архим. Захария (Захару) Содержание К русскому читателю Введение I. Понятие и возможность осуществления ипостасного начала 1. Понятие ипостасного начала 2. Первоначальная слава человека как возможность принятия божественной жизни 3. Ложный путь к воображаемому Абсолюту II. Истощание Слова и спасение человека 1. Истощание Слова 2. Путь заповедей 3. Любовь до ненависти к себе III. Разрыв и исцеление 1. Величие и ничтожество человека 2. Смерть 3. Благодать смертной памяти 4. Скорбь и слезы 5. Отчаяние и чувство присутствия Божия IV. Таинство путей спасения 1. Призывающая благодать 2. Отъятие благодати 3. Возвращение благодати 4. Познание пути V. Путь монашества 1. Монашество как дар Святого Духа 2. Исполнение монашеских обетов как исцеление от изменений, возникших в результате первородного греха Послушание Девство и целомудрие Нестяжание 3. Духовное отцовство как служение примирения человека с Богом VI. Путь безмолвия 1. Иисусова молитва 2. Упражнение в Иисусовой молитве 3. Умное безмолвие и преодоление воображения 4. Брань с воображением VII. От психологического к онтологическому 1. Покаяние в психологическом плане 2. Онтологическое возрождение 3. Созерцание нетварного Света 4. Двойное видение, вдохновляющее на покаяние в онтологическом плане 5. Аскетика и божественное смирение 6. Онтологическое содержание личности. Свободное самоопределение VIII. Молитва как путь созидания 1. Молитва как личностное общение 2. Чистая молитва 3. Молитва за весь мир как исключительное проявление ипостасного начала 4. Любовь к врагам как критерий истины Эпилог     К русскому читателю Сия книга есть благая весть для каждого православного христианина, и прежде всего для каждого монаха. Она показывает, в чем состоит духовная христианская жизнь и кто есть истинный монах. 1 Митр. Иерофей Влахос Предлагаемая книга посвящена богословию старца-архимандрита Софрония Сахарова (1896–1993) – всемирно известного подвижника, писателя, аскета XX века. Старец Софроний является выдающимся духовным явлением нашей эпохи. Книги о. Софрония, такие как «Старец Силуан», стали неотъемлемым преданием Церкви. Богословская «керигма» сего подвижника стала долгожданным благовестием современному человечеству в тяжких духовных скитаниях. По словам одного каталанского богослова, отец Софроний «нам приоткрывает такие христианские и евангельские измерения, о которых мы слишком основательно забыли». Благодаря сему «евангельскому измерению» писания Старца Софрония стали ярким свидетельством для всего мира, что христианское благовестие Православной Церкви было и остается Абсолютной Истиной, которая есть жизнь с избытком, данная Христом человечеству ( Ин.10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Опыт Церкви в формировании личности 22 сентября 2005 г. 17:50 «Опыт Церкви в формировании личности». Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии VIII епархиальных Образовавтельных Богородично-Рождественских чтений (Обнинск, 22 сентября). Приветствую всех участников и гостей VIII Богородично-Рождественских образовательных чтений. Традиционно они начинают свою работу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и я поздравляю вас с этим праздником. В этом году он по особому отмечается, ибо в эти дни исполняется 625-летие Куликовской битвы. Тогда, на поле Куликовом, началось собирание и строительство российского государства. В этой связи и наша работа приобретает особой оттенок актуальности. Не только тема Чтений, но и поставленная задача обращена не к прошлому, а к созиданию будущего нашего Отечества. В Священном Писании говорится, что у человека только два пути — путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Путь жизни, это путь жертвенности, основанный на любви к Богу и ближнему. Его явил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни. Второй, противоположный ему, путь сомацентричности человека с неограниченными запросами. Такой человек выступает как потребитель, не имеющий нехристианского самосознание. Он живет вне Христа, поскольку замкнут на себе, на своих потребностях. Такой человек чужд жертвенности, отрицает самоограничение и христианский подвиг, поэтому даже в области духовной он остается на позициях потребителя. Церковь воспринимается им не как таинственное Тело Христово, но как некая «служба» по религиозному обслуживанию населения. Если потребитель становится членом приходской общины, то и внутри Церкви он стремится установить рыночные отношения. Политические и социальные изменения в нашей стране, происшедшие в конце ХХ века, коренным образом повлияли на жизнь российского общества. Утратив за годы советской власти духовность, наши сограждане, особенно молодежь, в большинстве своем утверждаются в потребительском восприятии жизни. Формированию такого сознания способствуют: и семья, и государственная система образования, и средства массовой информации. По этой причине большинство людей, несмотря на то, что они крещены в Церкви и считают себя православными, не усваивают спасение, совершенное Христом. Ведь потребитель глух к Евангельскому призыву и неспособен к духовному преображению из-за расслабления всех сил души, порабощения их телесным потребностям.

