Что касается экклезиологической стороны вопроса, то, согласно высказываниям архиепископа Афинского, существует «две категории» предстоятелей Церквей: Константинопольский патриарх, возвышающийся над всеми, – и остальные, несущие ответственность только за одну Поместную Церковь и не более! Неужели это так? Один архиепископ Афинский совершенно не согласен с другим! Автор многих трудов, профессор богословия, а позднее – архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) в своей работе «Иерусалимская Церковь» пишет: «Всякий раз, когда Церковь испытывала необходимость противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи – или председательствуя на Священном Синоде, или же самолично – созывали церковные соборы. Всякий раз, когда Церковь должна была противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи созывали Соборы Когда в XVII веке весь Восток и Запад были смущены учением Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, четыре Иерусалимских патриарха: Феофан, Паисий, Нектарий и Досифей – принимали деятельное и активное участие в срочном созыве Собора, который тогда отстоял Святую Православную Церковь…» Следовательно, нынешнее действие Иерусалимского патриарха Феофила, продиктованное чувством ответственности за Церковь, с канонической точки зрения соответствует нашему историческому наследию. Иерусалимский патриарх дважды участвовал в осуждении Константинопольских патриархов! Далее архиепископ Хризостом приводит два случая, когда под председательством Иерусалимского патриарха взгляды Константинопольского патриарха были осуждены как еретические. Значит, Константинопольский патриарх не выше остальных, и всякий, кто уклоняется от веры, подлежит церковному суду и осуждается, если он виновен, Собором: «Собор, который проходил в 1642 году в Яссах под председательством патриарха Иерусалимского Феофана, доказав ошибочность “Исповедания веры” патриарха Кирилла Лукариса, осудил и предал анафеме этот документ, но при этом оправдал Патриарха Кирилла … Однако полемика, связанная с именем Кирилла Лукариса, на этом не закончилась, и только 30 лет спустя великий патриарх Досифей в 1672 году созвал Собор в Иерусалиме».

http://pravoslavie.ru/128627.html

4 августа 1918 г. Синод Элладской Церкви под председательством Владыки Мелетия принял решение об организации греческих приходов в США в одну епархию. 22 августа митр. Мелетий в сопровождении епископа Родостолуского Александра (Демоглу), архимандрита Хризостома (Пападопулоса) и профессора афинского университета А. Амелизатоса прибыл в Нью-Йорк. Пробыв здесь три месяца, митр. Мелетий заложил фундамент для будущей греческой архиепископии, инкорпорировав независимые греческие приходы и назначив еп. Александра своим представителем в Америке. Далеко не вся греческая диаспора отнеслась к этому назначению положительно. Греки-роялисты с неприязнью смотрели на Владыку Мелетия и новоназначенного епископа Александра. К тому же греческие приходы за десятилетия своего независимого существования привыкли к самостоятельному управлению и были организованы наподобие протестантских общин: вся власть и имущество в приходах находилась в руках приходского совета. В том же году уже в качестве митрополита Афинского Мелетий приезжал в Великобританию, где вел переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. [v] 20 мая 1919 г. Священный Синод по инициативе митр. Мелетия поднял вопрос о переводе церковного календаря на новый стиль. В своем обращении к членам Синода митрополит заявил: «Положение Православной Церкви в России сейчас изменилось, и есть более благоприятные перспективы сближения ее с Западом. Мы считаем необходимым провести срочную календарную реформу». Организованная в связи с этим в январе 1919 г. специальная комиссия представила Синоду свое в целом лояльное по отношению к реформе решение: «По мнению комиссии, перемена юлианского календаря, если это не противоречит каноническим и догматическим основаниям, может осуществиться при условии согласия всех остальных Православных автокефальных Церквей и, прежде всего, с согласия Константинопольской Патриархии, которой было бы необходимо предоставить инициативу всякого рода действий в этой области, при условии не переходить на григорианский календарь, а составить новый, более точный в научном отношении календарь, свободный и от других недостатков обоих употребляемых календарей — юлианского и григорианского». [vi]

