Мы ограничимся лишь сводкой и систематизацией его трудов. 47 Все научные труды профессора А.П. Голубцова можно разделить на три группы: церковно–исторические («И») 48 , церковно–археологические («А») и литургические («Л») 49 . 1. Церковно–исторические труды И–1. Образец для подражания. Поучение в день памяти преп. Сергия Радонежского. – ДЧт, 1888, 9, 95–106 (Студенч. пропов. на день 25 сент. 1885 г.). И–2. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры». – ПрТСО, 1888, ч. 42–я, 152–176 (Библиогр. заметка). И–3. Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского. –ПрТСО, 1888, ч. 42–я, 327–381. И–4. Судьба «Евангелия учительного Кирилла Транквиллиона Ставровецкого». – ЧОЛДПр, 1890, IV, 535–575. И–5. Его отзыв на исследование иеромонаха Ионы «Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона», представ-ленное в Общество Истории и Древностей Российских – и возвращенное по отзыву автору обратно. – см. Про-токолы ЧОИДР, 1898, кн. 2 (185) от 12 дек. (где отзыв только упомянут – С.Г.). И–6. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. – ЧОЛДПр, 1891, 110–141, III, 270–312, V–V1, 521–620, VII 79–174, VIII, 275–388. Отд.: М., 1891, V+384 с. (Маг. соч.). Отзывы: Е.Е. Голубинского и В.О. Ключевского в Ж., 1891, с. 392–398 и БВ, 1892, 1, 143–4; Н.Г-го в «Страннике», 1892, Т. I, с. 404–408; Н.Н Глубоковского в «Русск. Обозр.», 1892, т. I, 953–959; Дм. Цветаева в Хр. Чт., 1896, 1, 202–223. И–7. К характеристике состояния просвещения на Руси. – БВ, 1892, 1, 97–106 (Речь, произн. пред защитой маг. дисс. 25 ноября 1891 г.). И–8. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. – ЧОИДР, 1892, кн. II, Отд.: М., 1892, XXVI+349 стр. И–9. О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества. – ЧОЛДПр, 1892, 9, Отд.: М., 1892, с. 45. И–10. Пятидесятилетие епископства папы Льва XIII – БВ, 1893, 7, 123–138. И–11. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград. –БВ, 1894, 3, 446–462, 4, 63–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

И–12. «Флорищева Пустынь. Историко–археологическое описание В. Георгиевского . – БВ, 1897, 2, 362–367. (Библиографическая заметка). И–13. Из истории празднования нового года. – Д. Чт., 1898, 1, 165–174. И–14. Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. – Д. Чт., 1901, 9, с. 3. И–15. О начале, первых деятелях (1744–1759) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. – БВ, 1903, 6, 237–258. (Рефер. чит. на Рижском археологическом съезде 1896 г.). И–16. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери. – БВ. 1911, 10, 364–371. (Рефер. на ист.-археол. съезде в Костроме в 1909 г.). 2. Церковно-археологические труды А–1. О греческом иконописном подлиннике. – ПрТСО, 1888, часть 42 я, 131– 151. (Пробн. лекц., чит. 7 сент. 1887 г.). А–2. Из истории изображений креста. – ПрТСО, 1889, ч. 43–я, 236–299. Рец.: Никанор, архиеп. Херсонский. Беседы о перстосложении для крестного знамения и благословения. – Странник, 1889, I, 4, 620–628; и отд. СПБ. 1890. А–3. Бронзовое изображение св. ап. Петра в Риме (объяснение рисунка) –Р. Хр. 1893, VII (29 июня), 30–33. А–4. Спаситель на троне и молящийся император. – Мозаика в храме св. Софии (V век). Объяснение рисунка. – Р. Хр., 1893? XI (17 