Откуда я взял: «Если не измяты сосцы твои»? Из Иезекииля ( Иез. 23:3 ). В том месте, где голос Бога разрушает Иерусалим, в числе прочего говорится к нему 4 : «В Египте... измяты сосцы твои». Груди девственниц не мнутся, а сосцы блудниц вялы, дряблы и покрыты морщинами. У целомудренных же груди подняты и полны девственного стыда. Такие принимают Слово-Жениха и говорят: «Посреди грудей моих пребудет». «Кисть кипера – Брат мой у меня " ( Песн. 1:13 ). [Это] начало речи в ростке и начало цветения – в Слове 5 , и поэтому говорится: «Кисть кипера – то есть цветения – Брат мой у меня«. Не для всех Он кисть кипера, но лишь для достойных этого цветка. Другим – другие грозди; а эта гроздь, украшенная цветами, появляется для той одной, что «черна и прекрасна». Она не говорит просто: «Кисть кипера – Брат мой», но прибавляет «у меня», показывая, что не для всех Он кисть кипера. Посмотрим же, в каких краях растет этот цветок Невесты. «В виноградниках Энгадци» ( Песн 1:13 ), что переводится «глаз соблазна». Итак, в виноградниках глаза соблазна «кисть кипера – Брат мой у меня " . Глаз соблазна – в здешней жизни, ибо мы пребываем в соблазне в этом мире и «соблазн человекам жизнь на земле» ( Иов. 7:1 ). Пока мы пребываем на этом свете, мы в «виноградниках Энгадди», но, если будем достойны этого, Виноградарь наш пересадит нас. И не сомневайся, что сможешь из виноградников Энгадди перенестись в иное, лучшее место: Виноградарь наш частым упражнением уже подготовлен к перенесению лозы (Ср. Ин. 15:1 ). «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы и посадил ее. Покрыла горы тень... ее, и вершины ее – кедры Божии» ( Пс. 79:9, 11 ). Изъясненное нами произносит Невеста о Женихе, показывая свою любовь и радушие к приходящему Жениху, Который, придя, «посреди грудей» и сердца ее тайно пребудет. 4. Затем речь Жениха обращается к ней и гласит: «Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты! глаза твои голубиные» ( Песн. 1:14 ). Она так отвечает Жениху: «Прекрасен Ты, Брат мой " ( Песн 1:15 ), но не прибавляет: «Близкий мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Глава 1 Песнь Песней, что Соломону Невеста Лобзай меня лобзаниями уст твоих. Ибо перси твои лучше вина. И благоухание мастей твоих лучше всех благовоний. Имя тебе – миро излиянное. Посему девицы возлюбили тебя. Влеки меня. Мы поспешим за тобою по благоуханию мастей твоих. Невеста сказует девицам о женихе, чем он одарил ее Ввел меня царь в чертог свой. После сказания невесты девицам, оне проговорили: Возрадуемся и возвеселимся о тебе. Возлюбим груди твои паче вина. Девицы жениху возглашают имя невесты Правота возлюбила тебя. Невеста Я смугла, но красива, дочери Иерусалима, как кущи кидарския, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я почернела от того, что взглянуло на меня солнце. Сыны матери моей спорили о мне. Они поставили меня сторожихою в виноградниках. Но виноградника моего я не устерегла. Жениху Христу Возвести мне ты, которого возлюбила душа моя: где пасешь?.. где почиваешь в полдень? Дабы не очутиться мне захожею у стад сообщников твоих. Жених невесте Если не знаешь сама ты, прекрасная в женах; то ходи ты по следам паств, и паси ягнят твоих подле кущей пастухов. Подобно кобылице моей в колесницах фараоновых я рядил тебя, ближняя моя. Девицы невесте Как хороши были ланиты твои, при горлицах, и шея твоя в цепочках. Узоры из золота мы сделаем тебе с насечками из серебра. Невеста говорит себе самой и жениху Пока царь возлежит за столом своим, нард мой издал благоухание свое. Брат мой у меня – пук миртов: между грудями моими поместится. Брат мой у меня, как кисть кипера в виноградниках энгаддийских. Жених невесте Вот ты прекрасна, ближняя моя, вот ты прекрасна! Очи у тебя голубиныя. Невеста Жениху И ты прекрасен, брат мой, и ты прекрасен. Ложе наше осенено. Домы у нас из кедровых бревен, потолки у нас кипарисные. Глава 2 Жених говорит себе самому Я цветок полевый, лилия долин. И невесте Что лилия между тернами, то ближняя моя между дщерями. Невеста жениху Что яблонь между лесными деревами, то брат мой между сынами. Под тень ея захотела я и села, и плод ея сладок гортани моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И еще воспевает Невеста: 1:13 Грезн кипров брат мой мне в виноградех Енгаддовых. 