Многие из песнопений П. Э., опубликованные в буквенной нотации, известны и в нотации Нового метода. Иногда он использовал ранние модификации нотации (гл. обр. в элементах, обозначающих длительности), к-рые позднее, когда П. Э. был уже в Бухаресте, были отвергнуты или упрощены Тремя учителями. Нек-рые его произведения известны только из изданий в буквенной нотации, но не обнаружены в рукописях Нового метода. Как следует из записей Панна, П. Э. особое внимание уделял правильной акцентуации и осмысленному распеванию текстов песнопений и обучал этому учеников, к-рые применяли эти принципы, приспосабливая мелодии к румын. текстам. В грекоязычной рукописной традиции XIX в. неоднократно встречаются произведения П. Э., прежде всего песнопения литургии и великое славословие на 4-й хроматический плагальный глас. Афонский мелург и «экзегет» иером. Иоасаф Дионисиат включил во мн. свои рукописи произведения П. Э., что свидетельствует об их использовании в мон-рях Св. Горы Афон (где их продолжают петь и в наст. время, особенно херувимские). Нек-рые сочинения П. Э. малоизвестны, поскольку содержатся только в рукописях, хранящихся в Румынии и не описанных, напр., в рукописи Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 957, с самым большим числом произведений П. Э. Произведения П. Э. напечатаны в ряде греч. певч. изданий, начиная с его Анфологии 1830 г. По сообщению Г. Пападопулоса, протопсалт г. Пловдива (Филиппополя) Георгий в Анфологии 1846 г. опубликовал в аналитической нотации под своим именем «Достойно есть», воскресные херувимские и причастны на 8 гласов, славословия, Трисвятое и др. сочинения. Распространение произведений П. Э. в румынских рукописях и печатных изданиях мало изучено. Немногие образцы «экзегетической» деятельность П. Э. важны, поскольку в них сохранились ранние принципы «истолкования» песнопений. Они не имеют точной датировки, однако ясно, что П. Э. выполнил их, уже имея в распоряжении «экзегезисы» Григория и Хурмузия. П. Э. «истолковал» «Τν δεσπτην» на глас βαρς Георгия Критского (Ath. Doch. 413. Fol. 267 sqq.), пространный мелос Петра Пелопоннесского «Господи, яже во многия грехи» на 4-й плагальный глас «по преданию» Георгия Критского (Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 957. Fol. 267; в ркп. Bucur. Acad. Român. 3942 (fol. 177) с надписанием: «Петра Эфесского в подражание протопсалту Даниилу», к-рое, вероятно, относится к первоначальному произведению П. Э., а не к аналитической записи), осмогласник Петра Берекета «Богородице, Дево» (Ibid. Fol. 270v), степенны 8 гласов протопсалта Еммануила († 1819), «переданные» в древней нотации доместиком Марком, и ирмосы 9-й песни (Athen. S. Karas. 174; Ανθολογα. 1830 (без ирмосов; Bucur. Acad. Român. 843. Fol. 111v)), «Достойно есть» на глас βαρς (Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 1465) и др.

http://pravenc.ru/text/2580432.html

Со временем, система византийской нотации естественным образом развивалась и изменялась, однако ее основная внешняя форма и сущность остались прежними. В настоящее время за богослужением певчие используют так называемый «новый метод» византийской нотации, который был введен в 1814 г. тремя композиторами и теоретиками византийской музыки — Хрисанфом Мадитским, Григорием Протопсалтом и Хурмузием Хартофилаксом, впоследствии получившими прозвище «трех учителей» . Однако их нововведение не являлось изобретением иной системы нотации. По сути, это была реформа и стандартизация элементов той же самой системы, о чем подробнее будет сказано ниже. Спустя тысячелетия, с помощью невменной нотации композиторы византийской музыки сочинили неизмеримое количество музыкальных произведений, имеющих как краткие, простые мелодии, так и намного более сложные и изящные: Святой Иоанн Кукузель. Изображение XV века из музыкального кодекса афонской Великой Лавры. Из самых почитаемых композиторов византийской музыки часто особо выделяют следующих: преподобных Романа Сладкопевца (VI b.), Иоанна Дамаскина (VII b.) и Иоанна Кукузеля (XIV b.), а также Петра Пелопоннесского (XVIII b.) — выдающегося пост-византийского композитора, чьи оригинальные музыкальные произведения и переложения более древних сочинений на «новый метод» византийской нотации легли в основу современного обихода византийского церковного пения . Необходимо, однако, более подробно уделить внимание преподобному Иоанну Кукузелю — главному создателю более протяжного и богато-украшенного жанра византийского церковного пения, прозванного «калофоническим», или «прекрасно звучащим» . Название этого жанра церковной музыки происходит от древнегреческого слова «прекрасный» (греч. καλς) . Даже спустя века мелодии гимнографических произведений продолжали иметь некоторые общие черты. Однако в XIV b., по словам протопсалта Джона Бойера, сочинения монаха-исихаста, преподобного Иоанна Кукузеля, «революционизировали музыкальную традицию Православной Церкви». Рукописи, дошедшие до нас и содержащие его музыкальные сочинения, а также сочинения его современников, писавших музыку в калофоническом стиле, дают нам интересное представление о богослужебной жизни монахов-исихастов. Повседневная жизнь монахов была строгой и простой, проходила в постоянном молитвенном делании. Однако, когда братия собиралась по воскресным дням и праздникам, то за богослужением исполнялись порой очень сложные, мелодически богатые песнопения, о чем свидетельствуют дошедшие до нас рукописи византийской музыки .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=270...

