Кроме сочинений, написанных профес. Фаворовым в связи с учеными занятиями по предметам, им преподаваемым в Академии, в Воскр. Чтении встречается много статей исторического и особенно назидательного характера. Сюда принадлежат: девять статей о древних египетских пустынножителях (Воскр. Чт. XII. 14, 21, 24, 27, 28, 29, 30, 32, 35), седьмой вселенский собор (XI. 50), состояние и судьба древнего мира в эпоху появления христианства (XI. 41), – св. Нонна (XVII. 18), – о происхождении и значении антидора (XV. 10), – об антифонах (XV. 30). Сюда же принадлежат краткие статьи, написанные в роде размышлений, нравственных рассуждений, заметок по поводу разных выдающихся явлений нравственного мира. Напр. – о различии духа истины от духа лжи (X. 35), о преданности в волю Божию (XI. 33); грех есть беззаконие (XI. 34); Ей, гряду скоро. Аминь (XI. 48); о молитве св. Ефрема Сирина (ХП. 46); чадо, животом просливым не живи (XV. 8); уныние (XV. 48); фарисейское благочестие (XV. 49); о неверии, происходящем от развращения сердца (XV. 5); где есть обетование пришествия Εгο? (XV. 44); жалобы на людей (XVI. 4); христианское понятие о чести (XVI. 10); не весте ли, яко храм Божий есть? (XVI. 17); не судите, да не судимы будете (XVI. 22); есть ради стыда общаяйся другови и пр. (XVI. 29); Господи, избави мя от клеветы человеческой (XVI. 21); мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысяч (XVII. 2); возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем (ХIII. 8); восстав снииди, и иди с ними, ничтоже рассуждая: зане Аз послах их (ХIII. 10); об удовольствиях эстетических по отношению к духовной жизни (ХIII. 15); да не речеши, что бысть, яко дни первые быша блази паче сих (XVIII. 20); что сотворив, живот вечный наследую (XVIII. 33); мысли о бессмертии человека (XX. 12); о зависти (XX. 33); созидай дом именем чужим, якоже собирай камени на гроб себе (XX. 6); восстань спяй и воскресни от мертвых (XX. 40); нога буяго скора в доме (XX. 44); аще возможно все от вас, со всеми человеки мир имейте (XX. 14); аще добро твориши, разумей, кому твориши (XXI. 10); Каиновы жертвы (XXI. 13); дух времени (XXI. 16); слышах сицевая многая утешители зол вси (XXII. 6); о неразрывном союзе между верой и любовью христианской (XXIII. 26) и др. Кроме наблюдательности и глубокого знания сердца человеческого, способности анализировать внутренние душевные движения, равно как и выступающие наружу проявления человеческой мысли и воли, – статьи эти говорят прежде всего об истинном глубоко религиозном духе нашего профессора; всегда растворенные солью евангельской, – потому что в основе своих суждений и приговоров автор всегда полагает евангельское или вообще библейское выражение истины ,– читаются с приятностью, увлечением, а иные с сердечным умилением. В журнале они всегда составляли лучшее украшение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

В дальнейшем тексты из никоновского требника также переписывались, 387 но таких списков намного меньше: в богослужебной практике пользовались печатными книгами. С конца XVII в. рукописная традиция богослужебных книг постепенно затухает: в конце в. все меньше переписывается новых требников; в монастырях и приходских церквах пользуются в основном печатными книгами. Редкие рукописные требники конца XII–XVIII в. чаще всего копируют текст из печатных требников (филаретовского или никоновского). Очень редки списки других исповедных текстов, не из печатных требников. Так, к первой половине в. относится скорописный список исповедных вопросников, распространённых в XVI в.: М–Соф. 848 и Ж- Соф. 848 . 