При одной мысли об этих частных фактах у человека расширяется кругозор. Он видит в себе и в других качества, не оправдываемые эгоистическими, земными интересами жизни, в таких свойствах, как отвращение от лжи, кротости, неосуждение других, воздержании от чувственных вожделений, от борьбы за земные блага. И тогда у человека рождается сознание, что именно такие качества дают ему наибольший душевный мир, и мало того – они выводят его за пределы этого будничного земного бытия, он входит в мир, расширяющийся до беспредельности, притом в область света и некую высшую область бытия. Приглядываясь к людям вокруг себя, такой человек видит, что он не одинок. В разных местах, далеко и близко, но сердцем почувствует или заметит он подобных ему людей. Сердце сердцу весть подает. Зрение его души обострилось, стало более духовным. Духовное зрение представляет собой соединение разума с чувством и волей в направлении к чистому, высокому и святому, к молитве, к обращению с братьями по духу. Когда при свете этого духовного зрения взор человека опускается вниз, он видит суету и мелочность, а часто пустоту и ничтожность земных привязанностей и утех. Взор поднимается ввысь – и душа открывается для веры: “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Воспою и пою во славе моей. Восстань слава моя, воспрянь псалтирь и гусли, я встану рано” ( Пс. 56 и 107). “Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего, и я буду искать лица Твоего, Господи” ( Пс. 26:8 ). Найдена дорога для веры, готовы условия для широкого религиозного мировоззрения. От веры в веру Откуда приходит вера в сердце человека? Христианская вера не создается на основе одних логических размышлений. Можно сказать, она зажигается у одного человека от веры другого, как свеча от свечи. “Открывается правда Христова от веры в веру,” – свидетельствует апостол Павел (Рим. гл. 1), так как верующий по мере своей веры влияет своими духовными качествами на других людей. Так апостолы Христовы, покоренные небесной святостью своего Учителя, передали свою веру тем, кто имел счастье слушать их проповедь , и передается она до наших дней, как сказано у того же Апостола: “Вера от слышания, а слышание от Слова Божия.” О том же пути еще полнее читаем у ап. Иоанна Богослова: “О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове Жизни, – ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, Которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Пусть даже у родственников этой неразумной прихожанки окажется достаточно разума, чтобы воспринять ее «строгое предупреждение», как подобает, но беда в том, что в глазах окружающих она – представитель Православной Церкви, по ней они судят о христианской жизни и христианском мировоззрении. Пойдут ли они вслед за нею в Церковь ? Как видите, дьявол достиг своей цели. Если вы раскроете Священное Писание Ветхого Завета, то обнаружите, что в значительном объеме оно так или иначе направлено против языческих предрассудков. Первая Заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози иные, разве Мене» – говорит именно об этом. И вся история сорокалетнего блуждания древнееврейских племен в пустыне, их кровавых войн за захват Ханаанской земли и их последующего порабощения более сильными народами есть череда отступлений от истинной веры, посылаемых Господом вразумлений и возвращений к Нему раскаявшихся людей... Конечно, Библия написана для всех веков и народов; а раз так, то нет причин удивляться тому, что в XXI веке в православной России суеверия снова и снова поднимают свою богомерзкую голову: такова падшая природа человека, ради исправления которой Бог стал одним из нас и принял смерть на Голгофе. Как распознать суеверие? Признаков много, но самый прямой и очевидный – это, наверное, страх. Суеверный человек всего боится, причем в страхе своем находит оправдание суевериям. Икона упала – что-то будет! Нашла крест – к скорбям! Пластиковая карточка –беда! (картонные карточки их не пугают: почему бы это?). Значит, надо сжечь икону, выбросить крест, избавиться от карточки – и все будет в порядке, можно преспокойно забыть про подвиг христианской жизни, про Христа, про любовь к Богу и ближнему. А между тем: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день Суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» 4: 16–18). Только, увы, суеверные не читают Священного Писания. Им нет дела до Слова Божия. Им важнее, что скажет «пожилая женщина, которая велит, чтобы ее слушались». Кто-то, может