— Ай да налетчик! — Браво! — Ура! Ленька прошел к своей парте, уселся, отдышался и стал развязывать узел. Тотчас же к нему подсели Японец и Джапаридзе. — Ну, показывай. Пантелеев выложил на скамейку парты принесенные вещи. — А Янкель пришел? — спросил он. — Нет еще, — ответил Японец, перелистывая «Пошехонскую старину». Парту Пантелеева обступили Воробей, Горбушка и Кальмот. — Ну, хряйте, хряйте, — прогнал их Ленька, — нечего глазеть. Тут профессиональная тайна. Любопытные отошли. Ленька засунул вещи в ящик парты, отложив отдельно принесенные продукты: хлеб, сахар, кусок пирога и осьмушку махорки. В это время в класс ворвался раскрасневшийся и вспотевший Янкель. В руках он нес огромный, перевязанный бечевкой пакет. Улигания встретила его еще более громким «ура». Янкель бросился на свою парту и, отдуваясь, протянул: — Фу ты, я-то думал — у нас Гусь Лапчатый, а тут… Асси, на минуту притихший, бубнил, спрятав голову в плечи: — Карамзин — выразитель эпохи… Разбирая его произведения в хронологическом порядке, мы… Затрещал звонок. Асси, не докончив фразы, поднялся и выкатился из классной. — Компания, сюда! — закричал Японец. Четверка собралась у пантелеевской парты. Янкель притащил свой пакет и, развернув его, выложил десятка два разных книг, уйму вставочек, статуэток, палитру красок и комплект «Нивы» за 1909 год. Притащил свои вещи к пантелеевской парте и Японец. Дал он сто двадцать листов писчей бумаги, которую копил в течение целого года, и дюжину фаберовских карандашей. Джапаридзе снял и отдал обмотки. Носить обмотки в Шкиде считалось верхом изящества и франтовства; взнос Джапаридзе поэтому был очень ценен. Когда все вещи были собраны, Янкель предложил: — Приступим к технической части. Надо составить каталог. Стали составлять список вещей. Первым номером записали коньки: 1. Первосортные беговые коньки «Джексон». Вторым записали обмотки Дзе: 2. Прекрасные суконные обмотки последнего лондонского образца. Третьим прошел трехсантиметровый бюст Толстого «почти в натуральную величину»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Колхидская драхма. Аверс. V в. до Р. Х. Колхидская драхма. Аверс. V в. до Р. Х. На базе Кутаисского историко-этнографического об-ва 1 дек. 1922 г., согласно указу 486 народного комиссара просвещения Грузинской ССР Д. В. Канделаки, был основан К. м. В состав фондов были включены музейная коллекция и б-ка об-ва (Кут. 5286-5293, 5947-5948), а также архивы уничтоженных советской властью общественных организаций Об-ва помощи нуждающимся студентам Кутаисской губ. (Кут. 6465) и Об-ва промышленников черного камня (Кут. 6416). Разнообразие материалов К. м. привлекло внимание ученых. 10 июня 1923 г. по инициативе 1-го директора музея Джапаридзе в зале 1-й кутаисской трудовой школы (ныне здесь расположен Кутаисский гос. ун-т им. А. Церетели) состоялось торжественное открытие 1-й выставки музея. В 1924 г. по указу Канделаки был создан Отдел по охране древностей и памятников искусства при Главном управлении научных учреждений Грузинской ССР. На местах охраной памятников занимались назначенные исполкомом и утвержденные отделом поверенные. Джапаридзе занял должность поверенного в Кутаисе, что позволило ему внести большой вклад в развитие музея и в дело охраны исторических памятников на территории Имерети. Так, в 1923 г., в разгар предпринятой советским правительством кампании по закрытию и уничтожению церквей и национализации церковного имущества, мон-рь Гелати благодаря его усилиям был признан памятником истории и культуры, получил статус филиала К. м. и избежал разрушения, святыни