6)  Подписанные владыкой документы о домовом найме в Пирее, а не в монастыре, не имевшем тогда официального статуса (см. далее текст его завещания), подготовлены на Эгине. 7)  Святой не ездил в Афины для объяснений или протестов ни при проволочках с официальным признанием обители, ни в связи с нападками на него митрополита Феоклита. 8) Земляки Венизелоса, критяне, одни из первых стали почитать Нектария Пентапольского как святого. 266 Так, благочестивая вдова Мариго Калаври продала имение и на вырученные деньги устроила два помещения справа от храма. 268 Вот типичный отрывок его письма монахиням в январе 1907 г.: «Умолил Госпожу Богородицу, чтобы Она всех вас исцелила, и в знак моей благопризнательности пообещал от сего же дня сдать в печать “Феотокарион”». 269 Преподобный Савва Калимносский – святой нашего времени. Родился в 1862 г. в Восточной Фракии. Монашествовал на Афоне, в Палестине и на Патмосе. С 1919 по 1926 г. проходил иерейское, а по кончине Нектария Пентапольского и духовническое служение в Свято-Троицком монастыре на Эгине. Покинув Эгину, преподобный подвизался как чредной иерей и духовник исихастирия Всех Святых на острове Калимнос, где и почил о Господе 7 апреля 1948 г. Он был талантливым иконописцем, и работы его можно увидеть на Патмосе, Эгине и в других местах. Бог сподобил подвижника дара чудотворений, и очень скоро в народе стала распространяться молва о его святости. Церковное прославление нового чудотворца в лике преподобных состоялось на основании патриаршего и синодального деяния 2 февраля 1992 г. Фамилия преподобного – Катергус – впервые стала известна благодаря его подписи, удостоверяющей подлинность завещания святителя Нектария. 270 Судя по письмам святого Нектария, митрополит Тимофей Анастасиу неоднократно помогал монастырю. 271 Отметим, что знаменитую диакониссу Олимпиаду посвятил на это служение святой Нектарий, архиепископ Константинопольский, чье имя носил Пентаполец. 272 Об этом в докладе святителя Нектария митрополиту Афинскому Феоклиту см. ниже, главу «Новые испытания». Известно, что святой Нектарий поставил через хиротесию монахинь Елисавету Рока и Магдалину Мустака в диакониссы, а архиепископ Хризостом Пападопулос – монахинь Христофору, Кириакию, Евнику, Параскеву, Евфросинию, Феоктисту и Харитину в иподиакониссы. [Хиротесия (от греч. Χειροθεσα – букв.: руковозложение) – наименование чина, принятого в Православной Церкви для поставления в церковнослужители (то есть в низшие степени клира – чтецы, певцы, иподиаконы) и возведения на некоторые церковные должности. Совершается епископом (а в монастырях – настоятелем) через возложение рук с молитвой, которая, в отличие от молитвы хиротонии (посвящения в диаконы, пресвитеры и епископы) не содержит призывания благодати Божией на поставляемых.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

754 АСО I, I, 5. Р. 13–15. Этот текст сопровождался подписями Нестория и 10 других епископов, а именно Фритилы Ираклии Фракийской, Элладия Тарсийского, Дексиана Селевкии Исаврийской, Имерия Никомидийского, Александра Апамейского, Евферия Тианского, Василия Фессалоникийского, Максима Аназарбского, Александра Иераполя Евфратесийского и Дорофея Маркианополя Мисийского. 757 АСО I, I, 5. Р. 123–124 (Collectio Vaticana): 43 подписи; АСО I, IV, 2. Р. 37–38 (Collectio Casinensis): 53 подписи. Это свидетельство синодикона Рустика представляется более надежным. 759 Речь идет о знаменитом высказывании священника Филиппа: АСО I, I, 3. Р. 58. Его подлинность была подвергнута сомнению архиепископом Хризостомом (Пападопулосом): То πρωτεον του επισκπου Ρμης. " Αθναι, 19642. Σ. 59–61. Однако эта конъектура представляется необоснованной. 763 См. ниже прав. 1. В послании Собора папе Целестину упоминается об осуждении пелагиан: АСО I, I, 3. Р. 5–9. По этому поводу Дюшен иронически заметил: «Обо всех этих вещах, конечно же, пишут папе с явным намерением добиться его благосклонности» (Op. cit. P. 357). 765 Ср. сн. 50. Саймондс со своей стороны пишет: «Они (сторонники Кирилла) объявляют о своей поддержке осуждения со стороны папы пелагианских руководителей. Ни следа этого одобрения мы не найдем в деяниях. Возможно, это заявление было вставлено в текст с единственной надеждой угодить папе» (Symonds H. E. Op. cit. P. 122). 772 Этот высокопоставленный чиновник заведовал императорской казной, куда средства поступали от налогов на предметы роскоши. См. по этому поводу: Jones A. H. M. Op. cit. P. 105, 369–370, 427–438. 775 Epistula Epiphanii archidiaconi et syncelli Cyrilli ad Maximianum episcopum Constantinopolim//ACO I, IV, 2. P. 222–225. 776 ACO I, I, 2. P. 66–69. См.: Grumel V. Dalmate//DHGE. T. 14. Col. 27–28. Рукописная традиция поддерживает оба написания – Δαλμτος и Δαλμτιος. 