Ирмологий Петра Пелопонесского с нотацией нового метода (К-поль, 1825) Ирмологий Петра Пелопонесского с нотацией нового метода (К-поль, 1825) Основная задача «трех учителей» заключалась не в создании новой формы нотации, а в том, чтобы сделать традиц. форму более рациональной и простой для обучения, облегчающей каждому пение с листа, поэтому мн. знаки древней традиции были исключены как избыточные. Певч. книги стали выпускаться печатным способом. Первые издания вышли в 1820 г. в Бухаресте (Анастасиматарий и Доксастарий - оба Петра Пелопоннесского) и в 1821 г. в Париже (часть Доксастария Петра Пелопоннесского и «Введение в теорию и практику церковной музыки» Хрисанфа). В 1824 г. в К-поле Хурмузием была издана в 2 томах «Ταμεον Ανθολογας» (Анфология пападического пения), через год опубликовали в одном томе 2 Ирмология - Петра Пелопоннесского и Петра Византийского. После 1850 г. певч. книги стали издавать в Афинах. Тем не менее число древних песнопений (т. е. составленных до 1750) в опубликованных книгах было невелико и остается таким до наст. времени; это объясняется не только тем, что издатели предпочитают новый репертуар, но и тем, что все транскрипции древних песнопений в нотации нового метода следуют традиции экзегезиса. Поэтому древние мелодии оказываются слишком пространными и едва ли приемлемы для литургического использования, за исключением монастырских бдений. Неск. позднее «трех учителей» жил Феодор Папапарасху Фокейский , мелург и муз. издатель, песнопения к-рого до сих пор широко используются. Его смерть в 1851 г. ознаменовала конец «классического» периода неовизант. пения. Херувимская песнь И. Сакелларидиса. 1952 г. Херувимская песнь И. Сакелларидиса. 1952 г. Во 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. попытки нововведений предпринимались в 2 противоположных направлениях. Первое обусловлено вост. влиянием и выражалось в использовании арабо-тур. макамов (либо явно - с оригинальными названиями, либо скрытно - под видом обычных церковных гласов) и в развитии виртуозного, чрезвычайно украшенного вокального стиля, особенно в мелизматических песнопениях. Др. направление связано с введением зап. полифонии в греч. церковную музыку. В 1844 г. греч. общины в Вене начали использовать в службах (гл. обр. на литургии) 4-голосные композиции, основанные отчасти на традиц. мелодиях, адаптированных к зап. тональной системе и ритмическим стандартам этого времени. Впосл. др. греч. церкви за пределами Г. также восприняли эту практику. В 1870 г. рус. вел. кнж. Ольга, супруга кор. Георга I, организовала хор для королевской часовни, к-рый исполнял полифоническую музыку в рус. стиле. Это было началом активного рус. влияния на греч. музыкантов, особенно в Афинах и др. больших городах. Наиболее известным композитором этого направления был Ф. Поликратис, чьи сочинения стали популярными среди сторонников полифонии.

http://pravenc.ru/text/166461.html

По-видимому, имелись в виду дисковидные хрусталики огромных глаз этого животного. Из головы крупного кашалота можно вытопить 11 тонн жира-спермацета! Прежде из спермацета делали самые высококачественные свечи. Сейчас он находит широкое применение в медицине и парфюмерии — идёт на изготовление всевозможных питательных кремов. Около 1300 литров. Стайками этого кальмара, по-видимому, был бомбардирован «Кон-Тики» в Тихом океане. Но славный командир этого «корабля» Тур Хейердал ошибается, утверждая, что первым из исследователей описывает летающих кальмаров. Этот необычный для моллюсков способ передвижения известен натуралистам уже почти две тысячи лет. В 1952 году, например, 430 китобойных судов добыли во всем мире 49 752 кита, а за последние 60 лет уничтожено уже около миллиона китов. Из года в год совершенствуется китобойная техника, увеличивается и китобойщлй флот, участь китов беспокоит сейчас многих натуралистов. Франко Проспери — итальянский учёный, в составе зоологической экспедиции предпринял в 1953 году путешествие на Коморские острова. Свои приключения он описал в книге «На Лунных островах», которая в 1958 году издана Географгизом на русском языке. Коморские острова принадлежат Франции. Мезозойская эра, которая делится на триасовый, юрский и меловой периоды (60—200 миллионов лет назад), считается средней эпохой развития жизни на Земле. До неё была древняя эра — палеозойская (приблизительно 200—500 миллионов лет назад), после неё наступила новая эра — кайнозойская, в которой мы живём. Бузург ибн-Шахрияр родился в начале Х века в персидском городе Рам-Хурмузе (Западный Иран). В 960 году он написал книгу «Чудеса Индии» (в 1959 году издана на русском языке), в которой собрал чудесные рассказы арабских моряков и купцов о приключениях в заморских странах. Самое сухое и жаркое время года в тропической зоне северного полушария. Содержимое мускусных желез бобра, обладающее резким запахом. «Американский обман». Игра слов: «хамбаг» — по-английски «обман», а «хэмпбэк» — «горбун».

