Гораздо шире и глубже использовал Святитель, при составлении праздничных слов и сказаний святоотеческую литературу. Знакомясь с Четиими-Минеями приходится поражаться той начитанности, какою обладал Святитель в этом отношении. В праздничных словах и сказаниях выдержки из творений свв. Отцев следуют иногда непрерывно, одна за другой, и представляют, как бы златую цепь, сотканную в честь праздника трудолюбивым списателем житий. Здесь мы встречаем почти всех знаменитейших христианских писателей: Дионисия Ареопагита (8 ноября и 15 августа), Игнатия Богоносца (15 августа), Иустина мученика , Иринея Лионского , Ипполита Римского , Киприана Карфагенского (25 декабря), Афанасия Александрийского (25 декабря), Кирилла Иерусалимского (13 сентября, 6 января, 6 августа), Ефрема Сирина (26 декабря, 1 января), Василия великого (25 декабря), Григория Богослова , Григория Нисского (8 ноября, 21 ноября, 25 декабря, 1 и 6 января, 2 февраля), Амвросия Медиоланского (15 августа), Епифания Кипрского (8 ноября, 21 ноября, 26 и 29 декабря, 15 августа), Иоанна Златоустог о (1 октября, 25, 26 и 29 декабря, 6 января, 25 марта, 6 августа), блаж. Иеронима (21 ноября, 25 декабря, 1 января), блаж. Августина, Прокла, патр. Цареградского, Кирилла Александрийского (21 ноября, 2 февраля), Иоанна Лествичника (1 января), Григория Двоеслова (8 ноября), Софрония, патр. Иерусалимского (25 декабря, 15 августа), Максима исповедника (8 ноября), Анастасия Синаита (1 октября, 6 января), Андрея Критского (21 ноября, 2 февраля, 25 марта), Германа Цареградского (21 ноября, 25 марта), Иоанна Дамаскина (8 ноября, 25 и 29 декабря, 6 января), Тарасия Константинопольского (21 ноября), Георгия Никомидийского (21 ноября), Феофилакта Болгарского (26 ноября, 25, 26 и 29декабря, 6 августа) и др. Святитель большею частью называет и сочинения свв. Отцев. Из его ссылок видно, что он считал за подлинные творения свв. Отцев и такие произведения, которые были приписаны свв. Отцам ошибочно. Так, напр., он приводит выдержки из посланий: Игнатия Богоносца к Иоанну Богослову (15 августа), Дионисия Ареопагита к апостолу Павлу (15 августа), с именем Мелитона Сардийского связывает сочинение о успении Богоматери...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Константин Пивнев 26 августа 2020, 08:18 Очень хорошо, что в синодике имена выделены БОЛЬШИМИ буквами, очень легко и быстро ВСЕХ можно помянуть... Упокой Господи всех новопреставленных православных христиан... Катерина 26 августа 2020, 08:08 Наталья Богоявленская25 августа 2020, 20:34 -- вероятно, не всё-равно, если синодик посвящен священослужителям, умершим именно от корона-вируса (как подчеркивается в заголовке к списку). Хотя и меня это удивляет. Умирающий от рака (моя соседка) или фиброзы легких, вызванной аллергией на сено (моя покойная свекровь) мучались страшно, и конец их был освобождением от этих мучений. Зачем это подчеркивание, это разделение, если смерть нас всех уравнивает? Юрий 26 августа 2020, 04:32 Упокой, Господи, души раб твоих! С сожалением наблюдаешь, как в церквах на литургии многие люди стоят без масок. Вы, дорогие братья и сестры, говорите им, что они могут являться невольной причиной трагедии. " Не жертвы хочу, а милости " . Наталья Богоявленская 25 августа 2020, 20:34 Валентина (25 АВГУСТА 2020, 17:02), а не всё ли вам равно, от чего умер ваш знакомый батюшка, главное, что он перешёл в мир иной, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания. Молитесь о нём. Напишите его имя, тогда и мы все помолимся. Только не надо раздражаться. Валентина 25 августа 2020, 17:02 Все смерти спихивают на ковид, но многие умерли по своим заболеваниям, так, мой знакомый батюшка болел раком, но причину смерти указали ковид Ирина 25 августа 2020, 16:29 06.05.2020 Протоиерея Иоанна, настоятеля храма Св. Равноапостольной Марии, Минск Наталья 25 августа 2020, 13:21 Прошу включить в синодик 12 июня 2020г схиигумению Елисавету (Кривошееву). 81 год. Г. Алатырь Киево-николаевский Новодевичий монастырь Ирина 25 августа 2020, 13:16 Монахиня Иоанна, Боисо- Глебский женский монастырь, отошла ко Господу 19 августа. Со святыми упокой, Господи, всех усопших. Татьяна 25 августа 2020, 12:53 Царствие небесное! Вечная память! Ольга Кононова 25 августа 2020, 12:28 22.08.2020 -Клирик Нижегородской епархии протоиерей Сергий Муратов - приход церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери поселка Пушкино Воскресенского благочиния.

