Из Аста Patriarchatus, t. I, р. 336–340. Соборное постановление о перемещении епископа владимирского, кир Алексия, на святейшую митрополию Киевскую и всея Руси Святая Божья кафолическая и апостольская церковь , по данной ей изначала благодати Христовой, всегда имеющая неослабную силу и крепость в устроении всего на большее благо, конечно, простирает свои заботы и попечения на все где-либо находящиеся святейшие епископии, с той целью, чтобы в них вся устраивалось и совершалось правильно, по закону Господнему; но в 3433 особенности печется и промышляет о святейших церквах отдаленных, отличающихся многочисленностью народа и могуществом княжеской власти: здесь, совершая свой обычный долг, она по преимуществу ставит себе задачей – общую пользу и освящение душ. Посему святейшая митрополия киевская и всея Руси, обладающая обширнейшим уделом и правящая многочисленным народом, прославляющим имя Божье, приемлет особенную честь от святой Божьей церкви, которая всячески хочет промышлять о ней и оказывать ей свое содействие и помощь, тем более, что она имеет в соседстве много нечестивых и огнепоклонников. По всем этим причинам и сообразно с многоразличными и особенными преимуществами этой митрополии [Великая Церковь ] как в прежние времена постапляла туда на иерархическое предстоятельство отменных, по своим достоинствам, священных мужей, с надлежащим их испытанием, так и теперь прилагала многое попечение о том, чтобы найти и избрать из числа клириков богопрославленного, богохранимого и Богом возвеличенного Константинополя мужа, славного добродетелью, отличающегося силой слова, сведущего в канонах и искусного в благочестивых [гражданских] завонах, и, поставив его в архиереи, послать туда на доброе и достойное пастырское служение в названной святейшей церкви. Это мы предлагаем исполнять и будущим после 3434 нас патриархам, как дело прекрасное и весьма благоприятное для домостроительства церкви Божьей. Итак мерность паша, посоветовавшись с священным и божественным собором находящихся здесь преосвященных архиереев, пречестных, возлюбленных по Господу братий и сослужителей наших: халкидонского, меленикского, понтоираклийского, родосского, христопольского, митилинского, апроского, мадитского, каллиопольского, тенедосского, гарельского и екзамилийского, поставила сего самого господина Алексия в совершенного митрополита киевского и всея Руси, переместив и возведя его, вышеуказанными образом, на этот высший престол за его добродетель и другие духовные преимущества, по соизволению и согласно высочайшего и святого моего самодержца, ревностного поборника и рачителя церковного порядка и благоустройства и [хранителя] божественных и благочестивых догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

10 июля - свт. Григорий, епископ Ассы Митилинской. Жил около 1150-1185 гг. Скончался в Гере Лесбийской 10 июля. В селении Айос-Григориос находятся руины собора монастыря византийского времени, в котором подвизался епископ Григорий, и могила святого. Второй день памяти - в первое воскресенье после 11 ноября. 13 июля - свт. Аттик, архиепископ Никопольский, один из 360 святых отцов Четвертого, Халкидонского, Вселенского Собора. Память его вместе со святым Донатом празднуется в первое воскресенье после 13 июля. 17 июля - прп. Никодим Святогорец (1747-1809). Родом из Наксоса. Обогатил Церковь Божию своими богомудрыми сочинениями и благочестивой жизнью. Многократно посещал Идру, навещал Макария Нотару и других подвижников «монашеского уединения» на острове, где ныне процветают четыре женских обители и три мужских. В 1775 г подвизался на эвбейском острове Скиропуле, будучи проповедником и экзегетом Священного Писания. На Скиропуле он написал свое сочинение «Гимнасмата» («Упражнения духовные») для епископа Еврипского. Патриаршим и синодальным указом Константинопольской Патриархии причислен к лику святых 31 мая 1955 г. 21 июля - свт. Парфений, епископ Радовизия и Арты (+ 1777). Святая глава его хранится в Велендзике Артеком, где некогда находилась Артская епископская кафедра. 