„Тогда придёт конец“ (Мф.24:14). Ортолан высказывает предположение, что может быть преобразование земли и воскресение тел произойдёт уже много спустя после того, как последний человек испустит последнее дыхание на земле. Он предполагает, что земля может быть в течение веков будет носиться по пространству в виде унылого оледеневшего кладбища. Но против этого предположения, по-видимому, решительно направляются слова св. Павла: „не все мы умрём, но всё изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие“ ( 1Кор.15:51–53 ). Тоже самое св. апостол говорит в послании к Фессалоникийцам ( 1Фес.4:16–17 ). Правда, слова св. Павла не могут быть понимаемы буквально во всём их объёме. В выражениях „мы изменимся“ или „мы, оставшиеся в живых.... восхищены будем на облаках“.... или в понятие „мы“ не должно заключать употреблявшего его св. Павла или под „живыми“ должно разуметь не пребывающих на земле во плоти, а может быть живых духом. Но если даже по отношению к приведённым сти- —325— хам принять и последнее толкование, то вообще и речи св. Павла и речи Господа утверждают в той мысли, что конец мира наступит раньше конца человечества. Ортолан не касается этих мест Писания, он высказывает своё предположение, не опираясь ни на какие данные. За то он обнаруживает упорное желание обосновать другое своё предположение, – что конец и обновление земли не будет концом и преобразованием всей вселенной. Но он не мог найти никаких аргументов для подтверждения этого тезиса кроме того, что его уже высказывали некоторые церковные писатели, и что может быть звёзды сохранятся для того, чтобы созерцание их доставляло наслаждение праведникам. Мы безусловно отрицаем это предположение Ортолана. Наука и вера, по нашему мнению, одинаково идут против него. Наука говорит нам, что звёзды не сохранятся. Процесс мировой жизни обусловливается неравенством движений различных тел или – что в сущности тоже – неравенством их температур.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   41    «Преданы также будут и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лк. 21:16). Как это может случиться? – Это бывает при расхождении религиозных людей. Религиозное расхождение есть самое сильное. Предательство на религиозной почве было и во времена гонений на Церковь Божию в первые века Церкви христианской, и в теперешнее время, именно со дня появлений обновленческого раскола и других ему подобных церковных расколов. Если те, которых предают в тюрьмы, в ссылки, на всякие лишения, являются православными, то их предатели, именующие себя христианами, могут ли быть названы христианами?..    42    «И сказал Господь: Симон, Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31—32). Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру — потерял все... Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет... Скорби самые тяжкие за Церковь Божию – не доходят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей.    43    «А вы поступаете еще хуже отцов ваших, и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иерем. 12:12). «Главнейшая задача христианина — стать обителью Божиею еще здесь, на земле» (Иоан. 14:23). А препятствие к нему – наше упорство, гордость, самоволие... Мы не желаем жить по светлыим и добрым заповедям Божиим, а стараемся жить по-своему, хотя и знаем, что это плохо для нас... Пока не сломим своей упорной воли в полное послушание Христу Спасителю, до тех пор не сойдет в душу нашу мир и радость. Господь призывает нас отречься от свое йгордой воли и отдаться в волю Божию, – не по какому-либо деспотизму (да не помыслит кто-либо о сем!), а по безпредельной любви к нам, так как только с Богом и в Боге наше полное блаженство, и притом вечное...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приуготовления:    «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему Просвещению и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения...» ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды    В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание:     Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется.    Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:4, 5).    Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи. По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи.    Чинопоследование начинается с возгласа священника:    «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».    В настоящее время из всех церковных богослужений только три – Крещение, Брак и Евхаристия – начинаются с этого возгласа. Оно напоминает нам о том, что в прошлом Таинства Крещения и Брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но и о том, что Евхаристия была их естественным завершением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Таково было обещание и оно было исполнено в день Пятидесятницы. В этот день маленькая группа учеников получила силу свидетельства; свидетельства не только о жизни и чудесах Учителя, но о том, что Он есть Спаситель, Царь и Господь мира. Для них – это свидетельство или доказательство есть Церковь, в которой Он продолжает жить, в которой, руками учеников, осуществляет свою власть и силу, в которой Его жизнь становится новой жизнью, всех верующих в Него. Сошествие Святого Духа означает все это, из «малого стада» оно делает Церковь.    Это совершилось в Иерусалиме. Между тем из Евангелия мы знаем, что апостолы были Галилеяне, то есть жители северной части Палестины, и что именно там они в первый раз увидели Воскресшего Господа. Но Лука особенно подчеркивает слова Спасителя: «Вы не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян.1:4). Начало Церкви – таков смысл этих слов – должно быть положено в Иерусалиме и для понимания церковной истории это важно отметить. Иерусалим был средоточием всех религиозно-национальных чаяний евреев, сердцем всей ветхозаветной истории. Овеянный золотой легендой Соломоновой славы, свидетель государственного взлета Израиля в прошлом, он, в годы плена, унижения и рабства, все яснее осознавался как мистический центр Израиля, как святой Сион, где, в таинственный «день Господень», должен явиться Мессия, чтобы спасти народ Свой и восстановить его царство. И это «мессианское царство» – в видениях пророков – из узко-национальной, политической реставрации преображалось в религиозное обновление мира, в торжество истины и справедливости, а Мессия – в Спасителя людей от греха и смерти. Поэтому, когда в день Пятидесятницы, на недоумение толпы, Петр ответил словами пророка Иоиля: «и будет в последние дни, говорит Бог, излию Духа Моего на всякую плоть» (Деян.2:17), когда в происшедшем он исповедал наступление «дня Господня великого и страшного», которого ждал, в который верил каждый правоверный Иудей, это означало, что для христиан Мессия пришел, что все обещания, все ожидания Ветхого Завета исполнены и «мессианское царство» наступило. Это значило, что слава Господня, обещанная Иерусалиму, спустилась на него, и что в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Ибо от произволения каждого зависело не оставаться бесчувственным к дару Творца, но представить себя благости Подателя,” – поучает блаженный Феофилакт. В первую очередь она была услышана жившими верою в грядущего Мессию ветхозаветными праведниками, которые “умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле” ( Евр.11:13 ). Проповедь “находившимся в темнице духам” завершилась изведением их из ада и введением в рай. “Сущим во аде Христос благовести: дерзайте, глаголя, ныне победих. Аз есмь Воскресение. Аз вы возведу, разрушив смертные врата” (служба воскресная, 3го гласа, стихира на Господи воззвах). Изведение из ада ветхозаветных праведников могло совершиться лишь в результате той победы над грехом и отцом греха и зла дьяволом, которая была одержана Иисусом Христом на Кресте, когда Он Своей смертью упразднил имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавил тех, которые были рабами греха и смерти ( Евр.2:14-15 ). Особое место среди ветхозаветных праотцев, выведенных из ада, занимает Адам. Имя его часто вспоминается в богослужебных песнопениях, говорящих о схождении Христа во ад. И на иконах, посвящённых этой теме, Адам стоит на первом месте. На некоторых иконах Иисус Христос за руку выводит его из адской темницы. И это не случайно – первый из согрешивших, – он первым выходит из ада. Образ его даётся как образ отца всех живущих на земле, через которого “грех вошёл в мир и с грехом смерть” ( Рим.5:12 ). Он изображается в церковных песнопениях, как образ всего падшего человечества, и освобождение его от адских уз знаменует собою обновление всего человеческого рода и восстановление в человеке первозданного образа Божия. Это значит, что сошествие Христа во ад имело значение не только для ветхозаветных праведников, но и для всего человеческого рода, которому этим был открыт путь к освобождению от греха и смерти, к обожению. “Низложил еси сильные, распныйся Всесильне, и иже низу лежащее во адове твердыне естество человеческое на Отчем посадил еси престоле” (воскресный канон, 2го гласа).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