http://bogoslov.ru/article/1029958

6. Христодула (1950–1959), в миру Ирина Полизои. Родилась в 1887 году в Фивах. В монастыре с 1 июля 1906 года. В рясофоре с 1 июля 1906 года, в великой схиме – с 20 апреля 1914 года. После смерти монахини Христофоры (в миру Маргариты Каруси, † 19 мая 1950), исполнявшей в течение двух месяцев обязанности местоблюстительницы игумении, избрана игуменией 333 . Скончалась 27 августа 1959 года. 7. Евника, иподиаконисса (1959–1968), в миру Ангелика Куриази. Родилась в 1893 году на острове Порос. В монастыре с 15 апреля 1914 года, в рясофоре с 26 сентября 1917 года, в великой схиме с 8 мая 1923 года. Архиепископом Хризостомом Пападопулосом посвящена в иподиакониссы. Скончалась 16 июня 1968 года. 8. Феодосия (1968–1978). В миру Евморфия Каца. Родилась в 1888 году на Эгине. В монастыре с 4 ноября 1906 года, в рясофоре с 6 января 1909-го, в великой схиме – с 12 ноября того же года. Скончалась 19 ноября 1978 года. 9. Ирина (1978–) 334 , в миру Варвара Папалеонарду. Родилась в 1911 году на Эгине. В монастыре с 26 сентября 1937 года, в рясофоре с 14 февраля 1953 года, в великой схиме – с 19 апреля 1954 года. После кончины святого Нектария духовное окормление сестер и богослужение в обители регулярно осуществляли иеромонах Савва с острова Калимнос и другие священнослужители, из которых последними по времени были архимандрит Тимофей Калаберидис (1952–1989), архимандрит Дамаскин Хондос (1979–1998) и иерей Панагиот Капсис. Монастырь имеет форму почти правильного прямоугольника, ограниченного высокими стенами с входами на северной и южной сторонах. К северному входу (устроенному раньше) ведет длинный переход, справа от которого видны гостиница и «деспотикон» – зал для приема архиереев и официальных лиц, а слева открывается вид на Палиахору. Над входным проемом прикреплена мраморная доска с надписью, составленной святым Нектарием. Переступающие порог видят небольшой письменный стол, а чуть правее – экспозицию с книгами и предметами церковного обихода. Далее в глубине расположены жилые помещения монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Главные задачи Общества виделись в сохранении традиции богослужебного употребления юлианского календаря и в борьбе за его возвращение в церковную жизнь. При своём зарождении «Общество Православных» мыслилось как внутрицерковная оппозиционная организация, однако фанатичные и радикальные умонастроения его членов грозили неизбежным вырождением в схизму. Первым председателем Общества стал Иоаннис Сидерис. Совет правления «Общества Православных» составили Перикл Гетурис (секретарь), Константин Берлис, Андрей Воноридис, Константин Коциафтопулос, Александр Симонидис, Харлампий Маврояннис. Среди последователей старостильного движения особо выделялись своей активностью Адрианос Пападимитриу и Константин Караяннидис. Первыми священнослужителями, примкнувшими к «Обществу Православных», были мирские священники Иоанн Флорос, Спиридон Иконому, Василий Сакелларопулос, Сотириос Сухлерис, Георгий Мавридис и иеромонахи Анфим (Вагианос) и Арсений (Сакслларис). Среди монахов, вступивших на путь противления Элладской Церкви, наиболее заметными оказались Паисий (Филокалиотакис) 190 и Хрисанф (Вреттарос) 191 . По своей немногочисленности «Общество Православных» первоначально не могло составить реальной церковной оппозиции. Несмотря на это, у старокалендаристов оказалось много сторонников, особенно из среды консервативного афонского монашества, психологически ещё не готовых к открытой конфронтации. Были несогласные среди мирян, низшего духовенства и даже среди епископата, считавшие, что архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) злоупотребил оказанным ему доверием. Так, например, митрополит Кассандрийский Ириней пытался убедить иерархов в том, что через изменение календаря и месяцесловия попираются основания апостольских канонов и установления Вселенских Соборов 192 . Учитывая реакционные настроения и желая предупредить зло в его зарождении, Священный Синод Элладской Православной Церкви опубликовал особое послание «К возлюбленному греческому народу» («Πρς τν εσεβ λληνικν λαν»), датированное 8 апреля 1924 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже упоминалось, митрополит Василий усвоил предположение о том, что они были приняты в общение простым руковозложением с молитвой (δι’ πλς χειροθεσας μετ’ εχς). По этому поводу серьезный историк приснопамятный Архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) резюмирует: «Собор занимался и вопросом Мелития Ликопольского (прав. 4). Мелитию было позволено пребывать в Ликополе и сохранить епископское достоинство, но без права управления Ликопольской епископией и права рукоположений. Александр Александрийский потребовал от него (Мелития) бревий (список) рукоположенных им епископов, число которых восходило к двадцати девяти. Проявляя человеколюбие, Собор признал их в их достоинстве новым возложением рук, «утвержденные таинственным рукоположением», при условии, чтобы они были вторыми после канонических епископов, подчинялись Архиепископу Александрийскому и не принимали участия в избрании епископов. Но они могли быть избранными на вакантные епископские места. И только Мелитий не мог быть избран» 2 . Таким образом, исправление Мелитианского раскола и по икономии принятие незаконно рукоположенных Мелитием [клириков] включало в себя следующие этапы: 1) покаяние; 2) возложение рук каноническим епископом — самое минимальное требование для подтверждения апостольского преемства; 3) молитву и, наконец, 4) примирение. Речь идет о принципе, применяющемся во всех без исключения случаях возвращения раскольников в Православную Церковь и определяющем интересный выход из существующей проблемы. Несмотря на то, что случай Филарета в удивительной степени напоминает соответствующую ситуацию с Мелитием, который при возвращении сохранил «одно лишь достоинство епископа» 3 без какой-либо церковной власти или авторитета, необъяснимой остается выказываемая по отношению к нему (Филарету — прим. пер. ) снисходительность. Филарет был повторно принят в каноническую Церковь (неизвестно, подавал ли он покаянное прошение), а его предыдущие недействительные церковные действия были подтверждены все сразу одним лишь синодальным деянием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5403659...

