1) Всем священникам необходимо относиться к делу исповеди повнимательнее и не только самим на себя смотреть, а чтобы и другие в нас видели и на нас смотрели не иначе, как на слуг Христовых и строителей Тайн Божиих. Присловие: «грехи те же и деньги те же» – пусть более не находит себе оправдания в современной практике духовенства... 2) Точно также – и в отношении вообще к прихожанам пора нам, наконец, вести себя так, как и следует пастырям, – не раболепствуя и не человекоугодничая перед ними. Правда, прихожане не любят, когда священник старается держать себя перед ними с сознанием своего пастырского достоинства: большинство из них смотрело, смотрит и желает впредь смотреть на священника не более, как на раба, обязанного – покорно исполнять все их требы, хотя бы и самые прихотливые и в ущерб главным нашим обязанностям, и вразумлений, обличений сильно недолюбливают, – пусть так; но мы свое дело все-таки должны исполнять по совести, не яко человеком, а Господу служаще и работающе, и... угождающе. Будут недовольные? И слава Богу! Не Спаситель ли изрек в Евангелии: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лук.6:26 .) – Само собою, напрашиваться на неприятности и намеренно досаждать кому бы то ни было – не только не следует, а и грешно: но грешно и прислуживаться... Средний путьцарский путь. Путь Евангельский – самый верный: будьте мудры, как змии и просты, как голуби ( Мф.10:16 ). 3) Почаще нужно заглядывать в чиноположение служб церковных и в книги Правил и постановлений св. соборов и св. отец и – не иначе, как по ним устроять порядки, а не по своему смышлению или принятому обычаю. Правила соборные составлены и уставы церковные писаны – конечно – не для того, чтобы мы оставляли их без внимания. 14 Долго ждали мы от своих собратий отклика за призыв наш потрудиться сообща в обсуждении затронутых нами вопросов относительно совершения таинства исповеди; но увы! – прождали вотще: ни да, ни нет – ни от кого не последовало. Жалко! Приходится продолжать начатый труд без сторонней помощи и поддержки, без возражений и согласия. XIII

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   АНГЕЛ. Да, это так! Сам Господь сказал: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Мореплаватели, чтобы не сбиться с пути, должны направлять плавание свое по какой либо звезде; живописцы смотрят на подлинник, желая изобразить его подобие. Желаешь ли и ты, как должно нести крест? Кого, кроме Господа, носящего крест, можешь предложить себе для подражания? Так сказал и Апостол: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:1, 2).    СТАВРОФИЛА. Господь Спаситель для меня и образ терпения и вместе мздовоздаятель мой. Тем и другим Он воззывает и сильно влечет меня, и потому я всегда буду иметь Его пред очами моими, — «предзрю Господа моего предо мною выну». Взирая на Его страдания, я легче понесу мои.    АНГЕЛ. Поступай так! «Великая слава — следовать Господу, а быть тебе принятым от Него — долгоденствие» (Сирах 23:37). Итак последуй Богу. Это исполняют рабы Христовы последующее Ему царским путем креста. Они будут иметь не только награду, но и великое достоинство у Бога.    Ставрофила исполнилась радости от этих слове. «А в чем, — сказала она, — будет состоять это достоинство?»    АНГЕЛ. В том, что они будут признаны достойными Бога. Разве ты не читала, что в писании говорится о Святых? «В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью» (Прем. 3:2). Пред лицом человеческим они и муки прияли; но что же у Бога? «Бог, — сказано, — испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. 3:5). Как благословен крест, как блаженны скорби, кои соделывают людей достойными Бога! Тот только достоин сожаления, кто, находясь в скорбях, слишком печалится, и чрез это сам соделывает себя недостойным Бога. Потому-то Господь Иисус Христос и сказал ясно: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).    Удивленная Ставрофила воззвала: «кто есть человек, что он достоин идти в след Царя и Создателя своего? «Мне же прилеплятися» Господу моему Иисусу «благо есть»; Ему желаю последовать, с Ним соединиться стремлюсь сердцем. Ибо если мирская мудрость так превозносится в своих заблуждениях, что каждый следует мнениям, нравам и всем правилам того, кого изберет для себя образцом и наставником; то могу ли я достойно носить имя Христово, если не соединюсь с Ним неразлучно Он «есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6) путь святого жительства, истина учения, и жизнь вечного блаженства» (Св. Льва, Сл. 3 на Пасху).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   СТАВРОФИЛА. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл.11:33). Иной мог бы подумать, что Господь милостиво поступает с грешниками, когда щадит их и не подвергает никакому наказанию. Но напротив тогда является величайшее Божие милосердие, когда Правосудный Бог не оставляет грешников без наказания, чтобы в последний день не предать их геенне. О как велико наказание оставаться без наказания!    АНГЕЛ. Об этом и в Псалмах сказано: «народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне». Что же последовало за сим? «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Псал.80:12, 13). Если Господь щадит грешных, то они и пребывают во грехах своих, и не обращаются на путь спасения.    СТАВРОФИЛА. О, нет, я не хочу такой пощады: она, заграждая мне пути правды, страшнее для меня всякого гнева. Поистине лучше мне, по совету пророка, принять наказание, «чтобы Он не прогневался, и чтобы … не погибнуть в пути» (Псал.2:12). Лучше я желаю, чтобы прогневался на меня Отец щедрот, но тем гневом, которым Он исправляет заблуждающегося, и наставляет его на путь истины. Плод милостивого гнева Божия есть обращение грешника, а плод ужасного Его долготерпения — отвержение его. Когда вижу сей благий гнев Божий, тогда наиболее надеюсь на милость Его; ибо сказано: «во гневе милость Твою помянеши» (Авв. 3:2). И с праведным Иовом скажу: «О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!» (Иов. 6:8, 9). Господи! здесь пожигай, здесь поражай меня, дабы помиловать в вечности! Глава 3. Крест отверзает очи и ум («Научитеся слышати утесняемии» (Ис.28:19))    Случилось Ставрофиле проходить чрез поле, на котором земледельцы пахали плугом землю. Давая некоторую свободу очам своим, Ставрофила внимательно смотрела на волов, тянувших тяжелый плуг, и на пашущих земледельцев.    Желая возвести ее от зрения вещей внешних к духовным и внутренним, Ангел сказал: «или нравится тебе это возделывание земли, что ты так внимательно смотришь на оное?» Она же, познавши свою вину, что дала свободу очам своим, устыдилась и молчала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   СТАВРОФИЛА. Почему же такое зло — восходить на небо по своей воле?    АНГЕЛ. Потому что своя воля есть нога гордыни, а ею никто не восходил на небо. Повторяю, кто идет самочинно и без рассуждения и наставления Евангельского, тот много претыкается. Многие подъяли немалые труды и подвиги, претерпели много лишений и страданий ради Бога; но так как они действовали самочинно, без рассуждения, и думали, что они не нуждаются в помощи и наставлениях ближнего, то все труды их оказались бесплодными и суетными (Пр. Марк Подвижник. К Николаю). Беги от сей пропасти, и если имеешь благоразумие, последуй Господу. Возьми в пример для себя пророка Моисея. Когда ему повелено было выйти из земли, в которой он жил, и идти в землю обетованную, то он дерзновенно сказал Господу: «если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами?» (Исх. 33:15—16). Так и ты на пути спасения ни одного шага не делай без руководителя, Если желаешь идти скоро, то и это не худо; только иди не без наставника, и не утверждайся в своем разумении. Если желаешь достигнуть Господа, то должна следовать Ему, не надеясь на собственную силу, но молясь Ему, чтобы благодать Его влекла тебя и содействовала тебе, как молилась Суламитина: «влецы мя, в след Тебе в воню мира Твоего течем» (Песн. 1:3). Глава 6. Крест должно нести по образу Господа Иисуса Христа («Великая слава — следовать Господу» (Сир.23:37))    Едва и столькими наставлениями убежденная, Ставрофила наконец решилась нести крест подобающим образом, и шествовать по стопам Господа Иисуса Христа.    Ангел же продолжал: «вот ты теперь уразумела истину. Ибо для спасения твоего Сын Божий снисшел с небес, взял на Себя болезни твои, по любви, а не по нужде, чтобы ты научилась терпению, и временные скорби понесла без роптания».    СТАВРОФИЛА. Да! Господь много претерпел страдание во время земной Своей жизни, исполняя сим заповедь Отца небесного. Посему праведно, чтобы и я, окаянная грешница, по воле Его терпеливо все сносила, и, пока будет Ему благоугодно, понесла трудности бедственной жизни сей ради спасения моего. Ибо хотя и кажется тягостным нынешний крест, но по благодати Божией он весьма полезен; а пример Искупителя нашего соделывает его удобоносимым и любезным. Какое благодарение должна я воссылать Господу Иисусу Христу, что Он мне и всем верным Своим благоволил явить путь благой и правый к царствию небесному! Жизнь Его путь для нас; заповеданным от Него терпением мы идем к Нему, венцу нашему. Если бы Он не подавал нам Собою примера и не научал нас, кто бы захотел последовать Ему? О, как бы далеко назади оставались мы, если бы не имели пред очами пресветлого образа жизни Господней!