22 июля – мц. Маркелла Хиосская. Приняла мученическую кончину на Хиосе в конце III в. 24 июля - мч. Феофил Закинфский. Пострадал на острове Хиосе в 1635 г. 27 июля - мч. Христодул, подвизался в Фессалониках (+ 1777). 1 августа - прмц. Элеса, дева. Пострадала в Кифере в 275 г. 6 августа - прмч. Аввакум Новый, подвизался в Фессалониках (+ 1628). 7 августа - прп. Феодосии Новый. Родом из Афин (+ 935 или 962 в Арголиде). Прп. Никанор чудотворец. Родом из Фессалоник. Подвизался в Гревенской епархии в первой половине XVI в. В той же епархии он основал в честь Преображения Господня обитель, носящую в настоящее время название «Завордас». В «Патриарших таблицах» М. Гедеона указывается, что разрешение основать монастырь «Завордас» было дано прподобному Никанору патриархом Иеремией III (1537-1545). Год кончины прподобного Никанора неизвестен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

отца нашего Иоанна Рыльского. Егда мучим бе святит. Христов Садоф, тогда рече: верую Богу моему, яко христиане имут развзяти мощи моя, и иже аще призовет Бога имени моего ради спасение обрящет. 20 – Илариона Меглинского, 24 – Афанасия патриарха царьградского и Елевзоя царя Эфиопского, ноября 4 – священномученика Григория, 5 –Патрова, Ерма , Лина, Гайя и Филолога из 70 апостолов, 9 – Иоанна Колова, 10 – Феоктиста в Символех, 14 – Ипатия Гангрского и Григория Солунского, 26 – освящение церкви в Киеве у Золотых ворот, 27 – Палладия, 28 – Феодора Ростовского, декабря 2 – Филарета милостивого, 3 – Феодула, 13 – Арсения в Латре, 19 – Григория Омиритского, января 2 – Феоктиста иже в Кукуме Сикелийстем, февраля 14 – Кирилла Катанского и Михаила Черниговского, 16 – Порфирия, 28 – Протерия архиепископа Александрийского, марта 12 – Григория Двоеслова , 20 – Фотинии Самаряныни, апреля 3 – Агафии и Ирины, 4 – преп. Зосимы погребшего Марию Египетскую, 7 – Григория Митилинского. На поле: в греческой минее служба муч. Халиопу (?), 8 – Флегонта и Ерма , 18 – Косьмы Халкидонского, мая 16 – Георгия Митиленского, 26 – Георгия нового, июня 3 – Лукиана Тарсийского, 13 – Трифиллию в греческих минеях службы нет; июля 4 –Марфы, Матери Симеона Дивногорца с тем же замечанием, 9 – Феодора Едесского, святых постник 10 тысяч, 12 – муч. Голиндухи, 17 – Лазаря Галисийского, августа 4 – мученика Елевферия, 18 – обретение мощей Максима юродивого, 16 – Иоакима Сарандипорского, 19 – число пострадавших с Андреем стратилатом 2500 поправлено на 2593. Устав службы по триоди правлен меньше. Приемы и характер исправления одинаковы с вышеприведенными образцами, а потому, опуская подробности, отметим только редакцию правила о великопостных поклонах. В уставе 1641 г. (л. 927) дело представляется так: «и творим поклоны 4 великие с молитвой святого Ефрема: Господи владыко… и прочих 12 и посем молитву всю вкупе: Господи Владыко.... и поклон един». По этому изложению выходит, что клали 17 поклонов. Сколько больших и сколько малых, не обозначено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Успешная реализация плана могла позволить Фанару заручиться союзником, усиливающим вес Константинополя в межправославных отношениях, в том числе в диалоге с Московским патриархатом. Позже греческие власти сделали ставку на иерарха Элладской Православной Церкви митрополита Митилинского Иакова (Клеомвротоса). Однако вмешательство греческих дипломатов в выборы александрийского патриарха, увязывание этого вопроса с выплатой духовенству Александрийской Церкви денежного вспомоществования, а также нежелание египетских властей иметь патриарха не из числа архиереев Александрийской