В этом, прежде всего, истинное богатство нищих духом, истинное их Царство «Нельзя сознавать себя нищим в человеческом духе, не будучи охваченным богатством Духа Божия, Небесного Царства» (Lange I. Р., стр. 71). Никакие обстоятельства, никакие невзгоды и страдания человеческой жизни не могут лишить христианина этого богатства. Святые мученики с христианской радостью переносили ужаснейшие страдания, потому что никто и ничто не могли отнять у них самого драгоценного – отрадного, сладостного сознания, что и в эти моменты страданий их дух продолжает свой царский путь к самому лучшему и совершеннейшему – Христу и осуществлению Его заветов, Его воли. И в Евангелии Царство Божие обозначает, прежде всего, внутреннее радостное, духовное состояние верующих, как состояние мира, предощущение праведности, возможности спасения в силу искупительных заслуг Христа – Спасителя. В этом смысле Не приидет Царствие Божие с соблюдением [со усмотрением]: ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20-21 ). «не придет Царствие Божие приметным образом, И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». И, по словам апостола Павла: Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. ( Рим.14:17 ). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» . В этом смысле Царство Божие принадлежит нищим духом. Но им же принадлежит Царство Божие, как Церковь, которую составляют верующие на земле, объединенные одними стремлениями, одними верою, надеждою и любовию. Здесь-то они получат новое богатство – воспримут от Спасителя золото, огнем очищенное, в таинствах Церкви; белую одежду, в которую оденутся, – в христианских добродетелях, и получат глазную мазь, которою помажут глаза свои для исцеления от слепоты, – в истине, Христом возвещенной ( Апок.3:15-22 ). Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл [о, дабы студен был еси или горящь]. Тако, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам [тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящь, имам тя изблевати из уст моих]. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Апок.3:15-22 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

« Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » ( Се мужа два стаста во одежди беле и говорят им: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его ) (Деян. 1:10, 11). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же — Сыну, то — царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исаия: « Вот, Господь восседит на облаке легком » ( се Господь седит на облице легце ) (Ис. 19:1). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать — гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление — самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, кто сотворит и научит » (Матф. 5:19), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( «Се мужа два стаста... во одежди беле и говорят им: ...сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его») ( Деян. 1:10–11 ). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же – Сыну, то – царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком» ( «се Господь седит на облаце легце») ( Ис. 19:1 ). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать – гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление – самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, «кто сотворит и научит» ( Матф. 5:19 ), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко» (ст. 4–5). – Но послание Иеремии написано было к иудеям с целью предостеречь их от увлечения идолослужением в Вавилоне, а не к православным христианам. Последние никогда не имели и ныне не имеют никаких богов золотых и серебряных и деревянных; если же они называют иногда в разговоре иконы «богами» («вот богоносцы идут»), то – в переносном смысле, подобно тому, как портрет человека называют именем его, напр., указывая на царский портрет, говорят: вот Государь Император или Государыня Императрица. Из Св. Писания видно, что ковчег завета тоже называли Богом, так как он напоминал израильтянам Господа Бога. Так, «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым» ( Чис. 10:35 – 36 ). Правда, у нас носят иконы на плечах, но ведь не все, что носят на плечах, есть идол. Наконец, если православные поклоняются иконам, то не как богам, – пот. что признают только одного истинного Бога, в Троице славимого, –а как святыне Божией, через которую действуют Сам Бог. 629 в) Сектанты говорят еще, что на употребление и почитание икон нет прямой заповеди Божией, а Господь, под угрозой наказания, повелевает соблюдать в точности, ничего не прибавляя и не убавляя, лишь то, что Им заповедано ( Втор. 27:10; 28:15 ; Нав. 23:6 ; Откр. 22:18 ). Действительно, в слове Божием нет прямой заповеди почитать иконы, но нет и запрещения. Воля же Божия о Почитании икон достаточно выражена в повелении изобразить херувимов. Что же касается той мысли сектантов, будто Господу угодно лишь то, что делается по особому Его повелению, то она совершепно несогласна со словом Божиим, которое представляет немало примеров противного. Так, напр., без повеления Божия патриарх Иаков на месте явлеения ему Бога поставил каменный сголб, возлил елей и назвал то место домом Божиим ( Быт. 28:18, 19 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава 11. И у грешников есть свой, гораздо более тяжкий крест. («Много скорбей нечестивому» (Пс.31:10))    Ставрофила не могла забыть бегства родных сестер своих; они были непрестанно пред очами и в сердце ее, и потому так сказала она Ангелу: «я уже не буду говорить теперь о жизни будущей; но сердце мое желает знать, могут ли по крайней мере в сей скоротечной жизни пребыть без креста убежавшие теперь от него? Ибо они ради того удалились, чтобы без страданий провести жизнь в наслаждениях и чести».    