Как дерево содержит в себе листья, которые появляются каждой весной взамен облетевших осенью, так Бог содержит в Себе сотворенную Им жизнь, и в Нем ничего не умирает. Ежегодное увядание природы не должно печалить, пышное природы увяданье, и даже холодная серая поздняя осень - не напоминание о безнадежной смертности всего сущего, а всего лишь пауза между вдохом и выдохом. Круговорот времен года как непрерывное дыхание жизни, имеющей бессмертный корень в Вечности, в Боге. Ни одно растение, ни одно животное не расторгает эту связь и не может расторгнуть, и всякое дыхание да славит Господа (Пс.150:6). У евангелистов Матфея (6:28) и Луки (12:27) есть эпизод, в котором Господь обращает внимание учеников на полевые цветы: Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Эти слова вызывали у меня недоумение: ну как это можно сравнивать: пусть даже очень красивый цветок, но ведь он и впрямь такой хрупкий и недолговечный, и царские одежды - золотое и шелковое шитье, парча, драгоценные камни! Но вот ведь что: где эти роскошные облачения не только Соломона, но даже и совсем недавно живших и живущих ныне сильных мира сего? Истлели... А полевые лилии - изящные создания Бессмертного Художника, семя которых в вечности - бессмертны и неизменно в назначенное время распускаются в своем пленительном и свежем облике. Человеку дана свобода выбора: пребывать в живительной связи с Богом или разорвать ее. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие (Втор. 30:19), и во все время своей земной жизни холодок этого выбора не перестает касаться нашего сердца. Господи, даруй всегда помнить о Тебе, о своем корне, своей Небесной родине, где хранится подлинный образ нашей души - неувядаемый цветок в саду Отца. Не попусти соблазниться тлением, чтобы этот холодок не превратился в осенний пронизывающий ветер, который оторвет душу от родимой ветви... И об одежде что заботитесь? (Мф.6:25) - Господь уготовал душе человеческой в Царстве Своем одеяние не из виссона и парчи, не жемчугами и камнями расшитую, но одеяние благодати и света, нетленное и немеркнущее.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/15/...

Кладбище – это Божье поле. Опускается тело усопшего в могилу, как зерно на пашню, гниет затем, чтобы восстать в славе. Поэтому безрассудно чрезмерно скорбеть у гроба. «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе» ( 1Кор.15:36–43 ). Восстанет для того, чтобы наследовать жизнь вечную, которая настолько прекрасна и непохожа на земную жизнь, что человек и не в состоянии даже приблизительно представить себе ее красот и выразить их своим языком ( 2Кор.12:4 ): «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Зернышко, разлагающееся в земле, похоже ли сколько-нибудь на тот роскошный цветок, который вырастет из него и будет блестеть своим одеянием, как не блистал Соломон во всей славе своей?.. Однако и зернышко, и цветок представляют одну и ту же жизнь лишь в разных ее ступенях развития… Так и жизнь будущая и ее блаженство нисколько не похожи на земную жизнь и ее блага, хотя жизнь загробная является продолжением земной. Блаженное райское уготовано Господом для всех христиан, скончавшихся в вере и надежде жизни вечной, не порвавших связи со св. Церковью, очищавших свою душу покаянием и питавших ее пречистыми Тайнами. Потому-то о таких усопших св. Церковь с дерзновением молясь, возглашает, что Господь, по молитвам святых, души усопших «в селениих праведных учинит, в недрах Авраама упокоит, и с праведными сопричтет». Степени блаженства райского так же различны и многочисленны, как звезды на небе: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет в сущности и смерти, а лишь упокоение, или успение в надежде радостного утра воскресения. Но может быть и для христианина ужасная смерть: это смерть вторая – смерть души. На земле эта смерть души проявляется в нераскаянности, в коснении во грехах, в отлучении себя от Таинств Св. Церкви… Если человек умирает в таком состоянии нераскаянности, то и за гробом он будет навсегда отлучен от Господа и будет ввержен в муку вечную: «Это смерть вторая» ( Откр.20:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Седмица 25-я по Пятидесятнице Понедельник. О дележе наследства Лк.12:13–15, 25–31 2Сол.1:1–10 Однажды к Господу Иисусу подошел некий человек и попросил: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». И услышал в ответ: «Кто поставил Меня судить или делить вас»? В Евангелии нет ни одного случая, чтобы Господь обогатил бедного или защитил угнетенного. Когда с обеих сторон страсти, – встав на одну сторону, еще более ожесточишь другую. Господь пришел спасти и обиженного, и обидчика, и бедного, и богатого, раздвинуть горизонты жизни, показать путь на небо. И Он предостерегает всех до одного: «Смотрите, берегитесь любостяжания». И потом говорит: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». С этими словами сразу согласится тот, кто под словом «жизнь» понимает жизнь вечную. Эти слова должны встряхнуть и того, кто до сих пор вообще не задумывался, что такое жизнь. На эти слова не сможет возразить и тот, для кого вся жизнь – лишь ожидание исполнения смертного приговора, или исхода неизлечимой болезни. Чтобы укрепить первых, слово Божие напоминает о терпении христиан «во всех гонениях и скорбях, переносимых ими «в доказательство того, что будет праведный суд Божий». Вторым, самоуверенным и не задумывающимся, предназначена притча о некоем богаче, который все распланировал «на многие годы», и одного только не учел, что «в сию ночь» возьмут его душу ( Лк.12:19–20 ). А третьим Господь сказал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Удивительная вещь – цветок. Мало того, что это пример Божией заботы даже о травинке, которая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь». Цветок и сам – посланец вечности. Это – свободный дар Божией любви. И Божий совет: «посмотрите на лилии», – настолько вошел в жизнь, что все мы дарим друг другу цветы и в дни радости, и в дни скорби. В дни радости, мы как бы говорим: «Смотри, Кто дал тебе эту твою радость: Тот же, кто дал и эти цветы! Будь же достоин Его, не забывай о Нем». А в дни скорби – «вот, эти прекрасные цветы и эту утрату ты получил из одних и тех же рук. А течет ли из одного «источника сладкая и горькая вода» ( Иак.3:11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слово IV на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек. Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах. Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2 . В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