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

О.Г. Большаков Глава 1. Мирное десятилетие Абдалмалика Отголоски гражданской войны Административно-финансовые реформы Абдалмалика, начавшиеся около 696 г., знаменовали конец периода борьбы за власть и разброда в мусульманском обществе, но о мире приходится говорить только в самом общем плане, как об отсутствии военных действий в центре Халифата. На окраинах состояние войны было постоянным: кончалось подавление мятежей или сепаратистских выступлений – начинались завоевательные походы. Заканчивая предыдущий том рассказом о реформах Абдалмалика, мы несколько опередили рассказ о ситуации на востоке Халифата, и сейчас придется вернуться несколько назад, ко времени непосредственно после победы ал-Мухаллаба б. Абу Суфры над хариджитами под Рамхурмузом (т. III, с. 272). После этой победы весь Южный Иран к востоку от Казеруна все же оставался во власти хариджитов. В Фарсе распоряжался Катари б. Фуджа‘а, провозгласивший себя халифом, что подтверждает титул «амир верующих», сопровождающий его имя на монетах. Чеканку своей монеты – важнейший прокламационный акт любой новой власти – он начал в 69/68889 г., и продолжал довольно интенсивно в течение девяти лет. Полтора десятка его серебряных монет свидетельствуют не только о титуле, но и о примерном размере территории под его контролем – Ардашир Хварре (Истахр), Бишапур, Йезд, Дарабджерд, Таввадж. За Дарабджердом начинались владения другого хариджитского вождя, Атийа б. ал-Асвада, изгнанного из Омана (т. III., с. 265). Чеканить свою монету он начал, видимо, в 70/68990 г. Она чеканилась в Джируфте, Хурмузде (?), Вардашире (Бардасире) и Хабидже. О взаимоотношениях между этими двумя вождями ничего не известно. На монетах Атийи титул «амир верующих» отсутствует, свидетельствуя о его меньших политических амбициях, но никаких признаков вассальной зависимости от Катари не имеется. Наконец, можно отметить, что вес большинства монет обоих правителей соответствует обычному стандарту арабо-сасанидских драхм – 3,74·г., свидетельствуя о нормальном состоянии экономики этих областей. 7

