Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФАЛИЙ [Нефалий; греч. Νηφλιος; сир.  ] (кон. V - нач. VI в.), церковный писатель, сторонник антихалкидонского богословия (см. ст. Монофизитство ), перешедший на позиции правосл. неохалкидонизма. Основным источником информации об учении Н. является его «Защитительная речь» (Συνηγορα), фрагменты которой сохранились в составе 2 «Слов против Нифалия» (Λγοι πρς Νηφλιον), написанных Севиром , патриархом Антиохийским († 538), одним из основоположников классического монофизитства. Полный текст этих произведений сохранился лишь в сир. переводе. Биографические сведения о Н. приведены в трудах церковных историков VI в.: как антихалкидонитов («Церковная история» и Житие Севира Захарии Ритора , еп. Митилинского, а также Житие Иоанна бар Афтоньи), так и православных («Церковная история» Евагрия Схоластика и «Бревиарий» диак. Либерата Карфагенского ). Сведения более поздних хронистов - Иоанна, еп. Никиуского (VII в.), и Михаила Сирийца (XII в.) - имеют вторичное значение, поскольку они взяты гл. обр. из «Церковной истории» Захарии Ритора. Первое упоминание о Н. в источниках относится к 482 г., когда он, будучи настоятелем одного из мон-рей в Н. Египте, принадлежал к чис-лу радикальных антихалкидонитов. Н. и еще 300 монахов приняли участие в протестах против «Энотикона» имп. Зинона (474-475, 476-491), к-рый был принят патриархом Александрийским Петром III Монгом , занимавшим более умереннную позицию. Впосл., не найдя широкой поддержки среди клира Александрии, Н. переехал в Палестину. В 507 г. он проживал в одном из мон-рей близ Маюмы и выступал уже как сторонник учения о двух природах. При поддержке свт. Илии I (II) , патриарха Иерусалимского (494-516), Н. начал борьбу с жившим в Палестине Севиром; по всей видимости, именно в то время Н. работал над своей «Защитительной речью». Поскольку влияние антихалкидонской партии в данном регионе уже значительно уменьшилось, в 508 г. Севир вместе с 200 поддерживавшими его монахами был вынужден покинуть Палестину. Он прибыл в К-поль, надеясь на покровительство имп. Анастасия I (491-518), к-рый поощрял тех, кто находился в оппозиции Вселенскому IV Собору . В том же году Севиром была начата работа над «Словами...». В них он обвинял Н., как и др. своего оппонента, Иоанна Грамматика (см. Иоанн Кесарийский ), в том, что они строили свои богословские доводы на основе категорий Аристотеля .

http://pravenc.ru/text/2577701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

В 1570 году в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности, и о византийском периоде его жизни; в 1622 году случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. В 1762 году в Симонопетр прибыл русский подвижник, преподобный Паисий (Величковский) с намерением пожить здесь какое-то время. Ему пришлось вскоре уехать, из-за невозможности платить требуемые турками налоги, но в последствии он, используя свое влияние, помог монастырю подняться. В более поздние времена пожертвования для Симонопетра собирал повсюду известный церковный деятель Иосиф Митилинский . Во время войны Греции за независимость в 1821 году Симонопетр оказался почти полностью заброшен, как и многие другие монастыри: большинство насельников покинули эти места. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший всё, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался на пожертвования из России . В августе 1990 года монастырь внов пострадал от большого пожара. Архитектура, состав Симонопетрский монастырь - самая смелая архитектурная композиция на Святой Горе. Обитель представляет собой семиэтажный комплекс на высоте 330 метров на вершине скалистой горной цепи. Нынешние постройки Симонопетрского монастыря были возведены после пожара 1891 года. Помимо собора у монастыря есть пятнадцать храмов и часовен, а также келии и кафисмы, многие из которых пострадали от пожара 1990 года. Святыни Главное достояние монастыря - частица левой руки святой Марии Магдалины , дар Иосифа Митилинского . Она не только остается нетленной уже более 2000 лет, но постоянно сохраняет тепло человеческого тела. Также в обители сохраняются фрагменты Истинного Креста Господня , частицы мощей святого Иоанна Крестителя , святого великомученика Пантелеимона , великомученицы Параскевы , великомученицы Варвары , мученицы Евдокии, глава святого Павла Исповедника , глава святителя Модеста Иерусалимского , частица мощей пророка Наума , преподобного Дионисия Закинфского , мученика Сергия и других святых.