«Кроме этого огорчения (отсутствия средств, чтобы послать на монастырские нужды.– С. Д.), имел и другое, очень серьезное, которое, впрочем, улеглось сегодня само. Я выгнал из семинарии четверых воспитанников: двоих из четвертого [класса] и двоих из пятого (этим через месяц предстояло получить диплом). В судьбе их большое участие принимали “сильные”, но сегодня, наконец, они были отчислены, хотя и без решения об отчислении». Заметим, что официальное решение об отчислении могло навеки опозорить исключенных и серьезно осложнить дальнейшую их жизнь. Пентаполец был чужд всякой мстительности или намерения морально раздавить оступившихся. Но когда под угрозой оказывалась нравственность воспитанников и репутация Духовной школы, он становился строгим и непреклонным. Не прошло и четырех лет с его назначения, как Административный совет отметил «ревностную заботу Высокопреосвященнейшего директора о семинарии, преданность и безупречное служение ей и, сверх сего, то, что он без отдельного вознаграждения преподает в ней учебные дисциплины». Как признал впоследствии один из душеприказчиков Георгия Ризариса, «Высокопреосвященный митрополит Пентапольский кир Нектарий Кефалас... отменно управляет делами семинарии». То же писал преемник владыки на директорском посту архимандрит Хризостом Пападопулос: «По счастью... Ризарийская семинария, благодаря ее директору митрополиту Пентапольскому Нектарию, снова обрела мир и усилиями отборного контингента преподавателей движется вперед при обычном для нее духовном преуспеянии. Нынешний директор полностью восстановил церковный строй жизни этого учебного заведения». Как вспоминает архимандрит Иоаким Специерис, обучавшийся в Ризарионе прежде, чем его возглавил святой Нектарий, «то правда, что до назначения Высокопреосвященного Пентапольского директором Ризарийская семинария пребывала в расстроенном состоянии. Но как только он принял начальство, наступило умиротворение и школа получила верную постановку». Говоря о церковном образовании, духовный друг святого, старец Даниил Катунакский (1844–1929), называл Нектария Пентапольского среди тех, кто свое делание на этом поприще совершал в истинно православном духе и как христианское свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«На минувшей неделе скончалась монахиня Свято-Троицкого монастыря Ксения. В дни ее погребения обитель стала местом паломничества не только для эгинян, но и для пирейцев и афинян, притекающих тысячами, ибо усопшая, добродетельная и преподобная жена, пользовалась всенародным уважением. Лишенная телесных очей, но просвещенная верой, она была достаточно образованна и слагала духовные стихотворения, записывавшиеся под ее диктовку и достойные всяческого внимания. Ее слепота, как и слепота знаменитого учителя Церкви александрийца Дидима по прозвищу Слепец, была “зрячей”». Игумения Ксения, чьи останки в настоящее время мироточат, почитается сестрами обители и многими православными как святая. 2. Нектария (1923–1928), в миру Аргиро Явопулу, родилась в 1862 году в Витине (Аркадия) и впоследствии переселилась в Афины. Живя в миру, она, как и Ксения, посещала храм Пророка Елисея. В Свято-Троицкой обители с 1913 года, пострижена в рясофор в марте 1915-го, в великую схиму – 15 мая 1919 года. Скончалась 24 июля 1936 года. 3. Каллиника (1928–1929), в миру Евдокия Леонда, родилась в 1881 году на Самосе. Поступила в обитель 24 декабря 1913 года, пострижена в рясофор 2 марта 1914-го, в великую схиму – 14 сентября того же года. В 1933 году перешла в другой монастырь. 4. Магдалина, диаконисса (1929–1931), в миру Мария Мустака, родилась в 1880 году в Аргосе. По образованию учительница, она преподавала в Александрии. Переехав на Эгину, поступила в Свято-Троицкий монастырь, где после положенного испытания была пострижена в рясофор 21 ноября 1912 года. С 12 августа 1922 года – великосхимная монахиня. Между 1913 и 1920 годами посвящена святым Нектарием в диакониссы. Окончив игуменское служение, Магдалина из послушания архиепископу Хризостому Пападопулосу возглавила реорганизацию запустевшего Хризолеондийского монастыря и преобразование его в женский, а в декабре 1935 года официально приняла начальство над ним. Скончалась 23 июня 1963 года. 5. Касиана (1931–1950), в миру Екатерина Пападаки, родилась