Д:   «Премудрость». Чт:  «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение». Д:   «Вонмем». Чт:  Читает два Апостола, выделяя голосом окончание первого апостола, уходя вниз, а когда заканчивает второй апостол, то голосом поднимается вверх. Св:  «Мир ти». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит аллилуиа глас N и 1ый стих от первого аллилуиария (прокимна), «Аллилуиа, глас 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 2). Чт:  2ой стих от первого аллилуиария (прокимна): «Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 2). Чт:  Глас N и 1ый стих от второго аллилуиария (прокимна): «Глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 8). Примечание В субботу (когда читается сначала святому, а потом ряд.), если у святого будет всего один стих в Аллилуарии (что бывает часто), то читается один стих от первого Аллилуаряи и два стиха от второго. Пример аллилуиария с тремя стихами Если у аллилуиария имеются свои три стиха, то чтец произносит: «Аллилуиа, глас N и сразу 1й стих», затем хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Чтец произносит 2й стих, хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Чтец произносит 3й стих, хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Чтение Апостола в четверг страстной седмицы. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня. Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит «Прокимен глас 7: Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Чт:  Стих: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Чт:  Произносит 1ую половину прокимна: «Князи людстии собрашася вкупе». Х:   Поет 2ую половину прокимна: «На Господа и на Христа Его».

http://azbyka.ru/primer-chtenija-prokime...

Когда прочли это, Архиерей сказал св. Апостолу Христову: «Ты сам свидетельствовал себя: кровь твоя будет на главе твоей». Сказав то, Архиерей осудил св. Матфея побить каменьями. И был взят св. Апостол и поведен на побиение. Когда привели его на место, называемое Вефлаекила, то есть дом побиенных каменьями, то св. Матфей сказал ведшим его иудеям: «Лицемеры, как хорошо предрек об вас Давид: «Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят» (Псал.73, 21). А Иезекииль говорит: «Умерщвляете души, им же не подобаше умрети» (Иезек. 13, 19). Когда проговорил это св. Апостол, два свидетеля по закону положили свои руки на главу его и, засвидетельствовав, что он хулил Бога, Моисея и Закон, первые бросили в него каменьями. Св. Матфей просил их, чтобы брошенные ими два первые камня положили с ним в гроб, во свидетельство его страдания за Христа. После этого весь народ начал бросать каменьями в св. Апостола, и он, воздев руки к небу, предал дух свой Господу. Когда св. Матфей уже был мертв, мучители, угождая Римлянам, по Римскому обычаю, отрубили ему голову. Так, подвизавшись добрым подвигом, окончил свою земную жизнь св. Апостол Христов Матфей. Христиане взяли честное тело его и похоронили с подобающей честью, славя Господа нашего Иисуса Христа. (Жития 12 Апостолов, И. Крылова, стр. 201).   Библиографический указатель к 1 гл. Св. Иоанна Златоустого. Беседа на начало Деяний апостольских. Христ. Чт. 1839 г. II, 328-373. Его же. Из беседы на Вознесение Господне. Воскр. Чт. XVI, 55-57. Прот. Полотебнова. Общедоступное истолковательное чтение. Чт. в Общ. 1873 г. Απρ. 378-399. Дек. 277-608. Апостольское чтение в праздник Вознесения Христова (ст. 1-12). Воскр. Чт. XXVI. 169-174. Две Четыредесятницы Господни. Воскр. Чт. XIX. 57-60. Сион. Воскр. Чт. XI. 201-204, Акелдама (ст. 19). Библ. поп. сл. Воскр. Чт. 1874. I. 79-80. О том же, Архиеп. Никифора. Чт. в общ. 1890, I. Библиогр. стр. 155-156. Матфей (ст. 23). Б. п. сл. Воскр. Чт. 1876. II. 206. Иннокентия, Архиеп, Херсон. О событиях на горе Елеонский (в слове на день Вознесения). Сочинения. Т. 1. стр. 365 и дал. Свод преданий об Успении Божией Матери. Воскр. Чт. 1. 146. Апостолы от Вознесения Господа на небо до сошествия на них Духа Св. Прот. Горского. Ев. история и история Апостольской церкви. 369-371. 1, 9-12. Евсевия, Архиеп. Могилевского. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. Ч. I, стр. 114. Ст. 12-26. Его же, стр. 17.   