Его допросили и освободили, однако с этого времени начались гонения на него со стороны властей. 10 июня 1922 г. он был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа (Журналы заседаний. 2016. С. 348). 25 февр. 1921 г. в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского гос-ва. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис. Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе). Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через неск. дней в Кутаис приехал католикос-патриарх исп. Амвросий (Хелая), принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой. 24 апр. 1923 г. представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим. Павла и кутаисского прот. Платона Цкитишвили. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апр. специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте ( Гамахария. 2006. С. 167-168). Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. 12 янв. 1923 г. представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх исп.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

8 нояб. 1841 г., перенеся инсульт, ушел за штат архиеп. Имеретинский Софроний (Цулукидзе). В Экзархате осталось 2 правящих архиерея: в Вост. Грузии - экзарх архиеп. Карталинский и Кахетинский Евгений (Баженов) , в Западной - еп. Мингрельский Георгий (Кухалашвили). Еще один архиерей, митр. Давид (Церетели) (находился на Мингрельской кафедре до 9 июня 1834), занимал должность настоятеля мон-ря Джручи . Было решено искать кандидатуру на кафедру викарного Горийского епископа (предыдущий еп. Горийский Стефан (Джорджадзе) скончался 18 нояб. 1839). На заседании синодальной конторы 15 нояб. 1841 г. на обсуждение были представлены 3 кандидата: настоятель мон-ря Давидгареджи архим. Иоанн (Авалиани), настоятель мон-ря Шуамта Н. и настоятель Схвавского мон-ря архим. Пантелеимон (Джапаридзе). Конечный выбор пал на Н., 26 нояб. он был избран еп. Горийским, хиротония была назначена на 21 янв. 1842 г. С целью соблюсти кворум архиереев для совершения епископской хиротонии контора пригласила еп. Мингрельского Григория и митр. Давида приехать к этому времени в Тифлис. Однако еп. Григорий во время ревизии своей епархии заболел (1 янв. 1842 в синодальную контору на имя экзарха пришло от него письмо). 10 янв. 1842 г. контора послала в Синод запрос о присылке архиерея с описанием этих обстоятельств. В Синоде постановили, что «ввиду болезни епископа Григория, как исключение, рукоположение будут проводить два епископа». 4 апр. 1842 г. в тифлисском кафедральном соборе Сиони Н. был наречен во архиерея, 5 апр. хиротонисан экзархом Грузии архиеп. Евгением и митр. Давидом. Н. был освобожден от должности настоятеля мон-ря Шуамта (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 7452. Л. 1-9). Сохранилось письмо Н. в Синод от 30 апр. 1842 г., в к-ром он просил выплатить ему зарплату за неск. месяцев, задержанную в период между избранием его во архиерея и хиротонией, откуда становится известно, что его оклад составлял 150 р. в год (Там же. Л. 10). С мая 1842 по 30 авг. 1843 г. Н. временно управлял Имеретинской епархией. С дек. 1850 г. также занимал должность настоятеля мон-ря Шуамта ( Бердзенишвили. 1983. Т. 2. С. 119). В некрологе, помещенном в газ. «Кавказ», писали, что последним перед смертью делом Н. стало «исходатайствование чрез князя наместника у государя императора двух медных пушек для защиты Шуамтийского монастыря, стоящего почти у самой окраины вражьей страны, и доставление этому же монастырю 33-пудового колокола, самого большого во всей Кахетии» ( И. Сл. 1851. С. 1).