http://patriarchia.ru/db/text/41330.html

Отдельным отделом в книгу свт. Феофана были помещены " Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании " (и, возможно, свт. Феофан и составил их на основе творений свт. Иоанна Златоустого - А.Л.) В " Начертании христианского нравоучения " изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу! Правда, там последняя цель человека указана - в общении с Богом - и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него? Но путь обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего? Нет. Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым. Сии распутья неизбежны по остающемуся, даже и в обращенном, греховному позыву и расстройству сил, которые и в сем состоянии способны представлять вещи в превратном виде - прельщать и губить человека. К сему присоединяется лесть от сатаны, который неохотно расстается со своими жертвами, и когда кто из области его пойдет к свету Христову, гонится вслед его и всякие расставляет сети, чтобы снова уловить, и нередко действительно уловляет. Следовательно, и тому, кто имеет уже желание идти указанным путем к Господу, необходимо еще указать все уклонения, возможные на сем пути, чтобы шествующий наперед был предварен о сем, видел имеющие встретиться опасности и знал, как избежать их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Путь истинно-христианской жизни. «Внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; что  узкая  врата, и  тесный  путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»  ( Матф. 7, 13–14 ). Великий пост, во вторую половину которого мы уже вступили, есть для нас как бы школа истинно-христианской жизни: он учит нас входить «узкими вратами» и идти тем  «тесным путем»,  который, по словам Христа-Спасителя,  «ведет в жизнь». Но как и во всякой школе, пользу от учения извлекает лишь тот, кто  добросовестно  учится, внимательно слушая своих учителей и старательно, со всем усердием и прилежанием, выполняя все задания, – так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто  добросовестно постится,  внимает всем глубоко-назидательным наставлениям св. Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется. Таковы ли все мы, современные православные христиане? Пусть на это ответит совесть каждого из нас! Но если мы не таковы, если Великий пост не является для нас школой, курс обучения в коей мы со всем старанием и усердием проходим, с любовью исполняя все то, чему нас учит св. Церковь , то мы – далеки от истинного христианства,  мы не живем истинно-христианской жизнью, напрасно носим имя «христиан», и ничего хорошего ожидать для себя не можем. Какому же именно пути истинно-христианской жизни учит нас св. Церковь Великим постом? Указав нам в 3-ью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, что истинное христианство заключается в смиренном, кротком, терпеливом и безропотном несении своего креста и сораспятии нашему Подвигоположнику Христу, св. Церковь во вторую половину поста наглядно, образно, необыкновенно сильно и вразумительно (для тех, конечно, кто еще способен к вразумлению!) представляет нам, в чем состоит путь истинно-христианской жизни  практически. Так, в 4-ую неделю Великого поста прославляемый св. Церковью Преподобный и Богоносный отец наш Иоанн,  Игумен Синайской Горы,  Лествичник,  всей своей замечательной подвижнической жизнью, а одновременно – своим дивным письменным творением  «Лествица Духовная, возводящая на небо»,  убедительно учит нас, что путь истинно-христианской жизни состоит в постепенном восхождении  по лествице христианского совершенства, чрез непрестанную борьбу с греховными страстями и похотями, вплоть до полного искоренения их из своей души, и чрез насаждение в душе противоположных этим страстям и похотям христианских добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Инна Стромилова " decoding="" title=""  «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение Иоанна Богослова). Но