Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны. С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву. Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению. В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

http://pravoslavie.ru/55466.html

Представляя при сем означенный акафист в цензурный комитет на рассмотрение, покорнейше прошу оный комитет дозволить сей акафист напечатать, если после цензуры он окажется во всем исправлен. Акафист сей по распоряжению Преосвященнейшего Израиля, епископа Вологодского и Устюжского, уже был рассматриваем местным епархиальным цензором и ныне представляется в цензурный комитет в копии в исправленном виде». Московский духовно-цензурный комитет поручил дать отзыв цензору прот. Михаилу Капустину. Протоиерей М. Капустин от 12 ноября 1885 года доносил комитету: «Акафист и молитва Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, содержит обычные похвальные приветствия, применительно к его жизнеописанию составленные, проникнутые благоговейным чувством и изложенные чистым и правильным славянским языком с соблюдением общей принятой формы акафистов. Посему на основании 226 ст. Цензурного устава полагаю одобрить к напечатанию для богослужебного употребления в одной из типографий Св. Синода с его разрешения с исключением в оной в 9-м икосе слов о трех кочергах, которыми блаженный предзнаменовал будущее плодоносие или неурожай земли, так как сказания о подобных действиях Христа ради юродивых помещаются в их жизнеописаниях, в акафистах же по преимуществу прославляются их подвиги и добродетели». 26 ноября 1885 года за 1330 Московский духовно-цензурный комитет послал в Св. Синод донесение об акафисте. В своем донесении комитет не обозначил лица, представившего акафист, почему Синодальная канцелярия в Московский духовно-цензурный комитет сделала запрос от 14 января 1886 года за 167, кем представлена в комитет рукопись под заглавием «Акафист св. Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу». По получении нужных справок Святейший Синод дал свое определение об акафисте св. Прокопию Устюжскому: «Поступившую из Московского духовно-цензурного комитета рукопись «Акафист св. Прокопию Устюжскому» разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Показываясь глупым, неспособным ни к какому труду и делу, пренебрегая притом общепринятыми обычаями света, а иногда допуская некоторые странные, непонятные действия, тем самым он самопроизвольно осудил себя на безропотное перенесение всего, что обыкновенно бывает следствием слабоумия: посмеяния, поругания, презрения, обид. «От неразумных многие скорби претерпел и явился чуден в терпении». Терпел с полным сознанием, что терпит невинно, что он совершенно не таков, за какого почитают его другие, «не был несмыслен, но разумевал, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ), знал и любил Бога, знал и любил ближних лучше мудрых мира сего. Великая требовалась со стороны его мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию, чтобы терпя обиды, презрение, питать к презирающим и обидящим любовь и служить спасению их, чтобы в странных, по-видимому, действиях не допустить чего-либо греховного, соблазнительного, неуважения к другим, оскорбления, чтобы исполняясь высокими мыслями и святыми чувствами, казаться буим. Как для него тяжело ни было соблюсти подобные качества своего подвига, но ему нравилось, что другие не замечали сокровенной в нем мудрости: нравилось, потому что это соответствовало его глубокому чувству нищеты духовной, приучало его смиренномудрию, кротости, терпению, незлобию; с корнем вырвало из него то зло, которое называется гордынею ума, и вместе с тем давало возможность свободно и безнаказанно говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего. Именуется он в службе церковной «вторым твердисловом». Так звали почти современного ему блаженного Исидора Ростовского 14 , смелого и сильного обличителя лжи и всякой неправды. За подобные же качества присвоено это название и блаженному Максиму. Желание служить спасению ближних – это почти общая черта всех юродивых Христа ради. Так, например, после долговременного подвига в пустыне св. Симеон юродивый сказал сподвижнику своему Иоанну: «нет уже нам более нужды оставаться в пустыне, но пойдем послужить спасению других и юродством своим наставлял на путь истины и добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 8 Житие твое, Василие, неложное, и чистота несквеpна,/Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/и мразом и теплотою солнечную,/и слотою, и дождевным облаком,/и просветися лице твое, яко солнце,/и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/прославляюще святое твое успение./Тем Христа Бога