Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. Первая книга Царств, глава 8. Два следствия предательства Революции: служба у новых господ и расхищение этими господама «народной собственности». Что ж, Израиль предупреждали: « и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда ». Где царь — там Господь не отвечает. Между прочим здесь Библия утверждает: богоустановленна власть революционного лидера, а не монарха: Бог хочет Революции, люди — монархию. Монотеизм (Израиль) предполагает Революцию, язычество («прочие народы») — монархию. Диалектика Революции завершена. Революция всегда в конце концов проигрывает. Создать утопию не удается. Но все же ее плоды, в данном случае — сам Израиль, сама Тора — остаются. Так и все Революции утопию не воплотили, но внесли в мир множество нового. Постреволюционное общество — лучше дореволюционного, но оно — не идеально, хотя и питается революционной утопией: три шага вперед, два назад, за всякой Революцией следует откат, история продвигается вперед зигзагами. Так, наверное, будет вплоть до Конца. Так или иначе мы можем сформулировать библейский идеал политического устройства. «Язычество», то есть традиционые общества, то есть все общества, кроме Израиля и всего, того что он породил — (пост)христианского мира) есть мировоззрение обожествлённых царей: мир есть замкнутая система власти, подчинения богам, природе, царям, система, освященная жрецами. Эту то систему ломает единобожие. Единобожие есть мировоззрение освобожденных рабов, не признающих ни царей, ни жрецов; замкнутую систему подчинения они размыкают верой в Грядущее Освобождение. Что есть монотеизм Моисея? — нет власти кроме Бога, нет изображниям богов. Важная связка: царь — претендует на власть Бога, так всякая власть сущностно «языческая», и тем самым борьба с язычеством — борьба с властью. Идеал единобожия — союз свободных, скрепленный единым Законом, без царей и жрецов. Если того требуют обстоятельства, из масс воздвигаются явочным порядком харизматические вожди, не узурпирующие власть, а только решающие конкретные проблемы — Судьи, пророки. Ни монархия, ни демократия — не библейские формы власти; библейская форма власти — непосредственная власть масс + власть (революционных/партизанских) вождей по обстоятельствам; грубо говоря, власть Советов + вождизм; «нет царя, кроме Бога» — формула власти масс и харизматиков. Противоречия здесь нет, ибо во-первых харизматик воздвигается во время угрозы свободы масс, а в-вторых харизматик имеет ровно столько власти сколько дают ему массы в обход каких-либо процедур (как раз процедуры — хоть монархического, хоть демократического толка — узурпируют непосредственную власть масс). ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

http://blog.predanie.ru/article/pasha-mo...

Прежде всего, никто среди христиан не станет просто утверждать, что «чудеса доказывают христианскую веру». Доказательства исходят из многих источников и чудеса лишь один из них. Мы не считаем, что изолированные, голые чудеса доказывают любое мировоззрение. Сверх того, такая кругообразность в доводе подобна кругообразности, которую в четвертой главе мы отметили в отношении подтверждения любого мировоззрения. Для того чтобы увидеть, подтверждают ли данные определенное мировоззрение или нет, надо надеть «соответствующие (метафизические) очки», т. е. приходится предварительно предположить, что данное метафизическое утверждение достоверно, затем нужно ответить на вопрос, дают ли очки последовательную картину в отношении рассматриваемых данных? Без особого труда я мог бы сказать, что материалист не в силах доказать детерминизм, ссылаясь на обыкновенные законы, по той причине, что еще до этого он все-таки хочет верить в детерминизм. Было бы странно, если бы на судебном процессе прокурор обратился к защитникам со словами: «Дело в том, что вы хотите, чтобы ваш клиент был невиновен, и по этой причине вы не видите показаний, обвиняющих его!». Требовать «научных условий» (кстати, не совсем ясно, что это такое) для того, чтобы проверить состоятельность чудес – несправедливо. Проверить некоторые вещи невозможно, пока ты сам не поставишь себя в такое положение, какое позволит тебе пережить утверждаемое, если оно действительно произойдет. Если бы я предсказал, что завтра солнце взойдет точно в шесть часов утра, то Вы действительно не могли бы подтвердить или опровергнуть предсказание, спустившись на три тысячи метров в шахту как раз в назначенное время Психологу, собирающему данные у пьяниц, было бы нелепо бранить их за то, что они постоянно в пьяном состоянии. Тот факт, что теисты, которые верят в откровение Бога, вероятно хотят, чтобы чудеса действительно происходили, или считают, что чудеса действительно происходят, не опровергает того, что чудеса действительно происходят. Кроме того, по крайней мере имеется один случай, когда определенная личность пережила чудо, но не была в приготовленном к этому настроении, – именно, апостол Павел. Перед тем, как он встретился с воскресшим Христом на пути в Дамаск и потерял зрение, Савл из Тарса дышал «угрозами и убийством на учеников Господа», как пишет Лука. Он «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим» ( Деян.9:1–2 ). В. Исторические возражения

