Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя (Иер 1, 18, 19). Следовательно, по истинному учению Господа, царский путь приятен и легок, хотя и кажется жестким и шероховатым. Ибо когда благочестно и верно служащие понесут на себе иго Господне и научатся от Него, что Он кроток и смирен сердцем, то, уже некоторым образом сложив тяжесть земных страстей, при содействии Господа, найдут не 768//труд, а покой душам своим, как Он Сам через пророка Иеремию свидетельствовал: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер 6, 16). Ибо извилистое будет для них всегда прямым, и кочковатое — путем ровным (Ис 40, 4), и увидят, как благ Господь (Пс 33, 9), и услышат Христа, в Евангелии говорящего: придите ко Мне все труждающиеся (утомленные) и обремененные (подавляемые тяжестью грехов), и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11, 28—30). Следовательно, путь Господень имеет приятность, если проходят по закону Его. Но мы сами причиняем себе скорби и мучения беспорядочными уклонениями, когда лучше желаем идти кривыми и развращенными путями этого века, невзирая на большую опасность и трудность. А когда таким образом иго Господне сделаем для себя тяжелым и жестоким, то уже в духе богохульства обвиняем или само иго, или Христа, возложившего его, в жестокости, как говорится у Премудрого: глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа (Притч 19, 3). И через пророка Иезекииля против тех, которые сказали бы, что путь Господа не прав, Господь говорит: Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? (Иез 18, 25). И действительно, если бы ты захотел сравнить блестящий цвет девства и благоуханную чистоту целомудрия со скверною, зловонной нечистотою похоти, спокойствие и беспечальность монахов с опасностями и горестями, которым подвергаются люди мирские, покой нашей нищеты с едкими печалями богатых и неусыпными заботами, которым предаются дни и ночи с большой опасностью для жизни, то легко убедишься, что иго Христово весьма благо и бремя очень легко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Итак, если мы встретим в жизни долготерпеливого человека, будем знать: его терпение стоило ему большой внутренней работы. И он свят, этот человек. Долготерпение, как лакмусовая бумага, являет его внутреннюю святость. Завершая одевание, древний человек препоясался поясом. Пояс стягивал все предыдущие одежды, удобно фиксировал их на теле. После этого человек был готов для всякого дела. Таким поясом для Павла служит любовь. «Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), – говорит он. В церковнославянском опять точнее: «Стяжите любовь, яже есть соуз совершенства». «Соуз» – т. е. связь всех возможных добродетелей в одно. Именно к любви все добродетели стремятся, она их связывает в единое целое, они вливаются в нее как речки в море. Любовь – это имя Божье. «Бог есть любовь», – пишет Иоанн Богослов (1 Ин. 4:8). Также любовь есть то, что должно отличать христиан от других людей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – говорил Спаситель. Эта добродетель есть цель христианских подвигов. Все остальное лишь средство. Все добродетели лишь ступеньки к христианскому Богу, имя которому Любовь. «Любовию дышать – значит Бога в себе являть» , – восклицает святитель Феофан. Но нам будет лучше, братья и сестры, опустить свой взгляд от высот любви к человеческим добродетелям, которые к любви ведут – милосердие, благость, долготерпение... Так будет безопаснее и правильнее. Идущий по лестнице должен смотреть под ноги и особо не задирать голову вверх, иначе можно упасть. Путь постепенный, путь царский ожидает нас. Прежде любви надо научиться потерпеть, научиться проявить милость хотя бы тогда, когда просят (ведь есть множество нуждающихся в помощи, которые просить стыдятся), научиться не осуждать, не лгать, не болтать лишнего и проч. Одежда за одеждой, и вот человек уже одет полностью. Осталось только препоясаться и выходить на добрые дела христианские. Это и есть путь золотой середины, путь, о котором так прекрасно сегодня пишет апостол Павел: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12, 14). Этот путь ожидает всех нас.