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В дек. 639 г. араб. полководец Амр бен аль-Ас вторгся в Египет. После ряда сражений и взятия арабами неск. крепостей в 640 г. Александрийский Патриарх Кир вступил в переговоры с Амром, предлагая ему покинуть Египет за выкуп. Имп. Ираклий, узнав об этом, обвинил Кира в измене и отправил в ссылку. Осенью 640 г. Амр возобновил военные действия, вторгся в Дельту, 7 месяцев осаждал крепость Бабальюн, к-рая сдалась в апр. 641 г. После этого арабы стали с боями продвигаться к Александрии, но штурмовать сам город не решились и из-за разлива Нила отступили обратно в Бабальюн. В Египет вернулся Кир, освобожденный из ссылки после смерти имп. Ираклия. В нояб. 641 г. он заключил перемирие с Амром на 11 месяцев, по истечении этого срока визант. войска обязывались покинуть Александрию. Кир рассчитывал получить т. о. год передышки и подавить монофизитскую оппозицию в Александрии, после чего можно было бы нанести удар по арабам. За этот год Амр завершил покорение Дельты и В. Египта; визант. же гарнизон в Александрии, не получив подкреплений из охваченного смутами К-поля, вынужден был, выполняя условия договора, оставить город (22 сент. 642). Столь быстрое завоевание арабами обширных территорий объясняется внутренней непрочностью визант. власти в Сирии и Египте, вызванной противостоянием Православия и монофизитства. Подспудная неприязнь со стороны арамеев и в еще большей степени коптов подрывала боевой дух визант. армий. Христ. население гос-ва Сасанидов восприняло араб. завоевания так же пассивно, как сиро-егип. монофизиты; с т. зр. месопотамских христиан, происходила простая смена одной иноверной власти на др. Продолжая экспансию на неск. направлениях, арабы в 637-641 гг. завоевали Хузистан. Упорное сопротивление оказал мусульманам наместник этой провинции Хурмузан, более года выдерживавший осаду араб. войска в г. Тустар. При взятии города арабами было перебито множество жителей, в т. ч. местное христ. духовенство. Иран. шах Йездигерд III, имевший после битвы при Кадисии неск. лет передышки, сумел собрать значительную армию в районе г. Нехавенд в Зап. Иране. В 642 г. она была разбита арабами в ожесточенном трехдневном сражении. После этого мусульмане за 3 года покорили весь Зап. Иран с городами Хамадан и Рей.

http://pravenc.ru/text/75804.html

В 1937 г. К. перешел на работу в Мин-во печати и туризма в качестве эксперта по греч. музыке. С 1938 г. работал на Греческом радио, где основал отдел национальной музыки и стал его руководителем. К. также создал архив звукозаписи в Национальной радиовещательной корпорации, собирая в т. ч. народные песни в различных областях Греции. В 1939 г. К. вместе с хранителем отдела рукописей Греческой национальной б-ки Л. Политисом и директором Национальной картинной галереи М. Каллигасом при финансовой поддержке правительства отправился на Святогробское подворье в К-поле (Стамбуле) для организации фотосъемки рукописей, содержащих «экзегезисы» древних песнопений, выполненные протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием . По предложению К. эти рукописи были переправлены с дипломатической почтой в Греческую национальную б-ку в Афинах. В 1940-1941 гг. К. служил на фронте; по возвращении вместе с хором давал концерты для раненых в больницах и других учреждениях. В то же время он преподавал церковную и народную музыку в Греческом доме Ангелики Хадзимихали; совместно с физиком и математиком С. Врахамисом работал над проблемой интервалов в греч. музыке. В 1946 г. с хором участвовал в торжествах на стадионе Панатинаикос по случаю присоединения о-вов Додеканес в Эгейском м. к Греции. В 1950 г. К. женился на А. А. Ватугиу. Венчание было совершено в мон-ре Дафни по древнему визант. уставу во время Божественной литургии, тем самым было положено начало движению за возрождение этой традиции. В 1953-1973 гг. К. вел передачи «Греческие голоса» (еженедельно, цикл из 700 передач о традиц. музыке) и «У истоков народной песни» с участием музыкантов из разных областей Греции на Греческом радио (большая часть записей этих передач утеряна). С 1969 г. К. вел программы на телевидении, в которых участвовали муз. и танцевальные коллективы со всей Греции. К. выступал с докладами и лекциями на мн. международных конгрессах и в различных научных сообществах и ин-тах, среди наиболее интересных сообщений - «Нотная запись византийцев и ее развитие» (Афинское археологическое об-во, 1933), «Греческая музыка» (Об-во средневековых исследований, Афины, 1952), «Правильные интерпретация и транскрипция византийских музыкальных рукописей» (Международный конгресс византинистов в Фессалонике, 1953), «Происхождение восточной музыкальной традиции» (Международный конгресс по музыке Восточного Средиземноморья в Тунисе, 1963), «Роды и интервалы в византийской музыке» (1-й Международный конгресс по исследованиям византийской церковной музыки и восточной литургики в мон-ре Гроттаферрата (Италия), 1968), «Маистор Иоанн Кукузель и его эпоха» (Международный конгресс византинистов в Афинах, 1976), «Византийская музыка и ее проблемы» (богословский фак-т Бостонского ун-та (США), 1978), «Гармония, то есть нахождение интервалов и созвучий по средним гармоническим» (Музыковедческий конгресс в Дельфах, 1988).