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Скачать epub pdf Глава VI. Язычество Термин «язычество» происходит от церковнославянского слова «язык», означающего «народ». В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин «язычество» перешел и в христианскую лексику. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков (см. ниже). Язычество имеет две основных категории: религиозную и нерелигиозную. Первая представляет собой то, что обычно называется естественным богопознанием (см. выше) и включает в себя все религии и религиозные верования, не принимающие Библию за источник сверхъестественного Откровения. Вторая – все прочие нехристианские мировоззрения. Свящ. П. Флоренский так охарактеризовал язычество: «Язычество... лжерелигиозно и лжедуховно. Оно – искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначала, и, вместе, мучительная попытка выбраться из духовной смуты, так сказать “духовное барахтанье”. Язычество – это прелесть» 327 . Язычество по своим самым существенным характеристикам является полной противоположностью христианства: ...да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Господь запрещает уподобляться язычникам в многословии на молитве ( Мф. 6, 7 ), в их отношении к людям: …если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? …Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники ( Мф. 5, 47; 6, 31–32 ). Апостол Петр призывает христиан не поступать по воле языческой, не предаваться нелепому (слав. – богомерзкому) идолослужению ( 1Петр. 4, 3 ). Апостол Павел ярко изображает глубину падения человека в язычестве ( Рим. 1, 21–25 ). По его словам, язычники Бога не знают ( 1Фес. 4, 5 ), а ходят к безгласным идолам ( 1Кор. 12, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Эту истину о революционных партиях России христиане понимали задолго до 1917 года. После Первой русской революции 1905 года это понимание стало проникать и в умы лучших представителей интеллигенции, после долгих и бесплодных мировоззренческих блужданий возвращавшихся к христианским истокам русской культуры ( " Вехи " ). Однако, ядовитая и лукавая коммунистическая демагогия прельстила многих, порой, даже, и не самых худших. Народническая составляющая коммунистической идеологии умело эксплуатировала все: и соборные традиции русского народа, и реальные недостатки русской монархии, и стихийное толстовство русской интеллигенции. Коммунистическая власть старательно гримировалась под образ защитницы трудового народа, наследника всего гуманного и прогрессивного, что было в русской истории... И нужна была кровь новомучеников, брызнувшая на парадные мундиры самозванной власти, чтобы вскрылась перед всем миром правда: большевистская власть была борьбой с Живым Богом ! Ибо при всех своих успехах очень трудно было этой власти идти против " Божьего рожна " . Нужно было как-то " вынуть " из человека его совесть и заменить ее партийными постановлениями, резолюциями, мнениями... Нужно было " выковать нового человека " , очень напоминавшего тех " чугунков " советских вождей, которые обильно усеяли землю России в советский период ее истории... Именно христианские новомученики в подвиге своем еще и еще раз явили России и всему миру, что есть истинная жизнь, что есть Истина и истинный Бог. Новомученики явили в себе тот Божественный Свет, который единственно дает возможность истинного понимания происходящего. Это был и определенный суд над миром и историей. " Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны " (Иоан. 3,19-21). И поэтому прославление новомучеников есть не только долг и торжество внутрицерковной жизни Православия, но и необходимый акт соборной общественной жизни России. Прославление новомучеников, обращение к их светлой памяти просветляет всю нашу жизнь, помогает пониманию происходящего, зовет к изменению нашей сегодняшней жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Вера есть сила, осуществляющая духовно-божественное во внешнем уничижении. Она поэтому неразрывно связана с внешним уничижением, с сознанием материального ничтожества; она утверждается на самоотречении. В противоположность самоуверенности человека она есть вера Божия (πστις θεο, Mp. XI, 23). Вот где разъяснение того, почему нераздельны вера и крест. Не будучи вполне творческою, вера, однако, совершенно свободна. Она свободна потому, что ее сущность не в одном только признании невидимого, а в отношении человека к невидимому божественному. Вера есть признание невидимого божественного, соединенное с радостью и желанием. И бесы веруют, т.