К числу отрадных явлений в греческом церковном пении в 19 веке должно отнести стремление знатоков певческого искусства уяснить церковное пение теоретически и, частью, археологически, чему помогают и исследования современных нам европейских ученых. Из нижеисчисленных печатных сочинений видно, что эта сторона не оставлена в пренебрежении. Наконец, в новом периоде греческого церковного пения весьма важным обстоятельством представляются попытки греков к упрощению и систематизированию греческой крюковой нотации. Пелопонезец Петр Лампадарий, иерей и певец Константинопольской церкви, около 1770 г. упростил пение Триоди; цареградские же певцы: Григорий протопсалт, Хурмузий Хартофилакс и особенно Хрисанф Прус (Προσης, а по Б.-Дюкудрэ: De-Madytos) в 1818 г. изобрели новую методу церковного пения, чем облегчили изучение и исполнение церковных мелодий. Первая из этих двух реформ имела в своем результате введение аналитической нотации вместо прежней, слишком синтетической. Дело в том, что в старой крюковой нотной письменности один знак мог выражать сам по себе целую музыкальную фразу; в позднейшей преобразованной письменности каждый интервалл стал изображаться одной отдельно или несколькими чертами. На эту нотацию упомянутый Петр переложил древние мелодии Иоанна Дамаскина . – Вторая реформа имела целью устранить сложность, неопределенность значений и разнотолкования прежних певческих интервальных знаков, уменьшив их количество до десяти, а вместе с тем, определеннее обозначить как высоту голосоведения, так и строение частей или членов мелодии, и таким образом упростить изучение нотной письменности и разумение церковно-певческого искусства. 467 Этого последнего вида крюковыми нотами в 1821 г. в Париже напечатана была первая часть Триоди. За восстанием греков против турок в этом году дальнейшее печатание нотных книг остановилось, но упрощенная метода пения охотно принялась на всем Востоке, Афоне и Синае. Однако, есть и более новые проекты греческой семиографии. Такова её система, предложенная Лесвием в Афинах в 1850 г. Есть и опыты переложения греческих мелодий на Европейские линейные ноты. 2. Греческие певческие книги и исследования о церковном пении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Сирийское ополчение отбило у ИГ христианскую деревню Телль-Хурмуз, 5 февраля 2015 г. Повстанцы-сирийцы продолжают наступление на севере Сирии и Ирака против сил боевиков-исламистов.      Результатом военных шагов ополченцев стало освобождение от гнета «Исламского Государства» нескольких христианских населенных пунктов, передает информационный портал « Линга » со ссылкой на MCN. Во вторник третьего февраля бойцы «Сирийского военного комитета», в ходе боев на севере страны, успешно атаковали позиции ИГ в христианской деревне Телль-Хурмуз на юго-западе мухафазы аль-Хасаке. Повстанцам удалось освободить деревню от такфиристов «Государства» без особых потерь; в плен было взято шестеро террористов. Сразу же по освобождении населенного пункта состоялось торжественное богослужение с водружением некогда сбитого радикалами креста на купол местной церкви.    Со своей стороны ополченцы-курды, активно действующие в центральной зоне турецко-сирийской границы, на прошлой неделе смогли освободить от ИГ три другие христианские деревни, – Охан, Кримрар и Бандар Инзан, - отстоящие к западу от освобожденного три дня назад города Кобани (мухфаза Халеб). Источники сообщают , что похожие бои в настоящий момент идут за курдские деревни ал-Арджа и ал-Хаддад, на востоке района Камишли. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77048.html

   001    002    003    004    005    006   007