777 См. послания папы Целестина императору Феодосию, Максимиану, духовенству и народу константинопольскому и Собору после осуждения Нестория (АСО 1,11.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Β XVI в. наметился процесс постепенного перехода к использованию румынского языка в церковном богослужении. Этапным в этом отношении стало издание в 1544 г. в г. Сибиу «Румынского катехизиса». Параллельно все больше румыноязычных произведений стало издаваться на кириллице. В условиях иноземного господства молдавские господари и митрополиты неоднократно обращались за помощью к единоверной России. Речь шла не только о материальной поддержке, но и о содействии в избавлении от турецкого ига и даже вхождении в состав Российской империи. Положение населения Валахии и Молдавии значительно ухудшилось после неудачного Прутского похода, предпринято в 1711 г. российским императором Петром I в союзе с молдавским и валашским господарями. Турки обрушили на голову восставших жестокие кары. Валашский князь Брынковяну и три его малолетних сына были привезены в Стамбул и в 1714 г. публично обезглавлены. После восстания султан начал назначать господарями в Валахию (с 1716 г.) и Молдавию (с 1711 г.) греков-фанариотов. Перед прибытием в валашские земли они проходили церемонию церковного поставления Вселенским патриархом по полному чину интронизации византийских императоров. Архиепископ Хризостом (Пападопулос) так оценивал роль фанариотов в истории Румынской церкви и народа: «В лице этих господарей Дунайские княжества обрели мужественных защитников и благодетелей. Были построены храмы, монастыри и благотворительные учреждения. Правители-греки облегчили положение крестьян, освободив их от рабства богатым землевладельцам (...) развили национальное самосознание и румынский язык, перевели на него Священное Писание и церковные книги, основали народные школы (...) сделав эти страны важнейшими духовными и культурными центрами». Действительно, за время господарства фанариотов в Бухаресте, например, были выстроены храм св. Георгия Нового и гостиница при нем (на пожертвования Апостола Лазариса), «Ставропольский» храм (в 1720 г. на средства Иоанна Ставрополиса), церковь вмц. Екатерины (на средства супруги господаря Александра Ипсиланти Екатерины в 1774 г.), храм «Живоносного Источника». Ряд благотворительных учреждений устроил на свои средства господарь Николай Маврогенис (1786–1790). Монастыри св. Анфима (где ныне заседает синод Румынской церкви) и Вакарешту построены господарем Николаем Маврокордатом, после 1697 г. и до 1730 г. несколько раз управлявшим Молдавией и Валахией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

–   Братья, мы еще в отроческие годы оставили мир и все, что в мире, ради Христа. Поэтому, если Всеблагой Христос предназначит нам мученичество, мы не должны бояться. Лучше давайте-ка исповедуем все наши грехи, чтобы страх смерти отошел от нас прочь. Все послушались его слов, исповедовались, обрели дезновение и приняли мученическую кончину. Только один диакон, по Промыслу Божию, выжил, и он мне рассказывал об этом на всенощной в Святой Фотине в Илиссе. Видите, сколь могущественна милостыня? Старец Нектарий был милостив всегда, не жалея своих сил, и когда он умирал, милостыня, первейшая дочь из Божиих добродетелей, помогла ему презреть смерть и встретить мученическую кончину во Христе. Мученичество старца Нектария отозвалось в моей душе вспышкой благодатнейшей веры. Незримый голос молвил мне, чтобы я всегда видел перед собой пример старца Некта- рия и никогда не боялся смерти. Поэтому, когда в Церкви был введен новый календарь, я совершенно не думал о смерти и мужественно отвечал архиепископу Хризостому (Пападопулосу) в присутствии начальника всей полиции, когда мне пригрозили высылкой из скита Праведной Анны: –   Я отправлюсь тогда к себе домой на покаяние, но с тобой мы еще встретимся на Страшном Суде, где будет рассмотрено все зло, которое ты причинил Греческой Церкви. Скит Святой Троицы Что сообщил старец Онуфрий отцу Хрисанфу прежде, чем принять его Мне был двадцать один год, когда меня зачислили в каливу Святой Троицы. Мне сказали, что моим старцем будет мой двоюродный брат, отец Арсений из Саламина. А я все думал о жизни в общежительном монастыре и стремился поступить в монашескую общину. До введения григорианского календаря монашеская община была, как царская магистраль, по которой послушнику легко можно дойти до бесстрастия, а через бесстрастие – достичь ведения Триипостасного Бога. Мой двоюродный брат и старец отпустил меня в общину. Шли месяцы, наступил август. Я видел, как все вокруг меняется: деревья, кустарники, ручьи, и, короче говоря, вся природа Святой Горы – Сада Пресвятой Богородицы – менялась. Словно закатный свет озарял каждую былинку, и золотые отсветы начинающейся осени ужасали. Не знаю, почему я так все это переживал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Директор   Бог, управляющий миром, промышляющий обо всем и неизменно пекущийся о всякой твари и всяком существе, не забывал и Своего верного и усердного раба. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, — говорит Псалмопевец , — но Господь примет меня (Пс. 26, 10) Только Он, пути Которого неисповедимы, знает причину и смысл всего происходящего. Слухи о благочестивой жизни Пентапольского митрополита — скромного провинциального проповедника дошли со временем и до Греческого королевского дворца, до самой королевы Ольги. Она пожелала лично познакомиться с Нектарием и вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей, Святитель был поставлен на должность, которую ему судил Бог. Он возглавил учреждение, призванное предоставить Греческой Православной Церкви образованных, всесторонне развитых ученых-богословов. Основанная братьями Ризари (и носящая их имя) богословская школа расположена в самом центре Афин, неподалеку от Византийского музея. Задача ее заключалась в подготовке как священнослужителей, так и светских церковных кадров. К моменту, когда ее возглавил святитель Нектарий, она находилась в полнейшем упадке, была практически лишена какого бы то ни было руководства. Сменивший его впоследствии на этом посту будущий Афинский митрополит Хризостом Пападопулос писал, что усилиями митрополита Нектария и подобранного им квалифицированного преподавательского состава, школа им. Ризари обрела внутреннюю стабильность и пережила значительный духовный подъем. Интересна речь, которую святитель Нектарий произнес 18 сентября 1895 г., в начале второго года своего пребывания на посту директора школы, перед собравшимися учениками: “Вот приступаем мы к занятиям нового учебного года... По счастливой случайности учебный год начинается тогда же, когда и год сельскохозяйственный. Сельские труженики уже сейчас начинают заготовлять семена, чтобы они дали дружные всходы и обильные плоды и чтобы урожай был богатым и своевременным. Точно так же учителя, как и другие возделыватели духовной нивы, начинают с сегодняшнего дня бросать свои духовные семена, закладывая добрые и обильные зерна, дабы получить от них урожай во время жатвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Агафангела (Михайлидиса) или, очень редко, в некоторых (трех-четырех) приходских храмах (когда езжу на свою малую родину), провожу беседы по воскресным вечерам в мужских группах на Менандра, 4 в Афинах и на двух подворьях каламатского монастыря Веланидья (на открытом воздухе, перед храмом св. Димитрия летом и в храме св. архангелов зимой), вместе с блаженной памяти о. Иоилем проводим публичные диспуты с «проповедником» каламатских «евангеликов», изучаю многие тома «Греческой патрологии» Миня (Patrologia Graeca) из библиотеки кафедрального собора в Каламате и прочее, и так приходит время моего рукоположения во священника. До этого, уже с 26 лет, я отклонял, вежливо и сыновне-почтительно, но твердо, предложения рукоположившего меня епископа возвести меня в пресвитера, заявляя каждый раз, что желаю неукоснительно соблюсти предписания священных канонов. Но вот мне исполнилось 30 лет и больше нет никакого оправдания для отказа. И вновь меня рукополагают в обычный день. Узкий круг приглашенных. Поскольку была одна из суббот Великого Поста (март 1961), в храме были молящиеся, не имеющие отношения ко мне. В общем счете число присутствующих не превышало семидесяти-восьмидесяти человек. Моя просьба была услышана еще раз: ни поздравительных речей, ни ответных речей. О. Иоиль Годы летят… Центром моей духовной деятельности (с разрешения и благословения всех сменявшихся Афинских архиепископов) был малый параклис Общества трех святителей. Основание общества одобрил и благословил архиепископ Афинский приснопамятный Хризостом Пападопулос , он же совершил закладку здания. А когда оно было закончено, лично совершил его освящение. Другим центром деятельности было здание Лонговардского монастыря (где я и живу) на ул. Македониас, 24 с малым параклисом Живоносного Источника, также воздвигнутым (как и все здание) попечением особого общества, которое функционировало не только по благословению, но и под почетным председательством тогдашнего архиепископа Афинского Феоклита II (Панайотопулоса) , что обозначено и на соответствующей мраморной доске… Архимандрит Епифаний В этом году (1986) исполняется, с Божией помощью, двадцать пять лет моего священнического служения.