http://pravenc.ru/text/2565490.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Преподобный Алексий (Шушания) Преподобный Алексий особенно любил молиться Иисусовой молитвой по четкам, что являлось также отличительной чертой многих его учеников. В его келье находился крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на плечи, памятуя о крестном пути Христа на Голгофу. Уже при жизни отца Алексия считали святым. Как-то раз по Сенаки пронесся слух, что его убили. Люди, узнав об этом, ринулись толпой в сторону обители, желая удостовериться в том, что дорогой им старец цел и невредим. По рассказам очевидцев даже торгующие на базаре побросали свои товары и авоськи и пошли вместе со всеми в сторону обители. Так жители Сенаки почитали и любили Преподобного!   Преподобный скончался 18 января (по старому стилю) 1923 года и был погребен в Теклатском женском монастыре. А в 1960 году, по благословению митрополита Батумского и Шемокмедского Ефрема (Сидамонидзе), впоследствии Католикоса-Патриарха всея Грузии, мощи преподобного Алексия были перенесены в основанную обитель на «Острове Архангелов», где и покоятся по сей день. Небольшая частица мощей была оставлена в его прежней могиле в Теклатском монастыре. Канонизация Преподобного состоялась 18 сентября 1995 года. Ученики Преподобного Монашеская традиция, заложенная Преподобным в начале XX века, нашла свое продолжение в его учениках. Они мужественно выстояли в годы гонения, некоторые из них дожили до 1960–1970-x годов XX столетия и своим подвигом способствовали сохранению Церкви и монашества в Грузии. Среди учеников преподобного Алексия были выдающиеся подвижники Грузинской Церкви, такие как бетанские подвижники – настоятель монастыря архимандрит Илия (Панцулая) и схиархимандрит священноисповедник Иоанн (Мхеидзе); игумен Гелатского монастыря и знаток церковной музыки, спасший от уничтожения несколько тысяч древнегрузинских песнопений, священноисповедник Евфимий (Кереселидзе); епископ Цилканский Павел (Джапаридзе); отшельник-схимонах Онисифор (Пачулия); монахи Илорского монастыря – настоятель архимандрит Иоаким (Шенгелая), схимонах Георгий (Булискирия), которого еще при жизни называли ангелом, и монах Амвросий (Квацбая), схимонах Макарий (Чочуа); духовник Матходжской и Джихетской женских обителей игумен Давид (Джинчарадзе); иеромонах Тихон (Булия); иеромонах Иосиф-Иессей (Шелия); иеромонах Андрей (Гобечия); благочинный обители Преподобного иеромонах Дорофей (Качарава); иеромонах Григорий-Бата (Надареишвили) и многие другие. Были также представители белого духовенства и миряне, известные общественные деятели.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В одном сравнительно позднем документе «Судебное разбирательство дела между сванами и тавадами (князьями) Джапаридзе» (1503) упоминается «хороший славный епископский купольный храм Распятия» в Зедкалаки (букв.- Верхний город: Холм, расположенный у слияния рек Боко и Чанчахи, близ с. Глола; С. Какабадзе отождествляет его с с. Геби); там хранились архиерейские омофор и саккос, украшенные камнями и жемчугом, утварь и книги, «что епископа и такого храма достойно». По всей вероятности, речь идет о резиденции никозели. В том же документе перечислены неск. церквей и мон-рей Н. е. Среди них - 2 мон-ря в сел. Хидура, один из к-рых - «большой купольный мон-рь Архангелов с двумя большими золотыми иконами, с 50 другими большими иконами, с 12 золотыми и серебряными лампадами» и книгами, среди к-рых названы Большой Обиход, Четвероевангелие, Апостол, Паремийник, Триодь Постная, Метафрас, Псалтирь, Толкования на Псалтирь и Евангелия. Отдельно среди ценностей упоминается палица настоятеля. Во 2-м мон-ре, к-рый назван Саджанским Диди-Сиони (Большой Сиони) во имя вмч. Георгия, находились 32 иконы и «монастырские книги». В с. Брили стояла «полностью украшенная» церковь «с 15 честными иконами и книгами», в с. Шода - ц. во имя вмч. Георгия, в с. Буба - «хорошая церковь... с хорошими крестами и иконами» (Письменные памятники Сванети. 