http://pravoslavie.ru/133481.html

– Свято храня постановления вселенских соборов и в наше время действующими законными постановлениями церковно-гражданскими, повелевается писать иконы в стиле древнего греческого-образописания в благоприличном виде без всякого суемудрия, а иконы, написанные безобразно, в страстных соблазнительных видах, нигде не допускать до употребления (т. XIV Уст. опред. и прес. преет, ст. 95 изд. 1890 г.; 59 вытесанные изваяния резные и неискусно написанные или несогласные со священным писанием, а также отливных икон нигде не допускать, за исключением распятий искусно вырезанных на высоких местах в церквах поставленных (II. С. Пост. Прав. Исп. 1722 г. 625, II. С. З. 16 март. 1759 г. 10935, 22. января 1761 г. 11189, 4 июля 1767 г. 12928 и 24 августа 1767 г. 12970). Повелено также на антиминсах не изображать Господа Саваофа в образе ветхолетнего мужа, а св. евангелистов в образе животных (Полн. Соб. Пост. Прав. Исп. т. 26 апр. 1722 г. 516; II. С. З. 31 авг. 1722 г. 4079). Запрещается также на иконах изображать св. Модеста патриарха Иерусалимского со скотскими стадами, а св. Александра Невского в монашеском, а не в великокняжеском одеяниях; (Полн. Собр. Пост. Прав. Исп. 25 сентяб. 1732 г. 1127 и 1318) и вообще запрещается изображать иконы в соблазнительных фигурах (II. С. З. февр. 3 д. 1823 г. 29299, Уст. о пред. и прес. прест, ст. 95, Свод. Зак. т. XIV изд. 1890 г.). Запрещается распространять распятие, издающее свет в темноте, так как это изображение, составляя техническую новость, не составляет вместе с тем предмета потребности для православных храмов (Опред. Св. Син. 5 сент.–22 окт. 1884 г. 1830). На скрижалях следует писать заповеди церковно-славянскими буквами, а не римскими (Опред. Св. Син. 30 января–8 февр. 1891 г. Ц. В. 1891 г. 7). Примечание. В заботливости о достодолжном почитании св. икон и об искусстве их писания, нашими церковно-гражданскими законами постановлено: искусство иконописания должны свидетельствовать духовные лица (примеч. к ст. 95 уст. о пред. и прес. прест.); раскольники ко вступлению в иконописательные цехи допускаются не иначе, как с разрешения Министра Внутренних дел (Высоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м-рь), 112 (в м-ре пострижен в монаш. царь Василий Шуйский); XVII, Новый летописец, 58 (Гр. Отрепьев пострижен и посвящен в диаконы), 75 (сюда сведен патр. Игнатий, выбранный Гр. Отрепьевым), 133 (в 1611 г. той же участи подвергся патр. Гермоген), 146 (кончина в 1612 г. патр. Гермогена), 188 (пожар 1626 г.), 189 (крещение Вел. кн. Алексея Михаил.), 210 (архим. Кирилл); 1856 г., XXIV, чиновник патр. Иоакима 1675 г., 47 (обедня 6 сентяб.), 48 (погребение кн. схимницы Феодосии Щербатых), 49 (архим. Варнава перевед. во Владим. Рождеств. м-рь, а в Чудов архим. Павел Симонова м-ря), 92 (погребение в м-ре стольника Ив. Данил. Прохорова), 98 (крестн. ход 8 августа); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 127, 39 (Ж. гр. 1462 г. старцу Авраамию Чудовскому на пользование великокняж. берегом), 218, 52 (Правая гр. 1561 г. по спорн. делу о деревнях, данных Некрасом Бронниковым; архим. Левкий), 245, 53 (Розъезжал гр. 1507 г.; архим. Феогност), 453, 63 (Данная 1565 г. на дер. Павлово; архим. Левкий), 552, 82 (Духовная 1460 г. старца Андриана Ярлыка; архим. Дмитрий), 562, 86 (Духовн. 1690 г. Соломониды Федоровой); II, 328, 144 (Книга строельная 1635 г. Козлов. уезду; м-рю дана степь при архим. Кирилле), 780, 254 (Подрядн. 1686 г. на камен. работы); III, 129, 307 (Розъезжая запись, т. е. межевая, 1521 г.), 182, 319 (Роспись духовн. архиеп. Вологод. Симона, 1685 г., который был казначеем м-ря); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 147), 70, 17 (Ведом. 