История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви Источник Предисловие Историю православной Церкви в нашем отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времен равноапостольного просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне; с этих только пор Церковь наша получила надлежащее внутреннее и внешнее благоустройство; с этих только пор она соделалась известною и во всеобщей истории как особая, определенная отрасль Церкви вселенской. Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России еще прежде великого князя Владимира, с самого основания Русского царства, хотя мы и не можем сказать, чтобы была уже тогда у нас постоянная высшая иерархия, а следовательно, была в строгом смысле и Русская Церковь. Не менее справедливо, что христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства, со времен самих святых апостолов, хотя и тогда не было у нас какой-либо одной определенной Церкви, а было несколько частных Церквей, или епархий, большею частию не имевших между собою никакой иерархической связи. Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном просветителе России? Говорить о них в самом составе своем история Русской Церкви, без сомнения, не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с ее началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви. Отношение к ней тех начатков христианства, какие появились в нашем отечестве со времени основания его до равноапостольного Владимира, очевидно: это было христианство в царстве Русском, в народе русском и имело непосредственное влияние на обращение к святой вере великого князя Владимира со многими из его подданных, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лютеранин Владимир Пудов отвечает на вопросы " Религии и СМИ " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31780.html 27 июля 2006 Андрей Зайцев Лютеранин Владимир Пудов отвечает на вопросы " Религии и СМИ " Судя по всему, он намерен продолжить дело Йозефа Баронаса Каково на Ваш взгляд современное состояние лютеранства в России? В стране существует несколько лютеранских церквей. Условно их можно разделить по национально-этническому и теологическому признаку. Евангелическо-Лютеранская Церковь (До 1994 года называлась Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР) и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии в России. Во многом процесс создания этих церквей шел параллельно национальному движению. Эти Церкви были созданы с началом перестройки и объединяли в себе верующих по национальному признаку, получив официальную регистрацию только в 1991 году. До этого времени существовали только автономные общины, образованные по национальному принципу. Правда в том же 1991 году была попытка построить Церковь, которая не основывалась бы по национальному признаку – Единую Евангелическо-Лютеранскую Церковь России. Ее основатель Йозеф Баронас – помощник епископа Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Харальда Калныньша, которого тот в 1990 году послал в Ленинград с целью создать общину, но вместо этого заявил о создании Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Последняя, по его словам, возрождала Евангелическо-Лютеранскую Церковь, существовавшую в России до 1917 года. Все, что было в лютеранстве с 1917 по 1990 год как, будто бы и не существовало. Он быстро организовал около двадцати общин в Москве, Ленинграде, Самаре, Астрахани, Оренбурге других городах. Привлек в Церковь много способных верующих, которые играли и продолжают играть заметную роль в жизни Евангелическо-Лютеранской Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви, куда большинство из них перешли после распада Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Особенно хотелось бы вспомнить ныне покойного пастора Церкви Ингрии Сергея Преймана, много сделавшего для становления своей Церкви. Если бы у нас было, хотя несколько таких ярких и умных пасторов как Сергей, то лютеранская Церковь давно заняла принадлежавшее ей ранее место среди христианских Церквей.