монастыря были переданы в музей. С целью сохранения исторических памятников и культурных ценностей Грузии И. А. Джавахишвили , К. С. Кекелидзе , Шеварднадзе и А. Г. Шанидзе создали Отдел охраны древностей, предметов искусства и памятников Грузии, его уполномоченный Г. Бочоридзе в 1923-1934 гг. собирал в различных районах Грузии (исторические провинции Картли, Кахети, Имерети, Рача-Лечхуми, Самцхе-Джавахети, Тушети, Саингило, Гудамакарское ущелье) предметы церковного и светского искусства. Уже в 1930 г. К. м., фонды к-рого продолжали обогащаться, занял одно из первых мест среди научно-исследовательских и культурных центров Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

По возвращении в город Шура решил показать нам музей чеканных икон и «Золотую кладовую». Директор музея встала, приветствуя его. Он попросил провести для нас экскурсию, которая проходит раз в неделю — по четвергам. А сегодня воскресенье. Шура с достоинством говорит, что у него гости из Австралии, и он хочет, чтобы мы увидели «Золотую кладовую». Гида вызвали моментально! Последний день с Джапаридзе: фуникулер (мы видели его с балкона нашего номера в гостинице), под нами течет река Кура. Покатались на чертовом колесе, погуляли по паркам, посетили могилу Грибоедова и его жены. Рядом могила матери Сталина — Джугашвили. Она, бедняжка, так и не узнала, каким тираном был ее сын. Ужин Шура заказал в ресторане с видом на ночной Тбилиси, чтобы у нас остались максимально яркие воспоминания о городе. В нем бурлила грузинская гордость, как во мне — русская, хотя он грузин лишь наполовину (его мать — русская). Все встречи в ресторанах были заказаны им и организованы по его требованию его коллегами по бизнесу. Благодаря этому он был свободен для поездок с нами. Приходя в заведение, он критическим взором обводил стол, цветы (оттенок роз менялся от ярко-красного и розового до белого), что-то говорил организаторам ужина по-грузински, и начинались тосты: за родителей, за детей, за вашу страну, за то, за се — и все официально, строго. Как-то я хотела сказать ответный тост: оказывается, нельзя — только в конце застолья. Пили лучшие коньяки и шампанское. Я говорю Шуре, что мечтала попробовать местного вина, но он сказал, что таких гостей, как мы, недостойно угощать вином. Для нас должно быть самое лучшее. За три дня мы успели увидеть столько, сколько другие осматривают за месяц. Мне это понравилось. И даже Марина, которой не по характеру такая спешка, получила удовольствие. Распрощались, и Шура отпустил нас к Ионотамовым, а сам на следующее утро уехал в Кутаиси. С тех пор прошло почти 30 лет. Александр Джапаридзе и его семья в Грузии пережили благополучно все катаклизмы. Он не терял надежду, что мир с Россией наступит. За его деловыми успехами я не следила, потому что не компетентна в этих вопросах, несмотря на то, что Шура регулярно присылал мне кассеты, фотографии и книги. Свою прекрасную квартиру, которая описана мной выше, он продал и построил дом — и для себя, и для детей. Сын, как я поняла, продолжил его дело. Вся семья вместе! А еще он отыскал своего племянника — сына сестры Нади, о которой я писала выше. Это стало одним из самых радостных событий его жизни! После смерти Нади, ее сын уехал в Гонконг — там он успешно работал архитектором. Жизнь с женой кончилась разводом, он остался один. Шура мечтал его найти и выписать в Грузию, и это свершилось. Он был счастлив, что Светик у него в Тбилиси. Его богатство и упорство дали возможность осуществить эту мечту! Крендель (калач) от Вари Степаненковой

http://azbyka.ru/fiction/semejnaya-istor...