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Другой помазует на царство Ииуя (родоначальника новой царской династии в Израиле) и благословляет кровавую резню, уничтожившую весь предыдущий язычествующий царский дом Амврия (см. 4 Цар. 9 — 10). Однако уже в самом Ветхом Завете служение Илии и Елисея представляло собой некий перелом, итог определенной фазы. Впереди было служение новых пророков, героизм которых совсем не в воинствующем насаждении истинной веры, а в жертвенном, мирном служении Слова (ярчайший пример, в этом смысле контрастирующий с Илией — Иеремия, чей жизненный путь есть путь сплошных страданий и унижений и поэтому неизмеримо более близко прообразующий путь Христа ): «Неудача Елисея [Ииуй, помазанный им на царство, восстановил лишь видимость религии верности YHWH, по сути оставшись язычником — А.С.], прибегшего к помощи военного переворота, означала закат старого воинствующего профетизма. Он отжил свой век как пережиток времен судей, «священной войны», сынов пророческих и Деворы. Отныне борьба за чистоту веры никогда больше не должна превращаться в войну» . Поэтому служение Иисуса одновременно содержит параллели со служением Илии и Елисея, но и превосходит их воинственность, с которой несовместима добровольная жертвенность Иисуса. Самое яркое, прямое подтверждение этому — диалог Иисуса с учениками, жаждущими победного, «в духе и силе Илии» установления Мессианского царства Израилева: 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 52-56). Акцентом на пророческом аспекте служения Иисуса объясняется отличие Его родословия по Лк. от родословия по Мф. Отличие начинается после упоминания имени Давида. В Мф. 1, 6 родословие идет по царской линии — через Соломона, тогда как в Лк. 3, 31 сыном Давида назван Нафан (см. 2 Цар. 5, 14), чье имя тождественно имени пророка Нафана (см. 2 Цар. 7, 2 и др.). Евангелие молитвы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

е. сойди пред Господом с древа, дабы взойти на оное после страданий Господних на древе крестном (Хрисолог. Сл.54). Этими таинственными словами Господь чрез пример Закхея научает, чтобы и в добрых побуждениях и благих стремлениях действовать по указанию наставника, а не по своему разумению и желанию.    СТАВРОФИЛА. Какое же в этом зло, если кто на пути спасения идет вперед по своему разумению? Если носить крест есть благо, то для чего еще нужен учитель и руководитель?    АНГЕЛ. Для того чтобы благое дело и совершалось, как должно. «Страшное кичение, если кто думает, что ни в ком не имеет нужды, а надеется только на самого себя, как единственно способного присоветовать себе лучшее» (Св. Василий Великий. на 1 гл. Исаии). Поистине смешно и срамно в низком ремесле переходить непрестанно от учителя к учителю, а Божественное любомудрие о крестоношении, как что-нибудь маловажное, предоставлять себе самим (Св. Исидор Пелусиот. кн.1, п.260). Потому особенно убеждаю тебя, не следуй своему разумение, и без руководителя не вступай на такой путь, по которому ты никогда еще не ходила; иначе можешь скоро совратиться с правого пути, и подвергнуться падения или идти скорее, чем следует и утрудиться поспешным шествием, или замедляя на пути предаться усыплению (Блаж. Иероним. Послан. 1-е к Рустику).    СТАВРОФИЛА. Никогда я не думала, чтобы такой беде подвергались те, кои с горящим духом ревнуют преуспевать на пути спасения, и собственное рассуждение никогда не казалось мне столь опасными    АНГЕЛ. Это происходило от твоей неопытности! Но сколь великое зло, хотя бы и в добром деле утверждаться на своем разумении, и не желать покориться Господу или служителям Его, это ясно показано было первоверховному Апостолу Петру. Услышав из уст Господа Иисуса Христа беседу о кресте и страданиях Его, он сказал: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22, 23). Какой получил ответ? «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Что же это? Тот, который прежде слышал: «ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17), внезапно слышит: «Отойди от Меня, сатана!» Что значит: «отойди от Меня»? … Ты желаешь указывать Мне путь? Желаешь давать Мне совет? Но лучше тебе следовать Моему изволению. Вот что значит: «отойди от Меня». Так Господь смирил прекословившего Ему Апостола, и назвал сатаной, потому что он хотел вести вождя, учить наставника и повелевать Господу своему (Блаж. Август., на