окт.), 25–29. А–4а. Объяснение рисунка «Агнец Божий» в журнале Р. Хр. 1894, кн. 2. А–5. Церковно–археологический музей при Московской Духовной Академии – БВ, 1895, 4, 120–140, 5, 297–317. Отд.: Сер. Посад, 1895, с. 41 А–6. О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. – БВ, 1896, 3, 351–369. А–7. Древнехристианская символика Воскресения. – Р. Хр., 1896, кн. V, 25–36. < А–8. О древнейших изображениях Божией Матери. – БВ, 1897, 1, 25–48. Рец.: «Евангелист Лука – художник» – ж–л «Баптист», Ростов н/Д, 1909, 2 (15 января), 10–12. А–9. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. – БВ, 18971 4, 68–91. А–10. Места молитвенных собраний христиан I–III вв. 48 – СП, 1898, с. 43. А–11. Из истории древнерусской иконописи. – Д.Чт., 1897, 5, 4–13, 8, 552–570; 9, 8–24, 10, 175–181, 11, 360–374, Отд.: М., 1897, С. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

n 163 дня=t (где п есть 15 нисана, t есть 1 тишри). Это положение не допускает ни единого исключения. Следовательно, 3 октября minus 163 дня дает 15 нисана, падающее на 23 апреля. Но это с точки зрения иудейского календаря 359 года, есть absurdorum absurdissimum: припомните лишь, что и по православной (александрийской) пасхалии 15-е нисана никогда не может быть позже 19-го апреля, что по циклу Ипполита римского 15-е нисана не бывает позже 14 апреля, и что на той же точке зрения оставалась и в 343 году римская церковь , когда отказалась допустить пасху позже 21 апреля (21-е апреля, 22-й день луны, – самая поздняя пасха и по Ипполиту). С другой стороны, по православной (александрийской) пасхалии 15-е нисана, падающее даже только на 10-е апреля (а по Ипполиту, – даже только на 6-е апреля), возможно лишь в τος μβολιμαον, в год с ве-адаром. В простые годы, по иудейскому календарю, 15-е нисана есть minimum 191-й, maximum 193-й день года. Следовательно, 3 октября 1 тишри предполагает 15 нисана (самое раннее) 10-го апреля – (самое позднее) 13 апреля. А conoscente, несомненно, год крещения Спасителя считает за простой год. Ср. «Хр. Чт.» 1893, II, 145–148; 1892, II, 631. Наконец, тебет, всегда и неизменно четвертый месяц иудейского года, «сведущий человек» Епифания провозглашает пятым месяцем: το μηνς το πμπτου – τ ψφ τν βραων!!! гг) Думаю, что conoscente считал без особенно сложных приемов. В 374 году христиане праздновали пасху 13 апреля; на 13-е же апреля в этом году (4134-м от мироздания по иудейскому счислению) пришлось и 15-е нисана иудеев. Зная этот факт, «сведущий человек» рассчитал: 13 апреля без 192 дней есть 3 октября 1 тишри.– Эта выкладка произведена лишь в 374 году. дд) Календарь самаринский, несомненно, аналогичен с александрийским (неизменно 30-дневныф месяцы plus παγμεναι, но различное начало года: саламинский год начинался на 6 дней позже александрийского; поэтому 11 τυβ minus 6=5 πμπτου, 12 θρ minus 6=6 τρτου), а календарь пафский-юлианский римский в форме панегирика императору Августу, с νουμηναι неизменно соответствующими римским ante diem nonum kalendas (о нем была речь в «Хр. Чт.» 1892, II, 611–613), так что 1 ουλιου ­ 24 октября, 1 πογονικο ­ 24 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

