Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ [греч. Ανδρας Στρατηλτης] († ок. 300) и др., мученики Киликийские (пам. 19 авг.). Согласно житию, А. С. командовал большим отрядом рим. войска под началом некоего Антиоха, направленного имп. Максимином для ведения военных действий против персов. Отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, и А. С., тогда еще не крещенный, но уже уверовавший во Христа, приказал своим солдатам призывать на помощь Бога христиан, и рим. войско одержало блестящую победу. Извещенный об этом Антиох велел тотчас арестовать А. С. и предать его пыткам, однако не смог заставить его отречься от Христа. Опасаясь казнить военачальника, Антиох доложил о нем императору. Максимин предложил найти к.-н. предлог для его казни. А. С. вместе со своими 2593 подчиненными отправился в г. Тарс к еп. Петру, где все они приняли св. Крещение. Командующий рим. войсками в Киликии Селевк, извещенный Антиохом о бегстве А. С., решил догнать и уничтожить отряд, укрывшийся в горах Тавра в Киликии. Застигнутые во время молитвы в узком горном проходе, воины легко могли отразить натиск Селевка, однако предпочли добровольно предаться в руки убийц. Еп. Петр и еп. Веррийский Нонн, захоронив их останки, стали свидетелями чуда - на месте гибели воинов возник целебный источник. Возможно, еп. Петр был автором их жития, к-рое позже было переработано Симеоном Метафрастом (кон. X в.). Память А. С. внесена в вост. календари и зап. мартирологи под 19 авг. Наиболее широкое распространение память А. С. получила в визант. памятниках: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 378-379), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 591-592; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 585), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 907-909), Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( ev. Menol. T. 2. P. 295-299), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 468, 476) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 135).