быть, попытается возразить, вспомнив слова псалма: «Начало премудрости – страх Господень»... Но страх Божий разительно отличается оттого суеверного страха, о котором говорит апостол Иоанн Богослов: в нем – спокойствие, уверенность, радость о Господе, о том, что кроме Него нам некого бояться. «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, Господа же Бога нашего освятим, и Той будет нам в страх». Для людей маловерующих может показаться странным, что страх этот сопряжен с чувством веселья: об этом напоминает молитва , которую священник читает каждый день на вечерне перед Царскими вратами: «Возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего Святаго...» ( Пс. 85:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Суд же Божий по христианскому представлению состоял вовсе не в непременном наказании неправедного, но в выявлении праведности или греховности человека: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Евангелие от Иоанна, 3-19). И мы видим, что и с волхвами, и позже с еретиками ведется полемика за их переубеждение, за торжество правого мироустройства и сущности человека. То есть борьба велась, прежде всего, исключительно словом. Не христианские исповедники, но власть применяла к ним силу, когда все заходило слишком далеко, и над обществом нависала угроза духовного разложения и сползания в хаос. Иначе, прямо противоположно действовали волхвы. Они выдвигали такие идеи, согласно которым определённая категория людей должна быть непременно умерщвлена, иначе, по их понятиям, мир никак не устроится… Никакое это, конечно, не язычество в смысле дохристианских верований, но тот духовно мировоззренческий комплекс, который направлен против всякой веры, – не только против христианства, но подозреваю, что и против язычества. Но так как этот комплекс не получал, и до сих пор не получает четкого объяснения, противостоять его разрушительной силе сложно. Не случайно по какому-то странному попущению или умыслу всякая естественная попытка защиты своей веры у нас лукаво выставляется в общественном сознании как нетерпимость к иным вероучениям… В чём упрекает автор «Слова» Всеслава? Как сказали бы сегодня, в двойных стандартах: «Всеслав князь людям судяше, князем грады рядяше, а сам волком в ночь рыскаше…» Иными словами, автор упрекает Всеслава в том, что для людей, для мира – он один, а на самом деле иной. Упрекает его за то, что тот поступает точно так же, как еретики более поздних времен, которые на людях, формально соблюдали христианские обряды, а тайно, в узком кругу, богохульствовали. И это было принципиальной позицией еретиков – не открыто, но тайно выступать против христианской веры. Как видим, это сказалось уже и в волхве Всеславе.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск 3 Источник Раздел I. Материалы научных конференций Христианское измерение современности. Выступление на XIII Международных Иоасафовских образовательных чтениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, Председателя Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, братья и сестры, участники XIII Международных Иоасафовских образовательных чтений! Сегодня, перед праздником святителя Иоасафа, епископа Белгородского Чудотворца, мы традиционно открываем наши Иоасафовские чтения, проходящие под девизом «Традиции и новации: культура, общество, личность», которые являются региональным этапом Международных Рождественских чтений. Они призваны дать оценку нашему сегодняшнему состоянию и наметить план действий на будущий год. Наши чтения стали неким камертоном для Белгородской митрополии, который задает тон нашей дальнейшей деятельности, и одновременно площадкой, где можно обменяться мнениями, дать оценку происходящим событиям. Сама тема Международных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» призывает нас задуматься над евангельскими словами: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Почему христиане – «соль земли»? Потому что соль сберегает от тления, от порчи, соль все очищает. Соль всему придает вкус. Также и мы с вами должны сохранить все лучшее, что заповедано нам Господом и святыми апостолами Православной Церкви, и очистить наше сегодняшнее мировоззрение от ржавчины бездуховности, от всего того, что не несет спасительного, духовного начала, и дать свое христианское измерение происходящим событиям. Особое значение для современности приобретает образование, и прежде всего духовно-нравственное образование в учебных заведениях всех уровней. В