1701 г. церков. вотчинам, роз- данн. разн. лицам); “Чтения в И. Общ. ист.», 1847 г., III, смесь, 25 (патриар. Гермоген погреб. здесь 1612 г. и перенесен в Успен. собор 1652 г.), VII, смесь, 1 (Преп. Иосиф Волоколам., о святех отцех в м-рях рустех); 1848 г., VI, смесь, 16 (Опись книгам XVII ст.), VII, смесь, 123, 135 (патриар. Иоаким), VIII, смесь, 34 (Патриар. Адриан), IX, Отд. 2, 265 (Пожар 1547 г.), 384 (Крещ. Казан. царя Утемыш Гирея), 399 (Крещ. царевича Ивана, сына Грозного), 415 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Любите но безкорыстно Семен 20 августа 2018, 18:34 Спаси Господи, Ольга, за Прекрасную и душеполезную статью. Отче Иосиф Исихаст, моли Бога о нас! Спаси Всех Господи! 15 апреля 2017, 18:21 slava tebe gospodi... георгис кириакидис 1 февраля 2016, 12:58 Большая сердечная благодарность за вашу статью.Святой Иосиф Исихаст помоги грешным избавиться от греха и обрести добродетель. Наталья 14 октября 2015, 11:03 Ольга, спасибо Вам огромное за Ваши статьи и труды, поскольку современное поколение очень нуждается в духовном просвещении. Я читала с большим трепетом о молитвенниках Руси. Невозможно остаться равнодушными. Люба Баркина 17 сентября 2015, 03:38 Спаси Бог! екатерина 22 августа 2015, 16:06 Очень полезная и понятная статья! Благодарю! Отче Иосиф, моли Бога о нас! Алевтина 20 августа 2015, 22:12 Спаси,Господи, за душеполезную статью... Инна 17 августа 2015, 11:43 Благодарю за душеполезную статью! Ольга, благослови Вас Господь за Ваш труд! Игорь Шохин 16 августа 2015, 09:11 Да пребудет с нами благодать Божия! Дионисий Дед 15 августа 2015, 22:37 Спаси Господи за статью! Елена 15 августа 2015, 22:28 Спасибо большое за статью. Ваши статьи очень полезны! Старец Иосиф, моли Бога о нас! Oxana Oxana 15 августа 2015, 21:38 Благодарю за полезную статью. многое для себя подчерпнула Нина 14 августа 2015, 22:43 Низкий поклон за статью. Прямо высветились мои слабые места и нерешенные вопросы. Отче Иосифе Исихасте, моли Бога о нас грешных. Павел Семёнов 14 августа 2015, 22:17 Дорогая редакция, пожалуйста, поспособствуйте изданию наследия старца Иосифа Исихаста! Его слова очень нужно и монашествующим, и мирянам. Мелина 14 августа 2015, 17:27 Да...сколько великих святых дала миру Греция. Мария 14 августа 2015, 15:47 Хорошо понимаешь,а как до дела дойдет ум,так и весь потерялся,заблудился.На все Божья воля!!! Иулия 14 августа 2015, 13:07 Отец Иосиф моли Бога о нас грешниках!!!Какая душеполезная статья - бальзамчик! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81334.html

Кирилл 1 августа 2020, 17:40 Спасибо за статью: Да хранит Вас Господь Один вопрос никак не даёт мне покоя: почему пророк Илья, разговаривавший с Богом на ты, знавший Бога, видевший Его, Илья - столп веры... так боялся смерти от этой бешеной царицы египетской? Татьяна 15 марта 2020, 18:45 Спасибо за полезную информацию. Всё становиться понятно. Хочется знать, что и как было. Необходимо очень много времени чтобы узнать больше. Спаси Господи Вас! Татьяна 23 января 2020, 20:18 Святой пророк Илья, моли Бога о мне!К пророку Илье я обратилась два раза в жизни читая акафист ему, когда суды и тяжбы с врагами очень хорошо помогает.Дивен Бог во святых своих! вячеслав 2 августа 2019, 14:43 Спасибо! Проникновенно. Наталия 2 августа 2019, 14:15 Святый пророче Божий Илие! Моли Бога о нас! Желтова Татьяна 2 августа 2019, 10:48 Спасибо отец Сергий очень хорошо написано, история повторяется,одумайтесь люди! Никита 2 августа 2019, 05:04 Спаси Господи отец Сергий! Борис 21 марта 2019, 05:42 Спасибо,очень сильно и правильно все написано. Алла 27 августа 2018, 20:23 Спасибо, отец Сергий. Нина Федорова 3 августа 2018, 12:42 Сильная статья. Все акценты расставлены верно. И наше дело маленьких и немощных, но православных христиан, выполнять свою миссию, вносить свою лепту в христианскую жизнь. Помогай нам и не отступай от нас грешных, Господи. Чудный Пророк Илия, моли Бога о нас. Алексей 2 августа 2018, 18:10 Спасибо! Очень сильно! Вдохновляюще! тамара 1 августа 2017, 23:44 Отец Сергий,спаси Вас ,Господи,за такой интересный и доступный,важный и нужный,поучительный рассказ.