Об-во по распространению грамотности среди грузин открывало школы и б-ки. Члены движения основали в Тифлисе и Кутаисе дворянские банки, прибыль от к-рых шла на нужды национального строительства и возрождения. Произведения Илии Чавчавадзе и его соратников положили начало новому этапу в развитии груз. лит-ры (проза, поэзия, журналистика, публицистика, лит. критика), заложили основы политической мысли социально-национального направления, сыграли исключительную роль в культурном, духовном и социальном развитии груз. народа. Революция 1905-1907 гг. носила в Г. характер национально-освободительного движения, во главе к-рого стояли социал-демократические, прежде всего меньшевистские орг-ции. Большинство груз. депутатов Гос. думы всех 4 созывов были социал-демократы, возглавлявшие думские социал-демократические фракции (Н. Жордания, И. Церетели, Н. Чхеидзе). Активностью отличалось крестьянское движение в Гурии, где власть перешла к крестьянским комитетам. Первомайская демонстрация в Тифлисе. 1901 г. Худож. У. М. Джапаридзе. 1939–1941 гг. (ГМИГ) Первомайская демонстрация в Тифлисе. 1901 г. Худож. У. М. Джапаридзе. 1939–1941 гг. (ГМИГ) Восстановление груз. государственности планировалось в форме национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. В 1907 г. Международному трибуналу в Гааге был передан «Меморандум грузинского народа» с требованием автономии. Составной частью национального движения являлась борьба за восстановление автокефалии ГПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). После роспуска II Гос. думы (3 июня 1907) начался период реакции. Репрессиям подверглись мн. лидеры и активисты движения, из Г. было выслано неск. тыс. человек. 30 авг. 1907 г. был убит св. Илия Чавчавадзе. Во 2-й пол. 1900-х гг. значительно улучшилось экономическое положение Г.: начали работать заводы и фабрики в Тифлисе и Батуме, увеличилось производство ферромарганцевого завода в Чиатуре и угольной шахты в Тквибули (Ткибули). В 10-х гг. ХХ в. национальное движение усилилось.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Я сохранила много ее рецептов, с которыми позже познакомлю и вас, но прежде расскажу об одном очень интересном человеке. Так, с Александром Малакиевичем Джапаридзе я встретилась в доме Варвары Владимировны и Викторина Ивановича. Бывший харбинец — мать у него русская, отец грузин. Я была знакома с его сестрой Надей Джапаридзе — очень красивой молодой женщиной с нелегкой судьбой. Единственный мужчина, которого она любила, отец ее сына, был музыкантом. Говорили, что он был талантлив и красив, любил Надю. Но им недолго удалось прожить в счастливом браке. В 1945 году закончилась война, пришла Красная армия, принесла и счастье, и горе. Поначалу все мы встрепенулись, услышав русский язык и русские песни, и даже не задумались о том, что это не русская армия, а советская. Встретили солдат на церковной площади с молебном и цветами, все ликовали. Знакомились, встречались в кино, на концертах, спектаклях — культурная жизнь Харбина закипела, но вдруг все изменилось. Начались аресты. В основном забирали молодых людей, совсем невинных… Увозили целыми автобусами! И в эту мясорубку попал Надин муж. Страдала она страшно! Множество молодых женщин осталось с маленькими детьми или на сносях. Одни ждали своих мужей, другие после долгих лет ожидания выходили замуж. Много лет спустя, будучи в гостях у своего брата в Союзе, она встретилась со своей первой любовью. Он был реабилитирован «за отсутствием…», женился. Этого она ему не простила. Надя рассказала мне о своей судьбе незадолго до смерти. Их маленький сын заболел туберкулезом, который впоследствии был вылечен, но болезнь каким-то образом поразила ногу. Надя одна — без средств к существованию и без работы — снова вышла замуж. Светлая память нашему замечательному врачу-хирургу Николаю Павловичу Голубеву — мальчик был под постоянным наблюдением. Болезнь хроническая, помочь было нечем. В Харбине не было нужной аппаратуры, обратились в Рокфеллеровский институт в Тяньцзине, но и это оказалось бесполезным. Надин сын остался инвалидом, но это не помешало ему окончить университет и стать известным архитектором. Он женился на итальянке, пара жила и работала в Гонконге. Те, кто его знал, говорили, что он был обаятельным человеком.