моли,/да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя бpани,//и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость. Перевод: Житие твое, Василий, истинное, и чистота неоскверненная, Христа ради тело твое изнурил ты постом и бдением, и морозом, и солнечной жарой, и ненастьем, и дождем, и просветилось лицо твое, как солнце, и сейчас приходят к тебе Российские народы и все люди, прославляя святое твое успение. Потому Христа Бога моли, да избавит нас от языческого пленения и междоусобной войны, и мир подаст миру, и душам нашим великую милость. Кондак, глас 4 Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/отрясл еси мирский мятеж,/и жития треволнения возгнушался еси,/и совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия,/убежал еси ловления льстиваго миродержца,/и был еси странен во твоем языце,/и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/увязлся еси венцем терпения./И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/о творящих святую память твою, да зовем ти://радуйся, преблаженне Василие. Перевод: Духом Божиим руководим, преблаженный Василий, отверг ты мирскую суету и пренебрег житейскими бурями, и снял с себя тленные одежды и облачился в одежду бесстрастия, избежал ты сетей льстивого миродержца (диавола) и был чужим для своего народа ( Пс.68:9 ), и вместо земного богатства избрав богатство Небесное, увенчался ты венцом терпения. И сейчас, преблаженный Василий, моли Христа Бога о празднующих святую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преблаженный Василий». Молитва 1я О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, переблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к Тебе и призывающия имя Твое святое, помилуй ны, припадающия Днесь к пречистому образу Твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами Твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

Кондак, глас 2 Яко сокровище богатно,/верным Божественная благодать/из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/и тако вас ради ныне славится Бог,/Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/Вассиане и Ионо досточуднии,/молитеся непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Вассиане и Ионо,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь преподобным Онуфрию и Авксентию Вологодским, глас 8 Православия наставницы,/благочестия и чистоты учителие,/Церкве Вологодстей Богодарованное украшение,/преподобнии отцы наши Онуфрие и Авксентие,/молите милостиваго Бога,/да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/и душам нашим спасение. Кондак, глас 2 Волнений множество невлажно проходяще... (общий преподобным). Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Онуфрие и Авксентие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу, глас 8 Иже Христа ради, волею оставив свое отечество – град Вологду/и вся красная мира сего возненавидев,/желанием духовным вселился еси во град Ростов/и, яко в пустыни скитаяся в нем,/гладом и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/и работая Господеви день и нощь,/в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/власы же главы своея пеплом и смолою удручая,/и, ревнуя Василию блаженному,/пришел еси в царствующий град Москву/и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/преселился еси к вечным обителем,/чудес лучи испущая,/преблаженне Иоанне, отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/образом буйства зрим от человек,/умныма же крылома горе возлетая,/все тело свое веригами обязая 21 ,/яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/очистив ум от страстей,/веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/обрете светлость жизни вечныя,/молим тя, блаженне Иоанне,/молися прилежно Христу Богу нашему/сохранится нам от всякаго навета/и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/радуйся, многострадальне, яко да молитвами твоими направляеми,/предстоя присно с нами,/в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 2 Августа, Канон первый Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Посеченный несекомаго пресече,/и виде солнце землю, юже не виде,/лютаго врага вода потопи,/и непроходимое пройде Израиль./Песнь же воспевашеся:/Господеви поим, славно бо прославися.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Одеяйся светом, яко ризою, одея тя, Василие чудне, ризою безстрастия./Темже взимался духом к Божественному видению и озарився благодатию Божия промысла,/странен показался еси от всех сродник и знаемых,/и преселился еси к сродству Небесному, и ныне живеши жизнь безконечную.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Показался еси Россиистей земли светило великое,/просвещая нас светом Твоих добродетелей./И кто может изчести многия подвиги и труды Твоя,/и всенощная стояния, и иных множества к сим добродетелей,/имже возмездие от Бога приял еси?  