Церкви негативно отразились на шансах митрополитов Спиридона и Иакова. Посольство Советского Союза в Каире также отслеживало тему патриарших выборов, а посол Д. П. Ожидаев в устной беседе с протоиереями М. Стаднюком и А. Казновецким выразил готовность по возможности поддержать в контактах с египетскими властями благоприятного для Русской Церкви кандидата на патриарший престол (Доклад настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 5 августа 1967 г. (Там же. Д. 4а. 1967. Ч. 1. С. 6)). Однако у Русской Церкви не имелось такого благоприятного кандидата в александрийские патриархи, поскольку она предпочитала не вмешиваться во внутренние дела Александрийской Церкви. Нейтральной позиции в ходе выборов придерживался и московский церковный представитель (Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 18 мая 1968 г. (Там же. 1968. С. 3). Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе и Патриарху Александрийскому Николаю от 14 марта 1969 г. (Там же. Д. 4. 1969). На вопрос корреспондента греческой газеты «Тахидромос» о впечатлении папы и патриарха от приема, оказанного ему в Москве, предстоятель Александрийской Церкви отвечал: «Впечатления мои… очень хорошие и прекрасные. Везде, где появлялся александрийский патриарх, он вызывал чувство любви и уважения к Александрийской Церкви. Во время моих переездов нам оказывали царские привилегии и всегда пропускали нас первыми» (Вернулся Патриарх//Тахидромос.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

В житии свт. Георгия Митилинского описано исцеление бесноватого, где страждущий, которого звали Константин, освободился от нечистого духа после помазания елеем от святых икон (λα...τν γων εκνων) 491 . В житии прп. Макария Пелекитского его первая исповедническая беседа не сопровождается обменом мнениями об иконах, но интересна тем, что во время нее участники поклоняются изображениям 492 . В житии прп. Антония Нового присутствуют две сцены молитвы преподобного Антония перед иконами Богородицы. В первом эпизоде перед священной (ερ) иконой Божией Матери, перед которой он молитвенно простирает руки в надежде избавится от преследователей, недовольных его неожиданным постригом 493 . Во втором – он молится перед всесвященным Ее образом (τν πανερον ατς χαρακτρα) за своего духовного сына Петрону 494 , причем чудо, совершившееся с этой иконой, дает ему понять, что молитва услышана. Однажды ночью, когда прп. Антоний пребывал в молитве перед этой священной иконой (τς ερς... εκνος), изображение Богородицы ( τς θεομτορος μφρεια) склонилось простертых к нему рук преподобного. Так святому было дано знать, что его служение (λατρεαν), приносимое Богородице перед Ее иконой, принято. В связи, с употреблением агиографом последнего термина напрашивается мысль о том, что он, хотя и не высказывает свою веру прямо словами Ороса VII Вселенского собора, но, тем не менее, подразумевает в своем тексте это исповедание. В связи с практикой иконопочитания интересно также обратится к житию св. Феодоры. Оно содержит рассказ о предсмертной болезни супруга святой императрицы, царя-иконоборца Феофила, который появляется в житии (как это было показано Д. Е. Афиногеновым) из «Повести о прощении императора Феофила» 495 . Мучения царя прекращаются в тот момент, когда он прикасается устами ко шнурку, держащему на груди его приближенного энколпий, икону Всевышнего. Сам вельможа, будущий регент, каниклий Феоктист, скрыто носивший образ на груди, и остальные присутствующие весьма удивлены такому поведению Феофила.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Его построил Афонский монах Иоанн Колову, и у царя Василия Македонского выпросил ему во владение весь околоток прежнего епархиального города Аполлонии, лежавшего в развалинах. Этот околоток надлежало обрабатывать. Явились и работники, так называемые греческие парики, т.