Божией Вам помощи в служении.Достроили Вы свой храм..Божией Вам помощи... Надежда Цветкова 6 августа 2016, 12:15 Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас. Наталья Богоявленская 2 августа 2016, 21:09 А ещё пророк Божий Илия -- собеседник Христа на горе Фавор. Вероника 2 августа 2016, 18:09 Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас! спаси Всех Господи и вразуми! Ольга Маслёнова 2 августа 2015, 13:32 Сердечно благодарю за статью! До неё знала только из детства " Пётр и Павел час убавил, Илия пророк два уволок " . Теперь праздник наполнился для меня новым смыслом.Слава Богу!

http://pravoslavie.ru/63201.html

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Отпишите к нам, когда вы примиритесь со своей матерью, и – я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать: то, делать нечего, сам боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицам и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священных лиц не благословение». 733 470 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия. 471 Тихвинский монастырь основан фев. 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелен Богоматерью в присутствии арх. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине, след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. Сл. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53, 54. Спб., 1859. 472 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 г. стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142. 473 У Неволина, о пятинах, стр. 142. О Феодоре Сыркове ист. иер. 4, 158. В 1662 г у Зеленой пустыни – 5 дворов поселенцев. 476 Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп. святцам общ. ист. пр. Мартирий зеленецкий новый чудотворец. «Словарь святых стр. 180 говорит о м. Корнилие: его старанием дана пустыня 1642 г. грамота на вотчинные земли». В 1642 г. не было в Новгороде митр. Коринилия; Корнилий был митрополитом новгородским 1674–1695 г. 477 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123, со службой в Румянц муз. стр. 93, 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40 Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтие. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г. говорит: «мне смиренному иноку Феодосию, поведаша про сие великое чудо минеи тояже обители, наипаче же сам видев своими очами того бывша в мертвых человека» и пр. описание Желтикова мон. стр. 38, 39, 68. Опис. Румянц. муз. стр. 594. 478 Никон. лет 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г. сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению патриарха, мирил князей юго-запада с митрополитом? См. сентяб. 16 чис. 479 Ркп. житие Арсения, современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 г. напрасно обвинен Евфимий в ересях. 483 Ркп. и печатное житие. И в церковной службе (минея марта, м. 1646 г.) св. Арсений именуется милостивым, незлобивым и кротким; служба как сказано, писана в 1483 г. 486 Надпись: «в л. 6906 (1398) построен собор сей архистратига Михаила великим. князем тверским Михаилом Олександровичем, при владыке Орсение». Микулни. летоп. 490 Карамз. 5, пр. 254. Никон. л. 4, 254, 307. В прологе 2 мар. ошибочно сказано, что Арсений еще до поставления в епископа основал монастырь на р. Тмаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

