Примечательно, что данный архив практически никак не изучался в советское время, в результате чего многие ценные источники, свидетельствующие о жизни, творчестве и научной деятельности А. В. Горского совершенно не известны исследователям. Нами был подробно изучен фонд А. В. Горского, выстроена структура этого архива и проведена классификация хранящихся в нем дел. Исследование фонда А. В. Горского помогло систематизировать уже имевшийся материал, сосредоточенный в опубликованных источниках, дополнить его новыми, прежде не известными и не опубликованными данными. Большой интерес представляют дела, относящиеся ко времени учебы Горского в Академии (к. 1, ед. хр. 1–40). Это – студенческие сочинения и конспекты прослушанных им лекций. Изучение данных документов позволяет увидеть, как формировались в будущем ученом начатки знаний и любовь к науке. Здесь же находится копия прошения митрополиту Филарету о принятии сана священника (к. 1, ед. хр. 2) и грамота на Орден святой Анны I степени (к. 1, ед. хр. 4). Немаловажное значение имеют черновые записи конспектов и материалов лекций, читавшихся Горским в Академии (к. 2, ед. хр. 5 – к. 8, ед. хр. 2). На основании их анализа становится возможным понять методологические и историософские взгляды ученого, а также педагогические приемы организации учебного процесса. Богатый материал для настоящего исследования рассеян в письмах. Писем Горского сравнительно немного (к. 21, ед. хр. 14 – к. 22, ед. хр. 54). Однако в них содержится богатый материал, позволяющий проследить не только деловую переписку по научным вопросам с разными исследователями, но также воссоздать психологический портрет Александра Васильевича, выявить характер его взаимоотношений с родными. Гораздо больше имеется писем к Горскому от разных лиц (к. 23, ед. хр. 1 – к. 43, ед. хр. 18). Это письма его отца (с приписками матери), сестры, брата и других родственников, которые знакомят с домашней жизнью и атмосферой семьи Горских; письма митрополитов Московских Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Вениаминова) , а также епископов Леонида (Краснопевкова) и Антония (Казанского). Кроме того, здесь сосредоточено множество писем от сослуживцев, бывших учеников, разных ученых, знакомых и друзей, которые повествуют об отношениях их авторов с Горским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вот несколько случайных примеров щедрости царя, заимствованных из Вкладных и Кормовых книг, которые если и не отличаются детальною точностью в показаниях, но конечно, не преувеличивают сумму пожертвований. В Кормовой книге (XVI в.) Троицко-Сергиева монастыря упомянуты вклады Uoahha IV , общая стоимость которых была не ниже 11,961 рублей и 25 алтын (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1879. II, стр. 35 и след.). Кроме того по случаю пожара монастыря 25 сентября 1564 года он же дал 1000 рублей (Русск. Ист. Библ., т. III, 223; Чт. О. И. и Др. Р. 1891, III, 12–13). В 7050 году царь пожертвовал в Новоезерский монастырь 1000 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1864, III, смесь, 8). Но опальных в Нижегородской Печерский монастырь от него же поступило 800 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1868, I, 4), в Московский Богоявленский монастырь – 407 рублей, (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1875, IV, стр. 153), в Новгородский монастырь св. Николая, что на Лятке, – 600 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 5. стб. 437), во Владимирский Рождественский монастырь – 900 рублей по опальных людях и еще 370 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 4, стб. 342). Новгородский Кириллов монастырь получил от царя вкладов на 2100 руб. (А. И., Т. I, 242, стр. 458), Махрищский московский – на сумму 530 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1878, III, 5–8), Спасо-Прилуцкий Вологодский – на сумму в 266 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. III, вып. 4, 1861, стб. 305), Антониев Сийский – на сумму свыше 2120 рублей (Чт. О. И. и Др. Росс, 1878, III, 71; Кононов впрочем, в брошюре «преп. Антоний Сийский чудотворец», СПБ. 1895, стр. 36, определяет сумму вклада Иоанна – неизвестно, на каких основаниях – в 1867 рублей 8 алтын и 2 деньги), Ростовский Борисоглебский – на сумму 1913 рублей (Вкладные и Кормовые книги Рост. Борясоглеб. монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII стол., изд. Титова, Ярославль, 1881), Тверской Краснохолмский – на сумму 1588 рублей (А. К. Жизневский, Древний Архив Краснохолмского монастыря, Древности, т. VIII, стр., 46, сравн. стр. 45. и друг. – Итог вкладов, впрочем, не вполне соответствует здесь их перечню). – Общая цифра