«Дом для Всецарицы»: когда сюжет резонирует с душой Три художника о духовности и христианской тематике в живописи Как рождается сюжет картины? Почему многие, даже невоцерковленные, мастера обращаются к христианской тематике? И как, работая на одном и том же объекте, каждый живописец видит нечто свое? Чтобы ответить на эти вопросы, я отправилась в Серпухов. В этом городе в 1950-е годы прошлого века было построено несколько необычных домов – с мастерскими для художников в верхнем этаже. В них и сегодня трудятся живописцы, некоторые даже специально приезжают из Москвы. Они представили свои полотна, посвященные Новоспасскому монастырю, на выставку «Дом для Всецарицы», которую с 3 по 28 февраля проводит в московской усадьбе Воронцово Фонд Архангела Михаила. Художник Максим Аксенов : «Пейзаж с храмом становится узнаваемым» Меня встретил художник Максим Аксенов. Он рассказал: – Мы, несколько художников, познакомились благодаря этой мастерской, создали сообщество «Мансарда». Общее дело нас объединяет. Бывает приятно встретиться с единомышленниками: можно посмотреть, как работают другие, перенять опыт, чему-то научиться. Например, мы все увлеклись портретами. Николай Евгеньевич очень хороший рисовальщик, он очень увлечен и всех нас вдохновляет. К нам приходят люди, позируют. – Максим, на ваших полотнах я вижу много православных храмов и даже иконы. Чем вас привлекает эта тема? – У храмов очень красивая архитектура, но дело не только в этом. Пейзаж с храмом сразу становится узнаваемым. Храм – это путь к духовности, поиск Бога в себе и вокруг. Храм – это путь к духовности, поиск Бога в себе и вокруг Картина, где есть храм, обретает новый смысл – и у художника, и у зрителя при взгляде на нее мысли текут иначе, чем при соприкосновении с обычным пейзажем: они касаются смысла жизни. – Чтобы увидеть красоту храма, а тем более иконы, человек должен быть готов к этому? – Когда я занимался в художественном училище, на уроках истории искусства нам показывали иконы и говорили: «Какая красота!» А я не видел этой красоты, не мог понять, что тут красивого? Мне нравились передвижники, русский реализм. И только когда я стал взрослым, когда у меня родился ребенок, а потом и второй, я потихоньку стал приходить к Богу, вера перестала быть для меня пустым звуком – и мне начала открываться красота иконы. Я стал преподавать рисование в воскресной школе, попробовал писать иконы. Ты берешь благословение, пишешь – и стараешься, чтобы в это время мысли твои были чистыми, стараешься молиться... Красота иконы – в строгости, аскетичности. Это как бы взгляд вглубь себя. Глядя на икону, ты отрешаешься от суеты внешнего мира.

http://pravoslavie.ru/158594.html

Ереси в Церкви Христовой никогда не были явлением случайным; при внимательном отношении к ним можно заметить в появлении их строжайшую логическую и историческую последовательность. Таинственные и непостижимые во всей своей глубине для грехами омраченного разума человеческого догматы веры христианской, открытые Духом Святым и сохраняемые в св. Писании и св. Предании, Церковь Христова может уяснять в общем сознании всей массы своих членов только постепенно. Путь этого постепенного уяснения определяется, с одной стороны, историческими условиями жизни Церкви, а с другой – общими законами развития человеческого духа. Пока общехристианское самосознание не определило свои отношения к иудейству и язычеству с его религией и философией, возникали ереси под влиянием этих важных факторов исторической жизни Церкви на почве решения вопроса об отношении к ним; когда-же христианство восторжествовало над иудейством и стало потом господствующей религией в Римской империи, ереси возникают на почве уяснения чисто христианских догматов под влиянием тех или других внешних исторических условий или внутренних господствующих течений в истории христианизации греко-римского мира. Но всегда, как в первое время, так и впоследствии, развитие христианского самосознания шло, конечно, по обычным законам развития человеческого духа. Путь этого развития, как показывает нам история философского мышления, всегда строго определенный: чтобы уяснить себе более или менее глубокую идею, человек должен сосредоточить все свои силы и способности и направить их на эту идею; мысль человека при этом естественно увлекается