http://azbyka.ru/fiction/semejnaya-istor...

Так НКВД избавлялось от ненужных инвалидов и безнадежно больных. В знакомый мне Красноярский " Распред " мы прибыли ночью 2 октября и в ожидании подачи эшелона на Канск разместились на двухъярусных деревянных нарах и повалились спать. ДЖАПАРИДЗЕ Старику было около восьмидесяти лет. Среднего роста, с ярко выраженными грузинскими чертами лица, седой, с короткими серебристыми усами над плотно сжатым ртом. Говорит чуть с заметным кавказским акцентом. Говорит медленно, отчетливо, ясно. В обращении с другими вежлив и прост, но держит себя, независимо и с достоинством. Он развил в себе и вынес на волю крепкое чувство взаимопомощи и солидарности с товарищами по заключению, и не раз очень смело и решительно выражал его. Так, например, когда конвой, сопровождавщий наш лихтер (баржу), стал избивать одного из политических, он первым вступился и гневно крикнул: - Не смейте, изверги, бить человека! Он делился с нуждавшимися последними скромными запасами сухарей и сахара и никогда никому ни в чем не отказывал. Всё его поведение невольно внушало к нему уважение. Даже уголовники уважали его. Старый революционер, друг и сподвижник Сталина, дядя и учитель Алеши Джапаридзе - одного из двадцати шести бакинских комиссаров, расстрелянных англичанами в 1918 году, человек с огромным политическим и революционным прошлым и, наконец, советский арестант, " враг народа " , он медленно умирал. В Тифлисе у него остался 15-летний сын, но с ним ему было запрещено переписываться. О его судьбе он ничего не знал. И это его очень угнетало. Хотя по убеждениям мы были с ним и разные люди, но это не мешало нашему сближению. В минуты откровенности он, как бы жалуясь на кого-то, в глубокой скорби делился со мной своими переживаниями. - Очень хороший у меня мальчик. Из пятого класса перешел прямо в седьмой. Очень любит учиться и всё на своем пути преодолевает. Через своих друзей еще в Тифлисском НКВД я получил от него записочку, в которой он писал мне: " Папа, мне известно, что ты страдаешь невинно, и я всегда буду уважать тебя и любить... " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2167...

Посреди зала стоял стол, уставленный разыгрываемыми вещами, рядом другой стол, и на нем ящик со свернутыми в трубочки номерами. Шкида облепила столы и стоящую около них Тиражную комиссию. — В очередь! — закричал Японец. Шкида вытянулась в очередь. Первым стал Викниксор, за ним халдеи, потом воспитанники. — Тираж лотереи-аллегри считаем открытым, — объявил Джапаридзе. Викниксор, улыбаясь, засунул руку в ящик и вынул два билета. Развернули, оказались номера шесть и шестьдесят девять. Джапаридзе посмотрел в список: — Дамасский кинжал вороненой стали и лист бумаги. Бумагу Викниксор взял, от «кинжала» же отказался, как только взглянул на него. Потом вынимал билет Сашкец. Вытянул он два листа бумаги. Асси вытянул четыре порции бумаги и книгу «Как разводить опенки в сухой местности». Косталмеду достался карандаш, которым он тотчас же записал расшалившегося в торжественный момент тиража второклассника Рабиндина, носившего прозвище Рабиндранат Тагор. Потом стали вытягивать билеты воспитанники. Купец, мечтавший выиграть обмотки, вытянул будильник «оне механизмус». В первый момент он было обрадовался… Но, получив в руки часы и осмотрев их, он пришел в неописуемую ярость. — Убью! — закричал он. — Аферисты, жулики, мошенники!.. Тираж на время приостановился. Тиражная комиссия, сгрудившись у стены, мелко дрожала, как в лихорадке. Накричавшись, Купец