11 Иль величие Его не грозно для Вас и страх пред Ним не нападает на вас? 12 Ваши умствования — зола, и оплот ваш — глиняный оплот. 13 Замолчите, и я буду говорить, пусть, что будет, то будет со мной! 14 Плоть мою я взял в зубы мои и душу мою держу рукой моей! 15 Пусть убьет Он меня — я надеюсь на Него; только б защитить мне пред лицом Его пути мои! 16 И это было б спасением мне, ибо отступник не пойдет пред лице Его. 17 Слушайте, выслушайте слово мое, пусть речь моя дойдет до ваших ушей! 18 Вот, судебное дело начал я и знаю, что добьюсь правды моей. 19 Кто может оспорить меня? Тогда бы я затихнул и угас! 20 Только двух вещей не делай со мной, чтобы не прятаться мне от лица Твоего: 21 сними с меня руку Твою и ужас Твой пусть не мучит меня! 22 Тогда окликай, а я отзовусь; или я спрошу, а Ты отвечай! 23 Сколько у меня пороков и грехов? Вину мою и грех покажи мне! 24 Для чего скрываешь Ты лицо Твое и почитаешь меня Твоим врагом? 25  28 Это значит крушить опавший лист и гоняться за соломинкой сухой, что распадается, словно гниль, словно съеденная молью ткань, — 26 когда Ты пишешь горькое на меня и грехи юности вспоминаешь мне, 27 забиваешь в колодки ноги мои, подстерегаешь каждый мой шаг, выслеживаешь ног моих следы! 14  Человек, рожденный женой, скуден днями, но скорбью богат; 2 он выходит и никнет, как цветок, ускользает, как тень, и не устоит. 3 И на него Ты отверзаешь очи Твои? И меня требуешь к суду с Тобой? 4 Кто родится от нечистого чист? Ни один! 5 Если сосчитаны дни его и число его месяцев у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, — 6 отойди от него, чтобы он отдохнул, как наемник, порадовался своему дню! 7 Да, для дерева надежда есть, что оно, и срубленное, оживет и побеги станет пускать вновь; 8 пусть одряхлел в земле корень его, и обрубок ствола омертвел в пыли, — 9 чуть дохнет влагой, зеленеет оно, как саженец, выгоняет ветвь в рост. 10 А человек умирает — и его нет; отходит — и где его искать? 11 Если воды в озере пропадут, иссякнет и высохнет ручей; 12 так человек — ложится, и не встанет вновь, не проснется до скончания небес, не воспрянет от своего сна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

