138. Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Быша же тогда обновления во Иерусалимех. ( Иоан. Х. 22 ). И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго. Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности. Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» ( Быm. XXVIII. 16 ); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» ( Быт.28:17 ): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в миропомазании олтаря, при освящении храма Христианскаго? После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в оньже сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» ( Числ. 7:1–3 ). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миром благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ [Греч. μνμη τν γκαινων τς γας το Χριστο μν Αναστσεως; церковнослав.                  ], один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата. Терминология Термин «обновление» в названии праздника - библейского происхождения и восходит к древнеевр. глаголу   - наставлять, освящать дом (Втор 20. 5) или храм (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5), от которого происходит существительное   - «освящение, посвящение», также использующееся в отношении дома или храма (2 Пар 7. 9) (BDB. P. 335). В греч. переводе LXX для передачи этого термина используется глагол γκαινζω и существительное γκαινισμς или τ γκανια (мн. ч.) (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5, 9). В греч. тексте 1 Макк, описывающем очищение Второго храма и освящение жертвенника в 165 г. до Р. Х., данные действия, в подражание освящению Первого храма, обозначаются термином γκαινισμς (1 Макк 4. 56, 59). Вероятнее всего, именно зимний праздник 25 Кислева (Ханука, т. е. Обновление), установленный в честь очищения храма Маккавеями, и подразумевается под термином (во мн. ч.) τ γκανια в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме (праздник) обновления, и была зима» (Ин 10. 22). Глагол γκαινζω употребляется дважды в Послании к Евреям: в контексте заключения ВЗ, который «был утвержден (νεκεκανισται) не без крови» (Евр 9. 18), и в описании «нового пути» в небесное святилище, к-рое «обновил» (νεκανισεν) Господь Иисус Христос (Евр 10. 20). Происхождение праздника Согласно Евсевию Кесарийскому, строительство храма в Иерусалиме на месте Воскресения Христова было начато по указанию св. имп. Константина I Великого вскоре после завершения I Вселенского Собора в Никее (325) ( Euseb. Vita Const. 3. 25). В процессе строительства «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения», т. е. «священнейшая пещера» Св. Гроба Господня (Ibid. 3. 28). В письме еп. Иерусалимскому Макарию имп. Константин повелевает на «святом месте, очищенном от постыдных принадлежностей капища», создать храм «великолепнее всех храмов» (Ibid. 3. 30-31). Храм-базилика на месте Гроба Господня, называемый Евсевием «новый Иерусалим», был построен напротив «древнего Иерусалима», т. е. руин Второго храма, разрушенного в 70 г. по Р. Х.,- вероятнее всего, чтобы подчеркнуть противопоставление нового христ. храма ветхозаветному (Ibid. 3. 33). Упоминая об обретении пещеры св. Гроба Господня, Евсевий обходит молчанием обретение Честного Креста, что нек-рые ученые (напр., П. У. Л. Уокер, С. Боргехаммар) связывают с оригенистским богословием самого Евсевия ( Walker. 1990. P. 122-130; Borgehammar. 1991. P. 115-119).

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Подольск. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в подмосковном Подольске известна с XVI века, когда село Подол на реке Пахре принадлежало Московскому Свято-Данилову монастырю. Польско-литовское разорение, не пощадившее большинство деревянных храмов Московской земли не тронуло монастырскую деревянную клетскую церковь с колокольней на реке Пахре. Писцовые книги начала XVII века (1627 г.) называют нам имя настоятеля Воскресенского храма священника Афанасия Петрова. Прошение о строении в селе Подол в вотчине московского Данилова монастыря каменного храма во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца относится ко времени императрицы Екатерины I, когда в июле 1728 г. настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обращается в Синодальный Казенный приказ за разрешением на старом церковном месте возвести вновь белокаменный храм. Строительство каменной церкви с приделом в трапезе и колокольни продолжалось более 40 лет: закончить строительство на средства монастыря помешал указ императрицы Екатерины Алексеевны о конфискации монастырских владений, в том числе и села Подол у Свято-Данилова монастыря, которое перешло во владение Государственной Коллегии Экономии. По замыслу императрицы при открытии Московской губернии в 1781 г. село Подол с прекрасным белокаменным храмом Обновления храма Воскресения Христова становится центром Подольского уезда. Сравнительно небольшой объем белокаменного храма с приделом Святителя Николая был расширен кирпичной пристройкой придела во имя Святой и Живоначальной Троицы. Обновленная церковь была освящена по благословению митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) в 1790 и 1798 гг., как сообщали надписи на св. антиминсах придельных храмов. Таким образом, церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами с южной и северной сторон становится соборным храмом города Подольска, а соборный настоятель – благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05117