е. признают божественное бытие, но трепещут ( Uak. II, 19 ). Поэтому чудеса не могут порождать веры и тем менее могут принуждать к вере. Они вынуждают признание божественного бытия, но оставляют свободу отношения к нему, до возможности ненависти и гонения, как это и было в отношении к Иисусу Христу Его врагов. Соединенная, с одной стороны, с крестом, христианская вера, с другой стороны, неразрывно связана с любовью. Я верую в невидимое духовно – божественное бытие – это значит: я признаю действительность этого бытия, считаю его своим действительным благом, желаю его для себя всем сердцем и всею мыслью, уверен в том, что этот духовный мир действителен для меня, что я в нем живу, – и, наконец, осуществляю для себя и в себе этот божественный миропорядок. Признавать божественное бытие своим благом и желать его – это значит любить его. Я люблю, потому что верую, и верую, потому что люблю. Христианская любовь есть любовь верующая; христианская вера есть вера, действующая любовью ( Гaл. V, 6 ). Наша вера есть вера в Иисуса Христа: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий ( Дeяh. VIII, 37 ). Эта вера в Иисуса Христа есть прежде всего вера в то, что Иисус из Назарета, Сын человеческий, не имевший, где приклонить голову, гонимый, страдавший и распятый на кресте, есть Сын Божий. «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Вы за кого почитаете Меня?» спрашивал Христос Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Раскрытое значение телесных страданий, причиняемых «неумеренными» подвигами «воздержания». углублялось еще более тем, что «склирогагия» была поставлена в связь с идеей мученичества была истолкована и освещена с точки зрения этой именно идеи. Происхождение и развитие этой идеи в мировоззрении христианского подвижничества совершенно естественно и понятно, – как с точки зрения основ самого христианского учения, так равно и с точки зрения тех условий, среди которых началась и продолжалась история Церкви христианской. Мученичество в истории христианства имеет далеко не случайный, а существенный характер. Христианство, по самому своему существу, открывающемуся и в учении, и в жизни его Божественного Основателя, а также в учении и жизни и Его учеников и последователей, – верных истолкователей и носителей духа Христова, – явилось торжеством добра и правды именно через победу, одержанную над злом и правдою «мира» путем терпеливого и самоотверженного перенесение страданий. «Мир» по своей непримиримой противоположности духу Христову, по своему решительно боговраждебному настроению и крайне эгоистическому, себялюбивому направлению, может относиться к его носителям не иначе, как только с решительною ненавистью и крайнею враждебностью. Следствием такого именно отношения всего «мирского» ко Христу, Его делу и Его истинным последователям неизбежно явились и являются страдания Христа и Его верных последователей. « Если мир вас ненавидит, – говорит Христос Своим ученикам, – знайте, что Меня прежде вас возненавидел; если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира..., потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» 3138 . Стремление к усвоению «правды» Христовой, осуществляемое в наличных условиях современного космического строя, неизбежно вызывает со стороны мира преследования, поношение и гонение 3139 . Крестная смерть Спасителя мира, мученическая кончина Его апостолов, других проповедников Евангелие и многих Его истинных последователей, вследствие скоро начавшихся и в продолжение трех столетий почти непрерывно продолжавшихся гонений на христиан со стороны языческой власти и общества, – все эти явление в своей совокупности, давши историческое подтверждение предрешениям Спасителя о скорбной участи его верных последователей, по примеру Его Самого, – вместе с этим, – естественно, еще более укрепляли и углубляли в сознании христиан эту идею. И действительно, мы видим, что в патристической письменности мученичество – в широком смысле – истолковывается, как принципиально необходимое, общеобязательное христианское требование, всеобщий и всеобъемлющий подвиг христианского религиозно-нравственного совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Уничижает плоть не христианское мировоззрение, в своем учении о конечном преображении материального мира раскрывающее его высший смысл, а именно вульгарный материализм, усматривающий в материи только слепую стихию, бездушный механизм, лишенный разумной силы. Каким образом, далее, возможно говорить об отрицании мира в христианстве, когда мир, по основам христианского учения, создан Богом, есть творение Божие, носящее на себе отблеск Божественной мысли, Божественного Слова - все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3), - предназначенное к участию в совершенной жизни в Боге - " обожении " , - когда " преображение мира " является центральным пунктом всего христианского мировоззрения. Дело спасения и преображения мира совершается через нисхождение Слова и жертвенное принятие Им крестного пути. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4:9). Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего (Рим. 8:31-32)? Как можно, наконец, говорить об отрицании земной жизни и деятельности, когда совершенное и чистое нисходит на землю и принимает на себя несовершенное и нечистое - для спасения и преображения его? Идея жертвенного нисхождения Христа в мир для его спасения и преображения, для созидания в нем Царства Божия представляет самое существо христианского нравственного учения. Творческая деятельность на земле, задача совершенствования земного, поднятие его на более высокую ступень - получают именно в христианстве глубокое обоснование. Пути земной жизни и деятельности обретают высшую конечную цель. Искание правды и стремление к ее осуществлению на земле придает смысл жизни и деятельности и обосновывает их объективное значение. Цель жизни и деятельности в христианском понимании определяются не случайными влечениями и интересами (личными или групповыми, коллективными) - недостаточными, чтобы оправдать жертву, отдачу себя на служение, неизбежные для выполнения всякого творческого дела, а обязанностями, вытекающими из высшего значения человека, из смысла его жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13, 7-8). А между тем этот человек греха обратится к людям с явной хулой на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе (Апок. 13, 6); и люди настолько будут увлечены его гордым безумием, что поверят ему, что настоящий Бог – не тот, которого они считали Владыкой неба и земли, а тот, о котором они думали как о враге великого Бога, т.е. люди поверят своему гордому богохульнику – царю, что настоящий Бог – это сатана, давший их царю силу свою, и престол свой, и великую власть (Апок. 13, 2-4). И таким образом, по слову откровения, в будущем настанет даже такое время, когда в мире явно откроется безбожное царство сатаны; но вместе с этим царством наступит наконец и неизбежная погибель мира. Из этих сообщений новозаветного откровения всякому вполне очевидно, что христианская религия может, собственно, рассчитывать лишь на самое скромное положение в мире. Чудное дело Бога Спасителя, христианство должно бы было являться свободным делом познания и жизни всего человечества, а между тем люди далеко еще не избавились от власти тьмы, и потому истинно-христианское мировоззрение, даже в собственных недрах самого христианского общества, в действительности имеет не только своих убежденных поборников, но и самых решительных противников. Время от времени появляются гордые глашатаи человеческой мудрости и с достоинством поучают христианский мир своими заявлениями, что будто они переросли христианскую веру и могут ясно видеть крупные недостатки даже в моральном учении Христа . Такие глашатаи в христианстве и ранее часто бывали, и всегда они будут, и всегда же, конечно, будут находиться люди, для которых вся истина заключается в том, чтобы услаждать себя наивной верой, будто они и в самом деле переросли бесконечную высоту христианской веры, так как об этом доподлинно узнали и всему миру поведали самые авторитетные ученые. Это явление в свое время было предсказано Христом и Его апостолами, и потому в нем нет и не будет ничего неожиданного, как не будет ничего неожиданного даже и в том, что со временем повсюду оскудеет христианская вера и со всех сторон раздадутся победные клики торжествующего неверия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

23 «Христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (Там же. Гл. XII). 26 Однако надо понимать, что если ниспосылаемое от Бога принимать легче, чем от человека, то это не значит, что и само наказание будет более легким, ибо Бог дает наказание обычно в виде болезней и скорбей. 28 «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время» (Основы социальной концепции РПЦ. Гл. XII.). 29 Известно отношение о. Иоанна (Крестьянкина) к подобным бракам: «Ваш брак не будет христианским, вы не будете создавать домашнюю церковь и стремиться строить свои отношения так, как того требует Церковь . Ведь, по Вашему осознанию, Вы – человек неверующий. И вот это то и есть тот самый “плуг”, который пройдет по 3. жизни и перепашет ее. А как она сможет это принять и пережить, я не знаю. Только с уверенностью скажу, что ее христианское мироощущение будет в опасности... Я не благословлял такие браки ранее и не возьмусь это делать и теперь. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим, душевным качествам Вы, дорогой В., ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение...» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Изд. СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 2004. С. 306–307) 30 «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу (свою) от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» ( Мф.5:19 ). 33 Ср.: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» ( Мф.6:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010