Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

6 . Самую главную важнейшую принадлежность алтаря составляет св. престол, который должен быть равномерный т.е. в вышину 1 арш. 6 верш., в длину 1 арш. 8 верш, в ширину 1 арш. 4 верш. (II. С. З. 18 сентяб. 1784 года 6624). Он всегда одевается сверху до полу двумя одеждами: белою называемою «нижнею» или «срачицею» и, поверх нижней, светлою блестящею, которая называется «индитией» 44 . На престоле поверх индитии полагается «илитон», т. е. четырехугольный платок «из тонкой доброй льняной или шелковой материи». (Дополн. Требн. Киев 1866 г. л. 40). В илитон завертывается св. «антиминс». Поэтому илитон должен быть несколько больше антиминса. 7 . Антиминс есть шелковый (в старину льняной) плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя и орудий страданий Его и с частицею св. мощей, вложенных и зашитых в оный. В антиминс влагается «губа», которая употребляется для опущения частиц лежащих на дискосе в св. чашу и для отирания оного. Губа эта называется «антиминсною» или «илитонною» так как вместе с антиминсом завертывается в илитон (Извест. Учит, при кн. Служб 45 . Св. антиминс есть то же, что и престол (с греческого «вместопрестолие»). Без антиминса не совершается литургия. Примечание. Если случится, что во время совершения Божественной литургии загорится церковь , или начнет падать от каких-либо причин, то совершающий литургию священник обязан сохранно с антиминсом взять св. дары и вышедши из церкви «на ином месте честном, на том же антиминсе, да совершит Божественную службу, начать от места его же исходя преста». Извест. Учит. 8 . На престоле всегда должен быть крест, обыкновенно полагают два. Крест должен быть золотой, серебряный вызлощенный и в крайнем случае медный, вызлощенный или высеребренный или с так называемого польского или накладного (мельхиора) серебра, или же кипарисный, в металлической оправе. Среди престола, поверх антиминса полагается Евангелие, которое обыкновенно переплетается в бархат и отделывается в золото, серебро или в другой какой либо металл; на верхней его доске, в средине в кругу чеканится или пишется на финифти образ Спасителя, а по углам четырех евангелистов: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос 2-й. «Грековосточная церковь и малороссийская в Киеве, до лет Никона патриарха , православны были или неправославны? Вопрос 3-й. « Церковь Христова соборная имеет ли право изменять обряды, или не имеет? Или прежде имела, а потом лишилась сего права? И давно ли лишилась? И кто ее оного лишил? Вопрос 4-й. «Грекороссийская церковь , исправляя богослужебные церковные книги (по образу св. мучен. Лукиана, Исихия и Иринея), впала ли в какие чрез сие богопротивные ереси, или в какие иные погрешности, и утратила ли свое благочестие, и может ли называться святою церковью? Вопрос 5-й. «Все ли держащиеся двуперстия, двоения аллилуии, семипросфирия, хождения посолонь и вообще держащиеся старых Иосифовских книг, могут называться св. соборною апостольскою церковью или едины могут, а другие не могут и почему так? Вопрос 6-й. «Митрополит Амвросий от какой ереси обратился и в каких, противных Евангелию и 7-ми вселенским и 9-ти поместным соборам, догматах пребывал до обращения к вам? И кто был начальником той ереси, от которой Амвросий удалился? И кто оную ересь судил? Вопрос 7-й. «Трехперстное сложение, слагаемое во имя св. Троицы новая ли есть выдумка Никона патриарха и печать ли антихристова, как наши предки утверждали? И какая в оных перстах заключается ересь? «Мои вопрошения прошу вас, святый владыко и вы почтенные члены Духовного Совета, разрешите на основании священного писания и преподайте разрешение сие нам в назидание и познание истины. А если от вас последует не ответ, но молчание, это послужит для нас признаком вашего маловерия, слабости и невозможности защитить ту церковь , пастырями которой вы себя называете. «Остаюсь в ожидании вашего ответа Тимовей Егоров Тихомиров. 