1986. Т. 1. С. 114-115; Какабадзе. 1967. С. 53-54). Однако памятники в этом регионе практически не сохранились: по описаниям путешественников и исследователей древностей XIX - 1-й пол. XX в. Ф. Дюбуа де Монпере, М. Броссе, Д. Бакрадзе , П. С. Уваровой , прав. Евфимия Такаишвили, Г. Бочоридзе, большая их часть уже в то время была разрушена. В Двалети в 1-й четв. XI в. были выстроены Зругский храм , церковь Тли (ист. Жгелесхеви, ныне Мамисонское ущелье), по своим плановым и художественно-декоративным характеристикам аналогичная Зругскому храму, церковь Нар-Дзуар (к востоку от с. Нар) во имя вмч. Георгия (ныне все - в Алагирском р-не, Сев. Осетия). В XII в. Зругский храм и церковь Тли были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

общины; живя в Иерусалиме, в согласии с «его обычаями и правилами», «он будет иметь покровительство, уважение, и сердце его успокоится» ( Джапаридзе. 2008. С. 240). Документ дает основание полагать, что в нач. XIV в. в Иерусалиме существовала многолюдная груз. община, владевшая землей, на которой были не только церковные строения, но и жилые дома. Груз. посол доставил султану такие обильные дары, что араб. историки посчитали необходимым отметить это. Непопулярное с т. зр. мусульман возвращение грузинам К. м. в документе оправдывается тем, что груз. царь является другом Чобана (Джубана), везира иран. правителя гос-ва Хулагуидов Абу Саида, ходатайствовавшего за царя Георгия V перед султаном. Однако исторические факты свидетельствуют об обратном: груз. царь подстрекал Чобана выступить против Египта; очевидно, возвращение К. м. и других прав произошло после того, как груз. сторона пообещала перестать влиять на везира. В «Памятнике эриставов» также указывается, что мамаджвари (настоятель К. м., от грузинского - отец и - крест) Иоанн был назначен настоятелем духовенства Гроба Господня; проведение церемонии вступления Иоанна в должность именно здесь, возможно, было обусловлено тем, что в это время в К. м. все еще действовала мечеть. Августинец Иаков Веронский в 1335 г. упоминал К. м. и отмечал, что им владеют грузины ( Иаков Веронский. 1896. С. 104). Игумен К. м. считался главой всех груз. мон-рей Палестины, а также клира, служившего на груз. участках в храме Гроба Господня, базилике Рождества Христова в Вифлееме и гробнице Пресв. Богородицы в Гефсимании. Настоятель груз. общины Гроба Господня имел высокое положение на родине. Так, во время приема (дарбазоба) при дворе царя Георгия V (1314-1346) он был не только членом царского совета (дарбази), но и сидел рядом с наиболее значимыми архиереями Юж. Грузии того времени - Ацкурским, Анчийским и Тбетским (Очерки истории Грузии. 1979. Т. 3. С. 655-656). Поддержка царем Георгием V груз. колонии Палестины нашла отражение в 7 посвященных ему синодиках (агапах) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Манглисско-Цалкская, митр. Анания (Джапаридзе). Мон-ри: Бедиани, Успения Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (с. Бедиани, Тетрицкаройский р-н, жен., основан в XIV-XV вв., возобновлен в 1997); Олиангский, Рождества Пресв. Богородицы (с. Олианги, Цалкский р-н, муж., основан в 2005); Цалкский, Иверской иконы Божией Матери (г. Цалка, жен., основан в 2005); Цалкский, Успения Пресв. Богородицы (г. Цалка, муж., основан в 2005). Маргветско-Убисская, архиеп. Вахтанг (Ахвледиани). Мон-ри: Табакини, св. Георгия (с. Табакини, Зестафонский р-н, муж., основан в VI-VII вв., возобновлен в 1992); Убиси, св. Георгия (близ с. Убиси, Зестафонский р-н, муж., основан прп. Григорием Хандзтийским