie.ru/138562.html

Я очень рад тому, что ныне историческая наука развивается не в отрыве от церковной и религиозной тематики. Эта искусственная стена между историей и религией, неестественный отрыв исторической науки от церковной составляющей, которая является ее неотъемлемой частью, приводили к тому, что многие исторические события трактовались предвзято или ошибочно. В настоящее время есть возможность исправить перекосы в исторической науке нашего недавнего прошлого и объективно взглянуть на процессы, происходившие в прошлом. А такой объективный взгляд необходим и для того, чтобы мы сегодня созидали нашу страну, и для того, чтобы работали на будущие поколения». Владыка Иларион сердечно поздравил лауреатов Забелинской премии и выразил надежду на то, что в дальнейшем появится много исследований, достойных такой премии, что историческая наука будет динамично развиваться и между миром науки, музейным сообществом и Церковью будут существовать добрые, гармоничные и конструктивные взаимоотношения. Далее митрополит Иларион вручил премии лауреатам конкурса. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета ГИМ, первая премия вручена Ф.А. Петрову (ГИМ) за труд «Формирование системы университетского образования в России». Второй премии удостоены Д.А. Диментман и Е.И. Иткина (ГИМ) за историко-культурное исследование «Неизвестный портрет Петра I из собрания Государственного исторического музея и его реплики», вышедшее в серии «Публикация одного памятника» в 2008 году. Лауреатом второй премии также стала Е.А. Добрынина (Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов), автор искусствоведческого исследования «Живописные путешествия по Иркутской губернии XVIII-XIX вв. Графика». Лауреатами третьей премии названы Н.П. Лютикова (Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»), автор каталога «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX — начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», а также коллектив Омского государственного историко-краеведческого музея — П.П. Вибе, Т.М. Назарцева, О.Н. Артемьева и Ю.В. Трофимов, исследовавшие этнографические коллекции районных музеев Омской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1497204...

В 1910 г. П.С. Уварова, выполняя завещание мужа, передала в Исторический музей часть коллекций семьи. Библиотека 2669 и коллекция рукописей 2670 уже имели опубликованные каталоги, археологические каталоги Уварова составила сама, доработав материалы мужа 2671 . После 1917 г. уваровские коллекции семьи были распределены по разным музеям, в 1930 г. часть икон поступила в Третьяковскую галерею, существенная часть остается в Историческом музее. В 1884 г., после смерти Уварова, заместителем председателя Музея стал Иван Егорович Забелин (1820–1908), один из инициаторов его создания. Известный историк и археолог, он был членом-корреспондентом Академии наук, председателем Общества истории и древностей российских, членом других научных обществ 2672 , знатоком истории и топографии старой Москвы 2673 . Два своих капитальных труда он посвятил «домашнему быту» русских царей и цариц, нарисовав энциклопедическую панораму русской жизни, основанную на множестве письменных и вещественных источников 2674 . Личная коллекция икон, рукописей, карт, документов и библиотека Забелина поступили в Исторический музей. Заведующим отделением рукописей и старых книг Музея был известный филолог, лингвист, палеограф В.Н. Щепкин (1863–1920), автор трудов о рукописях и шитых тканях 2675 . Провинциальные музеи возникали, прежде всего, в древних русских городах. Из них особенно известными были Тверской и Ростовский, оба были организованы при участии Московского археологического общества и самого A.C. Уварова 2676 . Тверской музей, открытый в 1866 г., стал одним из лучших в России благодаря энергии и энтузиазму его директора Августа Казимировича Жизневского (1819–1896). Музей отличался большой коллекцией предметов церковной старины 2677 . В Ростове Великом одним из основателей музея (1883) был собиратель и археолог-самоучка Андрей Александрович Титов (1844–1911) 2678 , который опубликовал описание христианских памятников этого города 2679 . Ростовский музей удачно разместился в древних постройках местного кремля, где, несмотря на активное внешнее давление, пока, по счастью, находится и сейчас. Большое содействие музею в период его организации оказывал архиепископ Ростовский и Ярославский Ионафан (Руднев).