с остервенением бросил «оне механизмус» на пол и вышел из зала. Тираж возобновился. Коньки выиграл Якушка, самый крохотный гражданин республики. Обмотки достались Голому Барину. Тираж подходил к концу, когда в зал ворвался Цыган. Как староста, он был занят на кухне и только что освободился. — Даешь коньки! — закричал он. — Уже… готовы, — ответил кто-то. — Как то есть готовы? — Выиграны. — А обмотки? — Выиграны. — А, сволочи!.. — закричал Цыган и подскочил к столу с намерением вытащить двадцать билетов. Но билетов в ящике оказалось лишь двенадцать — восемь штук загадочным образом исчезли. И все доставшиеся Цыгану билеты оказались барахлом: десять — бумага, один — книжка «Кузьма Крючков» и один — безделушка — слон с отбитым хоботом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Четвертый — Тихиков. Сергиевская его характеризует так: «Тихиков Евгений — мальчик из интеллигентной семьи, круглый сирота, имеет дядю. Тихиков — очень способный мальчик, все усваивает легко и хорошо занимается, но не чужд лени. К товарищам относится хорошо, но держится несколько особняком. Не терпит общих прогулок и всегда под каким-нибудь предлогом старается остаться дома. Со старшими сдержан, возражает всегда логично и почти не грубит. В классе сидит прилично. Курит, порой увлекается карточной игрой, не чужд спекуляции, но вообще мальчик любознательный, отзывчивый, серьезный и несколько замкнутый». У Тихикова треугольная голова, высокий лоб, коротенькая, нескладная фигура. В Шкиде до конца дней своих Тихиков оставался замкнутым, бузил редко. Четверка пришла в Шкиду крепко спаянной в неделимый союз. Думали сообща отстаивать свои интересы. Наученные опытом Сергиевской, не ожидали встретить хороший прием. Но ошиблись. Встретили их очень хорошо, как впрочем, встречали и всех других. С первого же дня Джапаридзе, как самый развитой, примкнул к «верхам». Узнав, что в Шкиде издаются журналы, он заявил о своем желании издавать журнал «Шахматист». Вероятно, узрев в этом какую-либо для себя выгоду, Янкель заключил с ним сламу. Королев вошел в сламу с Купцом, а Старолинского взял под свое покровительство Пантелеев. Лишь один Тихиков остался без друзей закадычных. Вечно сидел он за партой, читал Майн Рида или Жюля Верна и что-то все время жевал… Жевал, пережевывал, отрыгал и икал. За это впоследствии он получил кличку Жвачное. Четверка принесла с собой старые клички: Королев — Флакончик, Старолинский — Мальчик, Тихиков — Адмирал, а Джапаридзе — кличку непечатную. В Шкиде лишь одному Тихикову удалось сохранить прозвище Адмирал, остальных переименовали в первый же день их прихода. — Джапаридзе — слишком длинно, — заявил Японец. — А похабных кличек мы не даем. Поэтому назовем тебя просто Дзе. — Ваше дело, — согласился грузин, — Дзе так Дзе. Старолинского тот же Японец назвал почему-то Голым барином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

155 . Peradze G. Skizzen zur Kulturgeschichte Georgiens. 1. Der Heilige Georg im Leben und in der Frömmigkeit des georgischen Volkes (ein religionsgeschichtlicher Versuch)//Der Orient. 1930. 12:2. 45–52. 2. Das Mönchtum in der orientalischen Kirche//Der Orient. 1930. 12:3. 85–89. же, ч. 3: Id. Skizzen zur Kulturgeschichte Georgiens. 3. Das Mönchtum in der georgischen Kirche//Der Orient. 1930. 12:6. 178–182. 156 . Peradze G. An account of the Georgian monks and monasteries in Palestine as revealed in the writings of non-Georgian pilgrims//Georgica. 1937. 2:4–5. 181–246, 2 ill. Lepan Z.//La Revue de Prométhée 1938. 1:2. 