в крайность, доходит до абсурда, явного для всякого, не находящегося под давлением этой идеи, и потому возбуждает оппозицию. Борьба с этой крайностью, в свою очередь, увлекает мысль человека по тем-же причинам в другую, совершенно противоположную крайность и т. д. В этой постоянной, более или менее интенсивной борьбе крайностей вырабатывается среднее между ними – истина или одна за другой ступеньки к истине. Так было и в истории уяснения и раскрытия христианских догматов с той лишь особенностью, что история эта шла под особенным воздействием благодати Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путь русского православия О взаимоотношении ума и сердца в духовной жизни христианина 31.01.2007 431 Время на чтение 48 минут Сегодня мы видим открытые храмы, и никто не мешает человеку войти в них. Но означает ли это возрождение православия после десятилетий гонений на него? И с чем были связаны эти гонения в стране, которая до того считалась оплотом православия? Истоки разных воззрений на духовную жизнь человека Всякие различия в духовной жизни разных людей, разных наций и религий связаны с различиями, сложившимися в ходе искажения первозданной природы, которые, в свою очередь, обусловлены утерей единства природы человека, потерей свободы личности от природы, подчинением личности человека его падшей природе. Поэтому решение этих вопросов христианской антропологии человека должны определяться решением основных вопросов христианского богословия. Само же богословие есть описание мистического опыта, " ...всякое богословское понятие предполагает созерцание или восприятие, чрез что открывается определяемая реальность. И понятия расчленяют, различают эти данные опыта, никогда его не исчерпывая и никогда его точно не выражая - потому и не могут они никогда заменить его. Опыт нельзя свести на понятия, а понятия возможны и значимы только чрез опыт и в нем. Мысль только опознает созерцаемое, отдает себе отчет в своих восприятиях... " (О. Георгий Флоровский " Восточные Отцы IV века " , Париж, 1931, с.73). Центральным вопросом христианского богословия, из которого вытекают все остальные его положения, является постижение тайны Святой Троицы в созерцаниях святых. Конечно, " тайна Троичности выше познания. И вместе с тем именно в ней опора познания. " (О. Георгий Флоровский " Восточные Отцы V - VI веков " , Париж, 1931, с. 204). " Созерцание Троицы в ее совершенном единосущии и неслиянности есть бесспорный факт духовного опыта св. Григория (Богослова - примеч. мое - И.Н.), и созерцаемое им он стремится с каким - то сознанием своего бессилия описать в накопляемых образах, сравнениях и антитезах. Чувствуется, что он именно видит и описывает (курсив мой - И.Н.), - а не только размышляет. В формулах умозрительного Богословия св. Григорий выражает свой интимный мистический опыт. И для объяснения (описания - примеч. мое - И.Н.) его прибегает к средствам неоплатонической философии. " (О. Георгий Флоровский " Восточные Отцы IV века " , Париж, 1931, с. 108 - 109). То есть здесь возникает никогда не решаемая в полном объеме проблема выражения данных мистического опыта в понятиях.

http://ruskline.ru/analitika/2007/01/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на семинаре " Освещение церковной жизни на Белорусском телевидении: этический и богословский аспекты " 22.09.2006 322 В ходе семинара " Освещение церковной жизни на Белорусском телевидении: этический и богословский аспекты " , прошедшего 19 сентября в Минском епархиальном управлении митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, выступил с приветственным словом. Многоуважаемые гости, досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников и организаторов настоящего семинара, который мы проводим совместно с Министерством информации Республики Беларусь. В рамках Программы нашего сотрудничества мы сумели найти общие цели, которые в равной степени выражают интересы Церкви в области телекоммуникаций и заботу руководителей белорусского телевидения о полноценном освещении религиозной жизни наших соотечественников. Основанием для обретения общей позиции стало понимание того, что Церковь - это не совокупность церковных учреждений, но весьма значительная часть общества, для которой христианская вера и стремление жить по Евангелию Христову