Аминь. Над океаном жизни (Чтение, предложенное в 1905 году в одном из собраний столичного общества). «Период бури и натиска». – « Церковь – вестница небес». «В чем сила Церкви». – «Христианская закваска». – «Воинствующий характер Церкви». – «Путь к небу». – «Голоса представителей Церкви». – «В чем истинное пробуждение личности и самосознания». – «Мученичество – как путь борьбы». – «Обновление – как принцип не только личного усовершенствования, но и общественного». – «Примирение прогрессивных течений с охранительными началами». – «Что нуждается в обновлении». – «Враги общественного прогресса». – «Слово правды из уст архипастыря». – «Письмо старца-иерея». – «Тенденциозная проповедь». – «Борьба с корнями зла». – «Саможизненность Церкви». I В настоящее время мы переживаем своего рода «период бури и натиска». Море общественной жизни волнуется, кипит... Разные направления мысли, поднимаясь, точно грозные валы, сталкиваются, образуя какой-то бешеный круговорот идей, в котором трудно что-либо понять и разобраться... . И брызгами, пеной своей это взбаламученное море обдает и стены церковные. Оно как бы ждет от Церкви того властного, покоряющего голоса, который «запретит и скажет ветру: умолкни, – и волнению: перестань» ( Мк.4:39 ). «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этот завет Спасителя на все времена останется единственным началом, определяющим дух и направление истинно-христианской жизни. Только из этого начала и может исходить Церковь в установлении норм общественного порядка. Как солнце своей животворной теплотой производит благодетельные перемены в природе, так и Церковь своей благодатной, творческой силой пересоздает отношения между людьми. Проникнутые истинно-христианским настроением верные чада ее в своем бытовом и общественном укладе жизни, так сказать, перерастают внешние, юридические рамки, поставленные законом, – так что истинная жизнь Церкви, как живого организма, определяется не внешними регламентациями, а нравственно-органическими началами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Апостол Иуда в своём Соборном Послании, говоря о нечестии непослушания, приводит пример трёх знаменитых грешников: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». Грех Корея заключался в том, что он восстал против водительства Моисея, когда сыновья Аарона и род Левия стали священниками богоизбранного народа. Самолюбие Корея было уязвлено, и он ни за что не желал это принять. Он сам желал исполнить служение, на которое ему не было дано власти. И когда он сделал это, то погиб страшной смертью, так же как и те, кто участвовал с ним в его нечестии. Корей — образ человека, который не хочет подчиниться церковной власти и дерзает совершать то, на что не имеет права. Так было с Лютером, протестантами, сектантами, раскольниками, обновленцами. Не то же ли самое происходит, когда кто-то самовольно отказывается от служения в Церкви, имеющей благодать? Слово Божие самым решительным образом обличает тех, кто покушается на законную власть в Церкви и предпочитает собственный путь пути Божию. В начале так называемой перестройки в «Литературной газете» было напечатано интервью одного церковного деятеля о пути Церкви в советский период: «Мы грешили, но делали это ради спасения Церкви». Иван Николаевич Бусыгин, г. Донецк. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Всё, что происходит в мире — катаклизмы, потрясения, войны — сводится к одному: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Священное Писание отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11 — 12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир ещё будет иметь смысл своего существования. Я уже около года хожу в церковь. Но иногда останавливаюсь и думаю: этот язык веры, без сомнения, очень красив. Но слишком красив, чтобы быть правдой.

http://radonezh.ru/text/svyaschennik-ale...

Апостол Павел говорит, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп. 1:29), ибо «раб не больше Господина» (Ин. 15:20) и «ученик не выше учителя»  (Мф. 10:24). Всегда помни, что архипастырь как живой образ Господа, распятого «нас ради человек», приемлет свою меру страданий во имя Подвигоположника нашего спасения. Молитвой за паству, за врученную тебе местную Церковь, постоянным духовным бодрствованием, ревностью о славе Божией, терпеливым преодолением искушений, чистотой помыслов и праведностью дел возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (см. 2 Тим. 1:6). Будь учителем и проповедником веры Христовой не только для пастырей и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещай «пути обновления духа» (Рим. 7:6), памятуя слова апостола языков: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Не забывай о том, что слово благочестивого священнослужителя всегда властно, назидательно и весомо, потому что подкрепляется самими его делами. Даже некрасноречивый проповедник убедительнее искусного в слове, но неискусного в жизни. Поставленный ныне промыслом Вседержителя на высокую свещницу епископа, «будь образцом для верных в слове, в житии, в духе, в вере, в чистоте»  (1 Тим. 4:12). Стремись стяжать добродетели любви к Господу и смирения. Сам Пастыреначальник, призвавший тебя к трудам в вертограде Своем, видя твое добронравное житие, сохранит и многоплодной сотворит дарованную тебе ныне благодать. Совершай дело Божие так, чтобы вместе с апостолом Павлом ты мог сказать: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (см. Гал. 2:20). Особое попечение имей о клириках епархии и о готовящихся стать таковыми. Согласно повелению апостола скоро рук ни на кого не возлагай, но прежде тщательно испытывай в благочестивой жизни, в искреннем намерении быть служителем алтаря Господня и народа Божия. Твой долг строго следить за тем, чтобы пастыри со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью совершали свое делание, заботясь о пользе словесного стада Христова. Наказывай провинившихся без гнева, но милостиво, как чад, подражая Господу, который «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Вместе с тем никогда не забывай поощрять тех, кто известен своей доброй жизнью, заботится о благолепии церковном и все силы отдает попечению о духовно-нравственном обновлении паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим. 5:14 ). По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак. 16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке? – Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака. 16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании? – По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них. 16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод? – Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение. 17. О Таинстве Елеосвящения (Соборовании) 17.1. Что такое Соборование? – Елеосвящение (или Соборование) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, больному подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор. 17.2. Зачем надо собороваться? См. подробнее: Таинство Елеосвящения (Соборование) 17.3. Кто может собороваться? – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14,15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 17.4. Как подготовиться к Соборованию?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