http://religare.ru/2_31780_1_21.html

Скачать epub pdf О положении церкви в Советской России и о духовной жизни русского народа. Доклад Архиерейскому собору 1959 года Епископа Лос Анжелосского Антония. Часть I. О положении церкви в Советской России. Составлять доклад о положении церкви в Советской России крайне тягостно потому, что приходится, говоря об этой церкви лукавнующих, погружаться в атмосферу самой беззастенчивой лжи на истину, клеветы на св.  Церковь , на св. исповедников и мучеников и рабского низкопоклонства перед безбожными гонителями веры – коммунистами. Все это уже известно и производит такое же впечатление, как и вся искусственная пропаганда советского правительства, от которой отвращается слух и сердце русского народа. Тем не менее, изучать эту ложь советской церкви необходимо, ибо она настойчиво продолжается и может влиять на слабых духом, неосведомленных или либерально настроенных людей, особенно заграницей, производя свое вредоносное действие. Вторым затруднением, более серьезным, на которое мы натолкнулись при составлении доклада, явилось ограниченное количество нужного для нашей темы материала, крайне несистематического, из которого, казалось, трудно составить сколько-нибудь полную и объективную картину положения веры в Советской России. Имеющиеся газетныя заметки и разсказы очевидцев, хотя довольно многочисленные, не вполне удовлетворяют потому, что, являясь свидетельствами отдельных частных лиц, носят всегда личный, случайный, эпизодический характер и не выражают поэтому всего происходящего. Кроме того, большая часть свидетельствующих об отдельных фактах, находясь в угнетенном положении гонимых за веру, не могли сделать обзор всего положения, естественно недоступного им. Поэтому, пользуясь и этими ценными свидетельствами, как иллюстрацией и подтверждением фактов, мы не ставим их в разряд главных документов. Самым важным материалом нам представляется советская печать. Хотя ея подход к вере подчеркнуто-враждебный и хотя она умалчивает о многих интересующих нас моментах, тем не менее, на основании советских изданий можно узнать многое, часто из самого умалчивания. Кроме того, свидетельство врагов иногда бывает особенно доказательным как по существу, так и потому, что все советския свидетельства являются ценными документами, от которых враги веры отказаться не могут. К печатным материалам советского происхождения мы прежде всего причисляем все издания московской патриархии, так же как сообщения советских газет, журналов и изданий антирелигиозного характера. На основании этого материала можно составить достаточно ясное представление о положении веры в Советской России, при чем в докладе Собору, который не может быть подробным изследованием, многое приходится излагать в сжатом, схематическом и сокращенном виде, опуская ряд существенных событий и фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > В России стартовал новый антицерковный проект Хихикающие и моргающие поклонники «Макаронного чудища» 06.08.2013 4313 Время на чтение 3 минуты В настоящее время в России набирает обороты новый антирелигиозный проект. Активисты данного проекта именуют себя «пастафарианцами» или членами «Церкви Летающего Макаронного Монстра». Основной удар их пропаганды направлен на Русскую Православную Церковь. «Пастафарианство» или «Церковь Летающего Макаронного Монстра» - изобретение гражданина США Бобби Хендерсона. Он выдумал свою «религию» в 2005 году в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс одно из направлений креационизма, как альтернативу эволюционному учению. Хендерсон выступил с призывом к изучению «пастафарианства» в школах наряду с другими религиями. «Религия» Хендерсона возвещает веру в сверхъестественного создателя, похожего на макароны и тефтели - «Летающего Макаронного Монстра» (ЛММ). Основная цель данного проекта, судя по всему, сведение к абсурду идей христианства. Название «религии» ассоциируется с растафарианством и итальянским словом «паста», означающим макаронные изделия. Бобби Хендерсоном было написано «Евангелие Летающего Макаронного Монстра». Само «учение» данной «церкви» не стоит никакого внимания, достаточно лишь отметить, что оно представляет собой отдаленную пародию на христианство. Сам Бобби Хендерсон косвенно подтверждал пародийность своей «религии». Последователи Бобби Хендерсона имеются и в России. Они пошли дальше основателя «пастафарианства», в том смысле, что их объединения и выступления в настоящее время являют собой не просто пародию на христианство, но и имеют формы откровенного глумления над основной культурообразующей религиозной организацией в России - Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП). Российские «пастафарианцы» именуют свое объединение «Русской Пастафарианской Церковью Макаронного Пастриархата». Понятно, что данное наименование «пастафаринской церкви» было подогнано намеренно, чтобы максимально было созвучно официальному названию Православной Церкви в России. Представителей своего объединения в регионах РФ «пастафарианцы» называют «епископами». Так же у них принято деление своей «церкви» на «епархии». В одной из социальных сетей на странице российских «пастафарианцев» размещена «икона», на которой изображен «макаронный монстр». «Икона» выполнена в стиле православных икон, на которых изображается Спаситель. Данный факт православными может расцениваться не иначе как глумление.