является важнейшей особенностью образа жизни и образа мысли. Христианская общность наших соотечественников состоит не только из малых мира сего! Это мнение ушло в прошлое, и я рад свидетельствовать, что сегодня вера живет в сердцах самых разных представителей науки и культуры, бизнеса и государства, крестьян и рабочих. Как мы и надеялись в первые годы обретения Церковью внешней свободы в начале 90-х, уже появилось новое поколение молодежи и детей, которые знают путь в храм Божий сызмальства и которое уже никто не сможет назвать " потерянным " . Особенно важно для нашего общества и то обстоятельство, что старшее поколение, которое пережило тяжкие испытания на своем веку, не остается непримиренным с Богом, но успевает открыть для себя мир духовный прежде, чем увидит его воочию, отправившись, по слову Писания, " в путь всея земли " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Митрополит Иларион: Невозможно совместить христианскую жизнь с жизнью по стихиям мира сего 30 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. 30 июня. ПРАВМИР. 29 июня 2014 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может служить двум господам, потому что, служа сразу двоим, он либо одного будет любить, а другого ненавидеть, либо одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (см. Мф. 6,24). Этот пример можно наблюдать в жизни очень многих людей, когда те пытаются служить одновременно и Богу, и мамоне. Но Евангелие говорит однозначно: «Одного будешь любить, а другого ненавидеть». Служение мамоне означает рабство и зависимость от различных благ – материальных, таких как богатство, стяжательство, земные приобретения, или духовных, под которыми подразумеваются человеческие страсти и грехи. Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. Доказательством этого является жизнь очень многих людей, которые пытались пойти по такому пути, но у них ничего не получилось, ибо никто из нас не может одновременно быть добрым и злым, праведником и грешником. Если человек становится на путь богопочитания, на путь служения и верности Богу, то в своей жизни он должен быть готов отказаться от многого из того, что доступно другим, ибо в  той мере, в какой мы любим свои привязанности и служим им, мы ненавидим Бога.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Главное стремление богословия Шмемана — выявить единство богослужения, вероучения и жизни Церкви. Конечно, Церковь в своей сердцевине остается такой же, какой она была создана в Пятидесятницу. Однако, те или иные искажения, ошибки или прямо предательства всегда неизбежны. Пост, милостыню и молитву называют основами духовной жизни. Пост, из этих трёх, подвергся наибольшей деформации в понимании верующих (что уж говорить о неверующих…) Великий Пост — время диеты? тягостных, ненужных ограничений? Или всё-таки Великий Пост — школа покаяния, которое, по Лествичнику, — «дочь надежды и отвержение отчаяния»? Покаяние — «метанойя» — обращение ко Христу, путь к Нему? Это исходное понимание Великого Поста как школы покаяния, духовной весны, пути к Пасхе восстанавливает Шмеман в книге «Великий Пост». Как и все его книги, «Великий Пост» — одновременно доступен в изложении, научно выверен и богословски глубок. И как и все, он выходит за рамки своего предмета к основам христианской жизни как таковой. Суть Великого Поста — покаяние, покаяние — путь ко Христу. Т. о. «Великий Пост» Шмемана не просто работа по литургике, а фундаментальное богословие, исходящее из самой стихии церковности — богослужения. Отец Александр Шмеман пишет о замысле своего «Великого Поста»: «Это краткое толкование Великого Поста написано для тех все более многочисленных в наши дни читателей, которым хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви и принимать более сознательное участие в ее жизни.Мы знаем, что покаяние — начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: «Покайтесь» (Матф. 4:17). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься над этим н считаем, что в общем–то, к чему нас обязывает Пост — это воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и затем считать, что «все в порядке» до будущего года.Но ведь недаром Церковь специально определила эти семь недель, посвященных покаянию, недаром она зовет нас к длительному и усиленному духовному подвигу.