388 Вплоть до конца XVII в. богослужебные тексты записывались полууставным почерком (с первой половины ХII в. почерк часто подражал старопечатному шрифту). Использование неуставной скорописи, небрежной и мешающей при совершении исповеди, также свидетельствует об упадке средневековых исповедных традиций и о постепенном исчезновении рукописных покаянных текстов. Спад в развитии покаянных текстов, характерный для русской истории XVII в., – явление столь же самобытное, как и появление исповедных вопросников в XIV в. В других землях в ХII в. покаянные тексты, напротив, начинают развиваться. Известно несколько украинских требников ХII в. с чинами исповеди. Некоторые из них содержат только поновления; 389 в других встречаются краткие вопросники, хорошо известные и на Руси, например Кр-Свир. 91. 390 В украинской рукописи середины XVIII в. (в чине проскомидии поминаются императрица Елизавета Петровна, её внук Пётр Фёдорович и его супруга Екатерина Алексеевна) сочетаются оригинальные украинские исповедные тексты с выписками из русских печатных книг. Вопросные тексты открываются написанным по-украински вопросником МУкр-101/102с. 391 В этом вопроснике читаются те же статьи, что в русских текстах, но переведённые на украинский язык. Вслед за ним в рукописи идёт исповедный текст на русском языке, в котором указан источник заимствования: «з Номоканона».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

20/ХI Любящий тебя твой дядя.   Письмо 34 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте о Κυριοθе . 21/ХI получил твое письмо отъ 16-го. Δξα τφω Ψεφω ! Как быстро на сей раз доехала! Напиши ™ и бабушке ея от меня – Божие благословение и мою глубокую благодарность за труды по шитью пальто, мед и предложения яже о доме – спасиБо им за их любовь! Перехожу по состоянию своего здоровья на собственное, кроме хлеба, иждивение , съ 1-й посылкой требуется: сухариков (домашнего приготовления), вермишели (побольше), пшена, луку, томата, постного масла и сливочного, сахара (пиленого), [риса,] перца стручкового, селедок (мал бочонок) и икры, сушеной рыбы (если есть готовая), фруктового чая, 4 ученических тетради Что изрек красный + ? Вчера (26-го) получил твое письмо отъ 17 и умиляюсь и премного благодарю за ваши заботы о моем здоровьи. О посылке со здоровьем еще не слыхать , а уже съ неделю назад=O Κριοθ послал мне выздоровление и только за ваши молитвы, въ которых и впредь прошу не оставить. Ожидаем разгрузочной комиссии. Итак, будьте въ мире, благодаряще του Ψεοφυ о всем! Простите. 27/ХI Любящий тебя твой дядя.   Письмо 35 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте! Получил 6/ХII твое письмецо от 30/ХI и γκωμιζω του Ψεοφυ и вас благодарю за φλυξ , которая въ каждой строке твоего письма! Итак, поздравляю вас, торжествовавших вкупе съ Пергом , а себе пою ρμθ 5 песни 8 гласа, заканчивая: «пути моя направи – молюся» . Предъ Пергом же извиняюсь, что по забывчивости при писании иногда не именую его, но въ сердце моем грешном всегда съ ним. Кланяюсь и благодарю за хлопоты д Митр и К-на (как его имя?). Родная моя, подбери-ка мне очки – на N посильнее, а рецепт лежал въ берестяной длинной коробке. В худ : «боли боли болезненнее, да избежиши болезней болезненных» (в ч х). ™ : «да будет воля Твоя» (Мф 6:10; 26:42; Лк 11:2; 22:42). Слава Богу. Простите. Спаси вас Господи. 8/ХII Любящий тебя твой дядя   Письмо 36 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Существенны сведения исповедных текстов о развлечениях, характерных для XVI–XVIII вв., о своеобразной смеховой культуре средневековья. В отдельных текстах подробно перечисляются различные музыканты, актёры, игрища, устраивавшиеся во время праздников, например неоднократно называется борьба и конские бега. Широкое распространение имело увлечение охотой, которой занимались даже священники; однако охота осуждалась, поскольку добычей служили затравленные или задавленные собаками звери, мясо которых («звероядину» и «давленину») по церковным канонам запрещалось употреблять в пищу. В исповедных текстах преобладают вопросы о конкретных ситуациях и происшествиях и редко затрагиваются отвлечённые понятия, связанные с «грехами духа»: уныние, гордыня, зависть или ревность. Относительно поздно, со второй половины XVI в., возникают специальные вопросы об