151. Апок 2, 9; 3, 9. 152. Апок 4, 8–11. 153. Апок 1, 6. 154. Апок 5, 13. 155. Апок 1, 7; 22, 20; 19:1, 4. 156. Апок 1, 4–7; 4, 8–11; 7, 10–12; 11, 15–19; 12, 10–12; 15:3, 4; 19, 1–7; 21:3, 4. 157. Апок 15, 3. 158. Апок 1, 3. 159. Смирнов Ф. (еп. Христофор). Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи. Труды Киев. Дух. Ак. 1874, 10, 116–117. 160. 1 Кор 16, 8. Деян 20, 16. 161. Кол 2, 16; ср. Гал 4, 8–11; Рим 14, 5–6. 162. Евр 4, 4–9. Здесь апостол доказывает, что евреи не имели настоящей субботы, почему Бог еще определяет некоторый день, в чем можно видеть намек на воскресение. 163. 1 Кор 16:1, 2. 164. Деян 20:7, 8. 165. Ин. 19, 31 ср. Лев 23, 15. Смирнов Д. Празднование воскресного дня. (Его история и значение). Киев 1893, стр. 59. Едва ли с автором можно смотреть и на собрание учеников в 8-й день после первого явления им воскресшего Спасителя, как на чествование этого дня (стр. 57). Но справедливо замечание автора, что о практике празднования воскресного дня при апостолах может говорить та тщательность, с которою в Евангелиях, и даже в ев. Матфея, предназначавшемся иудео-христианам, обозначено отношение последних событий в жизни Спасителя к дням недели (стр. 61). 166. Евсевий. Церк. ист. III, 27. 167. Смирнов Д., 60–61. 168. Мк 16, 2; Лк 24, 1. Деян 20, 7; 1 Кор 16, 2. 169. Апок 1, 10. 170. 1 Кор 5, 7–8. 171. Ин. 19, 4; 18, 28. Ср. 13, 1. 172. Деян 13, 2. 173. Сократ, Церк. история V, 22. 1. Клим. Ал. Строматы 1, 20. 2. Евс. Церк. ист. III, 25. 3. Афанасий Великий. Празднич. посл. Попов К. Учение 12 ап. 6–8. 4. Соколов, Агапы 25–26. 5. Schanz M. Geschichte der röm. Lieratur bis Iustinian, Münch. 1892, II, 386. Ранее относили это письмо к 103–105 г. или 107 г. Смирнов Ф. Богослужение христианское со времени апостолов до IV b. Киев, 1876, стр. 40. 6. Plinii Caecilii Secundi epistolarum Libri X, Petropoli 1774 ep. 97 (по др. изд. Письмо 96-е). Подлинность этой переписки в XVIII b. была заподозрена Гиббоном и Земмлером, и в последнее время Aubé (последним нерешительно). Большинство ученых не разделяют этого сомнения, в том числе авторитетные по этому вопросу C. Neumann, (Die römische Staat und die allgemeine Kirche, Leipz. 1890) и F. Arnold (Studien zur Geschichte der Plinianischen Christenverfolgung, Königsb. 1887), Болотов В. Лекции по истории древней церкви, Хр. чт. 1908, 5, 66.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

обозр. 1904. II. Стр. 1563–1569). Он же. К истории секты беседников (Мисс. обозр. 1907 г. 9. Стр. 371–382; 5. Стр. 718–729; 9. Стр. 1211–1226). Кесарев Е., свящ. Беседничество как секта. Самара, 1905. 84 Литература: Калатузов В. Монтаны (Эпоха. 1864. Август. Стр. 1–48); Вратский Александр, свящ. О монтанской секте в пригороде Ерыклинске, Ставропольского уезда (Самар. епарх. вед. 1875. 15. Ч. не офиц. Стр. 329–395.); О секте монтанской в селе Дубовом Умете, Самарского уезда (Самар. епарх. вед. 1870. 16, 18, 19, 21 и 23); Кесарев Е., свящ. Беседничество, как секта. 1. Беседчики Самарской епархии. Самара, 1906. 97 Фролов В. Чистосердечное признание родной сестры родоначальницы Марьяновского толка хлыстовской секты (Мисс. Обозр. 1900. Октябрь. Стр. 404–413). 102 Кроме этой книги иоаннитами распространяются следующие брошюры: 1. Как нужно жить, чтобы богатому быть и чисто ходить? 