почему человек иногда живет так, будто не слышит этот непрестанный зов Господа ? И почему однажды все-таки откликается? О своем пути к Богу рассказ нашего корреспондента. На подступах к вере С детства я мечтала связать свою жизнь со сценой. Сначала хотела быть балериной, потом актрисой. В старших классах твердо решила поступать на театральный факультет Саратовской консерватории. А в самом начале учебного года в выпускном классе у меня тяжело заболела мама. Тогда ее знакомая, работавшая регентом церковного хора, посоветовала ей пойти в храм. В нашей семье никогда не отрицали Бога. Мы имели общее представление о заповедях, всегда с внутренним трепетом и уважением относились ко всему, что имеет отношение к вопросам веры, но в храм не ходили. Когда мама заболела, она сразу и без сомнений последовала совету своей знакомой. Стала ходить на богослужения , исповедоваться , причащаться . Звала меня. И, конечно, я старалась хоть изредка, но приходить в храм вместе с ней. Я видела, как маме плохо, как важно для нее быть в Церкви, и старалась поддержать ее, хотя сама мало интересовалась происходящим в церковной среде, была больше увлечена культурной жизнью. Несколько раз тогда исповедовалась и причащалась. Но все делала как в тумане, не задавая особо никаких вопросов: надо так надо. Вскоре мама захотела побывать в Троице-Сергиевой лавре , колыбели русского монашества, куда за помощью к преподобному Сергию Радонежскому едут тысячи людей. Попросила поехать и меня. В итоге эта поездка и перевернула мою жизнь, вернее, стала отправной точкой к последующему перевороту. Оказавшись в стенах лавры, я почувствовала, что соприкасаюсь с каким-то особым миром, огромным и незнакомым, но в то же время очень близким и родным моему сердцу. Было радостно и одновременно страшно. Всей душой захотелось тогда стать на путь христианской жизни, на путь преодоления греховных навыков в себе, на путь, ведущий к Богу. Одновременно обострился вопрос и о выборе жизненного пути. Я вдруг задумалась о том, что выбранная мной профессия может стать препятствием для духовной жизни. Но насколько сильны были сомнения, настолько же сильна была жажда осуществления давней мечты о сцене.

http://azbyka.ru/way/nachav-odnazhdy-put...

Скачать epub pdf Мы с вами в течение нескольких лет изучаем христианскую деятельную жизнь по святым отцам, и сейчас благовременно посмотреть на тех, чью память мы будем творить в дни приближающегося праздника святой Пятидесятницы, – на апостолов – и дать себе отчет, каковы были их путь, их опыт. Теперь против святых отцов, против их делания, против того, что называется христианским аскетизмом, восстают не только различные сектантские учителя, но и люди, называющие себя православными. Говорят, что этот путь выдуман святыми отцами, что ничего этого нет ни в Евангелии, ни у апостолов. Чтобы познакомиться с тем, что там есть, надо прежде всего дать, хотя бы в кратких чертах, основоположение христианского подвижнического опыта. Аскетизм выходит из того основного положения, что Христос и мир – мир как зло, как страсти, как грех, а не тот мир, в котором мы живем, – ни в какой мере не совмещаются друг с другом, и поэтому нам надо отречься от мира, удалиться от него, хотя мы и живем в миру. За отречением, как вы знаете, лежит путь деятельного восхождения. Человек создан по образу и подобию Божию, и этот образ мы в себе растлили через грех . Теперь прежде всего нам надо через Христа восстановить его. Христос пришел в мир восстановить образ падшего праотца. Это восстановление совершается в таинстве, именуемом крещением, но затем мы, как предрасположенные ко греху, снова искажаем в себе образ Божий, снова его оскверняем. Первая задача христианина, по святым отцам, есть очищение души от страстей; оно, как говорит Феодор Эдесский , не есть еще само по себе добродетель: «Чего же после сего (отречения от мира. – О.С.) искать следует, если не очищения только от страстей, ибо это не есть еще само по себе добродетель, а только приготовление к добродетели; но к очищению недобрых навыков должно приложить и стяжание добродетелей». 1 Стало быть, нужен еще и путь восхождения, путь духовного совершенства и обожения: «А после такого очищения и истребления всего делающего силы наши нечистыми и благоустроения их требуется и восхождение к духовным совершенствам и обожение: ибо уклонившемуся от зла надлежит делать благое». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