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мы хотим послужить России " 09.11.2006 449 Время на чтение 3 минуты " Мы хотим послужить России " , - эти слова искренне, с волнением произнес один из участников недавно проходившего в Санкт-Петербурге Международного конгресса соотечественников, живущих за рубежом. Он прибыл в город на Неве из Нью-Йорка - секретарь Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви митрополита Лавра священник Серафим ГАН. Наш специальный корреспондент Нина СТАВИЦКАЯ встретилась с отцом Серафимом уже в Москве и поинтересовалась, что, по мнению заокеанского гостя, сейчас самое примечательное во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. - В первую очередь то, что в наших отношениях произошел такой прорыв. Если священники из России и " зарубежники " прежде и встречались, то встречались они тайно, чтобы никто не знал. Но какие-то отношения даже в годы советской власти были, потому что мы, живя на другом конце света, все равно ощущали себя частью Русской Православной Церкви, и не переставали душой болеть за Россию, за русский народ. Можно сказать, страдали вместе с ним. И сегодня нас радует те положительные изменения, которые здесь происходят. Радует возрождение монастырей и храмов, приходской жизни, открытие духовных академий, семинарий, училищ. Мы видим, что Церковь старается совершать апостольское хождение в народ. Конечно, последствия советского времени преодолеваются с большим трудом, но для возрождения духовности пастыри и архипастыри, благочестивые миряне делают в России много. И очень хочется в это включиться, потому что когда я рос, то меня, с малых лет учили: главная цель русской эмиграции - это не только стремиться сохранить русскость, родной язык и культуру, но и послужить России. - Вы родились в Америке? - Да. И недавно знакомые американцы спросили, почему я не считаю ее своей родиной. Но меня всю жизнь воспитывали в русском духе, у нас дома был русский уклад жизни, дома мы говорили только по-русски. Я - представитель семьи эмигрантов в третьем поколении. Моя бабушка по отцовской линии из Перми. Отец родился в Китае, мама - в Германии, а росла в Марокко. Дедушка был священником в Харбинской епархии, затем служил в Покровском храме в Австралии. Я тоже какое-то время служил в этом удивительном храме, где на Пасху собирается до тысячи православных людей. А чуть больше трех лет назад меня вызвали в Нью-Йорк, и теперь я несу послушание в качестве секретаря главы Русской Православной Церкви Заграницей - митрополита Лавра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы хотим послужить России 17.11.2006 382 Время на чтение 4 минуты Митрополит Лавр и священник Серафим Ган " Мы хотим послужить России " , - эти слова искренне, с волнением произнес один из участников недавно проходившего в Санкт-Петербурге Международного конгресса соотечественников, живущих за рубежом. Он прибыл в город на Неве из Нью-Йорка - секретарь Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Лавра священник Серафим Ган. Корреспондент " Православной Москвы " Нина Ставицкая встретилась с отцом Серафимом уже в Москве и поинтересовалась, что, по мнению заокеанского гостя, сейчас самое примечательное во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. - В первую очередь то, что в наших отношениях произошел такой прорыв. Если священники из России и " зарубежники " прежде и встречались, то встречались они тайно, чтобы никто не знал. Но какие-то отношения даже в годы советской власти были, потому что мы, живя на другом конце света, все равно ощущали себя частью Русской Православной Церкви и не переставали душой болеть за Россию, за русский народ. Можно сказать, страдали вместе с ним. И сегодня нас радуют те положительные изменения, которые здесь происходят. Радует возрождение монастырей и храмов, приходской жизни, открытие духовных академий, семинарий, училищ. Мы видим, что Церковь старается совершать апостольское хождение в народ. Конечно, последствия советского времени преодолеваются с большим трудом, но для возрождения духовности пастыри и архипастыри, благочестивые миряне делают в России много. И очень хочется в это включиться, потому что когда я рос, то меня с малых лет учили: главная цель русской эмиграции - это не только стремиться сохранить русскость, родной язык и культуру, но и послужить России. - Вы родились в Америке? - Да. И недавно знакомые американцы спросили, почему я не считаю ее своей родиной. Но меня всю жизнь воспитывали в русском духе, у нас дома был русский уклад жизни, дома мы говорили только по-русски. Я - представитель семьи эмигрантов в третьем поколении. Моя бабушка по отцовской линии из Перми. Отец родился в Китае, мама - в Германии, а росла в Марокко. Дедушка был священником в Харбинской епархии, затем служил в Покровском храме в Австралии. Я тоже какое-то время служил в этом удивительном храме, где на Пасху собирается до тысячи православных людей. А чуть больше трех лет назад меня вызвали в Нью-Йорк, и теперь я несу послушание в качестве секретаря главы Русской Православной Церкви за границей митрополита Лавра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Руси и вселенскость Православия Призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства 20.02.2023 1325 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29) Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине. В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Часть 1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы 1917–1925 41 Не позднее 17(30) 11.1917. Определение Святейшего Синода о возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона 1 . возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали выписку из протокола Священного Собора Православной Российской Церкви от 17(30) ноября 1917 г. за 43 о том, что 17(30) сего ноября Священный Собор постановил: 1) назначить днём торжества настолования (интронизации) избранного и наречённого в Патриарха всея России митрополита Московского и Коломенского Тихона – 21 ноября (4 декабря) с.