1:13 Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских. Кипер – это небольшое, красивое ароматическое дерево, цветущее пучками, напоминающими гроздья виноградной кисти. Восточные женщины любят это растение и носят его цветы в руках и на груди. Энгадда (=око искушения) – город-оазис на западном берегу Мертвого моря в пустыне Иудейской. Там в виноградниках насадил Соломон кусты кипера. С цветущим кипером сравнивает Невеста своего Жениха. «Не для всех он есть кисть Кипра, но для тех, которые достойны Его Цветка... Она не просто говорит: племянник мой есть кисть кипра, но с прибавлением: для меня, чтобы показать, что не для всех он есть кисть Кипра» ( Ориген ). Только в верной и любящей Христа душе, Христос цветет, как благоуханный Цветок. А в других душах Он, в лучшем случае, Помощник, Покровитель, Судия, Учитель, а то и вовсе искажен Его образ или даже отсутствует. Только в душе-Невесте Он – Цветок, грезн кипров. Этой душе Он нужен не «по делу», не для помощи, Он – ее цветение, ее аромат! «Христом расцвели» святые в виноградех Енгаддовых, «что толкуется, око искушения, то следующее понимать должно: посреде самых искушений, и многима борима ( церковь святых. – Г.Ф.), вони твоей ощущаю сладость: и вертоградам ныне цветущим, (в переносном смысле их разумея мудрецов, книжников и совопросников века сего) приятную цветущаго грозда твоего воню предпочитаю» (бл. Феодорит). Так в этом миру греха и искушений, нежно благоухая, цветет Христос в душах, возлюбивших Его. «Жених, как говорит Премудрость, есть истинный свет, истинная жизнь, истинная правда, и все сему подобное; то, когда кто либо в делах оказывается тем же, чем и Жених, тогда он, смотря на грозд собственной своей совести, видит в нем Самаго Жениха, в светлой и чистой жизни, как в зеркале, отражая свет истины» (св. Григорий Нисский ). Св. Григорий Нисский предлагает и еще иное значение. Он говорит, что речь идет не о цвете кипера, а о цвете винограда, только сравниваемом с грезном кипера, который потом обратится в сочный плод истинной кисти винограда. Это означает, что младенчествующие в вере души, каковой была в начале Невеста Песни Песней, воспринимают еще только цвет Христа, а не самый Его плод, то есть имеют еще только надежду на Него, не сподобляясь еще вкушения и упоения Его благодатью и Им Самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

“Кисть кипера — Брат мой у меня” 137 . [Это] начало речи в ростке и начало kuprismou — цветения — в Слове 138 , и поэтому говорится: “Кисть кипера — то есть цветения — Брат мой у меня”. Не для всех Он кисть кипера, но лишь для достойных этого цветка. Другим — другие грозди; а эта гроздь, украшенная цветами, появляется для той одной, что “черна и прекрасна”. Она не говорит просто: “Кисть кипера — Брат мой”, но прибавляет “у меня”, показывая, что не для всех Он кисть кипера. Посмотрим же, в каких краях растет этот цветок Невесты. “В виноградниках Энгадди” 139 , что переводится “глаз соблазна”. Итак, в виноградниках глаза соблазна “кисть кипера — Брат мой у меня”. Глаз соблазна — в здешней жизни, ибо мы пребываем в соблазне в этом мире и “соблазн человекам жизнь на земле” 140 . Пока мы пребываем на этом свете, мы в “виноградниках Энгадди”, но, если будем достойны этого, Виноградарь наш пересадит нас. И не сомневайся, что сможешь из виноградников Энгадди перенестись в иное, лучшее место: Виноградарь наш частым упражнением уже подготовлен к перенесению лозы 141 . “Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы и посадил ее. Покрыла горы тень ее, и вершины ее — кедры Божии” 142 . Изъясненное нами произносит Невеста о Женихе, показывая свою любовь и радушие к приходящему Жениху, Который, придя, “посреди грудей” и сердца ее тайно пребудет. 4. Затем речь Жениха обращается к ней и гласит: “Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты; глаза твои голубиные” 143 . Она так отвечает Жениху: “Прекрасен Ты, Брат мой” 144 , но не прибавляет: “Близкий мне”. Он же, когда говорит ей: “Прекрасна ты”, прибавляет: “о близкая Мне”. Почему же она не говорит: “Прекрасен Ты, о Близкий мне”, а только: “Прекрасен Ты”? Почему Он не говорит просто: “Прекрасна ты”, а “Прекрасна ты, о близкая Мне”? Невеста, если удаляется от Жениха, не прекрасна: она красива лишь когда сочетается со Словом Божиим. И сейчас Жених верно учит ее, чтобы она была близка к Нему и не отходила от Него. “Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты”. Ты становишься прекрасной оттого, что близка Мне; потом ты останешься прекрасной даже без добавления: “О близкая Мне”. Ты будешь прекрасна безо всяких условий. “Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты”.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Египтяне носили на шее мешочки с различными благовониями как амулеты. 