http://pravenc.ru/text/1680987.html

Пример 5 Пример 5 В более широком контексте тема П. включает проблему использования хроматики в визант. период. Наиболее древняя форма П., основанная на «Составном колесе», была диатонической (см. пример 3, 3-5). Однако уже в визант. период в певч. рукописях зафиксировано использование хроматических звукорядов для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов, как можно судить по срединным мартириям, обнаруженным, напр., в Древнем Стихираре (см. также важный анонимный теоретический трактат в ркп. Athen. Bibl. Nat. 899, о нем: Zannos. 1985. S. 52-60; о хроматике см. также в работах: Thodberg. 1964; Amargianakis . 1982; Raasted. 1986; Zannos . 1994; Στθης. 1996; Troelsgård. 1999; Makris. 2005). Только в поствизант. период появились отдельные правила для хроматических гласов, с повторением тех же мартирий через интервал терции, и, по-видимому, для них было установлено особое хроматическое П. (см. диаграммы в форме правила неизв. автора в ркп. Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 180v, 183)). В примере 5 представлен поиск П. для хроматического звукоряда: система согласно дифонии, к-рая складывается из одинаковых соединенных терций: 1 и 5 - мартирии, которые встречаются в Древнем Стихираре для конкретных звуков во 2-м и 2-м плагальном гласах; 2 и 4 - мартирии из правила 2-го плагального гласа неизвестного автора в рукописи Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 183); 3 - транскрипция в 5-линейной нотации звукоряда 2-го и 2-го плагального гласов Древней системы. В рамках реформы Трех учителей - Хрисанфа из Мадита, хартофилакса Хурмузия и лампадария и протопсалта Григория (К-поль, 1814-1815) - и аналитической нотации Нового метода устанавливается новый способ П.- с односложными звуками (Πα, Βου, Γα, Δι, Κε, Ζω, Νη) - под влиянием западноевроп. сольмизации и вызванных ею в нач. XIX в. идейных «брожений» (см.: Ρωμανο. 2006. Σ. 33-43). В этом П. использованы первые буквы греч. алфавита (Α, Β, Γ, Δ, Ε, Ζ, Η) и 5 гласных звуков: [a], [e], , [o], [u]. В случае транспозиции используется т. н. псевдопараллаги - чтобы облегчить певчему правильное исполнение интервалов (см. пример 3, 9).