АНГЕЛ. Нет. Ни в каком случае они не будут здесь свободны от скорбей. Кто отказывается с крестом следовать за Господом, того всегда будут преследовать тяжкие страдания, так как нет ни одного из смертных, который бы не испытал скорбей. Как смерть, так и страдания неизбежны для всех: удел мертвеца гроб, живого — крест. Умирает христианин, — пред ним несут крест; и родится человек, — ему назначается крест, какой нести. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» (Сир.40:1). Не обольщайся, Ставрофила: много крестов и различны виды их, и отнюдь нельзя найди человека свободного от скорби и печали. Как плавающие по морю подвергаются различным бедам, так и живущие на земле не могут быть без скорби и креста; и все, кто бы они ни были, имеют различные кресты: один от жены, другой от сына, иной от раба, иной от друга, тот от врагов, а сей от ближнего; иной же от потери имения (Иоанн Златоуст, бес.67 к Антиохийцам). И у кого нет тысячи причин скорби?    СТАВРОФИЛА. Но миролюбцы имеют много утешений, живут по своей воле, и потому не тяжки для них их скорби.    АНГЕЛ. Пусть будет и так, что они имеют все, чего желают; но на долго ли это все бывает? «Изчезающе яко дым, изчезнут» (Пс.36:20) живущие среди изобилия мирского, и не останется памяти о прошедших утехах. Но еще и в этой жизни не без горечи, не без тоски и страха почивают они на радостях своих. В чем они почерпают утешение, то самое часто обращается им в наказание и причиняет скорбь, Правосудно устроено, что те самые наслаждения, которых беспорядочно ищут, бывают растворены горечью и смущением. Ибо так Бог повелел так и бывает, что беспорядочная душа сама себе мука.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Глава 13. Жизнь супружеская имеет свой крест.    «Не все еще кресты мирских людей изъяснил я тебе, — продолжал Ангел Господень, — не сказал еще о супружеской жизни, на которую, как проливной дождь, изливаются печали, заботы и страдания. Ибо верно и твердо слово, изреченное Св. Апостолом: «если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти» (1Кор. 7:28).    СТАВРОФИЛА. Что же это такое? Я, неопытная, думала, что брачная жизнь по крайней мере плоти доставляет отраду; но если в супружестве бывает скорбь и для плоти, для которой в нем казалось должны бы быть одни радости, то зачем и в брак вступают? Что привлекает людей к супружеству, когда в нем скорби для души и для плоти (Бл. Иероним в кн. Против Иовин)?    АНГЕЛ. Так. Ибо что считается в супружестве самым утешительным, то самое растворено горечью. Между благами супружеской жизни почитается неразрывность, по сказанному: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6); но таким образом и оковы, и узы должны почитаться благом, ибо супружество-те же оковы. Посему Апостол Павел говорит: «Жена связана законом, доколе жив муж ее», а равно и о муже: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода» (1Кор.7:39, 27). Как бежавшие рабы, кроме того, что скованы каждый порознь, связаны еще и один с другим, дабы вместе скованные, они по необходимости следовали друг за другом, и не могли отделиться один от другого: так связаны и души супругов, каждый из них, имея заботу о самом себе, в тоже время утесняем бывает другою заботою, наложенною на каждого союзом супружества, что отягощает их более всяких оков, и отнимает у супругов свободу тем самым, что никто из них ни в каком случае не самовластен, а власть их разделена между обоими. И как велико это рабство! Раб, собравши серебро, достаточное для уплаты той цены, за которую куплен, часто может сделаться свободным; но муж, как бы зла не была его жена, должен терпеть рабство, и не имеет никаких средств избавиться от ее власти и получить свободу (Св. Иоанн Златоуст. Слово о девстве). Так же точно и жена, покупая себе за приданое мужа господина, из свободной делается рабою, и ради кратковременного наслаждения лишается природной своей свободы, и чрез супружество отворяет себе дверь невыразимых страданий и непрестанных скорбей (Василий Великий об истинном девстве).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Глава 17. Должно хвалиться о кресте («А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14))    Желая преподать Ставрофиле высшее спасительное наставление, Ангел сказал ей: «Теперь, Ставрофила, еще следует тебе несомненно убедиться, что высшее достоинство, высшая слава и высшая честь состоят в том, чтобы по примеру Господа и ради Господа нести крест. Не честь ли рабу, если он пьет из одной чаши с Царем и Господом? А это сбывается тогда, когда чашу скорбей, которую Господь испил до дна, Он подает испивать и другим. Потому и Апостолам Своим, желавшим сидеть одесную и ошуюю Его, Он сказал: «чашу Мою будете пить» (Матф.20:23), научая их, что знамение великой Его любви к ним и залог вечного наследия-соделать их здесь участниками чаши страданий Его. Это достоинство чаши страданий совершенно познали Апостолы Петр и Павел, из коих один говорит так: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:29); в другой: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1Пет. 4:13, 14). Вот величайшая честь, какую только можно иметь в сей жизни; и о сем тебе, Ставрофила, должно хвалиться».    