ортодоксальности веры кающегося, его согласии с основами православного вероучения: учением о Троице и Богородице, почитанием креста и икон. Лишь в ХII в. появляется требование на исповеди наизусть прочитать Символ веры ; позже духовники начинают проверять, как кающийся слагает крестное знамение, знает ли некоторые другие молитвы. Запрет работать в воскресные дни впервые встречается в исповедных текстах второй половины XVI в., но чётко формулируется лишь в вв. Особое место занимают исповедные тексты для вельмож, зарождавшиеся с конца XV в. и окончательно выделившиеся в особую категорию в первой половине XVI в. Лейтмотивом этих текстов, создававшихся в тесной связи с памятниками светской законодательной мысли, является представление о вельможах как о слугах государевых, во всем выполняющих волю государя. В то же время в текстах подчёркивается зависимое положение и беззащитность челяди. Появление подобных текстов, рисующих сложную систему социальных и административных отношений в государстве, свидетельствует о том, как оценивали современники место и роль разных социальных групп. В начале ХII в. возникают специальные тексты для «торговых людей» и «поселян», изображающие быт и занятия купцов и крестьян. Известен исповедный текст XIX в., предназначенный для исповеди самоедов – северных народностей, христианизированных в этот период. Составитель текста особенно подробно останавливается на верованиях самоедов, особенностях их быта.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

482 В исповедном вопроснике Ж-Печ. тр., вошедшем в состав печатного требника, та же статья имеет уточнения: «Или бывала еси в сонмищи со блудники и со блудницами?». 483 Встречаются в вопросниках для женщин и упоминание о «гостинице», в которую ходят ради блуда, и статьи для блудниц: «Давала еси тело свое на блуд кому?», «Во блудницах не бывала ли?». 484 Подобные вопросы читаются уже в списках XV в. Постоянно встречающееся сочетание сонмище – блудные заставляет нас предположить существование своеобразных публичных домов; сочетание сонмище – вдовы, выступающее как вариант к первому сочетанию, позволяет предположить, что именно вдова имела больше всего шансов оказаться в «сонмище». О вдовах как основной категории блудниц в средневековой России говорится в тексте из синодика конца ХII в., посвящённом описанию грехов и мук грешников, в основном женщин: «Сия мука тем, кои вдовицы, не помня смертнаго часа и муки вечныи, после мужей своих тело свое сквернили блудом, а душу – пьянством, и детеи родят, и губят их, и за то их во оном веце будут злыя скорпеи терзать вечно. Сия мука, кои вдовицы не бояся Бога жили и тело свое блудом сквернили, и за то им в будущий век будет мука – за сосца виснут вечно». 485 Присутствие в небольшом тексте двух сходных статей, посвящённых вдовам-блудницам, говорит о том, что эта проблема была весьма актуальной для того времени. 3. Разлучение супругов «Мужа от жены ци отмолвила, или жену от мужа?» – распространённая статья, читающаяся в текстах не только для женщин, но и для мужчин. 486 Глаголы, обозначающие совершенное действие, разнообразны: «подмолвила», «розставила», «отлучила», «разлучила», «отимала», «остудила». Текст ХII в. Ж-Перетц 12 говорит не только о разлучении супругов, но и других членов семьи, редкий случай, когда в исповедных текстах семья рисуется как взаимосвязь разных поколений: «Или сына или дщерь от отца или от матери отговорила еси?». 487 В одном из текстов говорится, что женщина «отлучить умеет». 488 Очевидно, в данном случае имеется в виду не умение оговорить одного супруга перед другим, чтобы они поссорились, а нечто большее.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Наконец, в текстах для вельмож в конце XVI в. появляется ещё один вопрос, показывающий, что уже в то время требовалось согласие господина на брак зависимого человека. В поновлении начала ХII в. встречаем статью: «Согреших, раба не по любви женил, или рабу замуж дал»? 