http://pravoslavie.ru/157694.html

«Азиатской Греции больше не существует – той Греции, что была Грецией изначально, Грецией Гомера и Гераклита, Грецией Иоанна, Грецией семи Церквей Апокалипсиса» 102 . II.1.2. Вопрос перехода на новый стиль в Греческом государстве и в Элладской Церкви В марте 1918 года министр исповеданий Греции Д. Дингас выступил с предложением введения григорианского календаря, как в Греческом государстве, так и в Элладской Православной Церкви. Митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис) провёл предварительное обсуждение возможности проведения календарной реформы с министром иностранных дел А. Диомидисом, министром исповеданий Д. Дингасом и профессорами Д. Эгинитосом и Г. Аливазатосом. На заседании Священного Синода, проходившем 23 января 1919 года, митрополит Мелетий заявил греческим иерархам о практической необходимости реформирования системы времяисчисления, подчеркнув при этом, что григорианский календарь, в силу своих несовершенств, не может быть использован Церковью и что требуется разработка более точного календаря 103 . Для более тщательного изучения вопроса допустимости и способа проведения календарной реформы Священный Синод принял постановление о создании особого Синодального Комитета, председателем которого был избран митрополит Димитриадский Герман (Мавромматис). Членами Комитета стали митрополит Навпактийский и Эвританийский Амвросий, архимандрит Хризостом (Пападопулос), профессор. Э. Золотас и профессор Д. Эгинитос 104 . Предоставленное в Священный Синод заключение Комитета 465 от 14 марта 1919 года свидетельствовало о том, что изменение юлианского время исчисления не противоречит ни догматическим, ни каноническим церковным нормам, а само проведение реформы возможно только при участии в ней всех Поместных Православных Церквей. Кроме того, комиссия указывала на неприемлемость григорианского календаря для церковного употребления 105 . При дальнейшем обсуждении календарного вопроса, проходившем 20 мая 1919 года на заседании Священного Синода Элладской Церкви, профессор Э. Золотас высказал опасение относительно возможности возникновения церковного раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Иероним часто представлял Элладскую Церковь на различных межхристианских совещаниях и торжествах в Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, СССР, Франции. Ездил также как представитель Элладской Церкви в Америку, страны Африки и Ближнего Востока, Индию; посетил святые места Палестины. 11 мая 1967 года архимандрит Иероним был избран Предстоятелем Церкви. 12 мая состоялась его хиротония во епископа, а 17 мая — интронизация. Архиепископ Иероним Коцонис стал третьим после Прокопия Икономидиса (1896-1901) и Хризостома Пападопулоса (1923-1938) из числа профессоров Университета, восшедших на Архиепископский престол. Как отзывалась о нем греческая печать сразу после избрания его на кафедру Предстоятеля, Иероним «отличается широтой и организованностью духа, строгой привязанностью к традициям Православной Церкви. Характерными являются его совершенная бедность и постоянное пребывание в келий при монастыре Петраки, братом которого он является» . Им опубликовано около 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах «Феология», «Екклисия» и в «Религиозно-этической энциклопедии» . Интронизация Архиепископа Иеронима состоялась в афинском соборе в присутствии членов правительства, Священного Синода и представителей других Православных Церквей, в частности посланца Константинопольского Патриархата митрополита Халкидонского Мелитона. По случаю интронизации Архиепископ Иероним произнес слово, в котором коснулся внутригреческих, всеправославных и общехристианских проблем. Во внутригреческой сфере Архиепископ считал необходимым поднять духовность клира и мирян. Он охарактеризовал как недопустимое явление тот факт, что из девяти тысяч священников Греции только триста учились на Богословском факультете, и заявил, что он рассматривает жалованье духовенства, выплачиваемое государством, как временную меру. Владения, еще оставшиеся у Церкви, необходимо использовать для укрепления церковной финансовой независимости. Всеправославные начинания Архиепископ связал с учреждением Богословского факультета «Во имя Святого Креста» в Иерусалиме, а также с тесными и регулярными контактами между греческими, славянскими и западными Поместными Церквами, с основательной подготовкой Всеправославного Собора. Архиепископ подчеркнул, что взаимоотношения с другими Православными Церквами должны становиться все более тесными под водительством Вселенского Патриарха Афинагора: «Православная Церковь должна явиться миру единой и объединенной».