Степанов А. Ф. К вопросу об обновленчестве Казанской епархии в 1920-х гг.   Обновленчество сыграло крайне разрушительную роль в истории Русской Церкви. Одно из направлений изучения этого явления – его проявления в отдельных регионах Советского государства. Внимаю читателей предлагается публикация «Исторической записки об обновленчестве» в Казанской епархии, принадлежащей перу секретаря обновленческого епархиального управления М. Колокольникову. Это – известное дополнением к опубликованному мною мемуарному свидетельству о Казанской епархии в 1918–1925 гг., где тема борьбы с обновленчеством является одной из главных . По стилю «Историческая записка» напоминает отчет заведующего канцелярией некой бюрократической структуры о проделанной работе с тщательной хронологической фиксацией проведенных мероприятий, прочитанных докладов, созванных собраний актива, сделанных запросов и предложений и т. д., т. е. о том организационном «богатстве» советской власти, которое обновленцы тщательно скопировали и взяли себе для использования. Реальные же проблемы в данном «эпическом» повествовании сознательно принижены или вовсе не упомянуты. Плавное течение деятельности обновленцев прерывалось лишь вмешательством сторонников Святейшего Патриарха Тихона. Между тем реальные создатели и кураторы обновленцев – органы ГПУ – в своих докладах были куда более критичны к ним. Так, еще в Госинформсводке Татполитотдела ГПУ от 7 июля 1922 г. в Центр докладывалось, что «прогрессивного духовенства в Казани нет» . Но уже в Церковной сводке от 21 июля 1922 г. сообщалось, что местная группа обновленцев сформирована, но «за отсутствием активных руководителей и решительности» – слаба . Потребовалось арестовать митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) (в «Исторической записке» арест назван «вызовом в Москву»), чтобы дело сдвинулось и казанское духовенство «в ожидательном настроении» проявило готовность «подчиниться любой церк[овной] власти» . Не надеясь на энергию обновленцев, Татарский обком РКП(б) и Всетатотдел ГПУ 10 ноября 1922 г. разослали на места специальный циркуляр. В нем подчеркивалось, что «в задачу на местах входит осторожная поддержка обновленческих групп и в случае их отсутствия – побуждение к их организации», «необходимо до известного момента содействовать группе «Живая церковь», укреплять и поддерживать это течение, предоставляя право непосредственной работы по этому вопросу ГПУ». «В деле поддержки работы “живоцерковников”, – указывалось далее, – имеется необходимость предоставления им денежных подотчетных сумм на организационные расходы группы, издание агитационной литературы (журналы, воззвания и пр[оч].), устройство лекций, диспутов и пр[оч].». В директиве подчеркивалось, что «эта работа должна проводиться… в условиях абсолютной конспирации», и «факт участия власти и партии в внутрицерковных делах должен остаться абсолютно неизвестным для массы, т[ак] к[ак] в противном случае возможны эксцессы и провал всей нашей работы» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

М. В. Шкаровский Влияние кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. на деятельность Петроградского Богословского института   Петроградский Богословский институт просуществовал всего три года, но его деятельность была яркой страницей в истории духовного образования Русской Православной Церкви. Институт был создан вскоре после закрытия Петроградской духовной академии и в значительной степени успешно заменил ее. Однако кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. стали причиной прекращения существования и этого учебного заведения. Поскольку здание Петроградской духовной академии было еще в 1918 г. реквизировано советскими властями, Богословский институт разместился на подворье Троице-Сергиевой лавры (набережная Фонтанки, ныне Центральная городская библиотека имени В. В. Маяковского). 23 января 1920 г. сщмч. митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) совершил в помещении Богословского института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. В этот день Совет организовал правление, ректором был избран протоиерей Николай Чуков, а проректором – заведующий Богословско-пастырским училищем Иван Павлович Щербов . В институт принимались лица православного исповедания, желающие послужить Церкви Христовой, старше 18 лет и имевшие законченное среднее образование, в том числе женщины – случай очень редкий в истории русского православия. Зачисление абитуриентов началось 31 марта 1920 г., и к моменту открытия института на первый курс приняли 60 человек – 35 мужчин и 25 женщин. Обучение было бесплатным, занятия проводились по вечерам, чтобы их могли посещать работающие люди . В институте преподавали 29 предметов. Практически полностью были введены преподававшиеся ранее в духовных академиях богословские, философские и церковно-исторические дисциплины. Появились и новые: история религии, религиозная мистика, агиология, христианская мистика, христианское обществоведение, христианская педагогика, христианское искусство и история русского религиозного самосознания, знакомившая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в религиозно-нравственной области .