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ума человеча превзыде чин, дивное на земли житие пожил еси,/бдя, и моляся, и труждаяся, и наг на земли скитаяся,/не имея где главы подклонити, во всем животе Твоем./И сего ради вселился еси во обители Небесныя,/многи бо, рече Господь, обители в дому Отца Моего, по мере добродетелей.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Кое спасение ино таково, якоже Ты, Пречистая Богородице,/крепкое поможение и теплое заступление?/Избави душу мою от сети диаволи,/Ты бо еси всех земных спасение,/спаси и мене, люте потопляема волнами греховными,/молитвами угодника Твоего Василия.  Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Дым, и прах, и сень вменил еси красная века Сего/и ничтоже от любве Христовы паче изволил еси,/Сего желая насытитися славы и веселия присносущнаго,/в няже желают Ангели приникнути./И, сих радости получив, предстоиши во свете Святей Троице, радуяся,/Ейже молися за ны, переблаженне Василие. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Изнуряя, таким образом, всячески свое тело, бл. Василий в тоже время еще более старался смирить свой дух, не дать развиться в себе самомнению, горделивому сознаний важности своих подвигов, которые он считал маловажными и не имеющими никакой ценности, и посему всячески избегал людской похвалы, находя ее, по-своему смиренно, не заслуженною. Но блаженный не хотел бежать от неё в пустыню: для своей деятельности во славу Божию и на пользу ближних святый подвижник шумную столицу предпочитал пустыне: живя здесь, «в мире», он скорее и убедительнее, чем в пустыне, мог поучать христианской жизни любителей суеты мирской. К тому же никто не мог ему поручиться, что людская слава и в пустыне не будет преследовать его. По сему блаженный, не имея возможности скрыть своих подвигов от людей, избрал другое средство для избежания людской похвалы и для смирения своего духа: вместе с подвигом ноготы принял подвиг юродства (безумия) Христа ради и под внешним неприличием этого подвига скрывал от людей, не прозревших далее внешнего, свое добродетельное житие, представляясь как бы лишенным разума, ни чего несмысляищим. Ходя по улицам, он всегда молчал, сам почти никогда не начинал говорить и на вопросы обыкновенно безразсудные, а иногда при начале юродства даже обидные, ничего не отвечал, показывая вид, что он ничего не понимает; если же когда и говорил, говорил темно и безсвязно, загадками; в поступках своих был непонятен: допускал странные действия, входил в близкое соприкосновение с людьми порочными и низко павшими в общественном мнении и т. п. Но во всех этих особенностях своего поведения, в своих странных и иногда, повидимому, безумных речах и поступках блаженный никогда не позволял себе чего-либо греховного, какой либо несправедливости или оскорбления по отношению к другим. Напротив, в своем юродстве блаженный проявлял много мудрой заботливости о спасении людей, любил их и ради этой любви не жалел себя. Сколько, напр., требовалось с его стороны решимости, чтобы отказаться от обычного употребления разума? Но блаженный не усомнился это сделать, зная, что своим юродством он не унижает данного ему от Бога разума, но только необычно употребляет его для высших целей и действий, где обычное употреблеше разума было бы бесполезно и даже вредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, яко светильник явился еси горяй и светяй верным сыном Церкве Христовы. Радуйся, яко маслина, в Дому Божии насажденная. Радуйся, удостоенный стояти у Престола Господа Сил в едином лице со блаженными и праведными Всероссийскими Василием, Максимом и Иоанном Московскими, Николой блаженным, Иеремиею и Матфеем прозорливыми, Тихоном Лухским и Макарием Унженским. Радуйся, животворную росу благодати Божия в сердцах наших одождеваяй. Радуйся, благая прошения наша скоро исполняяй. Радуйся, скоро врачуяй недугующих, с верою просящих у тебе исцеления. Радуйся, скорый услышателю нас, тя на помощь призывающих. Радуйся, блаженный и праведный Симоне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче. Кондак 7 Хотяй диавол, сей всезлобный враг спасения кияждо души человеческия, доброму и святому житию твоему помешати, блаженне Симоне, часто насылал на тя злобныя люди, побивавшыя тя и ругавшыяся над тобою. Ты же странника и пришельца в мире сем временнем помышляя себе быти, от самых юных лет возлюбил еси подвиги богоугодныя. И всельшийся в чистое сердце твое Дух Святый научи тя, чрез тебе и нас же пети Богу и Творцу нашему: Аллилуиа. Икос 7 Дивный о нас молитвенниче, заповеди Господни сохранивый и в велиих добродетелех преуспевый, ты, блаженне Симоне, был