http://pravenc.ru/text/2578978.html

Текст его, приводимый ат-Табари, не содержит каких-то специфических положений, и поэтому его трудно сравнить с договором Хузайфы, чтобы убедиться, что это не один и тот договор. Дата договора, приводимая в тексте, – 18 г. х. совершенно невероятна, если только она не является результатом искажения числительного «двадцать», ибо в 28 г. х. Абдал б. Шубайл возобновлял договор с Азербайджаном (на условиях договора Хузайфы) 426 . 356 Там же, с. 2388. В другом месте говорится, что Умар разрешил Утбе совершить хаджж после завоевания Ахваза [Таб., I, с. 2550]. 357 Согласно Сайфу, военные действия, о которых рассказывается у ат-Табари в разделе о 17 г. х., происходили при Утбе (с оговоркой, что некоторые относят их к 16 г. х.) [Таб., I, с. 2534 – 2641]. 360 Таб., I, с. 2223 – 2224, 2350. Согласно этим сведениям, Мугира пришел в Басру с отрядом в 500 человек, поэтому можно думать, что это те же люди, с которыми он пришел из Медины. 361 Если Мугира действительно был ранен в глаз при Йармуке, то не смог бы сразу же после того отправиться к Саду б. Абу Ваккасу. Не исключено, что он участвовал только в одной из двух великих битв. 363 По другим сведениям, Хурмузан советовался с Йездигердом об отъезде в Ахваз после бегства последнего в Кумм [Динав., с. 136 – 137]. 364 Сайф приписывает победу над Хурмузаном Хуркусу б. Зухайру ас-Са’ди, присланному халифом на помощь [Таб., I, с. 2541]. 366 Там же, с. 2545–2550 (по Сайфу). Согласно этим сведениям, Умар был разгневан самоуправством ал-Ала, пославшим арабов через море вопреки его запрещению, а по данным ал-Мадаини [Халифа, с. 96], Умар в 14 г. х. послал ал-Ала в Басру на место Утбы, который тянул с завоеванием Убуллы, но он умер по дороге в Басру. 370 Ат-Табари отмечает: «…а Абу Бакра осуждал его за все, что исходило от него» [Таб., I, с. 2530]; у ал-Балазури причиной указывается благочестивость Абу Бакры [Балаз., А., т. 1, с. 490, 990]. Отношения между Абу Бакрой и Мугирой могли быть достаточно сложными: первый был из рабов, от матери-персиянки с дурной репутацией, второй – чистокровный араб-сакифит из того же Таифа; кроме того, Абу Бакра был приближенным предыдущего наместника, Утбы, женатого на его единоутробной сестре.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Постоянное жалование было назначено и бедуинам Хиджаза. Умар сам выезжал в ал-Кудайд и ал-Усфан для составления диванов, но о размере жалованья и круге лиц, получивших на него право, ничего не известно. Исходя из принципа стажа в исламе, жалованье должны были получить и все мекканцы, принявшие ислам после завоевания Мекки, однако прямых указаний на это нет, а есть короткое сообщение, восходящее к одному из сыновей Умара (Абдаллаху?): «Подлинно, Умар не давал жителям Мекки жалованья и не отправлял им посылок и говорил: «Они такие-то и такие-то» – слова, которые мне не хочется вспоминать» 582 . Видимо, во всех случаях (кроме ансаров и мухаджиров) постоянное жалованье полагалось участникам сражений. Его получали также не арабы, присоединявшиеся к мусульманской армии. Его получили дихканы Вавилона, Хутарнии, Фалалиджа и Нахр Малика (по 2000 дирхемов), иранские всадники (асавира) отряда Сийаха, перешедшие на сторону мусульман в Хузистане. Самому Сийаху и нескольким из его командиров была назначена высшая ставка, возможная для тех, кто не был ветераном ислама, – 2500 дирхемов, остальные воины получили по 2000. Наконец, такое же жалованье получил упорно воевавший с мусульманами правитель Хузистана, Хурмузан 583 . Для обеспечения жалованья одних только мухаджиров и ансаров с их сыновьями и женами требовалось 20 – 25 млн. дирхемов, а с учетом всех участников клятвы в Худайбии и похода на Мекку, участников подавления ридды сумма, необходимая Умару для выплаты жалованья (с учетом того, что часть лиц этих категорий находилась за пределами Аравии и там получала жалованье), окажется не менее 50 млн. дирхемов. Правильностью: этой оценки подтверждается сообщением ал-Йа’куби, что Усман б. Хунайф привез по распоряжению халифа 20 или 30 млн. дирхемов 584 . Остальное покрывали поступления из других областей. На практике система начисления и выплаты жалованья была сложнее, чем это можно представить по сведениям средневековых историков и юристов. Некоторый свет на нее проливает небольшой раздел у ат-Табари.