М.В. Лодыженский Глава четырнадцатая. Путь христианского подвижничества «Луч солнечный, проникнувший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи». Иоанн Лествичник . Краткая история подвижничества. Вильям Джемс и А. Бе­зант о влиянии подвижников. Подвижники «Добротолюбия» о подвижничестве. Элементы подвижнического пути. Страх Божий, покаяние, смирение, вера в благодать, терпение, молитва , воздержание, милостыня, послушание. Сводка этих элементов в путь христианского подвижничества по «Добротолюбию». Искушения на пути. Характерные черты русского христианского подвижничества. «Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец и отдает серебро». Ефрем Сириянин. Прежде чем приступить к детальному изучению подвижнического пути, разработанного авторами Добротолюбия, считаем не бесполезным сказать несколько слов о том, как возникло самое подвижничество, создавшее этот путь, и в каких формах оно явилось в эпоху расцвета подвижнической жизни, а именно во время от III до XV века. 574 В своей книге «Апостолы» Ренан, излагая историю возникновения и развития христианства, говорит, что христианство с первых шагов своих организовалось в небольшие общины – церкви не только по теологическим, но и по социальным причинам. Эти церкви являлись собраниями верующих и были вместе с тем ассоциациями взаимопомощи, отличающимися от современных нам коммун тем, что они имели религиозную основу, которой нет у современного социализма, создающего сообщества без основного связующего людей элемента – любви христианской – сообщества, в коих чуткая душа иной раз оказывается жестоко изолированной. В маленьких кружках, носивших название церквей, говорит Ренан, господствовала теплая приятная атмосфера. Все жили вместе одной и той же верой, одними надеждами. 575 Но очевидно, что эти условия были неосуществимы в большом обществе. Когда целые страны приняли христианство, организация первых церквей стала утопией, и соответствующий ей порядок укрылся в монастыри. По мнению Ренана, в этом смысле иночество является лишь продолжением первобытных церквей. Монастырь, как утверждает Ренан, есть необходимое последствие христианского духа. Христианство не может быть совершенным без монастыря, так как только в нем может осуществляться евангельский идеал.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Нектарий (Морозов) " decoding="" title="" Оглавление Вступление Эта небольшая брошюра, задуманная как продолжение серии “Опыт воцерковления в современном мире”, родилась в результате общения автора с верующими людьми, ищущими в жизни свой путь, задающими себе по приходе в Церковь очень важный вопрос: “Как жить дальше?”, вопрос, совершенно закономерный. Христианство для обратившегося в него из безверия — в полном смысле этого слова новая жизнь, восприняв которую, человек жаждет изменения себя, изменения, соответствующего этой новизне. Между тем ответ не всегда очевиден: путь к нему лежит через сердце, в котором встречаются воля человеческая и воля Божественная. И в то же время в сердце свое без помощи Божией заглянуть оказывается невозможно. А правильный ответ очень важен: от него зависит в жизни христианина многое, если не всё. Найти свое место в этой жизни, то, которое именно для нас приготовлено Богом,- как же это много значит! Невозможно предложить “один ответ для всех” или “ответ по выбору — для каждого”. Здесь, в этом издании,- лишь попытка помочь ищущему свой путь следования за Христом человеку разобраться в себе, рассмотреть свою жизнь, свое сердце и все-таки — обрести этот путь. Как жить дальше? Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною  ( Мф.16:24 ). Сегодня у искренне, скажем даже “пламенно”, обратившегося к Богу, начавшего воцерковляться человека очень часто возникает вопрос: как жить дальше? Легко дать общий, такой, казалось бы, ясный и простой ответ: живи по-христиански, согласно с евангельскими заповедями. Но как это исполнить? — Дело в том, что у человека со временем появляется не дающее ему покоя ощущение, что вся его жизнь, ее строй, круг общения, работа, наконец,- это совсем не то, что могло бы позволить ему приблизиться к Богу. Условия этой жизни, требования среды, профессиональные требования, взгляды тех, с кем постоянно приходится иметь общение,- все это и на самом деле нередко вступает в противоречие с законом евангельским, не дает осуществить его во всей полноте, заставляет идти на бесконечные компромиссы. Что же делать тому, кто понимает уже хотя бы отчасти, как надо жить действительно по-христиански, но не находит в себе сил так жить в привычной ему обстановке? Неужели единственный путь — это совершенное удаление от мира, уход в монастырь, уход, более похожий на бегство с поля брани, бегство, которое если и бывает спасительным, то сопряжено тем не менее с чувством какого-то очень горького, трудно переживаемого поражения?

http://azbyka.ru/katehizacija/gospodi-ka...

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Мой путь – это путь православной веры» Интервью с архимандритом Павлом (Динисом), настоятелем Введенского мужского монастыря (Мексика) Архимандрит Павел (в миру Карлос Алексио Родригес Динис) родился 3 августа 1957 года в Бразилии. По окончании средней школы поступил в университет, где изучал фармацевтику и биохимию. Некоторое время по окончании университета трудился по специальности. В возрасте 23 лет принял монашеский постриг в католическом братстве Миссионеров – служителей бедным в Бразилии, а затем перевелся в Мексику. После рукоположения в священный сан в течение 18 лет исполнял обязанности духовника мирян и монашествующих, а также был настоятелем указанного монастыря. К Православию присоединился в 2002 году в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия в Фессалониках (в православном крещении получил имя Алексий в честь Алексия, человека Божия). Затем по благословению митрополита Мексиканского Афинагора (Константинопольский Патриархат) был направлен для прохождения монашеского искуса на Святую Гору Афон в Ватопедский монастырь. В этой обители подвизался с 2004 по 2008 год, здесь же принял монашеский постриг и хиротонию в священные степени. В 2008 году вернулся в Мексику для утверждения монашеской жизни в Мексиканской митрополии. В настоящее время является настоятелем новосозданного Введенского монастыря (первого монастыря на территории этой епархии) Мексиканской митрополии Константинопольского Патриархата. – Отец Павел, расскажите, пожалуйста, немного о себе. – Вы просите меня рассказать что-нибудь о своей жизни, но она, без всякого сомнения, не имеет столь уж большого интереса. Несомненно одно: самое главное и важное – это то, что совершил Господь Своей благодатью и милосердием в моей жизни – жизни человека грешного, призванного ныне любовью Единого в Троице Бога к обращению. Родился я в католической семье и был крещен в раннем возрасте по обряду Католической Церкви. Под руководством моей матери я получил первые наставления в христианской вере и при ее же поддержке участвовал в христианских таинствах. В то время как от моей мамы я вместе с двумя братьями получал уроки веры, у своего отца я на практике обучался ценностям и добродетелям, чтобы стать хорошим человеком. При этом мой отец хотя и следовал в своей жизни законам христианской веры, был, однако, далек от Католической Церкви.

http://pravoslavie.ru/36126.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010