старец Моисей Озеров, да монаст. слуг 2, да на том же монаст. подворье живут разн. чинов люди из оброку в избах; далее их перечень); “Русск. истор. Библиот.», I, 143, 156, 161, 187, 190, 191, 548, 552, 553, 562, 579, 589, 591, 629, 679 (памятники смутн. времени; назван Осипов); III, 172 (царь Иоанн Грозный около 1567 г. из городка Старицы ехал на Осифов м-рь, а в Осифове м-ре встретил царя сын его царев. Иван); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; память преп. Иосифа, игум. Лямского чудотвор., 9 сентяб.); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимаидриту Иосифова м-ря: объярь двоеличная, травчатая, дороги двоеличные, 10 золотых), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Алексею о построении галеры); VI, 819, 120 (послание 1493 г. игумена Иосифа к Нифонту, еписк. Суздальск., о еретиках); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, Матер. для археолог. словаря, 34 (инок Исаия Борода в 1569 г. пожертвовал м-рю нотный рукопис. сборник, при игум. Леониде); 1869 г., т. II, вып. 1, 8 (инок м-ря Вассиан, в мире Василий Шемякин, знаток безлинейного пения, 1572 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, 31 (Паисий, живописец, расписывал церковь Успения, построенную в м-ре преп. Иосифом). 846. Казанская, мужская пустынь, ныне погост Казанская пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., на границе Кириловского у. Новгород. губ., в 128 вер. к вост.-юго-вост., по тракту из гор. Кирилова в Каргополь, при оз. Климентовском. Существовала в 1675 и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 14. 847. Казанская – Богородицкая, мужская пустынь, упраздненная, Костромской губ. и уезда, близ гор. Костромы. В 4 вер. к сев.-зап. от Костромы существует ныне деревня Казанка. В 1731 г. упоминается в ней строит. Иосиф. До 1745 г. принадлежала к Синодальной области и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 885. 848. Казанская – Рябинина, мужская пустынь, ныне погост Рябинина Пустынь, Вологодской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Расположение сведений о святых такое: сперва пишутся имена или памяти их с отличительными чертами: мученика, преподобного, епископа и т. п., напр. 3 сентяб. память священномученика Анфима, епископа никомидийского, затем следует стихословие, в коем более изображаются род смерти мучеников, день кончины святых в месяце, главные добродетели, часто берутся мысли от имени и звания святого, напр. Усекнутый в главу мучениче Анфиме 362 мечем И по смерти, как цветы, изращаешь власы во славу Божию. В третий день рассек Анфима острый меч. За стихами следует уже самое сказание: сей святой Анфим связанный за веру Христову и т. д. Подобным образом говорится и о других святых дня. Что касается тех святых, о коих ничего не известно, кроме рода их кончины, то в первой строке вместе с памятью изображается и род смерти их, затем следуют стихи, напр. 3 сент. святой муч. Харитон, брошенный в яму извести (негасимого) 363 кончается. Автор стишного пролога имел под руками разные виды прологов: несомненно, он имел если не Петров или Кларомонтанский, то другие подобные им редакции, потому что, как мы сказали, около половины и не менее трети сказаний Петрова пролога и многие из Кларомонтанского находятся в стишном; есть в нем сказания и из месяцеслова Василия, прямо взятые из него или с вариантами, напр. 23 авг. о Каллинике, патриархе константинопольском, 9 апр. о мучениках в Персии при Савории, 12 апр. о св. Василие парийском, 24 апр. о св. Василие пресвитере анкирском и многие другие. Без сомнения, автором составлено довольно и своих сказаний, особенно пространнейших, которых нет в означенных выше прологах. Что касается до памятей без сказаний, то почти все они, за малыми исключениями, взяты из означенных прологов в стишной; кроме того автором внесено еще много таких памятей, которые не находятся в известных нам означенных прологах. Без сомнения, он имел еще синаксари другие и другого рода, нам неизвестные, с означением рода смерти мучеников; ибо в известных нам прологах род смерти тех мучеников, о коих нет сказаний, не означается, как показано выше: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010