http://pravoslavie.ru/118121.html

Путь Евангелия — Царский путь, испытанный поколениями христиан, освященный святыми, путь, по которому мы дерзаем сегодня идти. Этот путь не проходит через самоуспокоенность и отступничество, не усыпан цветами, вернее, (что это я говорю!) — весь усыпан цветами, как сегодняшний путь Христа. Но за каждым цветочком — шипы, как гвозди, которые могут пробить ладони и ноги. Райское цветение, заря дня, который сотворил Господь. «Бог Господь и явися нам: составите праздник» ( Пс. 117, 27). И дети, и грудные младенцы восклицают: «Осанна в вышних!» Может быть, обычно невозможно для грудных так восклицать, но разве это обычный день? «Если не будете, как дети, — говорит Господь, — не войдете в Царство Небесное». Только смиренные и простые сердца могут видеть истину, которая сокрыта от мудрых и разумных. Мытари и блудницы предваряют их, и, когда один из мытарей в толпе воздыхает: «Боже, милостив буди мне грешному!» — все херувимы воздают славу Иисусу Христу со Отцем Безначальным и Духом Всесвятым и Животворящим. И как разбойник благоразумный, еще не взятый, и еще не распятый, я кричу: «Помяни меня, Господи! Не забудь и меня, когда придешь во Царствие Твое!» Где, когда, в каком далеком будущем это Царство наступит? Через неделю, среди ликования Пасхи, — говорит Господь, — ты будешь со Мною в раю. Когда Господь обесчещен всеми, и когда Он — соблазн для всех, дай мне, Боже, быть верным! Жизнь — быть со Христом, куда бы Он ни пошел, ибо где Христос — там Царство. Пусть зло достигает последнего предела, пусть крушение жизни, того, что Богом сотворено, идет на глазах, и сатана похваляется, что человечество становится грехами своими на его сторону, — мы не обманем ожиданий Господа. И наша радость будет царственной, потому что Царь Израилев входит в Небесный Иерусалим. Царь Израилев входит в Иерусалим Небесный, и мы будем народом святых. Мы будем народом детей — и значит, пророков; народом нищих — и значит, царей; народом милосердия — и значит, вечного веселия; народом, еще убиваемым и уже прославленным. Народом молитвы, света, хвалы — Его народом.

http://pravoslavie.ru/61123.html

Ангел же продолжал: «вот ты теперь уразумела истину. Ибо для спасения твоего Сын Божий снисшел с небес, взял на Себя болезни твои, по любви, а не по нужде, чтобы ты научилась терпению, и временные скорби понесла без роптания». СТАВРОФИЛА. Да! Господь много претерпел страданий во время земной Своей жизни, исполняя сим заповедь Отца небесного. Посему праведно, чтобы и я, окаянная грешница, по воле Его терпеливо все сносила, и, пока будет Ему благоугодно, понесла трудности бедственной жизни сей ради спасения моего. Ибо хотя и кажется тягостным нынешний крест, но по благодати Божией он весьма полезен; а пример Искупителя нашего соделывает его удобоносимым и любезным. Какое благодарение должна я воссылать Господу Иисусу Христу, что Он мне и всем верным Своим благоволил явить путь благой и правый к царствию небесному! Жизнь Его путь для нас; заповеданным от Него терпением мы идем к Нему, венцу нашему. Если бы Он не подавал нам Собою примера и не научал нас, кто бы захотел последовать Ему? О, как бы далеко назади оставались мы, если бы не имели пред очами пресветлого образа жизни Господней! АНГЕЛ. Да, это так! Сам Господь сказал: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13, 15 ). Мореплаватели, чтобы не сбиться с пути, должны направлять плавание свое по какой-либо звезде; живописцы смотрят на подлинник, желая изобразить его подобие. Желаешь ли и ты, как должно нести крест? Кого, кроме Господа, носящего крест, можешь предложить себе для подражания? Так сказал и Апостол: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1, 2 ). СТАВРОФИЛА. Господь Спаситель для меня и образ терпения и вместе мздовоздаятель мой. Тем и другим Он воззывает и сильно влечет меня, и потому я всегда буду иметь Его пред очами моими, – «предзрю Господа моего предо мною выну». Взирая на Его страдания, я легче понесу мои. АНГЕЛ. Поступай так! «Великая слава – следовать Господу, а быть тебе принятым от Него – долгоденствие» ( Сирах 23, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