перечисленных здесь вкладов равняется 25,555 р., но следует иметь в виду, что сюда не включено множество пожертвований недвижимостью и предметами, цена которых неизвестна. Помимо этого Грозный жертвовал и во многие другие монастыри, как то Белевский Спасо-Преображенский женский (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1862, кн. II, стр. 76 и 79), в Ростовский Богоявленский (Описание Ростов. Богоявлен. Авраамиева мужского монастыря, архим. Иустина, Ярославль, 1862, стр. 35 и 52), в Суздальский Покровский девичий и Переяславский Никитский (К. Тихонравов, Владимирский сборник, М. 1857, стр. 90–91 и 94; Труды седьмого археол. съезда в Ярославле, 1887, М. 1892, т. III, стр. 34), в Псково-Печерский монастырь (Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. Дерпт, 1821, стр. 29–30) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

по P.X.; следов., и упомянутые события в Церкви Христовой.   Библиографический указатель к X-XII гл. Гл. X. Обращение Корнилия сотника. Хр. Чт. 1835 г., 77-96. XI. Чтения о св. Павле: Иерусалим-Антиохия. Воскр. Чт. 1872, I, 170-172. П. Малинина. Средства содержания духовенства в первенствующей Церкви. Духов, Вестн. 1865, X, 443. Евсевия Кесарийского. О том, каким образом учение о Христе в краткое время распространилось по всему миру. Отрывок из Церков. Истории. Кн. II, гл. 3, Христ. Чт. 1838 г., II, 84-86. О голоде, бывшем в царствование Клавдия. Там же, стр. 91. Ст. 19-26, 29, 30. Евсевия, Арх. Могилевского. Беседы на воскр. и праздн. чт. из апостола, ч. I., стр. 95. Ст. 19-30. Антиохия. Библ. поп. сл. 1874, 1, 145. Ст. 28. Агав. Там же, ст. 32. Клавдий. Б. п. сл. Воскр. Чт. 1876, 1, 319. XII, гл. 1, ст. Ирод. Б. п. сл. Воскр. Чт. 1875, II, 127-128. Ст. 12. Мария. Марк Иоанн. Б. п. сл. 1876, II, 191. Евсевия, Еп. Кесарийского. Мученичество ап. Иакова. Отрывок из Церков. Ист. Кн. II, Христ. Чт. 1838 г. II, 92, X-XII гл. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь св. ап. Петра, M., 1860. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтение о св. Первоверховном ап. Петре, о введении язычников в Церковь Христову, 156-178. Ф. Яковлева. Апостолы. Вып. 1. О событиях в X-XII гл., 108-121. Гл. X-XI. Обращение Корнилия сотника. Фаррара. Жизнь и труды св. ап. Павла. T. 1, стр. 161 — 174. XI-XII гл. Антиохийская церковь. Распространение христианства в Антиохии. Прот. Горского. Еванг. истор. и история апостольской Церкви. 400-410. О том же, Фаррара. Жизнь и труды св. ап. Павла. T. 1, 174-198. Его же. Антиохия и происхождение названия «христианин». Первые дни христианства, 178. Прот. Михайловского. Второе путешествие Павла в Иерусалим. Гонение па тамошнюю церковь. Св. апостол Павел. 20-21. Фаррара. Первые дни христианства. Ирод Агриппа и убийца ап. Иакова. стр. 331, 423. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Церковь Христова в странах языческих (XIII-XXVIII гл. ) I. Первое апостольское путешествие Павла и Варнавы. ГЛАВА XIII Стих 1-12 Путешествие в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (XIII, 1-12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Киев. Ак. 1900 г. 8 кн.). Сольского С. Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и ап. Павла (Тр Киев. Ак. 1876–1877 г. и в отд. изд.). Никанора, архиеп. херс. О достоверности чудес (Странник, 1887 г. 8 кн.). Фаррара. Достоверность чудес (Пр. Об. 1878 г. 6 кн.). Павловича А. Попытки естественного объяснения чудес в нашем веке (Стран. 1898 г. окт.–дек; 1899 г. июль–авг.). Предтеченского А. И. Место и значение чудес в системе христианства (Хр. Чт. 1863 г. III т.) О несомненной достоверности еванг. чудес (Хр. Чт. 1838 г. II т.), Роу. Очевидные истины христианства. Перев. М. Фивейского . 1892 г. 2-е чт. Н. Необходимые предположения о лице, учении и делах Иисуса Христа в виду двух беспорных фактов еванг. истории. Прот. теории мифического содержания евангелий (Чт. люб. дух. пр. 1876 г IIm). Курсы христ. апологетики и в частности прот. Светлова Оп. аполог. излож. прав.-христ. вероучения (II т. 321–361 стр.) и Курс апологет. богословия (§ 10). 305 Изложение и разбор этой теории сделан прот. Светловым в ст. Излечения психическим влиянием и чудесные исцеления (Хр. Чт. 1896 г. I–II т): сн. Его же. Курс аполог. богословия, § 10. См. еще Глаголева С. С. проф Больной целитель (о Шлаттере) в Бог. Вестн. 1896 г. II т. 308 Tract. Schabb. fol. 104. В трактате Sanhedrin говорится.