2. К свободе призвал нас Господь (ч. 1); 3. Еще днем закатится солнце; 4. Сборник стихов в честь о. Иоанна Ильича Сергиева; 5. Ключ разумения; 6. Дела недавно минувших дней и др. 104 Дело Самарской Дух. Консист. о распространении лжеучения крестьянином Ал. Гавришовым, 25 ноября 1893 г. и 4-го марта 1895 г.; Кесарев Е. свящ. Беседничество, как секта, 1905 г. Стр. 58–75; Мисс. Обозр. 1897. I. Стр. 424–431. 106 Срав. Всеподдан. Отч. Обер-Прок. Св. Синода за 1898 г. Церков. Вед. 1901 г., 27; Мисс. Обозр. 1901. I. Стр. 605. Литература: 1. Реутский Н. В. Люди Божии и скопцы. М. 1872 г.; 2. Р-ский. Заметки о хлыстовской и скопческой секте (День 1864, 24); 3. Пеликан Е. Судебно-медицинские исследования. СПб, 4. Мельников, Белые голуби (Рус. Вед. И869, 3 и 5); 5. Протопопов. Опыт исторического обозрения мистических сект в России (Тр. Киев. Д. А. 1876, Апрель); 6. Сахаров И. Т. Последнее движение в современном скопчестве (Хр. Чт., 1877 г., Сентябрь); 7. Гурий Ев. О скопческом движении по последним о нем известиям. 1877; 8. Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. 1900; 9. Забелин А. Движение вперед в секте скопцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1880. 9/10. С. 271-295; он же. Жизнь и труды св. ап. Павла: В 2 ч. СПб., 1887, 19012, 19113; он же. Первые дни христианства: В 2 ч. СПб., 1888, 18922, 19153; он же. На заре христианства, или Сцены из времен Нерона: Ист. рассказ. СПб., 1893, 19012; он же. Власть тьмы в царстве света: Рассказ из времен св. Иоанна Златоуста. СПб., 1897; он же. Жизнь и труды св. отцов и учителей Церкви: В 2 т. СПб., 1902-1903; он же. Жизнь Иисуса Христа. СПб., 1891. М., 1991р; Робертсон Д. К., Герцог И. Я. История христ. Церкви от апостольского века до наших дней: В 2 т. СПб., 1890-1891, 19162; Лютардт Хр. Апология христианства: Публ. чт. с прил. чтений о «Совр. западе в религиозно-нравственном отношении» А. П. Лопухина. СПб., 1892; Апостолическая конституция папы Льва XIII о поддержании и утверждении обрядности и дисциплины Вост. Церквей. СПб., 1895; Ульгорн Г. Христ. благотворительность в древней Церкви. СПб., 1899; Фома Кемпийский. Размышления о жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа//ХЧ. 1899. 2. С. 201-229; 3. С. 398-439; 4. С. 599-638; 5. С. 825-859; 6. С. 1041-1073. Лит.: Главные деятели в истории «Церковного Вестника»//ЦВ. 1899. 52. Стб. 1877-1904; 25-летняя годовщина «Церковного Вестника»//Там же. 1900. 1. Стб. 12-15; Памяти проф. А. П. Лопухина. 22 авг. 1904 г.: [Некр. и речи]. СПб., 1904; Бронзов А. А. Проф. А. П. Лопухин//Странник. 1904. 9. С. 289-308; Позднев Д. И., свящ. Памяти А. Л. Лопухина//Рус. паломник. 1904; Потехин П. Памяти проф. А. П. Лопухина. СПб., 1904; Лопухин А. П.: [Некр.]//ИВ. 1904. Т. 98. 10. С. 391-392; А. П. Лопухин//Моск. вед. 1904. 235. С. 5; Августин (Никитин), архим. Вопросы христ. единства в деятельности Петербургской-Ленинградской духовной школы (1809-1984)//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 35-95; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю»//БТ. 1990. Сб. 30. С. 328-332; Краевский Б. П. Лопухины в истории Отечества. М., 2001; Рус. писатели-богословы. Историки Церкви. Исслед. и толкователи Свящ. Писания: Библиогр. указ. М., 20012. С. 327-337; Юревич Д., диак.