ГЛАВА II Свод текстов Св. Писания на день Сошествия Св. Духа ПРОРОЧЕСТВО: «И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего». (Иоил. 2, 28, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Слово в день обретения мощей пред. Сергия. Его же (Душ. Чт. 1870. июль). Архимандрита Михаила Слово в день Пятдесятницы (Приб. 20). Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Приб. 20). О тексте синайской рукописи Библии (Приб. 22). О Евангелиях и евангельской истории по поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса» (Прибавл. 23. Сочинение, представленное после на степень доктора богословия). О так называемом Евангелии от евреев (Сборн. изд. по случаю юбилея м. д. Академии в 1864 г). Слово по случаю празднования пятидесятилетия м. д. Академии (Сборник, там же). Речь при погребении м. Филарета (Прав. Об.1867. Ноябрь). Толковое Евангелие. Три тома. М. 1870, 1871, 1874 г. Толковый Апостол. Том I. М. 1876 г. Слово при погребении ректора м. д. Академии протоиерея А. В. Горского (Правосл. Обозр. 1875. Декабрь). Слово при погребении наместника троицкой Сергиевой лавры архимандрита Антония (Душ. Чт. 1877. июль). Д. Ф. Голубинского Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета (Приб. 21). Христианские размышления об устройстве земли. Вид земли, ее поверхность и внутренность. Море. Горы. Подземный огонь. Воздух (Душ. Чт. 1863. Ч. 1–3). Воспоминания о математических занятиях профессора моск. д. Академии прот. П. С. Делицына (Прибавл. 22). О кругообращении атмосферы (Сборн. изд. в 1864 г. по случаю 50-летия м. д. Академии). О времени празднования пасхи в православной церкви и у западных христиан (Душ. Чт. 1865. Ч. 1). Осенняя пора (Душ. Чт. 1866. Ч. 3). Замерзание воды (Душ. Чт. 1868. Ч. 3). О воздушной влаге (Душ. Чт. 1870. Ч. 3. 1871. Ч. 3. 1872. Ч.З). О замерзании воды в связи с учением о конечных причинах. Против Тиндаля (Душ. Чт. 1875. Ч.1). Книга Секки: «Единство физических сил» и тенденции вятского издания ее на русском языке (Правосл. Обозр. 1875. Т.1 и 2). Слово в день кончины митрополита Филарета и в сороковый день по кончине прот. А. В. Горского (Душ. Чтен. 1875. Ч.3). О кругообращении крови (Душ. Чт. 1876. Ч. 3). Помни, что Господь всегда с тобою присутствует. В. Н. Потапова (Душ. Чт. I860. Август).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Л. 40; Ф. Р-882. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1, 2; Ед. хр. 5. Л. 7; Ед. хр. 7. Л. 32-32 об., 49; Ед. хр. 9. Л. 3-4; Ед. хр. 23. Л. 1, 4, 7; Ед. хр. 26. Л. 1-3, 5-6, 8, 11-12; Ед. хр. 38. Л. 7/-8, 19-24; Ед. хр. 46. Л. 6; Ед. хр. 72; Ед. хр. 127. Л. 10. Ист.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского мон-ря. М., 1863; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 3. С. 23; Повесть о Борисоглебском мон-ре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; Мат-лы для истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1890. С. 397-400, 423-427; Лопарёв Х. Повесть о Борисоглебском мон-ре (около Ростова) XVI в. СПб., 1892; Житие прп. Иринарха//РИБ. СПб., 1909. Т. 13. Лит.: Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29 С. 283-287; 30. С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Амфилохий (Сергиевский), архим. Ростовские древности: История построения церквей Ростовского Борисоглебского мон-ря//Вестн. Об-ва древнерус. искусства. М., 1876. Смесь. Отд. С. 1-3; Титов А. А. Ростовский Борисоглебский мон-рь, что на Устье, Ярославской епархии//ИВ. 1891. Т. 40. 6 (Дек.). С. 767-782; Антоний, архим. Ростовский второклассный Борисоглебский мон-рь и его основатели прп. Федор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Баниге В. С. , Брюсова В. Г. , Гнедовский Б. В. , Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 159-179; Тюнина М. Н. Ростов Великий. Ярославль, 1969. С. 171-202; Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского мон-ря. М., 1987; Мельник А. Г. К истории Борисоглебского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 1. С. 120-131; он же. О звоннице Борисоглебского мон-ря//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 215-226; он же.