1886-го года, Сентяб. 20-го дня. Это вопросительное послание Тихомиров вручил Савватию в этот самый день, 20 Сентября; затем он написал и отправил уже на имя одного Савватия письмо с изложением причин, по которым не может принять от него поставление в сан священства. Вот что именно писал он: «Вы предложили мне вступить в чин священства и я пред Вами обещался о семь всесторонне обсудить. Теперь я обсудил об этом деле и свое обсуждение нахожу нужным сообщил вам: совесть моя возбраняет мне принять священство. Если разрешите мои сомнения, заключающиеся в моем вопросительном к вам послании, то, успокоившись совестью, я готов принять сан священства: а доколе не получу от уст ваших и от всего Духовного Совета ответов, дотоле не только не поступлю в священники, но и в истинности нашей церкви буду иметь сомнение. Христос Спаситель во св. своем Евангелии того именует истинным пастырем, который, оставив девяносто девять овец, идет спасать погибшую сотую овцу. Если вы меня сочтете за погибшую овцу, то, во исполнение евангельского гласа, не откажитесь прийти ко мне на помощь устранением моих недоумений».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Иеромонах Пимен в 1482 г. устроил здесь первую церковь . В 1786 г. монастырь обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 683; IV, 802; VI, 984; Ратшин, 444; “Опис. монаст.», 1817 г., 61; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 23; “Зап. Имп. Р. Геогр. Общ.», 1856 г., XI, 389; “Памят. кн. Полтав. губ.», 1865 г., Отд. I, 66; Строев, “Спис. иер. и настолт.», 931, 5; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», IX, 180 (Переписка 1672 г. разных лиц; на стр. 963 письмо чернца к игум. Савватию Денисовичу); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан 1723 г. в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 11 (акты Южно-русск. м-рей архива Маркевича; упом. игум. Иосиф Крепнецкий 1680 г., Гавриил Величковский 1697 г., Товий Зуб 1730 г., Вениамин тоже 1730 г., Киприан 1745 г.; у Строева их нет). 890. Крестиморовская – Воздвиженская, иначе Крестомаровская и Маровская – Воздвиженская, мужская пустынь, ныне село Чернуха, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 12 вер. к юго-вост. от Макарьева. Существовала во второй полов. XVII ст. и первоначально находилась в приходе села Зверева, лежащего на границе Васильсурского у. Из настоятелей пустыни упоминаются первым игум. Павел 1666–1672 г., а последним игум. Викентий в 1759 г. В селе до настоящего времени существует ярмарка (12–15 сентяб.), известная под именем «Маровской“. Упразднена в 1764 году. “Ист. Росс. Иер.», IV, 816 (показана в Нижегород. уез.); V, 54 (Ярослав. епархии); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 622, 14; Семенов, “Словарь», V, 683 (Чернуха). 891. Крестный – Ставрос – Кийостровский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Архангельской губ., Онежского у., на остр. Кие Онежского залива, в 15 вер. к сев.-зап. от гор. Онеги и в 8 вер. от берега. Патриарх Никон в 1639 году, будучи еще иеромонахом, проезжая по Белому морю из Анзерского Соловецкого скита, был застигнут бурею и едва спасся, пристав к пустынному острову Кию, где тогда же и поставил крест. В 1652 г., уже в сане митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сочинение Иосифа разошлись в большом количестве списков в XVI, XVII и даже XVIII столетиях. Его строгое учение сделалось достоянием Русской церкви. Когда на соборе 1554 г. против еретика Башкина, Кассиан епископ Рязанский, сочувствовавший обвиняемым, стал порицать книгу Иосифа Волоколамского на ересь Новгородских еретиков: то «ей тогда принесенной бывши на собор на обличение еретиком и зело похвали ю боговенчанный царь, преосвященный Макарий митрополит и весь собор священный, светило ту нарекоша быти православию». М. Мак. Сентяб. 