11 июня 2000 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Через неделю мы будем после Литургии коленопреклоненно молить Господа о том, чтобы на нас сошел Дух Святой так, как Он сошел на святых апостолов. И готовясь к этому, хочется подумать о Его присутствии и Его действии в нас. Мир сотворен Словом Божиим. В начале было Слово ( Ин.1:1 ), выражение Божественной мысли и Божественной любви, которая прозвучала и призвала, вызвала к бытию все, что существует. Вызвала к бытию актом любви: придите – Я вас люблю! Ответьте на Мою любовь любовью вашей… И по всей твари, как говорит нам начало Священного Писания, разлилось дыхание Святого Духа. Дыхание Святого Духа, которое все, что было сотворено, делало живым, которое помогало всему творчески расти, раскрываться, как цветок, доходить, сколько возможно было, до совершенства. И Дух Святой действовал во всем мире, во всем, что было создано, и во всех людях, которые были созданы и родились. Как это дивно, какое счастье! Но пришло время еще большего, более глубинного откровения Святого Духа. Спаситель нам сказал: Дух дышит, где хочет, и вы не знаете, откуда Он идет и куда Он устремлен ( Ин.3:8 ). И вот Дух Святой по всему миру действует, весь мир оживляет и делает способным в свое время, может быть, узнать полноту Божественной жизни во Христе. Но есть слово в Евангелии, о котором нам надо помнить, которое нас предупреждает о том, как значительно пришествие Святого Духа и как мы должны к Нему относиться. Христос сказал, что всякая хула на Сына Божия может быть прощенной, но хула на Духа Святого не простится ( Мф.12:31 ). Как это понять? Это можно понять, только если подумать о тех образах, которые отцы Церкви давали нам для посильного уразумения тайн Святой Троицы и действия Божия в твари. Отец им думался как непостижимая глубина Божественной мысли, недостижимая для нас в прямом смысле, но которая выражается Словом, Словом воплощенным, словом, достигающим до нас во Христе. Но Христос говорил о том, что не все люди могут понять,что Он говорит, люди не всегда могут взглянуть на Него и узнать, Кто Он, но это им не вменится в грех, потому что им надо вырасти дальше в ту меру, в которой они смогут уразуметь то, что сегодня они еще не могут понять.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

161 . Следовательно, вы видите, что Его слова указывают на единство Божественного величия, ибо и Дух называется источником, и что Христос не отказывает в источнике даже неверным. И как Дух называется источником, так и Отец говорит: «Вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток» ( Ис 66:12 ). Кто же усомниться, что Сын Божий является рекой жизни, от которой текут потоки жизни вечной? 162 . Сколь же прекрасна эта вода, эта духовная благодать. Кто даст мне грешному этот источник? Да забьет во мне ключом и заструится Податель вечной жизни. Да потечет во мне этот источник, и да не иссякнет. Ибо сказала премудрость: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице» ( Прит 5:15–16 ). Как же мне сохранить эту воду, чтоб она не растеклась и не расплескалась? Как мне сохранить мой сосуд, чтоб через трещину греха не вытекла влага вечной жизни? Научи нас, Господи Иисусе, научи как научил апостолов Своих, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» ( Мф 6:19 ). 163 . Господь явно указывает, что вор – это нечистый дух, который не может подкрасться при свете добрых дел, но если поймает кого-либо во тьме мирских страстей и среди земных наслаждений, то расхищает всякий цветок вечной добродетели. И потому Господь сказал: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф 6:20–21 ). 164 . Наша ржавчина – распутность, наша ржавчина – похоть, наша ржавчина – роскошь, которые бельмом бесчестия покрывают очи нашего разума. Моль же наша – Арий, моль наша – Фотин, которые своим нечестием раздирают одеянье Церкви, желая разделить нераздельное единство Божественного могущества, святотатственными клыками грызущие драгоценный покров веры. Вода прольется, если Арий вонзит свои зубы, вытечет, если Фотин вонзит свое жало в сосуд. Мы состоим из простой глины и быстро чувствуем изъяны. Но никто не может сказать мастеру: «Зачем ты меня так сделал»? ( Рим 9:20 ) Ибо хотя наши сосуды из глины, однако, иной пребывает в чести, а иной в бесчестии. Следовательно, не рой себе ров, не выкапывай пороками и грехами, чтобы не услышать тебе: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» ( Пс 7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