в 1876 году на Крите. Была в числе первых насельниц монастыря (с октября 1904). В рясофоре с 5 августа 1905 года, в великой схиме – с 11 ноября 1909-го. Скончалась 6 декабря 1950 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Отвечая на исторический пример с мелетианской схизмой, который приводит константинопольская сторона, Архиепископ Анастасий пишет: «Соотношение и аналогия украинского вопроса с мелетианской схизмой IV-ro века, о чем подробно упоминается в Вашем письме, не развеяли наших сомнений. Напротив, внимательное изучение этого [вопроса] приводит к другим выводам. Согласно трактату приснопамятного митрополита Анхиальского, а затем Смирнского Василия, которые Вы мне прислали в качестве приложения [под названием] «Подробно о схизме мелетиан», говорится следующее: «Исправление происходило через принятие самого Мелетия в епископское достоинство без священнодействия, а тех, кто был рукоположен ним, в то время как он сам был отлучен, епископов и пресвитеров и диаконов, – на таких условиях и таким образом, которым 8-й канон повелевает принимать кафаров и новациан, то есть через простое рукоположение (хиротесию) с молитвой, утверждая за каждым из них их священные степени». Последняя объясняющая фраза была опущена в Вашем письме», – отмечает Архиепископ Анастасий. Вместе с тем, Предстоятель Албанской Церкви приводит слова святителя Афанасия Великого, подтверждающие указанный способ принятия из раскола, а также слова известного греческого церковного историка архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса), который, описывая историю с мелетианской схизмой, заключает: «Собор занялся вопросом Мелетия Ликопольского (4 правило). Мелетию было разрешено жить в Ликополи и иметь честь епископа без права управлять епархией Ликопольскою и рукополагать». Далее архиепископ Анастасий продолжает: «Архиепископ Александрийский Александр требовал от Мелетия каталог рукоположенных им епископов, которых насчитывалось 29. Собор по милости признал их в их (епископском) достоинстве через новое возложение рук ... при условии, чтобы они находились с каноническими епископами, подчинялись Архиепископу Александрийскому, и не участвовали в выборах епископов. Однако, они могли быть избраны на вакантные епископские кафедры. Только один Мелетий не мог быть избранным.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель также обещал сделать все от него зависящее, чтобы восстановить должное управление церковными финансами. Образование Архиепископ назвал «важнейшим средством для сохранения народа Кипра» и сообщил, что Церковь выдвинула свои предложения по реформе системы образования в стране. Президент страны Тассос Пападопулос пожелал новому Предстоятелю успехов и выразил надежду на единство Священного Синода и Церкви Кипра. Епископ Тримифунтский Василий обратился к новому Архиепископу от имени Священного Синода. Владыка Василий выразил надежду, что Хризостом II принесет единство Церкви и призвал его сосредоточить усилия в борьбе народа Кипра за воссоединение. Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский Христодул  пожелал восстановления справедливости на острове и возвращения территорий, оккупированных Турцией, их законным жителям.  Он также выразил надежду на то, что вскоре вновь появится возможность посещать храмы и святыни на севере острова. От имени Константинопольского Патриарха Варфоломея выступил Архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий. Высоко оценив заслуги нового Предстоятеля, он призвал его обеспечить единство Кипрской Церкви. Выступающие также выразили благодарность бывшему Архиепископу Кипрскому Хризостому за труды. На церемонии интронизации присутствовали архиереи Поместных Православных Церквей, представители Ватикана, Армянской, Коптской, Маронитской, Англиканской Церквей. Греческое правительство представлял министр общественного порядка Вирон Полидорас. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в торжествах приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и священника Сергия Говоруна, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Церемони завершилась торжественным шествием назад в Архиепископию. Вечером в воскресенье, в канун тезоименитства Архиепископа Хризостома, было совершено торжественное богослужение.