http://drevo-info.ru/articles/13818.html

Добившись всё же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами: " Христос воскрес! " Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошёл с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдёт с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлёк к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике. Судья, изумлённый настойчивостью молодого человека, отправил его к каймакаму (правителю округа), не вынеся приговора, полагая, что тюремное заключение заставит его передумать. Уговоры, побои и пытки не склонили Димитрия вновь отречься от Христа. На все вопросы он отвечал лишь одно: " Я христианин и поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу - Троице единосущной и нераздельной! " Когда правитель в итоге вынес смертный приговор, лицо мученика озарилось радостью. 14 апреля 1803 года святой Димитрий был обезглавлен. Его мощи были похоронены христианами в соборном храме монастыря Варсон во имя свт. Николая (близ Триполи). Глава мученика находится в храме вмч. Димитрия Солунского в Триполи . На центральной площади этого города есть небольшая церковь во имя мученика. Мученичество Димитрия и служба ему составлены хиосским иеромонахом Никифором. Существует также служба Димитрию, составленная Иосифом, епископом Андрусским, которая переиздавалась много раз . Литература Использованные материалы    " Ο ΑΓΙΟΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΣ ο Πελοποννσιος. Βλπε βιογραφα του την 14η Απριλου "http://Сайт прихода Митилинского храма Живоносного источника Ημερολογιακ εορτολγιο με πλρη παρουσαση πντων των Αγων (Календарь праздников. Полное перечисление всех святых), http://www.pigizois.gr/sinaxaristis/04/13_04.htm .    " sfântului mucenic Dimitrie Peloponisiu care s-a nevoit la anul 1803 "http://Страница румынского сайта Calendar Ortodox - Sfintii Zilei - Vietile Sfintilor - Sinaxar (Православный календарь - Святые дня - Жития святых - Месяцеслов), .

http://drevo-info.ru/articles/24326.html

В 1904 г. были произведены только две записи кандидатов архиерейства. В сентябре св. синод постановил внести в этот каталог Кирилла Иоанну, семь лет с успехом исполнявшего обязанности протосинкелла при Митилинской митрополии и в данное время состоявшего архиерейским епитропом при местном митрополите; о. Кирилл получил образование в богословской школе на острове Халки 8 . В ноябре того же года, но просьбе Ксанфского митрополита, в каталоге кандидатов архиерейства был внесен архиерейский епитроп в Кавалле и иерокирикс, пресвитер Спиридон Влахос 9 . В начале августа 1905 г., по предложению ( πро τσει) его святейшества, святейшего патриарха Иоакима III, был записан в том же кодексе дьякон Софроний Евстрадиади, закончивший свое пятилетнее образование в Вене 10 . В сентябре 1906 года в кодекс для избрания па архиерейство был записан, по синодальному решению, игумен монастыря Христа на о. Иринкино, архимандрит Герасим Феолопиди, состоявший раньше иерокириксом митрополии Снсания и Сиатисты 11 , а в декабре того же года в этот кодекс был внесен архимандрит Паисий Папаисиу, окончивший курс в Халкинской богословской школе 14 лет тому назад, состоявший потом преподавателем священнической школы в Кесарии, законоучителем школы в Невсехире и настоятелем в одном из приходов Константинопольской архиепископии, известный всем своей доброю жизнью и деятельностью, приличествующею клирикам 12 . К 1907 году относятся два акта занесения в архиерейский кодекс. В феврале был записан епитроп Филлипопольского митрополита и архимандрит местной митрополии Фотий Маниати, окончивший курс на богословском факультете Афонского университета и восполнивший свое образование в Германии, энергично защищавший интересы Церкви во время недавней борьбы с ее противниками в пределах Филипопольской епархии 13 . В мае был включен в каталог избираемых на архиерейство архимандрит Иоаким Мартиниан, питомец богословской школы на о. Халки, в течении восьми лет состоявший иерокириксом и преподавателем закона Божия в разных епархиях вселенского патриархата и около года исполнявший обязанности настоятеля храма Богоматери Каффатианской в Константинополе 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