http://pravenc.ru/text/153193.html

147       Жданов Д.А. (1812–1897), впоследствии преподаватель Киевской духовной семинарии, член Киевской духовной консистории, протоиерей Софийского кафедрального собора, известный проповедник, корреспондент святителя Феофана. 148       Поздеев М.А. (1816–1892), впоследствии 26 лет был преподавателем Орловской духовной семинарии, протоиерей Георгиевской церкви в Орле, член Орловской духовной консистории. 149       В постриге Нестор (Веселов, 1807–1850-е), иеромонах, смотритель Херсонского духовного училища, преподаватель Калужской духовной семинарии. 151 ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1364. Л. 6, 8, 9, 11; ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1719. Л. 6, 7, 8, 9, 10об., 11; Труды КДА. 1894. 4. С. 422. 152       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2. 153       Опись рукописей святителя Феофана, поступивших в Руссик//АПРМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Ед. хр. 4290. Л. 16об. 155 ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1511. Л. 1об.; РГИА. Ф. 802. Оп. 2. Ед. хр. 337. Л. 8об., 46об. 157       Впоследствии протоиерей кафедрального собора в Вятке. См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . 1815–1894: в 5 т. М. : Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. Т. 1: 1815–1859. С. 186. 158        Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 1об.–2. 160       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2об. 161       Разрушенный в годы советской власти Киево-Братский Богоявленский мужской монастырь располагался на Подоле. К его зданиям примыкал корпус Киевской духовной академии. 162       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 1об. 164       Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 137–151. 170       Представление внутреннего правления КДА Митрополиту Филарету Киевскому и Галицкому//ЦГИАУ Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

При церквах и мон-рях ОВПХК основало бесплатные больницы. Так, в 1911-1914 гг. в Сухумской епархии действовало 6 монастырских больниц (жен. мон-ри Дранда, Мокви и др.) на 120 коек (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 586. Л. 67; Ед. хр. 54599. Л. 19), лечебные стационары были сформированы и при жен. мон-рях Карталинско-Кахетинской (Бодбе, Самтавро, Теклати, Мамкоди) и Гурийско-Мингрельской епархий (Матходжи) (ЦГИАГ. Ф. 1612. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 38). Открывались приюты для престарелых, инвалидов и детей-сирот (Кавказ. 1910. 65. С. 3). Гонорары за лекции, семинары и проповеди, к-рые читали экзархи и архиереи Г. Э., распределялись среди бедноты (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 22944. Л. 67; Ед. хр. 23290. Л. 2; Сахалхо газети. 1914. 1152. С. 2; Закавказская речь. 1913. 291. С. 3). В 1901 г. Святейший Синод в связи с проблемой расхищения и порчи груз. церковных ценностей направил в Грузию председателя Московского имп. археологического об-ва П. С. Уварову для выяснения возможности хранения и защиты от разграбления ценной церковной утвари и икон. Под ее рук. должны были составить описи представлявших ценность икон, фресок, рукописей, книг, предметов церковной утвари и др., Грузинскому экзарху было поручено оказывать ей содействие (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2). В отчете на имя экзарха Уварова отмечала, что в Грузии нет условий для защиты церковных ценностей, вслед. чего их необходимо вывезти в Россию (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 1-2). Это вызвало возмущение в груз. обществе и среди духовенства. 12 дек. 1902 г. еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) направил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору протест (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 10-11), еп. Горийский свт. Кирион (Садзаглишвили) выделил на складе Тифлисского свечного завода специальное хранилище для церковного имущества. В 1902 г. экзарх Алексий (Опоцкий) по требованию груз. духовенства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9) разрешил специальной группе, возглавляемой проф. Ф. Жордания, начать сбор церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В трапезной Благовещенской ц. помещалась музейная экспозиция. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Белокаменные могильные плиты с монастырского кладбища использовались под фундамент домов, мраморные и гранитные памятники в 1935 г. были увезены в Москву для строительства метрополитена. Работа по охране памятников интенсифицировалась в 1941-1954 гг., когда музей возглавляла М. Н. Карасёва, благодаря ее усилиям мн. памятники были спасены от разрушения. 8 февр. 1954 г. Борисоглебский музей закрыли, его фонды должны были поступить в Ростовский музей. 29 сент. 1961 г. Борисоглебский исполком принял решение об организации народного музея в пос. Борисоглебском под управлением Карасёвой, впосл. Борисоглебский музей вновь стал филиалом РЯАХМЗ. В 1989 г. Борисоглебский собор был возвращен РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Свящ. Синода РПЦ от 24 нояб. 1994 г. приход был преобразован в муж. мон-рь. К 2003 г. обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., Сергиевская надвратная ц., келья-часовня св. Иринарха. К нач. 2003 г. наместником Б. м. является игум. Иоанн (Титов), в обители подвизаются 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха. С 1997 г. ежегодно перед днем памяти прор. Илии совершается пеший крестный ход из Б. м. к источнику прп. Иринарха на его родине близ с. Кондакова, в 40 км от мон-ря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного. С 1998 г. в Б. м. проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические чтения. Арх.: ГТГ. ОР. Ф. 8.11. Ед. хр. 340; ГА Ярославской обл. Ф. Р-1400. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 5-6; РЯАХМЗ. А-129. Л. 91; А-91. Л. 141, 143; Ростовский филиал ГА Ярославской обл. Ф. Р-74. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 1, 93; Ед. хр. 21. Л. 93; Ед. хр. 76. Л. 20; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 293. Л. 7; Ф. Р-166. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 4, 7-7 об.; Ф. Р-512. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 6-7, 154 об.- 155; Ед. хр. 567. Л. 35-36; Ф. Р-512. Оп. 3. Ед. хр. 151.