http://patriarchia.ru/db/text/159759.htm...

В этот первый период паламитских исследований, который можно было бы назвать «периодом нового открытия Григория Паламы» , Григорий Папамихаил был все же не один. К числу достаточно важных можно отнести исследования Фемистоклеса Хаджиставроса , впоследствии архиепископа Афинского Хризостома II, Хризостома Пападопулоса , наряду с изданием двух сочинений Паламы Константином Диовуньотом в журнале «Новый эллиномнемон». Событием особого значения также может быть названо основание Святейшим Митрополитом Фессалоникийским Геннадием журнала «Григорий Палама» и выход его первого номера в 1917 г., в Фессалониках,. В частности, в самом первом выпуске (σ. 22-25) была помещена статья о Григории Фессалоникийском, автором которой значился настоятель храма Святого Григория в городе Фессалоники Икономос отец Константин Вламос. В ту же самую эпоху два главных учебника догматического богословия, изданные в Афинах Зиком Росисом в 1903 г. и Христосом Андруцосом в 1907 г. , обнаруживают полное незнание Григория Паламы и его богословия. Особенно следует отметить, что Христос Андруцос, следуя западной богословской мысли, смешивает во многих случаях сущность и энергии Бога . Для объяснения такого глобального расхождения между богословским учением этих догматистов и богословским учением вышеуказанных писателей можно обратить внимание на их богословские предпосылки. Ведь неслучайно, что Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос, связанные друг с другом тесной дружбой, получили основную часть своего богословского образования в России, а именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Здесь они сотрудничали в написании своих работ с русскими профессорами, знатоками богословия Григория Паламы, вполне возможно через филокалийное предание . Напротив, Зикос Росис и Христос Андруцос, прошедшие обучение на Западе, изучали схоластическое богословие и его догматические системы, которые отчасти наложили отпечаток на их богословскую мысль и труды . Греческое богословие следующих деятилетий, кажется, не оценило большие достижения, к которым пришли Григорий Папамихаил, Хризостом Пападопул и другие богословы, заново открывшие Паламу.

http://bogoslov.ru/article/514944

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010