http://pravenc.ru/text/Лопухина.html

43 Аз же глоголю вам не клятися всяко, ни небом...; буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни; лишше же сею от неприязни есть. 44 ...не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете... 48 См «Толковый Апостол» еп. Михаила (кн. втор.: «Соборные послания св. Апостолов» Киев, 1890 г., стр. 67) 49 «О клятве, как об условии, предполагаемом христианскою любовью человека к самому себе», мы уже говорили в нашей статье: «Христианское самолюбие» (Хр. Чт. 1897 г., сентябрь; стр. 361). 51 По вопросу о клятве, чит.: 1) Bayer: «Betrachtungen über den Eid», 2) Bauer: «Ueber den Eid, moralischtheologischer Versuch»; 3) Soeschel: «Der Eid nach seinem Prinzipe, Begriffe und Gebrauche» (1837); 4) Strippelmann: «Der Gerichtseid» (1855); 5) Nitzsch: «Ueber die Heiligkeit des Eides» (проповед) и др.; 6) Elvers: «Ueber den gerichtl. Missbrauch des Eides» (1851); 7) Göpfert: «Der Eid» (Mainz, 1883); 8) Evangel. Kirch. Zeit, 1879 J., S. 187: «Die Bedeutung des Eides für das christl. Volksleben»; 9) Happel: «Der Eid im A. Testam. v. Standpunkt der vergleichenden Heligionsgeschichte aus betrachtet» (Leipzig. 1893) и друг, напр., J. Köstlin’a); 10) нравоучит. системы: Dorner’a, Kübel’я, Bittner’a, Schwane, Beck’a, Luthardt’a, Göpfert’a Pruner’a и мног. друг.; 11) особ. цитов. выше книгу проф. А. О. Гусева (а также его же: «Основные правила в нравоучении гр. Л. Толстого»; Москва; 1893; стр. 123147) и т. д. 52 Невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущого века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающихъ Сына Божия себе и обличающих. 57 Вем твоя дела, яко ни студенъ еси (­Ангел Лаодикийския церкве), ни тепл... (чит. также стих. 16). 58 Да не обрящется в тебе очищая сына своею и дщерь свою огнем, волхвуя волхвованием, и чаруяй, и птицеволшебствуяй, чародей обавая обаванием, утробоволхвуяй, и знаменостроитель, и вопрошай мертрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

перев. П. Николаева. Москва, 1900 г.), 3) на «Философию права» проф. Б.Н. Чичерина (Москва, 1900 г., кн. 3-я, гл. И-я), 4.) отчасти на нашу статью в «Христианск. Чтении»: «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897 г., апрель), 5) на книгу Астафъева П.Е. «К вопросу о свободе воли» (М., 1889 г.); чит. «3-й выпуск» «Трудов Московского Психологического общества», «0 свободе воли» (М., 1890 г.); 6) отчасти на «Лекции по Введению в круг богословских наук» архим. (после еписк.) Михаила (Грибановского ); Казань, 1899 г. стр. 209 и след. и на друг. сочин. 14 «Обзор русской духовной литературы», цитов. изд., стр. 441 (здесь есть и другме сведения о переводчике). 17 См. в «Энциклопед. Словаре·» Брокгауза-Ефрона, XIII полут. 1892 г., Спб., стр. 172; также в «Истории новой философии» Фалькенберга (русск. изд. 1894 г., Спб.), стр. 263 и в друг. сочин 18 «Духовные школы в России до реформы 1808 года». Сочин. П. В. Знаменного. Казань, 1881 г., стр. 754–755. 19 См. в «Энциклопед. Слов.» Брокгауза-Ефрона, XV полут., 1892 г., Спб., стр. 279–280. Чит. о нем в особенности в цитов. труде Luthardt " а: G. d. chr. Eth. " Zw.Hlft. Leipz. 