163 . Господь явно указывает, что вор — это нечистый дух, который не может подкрасться при свете добрых дел, но если поймает кого–либо во тьме мирских страстей и среди земных наслаждений, то расхищает всякий цветок вечной добродетели. И потому Господь сказал: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:20–21). 164 . Наша ржавчина — распутность, наша ржавчина — похоть, наша ржавчина — роскошь, которые бельмом бесчестия покрывают очи нашего разума. Моль же наша — Арий, моль наша — Фотин, которые своим нечестием раздирают одеянье Церкви, желая разделить нераздельное единство Божественного могущества, святотатственными клыками грызущие драгоценный покров веры. Вода прольется, если Арий вонзит свои зубы, вытечет, если Фотин вонзит свое жало в сосуд. Мы состоим из простой глины и быстро чувствуем изъяны. Но никто не может сказать мастеру: «Зачем ты меня так сделал»? (Рим 9:20) Ибо хотя наши сосуды из глины, однако, иной пребывает в чести, а иной в бесчестии. Следовательно, не рой себе ров, не выкапывай пороками и грехами, чтобы не услышать тебе: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» (Пс 7:16). 165 . Если вы ищете Иисуса, оставьте обвалившиеся рвы, ибо Христос сидел не у них, а у колодцев, где Его и нашла самаритянка, которая уверовала и возжелала почерпнуть воды (Ин 4:6). Как можно раньше должны прийти вы, однако если вы придете позже, даже и в шестой час, то застанете Иисуса уставшим от пути. Он утомлен, но это из–за тебя, ибо Он долго искал тебя, устал от твоего недоверия. Но ожидание было не напрасно, если ты все–таки пришел; Он, собирающийся Сам дать воды, просит пить. Пьет же Он воду не протекающего рядом ручья, но спасение твое, пьет твое расположение, пьет чашу искупления твоих грехов, чтобы ты, испив священной крови, утолил жажду века сего. 166 . Так Авраам стяжал благоволение Божие, когда вырыл колодец (Быт 21:30). Так Исаак, пока шел к колодцу (Быт 24:62), встретил явившуюся ему в образе Церкви будущую жену (Быт 24:67). Верный идет к колодцу, неверный же ко рву. Наконец и Ребекка, как мы читаем, ожидая того, кто искал ее, пришла к колодцу, блудницы же омывались от крови у рва Иезавели (3 Цар 22:37–38).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

16. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. 17. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, 18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. 15–16. Человек, в самом деле, крайне слаб и немощен: человек — как трава дни его жизни — как цветок полевой («сельный»), так скоро отцветает он: как только — «яко дух пройде в нем» и его уже более не будет, то он уже более не знает («ктому не познает») места своего, т. е. покидает место свое. 17–18. Но если с разлучением души от тела прекращается наша здешняя жизнь, зато милости Божии к нам не прекратятся и после этого. Милость же Господня к боящимся Его (ср.: ст. 11 и 13) продолжается навсегда («от века и до века»). Праведное за добродетельную жизнь воздаяние («правда») Его простирается даже на внуков («на сынех сынов») тех, которые хранят завет Его и (не нарушают) помнят заповеди Его, чтобы исполнять их (ср.: Исх. 20, 6). 19. Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 20. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. 21. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. 22. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. 19. Милости Божии к людям не прекращаются с окончанием земной жизни потому, что Господь приготовил Себе престол на небе (т. е. в мире духовном, куда переселяются души умерших), и Его царство, следовательно, обладает всеми, так что и небо и земля (подножие Его, Ис. 66, 1) в Его обладании; живущие на земле и отходящие с земли – все в Его власти и все могут получать от Его щедрот. 20–22. В заключение пророк Давид призывает к прославлению Бога Ангелов (ст. 20–21) и всех вообще тварей (ст. 22) и, наконец, побуждает к тому же себя самого (ст. 22). Прославляйте Господа все Ангелы Его, сильные по крепости своей настолько, чтобы слышать голос слов Его, т. е. сильные или способные выслушивать и понимать волю Его, и исполняющие Его веление («творящии слово Его»). Прославляйте Господа, все силы Его, т. е. все силы небесные или все чины ангельские, Его слуги, исполняющие Его волю.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-shestops...

19. «Яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего» – По-еврейски это место означает следующее: ибо подует над ним (т.е. над цветком) ветер – и его не станет, и само место (на котором он цвел) его не узнает (т.е. он исчезнет бесследно). Хотя тут речь собственно о цветке, но образ в этом случае совершенно сливается с тем, что он изображает, и представление о судьбе цветка не отделяется от представления о судьбе человека. Притом здесь олицетворяется самое «место», на котором растет цветок. Подобное олицетворение места встречается несколько раз в книге Иова, напр., Иов.7:7–10 : «вспомни, что жизнь моя – дуновение, что око мое не-возвратится видеть доброе... Редееть облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его»; Иов.8:18 : «когда вырвут его (лицемера) с места его, оно откажется от него: я не видало тебя»; Иов.20: 9 : «глаз, видевший его (лицемера), больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его». – В греческом тексте и славянском переводе (буквально придерживающемся греч. текста) образное представление, по-видимому, исчезает, и речь идет прямо о человеке. Поэтому слово «дух» здесь следует, кажется, понимать в смысле «душа», «жизнь»; слово «пройде» – в смысле «миновала», «исчезла», «покинула», а слова «и не познает ктому места своего», вероятно, должны означать: «и он уже не узнает сам своего места» (см. Пс.36:10 : «еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши»; там же 36 ст.: «мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его»), т.е. будет совершенно оторван от действительности, от жизни. 20. «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» – т.е. передается из века в век, вечно. 21. «Правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его» – Здесь слово «правда» следует понимать в смысле «праведное воздаяние». Мысль высказывается здесь та же, что и в Исх.34:7 : «Господь Бог... правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, и повиннаго не очистит, наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третияго и четвертаго рода»

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010