ок. 826, возобновлен в 2001); Нуниси, Рождества Пресв. Богородицы (с. Нуниси, Харагаульский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2006). Местийско-Земо-Сванетская (В. Сванети), еп. Иларион (Китиашвили). Мон-ри: Местийский, св. Георгия (ставропигиальный) (пос. Местиа, жен., основан в 90-х гг. XX в.); Тангили, св. арх. Михаила (с. Лахушти, Местийский р-н, муж., основан предположительно в IX в., возобновлен в 2005). Мцхетско-Тбилисская, архиепископ - Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Мон-ри: Гелати, Рождества Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (в 11 км от г. Кутаиси, Цхалтубский р-н, муж., основан в XII в. св. блгв. царем Давидом IV Строителем, закрыт в 1923, возобновлен 28 авг. 1988; находятся могилы блгв. царя Давида IV Строителя, прп. Иоанна Шавтели, блгв. царя Дамиана-Димитрия, свт. Гавриила (Кикодзе), мощи и частицы мощей св. ап. Фомы, святых Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, Венедикта, Самсона, Емилиана, святителей Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста); Самеба, Св. Троицы (ставропигиальный) (Тбилиси, гора Элиа, муж., основан в 2002 при кафедральном соборе Св. Троицы); Цхваричамиа, Вознесения Господня (ставропигиальный) (с. Цхваричамиа, Мцхетский р-н, муж., основан в 2003); Марткопи, Иверской иконы Божией Матери (с. Марткопи, Гардабанский р-н, жен., основан 25 февр.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

(Кубанейшвили С.И. Хрестоматия по древнегрузинской литературе.Т.1, Тбилиси, 1946. С. 170). Самуил - один из ветхозаветных пророков, " победоносный полководец племенного союза " (Гече Г. Библейские истории. М.,1990. - С.109); сын третьего Левита Елкана и одной из его жен Анны, долго остававшейся бездетной и родившей Самуила испросив его от Бога (I Цpcm.I ,15-20). Очевидно, по недосмотру переписчика в краткой редакции жития Илариона имя Анны опущено. Вероятно, этот мотив лег в основу сказания о Рождестве Богородицы (дочери Иоакима и Анны), запечатленного в апокрифическом " Евангелии от Иакова " , пользовавшемся большой популярностью у христиан. Самуил - один из наиболее популярных образов в литературе и фольклоре христианских народов. Ассоциации с его образом четко прослеживаются от коранических сюжетов до абхазского эпического сказания об Абрскиле. Приобщение Илариона к образу Самуила - " пророка и судьи " - не только свидетельство образованности древнегрузинского автора, но главным образом, осознания им особой миссии своего героя в истории Грузии " и вообще христианского мира " . Епископ Руиставский - Архипастырь одного из центров Восточной Грузии. Шам - Сирия, а также г.Дамаск. Утеван(и) - в раннесредневековой Грузии - единица измерения расстояния, равная 198 м. (см.Джапаридзе Г.И. Очерк по истории грузинской метрологии, Тбилиси, 1973. С.148 и сл.На груз.яз.); соответствует " стадию " Нового Завета (Mmф.XVII, 1; Mk.IX, 2; Лk.IX,28). Преподобный Савва Освященный - один из выдающихся деятелей позднего этапа раннего христианства. В 484г. в пустыне близ Иордана основал монастырь - Лавру, сыгравшую крупную роль в истории Православной Церкви. В ней, еще со времени принятия христианства в Грузии активную роль играли и грузинские (иверские) монахи, получившие даже право отправлять службу на родном языке. Имеется в виду Кахети, входившая, как сказано в житии, в пределы Картли. Исторические пределы самой Кахети (Кахетского княжества) не совпадают с одноименной современной этнографической областью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАНИЯ (ДЖАПАРИДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Манглисский Анания (Джапаридзе) Редакция текста от: 01.06.2012 15:00:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12555.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010