http://pravenc.ru/text/115324.html

Прежде чем стать митрополитом, Д., по его словам, занимался юридической работой: в течение 17 лет занимал должность квестора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 366), т. е. судьи высшего суда Византийской империи. Вероятно, именно из-за высокой юридической квалификации Д. пользовался впосл. расположением имп. Романа III Аргира , к-рый в 1029 г. возвел его и 2 др. митрополитов в ранг синкелла (с X в. этот титул приобрел государственно-правовое значение: так стал именоваться член сената, назначаемый императором из числа клириков), о чем сообщают Иоанн Скилица и Георгий Кедрин ( Scyl. Hist. Roman. 3. 1; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 478). В мае 1030 г. Д. был участником Собора против яковитов в Мелитине и подписал томос, направленный против данной ереси (RegPatr, N 839). В апр. 1032 г. к-польский патриарший синод утвердил этот томос, издав специальное постановление, содержащее только подписи архиереев (RegPatr, N 840; по мнению В. Грюмеля, такой акт, подписанный в числе проч. Антиохийским патриархом Илией II , был необходим из-за попыток его предшественника вести переговоры с яковитами). В 1037 г. Д. совместно с митрополитами Никомидии, Сиды и Анкиры выступил против патриарха Алексия Студита. Оппозиционеры добивались признания неканоничными выборов этого патриарха, желая низложить его и возвести на патриаршую кафедру Иоанна Орфанотрофа - брата имп. Михаила IV Пафлагонца ( Scyl. Hist. Michail. 4. 12; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 517). Эта попытка потерпела неудачу: патриарх заявил, что в случае его низложения должны быть лишены сана все рукоположенные им митрополиты и анафематствованы 3 императора, к-рых он венчал на царство (RegPatr, N 842). Тем не менее Д. сохранил свой высокий статус. В сент. 1039 г. он принял участие в заседании патриаршего синода, где вновь обсуждались вопросы, связанные с яковитами, на этот раз - с их браками, наследованием имущества и свидетельскими показаниями (RegPatr, N 846). Д. пережил патриарха Алексия Студита († в 1043) и оставался митр. Кизическим при патриархе Михаиле I Кируларии . В этот период Д., как видно из посвященной ему поэмы Христофора Митилинского , заболел подагрой ( Kurtz. 1903). Престарелый и больной, Д. теперь поддерживал патриарха в его стремлении к сильной единоличной церковной власти (см., напр.: Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062). Д. скончался до 1054 г., поскольку в этом году в работе патриаршего синода уже участвовал новый митрополит Кизический - Феофан (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРИКАН, ТЕРЕНТИЙ, МАКСИМ, ПОМПИЙ [ПУПЛИЙ], ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР И 33 мученика Африканских († 251), (пам. 13 марта, 10 апр., 28 окт.), пострадали в гонение имп. Деция . Игемон Фортуниан принуждал жителей Карфагена принести жертвы языческим богам, за отказ сделать это З., А., Ф. и др. мученики (общим числом 40) были подвергнуты пыткам. Во время испытаний и нечеловеческих мук они непрестанно взывали к Богу, и по их молитве рухнул языческий храм вместе с идолами. После этого мученики были усечены мечом. На А., Т., М. и П. надели колодки, А. положили на железные трезубцы. Ангел, явившийся святым, освободил и накормил их, так что мучители нашли их здоровыми и веселыми. Тогда пытки продолжились и мученики оказались в темнице, куда волхвы и чародеи поместили ядовитых змей. Но те не тронули узников, а набросились на заклинателей. Убедившись, что вера А., Т., М. и П. непоколебима, мучители приказали обезглавить их. Христиане похоронили их тела в 2 милях от Карфагена. По сообщению Феодора Чтеца , мощи Африканских мучеников перенесли в К-поль в ц. вмц. Евфимии в Петрии при имп. Феодосии I Великом . Пространное житие мучеников, приписываемое Симеону Метафрасту, составлено на основе древних мученических актов. Основная дата памяти Африканских мучеников, 10 апр., указывается и в зап. мартирологах (напр., Римский Мартиролог), и в большинстве визант. календарей: Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396); Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 595-596); Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 264), в разных редакциях Студийского устава и в Иерусалимских Типиконах, во мн. синаксарях ( Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 422), Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 120) и др.), а также в печатной греч. Минее (Венеция, 1603). Кроме того, память Африканских мучеников отмечается в греч. календарях 13 марта, 5 апр. и 28 окт., а в слав. и рус.- также 20 и 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ [Клавдиан], ДИОДОР [Диоскор], СЕРАПИОН [Сарапион], ПАПИЙ [греч. Βικτωρνος (Οκτωρνος), Βκτωρ, Νικηφρος, Κλαδιος (Κλαυδιανς), Διδωρος, Σεραπων (Σαραπων), Παπας] († 251 или 258), мученики (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.). Согласно греч. житиям, пострадали в Коринфе при имп. Деции (или Валериане) и анфипате Тертии, вскоре после мученической кончины Кодрата , мч. Коринфского. За исповедание христ. веры Викторин, Виктор и Никифор были истолчены в каменной ступе, Клавдий умер после отсечения рук и ног, Диодор, приговоренный к сожжению на костре, сам добровольно вошел в огонь. Серапион был обезглавлен, а Папий утоплен в море. Сохранились сир. житие (BHO, N 1245) и краткие греч. жития мучеников (31 янв.) в составе Минология Василия II, кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 283), и Синаксаря К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 435-436). Лат. источники (25 февр.) относят время их страдания к правлению имп. Нумериана (284) и считают местом их мученической кончины Диосполь в Египте, а не Коринф (лат. житие и мартирологи). Мартиролог Адона называет имп. Нерона (видимо, ошибочно вместо Нумериана). В зап. календарях их память указывается 25 февр. (Мартирологи Иеронима, Римский, Узуарда и др.). По мнению Л. Дюшена, несохранившееся древнейшее житие мучеников наиболее верно отражено в сир. и наименее точно в лат. агиографических сочинениях. В наст. время РПЦ и Греческие Церкви празднуют их память 31 янв., а РПЦ еще и 10 марта, в день памяти Кодрата, наиболее чтимого из коринфских мучеников. Во мн. визант. рукописях их память отмечалась 5 апр. (Минеи служебные Sinait. gr. 613, XI в., Sinait. gr. 614, 1049 г., Синаксари Paris. gr. 1617, 1071 г., Петров Синаксарь 1249 г., стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в.- Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 1. P. 418, 421-422) и впосл. вошла в печатную минею (Венеция, 1596) и совр. календарь Греческих Церквей.