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открылась выставка к 175-летию со дня рождения Василия Сурикова ноября 2023 В Корпусе Бенуа Русского музея 30 ноября открылась выставка произведений Василия Сурикова (1848-1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения живописца. Экспозиция охватывает свыше 120 живописных и графических произведений Василия Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины " Покорение Сибири Ермаком " , " Взятие снежного городка " , " Переход Суворова через Альпы " , " Степан Разин " , " Боярыня Морозова " (Третьяковская Галерея), " Меншиков в Березове " (Третьяковская Галерея), а также этюды к историческим картинам, портреты, акварели, образцы книжной иллюстрации. Отдельный раздел выставки посвящен полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви. Большие полотна художника - " Милосердный самаритянин " и " Благовещение " привезены из Красноярска - родины художника, а картина " Исцеление слепорожденного " доставлена из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Это произведение, практически неизвестное широкой публике, было создано мастером вследствие потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены. В нем - духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе. Также на выставке представлены эскизы росписей храма Христа Спасителя в Москве, посвященные Первому, Второму, Третьему и Четвертому Вселенским Соборам. Впервые после сложной реставрации представлены знаменитые монументальные полотна Сурикова " Покорение Сибири Ермаком " и " Степан Разин " из коллекции музея. Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также разнообразный медиаконтент. Директор музея Алла Манилова отметила, что это главная выставка года, она посвящена гению исторической живописи и композиции.  " Впервые почти за 90 лет мы видим полноформатную крупномасштабную выставку, которую условно можно назвать " Весь Суриков " . Последняя такая выставка в 1937 году прошла одновременно в Москве и Ленинграде. Сменилось несколько поколений, которые никогда не видели Сурикова в такой полноте. Одно это уже является важным достижением. Мы создали специальный просветительский зал, потому что нужно не только показывать Сурикова, но и рассказывать о русском национальном искусстве, его истоках, влиянии Сурикова на нашу русскую художественную традицию и то, как наше изобразительное искусство повлияло на мировую художественную традицию и на развитие мировой цивилизации в культуре. Эпицентром этого зала будет генеалогическое древо Суриковых - Кончаловских - Михалковых. Оно наглядно представит, особенно для молодых посетителей, нашу историю в лицах " , - сказала она.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Всякий, вошедши в академический музей, невольно почувствует его бедноту, а человек, сколько-нибудь знакомый с церковной археологией сейчас же подметит в нем почти совершенное отсутствие предметов, относящихся к отделу христианских древностей вообще, усмотрит обширные пробелы в памятниках древнерусского искусства. Церковная архитектура с ее стилями, мозаика и скульптура во всех ее разновидностях почти ничем не напоминают здесь о себе; миниатюра и палеография имеют всего пять-семь своих представителей; больше памятников приходится на иконографию и литейное дело, гравюру и нумизматику. Но две последние отрасли искусства имеют лишь вспомогательное значение для науки церковных древностей. Само собою понятно, что академическое собрание древностей при незаполненности одних своих отделов и неполноте других не может иллюстрировать всего того, что в цельном церковно-археологическом курсе предлагается в последовательном ряде чтений. К помощи такого музея преподаватель церковной археологии может прибегать только изредка, при изложении некоторых частей своей науки. Между тем кому же неизвестно теперь, что изучение церковных древностей, особенно истории церковного искусства, без наглядного знакомства с его памятниками никогда не достигнет свой цели, остановится лишь на полпути к ней? Самое старательное описание памятника, самая меткая его характеристика не дадут того ясного, цельного и живого представления, какое получается при одном внимательном взгляде на него. Ничто столь сильно не возбуждает интереса и любви к предметам древности, ничто так не приучает ценить и уважать произведения родной старины, как непосредственное знакомство с ее памятниками, близкое – осязательное с ними обращение. Научно-воспитательная задача и польза церковно-археологического музея давно сознаны Московской Академией, как —308— свидетельствует о том история имеющегося при ней собрания древностей; она желала бы теперь лишь восполнить пробелы и недочеты в своем церковном древлехранилище. В целях именно пополнения музея и ради сохранения церковных древностей от порчи и исчезновения совет Московск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время в библиотеке Лавры хранятся практически только современные издания. В предлагаемом издании использованы данные Государственного архива Тульской области (ГАТО), Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина, Российской Национальной библиотеки, Национальной библиотеки Украины им, В.И.