Псал.89 и 55). Верь, Ставрофила, кто себя самого поставляет учителем для себя, тот отдает себя в ученики малосмысленному. Посему древние наставники иноков повторяли мудрое изречение: «если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его; потому что не полезно ему» (Ефрем Сирин, ч.2, поуч.33). Видишь ли, как вредна безрассудная поспешность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Ибо всякий связывается узами грехов своих (Притч 5, 22); и пророк говорит: вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! (Ис 50, 11). По свидетельству Соломона, кто чем согрешает, тем и наказывается (Прем 11, 17). Ибо те же самые удовольствия, которыми наслаждаемся, служат для нас мучением; утешения этой плоти и услаждения, как палачи, с наказанием обращаются на своего виновника; потому что тот, кто опирался на прежнее богатство и имущество, не может иметь ни совершенного смирения сердца, ни полного умерщвления превратной воли. При этих пособиях к добродетелям все трудности настоящей жизни и все лишения, какие враг может наносить, переносятся не только терпеливо, но и с удовольствием; а без них (т. е. смирения и умерщвления воли) растет столь гибельная гордость, что и за легкое поношение мы уязвляемся смертоносными стрелами досады, и нам будет сказано через пророка Иеремию: и ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее? Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь (Иер 2, 18, 19). А что дивная приятность ига Господня чувствуется горькой, то это потому, 766//что горечь нашего отвращения портит ее. Что столь приятная легкость божественного бремени кажется тяжелой, то это потому, что мы упрямой самонадеянностью презираем Того, Кем поддерживаемся. Об этом ясно свидетельствует Св. Писание, говоря: если бы они ходили стезями прямыми, то нашли бы стези правды легкими (Притч 2, 20). Это, без сомнения, относится к нам, которые правые и легкие стези Господни неровными и жесткими камнями пожеланий делаем не гладкими, которые царский путь, упроченный апостольскими и пророческими камнями, проложенный стопами всех святых и Самого Господа, безумно оставляем, ходим по распутью и местам, покрытым колючим кустарником, и ослепленные прелестями настоящих утех, ползем по мрачным и поросшим волчцами пороков тропам, изранив голени, разодрав брачную одежду, пронзаемые не только острыми иглами терния, но и уязвляемые жалами ядовитых змей и скорпионов, скрывающихся там.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Моисей был смиренным и народолюбивым. За это Господь сделал его вождем своего избранного народа и даровал ему чудесную силу. Анна была бесплодна, но она много молилась Господу, и Господь услышал ее и дал ей сына – великого пророка Самуила. Давид молился, когда шел с пращей против страшного Голиафа. И Бог дал ему силу, и победил он сильнейшего. Царь Давид согрешил, но горько плакал и каялся перед Богом, и Бог все простил ему и благословил великим благословением – рождением от колена его Спасителя мира. Царь Соломон просил у Бога не богатства и славы, а мудрости. И Бог дал ему мудрость и дал к ней и богатство, и славу. Царь Манассия тяжко согрешил перед Господом, ибо поклонился идолам. За это был он отведен в оковах в рабство. Но покаялся, и Господь простил его и снова вернул на Царский престол в Иерусалим. Праведный Иов сильно пострадал от сатаны, который погубил его детей, уничтожил скот, сжег дом и принес страшную болезнь. Но Иов уповал на Бога и не потерял веру и надежду. За это Бог исцелил и возвысил его и вернул ему все, что он потерял, и дал еще больше того, чем он имел. Пророк Даниил соблюдал пост и не хотел нарушить его. За это Бог сохранил его от всех бед. И когда он был брошен к зверям, звери стояли перед ним, как ягнята, и не хотели нападать на него. Три отрока Вавилонских ни за что не хотели кланяться идолам, и были брошены в огненную печь. Но Бог спас их, и не сгорели они, но остались живы, и Бог прославил их. Апостол Петр трижды отрекся от Христа, но горько и слезно каялся, и Христос простил его. Женщина-грешница плакала перед Господом в покаянии, и Господь простил ее. Разбойник на кресте покаялся и помолился Господу о спасении души и вошел в Рай . Пророки, апостолы и мученики сохранили веру в Бога и Закон Божий, и хотя многие страдания претерпели, были прославлены Господом навеки и вовеки. Но кто бы мог, братья, перечислить все имена праведников и всю милость Божию, которая изливалась на них? Откройте глаза, и вы увидите, куда ведет путь греха, а куда – путь истины. Отвергните путь греха, чтобы он не увел вас в вечную погибель, чтобы прийти вам в Царство Небесное, чтобы ваши имена не были стерты из Книги Живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