5 Для краткого очерка жизни Пр. Сергия, мы руководствовались следующими источниками: а) Житие пр. Сергия церковно-славянской печати, печатанное в 1646 г., по повелению Царя Алексея Михайловича, с рукописного жития Епифания, первого списателя жития Сергиева. б) Житие Сергия Чуд. – М. М. Филарета 1835 г. в) Филарета Архи. Черниговского Сент. кн. 1862. г) Жития Русских Святых – Муравьева. 8 Первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. В исторических документах о монастыре, на Хотькове, упоминается не позднее 308 г. (Истор. Р. Иер. ч. VI стр. 1103). За недостатком монастырей в то время в Московском княжестве, в Хотьковом монастыре были отделения и для монахов, и для монахинь. Это не единственный пример. Подобный монастырь был Введенский-Подольный. Обычай этот существовал до 1504 г., – в сем году Соборным определением запрещено было жить в одном монастыре и мужчинам и женщинам, – а Хотьков монастырь причислен был к Троицкой Лавре. Акт. Экспед. т. I. 383. Откуда происходит название – Хотьков? Некоторые производят его – от богомольцев пеших – Ходоков. Но это сомнительно. 10 К этому же времени относят основание обители и Филарет Ар. Черниговский см. Сент книж. о Р. Св. и Муравьев. 11 Историк Карамзин свидетельствует, что св. Алексий именно в 1354 г. отправлялся в Константинополь приять от Патриарха Каллиста жезл Митрополита всея России. т. IV. прим. 383. 13 Авраамий Палицын место сего источника определяет близь бывшего Подольного монастыря. Следовательно это есть колодезь, близь Пятницкой церкви, украшенный ныне каменною часовнею, и называется «кладязь Сергиев». В одном древнейшем списке жития Сергиева, сказано о сем кладязе так: «бяше чаща и дубрава, идеже ныне честный монастырь стоит. Тогда убо река течаше, яже есть и до ныне, иже от Клементьева невельми близ монастыря течет. Другая же река, яже ныне под монастырем течет, на том же месте от искони река небяше. Тем же и труд приимаху братия, от далека воду приносяще на потребу. Обрет же Св. Сергий в едином рову воду от наводнения, над ним же став молитву творяше, и воду освящ., и преклонь колена начать молитву… И сия рекшу святому, внезапу вода явися велия, яже и доныне нами зрима есть, отнележе и почерпаем воду на всяку потребу, благодаряше Бога, даровавшего нам таковую благодать. Прозвашися река Та Сергиева река даже до десяти или двадцати лет». Истор. Летопись. Тр. Лавры. Глава II. Здания Лавры. Стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

114 И. Г P. T. V. пр. 234. В Соф. Вр. поставление Исаакия относится еще к сентяб. 1397 г Ч. I. сгр. 418. Но тогда Киприана не было в Москве. 115 «Об отношениях Новгорода к В. Князьям», Соловьева. В Чтен. Москов. Истор. Общества. Год. 2. 1, ст. 77. 116 В Лет. Новгород. 1. стр. 98. говорится об этом вызове, но не объясняется его причины, которая может быть открыта из соображения обстоятельств дела. В той же Летописи под 1399 г. говорится о неудовольствии Витовта на прекращение с ним сношений. Без сомнения, одною из главных причини, воспрепятствовавших соединению Новгорода с Литвою, было их разноверие. Потому-то Летопись Новгородская так невыгодно и описывает Витовта стр. 101. 117 Но отыскивая свою собственность, некоторые дерзнули коснуться и святыни. Летопись Архангелогородская рассказывает, что Новгородцы, взяли Устюг, разграбили и сожгли его соборную церковь и взяли с собою чудотворную икону Одигитрии; а один наглец осмелился даже связать ее убрусом, говоря: «ни один пленник не связанный нейдет в чужую землю». – Но Архиепископ Новгородский справедливо обличил такую дерзость и обязал Новгородцев возвратить икону на свое место со всеми похищенными церковными вещами и воздвигнуть вновь соборный храм в Устюге, стр. 99, 100. – Впрочем не видно, как согласить некоторые обстоятельства сего случая с другим показанием той же Летописи. В 1490 г., когда было разыскание о времени первоначального построения сего храма, дьяки по книгам нашли, что он сооружен по благословению Арх. Ростовского, за два или за три года до опустошения Устюга Новгородцами, стр. 168, 169. 