1:13. Кисть кипера. Речь идет о хенне, или лавсонии (Lawsonia inermis L.), кусте с пахучими белыми цветами. Это растение произрастает во многих районах Среднего Востока и обнаружено даже в гробнице фараона Тутанхамона. Из его листьев получают красную, желтую или оранжевую краску, которую используют для окрашивания волос и других частей тела. Запах этого растения напоминает запах роз. 1:13. Ен-Геди. Оазис, название которого означает «источник козленка», расположен в 35 милях к юго-востоку от Иерусалима, в ложбине на западном берегу Мертвого моря. Обнаруженный раскопками храм 4-го тыс. до н. э. подтверждает древность заселения этой местности. 1:14. Глаза голубиные. Голуби изображались на печатях и других предметах как символ любовной близости или обольщения. Иногда этих птиц воспринимали как вестников любви. В данном случае этот образ подчеркивает обольстительность глаз. 2:1. Нарцисс Саронский. В ряде переводов – «роза саронская». О каком цветке здесь говорится, точно неизвестно, но древнееврейское слово shushan, «лилия», указывает на цветок с шестью лепестками, поэтому можно предположить, что это нарцисс тацетта – цветок, произрастающий в горах и во влажных долинах Саронской равнины. Он расцветает зимой и имеет белые лепестки и оранжевую чашечку или венчик, что подчеркивает красоту каждого скопления этих цветов. Нарциссы найдены среди приношений в эллинистических гробницах в Египте. 2:4. Знамя его надо мною – любовь. Перевод древнееврейского degel как «знамя» сомнителен. Мерфи и Фокс обращают внимание на родственное аккадское слово diglu, которое означает «желание» или «намерение», и Фокс предлагает перевод: «он хочет любить меня». В любом случае, и водружение знамени в знак обладания, и решимость исполнить намерение приводят к одному результату – соединению с возлюбленной. 2:5. Освежите меня яблоками. Женщины употребляли изюм и яблоки как средство восстановления «любовного томления» (аналогичного любовному томлению мужчин, описанному в «Любовных песнях» из египетского папируса Честера Битти). Это чувство можно удовлетворить, только если возлюбленный вернется к ней. Возможно, упоминание изюма (45 в оригинале) обусловлено ассоциациями с культом богини Иштар, приношения которой традиционно составляли лепешки с изюмом (см. коммент. к Иер. 7:18 ). Как явствует из ассирийских текстов заклинаний, яблоки также использовали как средство, усиливающее половое влечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Она не говорит просто: «Кисть кипера — Брат мой», но прибавляет «у меня», показывая, что не для всех Он кисть кипера. Посмотрим же, в каких краях растет этот цветок Невесты. «В виноградниках Энгадци»  , что переводится «глаз соблазна». Итак, в виноградниках глаза соблазна «кисть кипера — Брат мой у меня». Глаз соблазна — в здешней жизни, ибо мы пребываем в соблазне в этом мире и «соблазн человекам жизнь на земле»  . Пока мы пребываем на этом свете, мы в «виноградниках Энгадди», но, если будем достойны этого, Виноградарь наш пересадит нас. И не сомневайся, что сможешь из виноградников Энгадди перенестись в иное, лучшее место: Виноградарь наш частым упражнением уже подготовлен к перенесению лозы  . «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы и посадил ее. Покрыла горы тень ее, и вершины ее — кедры Божий»  . Изъясненное нами произносит Невеста о Женихе, показывая свою любовь и радушие к приходящему Жениху, Который, придя, «посреди грудей» и сердца ее тайно пребудет. 4.  Затем речь Жениха обращается к ней и гласит: «Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты; глаза твои голубиные»  . Она так отвечает Жениху: «Прекрасен Ты, Брат мой»  , но не прибавляет: «Близкий мне». Он же, когда говорит ей: «Прекрасна ты», прибавляет: «о близкая Мне». Почему же она не говорит: «Прекрасен Ты, о Близкий мне», а только: «Прекрасен Ты»? Почему Он не говорит просто: «Прекрасна ты», а «Прекрасна ты, о близкая Мне»? Невеста, если удаляется от Жениха, не прекрасна: она красива лишь когда сочетается со Словом Божиим. И сейчас Жених верно учит ее, чтобы она была близка к Нему и не отходила от Него. «Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты». Ты становишься прекрасной оттого, что близка Мне; потом ты останешься прекрасной даже без добавления: «О близкая Мне». Ты будешь прекрасна безо всяких условий. «Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты». Рассмотрим и другую похвалу Невесте, чтобы и нам, возревновав, стремиться стать невестами: «Глаза твои голубиные». «Кто смотрит на женщину с вожделением» и «прелюбодействует с ней в сердце своем»  , у того глаза не голубиные.