СТАВРОФИЛА. А я, слыша в Евангелии заповедь Божию о любви к врагам, считала ее неудобоисполнимою, и думала, что очень немногие, и то едва могли исполнить ее. АНГЕЛ. Так! Исполнение сей заповеди есть великое совершенство; впрочем она дана была еще и в Ветхом Завете. Что другое значит сие повеление: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4, 5 )? Что значит оказанное Соломоном: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» ( Притч. 25,21–22 )? СТАВРОФИЛА. Удивительно, что и в законе, которым ничего не приведено в совершенство, содержится и предлагается такое совершенство. АНГЕЛ. Правда, что наверх добродетелей с великим трудом восходит немощная душа, ослепленная прежде тьмою страстей; но ты, несмотря на это старайся простираться выше, и не тогда считай себя совершенно исцелевшею от памятозлобия, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он подвергся какому-либо бедствию, душевному пли телесному, поскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься (Св. Иоанн Лествичник . Ст. 9, Отд. 12). СТАВРОФИЛА. Увы! Как далеко отстою я от этого совершенства! И когда достигну я туда, куда проложили путь своею жизнью столько святых мужей и жен? АНГЕЛ. Не отчаивайся, и не думай, что своими силами ты можешь это исполнить; но усердно молись, чтобы совершил это Сам Тот, Кто заповедует. Ибо Он охотно внемлет молящимся, когда они просят Его о помощи в том, что Он заповедует им (Св. Григорий Двоеслов . бесед. 35 на Еванг.) Примеры высоких добродетелей святых мужей не должны приводить тебя в отчаяние или малодушие; напротив они лучше всего другого могут научить тебя одному из двух: или возбудить в тебе ревность к подражанию их святой жизни, или чрез блаженное смирение привести тебя к глубокому познанию своей немощи и зазиранию себя (Св. Иоанн Лествичник . ст. 26; отд. 125). Верь мне, Ставрофила, великое несовершенство – не понести своего несовершенства, и изъявлять нетерпение по поводу того, что ты нетерпелива. Должно и это благодушно терпеть, пока помощью Св. Духа не будешь возведена на высшую степень совершенства, а дотоле должно прилагать старание и труд. Глава 17. Должно хвалиться о кресте ( «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6, 14))

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Там он, заранее отражая великое сие поношение квасу, и апостольское о сём изречение согласуя с Господним, первое отнёс к древнему и застаревшему заблуждению, а второе пояснил хлебной и жизненной закваской, и истолковал, что заповедуется отъятие не от кваса, а злобы обольстительной. Так, следовательно, и тебе надлежало бы различать, и отделяя святое от несвятого (см. Иез.22:26), не так безрассудно нападать на священную закваску, вводимую в царство небесное и совводящую причастников своих, а всего больше отрекаться от той, которая сродняет со злом и увлекает причастных ей в древнюю скудость и унижение, которому подлежит и опреснок. А теперь, так как всякое прикрытие у тебя отнято и всякое преткновение удалено, и выровнен царский путь истины, ведущий прямо к священной закваске, и расположением своим отметающий искривлённое и негодное уклонение к опресноку, пойдём сим путём и ускорим достигнуть блаженства непорочных в пути, ходящих в Законе Господнем (Пс.118:1). Какой это путь непорочных, и кто эти непорочные? Не имеющие общения с иудеями и еретиками, не идущие одним с ними путём, и оттого не навлекающие на себя порока. Путь же непорочных и закон Господень есть Евангелие, которое научает нас тому, что надлежит избирать и делать, чего избегать и отвращаться. " На Моисеевом седалище " , говорит, " сели книжники и фарисеи. Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте " (Мф.23:2-3). Моисеево место, говорит, занимают книжники и фарисеи. А что иное Моисей, как не Закон древний, как говорит в Деяниях Иаков, брат Божий? " Моисей от древних родов по всем городам имеет проповедующих его, и читается в синагогах каждую субботу " (Деян.15:21). И Господь в Евангелиях: " имеют Моисея и пророков " (Лк.16:29). Итак, говорит, всё, что законного из начала от природы и без внешней науки всеяно в вас, а то же предлагают соблюдать и заступающие место Моисея или Закона, то есть, сам Закон, то соблюдайте и вы, и делайте. А имено следующее: " возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего " , и прочее; и: " возлюби ближнего твоего как самого себя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010