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf Митрополит Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) От издателей «Каталог русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевского) печатается по машинописной копии третьей редакции автора. В нашем издании «Каталога» печатаются только биографии обновленческих архиереев в том виде, как они представлены в авторском тексте. Во всех возможных случаях редакция дополнила сведения митр. Мануила новыми данными, заимствованными из нижеследующих источников: Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 957–996 (сокращенно – Кат-ГУБ). Голубцов Сергий , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения (Краткий справочник). По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999 (сокращённо – Голубцов). Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий – ВПМД (Материалы по истории Церкви. Кн. 3) (сокращённо – Евлогий). Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991 (сокращённо – Зеленогорский). Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2001 (сокращённо – Лавринов). Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты/Предисл., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн. 9) (сокращённо – Левитин). Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 &91;2-е изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн.15) (сокращённо – Регельсон). Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: НЕСТОР, 1999 (сокращённо – Шкаровский).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В.В. Петров ЧАСТЬ II. ТРУДНОСТЬ XLI: ЕЕ ΣΚΟΠΟΣ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ Теперь мы можем перейти к основной части исследования: анализу собственно Трудности XLI. И первым делом ответим на вопрос о том, что составляет её содержание и цель. 2.1. Что комментируется в Трудности XLI? Иногда, не вдумываясь в текст Трудности XLI, но отправляясь от комментируемой в ней фразы Григория Богослова «обновляются естества», полагают, что Максим Исповедник ведет речь о таинстве Крещения. В самом деле, искомые слова принадлежат Слову на святые Светы Григория, т.е. проповеди на праздник Крещения Христа. Однако говоря об «обновлении естеств», Григорий Богослов подразумевал Рождество Христово. Имеются глубокие исторические корни у того, что в проповеди о Крещении Григорий вспоминает о Рождестве, что и сегодня об «обновлении» говорится и на Крещение, и на Рождество. Эти праздники связаны изначально. На заре христианства и рождение Бога во плоти, и Его крещение, при котором на Его божественность было указано голосом с небес, понимались как Богоявление, которое отмечалось 6 или 10 января. Отдельное празднование Крещения появляется сначала вне Церкви, в среде гностиков 166 . Разные Церкви продолжали отмечать единый праздник Богоявления еще достаточно долго. Например, когда Иоанн Кассиан пишет около 400 г. об особенностях церковного празднования Богоявления в Египте, он отмечает существование смешанной традиции, говоря, что сей день «в этой провинции священники считают либо Крещением Господним, либо Рождением Его по плоти, а потому отмечают не двояким празднованием, как на Западе, но в один день» 167 . В Александрии праздник Рождества на 25 декабря был введен только в 432 г. 168 Эта связь праздников сохраняется и поныне 169 (при этом, если сравнить тексты современных праздничных служб, в праздник Крещения Господня упоминаний об обновлении человеческого естества примерно вдвое больше, чем на Рождество Христово 170 ). Для каппадокийских отцов Рождество и Крещение уже стали (в том числе и посредством личных усилий Григория Богослова ) разными праздниками. Тем не менее, эти торжества были тесно связаны друг с другом, так что не случайно, говоря о Крещении, оба Григория вспоминают о Рождестве 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Глава 5. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Тот есть пастырь добрый, который учит, и то, чему учит, сам делом показывает. Потому пастырям не только должно учить, но и самим являть пример добрых дел. Пастырь добрый подобен вождю, который и путь указует людям, и сам идет впереди, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал Лука святой: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, потому что учение свое подтверждает делом и житием своим. Святитель Тихон Задонский «Если ты пастырь, то наставь, убеди, укрепи, ободри, раньше всех встань, позже всех ляг – заботься о своей пастве, молись за нее горячо, долго молись, а о себе помолись после; если ты служишь, то служи благоговейно, со страхом и верой», – так говорил протоиерей Валентин Амфитеатров в одной из своих проповедей 31 . Несомненно, что и сам он по мере возможности, и даже сверх обыкновенных человеческих сил следовал этому идеалу. В чем же состояла и как совершалась пастырская деятельность о. Валентина, и каким средствам духовного воспитания батюшка уделял особое внимание? «Источника бессмертнаго вкусите» Частое Причащение жизни, сказал Василий Великий , что иное значит, как не частое оживление? Частое Причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке. Святитель Игнатий Ставропольский Одним из важнейших средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди. «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое», – писал свт. Иоанн Златоуст . О том же говорили свт. Василий Великий , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , прп. Серафим Саровский , свт. Иннокентий Херсонский , митр. Московский Платон и другие Святые Отцы и благочестивые проповедники. Едва ли можно найти хотя бы одного святого, который не упоминал бы о важности причащения. Однако в XIX веке в России была уже общепринятой практика редкого – вплоть до одного раза в год – причащения Святых Таин. То же касалось и Таинства покаяния. Такая практика не имела никакого основания в Церковной истории и учении Святых Отцов Православной Церкви и, думаем, возникла из нерадения. Однако она твердо укоренилась, и иной подход к этому вопросу считался неким новшеством, едва ли не ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