е. безземельные присельцы, и кроме них выходцы из города Ериссà, находившегося и ныне находящегося на ближнем к Афону острове Митилине. Эти выходцы, избегая плена Арабов, часто нападавших на острова их, состроили себе небольшое село у развалин древней Аполлонии, и назвали его именем прежней отчизны своей, Ериссò. По всей вероятности, с ними пришел сюда Епископ; (881−883 г.) и потому они духовно зависели от митрополита Митилинского, но ненадолго 10 . Ибо при царе Льве Мудром с 887 года Ериссовская епископия, как видно из его списка Епархий, состояла уже в ведомстве митрополита Солунского, и называлась Иериссовской, – думаю, для отличия от епископии Ериссовской, что на острове Митилине. (Истор. Афон Ч. III. §.15). В царствование Романа Старшего, 919−945 г., село Ериссò в юридических дееписаниях стало называться κστρο – крепостью. Это значит, что там, стены древней Аполлонии были возобновлены и укреплены тогда. В околотке сей крепости в 942 году поселены были склавы, булгары, христиане; и им правительство отдало часть земли Иоанна Колову, приносившую 1000 крупных мер зерна, а самим Ериссовцам продало ту государственную ластовичную землю на перешейке Афона, которую они прежде нанимали у него. (Ibidem. §.19). В 943 году было полюбовное размежевание поземельных имений на сказанном перешейке, принадлежавших Афонским монахам и жителям крепости Ерисса. (Ibidem. §.20). В июне месяце 982 года. Когда индикт был 10-й, смиренный епископ Иериссовский Феодот подписал сделку основателя Афоно-Иверской обители Иоанна Ивира с жителями кастра Ериссà касательно земли её, называемой Градиска. Тогда в Ериссе жил поп Георгий Болгарин, и на оной сделке подписал своё имя буквами глаголитскими. (Дееписание 982 года в архиве Афоно-Иверской обители).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

деспотске круне од цара, наследника Светог и Великог Константина, беше велика радост за Стефана, не због светске славе и гордости, он беше кротак и смирен, него што тако био крунисан од православног цара за самосталног владара и господара Српске Тиме су се ови скоро православни владари нашли братски и зближени, а слободни од и иноверног турског Цар и супруга царица толико заволеше деспота Стефана да пожелеше да се са и ороде, па му предложише да узме себи за супругу царичину сестру на острву Митилини (Лезвосу) код свога оца, кнеза Франческа Како деспот Стефан да се што пре врати у морским путем око Грчке и цар га испрати „да иде с ка своме тасту на Митилинско острво, да га одатле са спроведе у Арбанасе“, у Зетско Тако заиста и би, и када тамо стигоше „таст царев се не олени, му видети светлу даницу у своме граду“, те он Српског деспота прими с великом и почастима. Ту би одмах и веридба Стефанова са принцезом (или Стефан доведе у себи за чесну супругу се у Цариграду деспот писаше писма свим западним владарима да не пропусте прилику да макар сада помогну иноверних Турака са Балкана. Но као што вели пословица: У врата глувога узалуд лупати, – тако би и овде. немаху милости за православне, и тако Турци остадоше на Балкану. На целом овом походу Стефановом до Ангоре и натраг, са беху брат му Вук и и Гргур По деспотске круне у Цариграду Стефан искрено разговараше са о потреби сада слободне Српске и о престанку кобног по Србе на и остале великашке породице. и ту не до сагласности, и се понесе према свесрпском деспоту и господару кукавички и те отиде на страну Турака. Он побеже к сину (1402-10 г.), побегавши од Ангоре, беше стигао у европску престоницу и да спречи повратак деспота Стефана у мобилиса и она, под командом турског и крете у правцу Косова, да пресече деспотов повратак у преко мора и Зете. Деспот беше известио у ово време владаше место а и свога зета господара Зете и Арбанашког да га са и обезбеде му повратак у ка Зетском (са око 300 деспот би код нападнут од 16 турских чамаца, но с он одби турски напад и мирно доплови у српски град Бар на где га дочека и прихвати муж сестре му Он му даде 300 га пут престонице Крушевца. О свему пак томе овако говори писац деспотовог мудри Константин:

http://pravoslavie.ru/105511.html

Туто берут на Турскаго Царя со всякаго старца по два ефимка, а со всякаго товару из денег десятое емлют; и в том граде Христиане живут Болгары, и подворье Патриарха Иерусалимскаго – храм Пречистыя Богородицы. Тут живут старцы и сбирают милостыню на гроб Господень; мы же у них пребыхом 12 дней. И от Селистрии града до Варны града идоша пеши 6 дней, и приидохом на Страстной Недели в Среду, и ту и Пасху Христову взяхом и две седмицы дней пребыли. А тот град Варна стоит на край Чернаго моря, и великое пристанище корабельное тут и Христиан в нем много Грек, и в том граде Митрополит. И вражиим навождением ради моих согрешений, мало не погиб от спутника своего, от старца Иоакима Иерусалимскаго, Араба, с которым Патриарх мя отпусти: наустил на мя Турком дабы погубили, мздоимства ради, и оставил мя единого в Варне. Тогда милосердие свое ко мне учинил в толицей беде Святый Митрополит Варненской, для Государскаго Величества и для Патриарших грамот, и на корабле Турском отпустил к Царюграду с черным Попом своим; аз же тому Попу работным обычаем служих, дабы не познали мя Турки. И на том корабле до Царяграда доидохом в пятый день, в неделю Святых жен Мироносиц; и тот Варненской Поп отвел мя с корабля на подворье Иерусалимское. А то Иерусалимское подворье в самом Цареграде, а улица словет Форна, 214 а на том подворье Игумен Игнатий. А который старец отлучился от меня в Варне граде, спутник мой, иже и беду мне нанес, на тоже Иерусалимское подворье в Царьград прииде, и со мною смирися. А в то время в Царьграде был Святейший Парфений Патриарх аз же, грешный, благословения сподобился от него прияти и пребыл в Цареграде 12 дней. А из Царяграда Игумен Игнатий отпустил меня на Митилинском корабле с тем же старцем. Седшим нам в корабль Митилин : сый в Цареграде, и идохом по Узкому морю от Царяграда по правую сторону до Ираклия града; в том граде лежат мощи Преподобныя Ксении и доныне. А от Ираклии до Калиполи града шли по той же стране. А от Калиполи идохом до Бугазы, еже есть Ени град, то есть, устие Узкаго моря, где выехать на великое море Белое.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(@В тои днь обретена бысть икона прты бца одегитрїе в казани граде въ. і дн . по казанско болшо пожаре того же лта. зпз@). – Под 9 ч. (@В сїи днь вис ікна прты бца в можаске на колоч в лта зна@). – Под 14 ч. (@В сїи днь на шелоне бо бы. новгороцы литовски люде поби. і воево взли в лта зо@). – В Августе ч. 2. Преставление св. Василия юродивого Московского, нового чудотворца, (@в лта зг@) (в печ. 7096 г.). – 30 числа. Преставление преп. Александра Свирского . (@Алеандръ свискїи б о т новгороскї оласти поселнинъ на рец на ате земледлецъ постриженикъ валаского мнтр@); скончался в (@зма@). Сверх того встречаются сказания: Л. 32 об. Под 21 Ноября описаны рост, черты, лица и вообще вся внешность Богоматери, а равно и характер её. Мая 20, л. 137 об., сказание о причине обретения мощей Святителя Алексия, Митрополита Московского. 21 ч. О происхождении Константина Вел. и почему Римскому Епископу Сильвестру царём Константином дан белый клобук. – Июля 16, л. 168 об., сказание о 7-ми Вселенских Соборах – тоже в 901. л. 241, с незначительными отступлениями, напр. в сказании о 1 соборе опущено отменение постановлений о безбрачии духовенства, о праздновании Пасхи и друг. – Августа 16, л. 191 об., двоякое сказание об образе Нерукотворенного Спаса: первый образ Спасителя изобразился на убрусе от оботрения им лица своего, а второй от оботрения убрусом пота на лице спасителя никоим учеником, когда (@молшес в поте лица своего@). – 26 ч. Сказание о судьбе иконы Богоматери, писанной Евангелистом Лукою 916 . По сличении с печатными святцами, в описанной ркп. святцы оказались полнее печатных не только в сказаниях о житии и мучениях святых, но и в собрании имён Святых. Сравн. в Сент. числа 15 и 30; в Окт. 1, 16 и 31; в Дек. 28; в Январе 5 и 18; в Феврале 6 и 17; в Марте 7; в Апреле 8 и 30; в Мае 3, 31 (но в 16 ч. о Георгии Митилинском опущено); Июня 4; Июля 1, 16 и 31; Авг. 28. 