http://pravbiblioteka.ru/book/velikiy-po...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Записки о Литургии и Церкви Церковь, которая «есть тайна преодоления одиночества» была главной темой мысли Фуделя. Литургия, буквально «общее дело», есть сама сущность Церкви, соединение верующих во Христе (определение и Церкви и Литургии зараз). в этом смысле работа «Записки о Литургии и Церкви» знаковая для всего творчества Фуделя — как бы сжатое ядро всего его богословия. Эти «Записки» Фуделя важны еще и потому, что многим из нас близка христианская вера, её «философия», но не сама христианская жизнь, церковность. Жить по вере — значит жить в Церкви, быть участником Евхаристии. Всё это и пытается донести до нас Фудель. «Христианство обрело свою постоянную духовную форму на Тайной Вечери, и можно сказать, что христианство — это Тайная Вечерь. Все христианство — в этом окружении учениками своего Учителя за бессмертной трапезой Таинства: «Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Он — в центре, предающий Себя на распятие и уже предваряющий это распятие в том, что именно тут, за этим столом Вечери, Он отдает Свое Тело и Кровь на непостижимое, сверхъестественное питание верующих: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Узкий путь, на который повел за Собою Христос человечество после этой ночи, так явно превышает естественные склонности греховного человечества, что начало пути необходимо открылось сверхъестественным укреплением. Но оно же стоит и как цель и завершение: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). Приобщение к Божественному миру, вхождение через преодоление естества в свою, человеческую, но уже преображенную и обожествленную Вечную жизнь, есть путь и цель христианства. И реальность этого вхождения еще здесь, на земле, в иной, уже не только земной мир, действительность второго рождения человека всегда пугала людей». Записки о Литургии и Церкви Предисловие Сергей Иосифович Фудель родился в Москве 13 января 1900 года (31 декабря 1899 года по старому стилю). Отец его священник Иосиф Фудель через всю свою жизнь пронес горение истинно христианской души и сумел передать его своим детям. С детства и до самой смерти Сергей Иосифович был в Церкви, и его жизнь принадлежит ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Гайосинскас Христианская жизнь Литвы Церковь Христиан Веры Евангельской " Библейский путь " Начало вильнюсской церкви " Библейский путь " было положено в 1970 году, когда от группы верующих, (ранее отделившихся от церкви Христиан Веры Евангельской, принявшей государственную регистрацию и сменившей название на баптистов) из-за теологических разногласий отошли 4 женщины, которые начали проводить собственные собрания (не только в Вильнюсе, но и в других городах), осенью того же года было совершено первое хлебопреломление (пресвитером из Таллина). С 1972 года начали появляться собственные проповедники, а в 1976 году из Украины приехал Иван Бондаренко, ставший первым пастором церкви. В начале перестройки церковь провела первую открытую евангелизацию в вильнюсском " Нагорном Парке " . Результатом этого служения было около трехсот обращенных, многие из которых присоединились к различным общинам евангельских христиан. Для богослужений церковь использовала зал Центрального лектория. После смерти пастора Ивана Бондаренко в 1990 году на это служение был рукоположен Валерий Анисовец. В 1994 году началась миссия в Лентварисе (сейчас в общине ок. 20 человек). В 1998 году Валерий Анисовец эмигрировал в США и Анатолий Дмитрук принял служение первого пастора. 18-го сентября 1997 года в новом районе Фабиенишкес было начато строительство здания церкви, с залом для богослужений, рассчитанным на 400 мест. Уже 1-го апреля 1999 года богослужения стали проходить в новом здании. Официальное открытие законченного молитвенного дома, превращенное общиной в праздник (приглашения на него можно было найти в почтовых ящиках соседних районов), состоялось 29 апреля 2006 года. Церковь насчитывает приблизительно 250 взрослых (до 350 человек, если считать и посещающих, но не присоединившихся). Примерно половину из них составляют русскоязычные верующие (русские, белорусы, украинцы), 30 % поляки (хорошо владеющие русским) и примерно 20 % литовцы. Внутри церкви действуют 17 домовых ячеек, которые созданы для сближения верующих и более эффектной гуманитарной работы.

http://religare.ru/2_33829.html

Празднование 700-летнего юбилея со дня рождения святого Сергия совершается на фоне тревожной политической обстановки, когда возобладавшее в жизни Запада «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века» 1 . Быть может, именно в такие моменты жизни, когда история подводит человечество к роковым рубежам, аксиологический взгляд, обращенный к жизни святых, способен выявить высокую цену универсальной значимости их духовного идеала, в служении которому их политический идеал был вдохновлён этическим идеалом, так как они, по верному замечанию. В.С. Соловьёва «должны быть теснейшим образом между собой связаны» 2 . Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения. «Чтоб увидеть истину, – заявлял Лев Шестов, – нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. – нужна способность к величайшему самоотречению» 3 . На светлом фоне сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, открывается духовная несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни. Очевидно, что «бедствия нашего времени велики, и опасность можно будет преодолеть только тогда, когда будет захвачена последняя глубина человеческой души, когда человечество опять проложит себе путь к Богу» 4 . История христианской Руси была отмечена стремлением Церкви к водворению в политической жизни Руси высоких нравственных начал, провозглашённых Евангелием в его обращении ко всем народам земли. По мысли В.С. Соловьёва , подобно тому, «как нравственность христианская имеет в виду осуществление Царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царства Божия для всего человечества» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010