О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна, во время которого исцелился человек, 20 лет, страдавший болезнью глаз. При совершении панихиды происходили грозные явления – буря с сильнейшей грозой, причем несколько человек были убиты и опалены молнией. Этими знамениями предуказывались грядущие исторические события. После грозы в тот день в церкви произошло более десяти благодатных исцелений. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы, и они выздоравливали. Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Автор жития – священник Покровского собора Михаил Смолвянинов; составлено житие в 1604 году. Мощи святого были обретены нетленными в 1672 году; они были погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе (храме Василия Блаженного). Блаженный Иоанн Московский изображается на иконах «в ряске, млад, на тылу власы велики до самых плеч, в правой руке четки, под левой пазухой колпак велик, бос». Одно из лучших изображений блаженного помещено на Владимирской иконе Божией Матери, написанной известным иконописцем Симоном Ушаковым в 1668 году. Литература: 1 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Июль. СПб., 1885. 2 . Кузнецов И., протоиерей. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые Московские чудотворцы. Историко-агеграфическое исследование. М., 1910, с. 401–494. 3 . Ковалевский И., священник. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1902, с. 244–248. Преподобных отцев Печерских Анатолия, в Ближней пещере почивающаго, и Анатолия Затворника, в Дальней пещере почивающаго Тропарь святых, глас 3: Преблаженнии и Богоноснии отцы наши, Анатолие и Анатолие Затворниче,/яко стяжавши дерзновение ко Господу/равноангельным своим житием,/егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/молим вас прилежно:/испросите душам нашим очищение/и велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 августа Православная Церковь чтит память святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. 15 августа Православная Церковь чтит память святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Свой подвиг юродства блаженный Василий начал в 16 лет. Он пришел Москву и в холод и в жару ходил нагой и босой. Его поступки были странными для окружающих: то лоток с хлебами опрокинет, то выльет из кувшина квас. Торговцы за это били блаженного, а он принимал побои с радостью и благодарил Бога. Позже выяснялось, что хлеб был плохо испечен, а квас непригоден для употребления. Блаженный, не имея ничего у себя, оказывал помощь тем, кто стыдился просить милостыню, но очень сильно в ней нуждался. Сурово он осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, надеясь за нее получить от Бога благословение на свои дела. Со временем у блаженного открылся дар предвидения будущего. Он предсказал великий пожар Москвы. А однажды на богослужении упрекнул царя Иоанна Грозного, что он в этом время был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого в храме Покрова на рву, расположенный на Красной площади Москвы. Почитание святого было настолько велико, что с тех пор этот собор и по сегодняшний день именуют храмом Василия Блаженного. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pamyat-vasiliya-blazhe...

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, подвизался в Москве в начале XV века. Он избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению – добровольное юродство ради Христа. Полуобнаженным он ходил по площадям и улицам Москвы зимой и летом, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод. Тяжелым было то время для Русского государства: татаро-монгольское иго, сопровождавшееся непрестанными набегами, засухи, голод и мор угнетали русский народ. Блаженный Максим своим примером помогал людям переносить невзгоды. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Православный народ любил юродивых, ценил их глубокое смирение, внимал их мудрости, доходчиво излагавшейся образным народным языком пословиц. Поэтому юродивых слушали все – от великих князей до последних бедняков. Блаженный Максим говорил своим соотечественникам: «Не всё по шерсти, ино и напротив. За дело побиют, повинись, да пониже поклонись. Не плачь, битый, плачь, не битый. За терпение даст Бог спасение». Грозно обличал святой притеснителей народа, купцам и московской знати блаженный говорил: «Божница домашна, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится. Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей обращали свои сердца к Богу. Блаженная кончина угодника Божия последовала 11 ноября 1434 года, и он был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У святых мощей блаженного Максима стали совершаться чудесные исцеления болящих. В 1547 году в окружной грамоте Московского митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Память преставления блаженного Максима постановлено праздновать 11 ноября, обретение честных мощей – 13 августа. Храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, рядом с которым был погребен святой Максим, сгорел в 1568 году. На его месте позже была построена новая церковь , освященная во имя блаженного Максима, Христа ради юродивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать водоносом на солеварнях. Тяжелым трудом, постом и молитвой блаженный Иоанн изнурял свою плоть. Через некоторое время святой Иоанн перешел в Ростов и поселился недалеко от храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал носить на теле железные вериги и кресты, а на голове большой колпак, за что был прозван «Иоанн – Большой колпак». В Ростове блаженный Иоанн был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским († 1616; память 13 января). Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Выходя из келлии, блаженный полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но блаженный Иоанн с кротостью и терпением переносил насмешки. Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юродства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так он предсказал нашествие поляков на Россию. Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году. Ему был открыт день его кончины. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня после его кончины у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, где был погребен блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец († 1552; память 2 августа). Перед кончиной блаженный Иоанн, приготовив себя к погребению, трижды омылся в бане, где и умер. На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 5 . Обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергии игумена,Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точка в полукруге].† 8. Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. [О местах совершения собора и знака праздничного нет]. 10 . Память преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшаго начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же полиелей. [Знак – красный крест ]. 11 . Преставление блаженные Ольги, княгини Российския, во святом крещении нареченные Елены. [Знак – три черные точки в полукруге. О местах совершения собора нет]. 15 . Святого и равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василий. [Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 24 . Святых мученик Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении, Романа и Давида. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и иде храм их. [Знак-красный крест.] 25 Преподобного отца нашего Макариа Желтоводского, Унженского чудотворна. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точки в полукруге. – В издании 1695-го года опущена бывшая в издании 1682-го года под 27-м Июля память Николы Кочанова Новгородского, которая читалась: «Святого блаженного, Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородского чудотворца. Служба пети его, и рядового с рассуждением архиереа тамошняго " ]. Август 2 . Преставление святого блаженного Василий, Христа ради юродивого, Московского чудотворна. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше]. 3 . Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже грам его. [Знак тот же, что выше]. 21 . Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Чудо святого в области природы заменяло для древнего русского человека разумное, научное покорение в пользу человека физических сил, явлений, стихий природы. В жизнеописаниях чудотворцы представляются именно поборниками народа против стихий природы, против всяких физических бедствий. Вот как. напр., начинается житие Антония Сийского: «Бысть сице: от сотворения мира, в лето 7180, от дождевные мокроты и от великих бурь и от облачные толстоты на много солнца не видети, и земным плодом замедление бысть велие, и ржаные плоды от того дождя и бури излегли и не исправилися, и цвету в них не бысть, яко протягнулись июля месяца до 7-го числа, и иному всякому плоду не растущу, человеком же и всякому роду зело о сем скорбящим, паче же в скудости пребывающим. Но человеколюбивый Господь Бог , не хотя своего создания до конца погубити, но полезное о всех промышляя, посылает милостивным явлением заступника нашей стране и общего предстателя, преподобного и богоносного отца нашего Антония чудотворца Сийского» 58 . Таким образом почти каждая область, каждый город, рознясь между собой во многих местностях этнографическим составом населения, исстари стремясь к земской, территориальной особенности, самостоятельности, по речным переделам, или по разделам земли и воды, а также и к местному земскому самоуправлению, – и в религиозном отношении, признавали своих особенных местных покровителей и стражей своей страны. «Псков и великий Новгород (читаем в одном русском житии) блажит Варлаама и Михаила юродивого Христа ради, Смоленск блажит князя Феодора, московское же царство блажит Петра и Алексея и Тону и Максима и иных множество; Ростов блажит Леонтия и Игнатия, Исаию, Вассияна и Ефрема; Вологда бо блажит преподобного Димитрия и иные тамо сущие многие: каяждо страна своих блажит. И мы же (Устюжане) тебе, Прокопие, северная страна по Двинереце, Вага река, на ней же град Сенкурия, и та блажит Георгия Христа ради юродивого. Соловецкий же остров и все поморие блажат Савватия и Зосиму. Мы ж тобя, яко же стража и хранителя, имеем отчины града нашего Устюга».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Преподобный Максим Исповедник и святой и блаженный Максим, Христа ради юродивый, московский чудотворец Источник Жизнь Преподобного Максима Исповедника Тропарь Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак Троицы рачителя и великаго Максима, научающа ясно вере божественней, еже славити Христа во двух естествах, волях же и действах суща, в песнех достойных вернии почтим взывающе: радуйся проповедниче веры. Преподобный Максим Исповедник родился около 580 года по Рождестве Христове в Константинополе. Родители его были люди вельможные и глубоко благочестивые; в благочестии воспитали и сына своего Максима. Он еще в летах отрочества обнаружил в себе такие качества и добродетели, которые ясно предуказывали в нем будущего великого подвижника христианского благочестия. Соединяя с природной понятливостью и любознательностью неутомимое прилежание, он в короткое время изучил различные светские науки; обладая здравым умом и чистым вкусом, умел отличать ложь от истины, усвоял только здравые учения, не заражаясь ложными направлениями и заблуждениями философов. С молодых лет начал изучать Священное Писание и творения св. отцов Церкви, из которых особенно изучил творения св. Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . Образованием своим превосходил современников, и свои разнообразные сведения впоследствии употребил в защиту догматов православной веры. «Но ни знатность рода, ни великие дарования, ни образование, ни высокие добродетели и ничто другое не могло возбудить в нем самомнения и гордости; смирение и скромность он почитал единственным украшением жизни и ценил выше всякой человеческой славы» 1 . «Мечтание о своих знаниях не дает успевать в познаниях. Познав себя, познаешь многое великое и дивное. Не доверяй своим суждениям, а других поставляй судиями их», учит преподобныйМаксим в своих творениях 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В храм Вознесения Господня пожертвована московским купцом Александровым богатая люстра. Иждивением Графа В. Н. Зубова в 1848 году устроена сребропозлащенная риза на местную икону Страстную Божией Матери, а сам Преосвященный Николай украсил серебряными ризами, с позлащенными венцами, местные иконы другого придела верхней церкви во имя Рождества Христова, а по духовному завещанию отказал часть своих келейных серебряных вещей на ризу для иконы святого Праведного Лаврентия, что за клиросом, против средних врат. При Преосвященном Григории II (с 1852 года), в нижней церкви, во имя святого мученика и Архидиакона Лаврентия, в 1855 году 3 мая переменен обветшавший престол, при чем церковь сия освящена в третий раз по построении, с переименованием её во имя первоначальника обители святого Праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Калужского Чудотворца. При Преосвященном Гаврииле начато, попечением Преосвященного Николая продолжено, а особенной заботливостью Преосвященного Григория II окончено устройство Крестовской церкви и упрочено существование при ней богадельни для призрения священнослужителей, церковь же состоит в ведении Лаврентьева монастыря и составляет как бы Киновию оного. 3. Храмы и другие здания А)      Храмы В обители святого праведного Лаврентия ныне один каменный соборный двухэтажный трехпрестольный храм, да две церкви: домовая во имя Преподобного Сергия Радонежского и Успенская (в которой не служат) на святых вратах. В нижней церкви, во имя святого праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, почивают под спудом мощи сего угодника Божия, верхняя имеет два престола рядом: на правой стороне во имя Вознесения Господня, на левой–Рождества Христова. История Храма. Нижняя церковь , как положительно известно, построена прежде верхней, но не из дикого плитяного камня, как писали некоторые 23 , а как по тщательному исследованию оказалось, один цоколь сложен из крупного натесанного камня, а массивные стены выведены из тяжеловесного кирпича, забученного известковым камнем, залитым цементом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   В день 27-го июля празднуется память блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. От самой юности своей он проводил добродетельную жизнь, но, услышав однажды похвалу своим добродетелям, ради смирения, принял на себя подвиг юродства Христа ради и стал в рубище бегать по Новгороду, терпя побои, обиды и насмешки, чтобы не поддаться чувству горделивого самопревозношения. Представляясь непримиримым врагом другого Новгородского юродивого блаженного Феодора, он этим наглядно обличал новгородские междоусобия. Однажды он, как посуху, пошел по р. Волхову, бросая в блаж. Феодора кочан капусты, отчего и получил прозвание Кочанова. Прославился прозорливостью и чудесами и почил в 1392 году.    В тот же день чествуется преставление св. Иоасафа, Митрополита Московского, который принял иночество в обители преп. Сергия и с 1529 года был игуменом ее, а в 1539 году был избран в Митрополита Московского. Он самоотверженно старался положить предел безчинству и насилиям бояр Шуйских и навлек на себя такую страшную их ненависть, что по их проискам был сослан в Кириллов монастырь, а затем в Сергиеву Лавру, где и скончался в 1555 году, после многих оскорблений, перенесенных им от сосланных сюда в наказание лиц. Он прославился исправлением книг и переписыванием житий святых.    В день 29-го июля чествуется память преп. Константина Косинского, ученика преп. Варлаама Хутынского, основавшего монастырь на Косе между двух рек Полистью и Снежною в 8 верстах от г. Старая Русса. После многих подвигов он скончался в 1240 году.    В тот же день память преподобного Романа Киржачского, ученика преп. Сергия и строителя монастыря на Киржаче. Он был примером жизни для иноков и мирно скончался в 1392 г.    В день 30-го июля празднуется обретение мощей преподобного Германа Соловецкого, который вместе с преподобным Зосимою положил начало знаменитой Соловецкой обители, после того как первоначально подвизался отшельником на р. Выге. Он 50 лет провел в подвигах на холодном острове, терпя всякие невзгоды и лишения и скончался в 1479 году в Новгороде, куда поехал по делам обители. В 1484 году св. мощи его были обретены нетленными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010