В послании к христианам Рима, – города разврата и власти, – апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой – сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию. Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники. В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен. Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию 3 . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

В послании святителя Вениамина ощущается и живая связь с Церковью, с теми, кто сострадал ему, и его простота и богоугодная искренность, явные на процессе даже для его врагов, и приговор к смерти, и надежда не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Общим является и видение Христа как мира. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2: 14), – говорит апостол Павел. Для понимания совершавшихся событий важны и слова священномученика Вениамина: «Теперь время суда». Они соответствуют мыслям святого апостола Петра: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1 Петр. 4: 17–19) Этот настрой – предать души Создателю, делая добро, – характерен и для священномученика Вениамина. Ощущение Суда Божия и грядущего конца мира также пронизывает послание святителя. И здесь важны слова: «Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века». Мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года Они гармонируют с призывом Христа в Откровении: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). И этот мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года… Жестокость и несправедливость приговора поразила многих. В результате в органы советской власти, прежде всего в ВЦИК РКП (б), был направлен целый поток ходатайств о помиловании (в том числе и даже от обновленцев, например от А.И. Введенского, пусть и причастного к осуждению святителя). 7 июля Я.С. Гурович, адвокат священномученика Вениамина, подал в Верховный революционный трибунал при ВЦИК кассационную жалобу, в которой показал юридическую несостоятельность расстрельного приговора. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 13 июля было принято компромиссное решение: оставить в силе приговор в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) , профессора Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова другим же шестерым осужденным к расстрелу заменить его тюремным заключением на пять лет. Определением кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 года приговор был оставлен в силе. Это показывает, что главной целью процесса явился священномученик Вениамин. Показательно и другое: равное количество представителей духовенства и мирян, которые принадлежали к интеллигенции и обладали юридическим образованием, поэтому данный приговор должен был способствовать устрашению не только церковных, но и интеллигентных кругов.

http://pravoslavie.ru/147712.html

В таком случае непременная обязанность каждого христианина – восстановить в себе разоренный храм Божий и снова стяжать себе Духа Святого и Его благодатью обновлять и украшать в себе постоянное Ему жилище. Святая Церковь , празднуя обновление и освящение храма вещественного, обращает нашу мысль от сего храма, созданного руками человеческими, к нерукотворенному, духовному храму, которым мы должны быть навсегда. К себе восходи, выражает песнь церковная, человече! Буди нов, вместо ветхого, и души празднуй обновления, дóндеже время жития, да обновляется тебе всякого жития путь. (служба 13 сентября). Средства к этому с нашей стороны: 1) истинная, живая, твердая и непоколебимая вера в Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что верою Христос, по Апостолу, вселяется в сердца наши; 2) любовь к Богу всецелая, от всего сердца и от всей души. Кто любит Бога и Христа более всего, к тому Сам Бог триединый приходит и вселяется в нем, по уверению вечной Истины: любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ), аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); 3) любовь к ближнему искренняя, нелицемерная, основанная на любви к Богу. Наперсник Христов говорит: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает и любы Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:12 ); 4) соблюдение заповедей Божиих и непорочное в них хождение. Ибо исполнение заповедей Господних есть самое верное, опытное доказательство любви нашей к Богу и блаженного общения нашего с Ним. Соблюдающий заповеди Его – Иисуса Христа, в Нем пребывает и Той в нем; 5) средство к возобновлению и благоукрашению внутреннего нашего храма в жилище Святому Духу есть соблюдение себя от всякой скверны плоти и духа. Всякая скверна духа, т.е. порочные мысли, нечистые пожелания и движения сердца, гнилые, срамные и отвратительные, ругательные слова, вносящие растление во все: в слух и в сердце, и в душу и тело, и в дом, и на улицу и, с ними соединенные, беззаконные плотские дела крайне оскорбляют Духа Святого, живущего в христианах: скверна плотская совершенно угашает в них Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В этих словах ничто иное, как выделение жертвы из стада, отсечение от предков и потомков. «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» – здесь ведение к месту заклания. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережёт её». Здесь уже – самоё заклание. Апостол объясняет, каким образом оно должно совершаться: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать. Что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». И мы знаем из истории Церкви, как святые пророки, апостолы и праведники переставали сообразовываться с безбожием, с суетой, с ложными ценностями и буквально умирали для мира. Но всегда, где есть жертва, есть и участники жертвенника ( 1Кор. 10:18 ). В Ветхом Завете первыми всегда были животные, а вторыми – люди. Участник жертвенника – это тот, кто хотя и понимает необходимость жертвенного служения, но сам ещё не имеет решимости стать «живой святой, благоугодной» жертвой Богу. Господь и их не лишает надежды; Он говорит: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика (например, Апостола ради того, что он Апостол Христов), истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Кто чтит, помогает чем может человеку ради того, что он – служитель Христов, кто принимает такого человека, тот, как говорит Господь, «принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня»… Вот как через очень малое и всем доступное открывается возможность участия и в великом жертвенном служении совершенных христиан, и через это – в величайшем жертвеннике Креста Господня. Думается, что, когда мы только читаем о подвигах святых угодников Божиих, когда удивляемся им и вздыхаем о своём несовершенстве, мы тоже не остаёмся в стороне от этого Жертвенника … Поэтому не будем упускать возможности сделать хоть самую малость во имя Христово; а также, видя великое служение других, перестанем, по совету Апостола, думать «о себе более, нежели должно думать», но всегда «скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ведущая. Как часто нужно причащаться? О. Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: « Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение… Духовно-просветительский телепроект «Слово» Кого священник может не допустить до Причастия? Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны , запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком). протоиерей Олег Стеняев Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Кроме того, « рассуждение о Теле Господнем » — это вся Литургия с её последованием, молитвами, песнопениями, ектениями . Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа. Цитаты о причастии