1893, S. 412–420, a об его «moralischen Vorlesungen», в частности, S. 416. Чит. и друг. источн. 20 Здесь он «сильно читался, начиная с 70-х годов» X40;VII-ro «и до 20-х годов» XIX-ro века (Энц. Слов. Брок.– Ефр. 1. cit., стр. 280. Тут-же см. и о других русск. Переводах сочинений Геллерта). 21 См. о Шуберте, напр., у Wuttke («Handbuch der christlichen Sittenlehre», 2 Aufl., Erster Band; Berlin, 1864, S. 257), y Schmid " a («Christlichen Sittenlehre», Stuttgart, 1861, S. 100) и друг. 22 См. о Фергюсон, напр., в цит. соч. Luthardt’a, (tom. cit., S. 455, § о «морали английского деизма и утилитаризма»), в цит. соч. Фалъкенберга: стр. 189 и у друг. 23 Об этике Меланхтона см. нашу статью в «Хр. Чт.» (1897 г., Май): «К характеристике наиболее существенных особенностей нравственного мировоззрения Филиппа Меланхтона (по поводу исполнившегося 400-летия со дня его рождения)» 24 О Бенед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

ποταμ τ τριακοστ τει τς ατο νσρκου γεννσεως, τουτστι κατ αγυπτους θρ δωδεκτη, πρ ξ εδν νοεμβρων, κατ λληνας δου γδη, κατ σαλαμινους τος κα κωνσταντιας τρτου χοικ κτη, κατ παφος πογονικο κκαιδεκτη, ατ ραβας γαθαλβαεθ δευτρ κα εκδι, κατ μακεδνας πελλαου κκαιδεκτη, κατ καππδοκας ρατατ πεντεκαιδεκτη [sic cod. Ven.; ρατατ ιε´ ed. Bas. ], κατ θηναους μεταγειτνινος βδμη, κατ βραους μαρεσουν βδμη. Я имел повод коснутъся этого места в «Хр. Чт.» 1892, II, 630. 631. Теперь прибавлю следующее: аа) Нельзя отрицать возможности того, что conoscente св. Епифания сделал попытку – свои операции над лунными месяцами произвести серьезно. Именно, 8-е ноября minus 6-е января=306 дней в простом году, 307 дней в високосном году. Св. Епифаний годы земной жизни Христа пытается вычислить по римским консулам, следовательно, считает по юлианским годам; а в 29 юлианских годах-10592 или 10593 дня. Следовательно, можно смело принять формулу: рождество Христово †10899 дней=крещение. Но в основе нынешнего иудейского календаря (введенного – ср. «Хр. Чт.» 1893, IX, 156. 157 – в 359 г. по р. Хр.) лежит месяц в 29, 530 594 135 8 дней, тогда как средний синодический месяц (по Syzygien-Tafeln von Th. von Oppolzer) во время земной жизни Господа равен был 29, 530 596 дням. 369 месяцев x 29,530596 дней=10896, 789924 дней=Q; 10899 – Q=2,210076 дня. Следовательно, арифметически возможен расчет, что если Христос родился 5 тебет, то крестился Он 5 тебет †2 дня и 369 месяцев=7 мархешван. бб) Но, несомненно, каппадокийские даты не проведены чрез цифру «10899 дней»: 29 anni uagi=10585 дням=R; 10899 – R=314 дней; а 13 ταρταβ †(314 дней minus 5 παγμεναι ­ 309)=22 ρατατ, а не 15, как у Епифания. вв) Допустив рассчет, представленный под аа, как нечто возможное, я это возможное не считаю однако за вероятное. Дело в том, что conoscente, вычислявший для св. Епифания даты по еврейскому календарю, был субъект непроходимо невежественный в elementaria этого календаря. Улики против этого убогого знахаря налицо: если 8-е ноября есть 7-е мархешван, то 1-е мархешван, очевидно, приходится на 2-е ноября. А так как по иудейскому календарю тишри всегда имеет 30 дней, то 1-е тишри, бесспорно, падает на 3 октября. Но по иудейскому календарю

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010