«Воины и тысяченачальник, и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его». Такими словами изображает евангелист начало тяжкого и мрачного пути, какой теперь надлежало совершить Христу. Ему связали Его руки, Его святые руки, которые никогда не простирались на что-либо злое, но всегда расточали лишь одни исцеления и помощь, несли только одни благословения и благодеяния, связали руки, которые только что с обычным милосердием исцелили усекнутое ухо первосвященнического слуги. Подобно тому как некогда Исаак был связан и вознесен своим Отцом на костер для жертвоприношения, так точно должен быть связан и предан беззащитным во власть своих врагов Агнец Божий, которому предстояло теперь идти на заколение! В эти мрачные минуты Он должен был на Самом Себе выстрадать и испытать сказанное Им впоследствии ап. Петру: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин. 21, 18 ). Так, со связанными руками Он проходит тяжелый и темный путь от Гефсимании до двора первосвященника. Стража ведет Христа из сада в долину Иосафата и затем чрез мрачный поток Кедрон. Потом по крутой и неудобной тропинке они поднялись к городу, прошли по улицам Иерусалима и стали восходить на храмовую гору в 800 ф. высоты. И сам по себе этот путь был уже в высшей степени тяжелым и трудным. Но для Христа он должен быть тем более тяжелым, что Ему приходилось совершать его во тьме ночи. Еще более тяжким и скорбным он должен быть для Господа, так как Он шел со связанными руками. Тяжесть пути должна была, наконец, возрасти от печальных воспоминаний, которые теснились в Его душе при виде окружающих предметов. В высшей степени вероятно, как думают многие толковники, что Христа вели чрез те же самые ворота, в которые Он лишь за несколько дней пред этим совершил Свой царский вход в Иерусалим. Тогда путь Его был устлан пальмовыми ветвями. Тогда встречавший и сопровождавший Его народ восклицал в радостном воодушевлении: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» А теперь чрез те же самые ворота ослепленные сыны того же самого народа ведут Его плененным и связанным на убиение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Вот все, что открыто нам в Евангелии о земной жизни Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста Его. Может быть, этого мало для любопытства, но довольно для нашего назидания. Чтобы уничтожить грех, произошедший от гордости и непослушания прародителей, Господь показал в Себе высочайший образец смирения и послушания. Вот почему детство и юность свою Он проводит в неизвестности, в ничтожном городе, повинуется мнимому отцу своему, и помогает ему в его скромных занятиях. Заключим беседу нашу тем же, чем начали, – увещанием св. Апостола: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Будем чувствовать, мыслить и поступать так, как поучает нас Иисус Христос; будем подражать Его смиренно, послушанию, терпению, усердию к закону Божию. Слава и благодарение смирившему Себя для нашего спасения Господу во веки веков. Аминь. 26. О крещении Иисуса Христа Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Иисуса Христа. Деян. 19:4 .   Когда царь имеет намерение посетить какой-нибудь отдаленный город или село в своем царстве, то посылает сначала вестника, который сделал бы удобный путь царский и приготовил людей к принятию их владыки. Так, еще за несколько сот лет до пришествия в мир Иисуса Христа, царя неба и земли, Бог устами святых пророков возвестил, что он пошлет вестника, который приготовить путь Мессии в душах человеческих. Вот, Я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Бога Вашего; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся; И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие. ( Мк. 1:2, 3 ; Мал. 3:1 ; Ис. 40:3–5 ). Этим ангелом-превозвестником Мессии, этим гласом, вопиющим в пустыне, был благодатный сын Захарии и Елисаветы, св. Иоанн. В то время, как Иисус Христос, до наступления тридцатилетнего возраста своего, пребывал в Назарете, св. Иоанн с юных лет, жил в пустыне иорданской. Здесь, в совершенном уединении, вдали от людей и жилищ человеческих, подвигами сурового поста и непрестанной молитвы, он готовился быть достойным провозвестником и предтечею Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Глава 7. Крестоносцу обещан венец («Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10))    Видя, что путь креста тернист, тесен и прискорбен, и страшит продолжительностью, Ставрофила впала в великую печаль. Отягощенная малодушием, она уже помышляла было оставить путь, отложить крест, и понесши столько трудов, в одно мгновенье потерять все плоды оных. Но «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13); внезапно воссияла в печальной душе Ставрофилы благодать милосердого Господа, и увеселила ее. «Будь, — сказал ей Ангел, — верна даже до смерти, и даст тебе Господь венец жизни» (Откр.2:1). Прискорбен путь сей, и много скорбей претерпеваешь ты, но не изнемогай: болезни и труды временные ходатайствуют тебе венец вечный. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).    СТАВРОФИЛА. Возвеселяют душу мою надежды на неувядаемый венец славы небесной; но увы, силы меня оставляют, и я совершенно изнемогаю.    АНГЕЛ. Оставь жалобы. Если не будет искушений, не будет и венца; без подвигов нет и воздаяний, без трудов нет почестей, без скорби и злостраданий нет прощения, как и без зимы не бывает лета. Итак, когда тебя постигают скорбные искушения, знай, что тебе уготовляется венец (Св. Иоанна Златоуст, бесед. 5 к Антиох.). Не искушение ли Иосифа послужило к прославлению его добродетели? Не скорбь ли темницы соделала более светлым его венец чистоты (Св. Амврос. Медиол. на Ев. Лук. Кн. 4. гл. 4). Как во время бури познается искусство кормчего, во время сражения искусство полководца и храбрость воина; так и скорбные искушения являют истинного христианина.    СТАВРОФИЛА. Но я немощный воин; изнемогают силы мои; я не могу мужественно вести брань, а тем более победить.    АНГЕЛ. Не сопротивляться поучаю я тебя, но терпеть. Венец обещан не тому, кто наносит зло, а тому, кто терпит зло. Побеждать злом, это закон сатанинский. И потому на народных позорищах, совершаемых в честь сатаны, увенчиваются побеждающее. Но на поприще духовном противоположен сему закон раздаяния венцов. Ибо здесь узаконено увенчивать приемлющего на себя, а не наносящего удары. Это поистине небесное поприще, Ангельское зрелище (Исидор Пелусиот. Кн. 2, посл. 669).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

И так она пошла, плача и сетуя, с одной стороны о разлуке с подругами юности, с другой от страха тесного и тяжкого пути. Идя в назначенное место, она часто воздыхала из глубины своего сердца, и, наконец, вручила себя Господу. Не удалился же от нее некий светлый луч благодати, день ото дня более и более озарявший душу ее небесным светом. Когда приблизилась она к известно месту, и стала обращать взор свой туда и сюда, явился ей Ангел Божий, и так начал вещать ей: «Хорошо ты сделала, Ставрофила, что оставила граждан Вавилона, исполнила обещание свое, и расторгнув обольстительные преграды мира, не ужаснулась прибегнуть под спасительное знамение креста. Я видел сети, которые распростерты были пред тобою; но благодать Божия сделала то, что ты избежала их; «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор.6:2). Ныне, говорю, время воспринять крест и последовать Господу Иисусу Христу. Всякий желающий во царствии небесном последовать «за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр.14:4), без отлагательства должен взять крест, и идти вслед предходящего Спасителя своего.    На Ставрофилу, подавленную страхом, немного подействовали сии слова Ангела. Сильно трепетало сердце ее при одном напоминания о кресте. Как вступающие в войну, если сознают свое бессилие, обыкновенно спешат заключить перемирие: так и она, не имея возможности совершенно уклониться от креста, желала, по крайней мере, отложить его на время.    «Позволь мне, умоляю тебя, — говорила она Ангелу, — хотя еще несколько времени насладиться миром и молодостью, а не сейчас вступить на тяжкий путь скорбей. Я еще так молода, не имею ни твердости душевной, ни крепости телесной. Возмужавши и укрепившись в силах, я с большею готовностью приму на себя бремя крестное. Я не отрицаюсь от него, но умоляю только, благоволи отложить его на некоторое время».    