Вернадского (НБУВ), Новгородского государственного музея- заповедника и Церковно-археологического кабинета (ЦАК) Московской Духовной Академии (МДА). Были найдены архивные и печатные материалы, дополняющие и уточняющие «Сказание о жизни и подвигах старца иеросхимонаха Киево-Печерекой Лавры». В частности, год рождения преподобного Парфения, 1790-й, указанный в «Сказании.,,», а поэтому и во всех последующих публикациях его жизнеописания и в житии новопрославленных святых, не согласуется с тем, что его облекли в схиму в 1838 году, на сорок шестом году от рождения, так как, если он родился в 1790 году, ему должно было быть 48 лет. В ГАТО был уточнен год рождения преподобного Парфения. Он родился в 1792 году, а его старший брат Василий – в 1790 году 10 . Большая просьба к читателю отнестись к исправлению этой и некоторых других неточностей указания времени происходящих событий, описываемых в «Сказании...», не как к ошибкам, допущенным архимандритом Антонием по небрежности, а просто как к маленьким неточностям, возникшим во время быстрого написания этого замечательного «Сказания...», В настоящем издании также отмечены те моменты в жизни преподобного Парфения и те события, происходящие в Киево-Печерской Лавре, которые могли бы повлиять на его духовное становление, но которые не были указаны в «Сказании,,.». Иллюстрационный материал настоящей книги служит дополнением к тексту. Литографии, гравюры и фотографии найдены в печатных изданиях XIX века и в указанных выше архивах. Многие из них не печатались более ста пятидесяти лет, а некоторые печатаются впервые. В заключение хотелось бы сказать, что можно еще искать и найти много нового, касающегося преподобного Парфения, Так, любимый учечник и духовный сын преподобного Парфения архимандрит Лаврентий 11 в апреле 1855 года, уже после кончины преподобного, в письме к Т А.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Митрополит Иларион: Исторический музей является во многих отношениях уникальным музеем. Во-первых, он находится на Красной площади, и мимо него трудно пройти любому человеку, который посещает Москву. Во-вторых, этот музей не имеет аналогов в нашем Отечестве, в нем собрано около пяти миллионов экспонатов. В-третьих, это музей, в котором экспонаты весьма разнообразны, что позволяет проследить всю историю нашего Отечества от самых древних времен до настоящего времени. В-четвертых, музей настолько тесно сотрудничает с другими музеями и различными организациями — и светскими, и церковными — что любую тематическую выставку, помимо вашей собственной коллекции, Вы можете пополнить экспонатами из других музеев, что делает Ваши возможности практически неограниченными. А. Левыкин: Кроме того, когда мы проводим выставки, то, как правило, часто используем и помощь других музеев. Я могу перечислить музеи, которые, например, приняли участие в создании выставки, посвященной святому Владимиру: это Государственный Эрмитаж, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей. Здесь спектр, наверное, всех ведущих музеев нашей страны. Я бы хотел продолжить тему нашего разговора об уникальности Исторического музея. Мы можем пересчитать по пальцам наличие в Европе исторических музеев, таких как Государственный исторический музей. Действительно, в России ему нет аналогов; музей рассказывает об истории создания, оформления российской государственности со времен Рюрика и до нынешнего дня. Наверное, это в какой-то степени определяло и уникальность коллекции, потому что даже отцов-основателей музея в меньшей степени интересовали какие-то знаковые вещи, связанные с именами князей, государей, императоров, а в большей степени их интересовал быт народа — той основы, которая создает государство. Сейчас я бы даже немножко раздвинул рамки самого Исторического музея, потому что это не просто музей, посвященный истории государства Российского, а музей, который вообще посвящен, наверное, развитию цивилизации на той территории, где находится наша страна.

http://patriarchia.ru/db/text/4264964.ht...

Премия имени И.Е. Забелина учреждена в 1997 году Министерством культуры Российской Федерации по предложению Ученого совета Государственного исторического музея. Забелин Иван Егорович (1820-1908) — историк, археолог, исследователь русской старины. Не имея средств для обучения в Московском университете, он усиленно занимался самообразованием и постепенно приобрел известность в научном мире Москвы трудами по истории древней русской столицы, дворцового быта XVI–XVII веков, истории русского искусства и ремесла. С 1879 года по поручению Московской городской думы ученый составлял подробное историческое описание Москвы, одновременно с 1885 года ведя напряженную работу на посту товарища (заместителя) председателя Российского исторического музея. Громадный научный авторитет ученого поднял престиж музея в обществе на небывалую высоту, представители всех сословий и именитые коллекционеры передавали в его коллекцию как отдельные предметы, так и целые собрания. По завещанию И.Е. Забелин передал Российскому историческому музею свое жалованье за все годы службы и собранные им на протяжении жизни коллекции. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому У нагородження М.С. «Зачарований У вручення нагород XIV форуму «Золотий витязь» Прийом заявок на участь у #МиРазом триватиме до 15 травня з ключовими словами – та нагороди громадських   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» П " ятигорський в м. Баку Голова нараду з питань збереження об " спадщини У проходить виставка-форум Слова» У нагородили Х сезону конкурсу У пройде виставка-форум Слова» На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги У пройшла розвитку Посада Ради взяла участь у Дня книги у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1497204...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010