http://predanie.ru/book/218869-tvoreniya...

До 1914 года периодически братство обители достигало до 1800 человек, которым свободно предоставлялось полное содержание; все церкви обители снабжались лучшей утварью; в обители всегда находилось до 200 человек поклонников, коим чай и трапеза предоставлялась вместе с братством безвозмездно. Содержался на 40 человек приют и больница для бедных сиромах всей Святой Горы; раздавалось полное содержание продуктами и по меджиде в месяц деньгами всем приходящим пустынникам до 114 человек. Не было отказа в рассылке и выдаче помощи бедным и пособий в разные благотворительные учреждения деньгами и вещами. Кроме того, в Константинополе и Одессе содержались подворья для безвозмездного гостеприимства поклонников, едущих в Палестину, и раздачи там особой милостыни бедным ежедневно. В Москве был от обители приют на 8 человек раненых воинов. Этим только можем выразить доходность нашей обители из России. ПРИМЕЧАНИЕ: До прекращения сношений Афона с Россией, доходность метохов и прочих земельных угодий монастырём была почти не замечаема. По прекращении же сих сношений обитель наша, не имея у себя денежных запасов, была вынуждена немедленно приступить к займу денег у греческих монастырей и разных лиц. Сумма долга обители достигла 500 000 драхм, а ежегодно-процентная – 35 000 драхм. Таким образом, братство стало своими силами обрабатывать метохи, кипера и виноградники; приступило к продаже леса, хозяйственных предметов и церковной утвари, лишь добыть бы себе насущное и уплатить проценты. Однако часть долга за обителью состоит и в настоящее время. Продавать остаётся уже нечего: лесу годного мало, метохи отобраны, да и корпус греками нам не возвращается. Опасаемся лишения нас и прочих обителей имущества. Документ 6. Письмо игумена архимандрита Мисаила королю Александру I. 2.07.1929 Его Величеству Королю Александру Сербскому Мы, русские насельники Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афонской, в крайне трудную годину нашего существования осмеливаемся обратиться к Вашему Королевскому Величеству как православному государю и единственному защитнику церкви Божией с горячей мольбою о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недалеко от него храм свт. Митрофания Воронежского , около которого красивая лестница, обложенная цветами, ведет на наружную галерею по главному корпусу и во внутренность корпуса. За церковью свт. Митрофания небольшая церковь Успения. За ней длинное здание занимает громадная библиотека, заключающая в себе более двадцати тысяч томов. В ней имеются древние книги, рукописи, Евангелия и ценные старинные издания. В главном корпусе братские келлии, фондарик, гостиницы для паломников и собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы с таким же большим приделом во имя св. Александра Невского. Кроме вышеназванных храмов в монастыре имеется до восемнадцати больших и малых параклисов во имя разных святых угодников Божиих. В многочисленных храмах, соборах и параклисах имеются чудотворные иконы, мощи святых угодников и другие святыни. Вне главного корпуса, параллельно этому корпусу, построена большая двухпридельная церковь для братской усыпальницы. Невдалеке от монастырских построек, в лощине, обителью устроена большая мельница и раскинулись кипера (огороды). Земли в монастыре очень много (около десяти верст в окружности), но, как почти вся земля на Афоне, она очень неудобна для возделывания; если что и возделано, то с большими расходами и затруднениями. Насаждены виноградники, масличные деревья, фруктовые сады и огороды, где живет до двухсот человек братии. Вся братия по окончании ранних литургий дружно трудится в течение дня на различных послушаниях: в хлебне, в трапезе, в двух больницах, двух аптеках, на пристани, на строительных работах, в канцелярии, в слесарных и столярных мастерских, на кожевенном заводе и на парусном монастырском судне, на пароходе, в типографии. Вот обычный день афонского подвижника: 