Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным образом духовное путешествие, а цель его — Пасха, «Праздник из Праздников». Пост — приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни. Великий Пост и Пасха Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным образом духовное путешествие, а цель его — Пасха , «Праздник из Праздников». Пост — приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни. Надо ли объяснять, что Пасха — это гораздо больше, чем один из праздников, больше, чем ежегодное ознаменование и почитание прошлого события? Каждый, кто испытал хотя бы раз в жизни эту единственную в мире радость пасхальной ночи, «ярче солнечного дня», понимает это. Но о чем эта радость? Почему мы можем петь во время пасхальной заутрени: «Ныне вся исполнишася (исполнилось) света, небо, и земля, и преисподняя»? В каком смысле мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»?.. а все эти вопросы один ответ: Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет тому назад воссияла из гроба, была дана всем верующим в Христа. Она была дана нам в день нашего крещения, когда, как говорит Апостол Павел, мы «погреблись с Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни». Итак, на Пасху мы празднуем Воскресение Христово как что-то, что случилось и продолжает случаться с нами; потому что каждый из нас получил этот дар новой жизни, получил способность принять ее и жить ею. Дар этот радикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смерть. Он дает нам возможность радостно утверждать: «Смерти нет!» Но, конечно, здесь мы еще встречаем лицом к лицу смерть, и однажды она придет за нами. Но мы верим, что Своей собственной смертью Христос изменил самую сущность смерти, сделал ее переходом, пасхальным праздником, Пасхой — переходом в Царствие Божие, превращая величайшую из трагедий в окончательную победу, «смертию смерть поправ» (растоптав, уничтожив Своей смертью смерть). Он сделал нас соучастниками Своего Воскресения. Вот почему в конце Пасхальной утрени мы говорим: «Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет».

http://pravmir.ru/velikij-post-put-k-pas...

Крестный путь Церкви Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 6-13 октября. – Заседание Священного Синода. – Время лечит раны. – Митрополия в Европе. – Путь Зарубежной Церкви - Земля и депутаты. – Реставрации. – Пожелтее и погорячее. – Война вокруг Почаевской лавры. – Рецидив язычества. – Вопросы богословского образования. – 85-лет без «ятя». – Наши святые. Прошлая неделя началась заседанием Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О решениях, принятых на заседании, сообщает сайт «Седмица. Ru » : «Священный Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена, представленные в Синодальную Комиссию по канонизации святых от Московской, Псковской и Чебоксарской епархий. Определен порядок канонизации святых Украинской Православной Церкви… Священный Синод выразил удовлетворение итогами визита Святейшего Патриарха в Эстонскую Республику… Священный Синод поддержал позицию Святейшего Патриарха Алексия на переговорах с руководителями Эстонского государства и выразил надежду на то, что церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии проявит готовность окончательно урегулировать имущественные разногласия… Священный Синод также благословил открытие новых монастырей и утвердил их настоятелей». Однако светские СМИ из итогов заседания Священного Синода заинтересовала только одна тема: извержение из священного сана за кощунство над Таинством венчания священника Нижегородской епархии Владимира Энерта. На эту тему прошли публикации во многих светских изданиях. Так, например, на сайте агентства «Благовест-инфо» сообщение, в котором можно узнать об итогах заседания Синода, названо «Священный Синод Русской Православной Церкви канонизировал ряд подвижников, принял кадровые решения и лишил сана священника, обвенчавшего однополую пару» . На сайте «Newsru.com» в сообщении «Священный Синод призвал верующих «хранить христианское трезвомыслие» отмечено, что на заседании Синода прозвучало обращение к верующим «не опасаться присвоения индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН)»: «Не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви». «Члены Синода призвали пастырей и паству «хранить христианское трезвомыслие». При этом иерархи отметили, что разделяют беспокойство, которое у отдельных верующих порождают действия власти, «ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями».