268; Zorell F.//Orientalia. 1939. 8. (Nova series) 257–258. пер.: 1995 . 159. [Перадзе Григол. Сведения иностранных паломников о грузинских монахах и грузинских монастырях в Палестине/Предисл., подг. изд. Джапаридзе Г.//История Грузинской Церкви. Материалы и исследования. IV. Тбилиси 1995. 159]. 157 . Peradze Gr. Die Einflü βe der georgischen Kultur auf die Kultur der Balkanvölker (Eindrücke von einer Reise durch Rumänien, Griechenland und Bulgarien)//Der Orient. 1936. 18:1. 1–9. Deeters G.//Zs. der Deutschen morgenländischen Gesellschaft. 1937. 91(16). 525. пер.: Udzia Gruzji w dziejach kultury duchowej na Balkanach//Wschód-Orient. 1936. 7:1. 56–64. пер.: Georgian influences on the cultures of the Balkan peoples//Georgica. 1936. 1:2–3. 14–23. 158 . Peradze G. Z dziennika podróy po Ziemii witej i Syrii (5.VII.–28.IX.1936) (Pages d’un journal de voyage en Terre Sainte et en Syrie)//Polska Stronica Sowa. 1938. 3:5–6 (30.1.1938). 6–7; 3:7–8 (13.II.1938). 4–6; 3:9 (27.II.1938). 6–7; 3:12–13 (27.III.1938). 5–7; 3:14–15 (10.IV.1938). 5–6; 3:16–17 (24.IV.1938). 7–8; 3:18–19 (8.V.1938). 6–8. 159 . Peradze G. Trzy listy do Profesora Korneli Kekelidzé//Wiadomoci Polskiego Autokefalicznego Kociola Prawoslawnego. Warszawa. 1988. 18:4. 86–88. 160 . Tarchnisvili M. Aus dem Leben der georgischen Mönche//Der Christliche Orient in Vergangenheit und Gegenwart. München 1939. 4. 105–109; 1940. 5. 49–54.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Кон. VI в. (Ин-т истории груз. искусства) Отдельные скульптурные мастерские характеризуются разным подбором орнаментации, манерой передачи объемных форм, различия наблюдаются и в составлении иконографических программ. Выполнение резьбы рельефов нек-рых стел настолько совпадает по стилистике и деталям, что их происхождение из одной скульптурной мастерской несомненно (каменные кресты из Хандиси и Натлисмцемели), ряд черт сближает рельефные композиции каменных крестов из Дманиси и Сацхениси, фрагмент креста из Давати связан по художественной манере с рельефами купели и фрагментами креста из Жалети. Каменные кресты, в рельефном декоре к-рых отразилась эволюция идейно-образного мышления ранней поры христианства, со своей сложной образной системой, с глубоко продуманными иконографическими программами, свидетельствуют о существовании в Грузии в V-VII вв. устойчивой традиции создания памятников малых архитектурных форм, воплотивших в оригинальном пластически-конструктивном творчестве богословские и эстетические воззрения эпохи. Лит.: Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 205-217 (на груз. яз.); Джавахишвили А. И. Древнехрист. мемориально-культовые памятники Грузии: АКД. Тбилиси, 1940; Чубинашвили Н. Г. Хандиси. Тбилиси, 1972; Джапаридзе В. В. Раннесредневек. археол. памятники из Квемо-Картли. Сухуми, 1982 (на груз. яз.); Мачабели К. Г. Нек-рые иконогр. схемы раннехрист. пластики Грузии: 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983; eadem. Une sculpture géorgienne paléochrétienne: la stèle du village de Mamula//Rêvue des études géorgiennes et caucasiennes. P., 1987. N 3. P. 133-147; eadem. Zur Erforschung der frühchristl. georgischen Stelen//Georgica. Jena, 1989. H. 12. S. 70-75; она же. Художественно-ист. значение раннехрист. стел Грузии//Византиноведческие этюды. Тбилиси, 1991. С. 120-129; eadem. Il sistema figurativo delle stele georgiane del primo medioevo//Ex Oriente lux: Mélanges offerts en hommage au prof. J. Blankoff. Brux., 1991.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010