http://azbyka.ru/prichastie

Ведь освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым. Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни. Невозможное человеку возможно Богу. Неделя 35–я по Пятидесятнице Нравственное учение Иисуса Христа было чрезвычайно радикальным, и то, что Он говорил людям, нередко вызывало недоумение. Его проповеди о спасении часто встречали вопросом: «Так кто же может спастись?», — настолько недостижимо высоким казался нравственный идеал Христовой проповеди. И не просто высоким — он казался и до сих пор кажется многим абсолютно не соответствующим тем стандартам, по которым живет большинство людей в этом мире. На каждой Литургии мы слышим Заповеди блаженства, и сегодня мы снова слышали их в чтении из Евангелия от Луки (6:20–38). В этих заповедях в качестве добродетелей предложено то, что по законам мира сего абсолютно не привлекательно, — «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны алчущие и жаждущие правды», «блаженны кроткие». Идеал человеческой жизни в мире сем совершенно иной. Люди мира сего думают, что блаженны и счастливы преуспевающие, богатые, ни в чем не нуждающиеся. Таким, по–видимому, был и богатый юноша, который подошел к Господу с вопросом, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Это был человек обеспеченный, более того, добродетельный. Он исполнял все те заповеди, которые были даны в Законе Моисеевом (Мф. 19:16–30). И когда Господь увидел, что этот человек стоит на достаточно высоком нравственном уровне, Он предложил ему нечто более радикальное, чем то, что предлагал обычным людям: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Но оказалось, что слово Христово превысило меру этого в общем-то добродетельного и в высшей степени достойного человека. Оно было не в его меру, выше его уровня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Верные получают благодать Божью, а благодаря ей и спасение, через Таинства Церкви. Все Таинства Церкви можно объединить в единое Таинство спасения человека. Главными из церковных Таинств, без которых невозможно спасение, являются Крещение, Миропомазание и Евхаристия. Из этих трех самым главным является Евхаристия, которую также называют Таинством Таинств. Таинство Евхаристии или Благодарения было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, " взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. " Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него приобщается божественному Бытию. Евхаристия дает силу всем остальным Таинствам. Где недействительно Таинство Евхаристии, там недействительны и прочие Таинства, там не осуществляется Таинство спасения, по слову Самого Господа: " Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. " Вступление в Церковь осуществляется через Таинство Крещения. Крещение состоит в троекратном погружении крещающегося человека в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. Крещающемуся оставляются все его грехи. После Крещения он готов к обновленной жизни во Христе. Однако прежде, чем креститься, человек должен покаяться во всех своих грехах и решиться больше никогда их не повторять. Если человек крестится без покаяния, он не получит тех благодатных плодов, которые может дать ему Крещение. По слову Спасителя, человек должен быть крещен водою и духом. То есть по выходе из крещальной купели он должен получить Духа Святого, как некогда Его получили Апостолы в день Пятидесятницы. На человека налагается печать дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое для крещаемого является повторением Пятидесятницы.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/vo...