еси еще во плоти подражатель сил безплотных жития своего чистотою и святостию. Темже и мы со благоговением приносим ти благохваления таковая: Радуйся, терпеливый душею и разумом целомудренный. Радуйся, велий тружениче, скоро всем еще при жизни своей помогаяй. Радуйся, все свое тщание, желание и попечение вложил еси не в заботу о себе, а во всяческия услуги своим согражданом. Радуйся, и по отходе своем нас молитвенною помощию не оставляяй. Радуйся, глубочайший кладезю драгоценнейшаго смирения. Радуйся, чистоту души своея в велием подвизе соблюдый. Радуйся, яко не имеяй где главу подклонити, пространныя обители в райских селениих обрел еси. Радуйся, в алчбе и жажде всю свою земную жизнь проведый и обретый безконечное насыщение в лицезрении Божием.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

Аминь. Молитва святому мученику архидиакону ЛАВРЕНТИЮ Римскому О пресвятый и предивный страстотерпче Христов, архидиаконе Лаврентие! Восхваляюще веру и страдания твоя, почитаем победу, венценосное прехождение твое чрез горящее углие от тьмы века сего ко свету невечернему Престола величествия Божия. Темже убо молим тя: якоже древле притекавшия с верою к покрову твоему чудесы твоими утвердил еси, тако да приимеши и нас под кров твой, и в болезни и печалех наших заступник нам да будеши; якоже от слепоты телесных очес Крикескентиана преложением рук исцелил еси, тако да исцелиши предстательством твоим у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Призри на разслабление наше телесное и душевное и укрепи нас бодренностию против враг наших видимых и невидимых, удручающих нас напастьми, да твоею помощию путь маловременныя жизни сея прешедше, непобеждени от бед и скорбей и всякаго лютаго обстояния, достигнем неприступныя славы величествия Божия, идеже предстоя, молишися со дерзновением за люди, прибегающия с верою к тебе и воспевающия дивнаго во святых Бога Израилева во веки веков. Аминь. Молитва Архангелу РАФАИЛУ О святый великий Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси и сына его Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю тя: буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене, грешнаго, молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь. Молитва святому блаженному ВАСИЛИЮ, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца, Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающих днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго; и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Даже самые необходимые предметы для поддержания жизни, – каковы пища, одежда, жилище, – не составляли для него необходимых потребностей. Посвятив всего себя на служение Богу и ближним, он в молодых еще годах покинул свое жилище, родных и всех близких его сердцу, провождал жизнь бесприютную, скитальническую, одинокую; большую часть времени проводил под открытым небом; не имел почти никакой одежды на теле своем и стыда в том не находил, как первозданный Адам прежде падения. При помощи Божьей благодушно претерпевал все воздушные перемены, – нестерпимые зимние холода, жары, ветры, снега, дожди. «Хотя люта зима, да сладок рай», говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, «оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье» 13 . Питался он только той скудной пищей, которую подавали ему добрые люди. Изнуренное тяжкими подвигами, сияющее чистотой души и благодатию Божиею, почти обнаженное тело его служило для окружающих не соблазном, а вразумлением и назиданием. «Очистив от всякой скверны душу и тело, он чистым храмом соделал себя Богу». Главный же подвиг блаженного Максима, составляющий особенную черту подвига юродства Христа ради и отличающий юродивых от других подвижников святой жизни, – это его отречение от ума своего. В самом деле он был человек весьма разумный, мог проникать в сокровенные мысли, видеть нравственное достоинство окружающих его. Но во избежание самомнения и мирской славы он всячески старался скрыть свои умственные качества и благочестивые подвиги; при возвышенном и богопросвещенном уме как бы не имел ума для житейских обязанностей и попечений: казался не только простым и слабоумным, но как бы лишенным здравого смысла. «Умом весь к премирным вземся, юрод мирови явился». Не сообразовался с веком сим, но преобразовался обновлением ума своего, чтобы познать, что есть воля Божья благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ); своею жизнью и словом постоянно напоминал всем о высших целях жизни, о том, что преходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), что мы не имеем здесь постоянного града, но должны искать будущего ( Евр.13:14 ), достигать благ премирных, духовных, вечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010