531 (По преж. кат. 862) Святцы, бум., пис. полууст. перех. в скоропись, XXII в., в 8, л. 143. На обороте верхней переплётной доски скороп. написано: (@В кнге стго кирила тр в скаго написано перве іноческїи обра з восприша о т апостола павла ченики его акила и прискила@). А на первом белом листе подпись владельца: (@Кнга глема св т цы пахома кодра т ева сна тре т кова@). Ниже сего: (@Прода сие св т цы во т чима своего пахома... іва сенка юро слуг ла в ру іванову пописа своею рукою@) 917 . Собрание имён святых и краткие о них сказания те же самые, какие в печ изд. 1849 г., перепечатанном Моск. единов. типогр. с изд. 1646 года. Л. 110. Великий миротворный круг. Л. 112. Годовое показание ключевых букв и других знаков с 7157 г. до 7340 года. См. 901, л. 315 об. и в печ. Святцах. л. 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Архимандрит Христофор: Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая 22 апреля, 2014. Архимандрит Христофор Христос всегда воскресший! Настоятель Афонского монастыря святого Григория архимандрит Христофор обратился с пасхальным посланием, — сообщает Путеводитель по Афону : «Воскресший и вознесшийся во Славе Христос Бог открывает нам Себя и призывает всех войти в Его Царство, которое уже явлено на земле в Христовой Церкви и ее таинствах. В Крещении и Причащении нам таинственно даровано прикоснуться к страданиям Господа и к Его славе. Мы соединяемся с Христом умершим – и всегда живым, и значит, становимся причастными и Его Воскресению. «Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Христос всегда воскресший! И приступая к чаше Евхаристии, мы приступаем ко Христу живому, Который две тысячи лет назад в преддверии ветхозаветной Пасхи шел с учениками в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву, стать «искуплением для многих», стать для нас Пасхой Нового Завета.Истинно, подлинно и непреложно, что Христос победил смерть и низложил ее державу. После Воскресения Христа смерть, которая для нас неизбежна, уже не есть смерть. Она не есть смерть хотя бы уже потому, что касается теперь только нашего тела. Душа же христианина не подвластна смерти, она уже не умирает, не погибает в аду, как это было до Христа, но переходит в Царство святых, где живет вечно. Если Христос воскрес, если Он победил грех, проклятие и смерть, то все наши земные скорби, бедствия и напасти — лишь временны, а это значит, что неизбежно наступит день, когда они будут побеждены, когда мы избавимся от их власти, сбросим их с себя. Это обещает нам Сам наш Спаситель. «Вы теперь имеете печаль, — говорит Он, — но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая. Да, мы по-прежнему несем земные скорби, да, мы по-прежнему пьем чашу земной горечи, но после того, как Христос воскрес, эти скорби уже не являются для христиан преддверием адских мук, а являются преддверием Рая. Они уже не вечны, но лишь временны, они непременно пройдут, и если мы понесем их с верой и терпением, то в свое время непременно придем туда, где ничего этого уже не будет — ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь, и радость, и слава бесконечная. Тогда, сказано в Писании, Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…

http://pravmir.ru/arhimandrit-hristofor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010