СТАВРОФИЛА. Ты вразумлял меня, что ничего не должно делать из тщеславия и ради похвал человеческих, и что даже без нашего искательства прилучающуюся славу, которая примешивается ко всякому доброму делу, всячески должно отвергать. Как же мне хвалиться о кресте?    АНГЕЛ. Искать славы, или радоваться о предлагаемой славе возбраняется; ибо то и другое — зло. Однако не всякая слава отвергается; «Хвалящийся хвались о Господе» (2 Кор.10:17).    СТАВРОФИЛА. Что значит хвалиться о Господе?    АНГЕЛ. Это значит не самого себя прославлять, но ожидать хвалы и прославления от Господа, а все терпеть во имя Того, Чей дар есть самое терпение, чтобы Ему воздаваема была всякая честь, и чтобы все направлялось к Его хвале и славе. «Вся слава дщери Царя внутри» (Псал.44:14), а не вне, не в «цвете травном» (1 Петр. 1:24), не в устах народа, но в Господе; ибо Бог есть Единый Судия совести, Ему Единому благоугождать должно; и благоутождать Ему есть единственная истинная и высшая слава. Так благоугождающий Ему всегда с Псалмопевцем будет говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Псал.113:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33:20))    Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?    АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.    СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Глава 7. Каждому по силе его посылается крест от Господа («Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч. 16:11))    Ставрофила продолжала вопрошать Ангела. «Не одинакова крепость человеческих сил, сказала она, и что для одного легко и не слишком тяжко, то для другого неудобоносимо; поэтому как же все могут быть способны понести крест? Ибо много есть бессильных и немощных, которые и самим себе в тягость. Также и юные девы и отроки, скажи мне, как могут понести крестное бремя?»    АНГЕЛ. Ты заблуждаешься, Ставрофила, и далека от истины. Если ты веруешь, что Бог премудр, или вернее, самая Премудрость, то как Он возложит на человека крест, превосходящий его силу? Не читала ли ты: «и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Коринф. 10:13)? Если и люди не возлагают на своих животных бремени более того, сколько они могут понести: то Господь ли пошлет человеку искушений и бед сверх силы его (Пр. Ефрем Сирин. Ч. 2, поуч. 48 о терпении)? Кормчий знает, как нагрузить корабль в меру, чтобы от недостатка груза он не был увлечен и опрокинут сильною бурею, и от чрезмерной тягости не погрузился в глубине моря. Так и Господь посылает избранным Своим крест искушений, чтобы им не быть легко увлеченными мирскими благами, но чтобы благополучно достигнуть пристанища вечной славы.    СТАВРОФИЛА. Сознаю моё заблуждение; я несмысленно говорила это. Но молю тебя, продолжай вразумлять меня в моем неведении, ибо и пророк взывал к Господу: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс.93:12).    АНГЕЛ. Бог вместе премудр и истинен, и «все расположил мерою, числом и весом» (Премудр. Сол. 11:21). Он точно знает, чьи рамена что могут понести, и чего не могут; и потому всем посылает скорби и беды в меру, так чтобы никому не был дан крест или чрезмерно великий или очень малый. Господь наблюдает, как и какой крест послать одному, и какой другому. Он держит как бы на весах с одной стороны крестное бремя, а с другой силу носящего, и соразмеряет то и другое, чтобы никому ничего не было послано сверх силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Глава 7. Не должно скорбеть о том, что крест будто бы очень велик или тяжел («Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17))    Предавшиеся от всего сердца на служение Господу Иисусу Христу вначале увеселяются иногда некоторыми утешениями. Ибо человеколюбивый Господь взирает на новообращающихся к Нему, как на детей, требующих млека, и в первое время утешает их. Но когда они несколько возмужают и укрепятся, тогда посещаются посильными испытаниями. Враг наш чем более усматривает в нас сопротивления, тем более старается нападать на нас, оставляя в покое тех, коими может обладать без труда. И Сам Бог как бы удаляется иногда от Своих подвижников, чтобы испытать их; и потому во время такого оставления для человека бывает как бы неудобоносимо то, что при духовном утешении было для него легко. Такую перемену испытал на себе царственный Пророк. В благополучии он воспевал: «И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек», а во время скорбного испытания говорил: «Ты сокрыл лице Твое, и я смутился» (Пс.29:7—8). Такую же перемену скоро увидим и на Ставрофиле.    Мы видели, как она охотно преклонила выю свою под иго Господне, как усердно понесла крест свой; видели, какую великую радость она изъявила. А теперь, при восставшей буре, увидим ее скорбящею, воздыхающею, и в изнеможении едва не падающею под тяжестью креста. Радостно она приняла крест, но чем далее несла его, тем более тяготилась им, то жаловалась, что он для нее очень велик, то скорбела, что слишком тяжел; и наконец стала помышлять о том, нельзя ли как-нибудь уменьшить крест.    Видя ее малодушие Ангел начал обличать ее: «что это ты помышляешь, Ставрофила? Уменьшать сколько-нибудь крест, значит наносить поруганье кресту. Так ли ты должна нести иго Христово, которое прежде было так вожделенно тебе?»    СТАВРОФИЛА. Не прогневайся на меня, прошу тебя. Крест этот мне кажется слишком велик, и я не могу его носить, а потому и думала, нельзя ли несколько уменьшить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010