  50 15 ноября 1926 г. – Запрос ВЦИК об отобрании церкви в города Набережные Челны у группы староцерковников   Гор[од] Казань. Президиум ЦИКа Татарской АССР. Во ВЦИК поступила жалоба (телеграфно) уполномоченного Никольской группы верующих в Набережных Челнах на отобрание молитвенного здания. По поручению Председателя ВЦИКа тов[арища] Калинина М. И. Секретариат ПредВЦИК просит выслать ваше постановление и доклад по делу, сообщив, на каком ближайшем расстоянии находятся соседние церкви того и др[угого] рел[игиозных] течений. До решения дела ВЦИКом, согласно его циркуляра от 21 августа г., молитвенное здание должно быть оставлено неприкосновенным в пользовании группы верующих. Завед[ующий] секр[етариа]том ПредВЦИК < М. Котомкин> (Котомкин). Секретарь ПредВЦИК < Орлеанский> (Орлеанский). 35558.   51 18 ноября 1926 г. – Воззвание к мирянам Челнинского кантона   Братие миряне! Апостол Павел в своем послании к галатам пишет: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближняго своего как самого себя. Если вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Дела плоти известны: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси… пьянство, бесчинство и тому подобное, что поступающие так Царства Божия не наследуют… Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя… Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга и таким образом исполняйте закон Христов (Гл. 5 и 6). В этих немногих словах внимательные к слову Божию миряне найдут для себя ясное указание, как им поступать в таких случаях, когда среди верующих возникают разногласия по церковным вопросам. Разногласия эти, начавшись в 1922 году в Москве и распространяясь по городам России, в 1924 и 1925 годах дошли и до приходов Челнинского кантона. Еще в 1923 года на кантоном съезде духовенства и мирян в пригороде Заинске заметно было начавшееся разногласие: одни их участников съезда, меньшинство, голосовали за патриарха Тихона, а другие, большинство, за Высшее Церковное Управление, третьи, подавляющее большинство, воздержались. Тем не менее, в приходах кантона было принято ВЦУ, переименованное в 1924 году в Священный Синод. Это Синод был признан 27 января 1924 года как единственный орган церковной власти и прихожанами Челнинского собора. Постановление об этом подписано и бывшим тогда на собрании епископом Иринеем. Подобное же постановление было вынесено приходским собранием г[орода] Челнов и в 1925 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

– Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина. 29.7. Кто может собороваться?  – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 29.8. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? – Участие во всех таинствах должно быть сознательным и добровольным. В случае если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником. 29.9. Можно ли соборовать младенцев? – Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов. 29.10. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?  – Надо пригласить священника на дом. 29.11. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?  – Соборование не отменяет и не заменяет таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

А как важно следить за тем, что говоришь! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И хотя уста говорят «от избытка сердца», но облекать в слова и не выпускать наружу, это несомненно будет способствовать обновлению и самого сердца. Ну а потакающий своим страстям, «истлевающий в них» – не остаётся сам по себе: он «даёт место диаволу». И всякое отступление христианина от истины, это – не просто его личное дело, не просто его личная ошибка; это – личное оскорбление «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Того же Духа, Который сошёл на выходившего из Иордана Иисуса при разверзшихся небесах и свидетельствующем Божьем гласе. И, наконец, очень важно, чтобы все наши благие желания проистекали из одного и того же благого источника. Когда наши наставники напоминают о христианских обязанностях, они не просто уговаривают, не просто прельщают чем-то, но всегда указывают на Того, Кто – Начало и Конец. Кто путь и цель жизни: «…прощайте друг другу…» – А только потому. Что «Бог во Христе простил нас». О нашей родословной Вторник Лк. 3:23–4:1 Еф. 5:20–26 «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов…» – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имён, заканчивая цепочку: «… Сифов, Адамов, Божий». Удивительно читать это бесконечное перечисление имён, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда. Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. После этого Адам прожил «ещё восемьсот лет и родил сынов и дочерей» ( Быт.5:4 ). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но, очевидно, не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Очевидно, лишь Сиф услышал, потому что именно его имя стоит после имени Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше ( 1Кор.3:9 ). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21 ), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12 ). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь , как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления ( 1Петр.2:9 ). Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове 29 и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Се (δο – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετ τν νεφελν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13 ). Но символ облака и вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества 30 , как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2–4 , ср.: Исх.19:16,18 ). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετ τν νεφελν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

А так сказано: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 35–37). Однажды, помню, пришел я к отцу Кириллу (Павлову) с вопросом – были разногласия между настоятелем, протоиереем Игорем Малюшицким, он из покаявшихся обновленцев, и старостой храма – тот из КГБ был, но за время своего пребывания на приходе вел-то себя по-Божьи! И вот я спрашиваю: – Чью сторону принять? А батюшка отвечает: – Защищать Истину надо. Где она – определяйся сам. Отец Кирилл нам всегда свободу оставлял: совести, разума, богоискания. Истина должна восторжествовать. Вот и все. Главный – Бог. Христос во главе Церкви Иерей Александр Ревюк , настоятель Свято-Троицкого храма в Бруклине, Православная Церковь в Америке: Иерей Александр Ревюк – Община становится семьей тогда, когда есть между пастырем и членами прихода взаимопонимание и любовь, – только это является основой сближения. Поколебать единство и целостность могут, прежде всего, зависть, гнев, обида, другие грехи. Обида друг на друга – чаще всего основная причина нестроений. Когда коллектив сплоченный, он может любые напасти перенести. Я сам поменял несколько приходов, и в Москве служил, а потом и в Америке: ранее в Калифорнии, в Оризоне. Конечно, многие переживают, когда происходит разделение приходской семьи, но я всегда говорил: «Главный – Бог. Христос во главе Церкви». Храни наши семьи Бог Константин Ефимович Скурат , доктор церковной истории, заслуженный профессор Московской духовной академии: Константин Ефимович Скурат – Общину делает семьей, прежде всего, вера. Истинная вера в Бога и общая молитва. Вот это основа всего. Поколебать единство семьи может отсутствие веры и общей молитвы Также и в малой Церкви – семье: если будут все по-настоящему верить и вместе молиться утром и вечером, семья будет укрепляться. Попробуйте, увидите! Простое решение. Это просто надо взять и сделать: сегодня, завтра, послезавтра. И будет спокойствие. И всё пойдет по-хорошему.

http://pravoslavie.ru/122635.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010