История о том, как святые мужи отказывали Феодоре в прощении Феофила, повторяется в визант. источниках неск. раз, причем главная роль всякий раз принадлежит разным персонажам: иконописцу Лазарю ( Theoph. Contin. P. 103), прп. Феофану Начертанному (Ibid. P. 161), прп. Симеону Митилинскому (Acta graeca sanctorum Davidis, Symeonis et Georgii Mitylenae in insula Lesbo//AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 244-245, см. также ст. Давид, Симеон и Георгий , святые Митилинские). Агиографы рассказывают, что, когда императрица вновь решила собрать православных отцов, И. Н. Д. разъяснил ей смысл истинных догматов, причем во время беседы лицо его чудесным образом преобразилось. Феодора заставила И. Н. Д. вновь принять должность настоятеля Далматского мон-ря. Тогда же преподобный совершил еще неск. чудес: исцелил сухорукого и одержимого бесом человека из Вел. Армении, а также некоего знатного человека, страдавшего от язв. У одного из синклитиков он полностью излечил 2 слепых сыновей. Преподав наставление братии своего мон-ря, И. Н. Д. скончался. Был похоронен в храме св. Иоанна Предтечи, в правом приделе первомч. Стефана. Из раки святого изливалось целебное миро. Источники сообщают о пророчествах И. Н. Д.: еще будучи садовником, он будто бы предсказал время кончины прп. Феодора Студита (см. выше: Латышев ). Согласно одному из антифотианских памфлетов, сохранившемуся у Псевдо-Симеона, И. Н. Д. сказал матери буд. патриарха свт. Фотия, что она беременна сатаной ( Theoph. Contin. P. 669). И. Н. Д. наряду с прп. Иоанникием Великим относился к тем признанным подвижникам и исповедникам, на чей авторитет опирался свт. Мефодий, патриарх К-польский в своей борьбе за всеобщее извержение из сана иконоборческого клира (см.: Darrouz è s J. Le patriarche Méthode contre les iconoclastes et les Stoudites//RÉB. 1987. Vol. 45. P. 54). Возможно, отчасти поэтому И. Н. Д. посвящено отдельное многолетие в Синодике в Неделю Православия ( Gouillard. Synodikon. P. 53, 130-131). В византийских календарях память И. Н. Д. указывается также под 5 июня и 5 июля.

http://pravenc.ru/text/389225.html

Составленное Н. М. «Мученичество святого Димитрия» не сохранилось. А. Сигалас упоминает принадлежащие Н. М. неизданные церковные гимны, 11 неких анафематизмов и ряд других агиографических сочинений. Канонические Под именем Никиты, митр. Фессалоникийского, сохранились 3 канонических произведения. 1. «Различные вопросоответы, бывшие от разных архиереев к хартофилаксу господину Никите, который стал митрополитом Фессалоники» (Ερωτσεις κα ποκρσεις διφοροι...//PG. 119. Col. 1002-1010; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 382-388). Вероятность того, что автор тождествен Н. М., весьма велика. Митрополит допускал, что клирик, уже подвергшийся прещению от епископа за растрату церковного имущества, может остаться под прещением после кончины наказавшего его архиерея при следующих 2 архиереях. Однако, если его вина останется недоказанной, а он сам не сознается в содеянном, очередной архиерей может восстановить его в служении. По мнению автора, клириков, которые вступили в брак уже после своего рукоположения, нельзя допускать к священнодействию. Второбрачные свещеносцы, отбывшие прещение за повторный брак, могут участвовать в архиерейском богослужении. В ответах осуждается передача епархиальной собственности к.-л. мон-рю без разрешения Собора и перечисляются возможные наказания клириков и мирян, злоумышляющих против собственного епископа и прибегающих к чародейству и отравлению. Митр. Никита отрицательно относится к участию клириков в делах гражданского управления и предписывает низлагать тех из них, кто без уважительной причины и несмотря на предупреждение продолжают вести светский образ жизни. Он предписывает сначала отлучать, а при повторном нарушении и низлагать священников, взимающих деньги за причастие. Заклание священниками овец и быков на территории храма митрополит осуждает как иудейский и языческий («эллинский») обычай, одобряя при этом приношение животных (как целых, так и их частей) священникам в качестве дара. 2. Соч. «Ответ на предположение некоего монаха из Каппадокии, по имени Василий, к Никите Митилинскому, митрополиту Фессалоники, о рабах, дабы они вступали в брак» (Υπμνησις...