1233 Таким образом, воля господина имела решающее значение уже на рубеже XVI-ХII вв. В ещё более раннем тексте – духовническом поучении первой трети XVI в. говорится об ответственности господина за нравственное воспитание челяди – прекращение блуда, пьянства и воровства, посещение богослужений. 1234 4. Воинская служба На рубеже XVI–XVII вв. в текстах для вельмож появляется новый раздел, предполагающий участие в войне пришедшего на покаяние. Один из ранних текстов, в котором записан комплекс вопросов о ратных делах, относится к последней четверти XVI в. Выясняется, не убивал ли вельможа на войне сдававшихся в плен, женщин и младенцев, не крал ли оружие или одежду «в станах», не насиловал ли пленных жён и девиц: «Или на воех в войске человека, повинувшагося пред тобою, вернаго или невернаго, убивал еси? Или младенца не убивьвал ли еси в ратном деле, непротивящагося с тобою? И в ратном деле в станех оружии или порт, или лошадеи, или иного чего не украдывал ли еси, или находом что нахаживал еси чюжее, и ведаа погубившаго в печали суща, не возвратил еси ему? И пленну девицу или жену осквернивал еси блудом, или чюжу рабу или свою насильством?». 1235 О том, что ратные дела занимали одно из первых мест в умах людей того времени, свидетельствует оригинальная поэтическая концовка в одном из текстов. Вместо того чтобы завершить расспросы обычным в таких случаях уверением в необходимости покаяния для дальнейшего спасения, духовник произносит: «Горе, господине, ратнику, в нем же железо глебит; тако же горе и грешнику, в нем же грех таится. И от того, сыну, бывает смерть». 1236 Сравнение греха с застрявшим в теле клинком показалось составителю наиболее понятным и убедительным для современников. Участие в военных действиях подразумевало возможность попадания в плен. Но и в плену человек должен был следовать принятым на родине традициям; вернувшись из плена, он рассказывал о том, как держал себя в чужих странах, на исповеди: «И в бусурманех или в латынех, или в лясех в полону или бегом своею волею бывал еси, и с ними едал еси или пивал, и в их мольбищах маливался еси, с ними по их закону, или жрътву идолом пожръл еси? Или с неверными женами блуживал ли еси своею волею или неволею, и женитвою на них не женивался ли еси?» 1237 Вопросник второй половины XVI в перечисляет основных противников, которым противостояла Русь в то время: татары («бусурмане»), поляки («ляси»), католики («латыне»). Дополнительные детали вносятся в поновлении начала XVII в.: «образ свои проказил, браду бривал». 1238 Вопрос о бритье бороды, актуальный при частом общении с католиками, был внесён в печатный требник в первой трети XVII в. 5. Причащение перед боем

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

М.В. Корогодина Глава 20. Исповедные тексты XVII–XIX вв. В XVII в. появляются новые тексты, обращённые к отдельным социальным группам людей. Большинство таких текстов известно в единичных списках: появление печатного требника прервало развитие и дальнейшую специализацию покаянной дисциплины. Вопросники, обращённые к купцам и свободным крестьянам, сохранились в одной рукописи первой трети ХII в. Кроме того, известны вопросники, адресованные царям и патриархам, но они составлялись для особых печатных изданий, вышедших около 1630 г.: «Чин исповеданию православным царем и великим князем Московским и всея Руссии» и «Чин исповеданию святейшим патриархом Московским и всея Руси, священноиноком, иноком». 1246 Вопросники царям и патриархам не сохранились в рукописях и известны только по печатным изданиям. 1247 Наконец, как ни скудна была православная рукописная традиция покаянных текстов в XIX вв., но и тогда появилось несколько новых вопросников. В начале в. был записан компилятивный вопросник M-Q.I. 268; к XIX в. относится небольшой вопросник М-Свир. 110. 1248 Тогда же появился обширный чин исповеди самоедов, в котором подробно описывается быт и верования северных народов. Кроме того, от вв. до нас дошли исповедные тексты, написанные на Украине, на русском и украинском языках. 