· «раввин Иосиф возвратился из Египта в Иерусалим, с учеником своим Иисусом... Таким образом Иисус стал волшебником, обольстителем и развратителем израильтян” (Sanh. fol. 107). «Иисус был повешен за то, что занимался волшебством, развращал народ и склонял его к новой религии» (fol 43). О чудесах, совершенных именем Христовым, говорится в Tract. Sarah Avoda f. 46, 4. Сн. Геттинг Апол. христ. I ч. 2 отд 141 стр Цельс также упоминает о слухе, будто Иисус творил чудеса волшебством, о котором он знал от евреев. (Ориг. Прот. Цельса. I, 28). Но если бы Он был волхвом, разъясняет св. Афанасий, то каким бы образом Он мог погубить всю магию, которая уже более не воскресала? Сл. о воплощ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Автор проявил большое трудолюбие. Прочитана большая литература по вопросу. Тема освещена с похвальной полнотой. Изложение довольно грамотное, хотя и не везде одинаково гладкое. 5– А. Иванов 5– Прот. К.Ружицкий 5. Н. Доктусов 5. Н.Муравьев Использованная литература: 1 . Доц. Н. Скабаланович . Византийское государство и Церковь в XI в. С.-Петербург, 1884. 2 . Его же. Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларий. «Хр. Чт.», 1884, ч. II. С. 726–756; «Хр. Чт.», 1885, ч. I. С. 95–145. 3 . Проф. А. П. Лебедев . История разделения церквей в IX,Xu XI веках. Изд. Второе. С.-Петербург, 1905. 4 . И. Л. Янышев. Исторический взгляд на постепенное отделение Западной Церкви от Православной Восточной. «Хр. Чт.», 1854, ч. II. С. 14, 209. 5 . Муравьев. Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих Патриарших кафедрах. СПб., 1849. 6 . Доц. А. Иванов . Великий грех папской гордыни. «ЖМП»,1954, 1. С. 51–56. 7 . Его же. Значение крестовых походов в развитии взаимоотношений между Православным Востоком и Католическим Западом. «ЖМП», 1954, С. 39–46. 8 . Его же. Лекции по Византологии для III к. МДА. 9 . А. И. Иванов . История средних веков. Ч. II, вып. 7. Ростов-Дон, 1941. 10 . Проф. Н. Суворов . Византийский папа. М., 1902. 11 . Доктор-Протопресвитер Г. Ф. Костельник. Римская Церковь и единство Христовой Церкви. Изд. Моск. Патриархии, 1948. 12 . Его же. Ватикан и Православная Церковь . Изд. Моск. Патриархии. М., 1948. 13 . И. Добротворский. Борьба и разделение церквей в половине XI в. «Хр. Чт.», 1868, С. 698–732, 871–899. 14 . N.N. Папство как причина разделения Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточною Церковью. «Вера и Разум», 1894, ч. II. С. 508–534. 15 . М. С. Корелин. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. С.-Петербург, 1901. 16 . Проф. С. Г. Лозинский. История папства. Т. I. М., 1934. 17 . Проф. В. В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви.Т. III. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова . С.-Петербург, 1913. 18 . Джемс С. Робертсон. История Христианской Церкви от Апостольского века до наших дней. Перевод с VI английского изд. А. П. Лопухина . Т. I. С.-Петербург, 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

310 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 54. 311 «Хр. Чт.» 1835. Ч. 3. С. 7 (святитель Иоанн Златоуст). 312 Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 272 (Беседа 41, § 1). 313 Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 5. М., 1899. С. 166. § 50. 314 См: Жития святых. Февраль. 13 день. 315 Добротолюбие. Т. 3. С. 20. Гл. 27 (блаженный Диадох). 316 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 217—218. (О покаянии 4). 317 Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М., 1888. С. 57—58. 318 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. О Макарии Египетском. М., 1845. С. 153. § 36. 319 Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 59—68. (Слово 5, § 4—25). 320 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103. (святитель Иоанн Златоуст). 321 Там же. С. 123 (святитель Иоанн Златоуст). 322 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 244. (О покаянии 7). 323 «Хр. Чт.» 1829. Ч. 36. С. 23. 324 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 20. 325 «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 24. 326 Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). (Курсовое сочинение). Загорск, 1953. С. 12; ср.: преподобный Иоанн Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 125. (Сл. 15, § 73), Добротолюбие. Т. 3. С. 417—418, § 3. 327 Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 181—182. (Беседа 24, § 2). 328 Может случиться, что все стадии развития страсти: помысл, сочувствие и пожелание протекут очень быстро. «Явление подобного рода должно рассматриваться как вражеский прилог, который подлежит немедленному изгнанию». (А. Каменяка, священник Указ. соч. С. 61). 329 Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 176—177. (Беседа 21, § 4). 330 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 41—42 (святитель Иоанн Златоуст). 331 Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 135—136. (Беседа 15, § 48). 332 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 95 (святитель Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