Новом Завете мы читаем: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Так любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов предупреждает нас от лжепророков и говорит о том, как мы можем узнать дух истины и дух заблуждения. Далее он продолжает: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). А отцом лжи является дьявол , потому что «он не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Ин.8:44 ). От нашего исповедания зависит наше спасение, и именно оно определяет образ жизни человека. Поэтому приобщение учащихся к основам православной культуры напрямую связано с тем, каково содержание рассказа обучающего и цель нашего благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христианский пост не есть добродетель, ведущая к совершенству и не есть заслуга пред Богом: он имеет иные основания. Мы призваны к свободе; только свобода наша не должна быть поводом к угождению плоти ( Гaл. V, 13 ). «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( I Kop. VI, 12 ). «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» ( Puмл. VI, 16 )? Пост христианину необходим потому, что он ограждает духовную жизнь от захватов плоти. «Смотрите за собою, заповедал нам Христос, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лyk. XXI, 34 ). «Духа не угашайте» (I Фесс. V, 19), наставляет апостол. А невоздержание угашает дух. По этому своему основному характеру, христианский пост не имеет определенных границ. «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило; потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела. Почему мера воздержания должна быть определяема судом совести каждого.» Общий принцип христианского поста выражает апостол в словах: «попечения о плоти не превращай в похоти» ( Puмл. XIII, 14 ). «Течение нашей жизни должно установить таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побудит снизойти к необходимому о нем попечению», так наставляет Иоанн Кассиан . Тем же принципом свободы духа должно определяться отношение мужа к жене. Брак честен и сам по себе не есть блуд или прелюбодейство ( Ebp. XIII, 4 ). Людей, воздерживающихся или учащих воздерживаться от брака, как от скверны, апостол называет сожженными в своей совести ( ITuм. IV, 2 ). И в отношении к браку воздержание христианину предписывается только ради духовной жизни, ради царства небесного. И здесь последний судья – природа и совесть каждого, причем нужно различать физическое воздержание и душевное целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Христос ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершать такую малость – добрые дела – ты просто обязан Приглашая вдумчивого читателя обратиться к святоотеческому толкованию этой притчи, попробуем все же разобраться, действительно ли притча о Страшном суде ставит во главу угла христианского подвига социальное служение во всем разнообразии его проявлений. Когда перечитаем притчу, нам покажется, что действительно так. Царь призывает «благословенных» наследовать Царство, ибо они накормили, напоили, приютили, посетили, одели тех, кто нуждался в их помощи. И, напротив, Царь отсылает в огонь вечный «проклятых», не сотворивших всего этого. Но обратим при этом внимание на то, что в действиях тех и других «участвовал» Он Сам. Это первый «маркер», помогающий нам правильно понять эту притчу. Господь говорит: «Так как вы (не) сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то (не) сделали Мне». Здесь не просто обоснование приговора. Для нас здесь учение. Мировоззрение христианина должно быть христоцентрично. Это означает, что в каждом человеке, с которым ты в своей жизни соприкасаешься, ты должен видеть Христа. Обратился к тебе нищий? Это Христос протягивает к тебе руку и просит милостыню. Просят у тебя одежду? Значит, Христос замерзает, и ты должен Его одеть. Встретился Ты с человеком скорбящим? Это Христос вновь «плачет в Гефсиманском саду», и тебе надо, скинув дремоту, быть с Ним в Его скорби. Ты должен все это сделать, ибо Христос ради тебя сошел с небес, претерпел лютую смерть на Кресте и проторил тебе путь к Небесам. Он ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершить эту малость ты просто обязан. В подобном христоцентризме – основание для верного христианского самовоззрения. Адекватная самооценка в духовной жизни – ключ к ее успеху. А такая оценка может сформироваться у человека только в том случае, если в каждом нуждающемся он увидит Христа и с благоговением и благодарностью окажет Ему помощь, не считая при этом, что он «что-то» сделал. И так это и должно быть: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