1. Исповедь «торговых людей» Вопросник, обращённый к «торговым людям», известен в единственном списке первой половины XVII в. 1249 Чрезвычайно краткий (всего 7 статей), он полностью посвящён специфическим грехам, связанным с торговлей. Большое значение в торговле того времени придавалось устным заверениям торговца. Грехом считалась нажива за счёт непомерно завышенных цен в расчёте на то, что покупатели, которым нужен товар, волей-неволей будут приобретать его: «Не имал ли еси прикупа на душу, приставя упрямые цены сверх прямово прикупа?» Некоторые поступки торговца затрагивали государственные интересы: торговец обязан был платить «пошлинные казны с товару», запрещалась торговля «заповедным товаром». Сходные статьи об утайке пошлин и торговле «заповедным товаром» читаются ещё в одном тексте в списке первой трети ХII в. 1250 2. Исповедь «поселян»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

10 «Летопись Скита» Оптиной Пустыни под 10 октября 1901 года сообщает, что «в память исполнившегося десятилетия» со дня кончины старца Амвросия «предложено напечатать и издать отдельною брошюрою стихотворение, посвященное памяти старца, написанное одним из числа скитской братии... К стихотворению будут приложены ноты для пения, которые уже взялся написать помощник регента хора певчих Исаакиевского собора в Петербурге г-н Буйлов. На издание стихотворения и нот к оному посланы деньги г-ну Погожеву, который взял на себя труды по изданию стихотворения». Погожев – настоящая фамилия духовного сына преподобного Амвросия писателя Евгения Николаевича Поселянина, растрелянного 12 февраля 1931 года по делу «двадцатки Преображенского собора». 15 Отрывок из письма о. Зосимы от 21 мая 1797 года; письмо это хранилось в архиве Оптиной Пустыни. 16 На первой странице тетради рукой преподобного Амвросия надписано: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 го Сентяб. 1862 года. Многогр. . 18 Пятисотница – оптинское келейное правило, состоящее из пятисот кратких молитв с поклонами: 300 Иисусовых, 100 Богородице, 50 Ангелу-хранителю и 50 всем святым. 20 Прот. М. И. Хитров († 1899) – духовный писатель. См. о нем: Поселянин Е. Памяти протоиерея М. И. Хитрова/Русский паломник. 40. СПб. 1899. С 695–696. 21 В день отъезда владыки Трифона (7 декабря 1906 г.) скитский летописец записал: «За время пребывания в Скиту преосвященный, кроме присутствия при Божественных службах, неоднократно приходил на скитские правила в соборную келлию, где иногда читал положенные на правилах Евангелия, акафисты, каноны; нередко разделял трапезу с братиею; относился к скитянам с таким вниманием и отличался таким смирением, что вызывал сим удивление и возбуждал к себе глубокое уважение в братии». 24 В воспоминаниях И. М. Беляева о нем говорится: «О. Кукша. Из всех, кого я знал в Оптиной, самое лучшее и самое теплое воспоминание оставил во мне по себе этот старый младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

925. Устав Церковный, по месяцеслову , в четвертку, 354 л. неполный (нет листов с изложением особенностей богослужения на дни с 1 по 5 сентября и с 17 по 30 августа), полууставом и скорописью XVI в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В нем не только излагаются особенности богослужения в тот или другой день, но и приводятся тексты песнопений и нередко целых канонов. Службы русским святым: 1) июля 15 (в порядке месяцеслова) – князю Владимиру (296–300); по окончании месяцеслова 2) декабря 21 – Петру митрополиту (337–340 об.); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (341– 344 об.). В конце службы общия: апостолу единому (348 об.–352 об.) и апостолом двум и многим (353 об.). 