М.И. Вострышев На свободе Ради своего народа, ради Тела Христова – Церкви патриарх не принял высшей земной радости – мученической кончины за Христа, а решил в страшные дни раскола, когда обновленцы готовы были уничтожить вековые устои православия, обличить ложь и тщету «коммунистической церкви» и вернуть российскому народу себя – предстателя за них перед Богом. На следующий же день по освобождении Святейший после более чем годового перерыва появился на народе – приехал на погребение глубоко почитаемого в Москве протоиерея Алексея Мечева . На Лазаревском кладбище патриарх не вошел в церковь , так как в ней служили обновленцы 96 , дав понять народу, что храм ими осквернен, облачился на паперти и направился к свежей могиле, где и совершил панихиду по почившему московскому старцу. На имя зам. председателя Совета народных комиссаров А. И. Рыкова патриарх пишет письмо, в котором, подчиняясь воле пасомых, заявляет о своих правах, похитить которые пытались обновленцы, поддерживаемые властью. Но Святейший не требует «приструнить» клеветников, он просит лишь поставить его в равные с ними условия: «Прошу Вас, как главу нашей республики, оказать должное содействие в легализации при мне органов Центрального управления (Священного Синода, а на местах – епархиальных управлений) в свободном отныне их существовании и в работе исключительно по церковным делам. Верующие и доселе, решительно все, считают меня, законно и правильно с церковной точки зрения, не бывшим патриархом, а законным, поэтому название меня бывшим патриархом оскорбляет религиозное сознание всего православного народа, и ему не должно быть места ни в устном обращении ко мне, ни тем более в печати, как это делалось и делается доселе. Спокойная и плодотворная работа по церковным делам возможна только тогда, когда и на местах (в провинциях по епархиям) будет обеспечено свободное существование церковных учреждений во главе с православными епископами. По ходатайству верующих я посылаю на места православных архиереев для управления православной паствой и для удовлетворения религиозных потребностей и нужд паствы. Назначаемые мною и посылаемые епископы или арестовываются, или высылаются обратно, причем на местах власть запрещает им и служение, и управление верующими только потому, что они «тихоновцы», т. е. признают законным главою Православной Русской Церкви меня, как патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С каждым днем я все более и более убеждаюсь, дорогой Друг, что все современные церковные расколы, начиная от обновленчества и кончая последним – григорианским (Яцковского), являются главнейшими работниками на антицерковном или антирелигиозном фронте. Без их помощи антирелигиозная деятельность сводилась бы почти ни к чему. Конечно, некоторые из нынешних раскольников совершают эту борьбу с Церковью Православной, а следовательно и с Богом ( Деян. 5:33 ; Лк. 10:16 ), бессознательно, хотя они не могут не видеть, что борются с православием . Но руководители обновленческого и других расколов, начиная со старших их «иереев» и «епископов» и кончая главным их вождем «митрополитом» Александром Введенским , несомненно, знают, что они творят! Обратил ли Ты внимание, Дорогой Друг, между прочим на то, что этот Введенский думал… о вселенском соборе, куда его избрали терроризируемые им рабы- " архиереи» обновленческие. О чем думал этот авантюрист? О борьбе с Православной Церковью во… вселенском масштабе. Стоит посмотреть только на внешний вид Александра Введенского , этого вождя всего современного обновленческого раскола: его бритое лицо, светскую одежду, хлыстик и кепку в летнее время, не говоря уже о его попойках в ресторанах и двоеженстве, чтобы ужаснуться. Кому отдали себя в руководство все эти «митрополиты» обновленческие и все их духовенство? А все это и гораздо больше этого и лучше нас знают обновленческие «архиереи» и «Иереи». Я видел в журнале «Огонек», кажется, прошлого года, снимок обновленческого синода, где обсуждался вопрос о вселенском соборе. На картине – Введенский бритый и стриженый, в белом (!) клобуке, читает что-то. А все другие «митрополиты» и члены обновленческого синода подобострастно слушают и смотрят на этого атеиста в рясе. Боже! всю душу мою перевернул этот рисунок! Господи! До чего же мы дожили! До какого поругания над святительским саном! Этот наглый проходимец одевает одежды святительские и белый клобук! А все остальные рабы, из коих я узнал Пимена Негова и Спасского К.К. Как вы до такой низости дошли? Что слушаетесь и пресмыкаетесь пред этим предателем и гонителем святой Божией Церкви? Где совесть ваша? Где простое достоинство человеческое?

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010