апостол уверяет солунян, что оставшиеся в живых в момент второго Пришествия Господня не предварят умерших, то есть не предупредят их встречей Господа, грядущего со славою на землю, и не раньше умерших примут участие в радостях жизни будущего века, но все будут в равном положении. " Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде " (4:16) — здесь второе Пришествие Господне как бы противополагается первому Его пришествию: то было тихим и незаметным, а это будет славным и величественным, видным для всей вселенной. Оно произойдет " при возвещении " , коим Бог изречет определение, что время кончилось и настал момент воскресения мертвых и обновления мира. Это Божие повеление будет принято первым из Ангелов — конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, прежде ветхого Израиля, а потом Нового Израиля — христиан — и возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих возвестят об этом повелении Божием всем концам земли. " Под " трубою Божиею " здесь разумеется, как поясняет св. Златоуст, не одна труба: труб будет много. Господь же снидет по последней трубе " . Труба эта возбудит умерших и соберет их с живыми воедино. И в Ветхом Завете труба была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9; Чис. 10:2; 31:6). Некоторые полагают, что под этой трубой надо понимать великие и шумные перевороты в природе (2 Петр. 3:10), которые произойдут при кончине мира (ср. Мф. 24:31). " И мертвые во Христе воскреснут прежде " — слово " прежде " не то означает, как толкуют некоторые еретики и сектанты, будто прежде воскреснут верующие христиане, а потом, через 1000 лет, и неверующие, на что здесь нет никакого намека, а только то, что прежде мертвые воскреснут, а затем оставшиеся в живых будут вместе с ними, после мгновенного изменения их тел, восхищены на облаках, чтобы встретить грядущего Господа. " Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем " (4:17) — умершие воскреснут, а живые мгновенно изменятся: получат тонкие нетленные духовные тела вместо дебелых душевных тел, о чем пишет апостол Павел в другом месте, именно в первом послании к Коринфянам (15:15-51): " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся " .

http://sedmitza.ru/lib/text/430640/

Ах, как жалки те братия и сестры, которые не научились еще веровать искренно в Господа и от всего сердца, с упованием твердым призывать Его и спасаться Им! У них нет самого верного Помощника, Заступника, Избавителя, самого верного врачевства душевного, оружия приснопобеждающего 54 . Да познают Тебя, всесвятый Господи Иисусе, все люди и племена от востока солнца до запада и да спасутся Тобою. Ей, аминь. 30 августа. Если ты не раздражаешься на ближнего, просящего у тебя милостыни малой или большой, материальной или духовной или ходатайственной, хотя бы он приходил к тебе и часто, хотя бы у тебя было и много просящих милости, и сохраняешь кроткое и спокойное расположение духа и творишь ему милость и снисхождение, то, значит, ты любишь ближнего и отрекся низкого самолюбия, корыстолюбия, а если раздражаешься, выходишь из себя, то ты низкий самолюбец и не распял еще плоти своей со страстями и похотями. Священники – носители дела Христова, власти Его, дела примирения людей с Богом, пакибытия их, сыноположения, или сынотворения, просвещения, освящения, обновления, обожения. Велико лицо священника, велико дело его, и достоин он великой любви за дело свое. Просим вас... почитать священников преимущественно с любовью за дело их, – говорит верующим апостол Павел [ 1Фес.5:13 ]. На ночь не ешь и не пей дома или в гостях и всячески уклоняйся от излишества в пище и питье и не давай ненужной работы организму твоему; в противном случае лишишь себя бодрости, здравия и легкости и не будешь иметь хорошего, крепкого, спокойного сна. 31 августа 1893 г. Чудная, величественная, Божественная на земле служба – литургия, это воспоминательное и совершительное, благодарственное, таинственное Господу Богу служение. В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители, но и небесные чины Ангельские и все святые Божии угодники, живущие на небесах, и приемлют от нее пользу и умершие наши, или преисподние 55 (на ней всякое колено поклоняется Господу Вседержителю небесных, земных и преисподних [ Флп.2:10 ]), как это видно из самого содержания литургии и предварительной ее части – проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богоявление      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Поздравляем всех с праздником Святого Богоявления – воспоминанием дня, когда Господь наш Христос Спаситель изшел из Иорданских вод на служение Свое Божественное, день, когда было установлено великое таинство рождения новой жизни – Крещение. Благодать Божия, целительная, утешающая и возрождающая к жизни, открылась в этот день и открывается доныне каждый раз, когда человек или сам вступает в купель обновления, или когда младенцем окунается в чашу обновления. Также православное крещение понимается, прежде всего, как смерть греха в человеке, как второе, духовное рождение для чистой и праведной жизни в Духе Святом. Для православных христиан оно есть единственно возможный способ силою и действием Божественной благодати воскреснуть от внутренней душевной и духовной мертвенности. В воду входит один человек, а выходит новый. Погружается одержимый силой греха, а исходит имеющий силы к избавлению от власти греха и самой смерти. Потому что это обновление не просто водой, но благодатью Духа. Сам Христос сказал: «Истинно, истинно говорю… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возвращает (удерживает, замедляет) струи, Владыку зря крещаема». Что значит «вод освящается естество»? В духовной и церковной поэтике образ греховного, переменчивого мира, кипящего страстями, часто сравнивается с переменчивой, опасной и враждебной человеку водной стихией. Омывающая сила вод не может очистить не только душу, но даже и тело, пораженное тяжелой коростой, которая постигла Иова и который в скорби восклицал: «Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои… Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9: 30–31, 33). Тем более все воды мира не могли омыть вину первородного греха, греха непослушания Богу, не могли очистить человека – эти воды могли только погубить его, как это сделали разбушевавшиеся воды потопа.