http://pravenc.ru/text/158586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память. Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем , еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным . Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432). Гимнография В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

http://pravenc.ru/text/63268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ) [Аквилина; греч. Ακυλνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225). О. Н. З. Мц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/63868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Анисия. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент [греч. Ανυσα] († 286-305), мц. Фессалоникийская (пам. 30 дек.). Пострадала при имп. Максимиане . Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е предположительно принадлежит Симеону Метафрасту , 2-е - диакону и референдарию Григорию; похвальное слово А. написано Патриархом К-польским Филофеем Коккином (XIV в.). А. родилась в Фессалонике в христ. семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей А. продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. А. вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита рим. воином, к-рый хотел насильно увлечь ее на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впосл. над местом ее погребения построили церковь. Память А. содержится 30 дек. в большинстве греч. календарей, указывается в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 233-234), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 355-357), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 379) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 108) и др. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 256). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 184)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития из Стишного и нестишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 273-274 (1-я паг.)). Гимнография Память А. (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/115522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиасма Ватопедского мон-ря на Афоне [греч. γασμα - святыня; церковнослав.   - святая вода]. 1. Греч. слово «γασμα», искусственно созданное при переводе ВЗ и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте передает, как правило, евр.  ,   (реже -  ,  ) в значениях «святое место, святилище» (Исх 25. 8 - о скинии ; 2 Пар 20. 8; 30. 8; Пс 77. 69; Ис 63. 18 и др.- об иерусалимском храме ; Исх 15. 17 - о горе Сион ), «священное приношение, святыня» (Исх 29. 34 - о елее священного помазания). Авторы I-IX вв.- Филон Александрийский , Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Дидим Слепец , Феодорит Кирский , Феодор Студит - употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» (X в.) толкует слово «А.» как храм ( θεος νες). Однако уже в III-IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки, напр., Климент Александрийский метафорически именовал Христа «А. знания» (γασμα γνσεως) (Paedagogus. III 12//PG. 8. Col. 677a); словом «А.» (часто во мн. ч.) называют Св. Таины святители Василий Великий, Григорий Чудотворец , Григорий Нисский, прп. Иоанн Дамаскин (Lampe. Lexicon. P. 17). 2. В более узком значении - «святое миро, святая вода» - слово «А.» начинает употребляться визант. авторами: Кирилл Скифопольский (VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром (γασμα) от раки с мощами на могиле св. Евфимия (52, 54), свт. Фотий , Патриарх К-польский (IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема, Патриарха Антиохийского (VI в.), о чудесном источнике святого мира; встречается А. в эпиграмме Христофора Митилинского (XI в.) «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму» (Die Gedichte des Christophoros Mitylenaios/Hrsg. v. E. Kurtz. Lpz., 1903. N 59. S. 56); свт. Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику , Патриарху К-польскому (VI в.), и в Номоканоне А. называется святой водой (Lampe. Lexicon. P. 17), а в трактате «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) А. обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду (De cerimoniis…/Ed. A. Vogt. T. 1. P. 131). В богослужебных книгах словом «А.» обозначается святая вода. Однокоренное слово «γιασμς» (от греч. γιζω - освящать) стало terminus technicus для чинов освящения воды в греч. Евхологиях (см. Богоявление , Крещение , Водоосвящение ). Отсюда новогреч. γασμα, γιασμα - святой источник.

http://pravenc.ru/text/63290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА [араб.      , сир.     (  )  , эфиоп.  , греч. Αρθας] († 523), мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.), глава христиан Награна , пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн . После кончины награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец А., не имевший духовного сана. Согласно ряду источников, он был светским правителем города и его округи (этнархом и филархом), причем прежде эту должность занимал его отец. Когда началась война с Аксумом , царь Йосеф Асар Ясар потребовал от А. прислать к нему всех боеспособных жителей Награна. Ополчение было собрано и отправлено, но вернулось с полдороги, узнав о предпринятом по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Йосеф расценил это как мятеж. После осады и взятия города в кон. окт. (или нояб.) 523 г. тяжелобольной А. был схвачен и предстал перед царем. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих сограждан. По приказу царя А. вместе с др. награнцами был отведен в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом. О мученичестве А. повествуется в письме царя Йосефа Асара Ясара к царю Мунзиру III , а также в письме еп. Симеона Бет-Аршамского к авве Мар-Симеону (VI в.). Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Пространное греч. житие создано на основе актов А., написанных в VI в. В кон. Х в. житие было переработано Симеоном Метафрастом . Краткие жития содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 123-126) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161). Стихи А. содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 340) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 99). Память А. 24 окт. отмечается во всех греч. календарях. Согласно памятникам к-польского происхождения: Типикону Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76) и Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161),- синаксис А. совершался в храме Богородицы в Протасиевых.

http://pravenc.ru/text/75906.html

  001     002    003    004    005