http://pravoslavie.ru/91198.html

Христос сказал нам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Mф. V, 44 – 48 ). Не сказано: становитесь совершенными, постепенно приближайтесь к бесконечному совершенству, которое от вас будет всегда одинаково далеко, – но сказано: будьте совершенны, т.е. будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лyk. VI, 36 , пар. Mф. V, 48 ), живите божественною жизнью. Конечно, в духовной жизни возможно и требуется от человека возрастание; и первоначальное приобщение ей и это возрастание предполагают усилие человека, однако духовная жизнь дана человеку в любви Божией и его первоначальное усилие сводится лишь к согласию жить этою любовью, а возрастание в ней – к тлению ветхого человека, к полноте ее обнаружения в природе человеческой, но уже первое приобщение к ней есть участие в вечной божественной жизни, в духовном совершенстве. «Будьте совершенны»!.. Христианская любовь есть любовь Христа. Первое проявление в нас этой любви есть наша ответная любовь ко Христу. Отсюда понятно, сколь великое значение имеет для нас представление образа Христа. Мы должны представлять себе Христа, носить в себе Его образ, чтобы любить Его. Личное общение наше с Христом, общение любви – это основа христианства. III. Христианская любовь, как божественная, по своему характеру совершенно противоположна нашей земной, плотской любви. Наша естественная любовь представляет собою видоизменение эгоизма, она всегда есть только пристрастие. Мы естественно любим свое – своих детей, родителей, благодетелей, соотечественников, всякую свою собственность. Мы любим то, на чем лежит наша печать, что доставляет нам удовольствие. Любя, мы всегда преследуем свое наслаждение или пользу, а не любимого, заботимся о любимом лишь настолько, насколько его благосостояние или радость доставляют нам приятность или устраняют от нас страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Это то же, что «все и обо всем» (Прот. Хераскова «Слова, поучения и речи», 1886, стр. 245). Но истина в противоположном: для проповеди есть только один предмет, и это именно учение Господа нашего Иисуса Христа. В самом деле, вникнем в слова: предмет проповеди. Очевидно, предмет проповеди есть то, чему слушатели должны научаться проповедью, в чем они должны быть наставлены, что им должно быть преподано в проповеди. Но слушатели должны быть научены проповедником одному – учению Господа нашего Иисуса Христа, в нем одном должны быть наставлены, оно одно должно быть преподаваемо в проповеди. Учение Господа Иисуса Христа, как содержание проповеди, есть именно то, что «одно только нужно» и что «довольно» для целей проповеди. Такова основная идея христианской проповеди, раскрытие которой составляет гомилетический принцип в решении вопроса о предмете проповеди. Основная идея проповеди может быть раскрываема с нескольких точек зрения. Прежде всего следует указать на богоустановленность проповеди. Христианская проповедь отличается от всякого другого рода речи тем, что она имеет историческое происхождение. Проповедник говорит не потому только, что он желает научить других, и не потому только, что в проповеди он видит единственное средство для достижения известных целей, а прежде всего потому, что проповедовать ему повелено Господом Иисусом Христом. Как Господа Иисуса Христа послал в мир Отец, так и Он послал своих учеников в мир ( Ин.17:18 ), повелев им: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19, 20 ). В содержании проповеди менее всего возможны неопределенность и произвол; проповедникам повелено учить все народы и мировоззрение. Отсюда и христианская проповедь есть научение этому миропониманию и это – ее существенная природа, совершенно отличающая ее от всякой иной человеческой речи. Она есть религиозное научение, но отличается от наставления всякой иной религии, не исключая иудейской, тем, что она просвещает человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15:11. Таким образом, истина воскресения Христа по телу несомненна. Она проповедуется всеми Апостолами, и сами коринфяне уверовали в нее. Следовательно, можно признать и воскресение наших тел. I. Отрицание воскресения вводит расстройство в систему христианского мировоззрения (15:12–19) 15:12. Мы проповедали, говорит Апостол, что Христос не только Бог, но и человек, ибо в образе Божий сын, приял Он зрак раба (ср. Флп. 2:6–7 ), и сказали, что Он и умер и восстал. Но очевидно, что Божество бесстрастно, страданию же подлежит только тело. Его-то кресту и передал Христос, и воздвиг от гроба. Посему как же некоторыми из вас подвергается сомнению воскресение тел, когда мы уверовали в воскресение Владыки Христа? (Феодорит). 