119 Лет. Никон. IV, 300, 301. Архангелогор. ст. 102 « Киприан Митрополит, по В. Князя слову, владыку поймал, да посадил за сторожи в Чудотском монастыре, за месячный суд, что не дали». – Последняя мысль впрочем не подтверждается показанием других Летописей. В, Соф. Вр. 1, 427. «а сидел (Иоанн) в нятии на Москве, у Николы у Старого». 121 Никон. Лет. V, 37. «На святом озере у ц. Преображения Господня, яже поставил Киприан Митрополит и часто тамо живал, занеже любовал лесистыя пустынныя места». Здесь в последствии образовался и монастырь Святоозерский, упоминаемый уже в 1504 г. Акт. Арх. Эксп. Т. I. стр. 111. О сем монаст. см. Ист. Иерарх. Рос. Т. VI стр. 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

л. 22 об. В службе на 1-е сентября, по 6 песни, положено Слово в начале Индикту св. Иоанна Златоустаг о, патр. Константинаграда. Там же л. 2. л. 66. – на 6-е число, на утрени Повесть откровениа препод. отца нашего Архиппа, пустынножителя и поломонаря всеславнаго и честнаго храма архангела Михаила иже в Хонех. Там же л. 59 об. л. 95 об. – на 8-е, по 2-м стихологии, Слово иже в святых отца нашего Андреа, архиеп. критскаго, иерусалимленина, на Рожество пресл. Владычица нашеа Богородица и Приснодевица Мариа. Там же л. 120. л. 163 об. – на 11-е, по 2-м стихологии, Слово св. Иоанна Златоустаг о, архиеп. Константинаграда, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Там же л. 216. л. 219. Сент. 20, служба св: Князю Михаилу черниговскому и болярину его Феодору с двумя канонами, первый творение таха ермонаха Святыа горы Пахомиа; по окончании службы Страсть св. новоявленных и великомученик и исповедник В. Князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. Там же л. 319 об. С обор. л. 251 по 258 над и под строками написано красными и черными чернилами построчно Слово септ. 23. на зачатие св. Иоанна Крестителя. Вслед за сим словом также вверху и внизу строк одною киноварью написано житие препод. Ефросинии, (сентяб. 25), нарицаемыя Измарагд. Там же л. 396. л. 270. Сент: 25, служба препод. Сергию чудотворцу радонежскому, по 2-м стихологии положено чтение, начин. Приидете честное и святое постник ссловие, приидете отци и братиа, приидете празднолюбци. В выноске против сего киноварью: Пахомие иеромонах. л. 303 об. – на 26-е, по 2-м стихологии, Иоанна, архиен. Констянтинаграда, Златоустаго, Похвала св. Иоанну апостолу и евангелисту и Богослову. Там же л. 607 об. В конце ркп. приложены особо: л. 355. Сент. 19, служба св. Князю Феодору и чадам его Давиду и Константину, а после оной Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора смоленьскаго и ярославскаго, в граде Ярославли новаго чюдотворца. Нач. Сй благоверный князь Феодор смоленскый и ярославскы сын В. Князя Ростислава. Вверху и внизу сей статьи помещена другая О проявлении мощей св. чюдотворцев благов. князей ярославских Феодора и Давида и Константнна. Нач. В лето 6971 в граде Ярославли, в монастыри св. Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

76 Это малое здание, тщательно сберегаемое во время гетманства Гр. Разумовского, в последствии обветшало и продано. Теперь оно принадлежит Батурин­скому помещику II. И. Прокоповичу, и составляет второй этаж в учрежден­ной им школе пчеловодства, служа для сбережения меда и воска. Описание древних святыни Ростова. Соч. Гр. Толстова. М. 1847. стр. 36. примеч. 77 Рукописн. житие св. Димитрия. Говоря о пребывании св. Димитрия в Батуринском монастыре, автор жития пишет: «идеже, за его игуменство, преставился парижский учитель Адам Зернаков, о котором в апологии против Лютеранов от Преосвященнаго Феофана Прокоповича , бываго тогда ректора Киевобратскаго, тако пишется : «блаженный памяти Адам Зернаков, егда к познанию того дела, сиречь о исхождении Духа Святаго, весьма рачи­тельное возъимел прилежание, оставя свое отечество, яко изгнанник самоволь­ный, и вне отечества, в Малой у нас России, небеснаго отечества, к нему же от Бога избран бысть, искаше и обрете, – двадесят уже почти годам миновавшим, великую книгу издаде, безмернаго и твердаго учения исполненную». См. Theophan. Procopov. Miscellanea sacra. 