Ангел как бы с гневом сказал: «Зачем так говоришь, Ставрофила? Удивляюсь, как ты скоро оставила добрый путь, путь спасения, тебе показанный. О несмысленная, «кто тебя прельстил … не покоряться слову истины» (Гал.3:1), слышанному из уст моих? Зачем с пагубным замедлением откладываешь дело твоего спасения на будущее время? Разве ты не слышала Писаная: «не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения» (Сир.5:8, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Когда сам царь и все окружавшие его удивлялись этому, Иерусалимский Епископ Захария сказал: смотри, государь, в этом великолепном убранстве тебе невозможно принести на место древо креста, которое нес Христос в убогом виде; а потому, если желаешь нести древо креста, то подражай Христовым смирению и нищете. Тогда Ираклий, сняв с себя драгоценные одежды, облекся в простые и худые, и босыми ногами беспрепятственно совершил остальной путь, и внес крест на место, где он всегда стоял. Господь желает, чтобы и ты несла крест, подражая Его смирению, и всячески уклоняясь от того, чтобы делать это на показ людям. Глава 5. Под крестом не должно рваться вперед, а должно идти во след Христа ( «И торопливый ногами оступится» (Притч. 19, 2)) Как сбившиеся с прямого пути обыкновенно долго блуждают по окольным тропинкам: так и тот, кто поверхностно только и как бы раздвоенною волею взыскует Бога, никак не может удержаться на правом пути, но впадает из одной погрешности в другую. Так было и с Ставрофилой. Уклоняясь, по наставлению Ангела, от одной неправильности, она впала в другую. Вразумленная столькими наставлениями, она решилась мужественно вступить на крестный путь, не устрашаясь никаких трудностей, почему с ревностью возложивши крест на рамена свои, поспешно пошла вперед, не дожидаясь наставления Ангела Божия. Невинная голубица, она ничего не ужасалась, и утверждаясь на своем только разумении, без вождя хотела идти этим трудным путем. Удерживая ее, Ангел сказал ей: «заблуждаешься опять, Ставрофила, и согрешаешь безрассудною ревностью. Ты забыла наставления, которые я недавно тебе предал. «Снова нужно учить первым началам слова Божия» ( Евр.5, 12 ). СТАВРОФИЛА. Какие же это наставления? АНГЕЛ. Разве ты не знаешь? Не сказал ли Господь Иисус Христос в Евангелии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лук.9, 23 ). Я не раз припоминал тебе эти слова, а ты все таки не вразумилась ими вполне. Ставрофила все еще не познавала своей погрешности и, желая оправдаться, ответствовала: «но я всегда слышала, что ленивые и нерадивые неугодны Богу, и что Он более благоволит к тем, которые «духом горяще работают Господеви " ( Римл.12, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Разве ты не знаешь? Не сказал ли Господь Иисус Христос в Евангелии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23). Я не раз припоминал тебе эти слова, а ты все таки не вразумилась ими вполне.    Ставрофила все еще не познавала своей погрешности и, желая оправдаться, ответствовала: «но я всегда слышала, что ленивые и нерадивые неугодны Богу, и что Он более благоволит к тем, которые «духом пламенейте; Господу служите» (Римл.12:11). И Св. Апостол учит не ступать шаг за шагом, но быстро проходить поприще жития христианского: «так бегите, — говорит он, — чтобы получить» (1Кор.9:24). Чем же я согрешила, если, собравшись в путь, усердно начала его? Не кратко ли время жизни моей? И потому я ревностью хочу восполнить его.    АНГЕЛ. Ты погрешила тем, что пошла не во след Господа, как Он повелел, т.е. пошла без вождя и наставника, указанного Господом, надеясь на свой собственный разум. Воин, выходя на брань, не сам избирает для себя путь: он совершаете его не по своему произволу, чтобы не удалиться от своего знамени, но имеет вождя, назначенного от царя. Соблюдая все повеленное им, он в предписанном ему порядке идете с оружием в руках, и таким образом совершает путь свой, как должно. Кто повинуется царю своему и поставленному от него вождю, тот без сомнения не уклоняется от надлежащего пути. Таков должен быть порядок и на пути духовной жизни, на котором Господь есть наставник и вождь, а Святые Ему последуют (Св. Амвросий Медиол. Беседа 5 на Пс.118). Думаешь ли ты, что не было таинственного знаменования в том, что Симон Киринейский нес крест Христов «за Иисусом» (Лук. 23:26), а не впереди Его? Что же этим изображалось? То, что добрый чин духовного преуспеяния требовал, дабы Господь сперва Сам понес крест Свой, а потом уже дал нести оный мученикам и прочим последователям Своим (Св. Амвросий Медиол. Кн.10 на Еванг. от Луки). Закхей «забежав вперед, взлез на смоковницу» (Лук. 19:4, 5) прежде, нежели Сын Божий восшел на дерево креста, и потому что ему сказано? «Сойди скорее», т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010