15:13. И обратно. Что является неотъемлемой принадлежностью целого ряда явлений, то имеет место и в каждом отдельном случае, если по-вашему невозможно воскресение мертвых, то не было и воскресения Христова, потому что Владыка Христос имел тело одинаковое со всеми людьми (Феодорит). 15:14. Если же Христос не воскрес, то отсюда выходят страшные заключения. Первое то, что «если Христос, умерши, не воскрес, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, мы все потеряли, все погибло, и не мы только тщетно проповедовали пустые мечты, но и вы тщетно уверовали в эти мечты» (Златоуст). 15:15–16. Мало того что тщетна наша проповедь, «мы еще подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, а Он не воскрешал Его» (Феодорит). Не воскрешал, как это следует по вашей мысли, если мертвые не восстанут. Ибо одно непременно должно вытекать из другого, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 15:17. Если Христос не воскрес, то нет и искупления. Вы уверовали во Христа в надежде получить отпущение грехов, и принять силы на противодействие греху, и истребление его в себе новою жизнью. На чем же основывается эта надежда? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за грехи наши искупительную жертву – се агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). А что жертва эта принята, это подтверждается воскресением Умершего за грехи. Если же Он не воскрес, жертва не принята, грех остался неискупленным. С другой стороны, избавление от грехов имеет две стороны – отпущение грехов, и семя новой жизни в истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа, а второе, приобщением воскресения Его. Если же Христос не воскрес, то нет и общения воскресению Его, нет и семени в нас новой жизни, стало быть, грех по-прежнему нами обладает и мы еще в грехах. Поэтому Апостол и говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша и вы еще во грехах ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

1Кор.1:10–17 . От похвалы Ап. переходит к порицанию. До него дошли слухи о разделении Коринфян на партии: Павловых, Аполлосовых, Кифиных и Христовых, и он высказывает свое осуждение этой партийности. Прежде же всего он обращается к тем, которые составили особую партию, носившую его имя, и говорит, что он вовсе не подавал к этому никакого повода. 1Кор.1:10 .  Умоляю вас, братия, именем Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами раз­деле­ний, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. «Братия». Так называет читателей апостол потому, что не все они были обращены им в христианство и потому не могли быть названы «чадами» его, как называл апостол, напр., галатян ( Гал. 4:19 ). – «Именем Господа», т. е. в силу тех познаний, какие имеют они о лице и деятельности ( «имя» – νομα) Господа И. Христа. – «Чтобы вы все говорили одно», т. е. чтобы не говорили того, что перечисляет Ап. в ст. 12-м – не делились на партии, а представляли собою единое церковное общество. – «И не было между вами разделений». Мысль, выраженная только что в положительной форме, теперь повторяется в форме отрицательной. – «Соединены». Поставленное здесь в греческом тексте слово ( καταρτζειν) значит: собирать, складывать (напр. различные части машины), приготовлять работника к работе ( Еф.4:12 ), упорядочивать приведенное в беспорядок. По отношению к Коринфской Церкви это слово, несомненно, имеет последнее из указанных значений но может быть понимаемо и в смысле соединения всех разрозненных частей церковного организма в одно целое, т. е. в первом значении. Каким образом может быть осуществлено это соединение – на это дается указание в следующих выражениях: «в одном духе» и «в одних мыслях». Под «духом» ( νους) лучше понимать (ср. 1Кор.2:16 ) христианское мировоззрение вообще, понимание Евангелия в его целом, а под «мыслями» ( γνμη) – мнения, взгляды по отдельным пунктам христианства (ср. 1Кор.7:25 ). Апостол таким образом высказывает пожелание, чтобы между Коринфянами господствовало единомыслие как вообще в понимании христианской истины, так и в способе решения отдельных вопросов, выдвигаемых потребностями христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010