http://pravoslavie.ru/4855.html

Мотивация миссионера Православный миссионер в своих трудах руководствуется твёрдой верой, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Святой Православной Церкви. Об этом и слова Христовы, сказанные о проповеди Евангелия, которой кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ), и предупреждение, что кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11–12 ). Поэтому мы видим в трудах миссионеров такую решимость к проповеди даже не смотря на различные тяготы и угрозу физической смерти – потому что они осознавали, что возвещают людям единственный путь к спасению от вечной погибели. В этом смысле миссия – естественное проявление христианской любви к тем, кто еще не знает об этом пути. Преподобный Макарий Алтайский писал: «Христианская вера, основанная на Слове Божием, есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь… то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное... Если господствующая в народе религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе сего народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как св. Апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающимся... [соединенное с] желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину, познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, и в сем познании обрели вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Скачать epub pdf Об авторе этой книги «Подвижником земли Русской» называли Николая Евграфовича Пестова его почитатели, – и это высокое именование не было преувеличением. Можно сказать, что его многотомный труд «Путь к совершенной радости» был плодом этого личного, опытного подвижничества. В работе Николая Евграфовича опыт Святых Отцов пережит через катастрофы и искушения XX века, – те, которые изведал он сам. В детстве и юности, которые прошли на Волге, в Нижнем Новгороде, будущего подвижника воспитывали в гуманистическом духе, привив ему уважение к высоким человеческим проявлениям: добру, справедливости, талантливости, учености, но не идеалов святости и веры христианской. Это и привело к тому, что в годы революции, придя после демобилизации из царской армии для регистрации в нижегородский комиссариат, Пестов не отказался от предложенной ему работы во Всевобуче, а впоследствии от звания военного комиссара. Об этом периоде своей жизни Николай Евграфович писал так: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее...Весь этот кошмар... карамазовская грязь. Все это было при отсутствии у меня христианской веры». В эти годы Пестов даже дружески сблизился с Л.Троцким, сопровождая его в инспекционной поездке по военным частям разных городов Приуралья. В Екатеринбурге председатель Реввоенсовета Советской республики сделал на подаренной книге надпись: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий». Были в архиве Н.Е.Пестова и фотографии, на которых он был запечатлен со своим «другом». А ведь юность Николая Евграфовича была ознаменована общением с государем Николаем II, не раз он встречался и с Великой Княгиней преподобномученицей Елизаветой Федоровной. И вот на месте их мученической кончины он шел путем «сынов проклятья». Видимо, необходимо ему было пройти путь «блудного сына», чтобы потом всегда гореть сердцем в христианском подвижничестве, не зная «теплохладности». Обращение и покаяние Николая Евграфовича было вызвано призывом Божиим. В 1921 г. после трех лет службы в Красной Армии, «Господь вошел в сердце, и с тех пор, что бы я ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках Ирина Ткачук «Верую видети благая Господня на земли живых...» ( Пс.25 ) Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Миро и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен. Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» ( Еф.1:18 ). С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших. Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь. С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия. Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миру бытия, ни миру сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного мира. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин , 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Захария (Захару) V. Путь монашества 1. Монашество как дар Святого Духа Познание пути Божия, которое проистекает из опыта трех периодов духовной жизни, особым образом достигается в монашестве. Испытания указанных трех периодов имеют целью окончательное утверждение верного в благодати божественного усыновления. Также монашеский подвиг ставит целью перед собой стяжание совершенства, которое Небесный Отец ожидает от чад Своего Царства. Следовательно, слово о монашестве неизбежно затрагивает вопрос христианского совершенства таким, как его открыл Христос в Своем учении и в Своей жизни. Христианское совершенство превосходит человеческую меру. Оно не является свойством тварной природы 675 , но есть дар Святого Духа. Оно было явлено в человеческой природе Христа, воспринятой Им от Святой Девы. Это совершенство остается недостижимым в рамках земной жизни 676 . Тем не менее Христос желает, чтобы Его творение – человек – приобрел это совершенство, и поэтому дает его в качестве заповеди 677 . Это совершенство есть прежде всего совершенство Божественной любви. Старец Софроний отождествляет его с «большей любовью» 678 жертвы Христовой. Он останавливается вниманием на образе Христа, Который в одиночестве восходит на Голгофу и претерпевает крайние страдания, чтобы освободить людей от смерти и даровать всем вечную божественную жизнь 679 . Как «предельное совершенство» 680 определяет Старец совершенство любви Христа, Который опрокидывает пирамиду всего тварного бытия и помещает Себя в ее вершине, оказавшейся внизу. Таким образом, Христос берет на Себя грехи всех людей и несет проклятие поразившей их смерти. Это совершенство имеет началом Крест. Оно есть совершенство «широты, и долготы, и глубины, и высоты» непостижимой любви Христовой 681 . Оно есть вечное Действие схождения Христова в преисподние места земли и Его восхождения превыше всех небес. Этим деянием собезначальный Отцу Единородный Сын обнял небо и землю, и преисподняя 682 . Схождение и восхождение Христовы являются источником всех даров Святого Духа. Эти дары небесны 683 . Они вводят причастных им «в меру полного возраста Христова» 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