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

В 1866 г. к Элладской Церкви присоединилась паства Ионических островов. В конце XVIII в. эти острова у венецианцев отнял Наполеон. В 1799 г. они были объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией было признано Православие. В начале XIX в. эти острова перешли к англичанам, которые согласились признать здесь господствующей Православную Церковь . Каждый из островов имел своего архиерея, который после избрания утверждался Константинопольским Патриархом. В 1864 г. острова были присоединены к Греции. В результате переговоров между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. паства Ионических островов присоединилась к Элладской Церкви. В 1881 г. по Берлинскому трактату 1878 г. к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта); девять местных епархий, после надлежащих сношений местного Синода с Константинопольским Патриархом, также вошли в состав Церкви Эллады. В то время Элладская Православная Церковь имела 40 епархий: 1 митрополия – Афинская, 17 архиепископий и 22 епископий. В 1922 г. все епархиальные архиереи получили титул митрополитов. 10.1.4. Элладская Православная Церковь в XX в. После Первой мировой войны началось движение со стороны греческого духовенства и епископата за достижение независимости от государственной власти. В Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 г., затем в 1914, 1922 годах. Определенных успехов удалось достичь с восшествием в 1923 г. на Афинскую кафедру профессора церковной истории богословского факультета Афинского университета архимандрита Хризостома (Пападопулоса). Он получил высшее богословское образование на Афинском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях, написал ряд ценных церковно-исторических трудов по истории Иерусалимской, Греческой, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской и Румынской Церквей. Став Афинским архиепископом и главой Греческого Синода (до этого времени был Митрополит), он начал активно работать над тем, чтобы изменить существующий статус Элладской Церкви, привести его в соответствие с канонической традицией Православия. Этому способствовало то, что в том же году власть в Греции в результате военного переворота перешла к генералу Н. Пластирасу. 31 декабря 1923 г. был принят «Уставной закон Автокефальной Церкви Греции», который по сути стал ее новым уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2007 году состав иерархии «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции был расширен за счёт проведения двух архиерейских хиротоний. 19 октября 2007 года архимандрит Киприан (Гиулес) был рукоположен во епископа Ореойского, викария Оропосский и Филийской митрополии. На следующий день, 7/20 октября 2007 года архимандрит Климент (Пападоиулос) был рукоположен во епископа Гардикцийского, викария Оропосский и Филийской митрополии. Новорукоположенные иерархи сразу же были назначены на ключевые посты в описываемой раскольнической группировке. Так, епископ Ореойский Киприан (Гиулес) занял должность заместителя председателя «Синода противостоящих», а епископ Гардикийский Климент (Пападопулос) получил назначение на должность секретаря синода 572 . В юрисдикции «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции пребывают: В Швеции: церковная миссия, возглавляемая епископом Макариупольским Иоанном. В составе миссии находятся 2 приходских храма, 1 женский монастырь и 1 священник. Издаётся ежемесячный журнал «Ortodox Kyrkoliv» 573 . В Италии: церковная миссия, возглавляемая митрополитом Оропосским Киприаном. В составе миссии находятся 2 приходских храма, мужской монастырь в честь святого первомученика и архидаикона Стефана (деревня Аббиатеграссо), мужской монастырь в честь преподобного Серафима Саровского (город Пистоя) 574 . В Чехии: церковная миссия, состоящая из 1 храма и 1 священника; В Словакии: церковная миссия, состоящая из 1 храма и 1 священника 575 . В Грузии: действует Глданская епархия 576 . В Великобритании: 1 мужской и 1 женский монастырь, 1 церковная миссия, 2 священника и 1 диакон 577 . В Сингапуре: церковная миссия в составе 1 храма и 1 священника 578 . В Малайзии: церковная миссия в составе 2 приходов и 1 священника 579 . В Африке: приходы и церковные миссии в Кении, Конго, Демократической Республике Конго (бывший Заир), Уганде и ЮАР 580 . В Австралии с 1993 года действует Австралийская епархия во главе с епископом Сиднея и Нового Южного Уэльса Хризостомом (Алемагосом) 581 . В Албании: церковная миссия 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010