Верующие христиане живут благодатными таинствами церковными – дарами Духа Святого, получаемыми в таинствах Церкви Православной. Наибольшим таинством Церкви есть Святое Причащение. В этом таинстве верующие объединяются со Христом Спасителем, Который сказал: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.” ( Ин.6:54-56 ). Кто не верует в Воскресение Христа, кто не причащается Святейших Таин Тела и Крови Его, тот на получит жизни вечной. “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете, есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ). Время грозное мы переживаем. По всей земле среди христианских народов победоносно шествует отступление от Христианства и от христианской жизни. Ширится по лицу земли безбожие, отчего люди духовно дичают и утрачивают высочайшие ценности христианской культуры. Это признаки грядущих страшных бедствий не только для отдельных государств или народов, но и для всего человечества. Мы, православные русские люди, не смеем идти в ногу с теми, кто отступил от Христа. Современные модерные течения не должны развращать наши христианские православные души. Станем жить по нашей Православной вере, за что получим венец славы от Господа Воскресшего. Придите, чада, “возрадуемся Господеви,” да празднуем достойно и с радостью нашу Пасху, проводя Светозарную и Пасхальную ночь в святых храмах наших во всенощном торжественном ликовании о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Приветствую вас, отцы честные и братия, и всю паству нашу со светлым праздником Воскресения Христова. “Празднуя это обновление жизни нашей,” – поучает нас святой Григорий Богослов , – да обновимся и мы духовно.” Христос Воскресе! Христос – Радость Вечная, 1962 г Христос Воскресе! “Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” ( 2 Кор.5:15 ). Господь Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Во время литургии это послание было доставлено в Захарьевскую церковь , где настоятельствовал о. А. Введенский . Выйдя причащать народ, он сообщил «о полученном от Митрополита отлучении» и сказал, что «кто смущается этим, пусть не подходит к св. чаше, а кто не смущается, пусть приобщается. Толпа отхлынула, и причастилось только 4 человека» 1116 . Уведомляя верующих о том, что три петроградских священника поставили себя в положение отпавших от общения с церковью, митрополит Вениамин указал и срок действия своего прощения – «доколе не принесут покаяния перед своим епископом». В этом отношении послание от 28 мая 1922 года повторяет Синодальный акт от 22 февраля 1901 года, касающийся Л.Н. Толстого. При редактировании последнего митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний настоял на том, чтобы после слов « церковь не считает его своим членом и не может считать» было добавлено: «доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» 1117 . Литургия в Николо-Богоявленском Морском соборе, совершенная святителем Вениамином 28 мая 1922 года, стала последним его служением. Она пришлась на Неделю святых отцов Первого Вселенского Собора. Апостольское и евангельское чтения этого дня звучали как прощание митрополита с паствой, как его последний завет: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие./.../Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада/.../. Посему бодрствуйте...» ( Деян.20:25,29,31 ). «...Тех, которых Ты дал мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду...» ( Ин.17:12–13 ). Православный народ оказался не в состоянии вовремя и в полном объеме воспринять и исполнить слова митрополичьего послания. Случись это, Введенский остался бы с четырьмя прихожанами, и никакого обновленческого раскола в Петрограде не имело бы места. Не брезгуя никакими средствами, «сын погибели» кинулся в атаку на митрополита Вениамина. С 29 мая Введенский становится подручным следователя Ф.П. Нестерова, и его клевета и доносы легли в основу обвинительного материала по объединенному делу «петроградских церковников». В тот же день он сопровождал в Александро-Невскую лавру «почетного чекиста» И.П. Бакаева, который в ультимативной форме потребовал у митрополита снять отлучение с Введенского, Красницкого и Белкова. Обычно кроткий владыка ответил решительным отказом – подобный компромисс он рассматривал как предательство правды Божией, как отречение от Христа. В ожидании распоряжений из Москвы митрополит Вениамин был подвергнут домашнему аресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во вторых – правила св. апостолов, древние литургии, из которых некоторые известны под именем апостолов и мужей апостольских, и все вообще ведут свое происхождение от апостолов. К памятникам апостольского Предания относятся также древние мученические акты, писанные большею частью современниками и даже свидетелями мучений и смерти св. мучеников, и, наконец, древние церковные истории, в содержание которых вошла древняя практика Церкви, касающаяся времени и места священнодействий. С IV века, со времени вселенских соборов, уже никоим образом не могло повредиться Св. Предание по тому одному, что отцы Церкви, при разрешении вопросов веры и жизни, обращались к нему и всячески заботились о сохранении его в целости. 13) Предание искажает Св. Писание; что это действительно так, мы сейчас докажем. Ап. Павел в посл. к Римлянам 6 гл. 3–4 ст. говорить: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в – смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».Апостол ясно говорит, что мы крестились в смерть Иисуса Христа. А в 50 правиле, которое Православная Церковь выдаёт за апостольское, говорится: «АщеКто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, дуемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рекл Господь: в смерть мою крестите, но: шедшие научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа». 13) Никакого противоречия между словами ап. Павла и 50 правилом св. апостолов нет. Ап. Павел говорит, что крещение совершается во Иисуса Христа, а потом уже объясняет, что при погружении мы умираем для жизни греховной, как и Христос умер по плоти, и воскресает для жизни духовной, как и Христос воскрес плотью. 50-е правило св. Апостолов говорит о таких еретиках, признающих в крещении одно погружение, которые крестили не во Святую Троицу, не во Иисуса Христа, а только в Его смерть. Это похоже на то, как если бы кто стал признавать значение света, совершенно отрицая солнце, – источник этого света.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010