„Антихрист прииде ко вратом двора, и народилась выблядков его полна поднебесная. И в нашей Русской земли обретеся чорт большой, ему же мера высоты и глубины ад преглубокий“... (V, 261 стр.) Таков выразительный язык Аввакума! Представленных нами выписок, полагаем достаточно для характеристики грубого тона и резких, несдержанных выражений, которые употребляет Аввакум в речи об антихристе, и которых, однако, не позволяет себя автор разбираемого „послания“. Напротив, манера изложения и даже выражения „послания“ могут убеждать, что автором его был именно д. Феодор. Начиная объяснение слов ап. Павла к Солунянам: „да никто же вас прельстит“... ( 2Сол. 2:3 ), автор послания об антихристе пишет: „Тогда, при Апостоле, процвете Христова вера в Селун от сих проповедников истинных Христовых и диавол воздвиг своих некиих безчинников и льстецов развратных... И тако они Селуняне обхождаху братию и прельщаху, глаголюще, яко уже пришествию Христову наставшу и слышащих ужасаху и смущаху“... (VI, 262 стр. Хр. Чт. 1888 г, I, 162). Д. Феодор в письмах к сыну своему Максиму, коснувшись тех же слов апостола Павла, говорит: „Тогда, при Апостоле, в (Селунех лестцы некия смущаху верных глаголюще, яко наста пришествие Христово второе“ (VI, 178–179 стр.). Разве между приведенными выдержками не полное сходство, с той лишь разницею, что во втором месте речь (по требованию обстоятельств) короче, чем в первом отрывке? Коснувшись свидетельства св. Андрея кесарийскаго , автор послания об антихристе пишет: „и св. Андрей толковал Апокалипсис сице и егда дойде до числа того (т. е. 666) и рече: сие бо время открыет. А егда тем тайнам прииде время, тогда благоверным познано бысть“ (VI, 265 стр. Хр. Чт. 1888 г. I, 764 стр.). Д. Феодор еще в 1666 г. писал; „Андрей св. толкуючи Апокалипсис Иоанна Богослова и дошед до того числа зверя, еже есть 666, и тайны тоя не у еще сбывшияся не возмог толковати, только рек добре; время (де) то открыет. И егда время прииде, тогда оная тайна и открыся имеющим ум нерастленен и себе внимающим“ (VI, 15 стр.). Между приведенными отрывками нельзя не заметит сходства даже и в выражениях (Ср. из „послания“ VI, 263 стр. Хр. Чт. 1888 г. I, 763 и VI, 66 и 181 стр.; VI, 266, и VI, 11 и 144; VI, 268, Хр. Чт. 765 и VI, 77–78 стр.), хотя д. Феодор, высказывая одни и те же мысли в разных местах своих сочинений, не допускает буквально тождественных выражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   Сисой Великий, прп. († 429).    Тихон Задонский, свт. († 1783).    Феофан (Говоров), свт. († 1894).    Феофил Антиохийский, свт. (II в.).    Феофилакт Охридский, блаж. († ок. 1107).    Филарет (Дроздов), свт. († 1867).    Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 54.    «Хр. Чт.» 1835. Ч. 3. С. 7 (святитель Иоанн Златоуст).    Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 272 (Беседа 41, § 1).    Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 5. М., 1899. С. 166. § 50.    См: Жития святых. Февраль. 13 день.    Добротолюбие. Т. 3. С. 20. Гл. 27 (блаженный Диадох).    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 217—218. (О покаянии 4).    Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М., 1888. С. 57—58.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. О Макарии Египетском. М., 1845. С. 153. § 36.    Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 59—68. (Слово 5, § 4—25).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103. (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 123 (святитель Иоанн Златоуст).    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 244. (О покаянии 7).    «Хр. Чт.» 1829. Ч. 36. С. 23.    «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 20.    «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 24.    Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). (Курсовое сочинение). Загорск, 1953. С. 12; ср.: преподобный Иоанн Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 125. (Сл. 15, § 73), Добротолюбие. Т. 3. С. 417—418, § 3.    Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 181—182. (Беседа 24, § 2).    Может случиться, что все стадии развития страсти: помысл, сочувствие и пожелание протекут очень быстро. «Явление подобного рода должно рассматриваться как вражеский прилог, который подлежит немедленному изгнанию». (А. Каменяка, священник Указ. соч. С. 61).    Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 176—177. (Беседа 21, § 4).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 41—42 (святитель Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010