1744. р.22. 81 Именно: о времени кончины св. Анны, матери Богородицы (сентяб. 9 д.), о числе гвоздей, коими пригвожден был ко кресту Спаситель (сент. 14), о смешении имен Михаила Травла и Михаила Рангавы (ноябр. 4. дня). Что же касается до исправления погрешностей, замеченных Патриархом Иоакимом, то мысли о рождении Божией Матери без греха первородного нет в позднейших изданиях четьих-миней. А об Иерониме в исчислении «учителей, списателей, историков и повествователей», помещенном пред второю частью, замечено: «Иероним пресвитер, положенный со святыми в Триоде постной, в субботу сырную, в песни 9-й». См. замечание об нем и в последней четверти четьих-миней, под 25 июня. 83 Диар. 1694 г. Глуховский Петропавловский монастырь когда и кем основан, неизвестно. Он находится на правом берегу реки Клевени, на высоком холме, посреди рощи. Ист. Иерарх. III, 697. 85 Успенский Елецкий монастырь находится близ Чернигова. Памятником пребывания св. Димитрия в Елецком монастыре остались его собствен­норучные краткие записки, по которым значится время вступления его в мона­стырь на настоятельство и – выбытия из онаго». Року 1697 месяца июня, принявши Архимандрию Елецкую Черниговскую, зревидовалисьмо скриньку скарбцевую (мы обревизовали ящик для хранения сумм), зличили (сочли) в ней таляров битых сто, 1000 золотых чехами, а остаток чехов велелисьмо отцу Геннадио Шафару взяти до шафованья (для употребления) на монастырский росход.... Року 1699, септемврия 7., отъезжаючи с монастыря Елецкаго оставляю господарство таковое, и проч. «Здесь прописано частию церковное, частию экономическое монастырское имущество. Истор. Иерарх. Росс. Т. VI, ст. 515.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

д. ( Мф.14:25 ; Лк.12:38 ). Равным образом и время дня подразделяли на столько же частей, кои определялись следующим порядком часов: от 12 часов, или от восхождения солнца до 3 часа, включительно шла первая четверть дня, которая носила название «двенадцатаго» часа; от 3 до 6 часов вторая четверть, называвшаяся «третьим» часом; от 6 до 9 – третья четверть, которую называли «шестым» часом; от 9 до 12 – четвертая и последняя четверть, под именем «девятаго часа» ( Деян. 2:15; 3:1;10:3,9 ). Имея в виду такое разделение часов, у Евреев, удобно понять может всякий, что между св. Марком и Иоанном нет ни малейшего несогласия касательно времени и часа, когда распят Господь наш. Первый из них, не говоря об осуждении Иисуса Христа на смерть, означает время распятия Его концем прошедшей первой четверти дня: «бе же час третий,– говорит он,– и распяша Его (Иис. Христа)». А евангелист Иоанн, как осуждение, так и распятие Господа означает началом уже наступившей второй четверти дня, точно так, как и мы означаем иногда время приблизительно только, – или тем часом, который пришел, или тем, который уже наступил и идет» (из книги: «Иисус Христос на Голгофе или семь слов Его на Кресте» 1858 г. – стр. 59–60). 2 По учению же Святой Церкви, – лествица Иаковля предызображала и Пресвятую Деву Богородицу: «радуйся мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде» (из стихиры на Господи воззвах – в пяток вечера5-й недели Великого Поста. См. также Благодарств. кан. Юожией Матери. Пес. 4, троп. 2). Святая Церковь именует Пресвятую Деву Марию первообразом Иаковлевой лествицы по отношению к рождению Ею Подвигоположника нашего спасения – Господа Иисуса Христа. См. о сем наше «Изъяснение акафистных наименований Богородицы», в сентяб.кн. Душ. Чтения 1863, стр. 174. Статья сия издана отдельною книгою Аф. Русск. Пантел. Монастырем в 1892 г. 4 Св. отцы Церкви так изъясняют отношение к Кресту Христову победы народа Божия над Амаликитянами: «До вечера Моисей воздевал руки крестообразно, ибо и Христос до вечера пребыл на древе и вечером был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010