архимандрит Амвросий (Юрасов) Сопоставительный богословский анализ «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», – говорит Христос ( Ин.6:4 )... Призвал Господь человека и тот уверовал, и стал искать путь спасительный, путь истинный. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – гласит Священное Писание ( Еф.4:5 )... Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий – конфессий насчитывается сегодня в мире, все они называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм – ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения... Почему нарушилось единомыслие в христианском мире? Где исконная вера, дарованная Богом, Церковь , основанная Господом нашим Иисусом Христом, а где – произволение человеческое?.. На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в этой книге. Надеемся, что наш скромный труд поможет разобраться где истина, глубже познать догматические основы христианства. Краткая история протестантизма Слово Божие устами святого апостола Павла учит, что Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Эти слова говорят о великом достоинстве и святости Церкви Христовой. Но еще большая слава и сила Церкви раскрывается перед нашим духовным взором, когда мы слышим обетование Христа, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Божественное откровение, свидетельствуя о несокрушимой силе Христовой Церкви, в то же время предостерегает и о тех опасностях, которые могут постигнуть тех, кто приступает к вере христианской. Апостол Павел говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси». ( 2Пет.2:1 ). Непонимание между членами Церкви возникало еще в апостольские времена: едва вышли на проповедь апостолы, едва основали первые общины христиан, как внутри их стали появляться учения, противные духу истинной веры. Апостол Павел пишет ефесянам: «...я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». ( Еф. 4:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В Псалме 24 псалмопевец, теснимый многочисленными и сильными врагами и ниоткуда не имея себе помощи, обращается в Господу с мольбою, чтобы Он не дал восторжествовать над ним врагам его, но явил бы ему Свою милостивую помощь и защиту, простил грехи, которыми он заслужил свой несчастья, и всегда бы наставлял и направлял его на правый путь жизни. Писателем псалма, по свидетельству надписания, был Давид, которому он действительно вполне приличествует и по содержанию, и по характеру. Судя по тому, что псалмопевец представляется в большой опасности от многочисленных врагов (ст. 2 и 19) и в этом несчастии видит наказание Божие за тяжкий грех своей молодости (ст. 7. 11. 18), можно с вероятностью предполагать, что псалом написан был во время восстания Авессалома, которое, как предсказал пророк Нафан ( 2Цар.12:11–12 ), и было именно наказанием Божиим Давиду за допущенный им за несколько лет пред тем грех увлечения его Вирсавией и сделанные им тогда распоряжения к убиению мужа ее Урии. Этому времени всего лучше соответствует и присоединяемая в заключении псалма молитва об избавлении всего Израиля от скорбей его, так как восстание Авессалома, будучи личным наказанием Божиим Давиду, являлось в то же время бедствием для целого народа и Давид, как царь народа и главный виновник его бедствия, естественно считал себя обязанным молиться об избавлении его (ср. Пс.3:9 и 27:8–9). Христианская Православная Церковь с древних времён употребляет этот Пс.в богослужении 3-го часа, совершаемого между прочим в воспоминание страданий Христа Спасителя на суде у Пилата (см. выше стр. 222). В этом случае она понимает его в пророческом смысле, в молитве Давида о помощи и заступлении, усматривая прообраз молитвы окруженного врагами Христа Спасителя пред Его осуждением на распятие, а в мольбах о прощении грехов и наставлении на правый путь жизни – молитвенный вопль ожидающего искупления и исправления, падшего человечества, грехи которого принял на себя к для спасения которого пострадал Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

... «еще раз поколеблю не только землю, но и небо... чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля Царство Непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу...» ( Евр.12:26–28 ) Содержание От составителя Мысли к предисловию Часть первая. Подвиг постижения первообраза Пути богословской аскезы Богословие как молитва и как состояние нашего духа Единство Церкви по образу Святой Троицы Тайна Святой Троицы Откровение и догматическое сознание Антиномии Троического богословия Обожение Путь единства Часть вторая. Образ и подобие О человеке Человек – персона Христианское величие человека Предвосхищение царства О современном человечестве Часть третья. Становление Слово о монашестве Об основах православного подвижничества О необходимости трех отречений у преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника О некоторой параллели между браком и монашеством О двух родах смирения: нетварном-Божественном и тварном-аскетическом О послушании О молитве О покаянии Из аскетических записок О подобии Христу О прощении грехов О монашеском «здоровье» О благодати О всеобщем спасении Завещание Часть четвертая. На вершине Фавора О созерцании Слово на Преображение. О Свете Фаворском Сокращения     ОТ СОСТАВИТЕЛЯ «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ). Познание Бога, о котором молился Христос в Гефсиманскую ночь, не есть «осведомленность», но живое общение с Богом. Жаждой именно такого Богопознания отмечен весь жизненный путь схиархимандрита Софрония (†1993). Для тех многих, кто уже соприкоснулся с его духовным наследием всякое предисловие, возможно, покажется излишним. Его книги сами красноречиво свидетельствуют о богатстве его духовного опыта. Отец Софроний – наш современник. Его слово о Боге во многом является ответом на духовные искания нашей эпохи. Жизненный путь отца Софрония охватывает почти все столетие. Каким бы поворотом событий ни была отмечена история нашего века, слово отца Софрония было и остается верным свидетельством тому, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010