http://pravoslavie.ru/76611.html

Братство ревнителей Православия. Издание друзей истины». (Прим.: напечатано в типографии без какого-либо обозначения места и года, мелким шрифтом, листовками). Е.А.Тучков был совершенно ошеломлен такой неожиданностью. Ошеломлено было и ВЦУ. Митрополит Агафангел был немедленно арестован и отправлен в ссылку, в Нарымский край. Однако появление этого воззвания и листовки указывало на то, что беспринципная линия В.Д.Красницкого и К° наталкивается на резкий отпор в церковной среде. Впрочем, и среди обновленцев, которых вовсе не следует всех,отождествлять с Красницким, назревал протест против политики, которую проводили продажные и случайные лица, неожиданно очутившиеся у церковного руководства. Была и другая, гораздо более принципиальная и чистая линия в расколе – ее выразителем был искренний и мужественный епископ Антонин Грановский. Чтобы уяснить себе это переплетение двух линий в расколе, необходимо остановиться на его внутренней жизни. К внутренней жизни раскола в эти бурные дни 1922 года мы и обратимся. Год 1922-й «Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его. Ни стоять на перекрестках для убивания бежавших, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия». (Книга пророка Авдия 1,12–14.) Эти слова древнего пророка, обращенные к единокровному с иудеями народу Едома, вступившему в союз с врагами евреев, невольно вспоминаются, когда речь идет об обновленцах. В час величайшей драмы, которую переживала когда-либо Русская Церковь , часть ее служителей решила воспользоваться несчастиями своих братьев для личных выгод. Это опозорило обновленческое движение в глазах народа, оттолкнуло от него широкие массы и завело его в тупик. Предательство и карьеризм – воплощением этих главных пороков обновленчества была «Живая Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В 515 году следует освящение Храма и праздник Пасхи. Однако, еще при закладке основаня нового Храма, некоторые старики, которые пережили плен и помнили еще Храм Соломона, плачут, глядя на относительную скудость и убогость новой постройки. Соломон во время строительства так поиздержался, что был вынужден отдать царю Тирскому несколько городов для покрытия долгов, в которые он вошел при строительстве этого Храма. Не великий по размеру Храм был весьма дорогостоящим сооружением. Здесь все было гораздо скромнее, однако пророк Аггей говорит о том, что слава этого второго храма будет больше славы Храма первого. Потому что здесь явится Тот, Кого так ждут. В этом Храме явится, и будет проповедовать Христос: «Придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир» (Агг. 2:7, 9). Строительство начинается в 538 году, возобновляется в 520-м и заканчивается в 515. Когда Господь Иисус Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), ему возразили, что этот Храм строился 46 лет. Мы же видим, что он строился, самое долгое, 23 года. О чем тогда иудеи говорят Христу? Ирод Великий предпринял значительную реконструкцию Храма, которая действительно продолжалась 46 лет. Они ссылаются не на строительство, которое было во времена Зоровавеля, а на почти современное им обновление Храма. Несмотря на восстановление Храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения, постепенное смешение с язычниками, (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение народов). Если посмотрим книгу более позднего пророка, Малахии, то увидим, что благочестие и ревность о службе Божественной в этом Храме тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину , а если вносили, то, то что похуже. Священники тоже считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которые оно от них требовало. Той славы, и того расцвета и процветания, которые обещали пророки, так и не наступило.

http://sedmitza.ru/lib/text/431204/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010