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Выбор Усмана, конечно, был предопределен не характером ответа Усмана, в этом рассказе отразилась только внешняя сторона. Суть, скорее всего, в том, что богатые курайшиты, аппетиты которых постоянно сдерживал Умар, хотели видеть над собой более покладистого халифа, а Али обещал быть более жестким правителем, чем Усман 616 , тем более что его близость к пророку позволила бы ему в силу авторитета быть решительнее в поступках. Кроме того, немалую роль сыграло старое соперничество между хашимитами и умаййадами. Многие считали, что выборы халифа – внутреннее дело бану абдманаф (см. т. 1, с. 45). Когда ал-Микдад (некурайшит, адоптированный бану зухра) стал защищать права Али, один из махзумитов сказал: «Эй, сын Сумаййи не выходи из себя, какое тебе дело до назначения этих двух курайшитов самих себя правителями?» 617 . Али, конечно, был недоволен таким исходом выборов, но как проявил это внешне, трудно сказать, так как позже, в период борьбы Али за власть, подчеркивалось, что он не был согласен ни с выбором Абу Бакра, ни с выбором Усмана. По этой же причине трудно правильно оценить реакцию мединцев на первые шаги Усмана в качестве амира верующих. Как сообщает один источник, многие были возмущены, что Усман сел не на нижнюю ступеньку минбара, как его предшественники, а на самый верх, где сидел пророк, поставив себя таким образом на один уровень с ним 618 . Что действительно вызвало недовольство, так это решение судьбы Убайдаллаха б. Умара. Налицо било предумышленное убийство мусульман (Хурмузана и дочери Файруза) и немусульманина, находившегося под мусульманской юрисдикцией. Вина Хурмузана была сомнительной. Сын Хурмузана, Камад-бан, утверждал, что его отец случайно встретился на улице с Файрузом и тот показал ему кинжал, а в ответ на вопрос, зачем он ему, сказал: «Отведу им душу», однако прохожий, видевший это, сказал, что Хурмузан дал кинжал. Когда Убайдаллаха привели на суд, Усман спросил присутствовавших мухаджиров и ансаров: «Посоветуйте мне, как быть с тем, кто так преступил ислам?» Али посоветовал казнить Убайдаллаха, но другие мухаджиры воспротивились: «Вчера убит Умар, а сегодня ты убьешь его сына?!» А Амр б. ал-Ас сказал: «Упаси тебя Аллах, чтобы это случилось. Аллах дал тебе власть над мусульманами, а если это случится, то не будет у тебя власти». И Усман помиловал Убайдаллаха (возможно, сыграла роль и примирительная позиция сына Хурмузана). Однако решение Усмана наложить на Убайдаллаха виру (дийа), а заплатить ее из своих денег многим показалось странным. Один из старых ансаров присягавших пророку в Акабе, высмеял Усмана и Убайдаллаха в стихах, которые очень разгневали халифа 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Большая часть автографов «истолкований» Григория и Хурмузия сохранилась и изучена исследователями, нек-рые известны только по копиям. В последние годы музыковеды выдвинули предположение, что многие древние сочинения, к-рые в «экзегезисе» Н. м. отличаются весьма пространным мелосом, также имели и краткую редакцию, однако Григорий и Хурмузий написали только пространную. Эта теория основывается на определенных предположениях (напр., о том, что мелодии, которые поются на богослужении, не могли быть столь продолжительными, что для их исполнения требовалось неск. часов) и наблюдениях над более древней муз. симиографией. Тем не менее до наст. времени не представлено ни одного убедительного доказательства существования пространного и краткого «истолкований» одного и того же древнего муз. текста. Хрисанф, к-рый большее внимание уделял теоретическим вопросам, систематически не занимался «экзегезисами» и не создавал муз. сочинений. Сохранились написанные его рукой Доксастарий Петра Пелопоннесского в версии нотации до появления Н. м. (Athen. К. Psachou. 230, 1812 г.- «записан согласно системе Хрисанфа для его учеников»), Ирмологий того же мелурга (Ibid. 229, 1811 г.), в котором Хрисанф попытался применить музыкальные размеры, используя тактовые черты, и краткий Ирмологий Петра Византийского (Paris. Suppl. gr. 1047, 1807 г.). В «общей национальной школе» (κοιν το Γνους σχολ - это название встречается в рукописях школы, основанной в 1815) Хрисанф преподавал теорию Н. м., используя в качестве учебного пособия собственный пространный труд - Большой Теоретикон (разделен на 2 части, теоретическую и историческую), написанный им скорее всего в 1814-1815 гг. и изданный в полном виде в Триесте в 1832 г., и меньшее по объему «Введение в теорию и практику церковной музыки…» (недавно обнаружен автограф, см.: Γιαννπουλος. 2015), в которую он включил только «технические» музыкальные данные о Н. м. (первоначально текст был разделен на 18 глав, но в окончательном виде в парижском издании 1821 г. имеет 19 глав). Ок. 1819-1820 гг. Хрисанф был возведен в сан митрополита г. Диррахий и покинул К-поль, позднее стал митрополитом Прусы и впосл.- Смирны.

http://pravenc.ru/text/2577907.html

   001    002   003     004    005    006    007