926. Устав Церковный , в четвертку, 293 л., неполный, полууставом XVI в., в поврежденномч дощатом с кожею переплете. Листы 265–271 писаны другим почерком. Некоторые листы подклеены и запачканы. На л. 133 об. запись писца: «В лето 7023 (1515) списана бысть книга сия месяца октября в 10 на память святых мученик Евлампиа и Евлампии в день во вторник». Состав: 1) главы Марковы (4 об.–38 об.) с оглавлением их (1–4); всех глав 81; нет конца 41 главы и следующих за нею; 2) устав службы в четверг, пятницу и субботу Страстной недели, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу до недели Антипасхи (39–61 об.). На л. 61 об. начало статьи о службе в неделю Антипасхи; 3) устав общих служб, без начала (62–65). На 64–65 лл. указатель апостольских и евангельских чтений на различныя потребы; 4) последование Четыредесятницы (66–109); оканчивается утреннею службою в четверг Страстной седмицы; 5) последование Пятидесятницы, начиная с недели Антинасхи (110–131). Повидимому, листы рукописи перепутаны: порядок их должен быть такой: 66–109, 39–61; 110–131; 6) зачало святаго поста святых апостол (131–133 об.); 7) последование церковного собрания (134–293 об.). Листы этой части рукописи перепутаны: 134 л. начинаетея продолжением текста об особенностях богослужения 15 июля; на 155 листе по заключении текста об особенностях службы 31 августа следует киноварная полууставная запись : «Конец последованию церковного собрания»; «на лл. 156–293 месяцеслов, с 7 сентяб]ря по 7 июня; следовательно, порядок листов должен быть такой: 156–293, 134–155; мееяцеслов неполон. Нет нескольких листов между листами: 38 и 39, 61 и 62, 155 и 156, 174 и 175, 271 и 272 и после 293 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4009. То и другое увещание написано Феофилом. То и другое сочинение изд. 1722 г. Спб., и первое гораздо обширнее, чем в увещании Синода (Словарь Митр. Евгения 2,305.306. 318). 216 Подробное известие о ходе совещаний с Чернораменцами напечатано тогда же в 1720 г. Спб.; потом в 1782 и 1786 г. 217 Первое издание было в 1721 г., второе в 1726 г., третье в 1752 г. Александр после опять отступил от Церкви и был казнен как оскорбитель власти и обманщик. Собр. Зак. ук. 1721 г. 3522). 218 Указом 1730 г. мая, 29 5564), отданы в личное заведование Питирима (по смерть его) города Ярополч, Гороховец, Арзамаз и Вязниковская слобода, для лучшего успеха делу о раскольниках, как говорил указ. 220 В указе 1732 июл. 21 сказано, что, по справке, в чернораменских лесах юрьевского и балахновского округов оказалось тогда скитников 2249 человек обоего пола; а чернораменский ходатай в последствии говорил, что в 1716 г. считалось записанных раскольников Чернораменья до 40,000. (Указ 1762 г.). 221 Указ Сената петрозаводскому ландрату о Неофите дан авгус. 8. 1722 г., а указ Синода – 7 июля; инструкция Синода Неофиту подписана 8 августа 1722 г. Вторичный указ Сената с строгим подтверждением Поморцам явиться с ответами к Неофиту дан в марте 1723 г. Поморские Ответы утверждены общим советом Поморцев 21 июня 1723 года. О Денисовых ркп. история Выговской обители, написанная раскольником ок. 1745 г. 222 И исторически известно, что некоторые раскольники действительно были членами русского квакерского общества. См. выше прим. 137. 223 Самая длинная и, по-видимому, самая сильная статья в целой книге – это статья о двуперстии, составляющая пятый ответ. Она так ловко написана, что собьет с толку каждого простяка. В оправдание суеверно-чтимому двуперстию приведено 105 свидетельств; свидетельства расположены по векам и даже по годам, так, что дело начато со времени св. Владимира. Как же не прийти в изумление простяку, когда ему пересчитывают свидетельства времен Ярослава, 12, 13 и последующих веков, когда ему указывают не только на древность почтенную, но и на древность чудодействующую – на чудотворные иконы? Между тем трудно поверить, чтобы сами Денисовы не были в душе уверены в поддельности приведенных ими свидетельств: – а) Сами же они в другом случае говорят, что древние иконы, в том числе и чудотворные, были поправляемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010