г. в день Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) благословить ознаменовать день сего торжества целодневным колокольным звоном во всех храмах г. Москвы и тех городов России, в которые придёт к этому дню сообщение о сем торжестве; 3) в прочих храмах Российской Церкви произвести целодневный звон в первый воскресный или праздничный день по получении известия о сем событии; 4) со дня возведения на патриаршую кафедру избранного Патриарха всея России совершать поминовение Его Святейшества (вместо Святейшего Синода) во всех храмах России в такой форме: «О Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне», при многолетствовании же возглашать: «Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России». Приказали: Изложенное постановление Священного Собора Православной Российской Церкви напечатать для исполнения по духовному ведомству в журнале «Церковные Ведомости» 42 и в «Церковно-Общественном Вестнике», а Преосвященному Дмитровскому Иоасафу [Каллистову], для должностных распоряжений, послать указ. Церковные Ведомости. 1917. 46/47 Деяние 47-е Священного Собора Православной Российской Церкви ...В лето от Рождества Бога Слова 1917-е, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, месяца ноября в день 21-й (4 декабря), в Московском Большом Успенском соборе совершается поставление наречённого Патриарха, митрополита Московского и Коломенского Тихона в Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В письме Послу США в России архиепископ Волоколамский Иларион дал оценку докладу Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год 30 ноября 2009 г. 13:50 В письме Чрезвычайному и Полномочному Послу США в Российской Федерации Джону Байерли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион дал оценку разделу доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год, касающемуся России. Уважаемый г-н Байерли! Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата изучил раздел по России Доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год. С удовлетворением хотелось бы заметить, что в настоящем документе учтены многие замечания, которые высказывались в связи с докладами прошлых лет. В частности, больше не говорится о том, что статус Русской Православной Церкви «приближается к государственному», как, например, указывалось в докладе за 2005 год. Обзор за 2009 год содержит информацию об актах вандализма в отношении православных мест поклонения, которая ранее не была отражена. Важно, что авторы доклада подчеркивают роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в деле продвижения религиозной свободы. Весьма отрадно, что доклад за 2009 год готовился, в том числе, с учетом данных, полученных в ходе консультаций с представителями Русской Православной Церкви. Эта практика не может не восприниматься положительно. Было бы желательно ее расширять и в будущем. С другой стороны, хотелось бы высказать ряд конструктивных замечаний. Так, рассматривая церковно-государственные отношения в России, авторы доклада приходят к заключению, что Русская Православная Церковь более тесно сотрудничает с правительством, чем другие религиозные группы. В доказательство этого приводятся сведения о том, что у Церкви есть многочисленные соглашения о сотрудничестве с органами государственной власти. В связи с этим следует заметить, что партнерские отношения Церкви с государством вызваны реальными потребностями православных верующих, которых в России большинство. Это сотрудничество осуществляется не в ущерб представителям иных религиозных общин. Они не противоречат существующему законодательству и направлены на защиту конституционных прав верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/354931.htm...

Святейший Патриарх Алексий принял участие в юбилейном заседании Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви 21 ноября 2007 г. 02:45 20 ноября в Белом зале Большого особняка МИД России состоялось юбилейное X заседание Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви. На нем выступили сопредседатели Рабочей группы — статс-секретарь, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасин и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . В ходе торжественной части юбилейного заседания прозвучали выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и руководителя внешнеполитического ведомства России С.В. Лаврова . В этот же день состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с министром иностранных дел. В беседе также принимал участие президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев. Его Святейшество сообщил С.В. Лаврову о решении МФЕПН наградить его премией «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Церемония вручения премии состоится 21 января 2008 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя . Затем в зале Богаевского Святейший Патриарх Алексий и министр иностранных дел С.В. Лавров рассказали представителям СМИ о сложившихся отношениях сотрудничества между МИД России и Московским Патриархатом. С.В. Лавров напомнил , что Рабочая группа по взаимодействию Министерства иностранных дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью была создана в 2003 году во время первого посещения МИДа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. «За без малого пять лет эта группа, по нашей общей оценке, высказанной на сегодняшнем заседании, показала свою безусловную востребованность при решении вопросов, которые напрямую затрагивают национальные интересы страны, коренные интересы наших граждан», — отметил глава внешнеполитического ведомства.

http://patriarchia.ru/db/text/327081.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010