0.30–1.00 Полунощница 1.00–5.00 Утреня 5.00–7.00 Ранняя литургия (после нее все идут на послушания) 7.00–11.00 Поздняя литургия и молебен (поет старшая братия) 11.00–11.30 Общая трапеза 11.30–13.30 Отдых 13.30–16.15 Продолжение послушания 16.15–17.00 Отдых (желающие пьют чай без хлеба)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жил отец Израиль в том самом домике, где теперь кипера (огороды). Там была трава, и мы ее косили. Однажды пошел я к нему. Он сидел на лавочке под зеленым дубом. Росту он был высокого, сам сухой, сидит, четки в руках. Я был молодой монах, подошел к нему, низко с благоговением поклонился и говорю: „Благослови, отче“. А он ласково сказал: „Бог тебя благословит, чадо Христово“. Я и говорю ему: „Батюшка, вот вы один. Хорошо вам здесь умной молитвой заниматься“. А он отвечает: „Молитва дура не бывает, а вот мы-то дураки“. Мне стало стыдно, и я не посмел его более беспокоить, но и смысла его слов не понял. После уже понял я, что „мы-то дураки“, потому что жить, как должно, и работать Богу не умеем». Конечно, преподобный Силуан не имел в виду отца Израиля, который точно умел поработать Господу. Преставился отец Израиль 29 декабря (11 января) 1900 года. Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. Комментарии Всего комментариев: 5 2019/03/15, 10:32:57 Весьма интересно и очень полезно! Спаси Господи! р.Б. Ирина 2019/03/11, 21:53:11 Господи, прости меня грешного. 2019/03/07, 20:37:49 Очень интересно узнать подробнее о людях из книги 2019/01/23, 00:48:18 Моли Бога о нас отче Израеле. И да услышит Господь молитву твою. леонтий 2018/01/13, 13:16:56 Господи. молитвами старца Израиля,помоги моим детям Христине, Ярославу, Анфисе, Серафиму, Александру, непраздной Емилии обрести веру ! Протяни руку помощи болящему наркоманией, алкоголизмом, курением, игроманией и блудом Ярославу! Не дай Господи ему погибнуть! Помоги ему вылезти из этой ямы! Будь милостив, не оставь его в беде! Татьяна Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2801

Почивающий в полдень Жених Церкви — это Христос, провисевший на Кресте от 6-го до 9-го часа, то есть с полудня до 3 часов пополудни. Там Он почил, отдав, по слову апостола Павла, жизнь за свою возлюбленную — Церковь и тем избавив ее от власти смерти и тлена. Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками (Песн 1:8–10). Своеобразный и достаточно далекий от нашей культуры образ использует автор, который, желая превознести девушку, сравнивает ее с лошадью. Однако в той среде, где создавалась книга, лошадь была редким и дорогим животным, не предназначенным ни для каких работ, а лишь для войны или царских выездов. Как христианские, так и иудейские толкователи видят здесь отсылку к Книге Исход и вспоминают о гибели колесниц фараоновых в море ( Ориген . На Песнь Песней, 1.10). Правда, из контекста ясно, что юноша превозносит любимую и в его словах нет никакого негатива. Скорее, на основании ряда последующих образов можно предположить, что он говорит об «опасности», которую представляет для него девушка. Образ войска со знаменами, городских укреплений, башен, колесниц призван указать на силу, мощь любви во всей совокупности ее проявлений. Похожая образность встречается и в произведениях европейской культуры — например, в «Предопределении» Тютчева . Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских (Песн 1:1–13). Возлюбленный на пиру у грудей — это особенность рассадки, а точнее, возлежания за ближневосточной трапезой, не изменившаяся за многие столетия и описанная на Тайной вечери, где апостол Иоанн возлежит у груди Учителя. Это поза доверия. Но здесь, так как речь идет о превознесении любимыми друг друга, говорится скорее не о конкретном царском пире, а о важности, ценности юноши в глазах его избранницы. Как дорогое благовоние носится подобно ладанке между грудей, так там же, у сердца, место для ее любимого.

http://blog.predanie.ru/article/pesn-pes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010