http://pravenc.ru/text/153193.html

85. НИОР РГБ. Ф. 541. Карт. 1–15. Ед. хр. 1–599 (Голубинский Е.Е.). 86. НИОР РГБ. Ф. 559. Карт. 1–9. Ед. хр. 1–245 (Делицин Π.Ф.). 87. НИОР РГБ. Ф. 596. Папка 1. Ед. хр. 1–47 ( Голубцов А.П. ). 88. НИОР РГБ. Ф. 649. Карт. 1. Ед. хр. 1–28. 433л. (Сперанский В.М.). 89. НИОР РГБ. Ф. 759. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–156 ( Попов К. М.). 90. НИОР РГБ. Ф. 767. Карт. 1–2. Ед. хр. 1–73 ( Смирнов С. К.). 91. НИОР РГБ. Ф. 769. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–81 ( Лебедев А. П. ). 92. НИОР РГБ. Ф. 770. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–40 (Пантелеймон (Успенский) Д.П., архим.). 93. НИОР РГБ. Ф. 823. Карт. 5. Ед. хр. 1–97 (Кудрявцев-Платонов В.Д.). 94. НИОР РГБ. Ф. 868. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–76 (Чельцов Μ.П.). IV. Хроники, уставные материалы, отчеты 95. Годичные акты Московской духовной академии. М., 1875–1910. 96. Десятилетний юбилей питомцев LV курса Московской духовной академии (1900г.–1910.). М.: Русская Печатня, Триумфальная-Садовая, д. 1910. 40 с. 97. Журналы собрания конференции Московской духовной академии. М.: Синод. тип., 1831–1832. 6, 7 с. 98. Журналы Совета Московской духовной академии. М., 1871–1916 (Извлечение из Журналов собраний Совета Московской духовной академии. СП: Тип. ТСЛ, 1907–1912). 348, 383, 349, 444, 566 с. 99. Именной список ректорам и инспекторам императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священнослужителям при русских церквях заграницей и начальникам заграничных духовных миссий на 1915 год. Пт.: Син. тип., 1915. 178, XXVI с. С. 20–27 (МДА). 100. Московская духовная академия. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам. Устав. СП: Тип. ТСЛ, 1902. 39 с. 101. Московская духовная академия. Попечительство о бедных при храме Московской духовной академии. Отчет попечительского отдела Пастырско-просветительного братства. СП, 1909. 8 с. 102. Московская духовная академия: Списки начальствующих наставников и студентов (1814–1864 гг.). М., 1864. 85 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В столбцах, за черною печатью, жалованная на таможенные пропуски: последовала лета 7181, от Р. Хр. 1673 г. О дозволении Николаевскому Корельскому монастырю возить и продавать соль в городах и покупать хлебные и всякие монастырские, про монастырский обиход, запасы беспошлинно: последовала лета 7183, от Р. Хр. 1675 г., с черною восковою печатью. 7. Грамоты Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Жалованная на Двину на Прилуцкое и Чиркопоское владение: последовала дета 7191, от Р. Хр. 1683 г., в столбцах за черною печатью. Жалованная на Двину в Никольский остров для подтверждения, чтобы с монастырской уловной рыбы пошлин не имать: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., в столбцах за черною печатью. Жалованная, чтобы в Двинской реке и Сухоне, монастырские суда с хлебом и солью пропускать: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683, с черною печатью. Жалованная на Двину Прилуцкому и Чиркопоскому острову о том, чтобы владеть ими монастырю по-прежнему: последовала лета 7192, от Р. Хр. 1684-г., в столбцах, с черною печатью. Жалованная на Двину о том, что велено владеть монастырю Вагостровскою кошкою: последовала лета 7201, от Р. Хр. 1693 г., в столбцах, с черною печатью. Жалованная на Двину о том же и о владении Кинженскими пожнями Николаевскому монастырю: последовала лета 7201, февраля 6 дня, от Р. Хр. 1693 года, в столбцах, за черною печатью. II. Царские подлинные грамоты за подписью дьяков 1. Грамота Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича Жалованная о том, чтобы из царской казны на Холмогорах, по жалованной грамоте государя царя Феодора Иоанновича, давать в оный Николаевский Корельский монастырь руги по 10 руб. в год. Сия, жалованная грамота, подтвержденная государем царем Михаилом Феодоровичем, последовала лета 7115, от Р. Хр. 1607 года. 2. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О не взимании запросных денег с продаваемой от монастыря соли: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., за подписом думного дьяка Петра Третьякова.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1910-1912 гг. средний годовой доход одного благочиния - 3173 р., в 1915-1916 гг.- 52 713 р., в 1917 г.- 9599 р. Большую часть дохода церквей составляло гос. финансирование из казны Святейшего Синода (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26391. Л. 7). Основным источником доходов Г. Э. были свечные заводы. По указу Святейшего Синода для нужд свечного производства на Кавказе стало развиваться пчеловодство, для подготовки специалистов за казенный счет были организованы курсы пчеловодов, при свечных заводах Тифлиса, Телава, Сигнаха, Гори, Душета, Цхинвала, Баку, Карса и др. были открыты лавки для продажи свечей (Иверия. 1903. 38. С. 4-5). Важным источником доходов Г. Э. был доход с недвижимого имущества (пахотные земли, гостиницы, места рыбной ловли, красильни, швейные мастерские), к-рый использовался на нужды церквей, мон-рей и духовенства, а также на содержание канцелярии Г. Э. В 1906 г. как налог с движимого имущества Г. Э. (проценты с банковских счетов, церковный инвентарь и т. д.) в гос. казну поступило 809 808 р., с недвижимого (гл. обр. церковные поместья) в 1907 г.- 10 млн р. ( Дурново. Судьбы. 1907. С. 13; ДВГЭ. 1906. 1/2. С. 10). Гос. казна пополнялась и за счет продажи церковной лит-ры: так, в 1912-1917 гг. в казну от Г. Э. поступило 544 р. 19 к. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53917. Л. 2-3). В нач. ХХ в. в канцелярии Г. Э. служили как штатные, так и нештатные сотрудники, жалованье к-рых в зависимости от должности составляло от 650 до 900 р. в год (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 47507. Л. 37). К 1902 г. в пределах Г. Э. было открыто 2 ДС (Тифлисская, открыта 1 окт. 1817, 177 учеников, и Кутаисская, открыта 18 сент. 1894, 206 учеников), 6 ДУ (Горийское, Кутаисское, Мингрельское, Озуретское, Телавское, Тифлисское, 1616 учащихся), 2 жен. епархиальных уч-ща (Тифлисское и Имеретинское). В 1902 г. начальная духовно-образовательная сеть Г. Э. насчитывала 660 церковноприходских школ (26 тыс. учащихся), в 1910 г.- 850, в 1913-1915 гг.- 790, из к-рых 108 было русских, 92 груз., в остальных учились греки, осетины, правосл. армяне и др. ( Рункевич. 1903. Стб. 736-737; ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26421; Ф. 489. Ед. хр. 48388, 54599, 56940; Ф. 503. Ед. хр. 52). Постановлением гос., духовного и светского совета Г. Э. груз. язык в городских церковноприходских школах был запрещен, обучение с 1-го класса проходило на рус. языке; в сельских школах первые 3 года обучения разрешалось преподавание на груз. языке. Постановление ввело в действие проект прот. сщмч. Иоанна Восторгова об обучении т. н. немым методом: погружением грузиноязычного ребенка в русскоязычную среду с 1-го класса и одновременным осваиванием рус. языка и школьных предметов ( Дурново. Судьбы. 1907. С. 63; Иверия. 1901. 14. С. 2; 1904. 45. С. 1; ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26588. Л. 4; Ед. хр. 22380. Л. 1-9; Ф. 112. Ед. хр. 2450. Л. 1-2; Ед. хр. 2619. Л. 1-3).

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010