http://pravenc.ru/text/2565410.html

Нет возможности да и надобности в перечислении всех чисто исторических замечаний агиографа, тем более, что в рассматриваемых житиях все они приведены и по мере возможности оценены. Но здесь будет не бесполезным указать на несколько общих мотивов или вернее приемов для изложения чисто исторических сведений. К числу таких приемов относятся напр. сны, которые будто бы видели святые и в которых им будто бы было дано объяснение будущего. «В IX в., говорили мы ранее, Николай воин рассказал слушателям свой пророческий сон о греко-болгарской войне 811 года; 44 в X веке Михаил Малеин таким же образом предсказал исход греко-болгарской войны 917 года, а Василии Новый – исход греко-русской войны 941 года; 45 в XI в. Кирилл Филеот точно таким же образом предсказывает исход греко-норманнской войны 1108 года. И Михаил и Кирилл, быть может вернее их агиографы Феофан и Николай Катаскепин, усвоили себе даже общую литературную форму, выводя на сцену собак: черные и кровожадные собаки означали врагов, все белое и блестящее знаменовало небесную помощь или греков. В 917 г. черные псы (Болгары) пожрали белых (Греков), а в 1108 г. блестящий воин притащил кровожадного пса (Боэмунда) и бросил его к ногам имп. Алексея». 46 Сны оправдывались. Посредством сновидений предвещается иногда смерть (обыкновенно нечестивых) императоров и будущая мученическая кончина святого. Илия младый говорил в тюрьме своим братьям: «возвещу вам также, что я видел в видении минувшею ночью: я видел себя сидящим в пастофории на почетном месте, и некий другой чертог, сплетенный мне из различных цветов, и венцы, висящие надо мною; и обратившись увидел я некоего черного эфиопа, предстоящего мне, показывающего мне крест, грозящего мне смертью и выставляющего против меня мечи и огонь и другие многие страшилища... И теперь говорю вам, братья мои, что или распнут меня, или сожгут огнем, или я имею претерпеть все вместе». 47 Сонное видение изменяет решение настоятеля (Сим. Столпн. § 10). В числе приемов для прославления святого агиографы не редко прибегают к рассказу, что во время избрания патриарха голоса всех подавались за святого, но что он отклонял от себя эту честь по разным причинам. Так в патриархи будто бы прочили одного из Аморийцев, Каллиста, Михаила Синкелла, Симеона Митилинского и пр. Патриарх в дни своей невзгоды обыкновенно говорил, что он принял патриаршество недобровольно, что он лично и не помышлял о престоле, но уступил только насилию светской власти; так говорили патриархи: Тарасий, Никифор, Фотий, у нас митрополит Климент Смолятич.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Ефрем прокопал в озеро Ильмень проток, поэтому и монастырь назван Перекопским или Перекомским (см. Новг. еп.). Пр. Ефрем скончался, по В.М, – 8 сент. 1492 г., а по Х.М., – 26 сент. 1523 г. Мощи его положены были в его обители, а затем вместе с обителью перенесены неподалеку в Клинково; но В.М., ныне и празднуется это бывшее в 1545 г. (16 мая) «пренесение мощей пр. Ефрема Перекомского (Перекопского)». См. 26 сент. Тропарь, гл. 4. От юности твоея весь Богови поработился еси блаженне: и Того ради любве отечество и род оставил еси в пустыню вселився, в нейже жестокое житие показав, и чудесь дарования от Бога приял еси, Ефреме преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Ангельскому житию поревновав преподобне, вся земная оставив ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений; тем зовем ти: радуйся Ефреме, светило пресветлое. Парем. См. 1 мая. ( Утр. Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.; Ап. и Ев . – преподобного). Пр. отроковицы Мзы, V в. Родом римлянка, она всех привлекла к себе своим благонравием и чистотой души. Однажды ей явилась в сонном видении Богоматерь, окруженная сонмом прекрасных девиц, одних лет с Музой, и спросила ее: «хочешь ли ты жить с этими отроковицами?». Муза отвечала: «хочу». «В тридцатый день Я приду к тебе, и ты будешь с ними», сказала Пречистая. В двадцать пятый день после сего св. Муза заболела, а в тридцатый, сподобившись нового видения Богоматери, оставила землю. Св. Гергїа, епископа Митилинского. Он был поставлен во епископа в 820–829 г. и скончался после 842 г. Мощи его видел в Митилене паломник игумен Даниил в начале XII века. Свв. мучч. Вита, Модеста и Kpuckehmiu. В Х.М. памяти сил святых находятся под 16 мая и 15 июня, а в М.В.С. только под 15 июня, где и см. о них. – Препп. Kacciaha и Лabpehmiя Комельских, учеников пр. Корнилия (см. 19 мая). Пр. Кассиан управлял Комельским монастырем во время удаления др. Корнилия на Сурское озеро Избранный братией обители в игумены, с благословения и согласия пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сообразно с ним, как надлежало, и мерность наша общим судом собравшихся при нас преосвященных архиереев: ираклийского, фессалоникского, кизического, филадельфийского, севастийского, понтоираклийского, прусского, митилинского, энского, сугдейского, готфского, визийского, каллиольского и гарельского, постановила, чтобы упомянутый епископии – Галич, Владимир, Холм, Перемышль, Луцк и Туров возвращены и воссоединены были святейшей митрополии киевской, и чтобы ей по-прежнему подчинены были на все будущие времена находиться там боголюбивейшие епископы, обязанные признавать киевского митрополита своим первенствующим иерархом и повиноваться ему, как было изначала. С тем вместе мы отменяем недавно состоявшееся, во время смут, при бывшем пред нами патриархе, соборное деяние о галицкой [митрополии], разрешая и снимая соборне произнесенное тогда против епископов и других лиц, не повинующихся галицкому митрополиту, церковное запрещение, как неправильно учиненное. Посему да будут все исчисленные святейшие епископии опять подчинены киевской [митрополии], и это состояние, как изначальное, правильное и при том весьма благоприятное для народной пользы (так как оно содействует сохранению там общего мира), пусть неизменно соблюдается и нашими преемниками, святейшими патриархами. А нынешний преосвященный митрополит киевский, пречестный и экзарх всей Руси, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, и будущие по нем преосвященные архиереи сей церкви, пусть без всякого зазора совершают в тех епископиях, чтó повелено канонами. На сей предмет и состоялось настоящее наше и соборное деяние, которое и дано упомянутой святейшей митрополии киевской, для вечного подтверждения [прав ее]. Месяца сентября, индикта первого. 8. 1347 г. в сентябре. Грамота патриарха Исидора, призывающая галицкого митрополита на суд Из Acta Patriarchatus, t. I, p. 271. Преосвященный митрополит галицкий и пречестный, возлюбленный по Господу брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством. Из только что изданного досточтимого хрисовула высочайшего и святого самодержца моего, а также из нашего соборного деяния узнает твое святительство о том, что состоялось относительно епископий Малой Руси: постановлено, чтобы они опять были подчинены святейшей митрополии киевской. С тем вместе да будет тебе известно, что против твоего святительства предъявлены (уже раз предъявленные) обвинения, требующие соборного расследования; посему предписываем тебе предстать и явиться на наш священный и божественный собор, дабы, по соборном расследовании тех обвинений, состоялось, чтó признано будет канонически справедливым. Итак приходи без отговора и без всякого промедления. Благодать Божья да будет с твоим святятельством. Месяца сентября, индикта 1. 9. 1354 г. июня 30. Настольная грамота патриарха Филофея владимирскому епископу Алексию на митрополию киевскую и всея Руси

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010